Современные методики определения лжи в вербальной коммуникации

Введение

В XX веке внимание исследователей к феномену лжи, а именно общих принципов и причин её порождения, обратилось к её внутреннему устройству. Учёные в России и за рубежом ставили перед собой задачу обобщения накопленного опыта в изучении лжи, правил и закономерностей её внутренней структуры и, в конце концов, в построении теории лжи. Появление и проявление форм лжи во всех сферах жизни человека стало очевидным и привело к необходимости глубокого изучения её природы, а также систематизации инструментов её измерения в коммуникации с позиции лингвистики.

При проведении исследования системы «измерения» лжи были изучены работы отечественных и зарубежных ученых, которые пытаются решить следующие задачи — рассмотреть и описать ложь как лингвистическое понятие, определить основные виды лжи, выявить с пособы её оформления в речи и фиксации в языке, а также разработать приёмы распознавания лжи.

Данное исследование актуально потому, что позволяет решить ряд практических задач на основе полученных в исследовании данных.

Целью работы является выявление особенностей современных методик определения лжи в вербальной коммуникации.

Задачи, требующие решения для достижения данной цели:

  •  исследование теоретических основ понятия «ложь»;
  •  описание функций и видов лжи;
  •  исследования особенностей лжи в политической сфере;
  •  изучение методов выявления лжи.

Объект работы – ложь в вербальной коммуникации. Предмет — современные методики определения лжи в вербальной коммуникации..

Фрагмент работы для ознакомления

В данную группу относятся такие виды как манипуляция, внушение; компромат, клевета, дискредитация; искажение, дезинформация; слухи; сплетни. Успешное выполнение данного воздействия ведёт к скрытому побуждению намерений получателя информации, которые в настоящий момент не совпадают с его актуальными желаниями. Данные виды лжи используются преимущественно в средствах массовой информации, политике, деловой среде, в крупных корпорациях.Следующая группа это злоупотребление отправителем доверием получателя, которое подразумевает завладение ценным имуществом или какими-либо преимуществами получателя путем злоупотребления его доверием, т.е. действий, осуществляемых отправителем в ущерб получателю. Эта группа представлена следующими видами: мошенничество; афера, махинация; подделка, подтасовка; фальсификация, шулерство; фикция. Доверие получателя может быть основано на авторитетности источника, умелом искажении отправителем действительной информации с целью получения им материальной или моральной выгоды. Виды лжи данной группы встречаются чаще в компьютерных технологиях и страховании, в сфере малого бизнеса.Особую группу представляют понятия, объединённые под общим определением неискренность.

9 стр., 4267 слов

Организационные и межличностные коммуникации в управлении

... вербального и невербального поведения в конкретной ситуации делового общения и учесть особенности делового партнера. Основным различием системы межличностных отношений и массовой коммуникации является то, что в рамках межличностной коммуникации ... понимания и восприятия. Коммуникативные формы: лекции и семинары, доклады и сообщения, беседы и консультации, отчеты, а также письменные работы (рефераты, ...

Сюда относятся те виды неискренности, которые относятся к области проявления чувств и возникают в межличностном общении, в котором подчеркивается активность автора в выражении ложности. Это такие ситуации, когда человек говорит одно, а думает на самом деле совсем другое. Группу неискренности представляют следующие понятия: вранье; лесть, лицемерие, хитрость, притворство; играние ролей; маскировка, сокрытие чувств. Несколько обособленно к данной группе относятся к данной группе, конформизм, иллюзии и самообман. Они играют роль психологической защиты, которая помогает личности сохранить свою целостность и лицо. При определении данных понятий важными являются такие факторы, как внешние условия и действия субъектов. Все понятия данной группы относятся к сфере скрытых межличностных отношений, где есть и скрытый мотив, и скрытая цель. Данные виды лжи используются в бытовом, повседневном общении.Ложь в различных в сфере вербальной коммуникацииЛожь в политической сфереЯдром институционального дискурса является общение базовой пары участников коммуникации — учителя и ученика, священника и прихожанина, ученого и его коллеги, журналиста и читателя. В основном, выделяются следующие виды институционального дискурса: политический, юридический, военный, педагогический, религиозный, медицинский, деловой, рекламный и научный.Коммуникативная деятельность по достижению своих коммуникативных целей реализуется через коммуникативные стратегии и коммуникативные тактики, которые связаны с соблюдением конвенций, принципов и правил.Выбор тактики зависит от точки зрения говорящего на ситуацию и на проблему в целом. Владение коммуникативными стратегиями и тактиками входит в прагматическую компетенцию говорящего.Под прагматической компетенцией говорящего понимается его коммуникативный опыт в языке и речи, знание и умение применять постулаты и правила общения. Чем многообразнее и гибче стратегии и тактики говорящего, тем успешнее он добивается своих целей. Конечная успешность или неуспешность коммуникации является следствием удачных/ неудачных комбинаций различных стратегий и тактик, выбранных обоими участниками коммуникативной ситуации.Цепочка тактических ходов с использованием ложного высказывания образует особый вид общения. Среди тактик, осуществляемых с помощью различных ложных речевых действий и отвечающих экспектакциям коммуниканта, существуют следующие: аргументативные, ритаулизированные, креативные, провокационные, тактика нечестной борьбы, деструктивные, игнорирование, и другие тактики.Языковая личность в общении наделена коммуникативными, социальными и психологическими ролями. Совокупность этих ролей создаёт варианты речевого поведения. Интересны, например, исследования лжи в зависимости от влияния профессиональной деятельности говорящего. Так, перспективным, может быть измерение лжи в деловом, медицинском, рекламном и политическом дискурсах.Наиболее интересным представляется измерение лжи в политическом дискурсе, который в последнее время всё больше привлекает внимание исследователей. Интерес к изучению политических текстов можно объяснить несколькими факторами: внутренними потребностями теории, обращавшейся в разные периоды истории к реальным сферам функционирования языковой системы, к речи; политологическими проблемами изучения политического мышления, его связи с политическим поведением; социальным заказом — попытками освободить политическую коммуникацию от манипуляций общественным сознанием. Рассмотрим реализацию лжи в политическом дискурсе с помощью дискурсного анализа, ориентированного на выявление манипулятивных стратегий и тактик.Политика как специфическая сфера человеческой деятельности по своей природе является совокупностью речевых действий, которые выполняют наряду с другими такие функции как убеждение, борьба за власть и её удержание. Общественное предназначение политического дискурса, по мнению В.З. Демьянова, состоит в том, чтобы внушить адресатам — гражданам сообщества — необходимость «политически правильных» действий и оценок. Иначе говоря, цель политического дискурса — не описать, а убедить, пробудив в адресате намерения, дать почву для убеждения и побудить к действию. Убеждающая функция является одной из основных функций политического дискурса, где речевое воздействие является основной целью коммуникации, на достижение которой ориентируется политик при выборе лингвистических средств. Некоторые зарубежные исследователи также придерживаются мнения; что убеждение является основной характеристикой, или функцией политического дискурса.Другой немаловажной функцией политического языка является борьба за власть и удержание власти в своих руках в случае овладения ею политиком. Концепты «власть» и «политик» относятся к базовым концептам политического дискурса. Концепт «власть» не имеет существенных различий в обыденном и научном сознании и понимается как способность, право и возможность к принуждению. Политик «оказывается в состоянии воздействия на кого-либо, осуществляет власть», использует «инструменты власти», имеющиеся в его распоряжении: выбор слов и выражений, создание (новых) слов и выражений, выбор грамматической формы, выбор последовательности, использование суперсегментных признаков (эмфаза, тон голоса и т. п.), выбор скрытых или подразумеваемых предпосылок. «Инструменты власти» позволяют политику не только сделать свою речь аргументированной и убедительной, но и позволяют ему достичь ожидаемого им эффекта от оказанного на получателя воздействия.Важная особенность политического дискурса состоит в том, что политики часто пытаются завуалировать свои цели, используя номинализацию, эллипсис, метафоризацию, особую интонацию и другие приемы воздействия на сознание электората и оппонентов. Искажение информации моделируется в виде двух пересекающихся шкал: 1) сообщение о факте – недоговаривание (частичное умолчание) — полное умолчание (утаивание информации); 2) правда (полное соответствие фактам) — частичное искажение — откровенная ложь (полное искажение).

18 стр., 8559 слов

«Педагогический дискурс учителя средней школы»

... сложившимися общественными институтами (политическим, деловым, научным, медицинским, военным, спортивным, религиозным, педагогическим и т.д.) Как отмечает К.Ф. Седов, взглянуть на дискурс с точки зрения внутреннего ... (ЛЭС). Одной своей стороной дискурс обращен к прагматической ситуации, другой - к ментальным процессам участников коммуникации, т.е. к стратегиям порождения и понимания речи в ...

15 стр., 7270 слов

Стратегия поведения в конфликтной ситуации

... конфликта; 2. Проанализировать поведение личности в конфликтной ситуации; 3. Проанализировать особенности конфликтных ситуаций в классном коллективе. Опытно экспериментальная база исследования:, Научная новизна исследования Курсовая работа ... прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление во что бы то ни стало сказать правду в глаза; определенный набор эмоциональных качеств личности: ...

Для политического дискурса характерен речевой акт опровержения/ изобличения во лжи, в структуру которого входит обязательный компонент (констатация самого факта лжи) и факультативные компоненты (доказательства недостоверности информации и указание на мотивы использования недостоверной информации).

В политическом дискурсе используется кооперативная стратегия, которая нацелена на установление контакта с получателем. Для достижения этой цели применяются, преимущественно, аргументативные тактики, направленные на энергичное со стороны политика воздействие на сознание получателя (клятвы, заверения, активное убеждение).Стратегии и тактики лжи в политической сфереИсследуем стратегии и тактики лжи в политической сфере. Тактика «апелляция к авторитету» осуществляется политиком для подтверждения правильности излагаемой информации.Тактика «обобщения» используется политиком для доказательства своей правоты. Политик доказывает, что неблагоприятная информация не случайна и не исключительна.Тактика «цитирования» осуществляется с помощью цитирования известных людей. Данная тактика применяется для убедительности высказывания, создания ощущения непосредственного контакта с получателем, понимания его проблем. Использование крылатых слов, выражений, пословиц, поговорок применяется во время ведения словесной дуэли с целью дать собственную оценку противнику, его деятельности.Тактика «усиления» реализуется через использование изъяснительных конструкций, замены слов иностранными синонимами, использовании метафор.Метафоры появляются в речи политиков каждый раз, когда требуется найти неординарный выход из проблемной ситуации.

  • Тактика «перевоплощения» позволяет политику перевоплотиться в «незнайку», «провинциала», чтобы установить контакт с получателем. Данная тактика характеризуется большим количеством вопросительных и восклицательных предложений, выражающих эмоциональное отношение, передающих чувства негодования, удивления, страха.В процессе коммуникации политики стремятся применять различные стратегии и тактики воздействия, пользуясь разнообразными языковыми средствами. Рассмотрим тактики дискредитации. Термин «дискредитация» определяется как отрицательное воздействие на самолюбие, затрагивание самолюбия, уязвление;
  • удар по самолюбию;
  • ущемление, ущерб чести, нанесение урона чести, подрыв, урон репутации, авторитета, доверия, «запятнывание» имени, чести, репутации.Под дискредитацией понимается целенаправленный подрыв доверия к личности или к событию. Часто для достижения целей в дискредитации используется такое средство как ложь. Как средства дискредитации рассматриваются разглашение тайных сведений, клевета, распространение слухов. Если рассматривать данные лексические единицы с точки зрения объединяющей семы, то можно сказать, что это в равной степени, как невербальные действия, так и словесное выражение отрицательной оценки. К речевым тактикам дискредитации можно отнести тактики нанесения обиды (прямое оскорбление), издевки и оскорбления, навешивание ярлыков, косвенное оскорбление, развенчание притязаний.Тактика нанесения обиды предполагает эксплицитную негативную характеристику личности. В оскорбительных высказываниях обнаруживается умаление интеллектуальных, нравственных, профессиональных, физических качеств оппонента. В стратегии дискредитации метафора играет такую же роль, как и в стратегии аргументации. Перенос наименования с одного объекта (предмета, лица) на другой, сходный с первым в каком-либо отношении, позволяет отправителю характеризовать последний, выразить к нему отношение.Аргументация — интеллектуально-речевая деятельность, которая осуществляется через посторонние тексты, адресованные некоторому лицу (или группе лиц) и имеет целью достичь принятия адресатом одного из содержащихся в тексте утверждений. Отечественными исследователями аргументация рассматривается как суждение, деятельность, осуществляемая с помощью аргументации: «суждение (или совокупность взаимосвязанных суждений), приводимое в подтверждение истинности какого либо другого суждения (или теории).
    5 стр., 2162 слов

    Тактика допроса в конфликтной ситуации

    ... допроса в конфликтной ситуации. Цель реализуется путем решения следующих задач: уточнение сущности допроса в конфликтной ситуации; обобщение тактических приемов допроса для преодоления всякого рода противодействия следствию. выделение криминалистически значимых рекомендаций по тактике допроса в конфликтной ситуации. 1. Сущность допроса в конфликтной ситуации Допрос ...

    Аргумент в логике — посылка доказательства, иначе называемая основанием или доводом доказательства;

  • иногда аргумент называет доказательства в целом».Использование аллюзии, которая может быть не только исторической, но и литературной, строится на ассоциативной связи с каким-либо литературным произведением, персонажем, эпизодом. Литературные и исторические аллюзии необычайно продуктивны в политическом дискурсе. С целью дискредитации различные политики, по данным сравниваются с различными историческими и сказочными персонажами. Аллюзия создает предпосылки для возникновения многообразных ассоциаций, служит средством выражения оценки и создания комического эффекта. Поэтому она считается ярким средством для реализации речевой тактики дискредитации.Методы выявления лжиОсобенности лжи женщинПовышенная эмоциональность женщин проявляется и в оформлении ложного высказывания. Женское своеобразие в оформлении ложного высказывания заключается в выборе следующих лексических средств: частое использование частиц (46,6%), а также местоимений с семантикой нерелевантности числового показателя (30%).Кроме того, женщины чаще используют прилагательные превосходной степени и наречия, выражающие общую положительную оценку, что позволяет им обмануть своего собеседника. Отправитель высказывания подробно рассказывает о своей прекрасной дочке, которая якобы у неё была. Подводя итог описанию своей дочери, женщина отрицает всяческую возможность преувеличения с её точки зрения как матери.В другом примере, женщина, зная, что хорошо выглядит, негативно высказывается о своей внешности. Осуществляя данное ложное утверждение, она намеревалась вызвать возражение со стороны мужа.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/verbalnyie-metodyi-vyiyavleniya-lji-v-kommunikatsii/

1. Баранов, А.Н. Немецко-русский и русско-немецкий лингвистический словарь: с английскими эквивалентами/ А.Н. Баранов, Д.О. Добровольский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА: АСТ-ПРЕСС МАРТ, 2006. — 496 с.

2. Барханов П.В. Проблема чувствительности скринингового опроса с использованием полиграфа и концепция эмоционального интеллекта // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 4-3 (11).

С. 85-88.

3. Варламов В.А., Варламов Г.В. Противодействие полиграфу и пути их нейтрализации. Учебное пособие/ Москва, 2012.

4. Волынский-Басманов Ю.М., Тюфякова М.Е. Ложь как признак противоправных действий и методы ее выявления // Журнал прикладной психологии. 2006. № 1. С. 75-79.

12 стр., 5573 слов

Антоневич А. В. Христианская антропология и русская педагогическая ...

... котором находится современная педагогика. Необходимо вернуться к христианской антропологии, чтобы в свете ее основных понятий ... всеохватной целостности; где сходятся антропология, философия, религия. "Субъективизм ребенка и субъективизм педагога одинаково шатки и недостаточны, – ... научись, правоверный человек, быть творцом благочестия" (Хрестоматия по древнерусской литературе. М., 1991. С.47-48). В " ...

5. Гаврилова, М.В. Лингвистический анализ политического дискурса / М.В. Гаврилова [Электронный ресурс] // Политический анализ: докл. Центра эмпирич. полит, исследований — СПбГУ., — Режим доступа:

6. Гамаюнов Б.П. Торговый представитель — как найти и как не ошибиться (практика отбора и найма) // Управление продажами. 2012. № 4. С. 232-237.

7. Голосовые детекторы лжи / Ларионцева Е.А., Иванова Е.Ю., Стельмашук Н.Н. // Молодежный научно-технический вестник. 2012. № 06. С. 17.

8. Демьянков, В.З. Конвенции, правила и стратегии общения. [Текст] / В.З. Демьянков // Изв. АН СССР. Сер. лит-ры и яз. — Т. 40, 1981. — №> 4, С. 333-342.

9. Диагностика скрываемой информации на основе анализа когнитивных вызванных потенциалов мозга человека / Исайчев Е.С., Исайчев С.А., Насонов А.В., Черноризов А.М. // Национальный психологический журнал. 2011. № 1. С. 70-77.

10. Диагностирование истинности/ложности высказывания как одно из направлений моделирования личности автора письменного текста / Литвинова Т.А., Шевченко И.С., Литвинова О.А., Рыжкова Е.С. // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2013. № 24. С. 119-125.

11. Дикий И.С. Возможности применения полиграфа и новых альтернативных методов инструментальной детекции лжи для предупреждения террористических угроз // Российский психологический журнал. 2010. Т. 7. № 5. С. 63-67.

12. Достоевский Ф.М. Нечто о вранье.[Электронный ресурс] Режим доступа: http://artofwar.ru/m/maa/text_0680.shtml

13. Дубровский, Д.И. Полуправда: её природа и социальные функции [Текст] / Д.И. Дубровский // Философские науки. 1990. № 11, — С. 15-27.

14. Егорова Т.В. Представления о норме в интимно-личностных отношениях в современном обществе // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1217-1222.

15. Елисеева Л.А. Проблемы продуцирования истины в оперативно-розыскной деятельности // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2008. № 4. С. 79-81.

16. Ефремов, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный / Т.В. Ефремов. – М.: Рус. яз., 2001. в 2-х т. — T.l: А-О.- 1232 с.

17. Знаков, В.В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания [Текст] / В.В. Знаков // Вопросы психологии. 1993. № 2, — С. 9-16.

18. Иванов Р.С. Общая оценка пригодности исследуемого лица к применению полиграфа // Юридическая психология. 2011. № 2. С. 14-22.

19. Ильин А.И. Р лжи и предательстве. М. 1990. — С. 25.

20. Карает, В.И. Социальный статус человека в лингвистическом аспекте [Текст] / В.И. Карасик // «Я», «субъект», «индивид» в парадигмах современного языкознания. — Сб. научно-аналитических обзоров. — М.: ИНИОН РАН, 1992. — С. 47-87.

21. Литвинова Т.А., Середин П.В. Поиск признаков лжи в письменном тексте: современные методы и подходы // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2013. № 24. С. 126-133.

22. Новые психодиагностические возможности трекинга глаз / Огнев А.С., Венерина О.Г., Виноградова И.А. // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2012. № 3. С. 107-112. 2

2 стр., 996 слов

Педагогика как наука и искусство

... вопросам основных определений педагогики как науки и искусства, сравнение данных разных авторов по пониманию воспитательного и образовательного процессов. Работа имеет характер теоретического исследования. Структура работы. Курсовая работа ... Николаева И.И. Духовно-нравственная культура как объект педагогического анализа// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 9. С. 22- ...

23. Оценка природно-ресурсного потенциала Белгородской области для развития экологического туризма / Пендюрин Е.А., Истомина В.В., Гламазда С.Н. // Наука Искусство Культура. 2013. № 2. С. 228-232.

24. Першин А.Н., Ефимкина Н.В. Практика определения лжи следователем // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 1. С. 19-21.

25. Пиз А. Почему мужчины врут, а женщины ревут // Новая важная кн. о взаимоотношениях полов / Аллан и Барбара Пиз; [Пер. с англ. Т. Новиковой]. Москва, 2003. Сер. А и Б = формула успеха

26. Пронякова С.В. Феномен обмана и детекция лжи // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2012. № 2 (34).

С. 172-176.

27. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов, СПб.: «Норинт», 2001. — 1536 с.

28. Соловьёв, B.C. Сочинения: В 2 т. [Текст] / B.C. Соловьёв. — Т. 2. — М.: Правда, 1984.-658 с.

29. Способ диагностики ложности сообщаемой информации по динамике параметров невербального поведения человека / Романова Н.М., Самохина М.А., Семенов В.В., Иванов Л.Н. // патент на изобретение RUS 2415645 08.10.2009

30. Тарасова С.А. Формирование у будущих сотрудников отдела безопасности (режима) исправительного учреждения умения распознавать ложь в общении с осужденными // Вестник Самарского юридического института. 2013. № 1 (9).

С. 65-69.

31. Чернецкая Н., Терентьева Н.В. Почему люди лгут? // Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 3. С. 57-63.

32. Экман, 77. Почему дети лгут? [Текст] / П. Экман. пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс. 1993. — 272 с.

33. Якобсон, P.O. Лингвистика и поэтика [Текст] / P.O. Якобсон // Структурализм «за» и «против». Сб. статей. — М.: Прогресс, 1975. — С. 193-230.

34. Fiedler, K., Schmid, J. (1998): Wahrheitsattribution: Ein neuer theoretischer und methodischer Ansatz zur Lügenforschung. In: Albert Spitznagel (Hrsg.): Geheimnis und Geheimhaltung. Erscheinungsformen-Funktionen-Konsequenzen. — Göttingen; Bern; Toronto; Seattle: Hogrefe-Verlag für Psychologie, 1998. S. 167-180.