«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным — делом легким, — и чем понятнее и легче кажется оно, тем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все знают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умения, то есть навыки; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденных способностей и навыков, необходимо еще и специальные знания …».
Ушинский К. Д.
Подготовка человека к активному участию в производстве, общественной и культурной жизни зависит от успешности организации учебно-воспитательного процесса. Важная роль в достижении основной цели воспитания, формирования гармонично развитой, общественно-активной личности принадлежит обучению, как специально организованному взаимодействию преподавания и учения, направленному на передачу молодому поколению социально-культурного опыта.
Среди задач воспитания, стоящих перед современной школой важная роль принадлежит умственному воспитанию учащихся. Обучение является важнейшим средством умственного воспитания. Успешность умственного воспитания в процессе обучения зависит от множества факторов: содержания учебного материала, организации интеллектуального труда, отношения между всеми компонентами учебной деятельности. Главная роль в этом принадлежит методам обучения.
Исследование даже части аспекта этого важного направления — проблемы умственного воспитания учащихся посредством проблемных методов обучения — имеет важное практическое значение. По существу эти методы нацелены на умственное развитие учащихся. Условия их функционирования для достижения целей умственного развития достаточно освещены в педагогической и психологической науках (Бабанский Ю.К., Калмыкова З.И., Лернер И.Я., Матюшкин А.М., Махмутов М.И. и др.).
Анализ содержания Закона Республики Беларусь «Об образовании» показывает, что изучение любой дисциплины на каждой ступени обучения должно способствовать интеллектуальному развитию учащихся, необходимому для их дальнейшей самореализации.
Умственное воспитание как динамичная система при благоприятных условиях может постепенно приближаться к тем требованиям, которые стоят перед человеком, и даже превосходить их. Проблема состоит в том, чтобы умственное воспитание продолжало развиваться и совершенствоваться в младшем школьном возрасте при помощи специальных естественных и гуманитарных педагогических наук.
«Социально-психологические проблемы в воспитании и обучении учащихся ...
... возникающие социально-педагогические проблемы. Таким образом, на помощь может прийти только специально подготовленный социальный педагог, способный профессионально решать социально-педагогические, юридические и иного плана проблемы. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения ...
Психолого-педагогические исследования показывают актуальность проблемы умственного воспитания детей, хотя данная проблема не нова. Разными авторами она рассматривается с различных точек зрения и позиций: разработаны теоретико-методические основы умственного воспитания детей (Бабанский Ю.К., Нойнер Г., Ильина Т.А., Сухомлинский В.А., Усова А.В., Ушинский К.Д. и др.), исследованы психологические аспекты умственного развития (Выготский Л.С., Давыдов В.В. , Леонтьев А.Н., Маркова А.К., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б.).
Говоря об истоках умственного воспитания, необходимо отметить, что уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог Гербарт И.Ф., который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления — подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок [1, с.126].
Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Руссо Ж.Ж.. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное его развитие [2, с.128].
Педагоги первых послереволюционных лет, исходя из требований новой, социалистической, школы, пытались по-новому раскрыть понятие процесса воспитания. Так, Блонский П. П. считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо — человек, животное, растение [3, с.94].
Современная педагогика обычно подходит к этой проблеме, исходя из концепции, выработанной в 1930-е годы Выготским Л. С., который исходил из положения, что обучение опережает развитие и осуществляется лишь постольку, поскольку ребенка обучают. Школьное обучение должно опираться на имеющиеся интеллектуальные свойства ребенка, которые еще отсутствуют, но для них уже имеются предпосылки. Выготский Л. С. выделяет два уровня в развитии ребенка:
1. Актуальный, уже сформировавшийся уровень.
2. Зону ближайшего развития, которая определяется видами деятельности, которые ребенок еще не может выполнить самостоятельно, но уже может справиться с помощью взрослого. Но обучение не должно опираться только на актуальный уровень, ведь тогда оно не будет являться развивающим. А развивающим будет только такое обучение, которое опирается на зону ближайшего развития ребенка [4, с.438].
Эльконин Д.Б. исходил из того, что возможности стимулирования умственного развития заключены, прежде всего, в содержании учебного материала. Повышение теоретического уровня учебного материала влечет за собой и рост умственных способностей учащихся. Следовательно, для интенсификации развития необходимо изменить содержание образования [5, с.79].
Давыдов В.В., который дальше развил теорию Эльконина выработал тип заданий, которые предназначены для интенсификации умственного развития, а исследования индивидуальных особенностей и сравнение их характеристик дается здесь лишь как метод выявления возрастных особенностей [5, с. 121].
Ряд других авторов, в том числе и Занков Л. В., которые исследовали взаимоотношения обучения и развития, также утверждают, что только одно изменение содержания обучения не влечет за собой умственного развития; необходимо вместе с тем специально формировать и соответствующие умственные операции и действия. Например, эксперимент Кабановой-Меллер Е. Н.подтвердил возможности развивающего обучения, при этом она рассматривает как показатель умственного развития качество способов переноса приемов умственной деятельности [6, с.139].
Умственное развитие ребенка в дошкольном возрасте
... дошкольника. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает дальнейшее успешное умственное развитие ребенка. Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии ... обучения детей на занятиях. На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности ...
Значит, данный эксперимент необходимо проводить при определенной подборке действий, операций, которые должны развивать умственные возможности детей. Именно в процессе овладения содержанием понятий у детей формируются определенная операциональная система, где, по мнению Н.Ф.Талызиной, действия, операции и составляют, собственно, психологический механизм понятий. Действия выступают как средство формирования понятий и как способ их существования: помимо действий понятие не может быть ни усвоено, ни применимо в дальнейшем к решению задач. Содержание усваиваемых знаний в единстве со способами действий по их усвоению оказывает определяющее влияние на процесс интеллектуального развития [7, с.150].
В истории педагогики были две точки зрения на умственное воспитание и развитие: теория формального образования и теория материального образования [8, с.252].
Представители первой теории утверждали, что главное и наиболее существенное в умственном воспитании — это развитие самих форм мышления, познавательных способностей учащихся, развитие памяти, воображения, сообразительности, находчивости. При этом само обучение в школе рассматривалось как своеобразный курс умственной гимнастики. Представители теории материального образования, напротив считали самым главным и существенным в умственном развитии и воспитании конкретные, реальные знания, которые в необходимой степени сами собой определяют и формы мышления.
Современная педагогика исходит из признания единства материального и формального образования, поэтому в задачи умственного воспитания входит: вооружение учащихся математическими знаниями основ наук о природе, человеческом обществе и мышлении; развитие познавательных потребностей, интересов и способностей; формирование социально значимых мотивов учения; воспитание у учащихся самостоятельности в учебной работе; а также формирование умений и навыков умственной деятельности (наблюдения, сравнения, выработка понятий, понимание причинно-следственных связей, прочное запоминание материала и т.п.), т.е. интеллектуального компонента культуры умственного труда.
Важность умственного воспитания сегодня осознаётся как теоретиками, так и практиками педагогики.
За последние два десятилетия для развития учебно-познавательных способностей учащихся сделано уже немало.
Министерством образования Республики Беларусь 14 декабря 2006 г. в соответствии с президентской программой «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы утверждена Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
Концепция определяет подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, составляющие систему воспитания в нашей стране и базирующиеся на принципах непрерывности и преемственности учебно-воспитательной деятельности. Настоящая Концепция закрепляет приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны [9, с.27].
«Экологическое воспитание младших школьников» учащихся по экологии
... психологические аспекты взаимодействия школьников с природой. В разрабатываемой Тарасовым Л.В, модели "Экология и диалектика" материализуется идея экологического воспитания детей на основе формирования ... примерами взаимодействия с окружающей средой, которые преподносит детям внеурочное время; - между специфическим для младшего школьного возраста наглядным, предметным восприятием окружающего ...
Целью воспитания в соответствии с Концепцией является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь разрабатывается и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
Основные требования организации умственного воспитания обучающихся: обеспечение качества воспитания; соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания; системность и единство педагогических требований; реализация личностно-ориентированного подхода; создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности; преемственность и непрерывность, предполагающие последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив [9, с.28].
В программы учебных предметов включены разделы, в которых указано, какими умениями должны овладеть учащиеся.
Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.
Успех воспитательного процесса как единства цели и средств ее достижения проявляется как повышение степени индивидуальной активности воспитанника. Направление воспитания определяется единством целей и содержания. Умственное воспитание ориентированно на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира.
В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка — общение со взрослыми и детьми старшего возраста, в результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка. Для умственного развития чрезвычайно важным являются игры-занятия. Полезны игры, в которых используются одинаковые по форме, но различные по величине и цвету, предметы, а также ролевые игры, в которых ребенок подражает действиям взрослых в быту.
Таким образом, умственное воспитание основывается на развитии воли, памяти и сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов; формирование культуры учебного и трудового процессов; а также развитие личностных качеств — расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству.
Решение задач умственного воспитания осуществляется посредством обучения и образования, различных олимпиад и викторин, бесед со старшими о науке и ее деятелях, приобщения к творческим занятиям, исследованиям и экспериментам.
В умственном воспитании школьников активное участие должны принимать родители, для которых на классных и общешкольных родительских собраниях должны читаться лекции: «Роль родителей в развитии учебно-познавательных способностей своих детей», «Как надо и как не надо помогать детям учиться», «Почему некоторые дети плохо учатся?», «Каким должно быть рабочее место ученика», «Воспитание в семье любви к чтению» и д.р.
Содержание, формы и средства внеурочной работы по обществознанию, ...
... системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников. Модели внеурочной деятельности по обществознанию. Проблемно-ценностное общение, затрагивает не только эмоциональный мир ... воспитания и социализации. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь немеханическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы ...
Большое количество методических пособий и различных изданий позволяет более осмысленно отнестись к процессу умственного воспитания.
Так, в книге Запа А.З. «Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет» предложен систематический курс из 185 занятий по развитию интеллектуальных основных способностей (умению анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать) у младших школьников. Занятия проводятся на оригинальном материале, который включает в себя 12 поисково-творческих занимательных задач не учебного содержания, в каждом виде задач разработано 9 вариантов условий их предъявления; даются методики диагностики способностей [10].
В книге «Учить умению учиться» под редакцией В.О. Пупского описан опыт работы педагогического коллектива Ворошиловградской средней школы и внедрению межпредметной методики формирования учебно-познавательных умений [11].
В монографии А.С. Грашицкой «Научить думать и действовать» ученый с практическим опытом учителя рассказывает, как организовывать учебно-воспитательный процесс в школе в соответствии с индивидуальным развитием умственных способностей учащихся [12].
Книга известного польского писателя и педагога Я. Руднянского «Как учиться?» адресована школьникам от 9 до 16 лет. Автор даёт ребятам много полезных советов о том, как развить свой ум, память и наблюдательность, освоить скорочтение и мн.др [13].
Английский учёный Дуглас Хамблин в книге «Формирование учебных навыков» знакомит с поисками решения этой задачи в современной английской педагогике. Рекомендуемая в книге работа с учащимися выступает как сопутствующая, дополнительная по отношению к основному учебному процессу [14].
Интересующая нас проблема отражена и в других научных трудах.
Но в настоящее время перед педагогической наукой и школой стоит задача: разработать и реализовать на практике преемственную систему комплексного воспитания культуры умственного труда учащихся всех классов, — как на уроках; так и в ходе внеурочной воспитательной деятельности совместными усилиями учителей, классных руководителей, библиотекарей и родителей.
Объект исследования: умственное воспитание младших школьников.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой эффективность умственного воспитания школьников начальных классов будет наиболее продуктивной, если действия учащихся, совершаемые в педагогическом процессе с помощью определенных средств учебной деятельности, обеспечат усвоение содержания изучаемого материала и дадут возможность развитию и формированию учебных умений и качеств мыслительных операций; а возрастная потребность мыслительных операций младших школьников будет удовлетворятся с учетом их индивидуальных особенностей.
Цель исследования состояла в выявлении психолого-педагогических особенностей умственного воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
Особенности обучение и воспитание слабовидящих детей дошкольного возраста
... работы. В целях оказания помощи семье в воспитании слепых и слабовидящих детей созданы ... развитие зрительного восприятия, формирования полисенсорных взаимосвязей, умственного, нравственного воспитания; - формирование элементарных математических представлений; - ... пол сенсорные взаимосвязи, речь, мышление; - трудовое обучение: - систематическая работа по формированию навыков самообслуживания; ...
2. Изучить особенности интеллектуальных способностей младших школьников.
3. Выявить возможности уроков литературного чтения в развитии интеллектуальных способностей учащихся.
С целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы мы провели экспериментальное исследование, в ходе которого использовались следующие методы: теоретический анализ исследований, беседы с учителями, диагностические методики.
Исследование проведено на базе 3 «Б» класса общеобразовательной школы № 3 города Пинска.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность умственного воспитания младших школьников
Воспитание, как социальное явление, по своему содержанию и технологии воздействия на личность должно соответствовать требованиям общества. Следовательно, если в экономике республики развиваются рыночные отношения, то и воспитание должно готовить подрастающее поколение к трудовой и общественной деятельности в этих условиях. В гуманном обществе школа должна воспитывать уважительное отношение друг к другу, к родителям, желание помогать пожилым и малышам, беречь природу и окружающую среду.
Воспитание в широком смысле слова понимается как социальное формирование личности и коллектива, которое осуществляется всем укладом нашей жизни, то есть под влиянием макросреды. В этом плане воспитание исследуется целым рядом наук — философией, социологией, этикой, правовыми науками и т.д., педагогика рассматривает в основном узкое целенаправленное воздействие воспитателя на объекты воспитания (личность и коллектив), которое может быть прямым или опосредованным [15, с.352].
При прямом воздействии объектом воспитания является личность воспитуемого, а предметом — ее качества. В этом случае воспитание избирает цель и средства воздействия и непосредственно побуждает личность (коллектив) к необходимым определенным действиям и поведению. При опосредованном (непрямом) воздействии объектом также является личность или коллектив, однако средства и приемы воспитания в этом случае направлены не на сами объекты, а на среду, главным образом социальную, преобразуя которую изменяется воспитуемый.
В структуре процесса воспитания можно выделить несколько этапов или звеньев (Приложение 1).
Этапы технологии перехода одного качественного состояния в другое, т.е. от знаний к убеждениям и от них к действительности — есть единый процесс формирования качеств личности. Этот процесс можно изобразить схематично. Между указанными этапами нет резкой грани. Процесс воспитания характеризуется комплексным, всеобъемлющим воздействием различных факторов на личность одновременно и на сознание, и на чувства (убеждения), и на поведение. Расчленение же его на этапы происходит для того, чтобы лучше понять глубину процесса перехода сознания (знаний), понимания того или иного социального явления в энергию действия (Приложение 2).
Мы будем рассматривать умственное воспитание с точки зрения педагогической деятельности, направленной на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил и мышления младшего школьника. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения.
Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов [16, с.95].
Ситуативное» мышление ребёнка
... остроощутимое чувство непонятности, порождающее стремление понять, является исходным моментом новой, особенно активной умственной деятельности ребёнка. Этот новый этап открывается периодом вопросов. Он относится ... пятилетнего ребёнка ярко обнаруживают, какая активная работа мысли совершается в маленькой его головке. Вместе с тем обычные вопросы детей этого возраста свидетельствуют о подвижности их ...
В природе ума и его развитии много сложного и неясного. Педагогу надо знать, что имеются две точки зрения на природу умственного развития. Согласно одной, интеллект, умственные способности даны от рождения в особых психологических структурах, обеспечивающих восприятие и переработку информации. С ростом человека способности генетически вступают в силу, проявляются (гештальтпсихология, генетическая психология Пиаже).
Согласно другой, умственные силы на генетической основе развиваются прижизненно под влиянием внешней среды. Для их развития требуется специальная деятельность — обучение (Выготский Л.С.), о чем мы уже говорили выше. В соответствии с этим в отечественной педагогике разрабатывалась система умственного воспитания, задачи которой: формирование знаний как условия умственного роста, овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями, формирование научного мировоззрения [17, с.213].
Показателями умственной воспитанности являются наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями, интеллектуальными умениями, наличие системы взглядов на мир, носящих мировоззренческий характер, на основе которых ученик оценивает себя и мир и строит свою жизнь и деятельность. Для того чтобы знания по различным направлениям воспитательной работы стали убеждениями и превратились в действенно-волевую сферу, необходимо дать возможность учащимся почувствовать и понять значение принимаемых решений, связывать их с нуждами и потребностями, интересами и желаниями каждого воспитанника.
В связи с этим очень важно подчеркнуть роль предпочтения и использования одного из разновидностей воспитания при работе с детьми. В настоящее время превалируют три разновидности воспитания: авторитарное, свободное и демократическое (Приложение 3).
У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка — общение со взрослыми и детьми старшего возраста, в результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка. Для умственного развития школьника чрезвычайно важным являются игры-занятия.
Таким образом, умственное воспитание основывается на:
- развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов;
- формировании культуры учебного и трудового процессов;
- развитии личностных качеств — расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству.
Решение задач умственного воспитания осуществляется посредством обучения и образования, различных олимпиад и викторин, бесед со старшими о науке и ее деятелях, приобщения к творческим занятиям, исследованиям и экспериментам.
1.2 Особенности умственного воспитания младших школьников
Многочисленные наблюдения педагогов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевает примерами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи, выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.
Воспитание как фактор развития личности
... своего собственного формирования и развития. Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание. Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда ...
Однако такие условия обеспечиваются в начальном обучении пока не в полной мере, поскольку все еще распространенным примером в практике преподавания является организация учителями действий учащихся по образу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Развитие самостоятельности мышления есть основная задача школьного обучения.
Формирование самостоятельности в мышлении, активности в поиске путей достижения поставленной цели предполагает решение детьми нетиповых, нестандартных задач.
Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности младшего школьника, в частности в ее познавательной сфере. Мышлению человека характерен активный поиск связей и отношений между разными событиями. При выделении связей и отношений можно действовать по-разному, в одних случаях, чтобы установить отношения между предметами, нужно их реально изменить, преобразовать. В других случаях достаточно, не трогая сами предметы, изменять лишь их образы, мысленно представляя [19, с.289].
Возможны и такие случаи, когда отношения между вещами устанавливают, не прибегая к практическому или мысленному изменению вещей, а только путем рассуждений и умозаключений.
Таким образом, во всех трех указанных случаях, человек устанавливает невидимые отношения вещей, т.е. мыслит по-разному, с помощью разных средств, разных способов. В первом случае, это будет практическое мышление, наглядно-действенное, поскольку здесь человек для выяснения отношений действует с предметами, данными наглядно, практически изменяет их состав, свойства. Во втором случае, мышление будет наглядно-образным, поскольку здесь для выяснения отношений оперируют лишь в мысленном плане, с образами предметов, если предмет в данный момент здесь присутствуют или с их представлениями, если предмет отсутствует. В третьем случае мышление будет словесно-логическое, поскольку здесь для выяснения отношений человек использует слова, (а не сами предметы или их образы), которые лишь обозначают предметы, строят из этих слов суждения, которые связаны по правилам логики, от общих суждений к частному.
Мышление детей младшего школьного возраста значительно отличается от мышления дошкольников; так, если для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумывается и над тем, что им интересней, что их увлекает, то младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, научиться управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо [19, с.246].
Во многом формированию такого произвольного, управляемого мышления способствует указание учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.
Особенности мышления детей с нарушением зрения и методы коррекции
... поставлены задачи: теоретический анализ литературы, направленной на рассмотрение общих и специфических операций мышления. исследование особенностей мышления детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. В ... с фактом лучшего развития у слабовидящих той или иной функции или процесса, но они доказывают только то, что, во-первых, уровень развития является следствием качества обучения и воспитания. ...
При общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно требует от школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения, т.е. требует от детей, чтобы они решали задачи самостоятельно.
Умение планировать свои действия так же активно формируется у младших школьников в процессе школьного обучения. Учеба побуждает детей вначале прослеживать план решения задачи, а только потом приступать к ее практическому решению.
Младший школьник регулярно и в обязательном порядке становится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.
На уроках в начальных классах при решении учебных задач у детей формируются такие приемы логического мышления как сравнение, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечением от несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности существенных особенностей [20, с.324].
По мере обучения в школе мышление детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становится словесно — логическим.
Конечно, и другие виды мышления развиваются дальше в этом возрасте, но основное направление падает на формирование приемов рассуждения и умозаключений.
Учителя знают, что мышление у детей одного и того же возраста достаточно разное, одни дети легче решают задачи практического характера, когда требуется использовать приемы наглядно-действенного мышления. Другим легче даются задания, связанные с необходимостью воображать и представлять какие — либо состояния или явления, третья часть детей легче рассуждает, строит рассуждения и умозаключения, что позволяет им более успешно решать математические задачи, выводить общие правила и использовать их в конкретных ситуациях.
И, наконец, если ребенок успешно решает и легкие и сложные задачи в рамках соответствующего вида мышления и даже может помочь другим детям в решении легких задач, объяснить причину допущенных им ошибок, а также может сам придумывать легкие задачи, у него третий уровень развития в соответствующем виде мышления.
Для умственного развития младшего школьника нужно использовать три вида мышления. При этом с помощью каждого из них у ребенка лучше формируется те или иные качества ума. Так решение задач с помощью наглядно-действенного мышления позволяет развивать у учеников навыки управления своими действиями, осуществление целенаправленных, а не случайных и хаотичных попыток в решении задач. Такая особенность этого вида мышления следствие того, что с его помощью решаются задачи, в которых предметы можно брать в руки, чтобы изменить их состояния и свойства, а так же расположить в пространстве [19, с.235].
Итак, с помощью наглядно-действенного мышления удобнее развивать у детей такое важное качество ума, как способность при решении задач действовать целенаправленно, сознательно управлять и контролировать свои действия.
Своеобразие словесно-логического мышления состоит в том, что это отвлеченное мышление, в ходе которого человек действует не с вещами, и их образами, а с понятиями о них, оформленными в словах или знаках. При этом человек действует по определенным правилам, отвлекаясь от наглядных особенностей вещей и их образов.
Поэтому главная цель работы по развитию у детей словесно-логического мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать у детей умение рассуждать, делать выводы из тех суждений, которые предлагаются в качестве исходных, умение ограничиваться содержанием этих суждений и не привлекать других соображений, связанных с внешними особенностями тех вещей или образов, которые отражаются и обозначаются в исходных суждениях.
Рассмотрим подробнее условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания в процессе организации учебно-воспитательного процесса.
Сначала определим суть понятия «метод воспитания» (от греческого «методос» — путь) — это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса.
Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников [20, с.364].
Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности. В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И. Г. Щукиной на основе направленности — интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания [21, с.62] (Приложение 4).
В практической деятельности учитель, выбирая методы воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.
Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система. А. С. Макаренко отмечал, что никакое педагогическое средство не может быть признано всегда абсолютно полезным, что самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим [22, с.281].
Ушинский К.Д. считал, что необходимо изучить законы тех психических явлений, которыми мы хотим управлять, и поступать в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, в которых мы хотим их приложить [23, с.169]. Бесконечно разнообразны не только эти обстоятельства, но и сами натуры воспитанников. При таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей невозможно предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты.
Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методика воспитания, по меткому замечанию Макаренко А. С., не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона [24, с.295].
Таким образом, рассмотрев основные аспекты современной системы воспитания хотелось бы отметить значимость данного вопроса для воспитателя любого профиля, ведь обучение, развитие и воспитание подростающего поколения — это ключевой момент в педагогической науке. Причем необходимо отметить, что умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности младшего школьника, в частности в ее познавательной сфере.
2. УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ «ШАГ ЗА ШАГОМ»
2.1 Диагностика умственного развития младших школьников
Как было уже указано выше, умственное воспитание основывается на развитии воли, памяти и сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов; а также на развитии личностных качеств — расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству.
Решение задач умственного воспитания осуществляется посредством обучения и образования.
Для построения наиболее эффективного процесса обучения и воспитания необходимо четко представлять себе уровень развития определенных качеств умственной деятельности младшего школьника.
Цель исследования состояла в выявлении психолого-педагогических особенностей умственного воспитания младших школьников.
В соответствии с поставленной целью нашего исследования были проведены:
- диагностика кратковременной памяти,
- диагностика способности к смысловой обработке запоминаемого материала,
- диагностика уровня развития логического мышления.
В эксперименте участвовал 3 «Б» класс СШ № 3 г. Пинска.
Диагностика кратковременной памяти — методика «Повторение цифр».
Методика Векслера состоит из двух частей: первая часть направлена на определение объема памяти и состоит из цифровых рядов разной длины. Длина каждого последующего ряда увеличивается на единицу. Всего имеется 7 рядов. Во второй части предлагается проба на концентрацию внимания, также состоящая из цифровых рядов.
Проба 1. Субтест «Повторение цифр из теста Д. Векслера»
Цель: Определение объема кратковременного запоминания.
Часть 1. Прямой счет
Инструкция. Сейчас я назову несколько чисел, а ты, как только я кончу говорить, точно в таком же порядке из повтори. Хорошо? Ну давай попробуем. Внимание!
Прямой счет
1 серия 2 серия
3-8-6 6-1-2
3-4-1-7 6-1-5-8
8-4-3-2-9 5-2-1-8-6
3-8-0-1-7-4 7-9-6-4-8-3
5-1-7-4-2-3-8 9-8-5-2-1-6-3
1-6-4-5-9-7-6-3 2-9-7-6-3-1-5-4
5-3-8-7-1-2-4-6-9 4-2-6-9-1-7-8-3-5
При правильном воспроизведении чисел первого ряда дать следующий ряд этой серии. При неправильном воспроизведении какого-либо ряда первой серии дать аналогичный по величине ряд второй серии. В случае правильного его воспроизведения вернуться к первой серии и предложить следующий по величине ряд. При неправильном воспроизведении двух одинаковых по величине рядов из первой и второй серии, пробую прекратить и перейти к другому счету.
Часть 2. Обратный счет
Инструкция: Сейчас я скажу тебе несколько чисел, ты их тоже будешь повторять, только начинать будешь с конца, говорить в обратном порядке. Вот, смотри, например я говорю «1-2» (показать рукой на разные места стола), а ты скажешь «2-1» (опять показать рукой на эти же места стола, но в обратном порядке).
Понял? Ну давай попробуем. Внимание!
Обратный счет
1 серия 2 серия
2-5 6-3
5-7-4 2-5-9
7-2-9-6 8-4-9-3
4-1-3-5-7 9-7-8-5-2
1-6-5-2-9-8 3-6-7-1-9-4
8-5-9-2-3-4-2 4-5-7-9-2-8-1
6-9-1-6-3-2-5-8 3-1-7-9-5-4-8-2
Порядок работы такой же. При неправильном воспроизведении двух одинаковых рядов пробы прекратить.
Нормативы.
Для 5-7 летних детей объем кратковременной памяти равен 3-5 единицам, показатель объема внимания 2-4 единицам.
8-9 лет — объем кратковременной памяти равен 3-6 единицам (среднее значение — 4), внимания 2-5 единицам (среднее значение — 3).
10-11 лет — объем кратковременной памяти равен 4-7 единицам (среднее значение — 5), внимания 3-6 единицам (среднее значение — 4)
Сводная таблица результатов представлена в приложении 6.
Диагностика способности к смысловой обработке запоминаемого материала.
Для диагностики возможностей смысловой обработки материала использовали методику «Группировка».
Проба 2. «Группировка»
Цель. Определение способностей к смысловой обработке запоминаемого материала.
Для запоминания предъявляется ряд из 20 группирующихся по смыслу слов (всего 5 групп по 4 слова в каждой).
Запоминание осуществляется по методу неполного заучивания (материал предъявляется и воспроизводится трижды).
Инструкция.
Для первого воспроизведения: Я сейчас прочитаю ряд слов. Ты внимательно послушай, а потом повтори в удобном для тебя порядке. Внимание!
Для второго воспроизведения: Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, что ты первый раз говорил и вновь запомненные. Все понятно?. Внимание!
Для третьего воспроизведения: Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, что ты говорил первый и второй раз и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!
Солнце Шапка Липа Небо
Тополь Медведь Блюдце Елка
Чашка Сосна Звезда Белка
Заяц Ложка Лиса Кружка
Луна Юбка Платье Кофта
Обработка.
Фиксируются и подсчитываются воспроизведенные слова, определяется их объединенность в группы.
Нормативы.
Ограничение объема кратковременного запоминания сказывается обычно при первом и втором воспроизведении. Первое воспроизведение характеризуется нижним пределом нормального распределения, т. е. 3 слова для 6-7 лет и 5 слов для 14 лет. При втором воспроизведении появляются 1-2 частично сформированные группы и при третьем — 3-4 группы по 2-3 слова. В младшем школьном возрасте бывает не больше трех смысловых групп. В старшем — четыре группы.
Данные по исследованию приведены в приложении 7.
Таблицы Равенна.
С помощью теста Равена исследователи судят о способности систематизированной, планомерной, методической, интеллектуальной деятельности. Методика состоит из невербальных заданий, следовательно, можно считать, что она меньше учитывает приобретенные обследуемые в жизненном опыте умения. Методика помогает определить уровень интеллекта, интеллектуальную инициативу, уровень обучаемости школьников.
Учащимся были предложены 30 таблиц (четные номера) из 5-й серии: А, В, С, Д, Е. Проверяли уровень интеллекта младших школьников.
Данные по исследованию приведены в приложении 8.
Анализ результатов исследования
В результате обработки полученных данных необходимо отметить наиболее характерные особенности умственного развития младших школьников.
Объем кратковременной памяти по методике Векслера у учащихся равен 4 единицам, а концентрация внимания — 3 единицам. Это средние показатели. Они соответствуют возрастным нормам.
При предъявлении методики Равена дети продемонстрировали тоже средние интеллектуальные способности. У них есть возможность для дальнейшего развития логического мышления.
Нужно обратить внимание на Фиц К., Сапачева В., Чернобай П., Шматова К. — у них показатели ниже, чем у других ребят. С ними нужно проводить и дальше индивидуальную работу по развитию интеллектуальных способностей. Эти данные совпадают с моими наблюдениями на уроках за этими школьниками. У группы ребят есть показатели, которые ближе к интеллекту выше среднего.
Для диагностики возможностей обработки материала использовали методику «Группировка». После первого запоминания слов ребята разделились на 2 группы, половина ребят воспроизвела слова, выделяя по одной группе (2 чел. — по 2 группы), а половина запоминала слова в той последовательности, в которой их произносили. Особых приемов запоминания учащиеся не использовали. После второго прослушивания слов 17 человек догадались, что для полного воспроизведения слов их следует разбить на группы по признакам. При третьем воспроизведении появилось от 3 до 5 групп (кроме 1 ребенка).
За счет группировки слов увеличилось количество запоминаемых слов.
На уроках при решении упражнений на классификацию по признакам и свойствам числовых рядов, последовательности предметов школьники показывали хорошие результаты.
Эти упражнения помогли развить память у ребят. Можно считать, что формирование умения классифицировать является началом формирования новых форм мышления, продолжением развития интеллектуальной сферы ребенка.
Таким образом, можно отметить, что уровень умственной деятельности учащихся по полученным показателям возможно повысить в процессе эффективно построенного обучения и воспитания.
Подводя итоги по анализу полученных нами данных приходим к выводу, что каждый учитель должен владеть умением диагностировать необходимые качества умственной деятельности учащихся с целью организации наиболее эффективного учебно-воспитательного процесса в условиях современной школы.
Полученные результаты данной исследовательской работы позволяют сделать вывод о том, что у учащихся данного класса имеется огромный потенциал для развития важнейших познавательных качеств личности. О том, как на деле используются полученные данные, на основе которых строится последующий учебно-воспитательный процесс, мы можем пронаблюдать в следующем пункте главы.
2.2 Опыт работы учителя начальных классов
В современной педагогике уделяется большое внимание реформированию общеобразовательной школы. Оно предусматривает создание новой системы воспитания, основанной на принципах гуманизма, демократии, индивидуализации и т.д.
Исследовательская часть данной курсовой работы проводилась на базе 3 «Б» класса общеобразовательной школы № 3 г. Пинска Брестской области. Учитель данного класса, Мариясова Людмила Анатольевна, периодически проводит диагностику учащихся по развитию познавательных качеств личности и определения интеллектуального уровня каждого ребенка. Она, как педагог с высшей категорией наиболее приемлемым способом развития подрастающего поколения выбрала использование в учебно-педагогическом процессе образовательной модели «Шаг за шагом».
Исходя из программы реформирования общеобразовательной школы и образовательной модели «Шаг за шагом» главными целями в процессе обучения в 3 «Б» классе являются:
- формирование у детей устойчивого интереса к учебной деятельности и умений учиться и развиваться в течении всей сознательной жизни;
- содействие полноценному академическому и личностному развитию детей младшего школьного возраста;
- вовлечение семьи в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения на основе партнерства и сотрудничества.
Что же такое образовательная модель «Шаг за шагом»?
Во-первых, это разработанный на основе современных психолого-педагогических подходов вариант практической деятельности педагога, направленной на обеспечение разноуровневого, вариативного обучения детей с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.
Во-вторых, это образец (модель) учебно-воспитательного процесса, нацеленного на достижение полноценного функционирования всех сфер психического и физического развития ребенка на основе личностно-ориентированных технологий.
В-третьих, это система формирования личности, основанная на признании индивидуума как творчески мыслящего субъекта, живущего в мире, где все взаимосвязано, и являющегося частью этого мира.
Формируя открытую модель взаимодействия, педагог и родители в организации учебно-воспитательного процесса ориентируются на личность ребенка, и его личностную микросферу. Возможность выбора в первую очередь реализовывается через организацию предметно-игровой среды.
В каждой группе сформированы центры активности:
- сюжетно-ролевая игра, дидактическая;
- манипулятивные (настольные) игры;
- центр грамотности, письма и чтения;
- научно-познавательный центр и др.
Важная особенность: материалы в центрах обновляются и дополняются в течение года в соответствии с изменениями интересов и уровня развития детей. Именно тут как нельзя кстати педагогу приходят на помощь результаты диагностики.
В соответствии с требованиями проекта педагог Людмила Анатольевна с родителями стремиться создать окружение ребенка более динамичным и представить ребенку возможности для получения разнообразного опыта в соответствии с его интересами и уровнем развития.
Главными принципами в работе учебных центров является право выбора ребенком вида деятельности, которое зависит от учебно-воспитательных задач дня.
Людмила Анатольевна акцентирует внимание, что обучение детей выбору преследует следующие цели и задачи:
- дает опыт мышления, возможность обдумывать и принимать решения;
- дает возможность определить свои интересы;
- учить планировать свою деятельность.
Каждый центр развития имеет свое детское название («Циферка», Познайка» и др.) и доску выбора. Предметно-развивающее и познавательно-обучающее пространство центров подчинено тематике планирования.
Таким образом, необходимо акцентировать внимание на основных качествах личности, которые формируются у детей в семье и в школе по модели «Шаг за шагом»:
1. Способность решать проблемы не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, рассматривать проблему как возможность для открытий и новых достижений;
2. Критическое мышление, направленное на поиск решений и альтернатив на основе приобретенных опыта и знаний;
3. Умение делать сознательный выбор и его мотивировать, разделять ответственность за свое решение, планировать деятельность и программировать свое развитие;
4. Способность проявлять свое собственное «Я», проявлять чувство собственного достоинства, иметь свою точку зрения и уметь ее доказывать с помощью разных положительных способов;
5. Партнерство и кооперация с другими людьми к достижению цели, умение слушать и принимать в счет другие взгляды;
6. Высокий духовный потенциал.