Условия организации социально-педагогической работы в школе

Содержание скрыть

В современном обществе существует следующее положение: профессионалов, выполняющих свою трудовую деятельность на отлично, становится все меньше. В связи с чем происходит такая ситуация? Да, за последние двадцать лет в России появилось огромное количество различных учебных заведений, но, несмотря на это, эти заведения выпускают «профессионалов» не с высшей степенью профессиональной компетентности.

актуальной

Выбор профессии для подростков является значимым событием. В зависимости от того, на сколько верно выбрана профессия, зависит самореализация человека в течение всей его жизни.

Названные выше обстоятельства и побудили нас к созданию данной курсовой работы. старшеклассник самоопределение личностный

Цель исследования

Объект — старшеклассники (ученики 9 -х классов).

Предмет -, Гипотеза:

Для достижения цели и подтверждения гипотезы исследования были поставлены следующие задачи :

1) Выявить личностные особенности старшеклассников и определить актуальность выбора профессии для данного возрастного периода.

2) Рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс.

3) Раскрыть роль ценностных и личностных ориентаций в правильном выборе профессии.

4) Проверить на практике поставленную гипотезу.

Методологической теоретической основой

В качестве испытуемых в исследовании выступили 43 старших школьников 9-х классов.

Практическая значимость работы, Надежность и достоверность

Глава 1. Теоретические аспекты личностных особенностей старшеклассников и их влияние на профессиональное самоопределение

1.1 Психологические особенности старшеклассников

Общая характеристика возраста.

Подростковый возраст, или, как его называют, пубертат, охватывает период развития детей от 13 до 17 лет.

В завершении этого периода у подростка устанавливается ступень идейной и психической зрелости, которой достаточно для положительного начала самостоятельной жизни, дальнейшего учения в ВУЗе или производственной работы после окончания школы.

Подростковый возраст — период гражданского становления человека, его социального самоопределения, активного включения в общественную жизнь, формирования духовных качеств гражданина и патриота.

Воспитание и саморазвитие пубертата происходит теперь под воздействием коллектива и положения, которое он начинает в нем занимать.

30 стр., 14669 слов

Теоретико-методологический анализ психологических особенностей ...

... литературных источников по проблеме исследования; 2.определить психологические особенности студентов и соотнести их с личностно-профессиональным развитием; 3.провести эмпирическое исследование психологических особенностей личностных и профессиональных качеств студентов вуза в период их обучения с ...

Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается с одиннадцати лет, у мальчиков — с тринадцати. Половое созревание вносит серьёзные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на нравственное воспитание.

У подростков наблюдаются значительные изменения в мыслительной деятельности. Теперь они начинают мыслить систематизировано, последовательно, становятся зрелыми. Увеличивается способность к абстрактному мышлению. В мышлении подростка прослеживается новая черта — критичность. Он стремится иметь своё мнение, склонен к спорам и возражениям. Считается, что подростковый возраст — самое благоприятное время для развития творческого мышления, нравственности, гуманности.

К концу пубертатного периода подростки достигают известной степени физической зрелости. Заканчивается пора стремительного роста и формирования организма и начинается абсолютно уравновешенный период становления личности. Также, к концу периода завершается и половое созревание. Но, несмотря на все вышеизложенное, полная и окончательная зрелость наступает гораздо позже.

Развитие личности в старшем школьном возрасте

Самосознание в старшем школьном возрасте становится тесно связано с потребностью осознать и оценить морально-психологические свойства своей личности уже в плане конкретных жизненных целей и устремлений. Если младший подросток оценивает себя только в настоящем, то у старшеклассника уже появляется перспектива к будущему.

Старшеклассники в сравнении с подростками гораздо глубже осознают и понимают нравственные качества личности, разбираются в тончайших оттенках соответствующих понятий.

Однако в отдельных случаях в результате неправильного воспитания, влияния людей — носителей пережитков и предрассудков старого общества или уродливых форм «современного» поведения — у некоторых юношей и девушек могут сложиться нравственные заблуждения и предубеждения и даже чуждые нашему обществу моральные принципы и установки, определяющие проявления моральной распущенности, цинизма, неуважение к окружающим. Общественно трудовая жизнь в здоровом, целеустремленном, требовательном коллективе, активно воздействующему на своих членов, обычно перестраивает сознание и поведение таких юношей и девушек. Чувство взрослости в старшем школьном возрасте, с одной стороны, становится глубже и острее. Старшеклассники ещё легче, чем подростки склонны мириться с принижением своей взрослости, с отношением к ним как к «маленьким».

С другой стороны, к концу этого возраста, по мере приближения к объективной взрослости, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, самовыражения, проявляющиеся в стремлении выразить свою индивидуальность. Если раньше, в подростковом возрасте, школьник стремился, чтобы его признали взрослым, стремился встать рядом со взрослыми, ничем не отличаться от них, то теперь он хочет, чтобы признали его индивидуальность, своеобразие, оригинальность, его право чем-то выделяться из общей массы взрослых. Отсюда и утрирование моды, показное увлечение абстрактным искусством, вызывающие формы поведения.

15 стр., 7485 слов

«Развитие ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника ...

... охарактеризовать особенности развития ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника; раскрыть понятие ценностно-смысловой сферы личности обучающегося младшего школьного возраста; охарактеризовать роль внеурочной деятельности в развитии ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника. методы исследования По этапам поиска: метод отбора ...

Под влиянием ближайшей перспективы перехода к самостоятельной трудовой жизни формируется характерная для старшего школьного возраста направленность на будущее.

Старший школьный возраст — это возраст жизненно-трудового самоопределения.

1.2 Самоопределение в старшем школьном возрасте

Помощь подросткам в выборе профессии называется профориентационной работой и является системой взаимодействующих компонентов, которые объединены общими задачами и целями.

1. «Организационно — функциональная подсистема — совместная деятельность семьи, школы, общественных объединений и прочих социальных институтов, которые несут ответственность за профориентационную работу подростков.

2. Логико-содержательная подсистема — организация профессионального просвещения старшеклассников, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный подбор, социально — профессиональная адаптация.

3. Личностная подсистема — личность подростка рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера».

При разработке данной работы, мы интересовались, в основном, личностной подсистемой. Профориентация в школе выполняет роль активизатора внутренних личностных установок. Переходя к новым социально-экономическим отношениям у подростка меняется роль в социуме, он начинает пересматривать свое отношение как к миру в целом, так и к профессиональным качествам. А именно, главную роль теперь играют предприимчивость, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения и т.д.

Естественным финалом профориентационной работы становится выбор подростком профессии. Помощь старшим школьникам в правильном выборе профессии означает то, что необходимо организовать деятельность школьников, включить занятия, мероприятия, направленные на получение знаний о себе и о мире профессионального труда. Все эти процессы становятся главными компонентами процесса профессионального самоопределения старших школьников.

Обратим внимание на несколько направлений, которые четко способствуют принятию решения о профессиональном самоопределении старших школьников:

  • система мероприятий по профессиональной ориентации, которая дает школьникам необходимыми знания, умения и навыки, необходимые для успешной «акклиматизации» в профессиональном мире;
  • диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии;
  • теоретические и методические основы проф. консультации молодежи, банк профессиокарт;
  • системный подход к профориентации школьников;
  • общественно-значимые мотивы выбора профессии.

профессионального самоопределения,

41 стр., 20046 слов

Психологические особенности профессионального самоопределения ...

... проблеме профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте. 2. Изучить и проанализировать представления и социальные установки в психологической литературе. 3. Экспериментальным путем выявить и проанализировать психологические особенности представлений о будущей профессии у старшеклассников. ...

Таким образом, профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Помощь подросткам в профессиональном самоопределении должна проводиться со следующими целями:

  • помочь подростку четко осознать систему социальных и личностных ценностей, лежащих в основе привлекающей профессии;
  • помочь подростку осмыслить собственные потребности и соотнести их с реальными возможностями;
  • на основе надежной социальной информации помочь подростку выстроить оценку состояния общественных потребностей в тех или иных видах профессионального труда;
  • помочь подростку в профессиональном самоопределении, исходя не из соображения ложного понимания престижа какой-либо профессии.

Согласование потребностей общества в кадрах определенной профессии, с одной стороны, и жизненных планов молодых людей, готовящихся вступить в самостоятельную трудовую жизнь, с другой стороны, является целью регулярного воздействия на профессиональную ориентацию, активного формирования профессиональных предпочтений.

1.3 Характеристика профессионального и личностного самоопределения в старшем школьном возрасте

«Профессиональное самоопределение — это определение своего места в мире профессий, нахождение личностного смысла в выполняемой работе, внесение коррективов в «вектор» профессионального становления личности» [4, с.3].

Воспитание и развитие профессионального самоопределения может иметь корни уже в дошкольном возрасте. Так, говоря об интересах дошкольников к играм, младших школьников к обучению, можно подразумевать начальные этапы профессиональной ориентации. В дальнейшем развитии дети, которые проявляли наибольший интерес к данным процессам, являются оптимальными объектами для организации процесса профессиональной ориентации.

Н.С. Пряжников в своих трудах отмечает, что профессиональное и личностное самоопределение являются схожими, но, одновременно, существует два главных отличия:

  • профессиональное самоопределение является конкретным и может быть официально оформлено, в то время, как личностное самоопределение является сложным понятием, и не поддается какому-либо протоколированию;
  • профессиональное самоопределение почти всегда зависит от внешних условий, в то время, как личностное самоопределение «полагается» только на самого человека.

Проведя подробный анализ профессионального самоопределения, Е.А. Климов определяет его как главное проявление психического развития, воспитания себя как полноправного участника социума [8. c.39].

Н.С. Пряжников определяет личностное самоопределение как сложный тип (в отличие от профессионального) и рассматривает его как главное проявление жизненного самоопределения, когда человек становится хозяином ситуации и всей своей жизни. Таким образом, мы можем говорить о том, что личностное самоопределение является неким процессом обнаружения самобытного образа «Я», постоянное формирование и воспитание этого образа, и утверждение его среди окружающих людей.

20 стр., 9568 слов

Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте

... профессии. Особенно это ярко может проявляться у девушек. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы требуется решение следующих задач: рассмотреть профессиональное самоопределения как психолого-педагогический феномен; проанализировать возрастные особенности ...

На протяжении всего приобретения жизненного и социального опыта у человека наблюдается важное переосмысливание жизни. Этот процесс образует самое главное и основное содержание его внутреннего существа, определяющие мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни.

В такой короткий период, как обучение в старших классах, подростку необходимо сформировать свой личный жизненный план . Что будет в него входить, решает каждый человек самостоятельно. Каждый ученик должен не просто представить себе своё будущее в общих чертах, но и абсолютно точно осознавать способы достижения поставленных целей [11, с.322].

У старшеклассников в данный период жизни формируется и постоянно развивается готовность к самоанализу основных склонностей и способностей [16, с.33].

Престижность выбираемой профессии для подростка зависит от его интересов и процесса актуальности данной личности в обществе [11, с.322].

Таким образом, центральным новообразованием старшего школьного возраста становится самоопределение. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нём» [11, с.322].

Также, в старшем подростковом возрасте происходит качественное изменение учебной мотивации. По мнению А.В. Петровского, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению. [11, с.327].

Таким образом, процесс профессионального самоопределения и выбора профессионального жизненного пути происходит у старшеклассника, опираясь на сформированные у него основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, ценностные ориентации.

Таким образом, в старшем школьном возрасте становление мировоззрения, личностного и профессионального самоопределения осуществляется в тесной взаимосвязи. Личностное самоопределение лежит в основе процесса самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрастах, оно определяет развитие всех других видов самоопределения (социального и профессионального).

Глава 2. Исследование особенностей личностно-профессионального самоопределения старшеклассников

2.1 Стартовая Диагностика личностно-профессионального самоопределения старшеклассников

В эксперименте приняли участие учащиеся общеобразовательного класса и коррекционного класса.

  • Общеобразовательный класс — 32 учащихся, из них 18 мальчиков и 14 девочек;
  • Коррекционный класс- 11 учащихся, из них 9 мальчиков и 2 девочки.

Профориентационная работа проводилась в коррекционном и общеобразовательном классах с целью сравнения развития профессионального самоопределения у старшеклассников.

Экспериментальная часть состояла из 3 этапов.

1 этап: констатирующий. Диагностика самоопределения старшеклассников.

Констатирующий эксперимент включал в себя проведение и обработку диагностик, анкет:

  • ѕ Анкетирование «Профориентация учащегося», модифицированная С. Соколом;
  • ѕ Методика «Мои способности»;
  • ѕ Методика «Дифференциально-диагностический опросник»;
  • ѕ Методика «Типы темперамента» по Г. Айзенку.

2 этап: формирующий. Формирование профессионального самоопределения старшеклассников.

Формирующий эксперимент включал в себя:

13 стр., 6041 слов

Выбор профессии и профессиональные интересы у старшеклассников

... карта интересов»; 3) анкета. Глава 1. Теоретические аспекты изучения профессионального самоопределения у старшеклассников 1.1 Понятие профессионального самоопределения личности в психологии В психологической литературе по проблеме профессионального самоопределения ... особенностей субъекта выбора профессии. В работах Н. С. Пряжникова [9] личностное самоопределение описывается также как нахождение ...

  • ѕ Лекции;
  • ѕ Беседы;
  • ѕ Игровые занятия;
  • ѕ Коллажирование;
  • ѕ Индивидуальные консультации.

3 этап: контрольный. Контрольное диагностирование особенностей личностно-профессионального самоопределения старшеклассников.

Контрольный эксперимент включал в себя анкетирование «Профориентация учащегося», модифицированная С.Соколом.

Первым этапом было проведено анкетирование «Профориентация учащегося». Целью которого было выявить, в какой профессии учащиеся хотят себя реализовать и что предпринимают учащиеся для того, чтобы достичь желаемого результата (см. Приложение 1).

Представим полученные данные графически (рис.1).

Рис.1. Результаты первичного анкетирования

Вторым этапом была проведена методика «Мои способности» (см. Приложение 2).

С помощью этой методики были выявлены особенности и качества, которые помогут учащимся справиться с выбранной профессией.

Методика «Мои способности» представляет собой опросный лист, где написано 45 утверждений и если учащиеся согласны с утверждением, они должны в бланке ответов поставить «+», а если не согласны, соответственно «-«. Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 9-ти столбцов. Каждый из 9-ти столбцов характеризует одно из направлений в развитии способностей личности.

Данные первичного исследования представлены в рис.2.

Рис.2. Результаты диагностики «Мои способности»

Из диаграммы видно, что у учащихся и общеобразовательного класса, и коррекционного класса преобладают физические способности.

Третьим этапом была проведена методика «Дифференциально-диагностический опросник» (см. Приложение 3).

С помощью этой методики исследованы склонности, позволяющие определить, какому типу профессий может принадлежать дальнейший выбор учащихся.

Методика «ДДО» представляет собой опросный лист, где учащиеся должны в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке бланка ответов поставить знак «+».

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5 столбцов. Каждый из 5 столбцов соответствует определенному типу профессий. Учащимся рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+». Время обследования не ограничивается. Хотя учащихся нужно предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30минут.

Обработка результатов была произведена при помощи компьютерных технологий.

Данные исследования представлены графически (рис.3).

Рис.3. Результаты методики «ДДО»

При выборе профессии важно учитывать помимо способностей и склонностей еще и, мало поддающийся изменениям в течение жизни темперамент.

четвертым этапом

Учащимся предлагается ряд вопросов об особенностях их поведения. Если учащийся отвечает на вопрос утвердительно («согласен»), то он ставит в соответствующей клетке знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «-«. Отвечать на вопрос нужно быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос.

Результаты диагностики «Типы темперамента» представлены в рис.4.

Рис.4. Результаты диагностики «Типы темперамента»

Из диаграммы мы видим, что в двух классах преобладает холерический тип темперамента.

В результате диагностической работы была выявлена категория учащихся с низким уровнем самоопределения в количестве 20 человек.

Таким образом, анализ результатов исследования показал необходимость профориентационной работы, направленной на создание условий для профессионального самоопределения учащихся.

2.2 Профориентационная работа, направленная на формирование личностно-профессионального самоопределения старшеклассников

Для данных учащихся была спланирована профориентационная работа. 1 этапом было проведено лекционное занятие «Выбираем профессию» с элементами беседы, так как форма лекции уместна в старшем школьном возрасте (см. Приложение 5).

Цели занятия:

  • Сформировать ответственное отношение к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий;
  • Создать условия для самостоятельного осознанного выбора подростками профиля обучения и профессионального самоопределения на основе обобщения знаний о себе, своих интересах, пожеланиях семьи и других значимых факторах.

В начале занятия ведущий раскрыл понятие, что такое профессия.

В ходе беседы были раскрыты такие вопросы, как:

  • ѕ Чем отличается профессия от специальности и должности;
  • ѕ Где можно взять информацию о профессиях;
  • ѕ Что влияет на выбор профессии;
  • ѕ Ошибки в выборе профессии.

В конце занятия учащимся было предложено ответить на вопросы:

ѕ Понравилось ли занятие?

ѕ Что нового узнали на занятии?

ѕ Что бы хотелось узнать еще?

ѕ На каком вопросе нужно было бы остановиться подробнее?

Учащиеся активно принимали участие в обсуждениях. Подробнее хотелось бы им узнать о востребованных профессиях на рынке труда по Тюменской области.

Вторым этапом было проведено занятие «Контролируем учебу и работу» (см. Приложение 6).

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с правилами приема в ССУЗы;
  • Выявить востребованные профессии по Тюменской области.

Данная работа была интересна для учащихся. Был сформулирован следующий вывод: востребованность на рынке труда играет важную роль в выборе профессии.

Третьим этапом было проведено занятие в форме игры «Я и мир профессий» (см. Приложение 7).

Цели урока:

  • Ознакомление учащихся с житейским способом выбора профессий;
  • Информирование их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.

В начале занятия было предложено учащимся разделиться на две команды (деление на команды повышает активность учащихся).

Каждая команда принимала участие в конкурсах и выполняла различные задания.

Данное занятие помогло активизировать учащихся, вспомнить множество профессий, обратить на них внимание.

Четвертым этапом было проведено игровое занятие с элементами викторины «Парад профессий» (см. Приложение 8).

Цель: расширить представления учащихся об огромном и многообразном мире профессий.

Моя будущая профессия

Данное занятие позволило закрепить пройденный курс по профориентации, понять определились ли учащиеся в выборе профессии, понять какие профессии привлекают данный контингент учащихся. На этом занятии учащиеся проявили свои творческие способности, показали, как они могут взаимодействовать в коллективе.

2.3 Контрольная диагностика личностно-профессионального самоопределения старшеклассников

Контрольный эксперимент включал в себя анкетирование «Профориентация учащегося» С. Сокола.

Результаты повторного анкетирования представлены графически (рис.5 и рис.6).

Рис.5. Сравнительные результаты исследования общеобразовательного класса

Рис.6. Сравнительные результаты исследования коррекционного класса

Сравнив результаты констатирующего и контрольного эксперимента можно сделать вывод, что после проведения ряда мероприятий в 9-х классах, результаты улучшились. Учащиеся поняли, какое важное значение имеет сделать правильный выбор профессии. Кто не готовился к поступлению, тот начал знакомиться с учебными заведениями и правилами приема, начали интересоваться требованиями к выбранной профессии.

Заключение

По итогам проведения исследования нам удалось достичь поставленной во введении цели и изучить особенности личностно-профессионального самоопределения и влияния профориентационной работы на развитие личностно-профессионального самоопределения старшеклассников.

Для реализации данной цели были выполнены следующие задачи:

1) Выявить личностные особенности старшеклассников и определить актуальность выбора профессии для данного возрастного периода.

2) Рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс.

3) Раскрыть роль ценностных и личностных ориентаций в правильном выборе профессии.

4) Проверить на практике поставленную гипотезу.

В результате решения первой задачи исследования удалось установить, что, в старшем школьном возрасте становление мировоззрения, личностного и профессионального самоопределения осуществляется в тесной взаимосвязи. Личностное самоопределение лежит в основе процесса самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрастах, оно определяет развитие всех других видов самоопределения (социального и профессионального).

В результате решения второй задачи мы получили данные, которые говорят о том, что профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

В результате решения третьей задачи исследования удалось установить, что ценностные и личностные ориентации играют важную роль в процессе профессионального самоопределения у старших школьников.

В результате решения четвертой задачи исследования удалось разработать и апробировать программу профориентационной работы, направленную на формирование личностно-профессионального самоопределения старшеклассников.

Данные изменения позволяют говорить о том, что апробированная нами программа профориентационной работы, направленная на формирование личностно-профессионального самоопределения старшеклассников продемонстрировала свою эффективность.

Проведенные расчеты также позволяют доказать выдвинутую в начале исследования гипотезу: проводя целенаправленную комплексную профориентационную работу со старшеклассниками, можно развить и скорректировать их личностно-профессиональное самоопределение от случайного решения до уровня осознанного анализа и выбора профессии и последующей установкой на самосовершенствование собственных возможностей.

Список используемых источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/usloviya-organizatsii-sotsialno-pedagogicheskoy-rabotyi-v-shkole-kursovaya/

1. Алексютина Н. Неудача — это опыт: как выбрать профессию и пережить провал на экзаменах // Учительская газета. — 2008. — 16 сент. (№ 38).

— С. 17.

2. Бендюков М.А. Ступени карьеры: азбука профориентации. — Санкт-Петербург: Речь, 2006. — 236

3. Болсуновская Н. Профориентация в Интернете: О сайтах и профориентационных ресурсах в Интернет // Народное образование. — 2007. — N 10. — С.С. 228-229.

4. В инженеры я пойду, пусть меня научат //Обучение & карьера. — 2008. — N1. — С. 45-47.

5. Васильева М. Не хотим уходить: Специалисты по продвижению торговых марок могут остаться без будущего: [о профессии маркетолога] // Труд. — 2008. — 3 дек. (N227).

— С. 8.

6. Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. — СПб.: Питер, 2007. — 216 с.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. — М.: Академия, 2007. — 240 с.

8. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: Учеб. пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 382 с.

9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — М.: Академия, 2007. — 302 с.

10. Крицкий А. Планирование карьеры старшеклассников: о выборе профессии, профессиографической и психосоциальной информации о профессиях, профессиональной перспективе старшеклассников // Народное образование. — 2009. — N 1. — С.С. 207-213.

11. Лопатина А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. — Москва: Амрита-Русь, 2005. — 350 с.

Приложение 1.

Анкета «Профориентация учащегося»

Цель анкетирования, . Какую профессию вы выбрали?

2. Что Вас в ней привлекает? (Отметить не более трех позиций.)

? Социальная престижность;

  • ? зарплата;
  • ? возможность сделать карьеру;
  • ? возможность развить свои способности (назовите какие);
  • ? интеллектуальный характер профессии;
  • ? возможность командовать другими;
  • ? творческий характер профессии;
  • ? возможность приносить пользу людям;
  • ? возможность общения с людьми;
  • ? сложность профессии;
  • другое ________________________________________.

Как Вы готовитесь к поступлению в вуз? (Отметить не более трех позиций.)

? Изучаете индивидуальные особенности своей личности;

  • ? интересуетесь требованиями к выбранной профессии;
  • ? знакомитесь с учебными заведениями и правилами приема;
  • ? начали самостоятельно углубленно изучать предметы, необходимые для поступления;
  • ? начали усиленно заниматься с репетиторами.

? никак

4 . Из каких источников, от кого Вы получаете информацию о будущей профессии? (Отметить не более трех позиций.)

? Родители;

  • ? родственники;
  • ? друзья;
  • ? СМИ;
  • ? педагоги;
  • ? знакомые.

Что о Вашем выборе говорят родители?

______________________________________________.

Что, выбирая эту профессию, Вы дадите обществу?

______________________________________________.

Приложение 2.

Методика «Мои способности»

Инструкция:

В контрольном листе поставьте «да» или «нет» рядом с цифрой.

Верно ли, что в детстве вы очень любили:

1. Подолгу играть в подвижные игры.

2. Продумывать игры и верховодить в них.

3. Играть в шашки, шахматы.

4. Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри.

5. Читать стихи или петь песни.

6. Разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы.

7. Слушать или сочинять сказки и истории.

8. рисовать самостоятельно или наблюдать.

9. Рассказывать сказки и истории.

Нравится ли вам сейчас:

10. Заниматься на уроках физкультуры или в спортивной школе, секции.

11. Добровольно брать на себя обязанности организатора дела.

12. Помогать ребятам решать математические задачи.

13. Читать об известных открытиях и изобретениях.

14. участвовать в художественной самодеятельности.

15. Помогать другим людям разбираться в их проблемах.

16. Читать или узнавать что-то новое об искусстве.

17. Заниматься в изостудии, изокружке.

18. Писать сочинение на свободную тему.

Получаете ли вы удовольствие:

19. От участия и борьбы в спортивном соревновании.

20. От своего умения расставить людей, распределить работу.

21. От решения трудных математических задач.

22. От исправления бытовых электро- и радиоприборов.

23. От игры на сцене.

24. От общения с людьми.

25. От знакомства с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями.

26. От посещения художественной выставки.

27. От пересказа какого-то события, прочитанного или увиденного.

Часто ли вас тянет:

28. К длительным физическим упражнениям.

29. К делам в группе, требующим вашей инициативы или настойчивости.

30. К разгадыванию математических шарад.

31. К изготовлению каких-либо моделей.

32. Участвовать в постановке спектаклей.

33. Помогать людям, посочувствовать им.

34. Поиграть на музыкальном инструменте.

35. Порисовать красками или карандашами.

36. Писать стихи или просто вести дневник.

Любите ли вы долгое время:

37. Заниматься спортом или физическим трудом.

38. Энергично работать вместе с другими.

39. Заниматься черчением или играть в шахматы.

40. Копаться в механизмах, приборах.

41. Заботиться о младших, слабых или больных людях.

42. Думать над судьбами людей.

43. Исполнять музыкальные пьесы.

44. Рисовать, лепить, фантазируя при этом.

45. готовиться к докладу, сообщению, сочинению.

Обработка:

При обработке данных подсчитывается сумма положительных ответов по каждому столбцу.

Контрольный лист.

I II III IY Y YI YII YIII IХ

1 2 3 4 5 6 7 8 9

10 11 12 13 14 15 16 17 18

19 20 21 22 23 24 25 26 27

28 29 30 31 32 33 34 35 36

37 38 39 40 41 42 43 44 45

Интерпретация:

Каждый столбец по вертикали характеризует одно из направлений в развитии способностей личности.

1. Физические.

2. Организационные.

3. Математические.

4. Конструкторско-технические.

5. Эмоционально — изобразительные (артистические).

6. Коммуникативные.

7. Музыкальные.

8. Художественно — изобразительные.

9. Филологические.

Приложение 3.

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова.

Содержание методики

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

Название типов профессий по столбцам:

I. «Человек-природа»

II. «Человек-техника»

III. «Человек-человек»

IV. «Человек-знак»

V. «Человек — художественный образ»

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться.

Лист ответов

I

II

III

IV

V

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

16б

17а

17б

18а

18б

19а

19б

20а

20б

Инструкция:, Текст опросника

1а. Ухаживать за животными.

или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2а. Помогать больным.

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.

или

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).

или

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.

или

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

или

6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).

или

7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) — подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).

или 8б.

Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.

или

10б. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений.

или

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).

или

15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

или

176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.

или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.

или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).

Приложение 4.

Определение темперамента для подростков (опросник Айзенка)

Инструкция

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят?

4. Бывает ли такое, что тебя что-нибудь раздражает?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Верно, что тебе приятнее быть одному (одной), чем с ребятами?

7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствуешь себя несчастным(ой) без всякой причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек?

12. Тебе приходилось когда-нибудь нарушать правила поведения в школе?

13. Верно ли, что ты часто бываешь раздражен(а) чем-нибудь?

14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе?

15. Ты переживаешь из-за страшных событий, которые могли бы произойти?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты без труда внести оживление в скучную компанию?

18. У тебя бывает учащенное сердцебиение?

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг, чтобы подружиться с кем-нибудь?

20. Ты когда-нибудь говоришь неправду?

21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23. Ты часто чувствуешь усталость?

24. Ты всегда сначала делаешь необходимую работу, а потом все остальное?

25. Ты обычно весел(а) и всем доволен(льна)?

26. Обидчив(а) ли ты?

27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. У тебя бывают головокружения?

30. Твои действия и поступки иногда ставят людей в неловкое положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?

32. Любишь ли ты иногда похвастаться?

33. Ты обычно сидишь и молчишь в обществе незнакомых людей?

34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35. Ты обычно быстро принимаешь решения?

36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?

39. Тебя легко огорчить?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Ты обычно говоришь и действуешь быстро, не раздумывая долго?

42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

43. Тебе нравятся подвижные игры?

44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-то просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48. Бывал(а) ли ты когда-нибудь груб(а) с родителями?

49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь участие в общем веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Всегда ли у тебя есть уверенность, что ты справишься с делом, которое должен(на) выполнить?

54. Знакомо ли тебе чувство одиночества?

55. Ты стесняешься заговорить первым(ой) с незнакомыми людьми?

56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Бывает, что ты чувствуешь себя веселым(ой) или печальным(ой) без причины?

59. Тебе трудно получить настоящее удовольствие от веселой компании?

60. Ты часто волнуешься из-за того, что ты сделал(а) что-то не подумав?

Обработка результатов

Ответ «да» = «+»

Ответ «нет» = «-»

Шкала экстраверсии — интроверсии (Ш 1):

Значение по этой шкале определяется по сумме совпадения знаков в следующих вопросах:+1, +3, -6, +9.+11, +14, +17, +19, +22, +25, +27, +30, -33, +35, +38, +41, +43, +46, +49, -51, +53, -55, +57, -59.

Шкала эмоциональной стабильности (Ш 2):

Значение по этой шкале определяется по сумме положи¬тельных ответов в следующих вопросах: 2,5,7, 10,13,15,18,21,23,26, 29,31,34,37,39,42,45,47,50,52,54,56,58,60.

Шкала достоверности (Ш 3):

Значение по этой шкале считается по числу совпадений знаков в следующих вопросах: -4, +8, -12, +16, -20, +24, +28, -32, +36, +44, -48.

Интерпретация результатов:

Экстраверсия-интроверсия:

  • Ш 1<8:

У тебя ярко выражены черты интроверта

Ш 1=8-12

У тебя умеренно выражены черты интроверта

Ш 1=12-18

У тебя умеренно выражены черты экстраверта

Ш 1 > 18

У тебя ярко выражены черты экстраверта

Экстраверт: общителен, любит вечеринки, имеет множество друзей. Экстраверт жаждет возбуждения, новых впечатлений, рискует, действует под влиянием момента, не лезет за словом в карман. Экстраверты беззаботны, оптимистичны, активны, вспыльчивы, предпочитают движение и действие. Их эмоции и чувства строго не контролируются, на него не всегда можно положиться.

Интроверт: спокоен, застенчив, склонен к самоанализу, предпочитает общению с людьми книгу, сдержан и отдален от всех, кроме близких людей. Планирует свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям. Он серьезно относится к принятию решений. Любит во всем порядок, контролирует свои чувства, редко поступает агрессивно, не выходит из себя. Обладая пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Эмоциональная устойчивость-неустойчивость:

  • Ш 2<10

Ты обладаешь высокой эмоциональной стабильностью.

Ш 2=11-14

У тебя умеренная эмоциональная стабильность

Ш 2=15-18

У тебя высокая эмоциональная нестабильность

Ш 2=19-24

У тебя очень высокая эмоциональная нестабильность

Эмоциональная стабильность: эмоционально-психологическая устойчивость, зрелость, отличная адаптация.

Эмоциональная нестабильность: эмоционально-психологическая неустойчивость, нервозность, плохая адаптация.

Достоверность ответов:

Ш 3=1-4

Твои ответы были искренними

Ш 3?5

Ты стремишься давать социально одобряемые ответы, в связи с этим достоверность полученных результатов невысока.

В зависимости от значений Ш 1 и Ш 2 определяется темперамент:

Ш 1\Ш 2

0-12

13-24

0-12

У тебя преобладает флегматический темперамент

У тебя преобладает меланхолический темперамент

13-24

У тебя преобладает сангвинический темперамент

У тебя преобладает холерический темперамент

Ш 1\Ш 2

0-12

13-24

Меланхолик: человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.

Холерик: человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но не уравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.

Сангвиник: человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности.

Флегматик: человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.

Приложение 5.

Занятие «Выбираем профессию».

Цели занятия:

  • Формировать ответственное отношение к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий;
  • Создать условия для самостоятельного осознанного выбора подростками профиля обучения и профессионального самоопределения на основе обобщения знаний о себе, своих интересах, пожеланиях семьи и других значимых факторах.

Для того, чтобы перейти к разговору о выборе профессии сначала нужно понять что же такое профессия.

Профессия — это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющейся обычно источником существования.

В современном обществе под профессией понимают такое занятие человека, которое:

  • требует специальной подготовки, обучения;
  • практикуется человеком регулярно;
  • служит источником средств к существованию.

Существует огромное множество специальностей и профессий, которые можно освоить, начав обучение в одном из различных учебных заведений.

специальность

Работа и все, что с ней связано, занимает в среднем примерно половину жизни человека. Найти себя в мире профессий означает получить возможность достойно зарабатывать, чувствовать себя нужным людям, максимально полно раскрыть свои способности, заслужить почет и уважение. Существует прямая зависимость между тем, насколько люди удовлетворены своей профессией, и тем, насколько счастливой они воспринимают свою жизнь. С одной стороны, выбор профессии — это всегда взгляд в будущее. Чем я хочу заниматься, чего и как достичь, с какими трудностями мне придется встретиться на выбранном пути? С другой стороны, это одновременно и взгляд внутри себя: каковы мои сильные и слабые стороны, что я готов преодолеть, чтобы добиться успеха?

Главная сложность при выборе профессии заключается в том, что ее обычно приходится совершать вслепую. Как правило, не удается на собственном опыте познать, что представляет та профессия, которую решаешь приобрести. Зачастую получается так: человек сначала выбирает специальность, чтобы ей обучиться, тратит годы на это и только потом понимает, насколько она ему нравится. Если выбранная профессия нравится — значит повезло. А если нет? Горько осознавать, что несколько лет напряженной учебы прошли в пустую. Чтобы не оказаться в подобной ситуации, к профессиональному самоопределению нужно подходить осмысленно и начинать думать о перспективах будущей работы еще в школе.