Учет расчетов по единому социальному налогу

Содержание скрыть
Финансовый анализ / Ковалев В.В. – М., 2007. — С. 307., Анализ и диагностика финансово-хозяйственной де, Бухгалтерский учет и аудит / Камышанов П.И. – М., 2007. – С. 157., Бухгалтерский учет и аудит / Камышанов П.И. – М., 2007. – С. 157., Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части вт, Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части вт, Налоговый учет / Абрамова Н.В. – М., 2008. – С. 152., Налоговый учет / Абрамова Н.В. – М., 2008. – С., Налоговый кодекс РФ. Части I и II. – М., 2007. – С. 154., Налоговый пресс / Колчин С.П. – 2007., Налоги и налогообложение / Юткина Т.Ф. – М., 2007. – С. 450., Налоги и налогообложение / Юткина Т.Ф. – М., 2007. – С., Расходы на оплату труда. Налоговый и бухгалтерский учет. – М., 2007., Налоги и налогообложение / Юткина Т.Ф. – М., 2007. – С. 100., Налоговый учет / Абрамова Н.В. – М., 2008. – С. 150., Налоговая оптимизация / Аккерман Е. – 2008. – С. 5., Анализ и диагностика финансово-хозяйственной де, Налоговая проверка предприятия / Коровкин В.В. – М., 2006. – С. 58., Методические рекомендации по применению плана счетов бухгалтерск, Справедливая налоговая система на подходе / Ордынская И. – М., 2007. – С. 59., Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части вт

Введение, Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в, Теперь же после принятия части второй Налогового кодекса, Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН).

Актуальность темы заключается в том, что одним из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному пенсионному и социальному обеспечению и медицинскую помощь, является ЕСН и от правильности организации его учета и налогообложения на предприятиях зависит, своевременность поступлений страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

В составе ЕСН объединены взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования — с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Отдельный порядок установлен для взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Подобное исключение обусловлено тем, что ставки взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцированы в зависимости от категорий профессионального риска, к которым относится сфера деятельности плательщика (Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г . № 125-ФЗ).

Таким образом, включение данных взносов в состав ЕСН не позволило бы установить единую для всех предприятий, не зависимо от сферы деятельности, шкалу ставок и расчет налога был бы значительно усложнен.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе ЕСН, согласно ст.9 Федерального закона №118 осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Они же должны осуществлять и взыскание сумм недоимки, пени и штрафов по платежам во внебюджетные фонды, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2001 года (за исключением взносов на обязательное страхование от несчастных случаев).

Цель курсовой работы является — описать организацию учета и налогообложение расчетов по единому социальному налогу.

46 стр., 22698 слов

Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

... -ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» на исполнительные органы Фонда возлагаются задачи по предупреждению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ... структура расходов бюджета Фонда социального страхования РФ на 2008 г и плановый период 2009 и 2010 года.. При написании курсовой работы были использованы Федеральные ...

Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:

раскрыть экономическую сущность ЕСН

показать схему налогообложения ЕСН

раскрыть организацию учета с внебюджетными фондами

предложить пути совершенствования по организации учета и налогообложения ЕСН.

Главным источником информации при написании курсовой работы является Налоговый кодекс РФ часть 2 гл.24. « Единый социальный налог».

Глава I . Теоретические основы учета расчетов по единому социальному налогу

I .1. Экономическая сущность единого социального налога

Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном масштабе выступает государственный бюджет. Бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и местного самоуправления.

Но ряд факторов обуславливает целесообразность использования другой формы аккумулирования финансовых ресурсов – внебюджетных фондов, обслуживающих социальные и экономические потребности отдельных групп населения или общества в целом. Необходимость создания социальных фондов, предназначенных для естественных потребностей, была научно обоснована К.Марксом. Возникновение и рост таких фондов является объективной закономерностью существования и развития общества.

Внебюджетные фонды представляют собой достаточно динамичный элемент финансовой системы. Это обусловлено тем, что они, в отличие, от государственного бюджета, находятся в распоряжении специального государственного органа. Поэтому, в сравнении с бюджетом, перераспределение внутри внебюджетных фондов и их использование осуществляется более оперативно. Кроме того, внебюджетные фонды создаются для реализации конкретных целей. Таким образом, необходимость образования внебюджетных фондов вызвана объективной закономерностью существования и развития общества, что связано в первую очередь с потребностью перераспределения финансовых ресурсов для решения наиболее важных направлений, не предусмотренных бюджетом. [1]

Но так как, Российским законодательством были установлены, с точки зрения международного налогового законодательства, высокие ставки отчислений в государственные внебюджетные фонды и слишком высокие ставки пени при несвоевременной уплате этих отчислений, это влекло за собой ряд всевозможных причин и схем ухода от налогообложения, использующих все законные, сомнительные и просто противозаконные возможности. Поэтому одной из важнейших задач налоговой реформы, с точки зрения Правительства РФ, являлось снижение совокупной налоговой нагрузки на заработную плату, с целью вывода предприятий из тени.

Для того чтобы в перспективе кардинально переменить складывающиеся тенденции, было предложено наряду с изменением подоходного налога серьезно модифицировать всю систему отчислений (взносов) в государственные социальные внебюджетные фонды. Одним из направлений реформы должна была стать замена взносов во внебюджетные фонды единым социальным налогом.

13 стр., 6076 слов

Фонд обязательного социального страхования Российской Федерации

... социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования ...

В проведение налоговой реформы 19 июля 2000 года Государственная Дума приняла, а 26 июля 2000 года Совет Федерации одобрил Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторую), глава 24 которого установила единый социальный налог (взнос).

Единый социальный налог (взнос) — это налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации — далее фонды) и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь. [2]

Социальное страхование и обеспечение – это система материального обеспечения трудящихся в случае старости, инвалидности, временной потери трудоспособности, потери кормильца, а также система оздоровительных мероприятий – профилактории, санатории, дома отдыха, лечебное питание.

Социальное страхование и обеспечение производится в основном за счет предприятий, учреждений, организаций и распространяется на всех работников, не зависимо от форм собственности предприятий.

I .2. Организация учета расчетов с внебюджетными фондами

I .2.1. Организация учета расчетов с Фондом социального страхов а ния

Фонд социального страхования является государственным внебюджетным фондом для целевого финансирования выплат социального характера, к которым относятся:

пособие по временной нетрудоспособности,

пособие по беременности и родам,

единовременное пособие женщинам , вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности,

единовременное пособие при рождении ребенка,

ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5лет,

социальное пособие на погребение,

оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми- инвалидами,

пособие при усыновлении ребенка,

оплата путевок на санаторно–курортное лечение и оздоровление детей. [3]

Страховые взносы, в размере 2,9 % в ФСС уплачиваются в сроки, установленные для выплаты заработной платы за истекший месяц, но не позднее 15-ого числа месяца следующего за отчетным.

Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний перечисляются работодателями в Фонд социального страхования Российской Федерации. Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем, который выступает в качестве страхователя.

Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда и расходов на обеспечение по страхованию. Размеры страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний измеряются в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц (к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору) и варьируются в соответствии с классами профессионального риска по группам отраслей (подотраслей) экономики от 0,2% до 8,5%. Каждая отрасль (подотрасль) экономики относится к одному из 14 классов профессионального риска. Размер страхового тарифа для каждого предприятия назначается отдельно в зависимости от его принадлежности к той или иной отрасли и, соответственно классу профессионального риска.

14 стр., 6965 слов

Сущность социального страхования

... социальному страхованию независимо от характера и длительности выполняемых работ. Механизм взаимоотношений с Фондом социального страхования регулируется Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования РФ, Министерством труда и социального ...

Суммы страховых взносов перечисляются работодателем в Фонд социального страхования РФ ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц (в срок фактического осуществления расчетов с работниками при расчетах наличными средствами), но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведены расчеты по оплате труда. [4]

Плательщики обязаны зарегистрироваться в территориальном отделении Фонда социального страхования РФ.

Для учета расчетов с ФСС предназначен пассивный сч.69, субсчет 69/1-1 расчеты по социальному страхованию, 69/1-2 в зносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний . По кредиту счета отражается начисление в части, зачисляемой в ФСС, а по дебету — начисление пособий за счет средств ФСС и перечисление в части, зачисляемой в ФСС.

I .2.2. Организация учета с Пенсионным фондом

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован в целях обеспечения социального страхования. Он предназначен для выплаты гос у дарственных пенсий, оказания материальной помощи престарелым и нетр у доспособным гражданам и т.д. Для этого каждая организация и пре д приятие, а также индивидуальные предприниматели производят ежемесячно сверх о п латы труда отчисления в ПФР в соответствии с установленным в централиз о ванном поря д ке тарифом страховых взносов.

Налоговая база регламентируется гл.24 НК РФ, а именно ст.237 НК РФ, при этом необходимо учесть, что в нее не включаются суммы, указанные в ст.238 и ст.239 НК РФ. [5]

Таким образом, налоговая база (для лиц, являющихся работодателями) будет определяться как сумма выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также по авторским договорам. Налоговая база для налогоплательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (индив и дуальные предприниматели, адвокаты), будет определяться как сумма дох о дов от предпринимательской либо иной професси о нальной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

13 стр., 6376 слов

Льготы и компенсационные выплаты в системе социального обеспечения

... социальные пособия, компенсаций и услуги. [1] Глава 1. Льготы и компенсационные выплаты в системе социального обеспечения 1.1 Понятие и виды компенсационных выплат, определяемых законодательством РФ Компенсационные выплаты по социальному обеспечению являются одним из видов социального обеспечения граждан, который заключается в денежных выплатах ...

На основании гл.24 НК РФ и закона №167-ФЗ организация должна у

По кредиту счета 69/2 должны отражаться суммы отчислений в ПФР, а также суммы, полученные в случае превышения соответствующих расх о дов над отчислениями. При этом записи производятся в корреспонде н ции со:

  • счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, — в части о
  • счетом 91 «прочие доходы и расходы» — на сумму пеней за несвоевр
  • счетом 51 «Расчетный счет» — на сумму, полученную в случаях пр

По дебету счета 69/2 должны отражаться перечисленные суммы пл

I .2.3. Организация учета с Фондом обязательного

медицинского страхов

Средства Фонда обязательного медицинского страхования предназн

Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарс т венной помощи. В этих целях все организации, независимо от форм собс т венности, а также индивидуальные предприниматели обязаны пер е числять взносы в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ) по тарифу страховых взносов, установленному главой 24 НК РФ «Единый соц и альный налог», в процентах от начисленной оплаты труда по всем основан и ям.

Т.к. медицинское страхование создано с целью обеспечения гарантии гр, Страховые взносы, направляемые предприятием в ФОМС РФ, являю

Размер взносов в ФОМС РФ также определяется на основании ст.241 НК РФ и представляет собой разные налоговые ставки для разных категорий нал о гоплательщиков.

Бухгалтерский учет расчетов на обязательное медицинское страхов

По кредиту счета 69/3 должны отражаться суммы отчислений в ФОМС РФ, а также суммы, полученные в случае превышения соответс т вующих расходов над отчислениями. При этом записи производятся в ко р респонденции со:

  • счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, — в части о
  • счетом 91 «Прочие доходы и расходы» — на сумму пеней за несвоевр
  • счетом 51 «Расчетный счет» — на сумму, полученную в случаях пр

По дебету счета 69.3 должны отражаться перечисленные суммы пл, Тариф страховых взносов в фонды обязательного медицинского стр

Глава II . Основы налогообложения и отчетность по ЕСН

II . 1. Общие положения учета расчетов по единому социальному налогу

Единый социальный налог является серьезным новаторством, включе, В связи с этим возникает неизбежный вопрос о необходимости и экон, До введения единого социального налога был не совсем ясен статус о

Контроль за своевременностью и полнотой уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями отчислений во внебюджетные фонды являлся функцией не налоговых органов, а созданных специально для этого орг а нов государствен ных внебюджетных фондов. Это, с одной стороны, создавало определенные трудности для организаций и индивидуальных предпринимат е лей, поскольку они подвергались проверкам со стороны сразу нескольких ко н тролирующих органов. Вместе с тем эффективность контроля за поступлением этих отчислений была достаточно низка. Это связано с тем, что органы гос у дарственных внебюджетных фондов, не имея в достаточной степени предо с тавленных налоговым органам прав, не сумели в полном объеме обеспечить п о становку на учет юридических и физических лиц, являющихся по закону пл а тельщиками отчислений в фонды. Достаточно сказать, что количество стоящих на учете плательщиков взносов было примерно на четверть ниже, чем число з а регистрированных в налоговых органах налогоплательщиков. С введением единого социального налога контроль за его исчислением и уплатой полност ью перешел к налоговым органам. [11]

3 стр., 1155 слов

Единый социальный налог и механизм его взимания в России

... основных элементов налога: налогоплательщики, объект налогообложения, ставки налога, налоговые льготы, налоговая база, порядок исчисления и уплаты ЕСН. Во второй главе отражен порядок исчисления единого социального налога на примере исследуемой организации. В ней дана ...

До введения единого социального налога плательщик страховых взносов обязан был представлять отдельные формы отчетов в каждый фонд, произв о дить уплату страховых взносов в сроки, установленные соответствующим фо н дом.

Наличие у каждого фонда отдельных специфических полномочий, в частности по срокам и порядку предоставления отсрочек по просроченным плат е жам, ставило организации в различные условия, вследствие чего нарушались принципы однородности и справедливости налогообложения.

Кроме того, большинство нормативных актов в виде положений и инс, Многочисленные проблемы возникали также при установлении базы обложения, котор

Единый социальный налог является одним из наиболее значимых как для формирования доходов государства, так и для финансового положения налог о плательщиков. Достаточно сказать, что платежи по нему хоть и незначительно, но превышают поступления самого крупного налогового источника доходов консолиди рованного бюджета страны – НДС. [12]

I I . 2 . Налогоплательщики ЕСН

Определение плательщиков единого социального налога имеет особо важное значение, поскольку в отличие от большинства других видов налогов, входящих в российскую налоговую систему, ставки уплаты этого налога в зн а чительной мере зависят от категорий налогоплательщиков.

В первую очередь плательщиками этого налога являются работодатели, которые производят выплаты наемным работникам. В их число входят организации, индивидуальные предприниматели, а также физические лица, не пр и знанные индивидуальными предпринимателями, но производящие выплаты другим физическим лицам. В дальнейшем эту группу будем именовать как н а логоплательщики-работодатели. [13]

Ко второй категории относятся индивидуальные предприниматели, а также адвокаты. Члены крестьянского или фермерского хозяйства также приравниваются к индивидуальным предпринимателям. В отличие от первой гру п пы входящие во вторую группу налогоплательщики выступают таковыми как индивидуальные получатели доходов от предпринимательской или другой профессиональной деятельности. В дальнейшем их будем именовать как нал о гоплательщики-предприниматели.

13 стр., 6015 слов

Единый социальный налог

... организацию учета с внебюджетными фондами предложить пути совершенствования по организации учета и налогообложения ЕСН. предложить программы по автоматизации организации учета расчетов по ЕСН 1. Методологические основы организации учета, налогообложения и аудита расчетов по единому социальному налогу 1.1 Экономическая сущность единого социального налога ...

На практике нередки случаи, когда один и тот же предприниматель одн, Объект налогообложения для исчисления единого социального налога з

Для налогоплательщиков-работодателей (за исключением физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями) объектом налогообложения определены выплаты и другие вознаграждения, начисляемые указанными налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гра ж данско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивид у альным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Объектом налогообложения для работодателей – физических лиц, не пр

Вместе с тем законодательство не относит к объекту налогообложения для всех налогоплательщиков-работодателей выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также договоров, св я занных с передачей в пользование имущества.

Объектом налогообложе, Для налогоплательщиков – членов крестьянского или фермерского хозя

Кроме того, в двух случаях не признаны объектом обложения и не облагаются единым социальным налогом выплаты и вознаграждения (вне зависим о сти от формы, в которой они производятся), выплачиваемые налогоплательщ и ками-работодателями.

В первом случае это относится к налогоплательщикам-организациям. Указанные выплаты у них не будут объектом обложения, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.

Во втором случае данное положение относится к налогоплательщикам – индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам, не призна н ным индивидуальными предпринимателями. У них такие выплаты не являются объектом налогообложения при услов ии, что они не уменьшают налого вую б а зу по н алогу на доходы физических лиц. [17]

Исходя из установленного законодательством объекта обложения соо

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, начисленные работодателями работникам вне зависимости от формы, в которой они осуществляются, за исключением не подлежащих облож е нию доходов, перечень которых будет рассмотрен отдельно.

В частности, при определении налоговой базы в обязательном порядке должны быть учтены полная или частичная оплата товаров, работ и услуг, имущественных или иных прав, предназначенных для физического лица – работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, о т дыха, обучения в их интересах, оплата ряда страховых взносов по договорам добровольного страхования. [18]

17 стр., 8162 слов

Учёт социальных отчислений

... Фонд социального страхования. Выплаты в пользу физических лиц не признаются объектом налогообложения, если: у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль ... также фонд занятости. Цель же моей работы – изучить сущность Единого Социального Налога и его учет. Глава I . Общий порядок уплаты налога Расчёты организации с бюджетом по ...

Налоговая база налогоплательщиков – физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, но производящих выплаты другим физическим лицам, определяется как сумма выплат и вознаграждений, выплач и ваемых за налоговый период в пользу физических лиц и являющихся объектом обложения.

Налогоплательщики-работодатели обязаны согласно положениям Налогового кодекса самостоятельно определить налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу, которому произведены выплаты, и другие вознагражд е ния с начала налогового периода по истечении каждого месяца, нарастающим итогом.

Налоговая база налогоплательщиков-предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных ими за налоговый период, как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской или же другой профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом с о став расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложе ­ ния этой группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определ е ния состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль. [19]

При расчете налоговой базы всех плательщиков единого социального н, При этом в стоимость товаров, работ и услуг должна быть включена с

II .3 Перечень объектов, не облагающихся единым социальным налогом

Одновременно с этим Налоговый кодекс РФ определил широкий пер, В частности, не включаются в состав доходов, подлежащих налогообл

Не включается в налоговую базу большинство установленных федеральным законодательством, законодательными актами субъектов Федерации, р е шениями представительных органов местного самоуправления компенсацио н ных выплат. В первую очередь это выплаты, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, бесплатным предо с тавлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, т о плива или соответствующего денежного возмещения оплатой стоимости этих услуг или выдачей полагающегося натурального довольствия, а также выплатой денежных средств взамен этого довольствия. К указанным компенсацио н ным выплатам относится также оплата стоимости питания, спортивного снар я жения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсмен а ми и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и учас тия в спортивных соревнованиях. [21]

Не являются объектом обложения и компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный о т пуск, их трудоустройством в связи

4 стр., 1921 слов

Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

... работы по договорам подряда и поручения. Начисленные суммы в Пенсионный фонд РФ, относят в дебет тех счетов, на которые отнесена начисленная оплата труда, и в кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». ... социального страхования. Учет отчислений в ФСС ведется на пассивном счете 69-1 «Расчеты по социальному При отражении сумм отчислений на социальное страхование и обеспечение ...

с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации.

Не подлежат включению в налоговую базу и компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе переездом на работу в другую местность, возмещением командирово ч ных и иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работн иков. [22]

При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные ц е левые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэр о портов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за получение и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за получение виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную ин о странную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с федерал ь ным законодательством. [23]

Все эти выплаты не включаются в налоговую базу в пределах норм, уст

Не включаются в налоговую базу суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиками в следующих случаях.

Материальная помощь физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причине н ного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим л и цам, пострадавшим от террористических актов на российской территории

Не подпадает под обложение вне зависимости от того, кто принял реш е ние об оказании такой помощи.

Не подлежит обложению единовременная материальная помощь, оказанная налогоплательщиком членам семьи умершего работника или наемным р а ботникам в связи со смертью членов семьи.

Суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финанси ­ руемыми за счет средств бю д жетов, не включаются в налоговую базу, если они не превышают в налоговом периоде 3 тыс. руб. на одно физическое лицо.

Не являются объектом обложения и не включаются в связи с этим в нал, Освобождение применяется в течение 5 лет, начиная с года регистрации хозяйства, и только в отношен

Не подлежат налогообложению суммы страховых платежей или взносов по обязательному страхованию работников, осуществляемому в установленном федеральным законодательством порядке.

Не облагаются единым социальным налогом и суммы платежей налог, В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в ФСС Ро, Одновременно с тем, что значительные суммы, выплачиваемые работод, Одной из важнейших льгот является стимулирование использования тр, В этих же целях освобождаются от налогообложения суммы вознагра

– общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, и их региональных и мес т ных отделений;

  • организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общ

– учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информацио н ных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками, имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Вместе с тем указанные льготы не распространяются на налогоплател, Кроме перечисленных льгот законодательство установило льготу для н, В случаях, если в соответс, Ставки единого социального налога, учитывая целевой характер испол

Глава II I . Организация учета и расчетов по страховым взносам

II I .1. Проблемы и предложения по улучшению организации учета расчетов по ЕСН

Роль и значение данного налога, За последние годы наблюдаются отдельные подвижки

Существенные недостатки имеет регрессивная шкала налоговых ставок ЕСН и условия ее применения. Условия применения регрессивных ставок чересчур жесткие, и число организаций, которые могут их использовать, очень ограниченно. ЕСН — это налог с юридических лиц, однако налогоплательщик обязан по каждому физическому лицу вести лицевой счет всех выплат, да еще и сумму начисленного налога. Было бы проще применять регрессивную шкалу ставок не по отношению к начисленным доходам отдельных работников, а в целом по организации.

Также данная шкала исчисления платежей не способствует решению проблем снижения социальной напряженности, а наоборот, ее усиливает, в конечном счете, при этом:

1. нарушается принцип справедливости и равной напряженности взимания налогов, при котором физические лица, имеющие более высокие доходы, участвуют в формировании социальн ых фондов с меньшей нагрузкой, чем физические лица, получающие более низкие доходы;

2. разрыв в получаемых доходах отдельными группами населения еще больше увеличивается.

Совокупная ставка налога для налогоплательщиков — работодателей в размере 26,0%.

Решение социальных проблем в стране связано с дальнейшим ростом специальных бюджетных социальных фондов, что может быть достигнуто за счет установления единых ставок платежей в ЕСН независимо от размера получаемого дохода (налогооблагаемой базы).

Если попытаться ввести единую ставку платежей по ЕСН независимо от размера дохода создается предпосылки для снижения верхнего предела ставки без ущерба формирования самих специальн ых бюджетных социальных фондов. [28]

Снижение ставки может отразиться благоприятным образом на всей экономической ситуации, т.к. прежде всего снизится налоговая нагрузка на мелкого и среднего производителя (работодателя – налогоплательщика) и, следовательно, будет способствовать дальнейшему развитию и укреплению среднего класса.

Снижение налоговой нагрузки приведет к снижению себестоимости продукции (работ, услуг) в этом секторе экономики, росту прибыли и увеличению налоговых поступлений в бюджет. Одновременно, появление дополнительных средств у производителя расширит возможности инвестирования нового производства или его реконструкции и расширения.

Сегодня ЕСН еще не является по-настоящему единым. Налоговая база фондов исчисляется раздельно в отношении каждого фонда, и налог уплачивается в каждый из них отдельными платежными поручениями. Осложняет расчеты по ЕСН право работодателей самостоятельно осуществлять расходы за счет средств ФСС РФ. Более правильно, было бы установить порядок, при котором все плательщики уплачивают полностью в ФСС РФ всю начисленную сумму взноса и потом уже в самом фонде получают возмещение своих расходов. Это будет способствовать своевременному и полному контролю за расходованием средств фонда.

Законодатели могли бы также объединить взносы в федеральный и территориальный фонды ОМС в один платеж, который начислялся бы по единой ставке и распределялся между ними органами федерального казначейства. Или установить единый платеж, который бы зачислялся в территориальный фонд, а затем по установленному нормативу отчислений от его доходов средства списывались бы на счет федерального фонда. Это упростит исчисление налога и отчетность, сократит количество платежных поручений, а заодно позволит сократить объем учетной работы и количество лицевых счетов в налоговых органах.

Бесспорно, предусмотреть абсолютно все при введении столь сложного по своей сути налога чрезвычайно трудно. Тем не менее, введение в действие новой главы Налогового кодекса не должно создавать проблем для функционирования государственных социальных внебюджетных фондов, как не должно стать препятствием для продолжения пенсионной реформы, реформы обязательного медицинского страхования и изменений в системе социального страхования.

Но уже сегодня, исходя из положительных результатов проделанной работы, можно смело сказать: введение единого социального налога — правильный и обоснованный шаг. При внесении взвешенных законодательных поправок единый социальный налог максимально способен показать свою эффективность и жизнеспособность, а это в интересах и государства, и налогоплательщика, и граждан.

II I .2. Автоматизация учета расчетов по единому социальному налогу

Как известно, бухгалтерский учёт – прикладная экономическая дисциплина, приобретающая в условиях переходной экономики первостепенное значение для предприятий всех форм собственности и размеров, он обеспечивает регистрацию, хранение и обработку информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Использование персональных компьютеров для автоматизации бухгалтерского учёта является важной составной частью системы информационного обеспечения всей деятельности предприятия. Сам по себе бухгалтерский учёт состоит из множества рутинных операций, связанных с многократным выполнением одних и тех же арифметических действий, подготовкой разнообразных по форме отчётных и платёжных документов и переносом данных из одних документов в другие.

Автоматизированные системы бухгалтерского учёта способны помочь подготовить и сохранить в электронном виде первичные и отчётные документы, а также бланки часто повторяющихся форм с уже сформированными реквизитами предприятия.

Для учёта расчетов по ЕСН характерной чертой является необходимость формирования многочисленных

Автоматизация учета расчетов по ЕСН отличается тем, что здесь наблюдается стабильность информации. Для автоматизации учёта расчетов по ЕСН применяются коды:

синтетических счетов и субсчетов и объектов аналитического учёта, структурных подразделений предприятия;

бухгалтерских операций и др.

Коды синтетических счетов, субсчетов и объектов аналитического учёта должны обеспечить сбор информации по счёту 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в следующих группировках:

1) расчеты по социальному страхованию;

2) расчеты по пенсионному страхованию;

3) расчеты по обязательному медицинскому страхованию. [29]

Заключение

С введением единого социального налога большинство задач решено на уровне законодательного обеспечения.

Введенная регрессивная шкала налогообложения является важным шагом, создающим предпосылки для пересмотра отношений между работникам и работодателем. Но организация может заработать право на применение регрессивной шкалы в текущем году, только при условии выплаты достаточно высокой средней заработной платы в предыдущем году и сохранении ее на минимально допустимом уровне в текущем году. Поэтому большинству предприятий применение регрессивной шкалы не реально.

Все-таки сегодня ЕСН еще не является по-настоящему единым. Налоговая база фондов исчисляется раздельно в отношении каждого фонда, и налог уплачивается в каждый из них отдельными платежными поручениями.

Средств, поступающих в распоряжение этих фондов, основанных на допущении о том, что быстрых изменений в размерах официально выплачиваемой заработной платы не произойдет — на сегодняшний день не достаточно для финансирования всех основных социальных программ, осуществляемых этими фондами.

Правильность организации учета и налогообложения расчетов по ЕСН на предприятии должна обеспечить достаточное финансирование мероприятий по государственному пенсионному и социальному обеспечению и медицинскую помощь.

Поэтому, целью курсовой работы являлось как можно, шире и правильнее описать организацию учета и налогообложение расчетов по единому социальному налогу.

В первой главе показана теоретическая схема налогообложения организации учета расчетов по ЕСН, освещена организация учета расчетов по ЕСН.

Сегодня широко используется автоматизированная организация бухгалтерского учета, в том числе и организация учета расчетов по ЕСН.

Несомненно, что ЕСН является – правильным и обоснованным шагом в организации налогового законодательства, но требуются доработки. При внесении взвешенных законодательных поправок единый социальный налог максимально способен показать свою эффективность и жизнеспособность, а это в интересах и государства, и налогоплательщика, и граждан.

Список использованных источников и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/uchet-raschetov-po-edinomu-sotsialnomu-nalogu/

1. Гражданский кодекс РФ. — М.: Проспект, 2006. — 424 с.

2. Налоговый кодекс РФ. Части I и II. — М.: Элит, 2007. — 384 с.

3. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете и отчетности» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ // Нормативные акты для бухгалтера. — 2006. — № 2. — С.4.

4. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части вт о рой. — М.: Главбух, 2007. — 410 с.

5. План счетов бухгалтерского учета хозяйственной деятельности организ а ции и инструкция по его применению. — М.: Статус-Кво, 2007. — 160 с.

6. Методические рекомендации по бухгалтерскому обеспечению исчисл е ния единого сельскохозяйственного налога. — М.: МСХ РФ, 2007. — 140 с.

7. Абрамова Н.В. и др . Налоговый учет. — М.: ЗАО «Издательский Дом «Главбух», 2008. — 308 с.

8. Аккерман Е. Налоговая оптимизация // Экономика и жизнь. — 2008. — № 4. — С.5.

9. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита: Учебное пособие. — М.: Филинъ, 2007. — 410 с.

10. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной де я тельности предприятия. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 215 с.

11. Камышанов П.И. Бухгалтерский учет и аудит. — М.: ПРИОР, 2007. — 400 с.

12. Карпова И. Если налог не снижают, значит это кому-нибудь нужно // Экономика и жизнь. — 2007. — № 35.- С.29.

13. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инв е стиций. Анализ отчетности. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 512 с.

14. Колчин С.П. Налоговый пресс // Финансы. — 2007. — № 7. — С.31-33.

15. Коровкин В.В. Налоговая проверка предприятия. — М.: ПРИОР, 2006. — 208 с.

16. Куликова Л.И. Налоговый учет. — М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2008. — 336 с.

17. Методические рекомендации по применению плана счетов бухгалтерск о го учета финансово-хозяйственной деятельности агропромышленных о р ганизаций. — М.: МСХ РФ, 2006. — 329 с.

18. Ордынская И. Справедливая налоговая система на подходе // Эконом и ка и жизнь. — 2007. — № 41. — С.1.

19. Расходы на оплату труда. Налоговый и бухгалтерский учет // Налоги и финансовое право. — 2007. — № 8. — С.158.

20. Степашин С. Структура налоговых доходов и их распределение по уро в ням бюджетов в 2003 г . // Экономика и жизнь. — 2006. — № 41. — С.1.

21. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2007. — 576 с.

Финансовый анализ / Ковалев В.В. – М., 2007. — С. 307., Анализ и диагностика финансово-хозяйственной де, Бухгалтерский учет и аудит / Камышанов П.И. – М., 2007. – С. 157., Бухгалтерский учет и аудит / Камышанов П.И. – М., 2007. – С. 157., Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части вт, Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части вт, Налоговый учет / Абрамова Н.В. – М., 2008. – С. 152., Налоговый учет / Абрамова Н.В. – М., 2008. – С., Налоговый кодекс РФ. Части I и II. – М., 2007. – С. 154., Налоговый пресс / Колчин С.П. – 2007., Налоги и налогообложение / Юткина Т.Ф. – М., 2007. – С. 450., Налоги и налогообложение / Юткина Т.Ф. – М., 2007. – С., Расходы на оплату труда. Налоговый и бухгалтерский учет. – М., 2007., Налоги и налогообложение / Юткина Т.Ф. – М., 2007. – С. 100., Налоговый учет / Абрамова Н.В. – М., 2008. – С. 150., Налоговая оптимизация / Аккерман Е. – 2008. – С. 5., Анализ и диагностика финансово-хозяйственной де, Налоговая проверка предприятия / Коровкин В.В. – М., 2006. – С. 58., Методические рекомендации по применению плана счетов бухгалтерск, Справедливая налоговая система на подходе / Ордынская И. – М., 2007. – С. 59., Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части вт

[22] Организация и методика проведения общего аудита: Учебное пособие / Барышников Н.П. – М., 2007. – С. 38.

Бухгалтерский учет и аудит / Камышанов П.И. – М., 2007. – С. 150., Гражданский кодекс РФ. М., 2006. – С. 157., Налоговый учет / Абр, Налоговый учет / Абр, Анализ и диагностика финансово-хозяйственной де, Финансовый анализ / Ковалев В.В. – М., 2007. – С. 250., Налоговая проверка предприятия / Коровкин В.В.М., 2006. – С. 158.