Важной частью социальной защиты населения является социальное обслуживание нетрудоспособных граждан и инвалидов, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей этих категорий лиц.
Социальная политика, направленная на реализацию конституционных установок по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека и общества, является достаточно широкой категорией. Важным системообразующим ее элементом является социальное обслуживание граждан, представляющее собой комплексный государственный, правовой и общественный институт, выступающий в качестве формы распределения материальных благ с нуждающихся в этом членов общества. Общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением указанных материальных благ, так же составляют предмет права социального обеспечения.
Субъектами этих отношений выступают, с одной стороны, граждане, имеющие в соответствии с законом право на социальное обслуживание (правоуполномоченные субъекты), и, с другой стороны, органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица, иные государственные муниципальные организации, на которых возложены обязанности по социальному обслуживанию граждан (правообязанные субъекты).
Актуальность данного исследования заключается в том, что анализируя современное состояние социального развития Российской Федерации, можно утверждать, что социальное обслуживание уступает в качестве одной из моделей социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности.
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия, функций и видов социального обеспечения, его организационно-правовых форм, организации работу органов, осуществляющих социальное обслуживание в России.
Для достижения поставленной цели определяется решение следующих задач:
Сформулировать понятие и рассмотреть функции социального обеспечения.
Охарактеризовать организационно-правовые формы социального обеспечения на современном этапе.
Рассмотреть виды социального обеспечения.
Охарактеризовать систему органов, осуществляющих социальное обслуживание населения.
Работа состоит из введения, основной части (2-х глав), заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Понятие и виды социального обслуживания населения
Социальное обслуживания граждан пожилого и престарелого возраста
... социального обслуживания пожилых граждан и его место в системе социальной защиты населения Основными направлениями социальной работы с пожилыми людьми в условиях современного общества являются социальная поддержка и социальная помощь. Социальная ... Основными формами социальной поддержки пожилых людей являются: совершенствование и развитие системы пенсионного обеспечения и пенсионного обслуживания, в ...
1 Понятие и основные характеристики социального обслуживания
Социальное обслуживание представляет собой регламентированную Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальное обслуживание можно определить и иначе — как деятельность соответствующих служб и организаций по предоставлению гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, социальных услуг.
Закон раскрывает также понятие «социальных услуг». Ими считаются действия по оказанию помощи клиенту социальной службы, т. е. гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Социальная услуга — это, таким образом, помощь указанным гражданам, оказываемая соответствующими социальными службами. [5, с.456]
Оно основывается на принципах:
адресности;
доступности;
добровольности;
гуманности;
приоритетности предоставления социальных услуг находящимся в трудной жизненной ситуации;
конфиденциальности;
профилактической направленности.
Мероприятия по социальному обслуживанию осуществляются в государственной системы социальных служб. Данная система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Клиентами социальных служб являются граждане, находящиеся в жизненной ситуации, нуждающиеся в этой связи в предоставлении социальных услуг.
Под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Социальные услуги определяются как действия по оказанию помощи отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.
Медико-социальная работа с гражданами пожилого, старческого возраста ...
... Выявить проблемы медико-социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами. 2) Изучить социальное развитие пожилых людей 3) Рассмотреть социально-медицинское обслуживание на дому ГЛАВА 1. Медико-социальная работа как отрасль 1.1 Организация и содержание медико-социальной работы в России ...
Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.[3, с.110]
Граждане пожилого возраста и инвалиды составляют наиболее значительную в численном отношении группу, нуждающуюся в социальной помощи. В этой связи правовое регулирование социального обслуживания данной категории граждан осуществляется на основе специально принятого отдельного федерального закона.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой регламентированную Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» в Российской Федерации деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Данное направление социального обслуживания включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.
Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в перечни гарантированных государством социальных услуг.
Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:
соблюдения прав человека и гражданина;
предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;
преемственности всех видов социального обслуживания;
ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;
приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;
ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания. Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государственного и негосударственного секторов социального обслуживания.
Учреждения социального обслуживания являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственные учреждения социального обслуживания не подлежат приватизации и не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности.
Технология социальной работы с пожилыми гражданами
... деятельности комплексного центра обслуживания пожилых граждан. Сравнительный анализ работы Центра за 2008-2010 гг. Проанализировать эффективность деятельности работы Центра на примере медико-социального отделения. социальный пожилой обслуживание 1 Пожилые люди как объект социальной работы 1.1 Социальные проблемы пожилых людей в ...
Право на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов имеют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку в образовательных учреждениях Российской Федерации. Для оказания основных социально-бытовых услуг могут привлекаться граждане, не имеющие профессиональной подготовки, на условиях трудового договора, заключаемого с органами управления социальным обслуживанием населения или учреждениями социального обслуживания.
Право на профессиональную частную деятельность в сфере социального обслуживания имеют граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, или учреждения социального обслуживания.
Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг в государственном секторе социального обслуживания осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Действия или бездействие государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также должностных лиц, повлекшие нарушения прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания, могут быть обжалованы в суд.
Нарушение законодательства Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов влечет за собой уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.[1, с.86]
Граждане пожилого возраста и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на:
уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;
Социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов. Проблемы и ...
... данной курсовой работы - раскрыть сущность проблем развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России и определить пути их решения. Решению этой цели служат следующие задачи: рассмотреть социальную политику государства по защите и поддержке граждан пожилого возраста; ...
информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
согласие на социальное обслуживание;
отказ от социального обслуживания;
конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;
защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке. [6, с.198]
Право на информацию. Граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право получать информацию о видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты, а также о других условиях их предоставления. Информация о социальных услугах предоставляется социальными работниками непосредственно гражданам пожилого возраста и инвалидам, а в отношении лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — их законным представителям. Граждане пожилого возраста и инвалиды, направляемые в стационарные или полустационарные учреждения социального обслуживания, а также их законные представители должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в указанных учреждениях и видами услуг, предоставляемых ими.
Добровольность социального обслуживания. Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. [2, с.103]
Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дается их законными представителями после получения сведений, предусмотренных в части первой статьи 8 настоящего Федерального закона. При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимается органами опеки и попечительства.
Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается на основаниях и в порядке, предусмотренных Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Право на отказ от социального обслуживания. Граждане пожилого возраста и инвалиды, а также их законные представители имеют право отказаться от социального обслуживания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона. В случае отказа от социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения. Отказ граждан пожилого возраста и инвалидов от социального обслуживания, который может повлечь за собой ухудшение состояния их здоровья или угрозу для их жизни, оформляется письменным заявлением граждан пожилого возраста и инвалидов или их законных представителей, подтверждающим получение информации о последствиях отказа.
Социальное обеспечение пожилых людей
... социальной реабилитации и социального обслуживания пожилых людей. В настоящее время в Беларуси живет около 2,5 млн. пенсионеров, из них 152 тыс. - одинокие граждане пожилого возраста, более 590 тыс. - одиноко проживающие пожилые люди, ... резко увеличил эти негативные тенденции. Проблемы социальной адаптации и поддержки инвалидов и людей пожилого возраста продолжают оставаться актуальными и требуют ...
Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. [2, с.110]
Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, пользуются правами, предусмотренными статьей 7 Федерального закона, а также имеют право на:
обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;
уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;
социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;
добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;
медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;
свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами;
бесплатную помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;
предоставление им помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;
сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, — в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение. Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни;
участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых в том числе в учреждениях социального обслуживания.
Совершенствование технологии социальной работы с пожилыми людьми ...
... лиц пожилого возраста и инвалидов. См.: Дементьева Н.Ф., Болтенко В. В., Доценко Н.М. Социальное обслуживание и адаптация лиц пожилого возраста в домах-интернатах - М., 2005.-25-26с. В России накоплен определенный опыт в социальной работе с пожилыми людьми и инвалидами, но ...
Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения в порядке, установленном действующим законодательством.
Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в государственных учреждениях социального обслуживания и нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, направляются на обследование и лечение в государственные учреждения здравоохранения. Оплата лечения граждан пожилого возраста и инвалидов в указанных учреждениях здравоохранения осуществляется в установленном порядке за счет соответствующих бюджетных ассигнований и средств медицинского страхования.
Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания граждан пожилого возраста и инвалидов или создания удобств для персонала указанных учреждений использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция граждан пожилого возраста и инвалидов. Лица, виновные в нарушении указанной нормы, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. [4, с.205]
Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут приниматься на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора. Указанные категории граждан могут участвовать в лечебно-трудовой деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями. Принуждение граждан пожилого возраста или инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, к лечебно-трудовой деятельности не допускается.
Ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг допускаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом, и могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в учреждения социального обслуживания в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными.
Вопрос о помещении граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждениях социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей по основаниям, предусмотренным в части первой настоящей статьи, решается судом по представлению органов социальной защиты населения. [1, с.123]
Отказ от услуг стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утративших способность удовлетворять свои основные жизненные потребности или признанных в установленном законом порядке недееспособными, производится по письменному заявлению их законных представителей в случае, если они обязуются обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания.
Социальное обслуживание пожилых и инвалидов
... особенности социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в Российской Федерации. Задачи работы: 1. Изучить положения и принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в РФ. 1. Рассмотреть формы социального обслуживания 2. Сделать анализ деятельности учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста ...
Гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому. Данный отказ подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, осуществляемое в нестационарных условиях, может быть прекращено в случае нарушения ими норм и правил, установленных органами управления социальным обслуживанием при предоставлении данного вида услуг.[3, с.88]
социальное обслуживание гарантия правовой
1.2Формы социального обслуживания в РФ
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает:
социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
срочное социальное обслуживание;
социально-консультативную помощь.
Гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.
Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.
Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. [1, с.153]
К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:
организация питания, включая доставку продуктов на дом;
помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
Правовое регулирование социального обслуживания пожилых граждан ...
... в отечественной научно-практической литературе. Объектом работы является социальное обслуживание граждан пожилого возраста в Российской Федерации. Предмет работы состоит в правовом регулировании социального обслуживания пожилых людей. Цель работы – выявить особенности правового регулирования социального обслуживания граждан пожилого возраста в Российской Федерации. Для достижения поставленной ...
содействие в организации ритуальных услуг;
другие надомные социальные услуги.
При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.
Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.
Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях.
Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.
Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга. [6, с.465]
Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.
Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.
Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и постоянно нарушающие установленный Положением об учреждении социального обслуживания порядок проживания в них, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании представления администрации указанных учреждений, переведены в специальные стационарные учреждения социального обслуживания. [6, с.467]
Администрация стационарного учреждения социального обслуживания обязана:
соблюдать права человека и гражданина;
обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность граждан пожилого возраста и инвалидов;
информировать граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания, об их правах;
исполнять возложенные на нее функции опекунов и попечителей в отношении граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в опеке или попечительстве;
осуществлять и развивать просветительную деятельность, организовывать отдых и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов;
предоставлять гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарном учреждении социального обслуживания, возможность пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами;
выделять супругам из числа проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов изолированное жилое помещение для совместного проживания;
обеспечивать возможность беспрепятственного приема посетителей как в выходные и праздничные дни, так и в рабочие дни в дневное и вечернее время;
обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей граждан пожилого возраста и инвалидов;
исполнять иные функции, установленные действующим законодательством.
Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:
разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
разовое оказание материальной помощи;
содействие в получении временного жилого помещения;
организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
иные срочные социальные услуги.
выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;
профилактику различного рода социально-психологических отклонений;
работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организацию их досуга;
консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов;
обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов;
правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;
иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов. [4, с.156]
Законодательство устанавливает следующие виды социального обслуживания:
)Материальная помощь. Данный вид предоставляется гражданам, находящимся в сложной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
)Социальное обслуживание на дому. Оно осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.
)Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания. Осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
)Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания. Предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.
)Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.
)Консультативная помощь. В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
)Реабилитационные услуги. Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, нуждающимся в постоянном или временном гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.
Социальное обслуживание может бесплатно, так и за плату.
Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:
гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход,
если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают;
гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Платные социальные услуги оказываются в порядке, который также устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно. [3, с.110]
Глава 2. Организация работы органов, осуществляющих социальное обслуживание в РФ
.1 Характеристика органов, осуществляющих социальное обслуживание
Система социального обслуживание населения определяется не просто совокупностью учреждений с динамикой их развития на определенных территориях РФ, но и совокупностью составляющих, а именно: межведомственная взаимосвязь, определенный порядок взаимодействия органов социального обслуживания, обоснованные действия всех учреждений в пользу поддержки различных слоев населения; определенный способ устройства региональной упорядоченной множества учреждений, связанных общими функциями, целями, задачами; форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, сопоставление усилий, направленных на становление социальных служб и полученных результатов социального обслуживания, проявляющихся в основном в степени эффективности социальных услуг и удовлетворенности клиентов социальных служб.
Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» внесли новое представление о сущности социального обслуживания населения.
В статье 1 федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» выделяется, что социальное обслуживание выражает собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-медицинских, социально правовых, социально-бытовых, психолого-педагогических услуг и материальной помощи, в проведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудном житейском положении. Статьи Закона, раскрывающие основное содержания видов социального обслуживания, а именно: социального обслуживания в стационарных условиях, материальной помощи, социального обслуживания на дому, предоставления временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативной помощи, социального патронажа граждан и семей — наиболее важны для общества.[6, с.98]
Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
комплексные центры социального обслуживания населения;
территориальные центры социальной помощи семье и детям;
центры социального обслуживания;
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
социальные приюты для детей и подростков;
центры психолого-педагогической помощи населению;
центры экстренной психологической помощи по телефону;
центры (отделения) социальной помощи на дому;
дома ночного пребывания;
специальные дома для одиноких престарелых;
стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
геронтологические центры. [3, с.91]
Граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право получать информацию о видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты, а также о других условиях их предоставления.
Информация о социальных услугах предоставляется социальными работниками непосредственно гражданам пожилого возраста и инвалидам, а в отношении лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — их законным представителям.
Граждане пожилого возраста и инвалиды, направляемые в стационарные или полустационарные учреждения социального обслуживания, а также их законные представители должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в указанных учреждениях и видами услуг, предоставляемых ими.
.2 Учреждения социального обслуживания Волгоградской области
На территории Волгоградской области действуют учреждения социального обслуживания, в основных направлениях деятельности которых закреплены обеспечение качества и доступности услуг для нуждающихся граждан, улучшения условий проживания людей, улучшение состояния здоровья населения и иные функции.
Конституция РФ в ст.77 закрепила, что система органов государственной власти областей РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти. В соответствии с этим положением в Волгоградской области образованы приведенные ниже органы социального обслуживания.
На примере Красноармейского района г.Волгограда рассмотрим учреждения социального обслуживания населения на местном уровне. Итак, на территории Красноармейского района действуют:
) В целях всесторонней поддержки социально незащищенных семей в 2003 году был создано государственное учреждение социального обслуживания «Красноармейский центр социальной помощи семье и детям».
Основные направления деятельности Центра:
а)Оказание услуг населению:
социально-психологических (психологическая диагностика, коррекция, реабилитация, консультирование и пр.,)
социально-педагогических (проведение бесед с родителями по вопросам воспитания детей, содействие в развитии творческих способностей несовершеннолетних и пр.,)
социально-правовых (помощь в оформлении документов личного и семейного характера, представительство интересов семьи и несовершеннолетних в суде и пр.,);
социально-экономических (оказание материально, вещевой и продуктовой помощи)
б)Профилактическая и просветительская работа с населением:
обучение (реализация программ по подготовке молодежи к семейной жизни, сознательному родительству, подготовке детей к школе, формированию здорового образа жизни и пр.,);
работа со СМИ;
трудоустройство несовершеннолетних из неблагополучных семей;
издание и распространение информационных материалов для населения;
социальный патронаж семей и детей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации и состоящих на учете в Центре;
реализация мероприятий, направленных на повышение общественного авторитета семьи и ответственного родительства;
поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации возможностей по преодолению трудных жизненных ситуаций;
ведение районного банка данных на семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
Программы Центра:
·«Приручи свои желания» — по профилактике употребления психоактивных веществ;
·«Ступеньки» -по подготовке детей из малообеспеченных семей к школе;
·«Сделай свой выбор» — по формированию профессионального самосознания;
·Счастливый дошколенок» — по преодолению тревожности, развития познавательной активности для детей дошкольного возраста;
·Здравствуй, это Я!» — по поддержке несовершеннолетних мам.
) ГКСУ СО «Красноармейский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». Пятнадцать лет назад распахнул свои двери для мальчишек и девчонок с нелегкой судьбой детский приют. В 2002 году приют переименован в реабилитационный центр. За пятнадцать лет существования центра в нем обрели кров, почувствовали домашнее тепло, заботу более четырех тысяч ребят.
Цель создания Центра: оказание социальной помощи и поддержка несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи Центра:
а)профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
б)осуществление приема несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им экстренной помощи;
в)проведение социального диагностирования с целью дальнейшей разработки индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации;
г)реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних;
д)обеспечение защиты прав и общих интересов несовершеннолетних;
ж)оказание несовершеннолетним комплексной медико-социально-педагогической помощи;
з)содействие органам опеки и попечительства в решении вопросов жизнеустройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
Структура Центра:
.Отделение социальной правовой помощи семье и детям предназначено для:
определения юридического статуса несовершеннолетнего;
оказания консультативной помощи
оказания содействия органам опеки и попечительства в дальнейшем устройстве несовершеннолетних, проживающих в Центре;
оказания социально-правовой помощи несовершеннолетним и их семьям по вопросам защиты личных, имущественных, жилищных прав;
сбора документов для дальнейшего устройства.
. Отделение диагностики и социальной реабилитации предназначено для:
осуществление круглосуточного приема несовершеннолетних;
проведение первичной диагностики, изучение особенностей личностного развития и поведения несовершеннолетних;
разработка рекомендаций по дальнейшей социальной реабилитации несовершеннолетних;
определение форм и степени дезадоптации, особенностей личностного развития и поведения несовершеннолетних;
оказание медико-психолого-педагогической помощи;
разработки и реализации индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, включающих комплекс мероприятий, направленных на вывод из трудной жизненной ситуации и восстановление социального статуса;
внедрение в практику современных методик и технологий социальной реабилитации.
. Информационно-методическое отделение предназначено для:
оказания методической помощи сотрудникам Центра;
информирования населения об оказываемых Центром услуг и проводимых мероприятиях;
организации и проведения семинаров, круглых столов для специалистов и общественности;
анализа, обобщения и распространения опыта работы Центра;
обобщение и распространение информации о передовых технологиях социальной, педагогической, психологической работы, используемых технологиях в отечественной и мировой практике;
организация работы со СМИ;
осуществление текущего и перспективного планирования деятельности Центра.
. Отделение семейных воспитательных групп предназначено для:
подготовки воспитателей семейных воспитательных групп и лиц, желающих стать патронатным воспитателем;
организация семейных воспитательных групп и патронатного воспитания;
защита прав и законных интересов воспитанников;
осуществление постоянного медико-психолого-педагогического контроля над несовершеннолетними, проживающими в семейной воспитательной группе и находящихся на патронатном воспитании;
оказание организационно-методической помощи воспитателям семейных воспитательных групп и патронатным воспитателям;
учет несовершеннолетних, переданных в семейную воспитательную группу и в семью патронатного воспитателя.
) ГКУ СО «Красноармейский центр социального обслуживания населения». Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг: уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально — психологической и натуральных видов помощи, содействие в организации ритуальных услуг и другие, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио — или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому. Для принятия на надомное обслуживание обращаться по адресу: Волгоград — 31, ул. Российская, 16.
) ГКССУ СО «Волгодонской дом-интернат для умственно отсталых детей». Каждый человек, рождаясь, уже является членом общества. И общество должно быть готово принять каждого своего члена, каким бы он ни был. Поэтому в Волгодонском доме-интернате дети-инвалиды являются людьми, имеющими равные личностные права с другими людьми, но нуждающимися в особой, индивидуальной помощи.
Волгодонской детский дом-интернат создан для умственно отсталых детей в 1967 году с целью коррекции психофизических дефектов, коррекционного обучения и воспитания детей, привития трудовых навыков и адекватному включению в окружающую социальную среду, медицинской и социально-педагогической реабилитации детей инвалидов.
января 2007 года Волгодонскому дому-интернату исполнилось 40 лет.
Дом-интернат расположен в живописном поселке на берегу Волгодонского судоходного канала.
За последние годы в здании произведен капитальный ремонт, значительно улучшена материально-техническая база. Приобретено бытовое, кухонное и медицинское оборудование.
Основными целями деятельности учреждения являются:
осуществление социальной защиты проживающих в Учреждении путем стабильного материально-бытового обеспечения и создание наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности;
осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского, социального и лечебно-трудового характера;
организация ухода и надзора за проживающими, их отдыха и досуга, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий;
организация получения образования детьми-инвалидами с учетом их физических и умственных способностей;
апробация, обобщение и внедрение в практику передового отечественного и зарубежного опыта, по вопросам реабилитации, образования и воспитания детей-инвалидов, оптимизация медико-социального обслуживания.
В структуре дома-интерната имеются:
Отделение медико-социальной реабилитации детей-инвалидов.
Отделение предназначено для медицинского обслуживания, организации консультаций врачей-специалистов, способствующих активному образу жизни детей, лечебно-профилактических мероприятий. В отделении разработаны индивидуальные программы по реабилитации детей. Применяются методы традиционной медицины и внедряются передовые медицинские технологии.
Неотъемлемой частью реабилитации детей-инвалидов является медицинский массаж. На всех этапах медицинской реабилитации детей — инвалидов в комплексное лечение большинства заболеваний включаются различные виды массажа, в том числе лечебный, классический, дифференцированный, точечный, сегментарный. Индивидуальный подход и применение различных приспособлений, таких как комплект, для массажа «Помощник» позволяет добиться хороших результатов.
Регулярное обследование психосоматического состояния детей позволяет определить динамику физического, психического, психолого-педагогического развития детей. Данные обследования позволяют выбрать нужные направления, меры, способы и методы воздействия способствующие улучшению жизнедеятельности воспитанников.
Отделение психолого-педагогической реабилитации
В отделении воспитываются и обучаются дети в возрасте от 4-х до 18-ти лет. Основными задачами отделения ППР являются:
охрана жизни и здоровья, широкое использование здоровьеразвивающих технологий с учетом индивидуальных показаний психофизического развития воспитанников;
формирование и закрепление в индивидуальном сознании представлений относительно «Я», «Другой», «Я и другой», «Я и другие люди»;
формирование навыков коммуникации;
развитие умений самообслуживания и элементарного жизнеобеспечения;
развитие когнитивных процессов на основе разнообразных видов учебной деятельности;
формирование творческих, прикладных, трудовых умений;
формирование доступных навыков и представлений об индивидуальных правилах поведения в обществе людей, способах социального взаимодействия с окружающим миром.
В отделении сформировано семь обучаемых групп. С учетом возраста детей, перспективных линий индивидуального развития определены направления коррекционного сопровождения. Педагогические мероприятия опираются на достижение результатов в ходе направленного педагогического взаимодействия педагога-воспитателя с ребенком. Для каждой группы выделены приоритетные направления обучения и воспитания.
Для первой группы — это сенсомоторное развитие, навыки вербальной и невербальной коммуникации, навыки самообслуживания, основы социализации.
Во второй группе — это учебные навыки в повседневной жизни, возможность межличностных отношений, способность участвовать в групповых мероприятиях, самообслуживание, гигиена тела, охрана здоровья.
В трудовых группах приоритетными являются навыки и умения профессионально-трудовой деятельности; навыки социального взаимодействия с окружающими играют так же очень большую роль, так как именно в этом возрасте необходимо научить детей регулировать свое поведение.
Во всех группах введены программы по формированию нравственного, основ эстетического, духовно-нравственного воспитания.
В отделении психолого-педагогической реабилитации дети получают необходимую коррекционно-педагогическую помощь, которая направлена на максимальное приспособление «особенных» детей к жизни в окружающем социуме.
Особое внимание уделяется физическому воспитанию и развитию детей. Лечебно-оздоровительная работа проводится в сочетании с педагогической. Создан специфический режим и обеспечен его охранительный характер. Физическое воспитание проводится в соответствии с лечебными и педагогическими целями. При этом происходит коррекционное воздействие на соматическую и нервную систему ребенка на его моторику как биологическую предпосылку.
Отделение социально-трудовой реабилитации и культурно-массового обслуживания.
Основная задача отделения — создание условий для развития личности детей в процессе трудовой и культурной деятельности, формирование творческих и профессионально-трудовых навыков, подготовка к самостоятельной жизни. В отделении проходит процесс доступного трудового и начального профессионального обучения детей-инвалидов.
Работа в сфере обслуживающего труда расширяет бытовой и социальный опыт детей. В доме-интернате создаются необходимые условия для овладения профессией санитарка-уборщица.
В доме-интернате воспитанники обучаются начальным навыкам шитья. Швейная мастерская оборудована всем необходимым для учебного процесса. Дети учатся самостоятельно выполнять отдельные операции по изготовлению постельного белья, учатся шить пеленки, нижнее белье и другие, необходимые в быту принадлежности.
Воспитанники получают навыки сельскохозяйственного труда. Знакомятся с сельскохозяйственными профессиями, наблюдают за ростом растений и закрепляют на практике полученные знания. У детей воспитывают любовь к труду, желание участвовать в совместной трудовой деятельности.
В доме-интернате организована культурно — досуговая деятельность. Детей приобщают к здоровому образу жизни, формируют стремление активно участвовать в культурно-массовых мероприятиях. Развивают умение общаться друг с другом и окружающими людьми. Знакомят с традициями и обычаями родного края. Прививают патриотические чувства к Родине. Воспитанники охотно посещают достопримечательности города и культурно-массовые заведения. Свое свободное время воспитанники проводят в разнообразных кружках, что способствует развитию их творческих способностей.
Кружковая работа в нашем детском доме проходит во второй половине дня. Состав кружков разновозрастной, а время пребывания там не ограничивается учебным планом и зависит от продолжительности интереса ребенка к данному виду деятельности. Подбор видов кружков идет с учетом возраста детей их способностей и степени сложности содержания программ. Таким образом, за период пребывания в детском доме, каждый ребенок имеет возможность ознакомиться со всеми кружками и попробовать в них свои силы. Создается психологическая ситуация выбора, когда ребенок может выбрать то, что соответствует его интересам и возможностям, и использовать в самостоятельной жизни как любимое занятие в часы досуга.
Очень важен сам процесс формирования навыков музыкальной культуры, который со временем может дать неожиданный и яркий результат.
Концертные выступления развивают у детей умение держать себя на сцене, снимают скованность. Готовясь к выступлению, ребенок ощущает себя творческой личностью. Все это способствует улучшению контактов с окружающими не только в стенах детского дома, но и за ее пределами.
Кружок «Спортивная деятельность» — состоит из нескольких этапов: «подвижные игры» (типовая), «спортивные игры» (типовая), «спортивное совершенствование» (занятия в тренажерном зале).
Все это дает возможность ребятам и сейчас, и в будущем свободно вступать в контакты со своими сверстниками, способствует активному приспособлению к жизни и реализации личных возможностей. Спортивные занятия улучшают самочувствие детей и повышают их жизненный тонус, развивают общую моторику, координацию движений, вызывают положительные эмоции. Занятия «спортивным совершенствованием» помогают коррекции и компенсации нарушений физического развития и психомоторики детей. Особое значение имеет психологическая подготовка, формирование в процессе тренировок эмоционально-волевых качеств личности ребенка, выносливости, выработка коммуникативных навыков у учащихся. Коллективные занятия помогают воспитывать приветливость, общительность, доброжелательность и другие положительные черты характера.
В Волгодонском доме-интернате созданы все необходимые условия для:
осуществления социальной защиты проживающих в Учреждении;
осуществления мероприятий реабилитационного, медицинского, социального и лечебно-трудового характера;
организации ухода и надзора за проживающими, их отдыха и досуга, проведения лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий;
организации получения образования детьми-инвалидами с учетом их физических и умственных способностей;
повышения квалификации специалистов.
Медицинский и педагогический персонал работает в единой, отлаженной системе. И, это создает условия, для того чтобы дети с умственными нарушениями могли совершенствоваться как личности. Весь коллектив дома-интерната делает все необходимое, чтобы дать воспитанникам возможность жить так, как живет общество в целом и каждый его член в отдельности. Комплексная реабилитация в условиях Волгодонского дома-интерната способствует всестороннему развитию детей-инвалидов, их социально-трудовой и бытовой адаптации.
А так же на территории Волгограда и Волгоградской области действуют такие учреждения, как:
)Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Волгоградский областной центр социальной помощи семье и детям «Семья»;
) Волгоградский региональный общественный фонд социальной помощи детям и молодежи «Планета Детства»;
) ГУ Центр социальной помощи семье и детям «Забота»;
) УСЗН ГУ «Центр дневного пребывания пенсионеров и инвалидов»;
) Центр медицико-социальной реабилитации управления исполнения наказаний Минюста России по Волгоградской области;
) Центр психолого-педагогической помощи населению г. Волгограда;
) ГУ «Нижнечирский психоневрологический интернат»;
)ГУСО «Центральный комплексный центр социального обслуживания»;
) Волгоградский областной геронтологический центр;
)Иные учреждения и организации.
В 1995 году в России были приняты два федеральных закона, регламентирующих общие принципы предоставления социальных услуг и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. С формально-правовой точки зрения они не уступают аналогичным западным законам. В них подчеркивается необходимость обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг для пожилых людей, ориентация обслуживания на индивидуальные потребности и приоритет мер по социальной адаптации пожилых.
Можно добавить, что развитие социального обслуживания пожилых — важное достижение государства за последние годы. Ведь при социализме были пенсии и стационары (Дома престарелых), но с потерей способности к самообслуживанию пожилой человек уже не мог оставаться дома, если ему не помогали родственники или знакомые. Более того, случалось и до сих пор случается, что именно родственники инициируют переезд в стационар. Но сегодня у одиноких пожилых людей существует возможность получать социально-бытовые услуги на дому, как правило, два раза в неделю (покупка продуктов питания и лекарств, помощь в приготовлении пищи, помощь в уборке квартиры и т. д.).
Если пожилой человек нездоров, его может в дополнение к социальному работнику обслуживать медицинская сестра, так что посещения могут быть ежедневными. Существуют социальные столовые и парикмахерские, оказывается натуральная помощь продуктами, одеждой и т. п. Во многих местах открылись отделения дневного пребывания, где пожилые люди получают комплексное обслуживание, от двухразового питания до концертов. Управление и координацию деятельности по предоставлению социальных услуг осуществляют Центры социального обслуживания населения (ЦСОН), которые есть в настоящее время в каждом районном центре, а в крупных городах — в каждом районе.
Заключение
Социальное обслуживание — это объективная потребность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Однако, в настоящее время уровень эффективности социального обслуживания недостаточно высок. Это обусловлено различными факторами, среди которых, прежде всего, экономический. Он выражен в недостатке финансирования сферы социального обслуживания, что приводит к низкому качеству социальных услуг, их недоступности, кадровому дефициту социальных работников, плохому материально-техническому оснащению учреждений социального обслуживания.
Следующим фактором, препятствующим успешному развитию института социального обслуживания, является несовершенство законодательства, его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Зачастую, отсутствуют четко сформулированные понятия того или иного вида социального обслуживания. Это создает трудности в изучении и правоприменительной практике.
В российском обществе большое число лиц с признаками ограничения жизнедеятельности. Не секрет, что в последнее время в стране имеют место ухудшение состояния здоровья нации, старение общества, малообеспеченность, безработица. Очевидно, что в рассматриваемой сфере решения требуют проблемы по двум основным направлениям: в области социально-экономического развития и законодательного регулирования.
Для решения многих вопросов необходимы меры по реформированию социального обслуживания.
Реформируя сферу социального обслуживания, необходимо проводить политику регионального выравнивания с целью формирования равного уровня социального обслуживания на территории всей страны. Однако здесь важно не допускать уравнительного подхода и применять к различным регионам индивидуальные меры.
Одной из мер по улучшению ситуации в сфере социального обслуживания является предоставление регионам возможности поиска дополнительных нестандартных решений, например, стимулирование благотворительной деятельности, разработка нетрадиционных видов социального обслуживания, таких как санаторий на дому или учреждение социального обслуживания на колесах.
В области защиты инвалидов — одной из самых уязвимых категорий, необходимы:
увеличение объема и качества, выпускаемых протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации;
увеличение количества учреждений, специализирующихся на подобном производстве;
оборудование мест для обучения инвалидов в общеобразовательных учреждениях, расширение сети специализированных образовательных учреждений.
В дальнейшей работе с законодательной базой имеет значение расширение субъектного состава нуждающихся, уход от понятия социального обслуживания, как института, регулирующего отношения узкого круга субъектов, лишь престарелых, инвалидов и малообеспеченных.
В заключении хотелось бы сказать, что социальное обслуживание населения это механизм, позволяющий практически решать сложные вопросы жизнедеятельности общества, семьи и отдельного человека. Поэтому важно, что бы в законодательстве были прочно закреплены социальные приоритеты и гарантии. В России постепенно должна выстраивается новая модель системы социального обслуживания, отвечающая актуальным потребностям общества и экономическим возможностям государства.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vidyi-sotsialnogo-obslujivaniya/
Нормативно-правовые акты
1.Конституция РФ 1993г.
2.Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
3.Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122 — ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
4.Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181 — ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
Учебно-методическая литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vidyi-sotsialnogo-obslujivaniya/
1.Бочарова О.В. учебное пособие «Право социального обеспечения» — Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. — Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011г.
2.Галаганов В.П. учебное пособие «Организация работы органов социального обеспечения» — Москва, «Инфра-М», 2012г.
.Ершов В.А., Толмачев И.А. учебное пособие «Право социального обеспечения» — Москва, «ГроссМедиа», 2009 г.
.Зарембо Т.Ф., Савинов А. Н. учебное пособие «Организация работы органов социального обеспечения» — Москва, «Мастерство», 2011г.
.Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. учебное пособие «Право социального обеспечения России» — Москва, Издательство БЭК, 2005 г.
.Карасева Л.К. пособие «Организация работы с гражданами в системе пенсионного обеспечения и социальной защиты населения» — Пенза, ПГПУ Им.В.Г. Белинского, 2011г.
.Савинов А.Н. учебное пособие «Организация работы органов социального обеспечения» — Москва, «ФОРУМ ИНФРА-М», 2008 г.