Ценностно-смысловая основа профессионального самоопределения в период юности – одна из самых актуальных проблем возрастной психологии.
Период юности, когда происходит первичное профессиональное самоопределение (16-17 лет), был и остается возрастом, находящимся в фокусе научных интересов многих исследователей проблем развития и формирования основных, базовых личностных характеристик. Тем не менее, несмотря на длительную историю изучения данного периода онтогенеза, на сегодняшний день многие ключевые моменты этого вопроса остаются в психологии недостаточно исследованными и, как следствие, дискуссионными. Общепринятым фактом является то, что период юности – это время интенсивного формирования устойчивой индивидуализации личности, ее ценностных ориентаций, жизненных ценностей, общей личностной направленности, профессионального самоопределения (Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, В.С. Мерлин, В.С. Мухина, А.Б. Орлов, А.В. Петровский, Т.Г. Скрипкина, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, А. Адлер, Р. Бернс, А. Маслоу, К.Г. Юнг).
Однако психологическое содержание этого процесса описано недостаточно. В исследованиях чаще всего уделяется внимание социализации (как механизму проникновения культуры в индивидуальное сознание).
В целом же, именно на этом этапе происходит выбор будущей профессии, делаются другие важнейшие жизненные выборы. Профессиональные приоритеты и последующее профессиональное самоопределение, которые как раз и начинают проявляться в период юности, прямо взаимосвязаны со смысложизненными ориентациями, на которые огромное влияние оказывает система ценностных ориентаций. Возникшее противоречие между практикой и теорией: необходимость постоянного изучения ценностно-смысловой составляющей профессионального самоопределения в юности и недостаточная исследованность этой проблемы в психологии — определило цель, задачи и общую логику данной работы.
Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте
... решение следующих задач: рассмотреть профессиональное самоопределения как психолого-педагогический феномен; проанализировать возрастные особенности старшеклассников; рассмотреть особенности профессионального самоопределения старшеклассников; подобрать и апробировать комплекс методик, направленных на изучение особенностей профессионального самоопределения старшеклассников; выявить различия ...
Цель работы – изучение ценностно-смысловой основы профессионального самоопределения в период юности на современном этапе.
Задачи:
- обзор литературы по проблеме (юность как специфический возрастной этап;
- ценностно-смысловая сфера личности;
- понятие и сущность профессионального самоопределения;
- роль ценностно-смысловой сферы в профессиональном самоопределении);
- подготовка и проведение практического исследования по выбранной теме;
- рассмотрение современных тенденций профессионального самоопределения в юности и формулирование, исходя из результатов исследования, практических рекомендаций.
Объект исследования: учащиеся педагогического колледжа.
Предмет исследования: корреляция ценностно-смысловой сферы и профессионального самоопределения личности в период юности.
Гипотеза исследования: существует достоверная взаимосвязь ценностно-смысловой сферы и профессионального самоопределения личности в период юности.
Методики для подтверждения гипотезы: «Смысло-жизненные ориентации» (СЖО) Леонтьева, «Ценностные ориентации» Рокича, опросник Холланда. Для подтверждения гипотезы используется r критерий Спирмена.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в студенческих работах по изучению ценностно-смысловой сферы и профессионального самоопределения в юности.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 23 источников, приложений.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/tsennostno-smyislovyie-osnovyi-professionalnogo-samoopredeleniya/
1. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 1984. Т.5. № 5. С. 63-70
2. Белоусова А. К. Возрастная психология. — Ростов н / Д : Феникс, 2012. — 591 с
3. Богачева И.Г. Исследование ценностно-смысловой сферы старших подростков, занимающихся в системе учреждений дополнительного образования. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 3-2. С. 133-139
4. Богданов Е.Н., Иванов Г.П., Шишкина Е.А. К вопросу о динамике ценностных ориентаций молодежи в системе высшего образования. // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 73-79
5. Бубнова С. С, Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. 1999. № 5. — С. 38-44
6. Долджин К. Г., Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — С-Пб.: Питер, 2012. — 816 с
7. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. — М.: Политиздат, 1986.— 223 с
8. Ильин Е. Психология творчества, креативности, одаренности. — С-Пб.: Питер, 2012. — 448 с
9. Кагальницкая О. Психологические особенности стереотипизации смысложизненных ориентаций девушек на начальном этапе профессионального самоопределения // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — Ростов н / Д, 2006. — 23 с
10. Кадыш М.Е. Исследование проблемы направленнности личности в студенческом возрасте // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2010. № 1. С. 22-25
Профессиональное личностное самоопределение
... исследования Н.С. Пряжникова. На его концептуальных подходах, во многом совпадающих с нашими позициями, мы остановимся подробнее. Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные моменты этого процесса: 1. Профессиональное самоопределение ...
11. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный).
–М.: МарТ, 2005. – 448 с
12. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО).
— М..: Смысл, 1992. — 16 с
13. Основы профессионального ориентирования личности. — Новосибирск, НЭЦ. — 34 с
14. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профориентация. — М.: Academia, 2010. — 496 с
15. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. — М.: МПСИ Модэк, 2010. — 536 с
16. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. — М.: Academia, 2008. — 320 с
17. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. — М.: Генезис, 2011. — 208 с
18. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. — М.: Генезис, 2010. — 48 с
19. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. — М.: Генезис, 2009. — 208 с
20. Родичев Н.Ф., Чистякова С.Н. От учебы к профессиональной карьере. — М.: Academia, 2012. — 176 с
21. Тест Рокича «Ценностные ориентации» // azps.ru
22. Федосенко Е.В. Психология самореализации профессионала. — С-Пб.: Речь, 2012. — 157 с
23. Шерер И.Н. Социально-экономическая трансформация регионального молодежного рынка труда. — М.: Зерцало, 2011. — 192 с
О работе
Продажи полностью автоматические. Пароль выдается сразу после завершения процедуры покупки. Для получения пароля на курсовую «Ценностно-смысловая основа профессионального самоопределения в период юности» произведите оплату.
Внимание!!! В работах могут отсутствовать все или часть приложений.
Работы могут не соответствовать требованиям к оформлению какого-либо конкретного учебного заведения.
Для получения полноценной курсовой или реферата с вашими требованиями сделайте новой работы.
По всем вопросам обращайтесь по почте .