По психологии «ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

Проблемой современного общества является соотношение интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка, которые происходят в его психике и поведении при переходе из одного возраста в другой, особенно в период перехода от детства к взрослости. В период, так называемого подросткового и юношеского возраста индивид достигает социальной и эмоциональной зрелости и получает опыт, способность и желание или нежелание принять на себя роль взрослого. С получением этой роли, у подростка начинает формироваться ценностно-смысловая сфера, которая впоследствии создает вектор направленности смысложизненных ориентаций личности и их смысловое содержание на разных возрастных этапах.

Изучение особенностей смысложизненных ориентаций личности связана с тем, что проблема поиска смысла жизни является неотъемлемой составляющей в процессе становления личности. Именно в подростковом возрасте происходит первоначальное формирование мировоззрения, составление жизненных планов, осуществляется самоопределение в профессии, происходит перестройка сферы общения.

Смысл жизни может выступать, с одной стороны, как ценность для индивида, а с другой, смысл может обуславливать выбор ценностей, которыми руководствуется индивид в своей жизни.

Ценностные ориентации служат базисом социальной системы, по их характеру можно судить о тенденциях изменения общественных отношений, перспективах развития социума.

Цель исследования – изучить особенности и уровень смысложизненных ориентаций личности в подростковом возрасте.

Объект исследования – смысложизненные ориентации.

Предмет исследования — особенности смысложизненных ориентаций личности в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования — в подростковом возрасте смысложизненные ориентации имеют несформированный характер.

В соответствии с выделенными целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

— изучить понятие «смысложизненные ориентации»;

— изучить особенности смысложизненных ориентаций личности в подростковом возрасте;

13 стр., 6070 слов

Основные теории подросткового возраста

... личности, тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентаций, мировоззрения подростков. Поиск биологического смысла подросткового возраста ... [2] Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, - это возраст врастания в культуру. Он писал, что ...

— подобрать диагностический нструментарий;

— выявить уровень смысложизненных ориентаций личности в подростковом возрасте.

В работе были использованы следующие методы: теоретические методы исследования; эмпирические методы: количественные и качественные методы.

Глава I. Теоретические аспекты особенностей смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте

1.1 Смысложизненные ориентации, как психологический феномен

Система смысложизненных ориентаций является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно — потребностной сферой и системой личностных смыслов.

К вопросу о смысле жизни обращались советские психологи. В своих работах Л.С. Выготский отмечал, что в подростковом возрасте происходит «овладение внутренним миром», «возникновение жизненного плана, как известной системы приспособления, которая впервые осознается подростком». Именно в этом возрасте создаются предпосылки для становления смысла жизни, оформления личности, с одной стороны, и возраст оформления мировоззрения — с другой. У подростка возникает потребность самопознания, которая реализуется с помощью рефлексии [15].

А.Н.Леонтьев десемантизировал понятие «смысл», вывел его за пределы контекста вербального мышления и сознания вообще в плоскость до рефлексивных практических отношений субъекта с миром, в плоскость его реальной жизнедеятельности. А.Н.Леонтьев, трактуя понятие смысла, связывает его с проблематикой структуры и динамики деятельности. В этом контексте отношения между мотивами и целями действия рассматривались как «психологически решающие», поскольку основное регулирующее влияние мотивов на протекание деятельности заключается в том, что они сообщают личностный смысл целям и обстоятельствам деятельности, «оценивая» их жизненное значение для субъекта [25].

Отечественный психолог, С.Л. Рубинштейн говорил, что ценность — значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию — функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках. Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности.

С.Л. Рубинштейн указывал, что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. Для С. Л. Рубинштейна смысл человеческой жизни — быть источником света и тепла для других людей, быть преобразователем жизни [5].

В.Э. Чудновский определяет смысл жизни как «идею, содержащую в себе цель жизни человека, «присвоенную» им и ставшую для него ценностью чрезвычайно высокого порядка, потеря которой может привести к решению человека покончить со своим существованием на земле» [3].

Отечественный психолог, В.С Мухина говорила, что у человека возникает проблема жизненных ценностей. Человек стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе и другим, а также к моральным ценностям. Подростковый возраст закладывает основы, а юношеский продолжает изменение и формирование личности [14].

7 стр., 3104 слов

Социология личности: понятия человек, личность, индивид

... общество. 1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности. 1.1 Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность» Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Человек - это родовое понятие, указывающее ...

Таким образом, проанализировав психологический словарь, мы определили рабочее понятие, которое используем в своем исследовании. Смысложизненные ориентации — это существование личности, которая направлена на поиск жизненных целей в своем местонахождении. Представители отечественной психологии говорили о целостной человека — человек и его окружение не два объекта, а единый организм. Смысловая сфера направляет поведение человека, определяет развитие личности, ее интересы, выбор жизненного пути, самоопределение человека, актуализируя его потенциал в будущем.

1.2 Особенности формирования смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте

Процесс развития подростка тесно связан с возрастными особенностями, которые оказывают значительное влияние на формирование личности. В подростковом возрасте совершается переход от детства к взрослости и связан с серьезной перестройкой психики. Пусковым механизмом этого процесса является переход к завершающему этапу созревания организма. Его перестройка начинается с активизации деятельности гипофиза, его передней доли, гормоны которой стимулируют рост тканей и функционирование желез внутренней секреции.

Л. Р. Мадорский считает, что центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства зрелости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому [23].

Л.С. Выготский предлагает рассматривать подростковый возраст с точки зрения интересов, которые являются целостными динамическими тенденциями, определяющими структуру направленности реакций. Например, особенности поведения подростков (падение школьной успеваемости, ухудшение отношений с родителями др.) можно объяснить коренной перестройкой всей системы интересов в этом возрасте. В соответствие с этим автор делит подростковый возраст на две фазы: негативную (фазу влечений) и позитивную (фазу интересов).

Первая фаза связывается со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов и с процессами вызревания и появления первых органических влечений. Симптомы первой фазы подросткового возраста отличаются крайней вариативностью, ситуационной зависимостью, неоднородностью и сложностью поведения. Вторая фаза характеризуется вызреванием нового ядра интересов [1].

Д.Б. Эльконин, основываясь на критерии смен ведущих форм деятельности, называет подростковым возрастом период 11-17 лет, но подразделяет его на два этапа: средний школьный возраст (11-15 лет), когда ведущей деятельностью является общение, и старший школьный возраст (15-17 лет), когда ведущей становится учебно-профессиональная деятельность [3].

Следует отметить, что Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин рассматривали подростковый возраст как в норме стабильный, несмотря на то, что реально он может протекать весьма бурно. Временем, отделяющим подростковый возраст от младшего школьного и юношеского, Л.С. Выготский считал кризисы 13 и 17 лет. Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова рассматривают возраст 11-12 лет, как переходный от младшего школьного к подростковому периоду. Кризисом, отделяющим подростковый возраст от юношеского, Д.Б. Эльконин считает кризис 15 лет, а отделяющим юность от взрослости — кризис 17 лет [3].

3 стр., 1478 слов

Роль дошкольного детства в жизни человека

... раннего возраста процессы восприятия или интенсивно формирующиеся в дошкольном детстве процессы наглядно-образного мышления и творческого воображения играют важную роль не только в жизни маленьких детей, но и в деятельности взрослого человека — рабочего, ...

Переходный возраст иногда называют периодом открытия «Я», когда подросток начинает задумываться над вопросами «Кто Я?», «Чего хочу и что могу?», т.е. стремительное развитие самосознания.

Рассмотрим этот процесс в соответствии со структурой самосознания, предложенной В.С. Мухиной. В самосознании выделяются следующие компоненты: имя человека, притязание на социальное признание, социальное пространство личности (её прошлое, настоящее, будущее), половая идентификация. В.С. Мухина отмечает, что нарушения развития одного или нескольких структурных звеньев самосознания могут приводить к появлению агрессивности, тревожности, трудностям в общении, а иногда к суицидальным попыткам [15].

Рассмотрим специфику каждого из структурных звеньев по отдельности. У Э. Эриксона подростковый возраст не отделяется от юношеского и занимает возраст 12-18 лет. Это период, характеризующийся самым глубоким жизненным кризисом, на котором эго-идентичность (личностная индивидуальность) стоит против ролевого смешения (спутанности идентичности).

Эго-идентичность понимается в двух измерениях — временном и ситуативно-ролевом. Во временном измерении идентичность обеспечивает преемственность прошлого, настоящего и будущего. В ситуативно-ролевом — составляет центральное образование, удерживающее в единстве многие ситуации и роли, в которых выступает человек. Кризис идентичности, который в норме должен завершиться формированием идентичности, требует от человека переосмысления своих связей с окружающими и своего места в социальном мире [18].

Представляя собой социально-психологическое явление, обусловленное конкретно-историческими обстоятельствами развития общества, подростковый период отличается, с одной стороны, стабильностью глубинно психологической сущности основных характеристик; с другой стороны, изменения в социально-экономической жизни обусловливают качественные различия социальной наполняющей процессов формирования сознания, самосознания, личностного становления растущих людей.

Смысложизненными ориентациями подростков могут быть цели в жизни, насыщенность жизни или удовлетворенность самореализацией. Эти три категории можно соотнести с будущим (цель), настоящим (процесс) и прошлым (результат).

Подросток может находить смысл своей жизни в каждой из этих составляющих.

Смысложизненная концепция начинает складываться к подростковому возрасту, так как это наиболее сензитивный период для формирования глубинных личностных образований.

Одна из ярких особенностей подросткового возраста — реакция эмансипации. Взросление невозможно без принятия ответственности за свои поступки. Подростки стараются высвободиться из-под влияния взрослых, поступать и действовать самостоятельно. Иногда это стремление чрезмерно и выражается через крайние формы. Подростки конфликтуют с родителями уходят из дома, пытаются отгородиться от своей семьи.

9 стр., 4204 слов

Особенности пространственной ориентации у детей дошкольного возраста

... так же используя повседневную жизнь. 1. Особенности пространственной ориентации у детей дошкольного возраста. Значительные изменения в дошкольный ... центральной в содержании всей работы. Ориентировка “от себя”. В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы ... действия у дошкольников можно поднять в процессе целенаправленного обучения. Особенно заметные сдвиги в развитии линейного ...

По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Поэтому выявление типичных сочетаний разных показателей социальной зрелости детей с 10 до 15 лет и позволяет выделять разные стадии подросткового периода.

Наиболее выпукло характер стадиального развития подростка как личности прослеживается через изменение структуры самосознания в его различных проявлениях: самооценки, личностной рефлексии, требований к себе и другим, мотивах деятельности, идеалах, интересах и пр.

Так, на первой стадии подросткового возраста (в 10-11 лет) ребенка характеризует весьма своеобразное отношение к себе (принятие себя).

На второй стадии подросткового периода (в 12-13 лет) наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение ребенка к себе, обнаруживающее зависимость от оценок окружающих, прежде всего сверстников.

На третьей стадии этого возраста (в 14-15 лет) возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе и в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности.

Для старших подростков характерно стремление к самовоспитанию, однако оно сосредоточено, концентрируется вокруг поведенческих моментов.

Зачатки формирования смысложизненных ориентаций появляются в подростковом возрасте. В этом возрасте происходит своеобразная «отмена» прежних ценностей и стремлений и появляется площадка для строения будущего. Подростки осознают важность и возможность перестройки и обогащения смысла жизни и овладения опытом. Именно этот период считается возрастом открытия своего я, оформления личности и мировоззрения [16].

В период перехода от подросткового к раннему юношескому возрасту появляется новый уровень отношения к себе, новый уровень самосознания, смена критериев для оценки своего «я» и оценки окружающих. Изменчивость смысловых отношений с действительностью, закрепленных в личностных ценностях, связана с объективностью реального процесса жизни индивида и общества, в котором система ценностей проявляется и который является их отражением.

Исследование смысложизненных ценностей юношей и девушек имеет большое значение, для понимания настоящего и будущего общества.

Таким образом, смысложизненные ориентации не останавливаются в развитии на каком-либо этапе жизни человека, а продолжают развиваться как смысловые системы на протяжении всей жизни.

1.3 Методы и методики диагностики смысложизненных ориентаций

Для проведения эмпирического исследования смысложизненных ориентаций нами был рассмотрен ряд психодиагностических методов, с помощью которых можно изучить особенности смысложизенных ориентаций в подростковом возрасте: анкетирование, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, Рефлексивный тест-самоотчет «Кто я?» В. С. Мухиной, «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева. «Методика предельных смыслов» Д.А. Леонтьева, методика Е. И. Головахи и А. А. Кроника «Каузометрический анализ».

32 стр., 15527 слов

«Формирование ценностей здорового образа жизни детей старшего ...

... с этим, важной миссией современного дошкольного образования становится воспитание у детей потребности в ведении здорового образа жизни, развитии потребности в активной деятельности по сохранению и ... с. 14]. Приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (далее – ЗОЖ). Скоморохов Б.Е. и Титова ...

Рефлексивный тест-самоотчет «Кто я?» В. С. Мухиной должен обеспечить самоописание ценностно-смысловых ориентаций человека как личности. Тест-самоотчет побуждает испытуемых к углубленному самоанализу через предложение ответить на вопрос «Кто я?» . По замыслу автора установка человека на самопознание требует специально организованных условий для рефлексии на свою глубинную личностную сущность. Исследователь указывает реципиентам, сколь важно человеку время от времени сосредоточить внимание на сущностных особенностях собственной личности и ответить себе на вопрос «Кто я?». Данный метод является способом рефлексии на самого себя, на свою глубинную сущность, на свои жизненные установки, особенности и иерархию личностных свойств, а также цели жизни. смысложизненный подросток психодиагностический [9].

«Методика предельных смыслов» Д.А. Леонтьева была разработана автором в попытках найти новые, нетрадиционные подходы к эмпирическому изучению и диагностике таких трудно поддающихся анализу структур субъективной реальности, как динамические смысловые системы сознания. В методике был воплощен сравнительно новый методический прием изучения смысловых систем через их отражение в индивидуальном мировоззрении. Эта методика позволяет проследить мировоззренческие представления человека, относящиеся к разным сферам и с помощью этой методики возможно прослеживание изменений смысложизненных ориентаций [10].

Каузометрический метод А. А. Кроник и Е. И. Головахи позволяет формировать в человеке субъектное (самодетерминирующее, ответственное и т.д.) отношение к своей жизни. Каузометрический подход в психологии жизненного пути дает человеку эффективную психологическую технику анализа и проектирования различных вариантов своей жизни, помогает принять ответственное, обдуманное решение. Целью каузометрического анализа является воссоздание жизненного пути человека на основании его собственных оценок и реконструкция системы причинных и целевых связей между жизненными событиями, свойствами личности, значимыми людьми [10].

Нами были проанализированы особенности каждого из выбранных методов, что позволило выделить из них наиболее подходящий для нашего исследования. В нашем исследовании использовалась методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева.

Глава II. Опытно-практическая работа на выявление смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте

2.1 Организация и методы исследования смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте

Цель эмпирического исследования – изучить содержание и уровень смысложизненных ориентаций личности в подростковом возрасте.

В исследовании приняли участие 14 испытуемых, из них 7 мальчиков и 7 девочек в возрасте 15 лет.

Тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности.

4 стр., 1829 слов

Конспект по СКК. Конспект Теории межкультурной коммуникации. ...

... Ценностные ориентации Ценностные ориентации - это результат решения в различных культурах одних и тех же проблем. Сущность природы человека Говоря о человеческой сущности, Ф. Клакхон и Ф. Стродбек ... - несколько. Теория систем ценностей - теория базовых человеческих ... достижение целей и высоко ценит результаты. ... восприятие обществом. Низкий индекс дистанцированности ... ориентированы на жизнь как таковую, ...

Выделяются компоненты смыслежизненных ориентаций: цели в жизни, процесс жизни, результат жизни, локус контроля – Я, локус контроля – жизнь.

В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов. Важным является ясное соотнесение целей — с будущим, эмоциональной насыщенности — с настоящим, удовлетворения — с достигнутым результатом, прошлым. Испытуемым предоставлялся бланк ответов и инструкция к нему (см. Приложение 1):

«Вам предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача выбрать одно из утверждений, которое по Вашему мнению больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0 ,если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).»

В данном исследовании использовалась методика Д. А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации» потому, что она позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

2.2 Диагностика смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте

Опытно-практическая работа проводилась в МОАУ «СОШ №12» г. Бузулук. В исследовании участвовали 14 обучающихся 9 В класса 15 лет.

На основе выделенной гипотезы опытно-практическая работа предусматривает решение следующих задач:

— выявить критерии, показатели и уровни смысложизненных ориентаций;

— определить уровень смысложизненных ориентаций личности в подростковом возрасте.

Для решения первой задачи нами был проанализирован тест

Таблица 1

Уровни развития компонентов смысложизненных ориентаций

Критерии

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Цели в жизни

Наличие в жизни целей в будущем, осмысленность жизни, перспектива

Цель в жизни и перспектива временные

Отсутствие жизненной цели, перспективы

Процесс жизни

5 стр., 2450 слов

«Формирование у младших школьников основ культуры здорового ...

... жизни; изучить основы формирования у ребенка осознанного ценностного отношения к своему здоровью; определить наиболее эффективные современные формы и технологии воспитательной работы ... и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников ... жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому ...

Обучающийся воспринимает процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом

Обучающийся воспринимает процесс жизни как интересный, но эмоционально ненасыщенный

Обучающийся испытывает неудовлетворённость своей жизнью в настоящем

Результативность жизни

Обучающийся удовлетворен самореализацией, считает прожитый отрезок жизни продуктивным

Обучающийся в недостаточной степени удовлетворен самореализацией

Неудовлетворенность прожитой частью жизни

Локус контроля – Я

Обучающийся оценивает себя как сильную личность, обладает свободой выбора

Обучающийся оценивает себя как формирующиеся личность

Неверие в свои силы контролировать события собственной жизни

Локус контроля – жизнь

Обучающийся контролирует свою жизнь, свободно принимает решения и воплощает их в жизнь

Обучающийся затрудняется принимать решения и воплощать их в жизнь

Обучающийся убежден в том, что жизнь неподвластна сознательному контролю

Осмысленность жизни

Наличие в жизни целей в будущем, осмысленность жизни, перспектива.

Обучающийся воспринимает процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, удовлетворен самореализацией, считает прожитый отрезок жизни продуктивным, оценивает себя как сильную личность, обладает свободой выбора, контролирует свою жизнь, свободно принимает решения и воплощает их в жизнь

Цель в жизни и перспектива временные.

Обучающийся воспринимает процесс жизни как интересный, но эмоционально ненасыщенный.

Обучающийся в недостаточной степени удовлетворен самореализацией, оценивает себя как формирующиеся личность, затрудняется принимать решения и воплощать их в жизнь

Отсутствие жизненной цели, перспективы.

Обучающийся испытывает неудовлетворённость своей жизнью в настоящем, неудовлетворенность прожитой частью жизни, неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

Обучающийся убежден в том, что жизнь неподвластна сознательному контролю

Для решения второй задачи ученикам предлагалось пройти тест «Смысложизненных ориентаций». Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

11 стр., 5427 слов

Понятие и цели воспитания и обучения. Цель и задачи воспитания и обучения

... 3. Цели и задачи воспитания и обучения Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания - формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания ...

Критерии и уровни смысложизненных ориентаций

в подростковом возрасте

Критерии

Цели в жизни

Процесс жизни

Результативность жизни

Локус контроля – Я

Локус контроля – жизнь

Общий показатель-осмысленность жизни

Имя

1.Екатерина Б.

средний

средний

высокий

средний

средний

средний

2.Анастасия П.

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

3.Екатерина Ш.

средний

высокий

высокий

средний

средний

высокий

4.Кристина С.

средний

средний

высокий

средний

средний

средний

5.Вероника Н.

средний

средний

средний

средний

средний

средний

6.Максим А.

средний

средний

средний

средний

средний

средний

7.Илья М.

средний

средний

средний

средний

средний

средний

8.Владимир К.

низкий

низкий

низкий

средний

низкий

низкий

9.Игорь М.

средний

средний

средний

средний

средний

средний

10.Иван П.

средний

средний

средний

средний

средний

низкий

11.Игорь Ма.

средний

средний

средний

средний

средний

средний

12.Даниил В.

средний

средний

низкий

средний

средний

средний

13.Кристина А.

высокий

средний

высокий

высокий

высокий

высокий

14.Мария Е.

средний

средний

высокий

высокий

средний

средний

По результатам тестирования выявилось, что по субшкале «Цели в жизни» высокий уровень имеет 1(7%) учащийся, что характеризует наличие в жизни целей в будущем, осмысленность жизни, перспективу; 11(79%) обучающихся показали средний уровень, что свидетельствует о временных целях и перспективах в жизни; у 2 (14%) учеников отсутствует цель в жизни, что соответствует низкому уровню.

Представим полученные данные в гистограмме 1.

Рис.1

По результатам тестирования выявилось, что по субшкале «Процесс жизни» высокий уровень имеет 1(7%) учащийся-это свидетельствует о том, что обучающийся воспринимает процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом; 11(79%) обучающихся воспринимают процесс жизни как интересный, но эмоционально ненасыщенный, что соответствует среднему уровню; 2 (14%) ученика испытывают неудовлетворённость своей жизнью в настоящем, что говорит о низком уровне процесса жизни.

Представим полученные данные в гистограмме 2.

Рис.2

По результатам тестирования выявилось, что по субшкале «Результативность жизни» высокий уровень имеют 5(36%) учащихся-это свидетельствует о том, что обучающиеся удовлетворены самореализацией, считают прожитый отрезок жизни продуктивным ; 6(43%) обучающихся в недостаточной степени удовлетворен самореализацией, что говорит о среднем уровне ; 3 (21%) ученика н еудовлетворены прожитой частью жизни-низкий уровень .

Представим полученные данные в гистограмме 3.

Рис.3

По результатам тестирования выявилось, что по субшкале «

Представим полученные данные в гистограмме 4.

Рис.4

По результатам тестирования выявилось, что по субшкале «Локус контроля – жизнь» высокий уровень имеет 1(7%) учащийся — это свидетельствует о том, что обучающийся контролирует свою жизнь, свободно принимает решения и воплощает их в жизнь ; 11(79%) обучающихся затрудняются принимать решения и воплощать их в жизнь ; 2(14%) ученика убеждены в том, что жизнь неподвластна сознательному контролю — низкий уровень.

Представим полученные данные в гистограмме 5.

Рис.5

По результатам тестирования выявилось, что по субшкале «Локус контроля – жизнь» высокий уровень имеет 1(7%) учащийся — это свидетельствует о том, что обучающийся контролирует свою жизнь, свободно принимает решения и воплощает их в жизнь; 11(79%) обучающихся затрудняются принимать решения и воплощать их в жизнь; 2(14%) ученика убеждены в том, что жизнь неподвластна сознательному контролю — низкий уровень.

Таким образом, мы определили осмысленность жизни обучающихся подросткового возраста: высокий уровень продемонстрировали 2 ученика (14%), что говорит о наличие в жизни целей на будущее, обучающиеся воспринимают процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, удовлетворены самореализацией, считают прожитый отрезок жизни продуктивным, оценивают себя как сильную личность, обладают свободой выбора, контролирует свою жизнь, свободно принимают решения и воплощает их в жизнь; средний уровень продемонстрировали 6 учеников (64%) — цель в жизни и перспективы неопределены, обучающиеся воспринимает процесс жизни как интересный, но эмоционально ненасыщенный, в недостаточной степени удовлетворены самореализацией, оценивают себя как формирующиеся личность, затрудняются принимать решения и воплощать их в жизнь; низкий уровень показали 3 (22%) обучающихся, у них отсутствует жизненная цель, перспективы, испытывают неудовлетворённость своей жизнью в настоящем, неудовлетворенность прожитой частью жизни, неверие в свои силы контролировать события собственной жизни, обучающийся убежден в том, что жизнь неподвластна сознательному контролю.

Представим полученные результаты в гистограмме 6.

Рис.6

При обработке результатов методики «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева был сделан вывод о том, что у обучающихся подросткового возраста смысложизненные ориентации имеют несформированный характер. Настоящую жизнь воспринимают интересной и эмоционально насыщенной. Они имеют определенные цели на будущую жизнь.

Полученные данные подтверждают выдвинутую гипотезу.

2.3 Рекомендации по формированию смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте

В результате проведения опытно-практической работы, мы разработали методические рекомендации для психолога. Формирование смысложизненных ориентаций будет проходить более эффективно, если использовать в образовательном процессе школы следующие рекомендации:

1. Накопить и обобщить рефлексивный опыт самоопределения подростков;

2. Сформировать мотивационный компонент;

3. Сформировать представление о реальных возможностях и способностях, а также личные жизненные планы;

4. Расширить личностное коммуникативное пространство;

5. Развивать способность к прогнозированию;

6. Сопряжение ценностного и деятельного плана жизни через целепологание, планирование и проектирование способа реализации ценностей.

7.Побуждать активный интерес к деятельности, развивать правильное восприятие, формировать чувства и представления подростков, стимулировать их нравственно – эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости;

8.Побуждать подростков к самостоятельным действиям;

9. Развивать у подростков чувство уверенности в себе;

10.Формировать у подростков чувство ответственности, посредством работы в парах и группах.

Для формирования смысложизненных ориентаций у подростков, была разработана психолого-педагогическая программа развития смысложизненных ориентаций.

Цель программы: способствовать развитию смысложизненных ориентаций у подростков.

Задачи программы:

— определение жизненных целей, задач и ожидаемого результата;

— формирование ответственности за свое личностное становление и выбор профессионального пути;

— формирование ценностей самореализации.

Целевая группа: учащиеся 9 класса

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Программа рассчитана на 10 занятий. Продолжительность одного занятия составляет 40минут, регулярность встреч – 2 раза в неделю. Каждое занятие состоит из разминки, основной части, представленной одним или двумя наиболее значимыми упражнениями, и заключительной части-подведения итогов, прощания, заполнения анкет. По окончании каждого упражнения проводится обсуждение эмоций, которые были вызваны проведенной работой.

Занятие 1 «Я не один»

Цель: выработка общих правил поведения в группе; побуждение каждого участника к активной работе, к проявлению и появления собственного мнения.

Занятие 2 «Я – личность»

Цель: Осознание собственной неповторимости; развитие рефлексии на уровне «Я – человек»

Занятие 3 «Я – социум»

Цель: Осознание перспектив дальнейшего профессионального и личностного роста: осознание своего места в социуме.

Занятие 4 «Мои достижения»

Цель: осознание достижений и радости преодоления.

В упражнении используется «талисман». Тот, у кого он в руках, рассказывает о том, что ему удалось в жизни, о своих достижениях.

Занятие 5. Дискуссия «Вечные ценности»

Цель: осознание своих жизненных ценностей

Занятие 6. «Моя ответственность»

Цель: принятие ответственности за свое личностное становление и выбор жизненного пути.

Занятие 7. «Мой жизненный путь»

Цель: осознание своего прошлого, настоящего и будущего.

Занятие 8. «Самопрезентация»

Цель: ориентация в самоопределении, возможность показать себя, поделиться представлениями о будущем.

Занятие 9. «Самореализация»

Цель: определение ценностей самореализации

Занятие 10. «Пожелание друг другу»

Цель: обратная связь участников, отреагирование чувств друг к другу.

В конце каждого занятия происходит общий обмен мнениями участников о том, насколько много интересного и полезного они узнали за время работы в группе, что именно понравилось и запомнилось больше всего, что хотелось бы сделать на следующем занятии.

Заключение

В результате изучения теоретических источников было выявлено, что

В результате изучения теоретических источников было выявлено, что смысложизненные ориентации не останавливаются в развитии на каком-либо этапе жизни человека, а продолжают развиваться как смысловые системы на протяжении всей жизни.

Определили компоненты и критерии формирования смысложизненных ориентаций:

Выявили уровни сформированности смысложизненных ориентаций у подростков 9 класса: высокий уровень продемонстрировали 2 ученика (14%), что говорит о наличие в жизни целей на будущее, обучающиеся воспринимают процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, удовлетворены самореализацией, считают прожитый отрезок жизни продуктивным, оценивают себя как сильную личность, обладают свободой выбора, контролирует свою жизнь, свободно принимают решения и воплощает их в жизнь; средний уровень продемонстрировали 6 учеников (64%) — цель в жизни и перспективы неопределены, обучающиеся воспринимает процесс жизни как интересный, но эмоционально ненасыщенный, в недостаточной степени удовлетворены самореализацией, оценивают себя как формирующиеся личность, затрудняются принимать решения и воплощать их в жизнь; низкий уровень показали 3 (22%) обучающихся, у них отсутствует жизненная цель, перспективы, испытывают неудовлетворённость своей жизнью в настоящем, неудовлетворенность прожитой частью жизни, неверие в свои силы контролировать события собственной жизни, обучающийся убежден в том, что жизнь неподвластна сознательному контролю.

На основе полученных данных, разработаны рекомендации педагогу-психологу и развивающие занятия, обеспечивающие формирование смысложизненных ориентаций у подростков.

Результаты опытно – практической работы позволяют говорить о том, что цель исследования достигнута, задачи решены, предположение гипотезы нашло свое подтверждение. Перспектива данного исследования заключается в повторном диагностировании обучающихся подросткового возраста.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/smyislojiznennyie-orientatsii/

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., изд-во Михайлова В. А.,2008.

  2. Вайзер Г.А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. 2003.№5.

  3. Волков Б.С. Психология подростка. М., Речь, 2001.

  4. Даль В.И.: Толковый словарь русского языка. М.: Российская библиотека, 2009.

  5. Дольто Ф. На стороне подростка — СПБ.: «Рама Паблишин», 2010.

  6. Епимахина Ю. В.: Развитие личностной рефлексии как фактор формирования смысложизненных ориентаций в старшем школьном возрасте: диссертация кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, 2008.

  7. Журавлева Н.А.: Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе.М.: Институт психологии РАН, 2006.

  8. Ильин, Е.П.: Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2011.

  9. Кальвиньо М.: Экспериментально-диагностическое исследование личностных смыслов. Актуальные проблемы современной психологии: Материалы международной конференции. – М.: Изд-во Моск.ун-та,2006.

  10. Карандашев В.Н.: Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Спб.: Речь, 2004.

  11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.: Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М., Творческий центр, 2005.

  12. Леонтьев, А.Н.: Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 2005.

  13. Леонтьев, А.Н.: Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2006.

  14. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность: Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты: монография 2-е изд. испр. и доп. — М.: «Прометей», 2010.

  15. Мухина В.С.: Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.М., 2009.

  16. Надирашвили Ш.А.: О формировании и смене социальных установок личности. Вопр.психологии. 2006.

  17. Ожегов С.И.: Толковый словарь русского языка. 2017.

  18. Раманаускайте С. И.: Особенности формирования смысложизненных ориентаций воспитанников учреждения дополнительного образования.2007.

  19. Тырсиков Д.В.: Рефлексия как фактор развития внутреннего мира субъекта Текст. Университетские чтения- 2006. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Пятигорск: ПГЛУ, 2005.

  20. Ульянова И.В.: Педагогика смысложизненных ориентаций. Саратов: Вузовское образование, 2015.

  21. Ульянова И.В.: Современная педагогика. Воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников. Саратов: Вузовское образование, 2015.

  22. Ульянова И.В.: Формирование смысложизненных ориентаций личности ученика в педагогическом взаимодействии : Дис. канд. пед. наук. Владимир, 2004.

  23. Хухлаева О.В.Психология подростка. М.,ACADEMIA, 2005.

  24. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. М., МОДЭК, 2005.

  25. Чудновский, В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006.

  26. Юнг К.Г.: Аналитическая психология. Тавистонские лекции. Спб.: Азбука-классика, 2007.

  27. Яницкий М.С.: Ценностные ориентации личности как динамическая система.Кемерово, Кузбассвузиздат, 2000.

Приложение, Приложение 1, Тест смысложизненные ориентации Д.А. Леонтьев

ФИО____________________________________________________

Пол__________________

Возраст___________________

Дата заполнения___________________

Инструкция:

3

2

1

0

1

2

3

1.

Обычно мне очень скучно.

Обычно я полон энергии

2.

Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей

Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной

3.

В жизни я не имею определенных целей и намерений

В жизни я имею очень ясные целя и намерения

4.

Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной

Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной.

5.

Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие

Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.

6.

Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться

Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.

7.

Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал

Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.

8.

Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.

Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.

9.

Моя жизнь пуста и неинтересна.

Моя жизнь наполнена интересными делами