Курсовая Трудовое воспитание студентов колледжа

«Важнейшим социальным требованием является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы универсальных учебных действий, но и на развитие личности, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Трудовое воспитание – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности» [5].

Научить студентов некоторым трудовым приемам еще не означает сближение школы с жизнью, необходимо изменить сам учебно-воспитательный процесс, используя разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окружающей жизни и природы, на непосредственный опыт и наблюдение.

Трудовое воспитание предполагает приучение к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Трудовое воспитание лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности.

Проблема трудового воспитания, в силу своей практической значимости, постоянно обращала на себя внимания великих ученых. Вопросами трудового обучения и воспитания обучающихся школ занимались такие видные ученые, как К.Н. Вентцель, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн. Также огромный вклад в развитие теории и практики трудового воспитания внесли видные просветители казахской педагогики А. Кунанбаев, И. Алтынсарин, М. Ауэзов.

Чтобы выявить наиболее результативные методы формирования у студентов трудовой активности, необходимо исследовать как многовековой педагогический опыт, так и достижения современной педагогики и передовой педагогической практики.

Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.

Объект исследования:, Предмет исследования:, Цель исследования:, Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность трудового воспитания студентов в литературе.

26 стр., 12502 слов

Личность преступника как объект криминологического исследования Студент(ка)

... людьми. Цель выпускной квалификационной работы – провести комплексный теоретико-криминологический анализ личности преступника. Задачи исследования: 1) определить понятие личности преступника; 2) охарактеризовать структурные элементы личности преступника; 3) исследовать процесс социализации личности преступника, как процесс ее ...

2. Определить методы трудового воспитания, формы организации по трудовому воспитанию.

3. Провести о

Практическая значимость

Структура данной работы включает введение, две главы, заключение, библиографические сведения.

1.1 Трудовое воспитание

в литературе

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/trudovoe-vospitanie-studentov/

Привычка к труду, понимание его необходимости, трудовые умения и навыки формируются в повседневных практических делах, в разнообразных видах общественно полезной деятельности. Внеурочная деятельность дает возможность придать трудовому воспитанию учащихся непрерывный характер, приобщить их к выполнению постоянных трудовых обязанностей.

Трудовая деятельность, отношение к труду — одна из основных форм нравственной деятельности. Важно заложить убеждение в том, что труд является обязанностью каждого человека, воспитать интерес к труду, стремление быть трудолюбивым.

«В процессе трудового воспитания необходимо обогащать новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Учителя имеют возможность расширять и углублять знания учащихся по труду, окружающему миру, математике и другим школьным предметам. Причем используемые во внеурочное время формы и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом возможностей региона, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления инициативы, выдумки, творчества, сообразительности. В разнообразных видах труда, на практических занятиях формируются трудовые умения и навыки. Их приобретение имеет большое психологическое и воспитательное значение — повышается интерес к труду и деловым занятиям, появляется уверенность в своих силах, желание самостоятельно совершенствовать трудовые умения и навыки. Формируя трудовые умения и навыки, необходимо создавать условия для удовлетворения интересов и склонностей к избранным занятиям, стимулировать у них развитие задатков к определенным видам труда. Важная задача учителя начальных классов — полнее использовать труд и трудовые занятия в целях эстетического воспитания. Осуществление этой задачи требует отбора богатого в эстетическом отношении содержания трудовой деятельности, форм и методов занятий, которые развивали бы у студентов эстетические чувства, пробуждали творческую фантазию, интерес к художественному творчеству и потребность вносить красоту в свой труд» [2].

Эти особенности заключаются в том, что труд является практической деятельностью, содержательной по своему характеру и полезной по своему значению.

4 стр., 1680 слов

Условия формирования профессиональных умений

... формирования. Понятия «Умение» и «Навыки». До сих пор не уточнены соотношения между понятиями «умения» и «навыки». Большинство психологов и педагогов считают, что умение - более высокая психологическая категория, чем навыки. ... выше внутренние условия. Получение знаний осуществляется в процессе деятельности учащегося, в результате и при условии выполнения им определенной системы действий. Человек ...

Значение воздействия труда заключается еще и в том, что он ускоряет социальное созревание личности. Увереннее берутся за дело, более настойчивы в преодолении трудностей. Им ближе и понятнее труд взрослых, они глубже сознают цену всего того, что создано трудом людей.

Еще одно обстоятельство делает труд своеобразным и незаменимым фактором воспитательного влияния — он выступает как способ познания, объект применения знаний и как критерий их необходимости. В трудовых действиях детей одновременно проявляются знания, умения и способы их проверки.

«Воспитательное влияние труда обусловлено также возрастными особенностями. Подвижность, двигательная активность, готовность к действию, присущая этому возрасту, требует разнообразных видов деятельности, использования разных форм и методов. В подавляющем большинстве с охотой включаются в работу, легко увлекаются непосредственно трудовой деятельностью. Но их желания ситуативны, поведение отличается неустойчивостью, быстрой сменой настроения. Они готовы браться за любое дело, стремятся участвовать во многих мероприятиях, но эта энергия неуемного желания часто бывает несоразмерной с их возможностями. Поэтому к занятиям они могут охладеть, не доводить начатое дело до конца, переключаться с одного на другое. Зная об этом, учитель должен постоянно обновлять содержание, формы и методы занятий, заботиться о дозировке времени работы, поддерживать готовность к действию, бодрое настроение и положительное отношение к труду. В эмоциональной восприимчивости и ситуативности желаний ребенка скрыты свои положительные моменты. Его легко можно увлечь работой, без особого труда переключить на полезное дело, вызвать в нем положительный эмоциональный настрой. Трудовое воспитание — процесс многосторонний.

На воспитание трудолюбия у детей действуют многие факторы: пример взрослых, учебная деятельность, занятия в кружках, беседы, чтение книг, газет, просмотр кинофильмов и телепередач, экскурсии, встречи с интересными людьми, утренники, сборы, игры. Но главное — это сам труд, непосредственное участие в нем детей. Без собственного практического опыта, личных физических усилий ребенка трудовое воспитание немыслимо и неосуществимо. Только в процессе труда, при активном участии ребенка в практических делах воспитывается трудолюбие, чувство долга, дисциплинированность, закаляется характер, формируются трудовые умения и навыки. Для того чтобы полнее использовать воспитательные возможности труда, к нему надо заблаговременно и тщательно подготовиться. Часто в самой подготовительной работе решаются определенные воспитательные задачи. При этом важно ставить детей в положение организаторов дела, заинтересованных в ходе и результатах предстоящей работы. В процессе подготовки дети знакомятся с содержанием труда, у них пробуждается интерес к нему, приобретаются умения планировать работу, распределять обязанности и задания, продумывать способы их выполнения» [2].

4 стр., 1527 слов

Влияние семьи на формировании личности ребенка

... курсовой работы является определить влияние семьи на формирование личности ребенка., Задачи курсовой работы: Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой теме; определить принципы и содержание семейного воспитания; рассмотреть влияние семьи на формирование личности и характера ребенка; ... труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность ...

В ходе подготовительной работы решаются задачи организационной и морально-психологической готовности учащихся к выполнению трудовых заданий.

«Организационная подготовка включает подготовку рабочего места, объектов труда, инструментов, инвентаря и материала для работы. Предварительно учитель должен побывать на месте предстоящей трудовой деятельности (на участке, в поле, мастерской, библиотеке), определить общий объем работы, потребность в инструментах, инвентаре и материалах. Недостающие инструменты и материалы приобретаются и приводятся в рабочую готовность. Нельзя забывать, что успех работы во многом зависит от полной занятости всех, наличия у каждого определенного места и объема работы, необходимых инструментов и материалов. Следует обращать внимание на качество подготовки инструментов, их соответствия росту и силам учащихся. Кроме того, дли детей немаловажное значение имеет и эстетический вид инструментов, которыми они пользуются. Ведь желания ребят, переживания, поступки во многом еще ситуативны, зависят от конкретных обстоятельств. В трудовой деятельности на них оказывает влияние прежде всего сам процесс коллективной работы, складывающиеся отношения, переживания эмоционального подъема, радости и успеха. Ребенок будет трудиться с желанием, в полную меру своих сил, если сам характер трудовых отношений будет побуждать его к этому. Учителя, организующие труд, должны быть убеждены в том, что активность, ответственность, желание детей проявить взаимопомощь вызываются не только разъяснением, убеждением, требованием, одобрением или порицанием, но и в большей мере зависимостями, которые складываются в коллективном труде. Они создают атмосферу непринужденной обязательности и ответственности, соподчинения и взаимной требовательности» [2].

Дальнейшее улучшение трудового воспитания студентов непосредственно связано с совершенствованием организации труда, использованием его воспитательных возможностей на каждом этапе: в ходе подготовки, процессе труда и подведении его итогов. Полнее использовать эти возможности, добиваться четкой организации каждого вида труда — важная задача учителя.

Важно, что объектом трудового воспитания выступают прежде всего и главным образом социально обусловленные качества личности, характеризующие отношение человека к себе, к людям, к обществу, труду, к ценностям жизни.

Своеобразие процесса трудового воспитания, на наш взгляд, состоит в том, что общественно ценные мотивы не могут быть сформированы посредством вербального общения, в различных формах просвещения. Трудовое воспитание осуществляется лишь в реальной деятельности.

Имеющиеся в педагогической науке попытки изучения воспитанности личности (трудовой, нравственной, и др.), как правило, сводятся к выделению ведущих признаков, характеризующих тот или иной уровень развития качеств личности. Показателями воспитанности в этом случае принято считать различные перечни свойств и качеств личности. Однако, располагая данными о проявлении каждого из качеств, зачастую невозможно получить целостную картину воспитанности личности. Это объясняется во-первых тем, что разные исследователи вкладывают разный смысл в содержание понятия каждого качества; во-вторых тем, что не учитывается установленный в психологии факт зависимости проявлений каждого качества от общей направленности личности, от доминирующих мотивов их участия в трудовой деятельности.

16 стр., 7624 слов

Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением ...

... особенности при обучении и воспитании младших школьников вкоррекционной школе 8 вида. 1.2 Виды труда в специальной коррекционной школе 8 вида Как и массовая школа, специальная школа призвана уделять большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся к трудовой деятельности [2]. Следует, ...

«Воспитывать готовность к труду — это значит, опираясь на приобретенные в процессе обучения знания умения и навыки формировать способность активизировать и применять их в общественно-трудовой деятельности; формировать у них устойчивую потребность в добросовестном и творческом труде как социально мотивированной деятельности»[4,с.9-20].

1.2 Методы трудового воспитания студентов

Трудовое воспитание студентов осуществляется с помощью методов трудового воспитания и обучения. В беседах, рассказах, при чтении и обсуждении статей из книг, журналов и газет, интернета во время наблюдений, демонстраций картин, кинофильмов учащихся вооружают знаниями, разъясняют им нормы и правила поведения, формируют у них понятия, развивают чувства, учат умениям оценивать поступки и применять знания на практике. С помощью разнообразных упражнений, заданий, поручений формируют трудовые умения, привычки поведения и положительного отношения к труду. Используются также методы стимулирования — соревнование и поощрение.

Все методы трудового воспитания и обучения в практике воспитательной работы применяются комплексно, в единстве. Разъяснение и приучение, убеждение и упражнение, поступок и оценка, слово и дело едины и неделимы в процессе формирования привычек поведения.

Наблюдения

Непосредственное восприятие окружающей действительности имеет большое значение в трудовом и нравственном воспитании. Наблюдения обогащает новыми впечатлениями, пробуждают любознательность, пытливость, воображение, способствуют развитию творческих способностей.

Наглядное восприятие действительности, наблюдение отвечает возрастным особенностям, мыслящих, как говорил К. Д. Ушинский, «формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Учителя, воспитатели, должны больше уделять внимания организации наблюдений учащихся во внеурочное время.

На внеклассных занятиях учителя продолжают обучать детей умениям наблюдать — ставить задачи, отбирать явления и предметы для наблюдения, сосредоточенно всматриваться в окружающую действительность, выделять главное, вести записи, делать зарисовки, подбирать предметы для их дальнейшего изучения.

Наблюдения во внеурочное время часто выступают в качестве заданий для учащихся. В воспитательном отношении такие задания очень ценны, так как ребенок под руководством педагога приучается внимательно наблюдать за окружающей жизнью, проявлять любознательность, самостоятельно приобретать знания.

Упражнения

5 стр., 2125 слов

Идеологические основы создания системы общественного дошкольного воспитания

... привело к массовому внедрению женского труда в промышленность и произошёл рост бродячих детей. Вследствии этого, следующим шагом в развитии общественного дошкольного воспитания в России было создание детского ... предложил 6 «даров». Большой заслугой Фребеля явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и игр-занятий - это работа с дарами - строительным материалом, подвижные игры, ...

Упражнения — практические действия, в ходе которых вырабатываются умения применять знания на практике, формируются привычки поведения. На внеклассных занятиях даются усложненные варианты практических упражнений, рассчитанные на расширение и углубление умений по разным видам труда. В некоторых школах созданы и успешно действуют авиа и судомодельные кружки, работа в которых требует от учащихся умений и навыков конструирования, обращения с различными инструментами, приборами и источниками тока — генератором, механическим лобзиком, небольшой пилой и миниатюрным станком.

Упражнения используются также как способ приучения к определенным поступкам, формам общественного поведения. Совершая требуемые правильные поступки, повторяя их в своей повседневной деятельности, ребенок накапливает опыт поведения с окружающими, положительного отношения к труду и своим обязанностям.

Упражнения в целях нравственного и трудового воспитания связаны с организацией конкретных, повседневных дел, созданием определенных обстоятельств или использованием тех ситуаций, которые возникают в разных видах деятельности. При этом учитель стремится сделать ситуацию значимой, актуальной, вызывающей необходимые поступки и упражняющей волю ребенка.

Упражнения в нравственных поступках, связанных с трудовой деятельностью, ведут к формированию трудовых привычек, которые являются ценнейшим нравственным приобретением личности. Сформировать их — важнейшая воспитательная задача учителя.

Упражнение в трудовом воспитании используется в единстве с приучением и требованием.

Общественно-трудовые поручения

Выполнение общественно-трудовых поручений возлагает постоянную заботу о деле, воспитывает в них ответственность, формирует привычку к трудовому усилию, организаторские способности. Особенность поручений состоит в том, что они носят общественно полезную направленность, увлекают своей значимостью, необходимостью для коллектива.

Велика воспитательная роль временных (периодических) поручений, которые даются коллективу, группам и отдельным. Такими поручениями являются задания по изготовлению наглядных пособий, поделок, оформлению альбомов, подготовке к утренникам, сборам, беседам, экскурсиям, трудовым операциям, занятиям кружка и клуба, по сбору всевозможных сведений о людях труда, профессиях и т. п.

Поручение — гибкий метод. Его используют, приспосабливаясь к конкретным условиям, уровню развития коллектива и индивидуальным особенностям отдельных учащихся.

При подборе и распределении поручений учитываются интересы и наклонности учащихся. Это надо делать для того, чтобы целенаправленно развивать творческие способности, готовить их к такому труду, где наиболее полно раскроются их творческие возможности. Надо учитывать и физические возможности: более сильные выполняют работу потяжелее, менее подготовленные — полегче, им помогают, считаются с их возможностями. Неумеющий, привыкающий к своим обязанностям работает рядом с более подготовленным и старательным, учится у него.

15 стр., 7476 слов

«Роль внеклассной работы в процессе образования»

... Структура работы. ГЛАВА 1. Место внеклассной работы в образовательном процессе. Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом ... учащимися; педагогический эксперимент; педагогические наблюдения за учащимися. Ранее в школе проблемы внеклассной работы не исследовались, не была оценена важность влияния педагога на ученика, в данной курсовой работе было выявлено влияние внеклассной работы ...

Особенно ценны в воспитательном отношении групповые и коллективные поручения. Они способствуют воспитанию умений работать сообща, оказывать товарищескую помощь, выполнять установленные правила поведения, предъявлять требования друг к другу.

При выполнении учащимися общественно-трудовых поручений следует добиваться правильных взаимоотношений в группах, взаимопомощи, доброжелательности и честности. Не должно быть ссор, обид, грубости, попыток отдельных учащихся переложить свои обязанности на других. Учителя должны соблюдать объективность в требованиях, поддерживать справедливость в распределении заданий и обязанностей.

Беседы

С учащимися проводятся разные по целям и задачам беседы — вводные, по сообщению новых знаний, инструктажи, этические беседы, комментарии при просмотре видеоматериалов. Многообразно и содержание бесед: в них раскрывается значение труда, сообщаются сведения о труде людей в разных сферах экономики страны, об объектах труда, материалах, машинах, инструментах, профессиях, о способах выполнения трудовых действий и операций, отношении к труду и правилах поведения. Во вводной беседе учитель, обращаясь к учащимся с вопросами, приводит в систему эти знания, напоминает, какие из них потребуются в работе. Здесь возможна проблемная постановка вопросов — должны подумать, как и где можно применить знания в практических действиях, какие приемы надо выбрать, чтобы работу выполнить быстро и качественно.

Инструктаж — краткая форма беседы, где сообщаются самые необходимые сведения о предстоящей работе, рассказывается о правилах и приемах работы, даются четкие указания о технике безопасности.

Беседа лучше воспринимается и глубже усваивается, если она проводится на основе конкретных фактов из жизни города, села, опыта трудовой деятельности людей, которых дети знают, своих наблюдений и пережитых впечатлений.

Темы беседы, ее содержание, формулировка вопросов и заданий должны вызывать у детей интерес, любознательность, стремление найти решение, дать ответ.

Воспитательную эффективность бесед повышают игровые моменты, инсценировки, сюжетные ситуации на выбор самостоятельных решений и поступков.

Вид задач — сюжеты нравственного содержания, где дается краткое описание сюжета и поступков действующих лиц. В содержании задачи и в вопросе таится проблемная ситуация: «Как бы вы поступили?» Надо самому решить, как поступить в данной ситуации, что предпринять: преодолеть трудность, уступить товарищу, сделать выбор «для себя» или «для коллектива», сравнить два поступка и правильно оценить их и т. д.

7 стр., 3495 слов

Дельфины — удивительные млекопитающие. Исследовательская работа ...

... этих замечательных и прекрасных животных и раскрыть эти тайны в данной работе. Общее описание Дельфины – это не рыбы, а млекопитающие – выкармливают детенышей молоком и дышат не ... к себе пристальное внимание как ученых, так и инженеров. Во многих странах для изучения дельфинов построены специальные дельфинарии, где животные легко вступают в контакт с человеком. ...

Беседы на основе пословиц и поговорок. Богатейший материал для трудового воспитания таится в народных пословицах и поговорках. Они широко используются учителями во внеклассной работе. Две-три пословицы могут стать темой интересной беседы.

Вопросы-ответы. Для бесед такого вида подбираются вопросы, требующие краткого и четкого ответа, состоящие чаще всего из одного предложения.

Важное требование к беседам — они должны быть действенными. Как правило, беседы завершаются четко сформулированным правилом или требованием, которое надо выполнять. Многие учителя практикуют правила, выраженные в краткой стихотворной форме. Они легко запоминаются, частоупотребляются детьми для оценки поведения, отношения к вещам и своим обязанностям.

Выводы к главе 1

В процессе трудового воспитания необходимо обогащать студентов новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Учителя имеют возможность расширять и углублять знания учащихся по труду, окружающему миру, математике и другим школьным предметам. Причем используемые во внеурочное время формы и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом возможностей региона, интересов.

Трудовое воспитание — процесс многосторонний. На воспитание трудолюбия у детей действуют многие факторы: пример взрослых, учебная деятельность, занятия в кружках, беседы, чтение книг, газет, просмотр кинофильмов и телепередач, экскурсии, встречи с интересными людьми, утренники, сборы, игры. Но главное — это сам труд, непосредственное участие в нем. Без собственного практического опыта, личных физических усилий трудовое воспитание немыслимо и неосуществимо. Только в процессе труда, при активном участии в практических делах воспитывается трудолюбие, чувство долга, дисциплинированность, закаляется характер, формируются трудовые умения и навыки.

Трудовое воспитание студентов осуществляется с помощью методов трудового воспитания и обучения. В беседах, рассказах, при чтении и обсуждении статей из книг, журналов и газет, интернета во время наблюдений, демонстраций картин, кинофильмов учащихся вооружают знаниями, разъясняют им нормы и правила поведения, формируют у них понятия, развивают чувства, учат умениям оценивать поступки и применять знания на практике.

С помощью разнообразных упражнений, заданий, поручений формируют трудовые умения, привычки поведения и положительного отношения к труду. Используются также методы стимулирования — соревнование и поощрение.

Все методы трудового воспитания и обучения в практике воспитательной работы применяются комплексно, в единстве. Разъяснение и приучение, убеждение и упражнение, поступок и оценка, слово и дело едины и неделимы в процессе формирования привычек поведения.

3 стр., 1239 слов

Критерии и показатели оценки дипломной (выпускной квалификационной) работы

... методических рекомендаций, программ, моделей и т. п. 2. Самостоятельность подхода к исследованию: бакалавр при выполнении дипломной работы опирается только на рекомендации научного руководителя; рекомендуемые ... нию научно-исследовательских текстов. 5. Качество публичной защиты: 1) бакалавр не раскрыл тему дипломной работы; 2) бакалавр не ориентируется в содержании дипломной работы; 3) неадекватные ...

Трудовые дела и занятия студентов проводятся в определенных организационных формах — массовых, групповых и индивидуальных. Массовые — это сборы, линейки, фестивали, операции, десанты, рейды, экскурсии, походы, встречи, выставки, смотры, игры-путешествия, конкурсы, викторины, матчи, турниры, игры.

Студенты охотно приобщаются к массовым делам. Участие в них сближает, делает их общение шире, интереснее, разнообразнее. Следует стремиться к тому, чтобы учащиеся принимали активное участие в праздниках: субботниках, трудовых операциях, смотрах, встречах, выставках, конкурсах, играх-путешествиях.

Разнообразны индивидуальные формы занятий: конструирование, моделирование, коллекционирование, выращивание растений и животных, самостоятельные занятия лепкой, аппликацией, вышиванием, выжиганием, чтением и рисованием.

«Воспитывать готовность к труду — это значит, опираясь на приобретенные в процессе обучения знания, умения и навыки формировать способность активизировать и применять их в общественно-трудовой деятельности; формировать у них устойчивую потребность в добросовестном и творческом труде как социально мотивированной деятельности» [4, с. 9-20].

ГЛАВА 2

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТРУДОВОМУ

ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ

2.1 Программа внеурочной деятельности по трудовому

воспитанию студентов

Пояснительная записка

«Общественно полезный труд – один из основных компонентов системы трудового воспитания. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую целью содействовать всестороннему развитию личности. Общественно полезный труд воспитывает трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного отдыха на воздухе» [6].

Основные задачи:

  • формирование осознанной потребности в труде,

  • привитие навыков заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе,

  • формирование трудовой активности и дисциплины,

  • формирование творческого отношения к труду.

«Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей. Прежде всего труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и по возможности разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду » [9].

Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания.

Цель самообслуживания

Трудовая деятельность учащихся поощряется учителем в устной форме как в процессе выполнения работы, так и после ее завершения. При этом обращается внимание на то, как выполняется работа (порядок на рабочем месте, аккуратность, помощь товарищу, качество выполненной работы и др.).

В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе. Организуя труд на цветнике, учебно-опытном участке, в саду, питомнике, можно выработать жизненно необходимые практические навыки.

Работа по благоустройству воспитывает такие качества, как хозяйственность, аккуратность, способствует возникновению чувства сопричастности к заботам своего города.

Материалы реформы ориентируют учителей на необходимость экономического воспитания. Большое значение придается воспитанию у учащихся бережного отношения к общественному достоянию..

«В процессе общественно полезного труда студенты учатся использовать на практике и совершенствуют полученные элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность (постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений).

В процессе общественно полезного труда следует не только обучать элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива. Главными направлениями трудовой деятельности младших школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные. Работа может быть организована парами, тройками, по возможности с учетом интересов учащихся. Учитель инструктирует учащихся по технике безопасности и обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, осуществляет педагогическое руководство работой детей, организует соревнования, подводит итоги труда, решает вопросы поощрения школьников, постепенно привлекая к решению этих вопросов самих учащихся. Студенты должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим. Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве территории. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду» [17].

Содержание занятий

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

1. Волонтерская работа.

Изготовление игрушек для детского сада;

Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.

Оказание посильной помощи престарелым и инвалидам.

2.Социальные проекты

Синица. Забота человека о птицах.

Какие мы? (Социологический проект).

Формы организации общественно-полезного труда

1.Трудовой десант «Мусор нам мешает!» (уборка территории)

2.Акция «Птицам — нашу заботу»

3.Изготовление сувениров

3.Участие в благотворительных акциях «Рука помощи», «Ветеранам наша забота»

4.Санитарный день в кабинете

В соответствии с требованиями современного промышленного производства и целями воспитания молодежи школа должна подготовить всесторонне развитых людей, обладающих физической закалкой, гибким умом, хорошими эстетическими вкусами и высокими нравственными качествами.

Труд, наполненный богатым политехническим содержанием, развивает умственные способности чрезвычайно многогранно. Человек должен ясно представить конечный результат труда, спроектировать продукт труда, спланировать трудовой процесс, продумать организацию рабочего места, осмыслить последовательность технологических операций, провести самоконтроль за своим трудом. Все это активно развивает мышление. Известно, что мыслей без языковой формы не существует. В процессе труда усваиваются различные технические понятия, познают свойства материалов и инструментов, постигают технологические процессы, овладевают графической грамотой.

В ходе выполнения работы решены следующие задачи:

1. Рассмотрена сущность трудового воспитания студентов в литературе.

2. Определены методы трудового воспитания, формы организации внеклассной работы по трудовому воспитанию.

Практическая значимость работы заключается в том, что представленные теоретические и методические материалы могут быть полезны администрации организаций и учителям начальных классов в целях формирования трудовой воспитанности.

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология Текст / Г.С. Абрамова. – М. : Академия, 1998. – 167 с.

  2. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать Текст / Ю.П Азаров. – М. : Просвещение, 2011.

  3. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика и домашнее воспитание Текст / Ю.П. Азаров. – М. : Просвещение, 1985. – 237 с.

  4. Аксенов, Д.Е. О трудовом воспитании : учебное пособие для студ. пед. ин-тов Текст / Д.Е. Аксенов. – М. : Просвещение, 2002. – 336 с.

  5. Бабанский, Ю.К. Педагогика : учебное пособие для студентов пед. ин-тов Текст / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 2012.

  6. Блонский, П.П. Избранные педагогические произведения Текст / П.П. Блонский. – М. : Просвещение, 1961. – 237 с.

  7. Болотина, Л.Р. Педагогика Текст / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Л.Г. Семушкина. – М. : Просвещение, 2009.

  8. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре Текст / А.К. Бондаренко, А.И.. Матусин. – М. : Просвещение, 2006.

  9. Вайсбург, А.А. Организация профориентационной работы школы, ПТУ, предприятия : пособие для учителя Текст / А.А. Вайсбург; под ред. М.И. Махмутова. – М. : Просвещение, 2012.

  10. Возрастная и педагогическая психология Текст / под ред. А.В. Петровского. – М., 2008.

  11. Гребенников, И.В. Семейное воспитание: Краткий словарь Текст / И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М. : Политиздат, 1990. – 319 с.

  12. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 94 с.

  13. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Текст / В.И. Даль. – СПб.; М. : Издание товарищества Вольф, 1982. – Т. 4.