Социальное проектирование

О социальном проектировании заговорили не так давно, предпочтительнее было писать о социальном планировании и программировании. Но появление класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, градостроительстве, дизайне среди прочих типов социально-инженерной деятельности выделили социальное проектирование.

В современных условиях возрастающей потребностью становится проектирование социальных систем, которое в принципе сводится к определению будущего состояния конкретного социального объекта, процесса, явления в пределах определенной программы и плана.

Социальное проектирование столь необходимо при планировании социально значимых проектов, задействующих большое количество людей, крупных проектов с большой финансовой ответственностью. Грамотное социальное проектирование способно помочь избежать неэффективности, на этапе планирования отсеять невыполнимые задачи, создать необходимые условия для реализации целей, определить средства и так далее. Всё это даёт возможность получить наилучший результат или научным путём убедиться в необходимости корректировки цели.

Тема социального проектирования не может не быть актуальной, с развитием общества меняются условия, и то, что было невозможным десять лет назад, сейчас вполне доступно. Информация – это главное условие проектирования, и объём информации постоянно растёт. К тому же в рамках научной действительности это понятие довольно молодо и оправдывает интерес к себе со стороны людей, занимающихся социологией, политологией, психологией, менеджментом и др.

Понятие «Форсайт» впервые было употреблено в 1932 году, а первые Форсайт-технологии были применены в 1953 году, однако, это явление по-прежнему можно считать современным, как и социальное проектирование. Но где проходит та тонкая грань, разделяющая эти два понятия? Ведь оба они по сути отвечают на вопрос: что сделать сейчас, чтобы получить желаемое потом. Первая глава данной работы посвящена истории развития социального проектирования, его этапам и методам. Вторая глава посвящена понятию «Форсайт» и «Форсайт-исследованию».

Глава 1. Социальное проектирование

1.1. История развития социального проектирования

Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед; это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Это специфическая деятельность, результатом которой является теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.

13 стр., 6419 слов

Управление как социальная технология

... другое, либо сохранение состояния этого объекта. Объект исследования: управление. Предмет исследования: социальные технологии. Цель работы - исследование управления как социальной технологии. Гипотеза работы определяется управлением организацией. Необходимо раскрыть сущность трудовых ресурсов - набор кадров, ...

Проектирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса. Проектирование означает определение версий или вариантов развития того или иного явления.

Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат.

Субъект социального проектирования — это тот, кто осуществляет проектирование с целью преобразования социальной действительности. В качестве субъекта выступают: различные носители управленческой деятельности – отдельные личности и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. д. Необходимая черта субъекта проектирования — его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования.

Объект социального проектирования – это тот, на ком осуществляется процесс проектирования. Это могут быть объекты самой различной природы:

1) человек как индивид и субъект деятельности со своими потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, ролями в системе отношений;

2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, семейно-бытовые, межличностные, трудовые и т.п.);

4) элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т. п.).

Изучение объекта и субъекта позволяет накопить определённый объём информации (информационный массив), что является необходимым условием и источником социального проектирования. Анализ информации, материала различных социологических исследований позволяет осуществить проектирование и сделать это так, чтобы оно отвечало заданным целям.

Основная цель социального проектирования — создание с помощью информационного массива социальных проектов. Социальный проект представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные и научно обоснованные характеристики, дающие конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей и наличии определенных условий: финансовых, трудовых, материальных, энергетических, интеллектуальных и других.

Если отталкиваться от первых попыток научно обосновать применение проектной деятельности в отношении социальных явлений и процессов, то история развития социального проектирования берёт своё начало в 20-30 годах 20 века. И прежде всего эти попытки были связаны с разработкой проектных обоснований оптимальных путей решения перспективных проблем общественного развития. Их предметно-практическое проявление нашло своё отражение, в частности, в форме первого пятилетнего плана развития народного хозяйства в Советском Союзе и в так называемом «новом курсе» — в США. [10, с. 96] Советский Союз сконцентрировал своё внимание на социально-экономических проблемах, таких как неграмотность, беспризорность и других, а также на способах их разрешения. В США занимались преодолением «кризиса перепроизводства». В это время сложилась идеология проектирования, в рамках которой была поставлена задача проектирования новых общественных отношений, нового человека, социалистической культуры, то есть того, что сегодня относят к социальной деятельности.

6 стр., 2842 слов

Разработка плана экономического и социального развития

... и заработной плате производственных рабочих 2.6. План себестоимости продукции и прибыли 2.7. План социального развития коллектива предприятия 2.8. План по охране природы и окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов 2.9. Сводные показатели проекта плана экономического и социального развития предприятия ...

В последующие годы предпочитали рассуждать скорее о социальном планировании, программно-целевых методах или нововведениях, нежели о социальном проектировании как таковом. Вместе с тем появление в 1970-е гг. класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, политики, духовной жизни, а также градостроительства и дизайна, в полной мере продемонстрировавших, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ, потребовало выделения социального проектирования в качестве самостоятельной технологии реализации социологического знания. [10, с. 96]

Однако, существует ещё две интересных точки зрения относительно возникновения социального проектирования.

Первая утверждает, что социальное проектирование берёт свои корни ещё в античности, а «Государство» Платона можно считать одним из первых социальных проектов. Другими словами можно сказать, что социальное проектирование существовало всегда.

И ведь, действительно, человеку всегда хотелось заглянуть в будущее, и даже в далёком прошлом, когда полученную информацию о будущем невозможно было верифицировать – различного рода предсказания, гадания, шаманизм. А в настоящее время, используя накопленные знания и опыт, применяя оправдавшие себя методы и методики, можно получить данные, от которых будут зависеть дальнейшие действия субъекта процесса. Можно ли сравнить проектирование с профессиональным чутьём – однозначно нет, даже при том условии, что результаты обоих процессов могут быть идентичными. Проектирование – это сложный многоуровневый процесс, в котором хоть и присутствует доля субъективизма (всё же проектированием занимается субъект), всё же он призван минимизировать эмоциональное отношение к прошлому опыту. Для этой цели весь процесс разбивается на несколько этапов, применяются определённые методики, учитываются все условия — система социальных явлений и процессов, оказывающая определенное влияние на проектную деятельность (отношения, процессы, среда, действия, вещи, деятельность, средства и т. п.).

Существует такое понятие, как «утопический проект», например философские нормативные построения типа «Государство» Платона, классическая литературная утопия Томаса Мора «Утопия», утопические построения научной фантастики. Но можно ли утопию причислить к социальным проектам? С одной стороны, утопия так же, как и социальный проект, предвосхищает будущее, предполагает рационализацию для выработки ряда практических действий. С другой стороны, утопия не реализуется, так как содержит в своей основе заранее недостижимые цели (в силу социальных обстоятельств, социально-экономического устройства общества, отсутствия необходимых для реализации условий).

Утопия – это, грубо говоря, больше фантазия, нежели логика практического действия.

Далее, в начале 20 века, происходит что-то вроде скрещивания социальных утопий с практической установкой поначалу архитектурной. «Мы прекрасно чувствуем, — писал И.Верещагин, – что архитектурные требования можно и нужно предъявлять не только к зданиям, но и к любой вещи, любому человеку и его лицу. В настоящее время строятся не только заводы, но и новая культура и новый человек» [3, с. 130]. Полным ходом шло строительство клубов, Дворцов труда и отдыха, где должен был формироваться новый коллективный быт, общение трудящихся, а также их воспитание и культурное развитие. Впоследствии подобное жизнестроительство критиковалось, но тем не менее к нему вновь вернулись после войны. Подобное явление имеет установку на проектирование и на создание новых социальных отношений и нового человека, однако, данная практика не воспринималась как социальное проектирование, речь шла о градостроительной и архитектурной деятельности.

4 стр., 1880 слов

Современные подходы к воспитанию

... в снисхождении к порокам» Цель воспитания в этом подходе видится в развитии, имеющихся у ребёнка потенций. Распространённая сейчас в представлениях многих современных людей идея ... Смысл жизни сводиться к материальному благополучию. Соответственно цели воспитания, даже если они и не осознаются, сводятся к воспитанию социально адаптированного, успешного в плане социального благополучия человека. Это ...

С середины 60-х годов впервые заговорили о проектировании как таковом. Одновременно в научных исследованиях и проектировании стал набирать силу социологический подход. Началось сближение идей проектирования и социального управления, что впоследствии привело к выделению социального проектирования. Необходимо было определить пути решения ряда социальных проблем. В частности, в исследованиях Б.В.Сазонова, М.А.Орлова, И.Р.Федосеевой, А.Г.Раппапорта, В.М.Розина были разработаны идеи «функциональной системы общественного обслуживания» [15; 16; 17]. По сути, с современной точки зрения это был один из первых образцов продуманного (методологически осмысленного) социального проектирования, но таковым он ещё не осознавался. Чтобы произошло выделение социального проектирования как самостоятельного вида деятельности, необходимо было проектный подход, осмысленный в методологии проектирования, скрестить с социологическим подходом. Это и произошло в семидесятых годах. К этому времени сложилась группа практик (видов деятельности), в структуре которых чувствовалось что-то общее, это – социальное управление, социальное планирование, конструирование и проектирование организационных и социальных процессов и структур, дизайнерское и градостроительное проектирование. С одной стороны, объекты этих практик описывались и специфицировались на основе набирающего в этот период силу социологического подхода, с другой – стратегия этих видов деятельности строилась под влиянием системотехнических, квазиинженерных и проектных представлений.

И.Ляхов в начале 70-х годов попытался обобщить накопившийся опыт, выделить общие законы, которым подчинялись все подобные виды деятельности. «Весьма условно и предварительно, – пишет он, – новое направление научных исследований можно назвать социальным конструированием. С помощью социологических исследований мы приобретаем знание о состоянии социального объекта, социальное прогнозирование раскрывает тенденции развития объекта, социальное конструирование указывает на осуществимые формы его рационального преобразования» [12, с. 3].

И. Ляхов, придерживаясь идеи конструирования, связывает её с такими ключевыми словами, как «конкретные социологические исследования», «прогнозирование», «рациональное преобразование социального объекта», «системный подход», и таким образом открывает совершенно новую действительность, лежащую в рамках социальной инженерии. Оставалось лишь найти более подходящий и адекватный термин. Сам Ляхов уже говорил о социальном проектировании, но пока не ставил его во главу угла. Другое понятие понадобилось потому, что термин «социальное конструирование» не отражал основной процесс, происходивший в течение всех 70-х годов – смену в общественном сознании инженерной парадигмы и организации деятельности на проектировочную. Поэтому в конце 70-х – начале 80-х годов за новым подходом закрепляется другое название – «социальное проектирование».

15 стр., 7419 слов

Проектирование педагогического процесса как технология

... систематизация материалов. Работа может быть рекомендована студентам и начинающим педагогам для самостоятельного изучения категории «современные педагогические технологии». Глава 1.Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде ...

В работе Л.Н.Когана и С.Г.Пановой социальное проектирование получает уже развернутые характеристики, намечается основная проблематика. Социальное проектирование рассматривается как сложный многогранный процесс, включающий в себя и планирование, и программирование и проектирование. Однако составляющие процесса не тождественны самому процессу. Социальное проектирование противопоставляется прогнозированию: прогнозы, являясь «способом познания действительности, должны предшествовать социальному проектированию (а также планированию и программированию), повышая степень его научной «обоснованности, объективности и эффективности» [6, с. 73].

Существует также точка зрения, что социальное проектирование формируется только сейчас, поскольку в настоящее время произошло осознание социального проектирования, формируется база методов проектирования. На основании представлений о социальном проектировании, сформированных ранее, развиваются положения положения о социальном проектировании, идущие в рамках управленческой науки.

Выделяются два основных направления в изучении и применении социального проектирования: одно в большей степени опирается на философию, другое – на социологию. Хотя оба направления имеют много общего и часто пересекаются. Так, например, оба направления считают, что социальное проектирование является одним из видов социальной инженерии и в этой роли должно выступать эффективным средством решения актуальных социальных задач. Иногда в высказываниях учёных находили отклик утопические задачи жизнестроительства 20-30-х гг., например: «перерастание социалистических общественных отношений в коммунистические, изменение социальной структуры коллектива, города, стирание неравенства наций, превращение труда в жизненную необходимость личности, развитие личности, укрепление ее уверенности в завтрашнем дне и т.п.» [21, с. 64]. Кризисных моментов, наверное, не избежать, и скорее всего это связано с субъективизмом, от которого никуда не деться в сфере, связанной с социумом, обществом, человеком. Ведь при планировании и проектировании будущего велик соблазн завысить планку, ставя иногда перед обществом такие задачи, к которым оно не готово. Как возможно стереть неравенство, если оно существовало среди людей всегда, на всём протяжении развития человека, сначала это было неравенство в физических возможностях «кто сильнее, тот и прав», неравенство в происхождении «сын вождя», затем стали появляться материальные блага, статус, положение в обществе и прочее. И неравенство между бедными и бесславными с богатыми и власть имеющими выросло до тех пределов, что перекроить общество, отобрав у одних и раздав другим, уже не получится. Ведь неравенство сложилось не только во внешних показателях, но и во внутреннем капитале человека: возможности одних получить более насыщенное и разностороннее развитие (секции, кружки требуют, как правило, дополнительных затрат, иногда немалых – участие в соревнованиях, оплата тренерской работы, закупка костюмов и так далее), более глубокое образование (лицей или гимназия со сложной учебной программой, укомплектованность преподавательским составом, хороший спортивный зал, оснащение компьютерного класса – всё это увеличивает шансы учеников таких лицеев и гимназий на получение более качественного образования и поступление в престижные вузы по сравнению с учениками из небольшой сельской школы, где иногда один преподаватель ведёт по несколько предметов у разных классов), более квалифицированная медицинская помощь и возможность путешествовать.

4 стр., 1564 слов

Риск: индивидуальный и социальный. Методы определения риска

... схожих событий посредством уменьшения риска, к примеру, методом его объединения в форме страхования. 1. Понятие неопределенности и риска 1.1 Понятие риска Как отмечают Р. Хеберт и А. Линк, американские исследователи ...

В настоящее время реально сложились следующие подходы к раскрытию сущности социального проектирования. Первый подход рассматривает проектирование как специфическую деятельность, результатом которой является разработка научно обоснованных вариантов (моделей) прогнозируемого и планируемого развития новых объектов, социальных явлений и процессов в контексте решения определенных задач. Важной составной частью социального проекта выступает прогнозная деятельность. Второй подход трактует социальное проектирование как директивное (нормативно-целевое) определение будущего состояния конкретного объекта социальной среды, связывая его с реализацией долгосрочных программ и планов развития. Третий подход характеризует социальное проектирование как один из видов социального планирования.

И, наконец, четвертый подход в качестве основной задачи социального проектирования определяет обеспечение социальных приоритетов в любых вновь принимаемых решениях. [10, с. 98]

Согласно другой классификации и объяснения сути социального проектирования выделяются следующие подходы:

  • объективно-ориентированный подход (Г. А. Антонюк, Н. А. Айтов, Ж. Т. Тощенко) – предпочтение отдаётся разработке проектов объективной реальности в социально-проектной деятельности, чётко прорабатываются все требования;
  • проблемно-ориентированный подход (Т. М. Дридзе, Э. А. Орлова, О. Е. Трущенко) – предпочтение отдаётся выработке различных альтернативных образцов решения текущих и перспективных социально значимых проблем;
  • субъективно-ориентированный подход (В. А. Луков) – предпочтение отдаётся учёту субъективного восприятия объективного мира со всеми его установками, ценностными ориентациями.

Рассмотрим основные характерные черты, присущие всем социальным проектам:

1) наличие характеристик, которые у проектируемого объекта без проекта не возникают;

2) наличие параметров и условий для реализации;

3) наличие характеристик, поддающихся внедрению в течение заданного промежутка времени.

По мнению ряда авторов (В.И. Курбатова и др.), социальное проектирование является специфической социальной технологией решения проблем в условиях максимальной неопределенности задач и многофакторности их возможных решений. Важная методологическая задача состоит в выявлении системы общих (основных и специфических) групп принципов социального проектирования.

К основным принципам социального проектирования относятся:

  • Принцип «допустимого порога модификации и модернизации», требующий учета границ и возможностей управляемости объекта проектирования (который одновременно является и субъектом самоорганизации и саморазвития), степени корректируемости социокультурных процессов, оценки социально значимых последствий их модификации.
  • Принцип оптимизации «зоны ближайшего развития» личности – социокультурной среды ее обитания, заключающийся в разработке условий, способствующих саморазвитию социокультурного субъекта (личности, группы, института, общества) посредством решения или предупреждения проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности.
  • Принцип персонифицированности процесса и результатов социального проектирования, означающий альтернативность идей и проектов, создающий условия для свободного самоосуществления и самореализации субъекта средствами социокультурной деятельности.
    11 стр., 5240 слов

    Методы социального прогнозирования

    ... анкетирование, метод интервью, методы коллективной генерации идей, методы историко-логического анализа, написания сценариев и т.д. Наиболее распространенными методами социального прогнозирования являются методы экстраполяции, ... характера.[9] Прогнозирование, его функции и методы, анализ этих методов прогнозирования, изучение, использование их в разных сферах деятельности является мероприятием ...

    — Принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение, требующий соблюдения соразмерности традиционных и инновационных механизмов и процессов социокультурной динамики.

  • Принцип проблемно-целевой ориентации, предполагающий ведущую роль целевой ориентации проектов на решение различного рода социальных проблем. [10 с. 104, 105]

Социальное проектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений, причём необходимо учитывать субъективный фактор. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры:

  • противоречивость социального объекта;
  • многовекторность развития социального объекта;
  • невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);
  • многофакторность бытия социального объекта;
  • наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;
  • субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;
  • факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

Перечисленные выше факторы не являются конечным списком причин, определяющих специфику социального проектирования. Они лишь являются системой тех параметрических черт, которые характеризуют то, что проектирование социальных объектов коренным образом отличается от проектирования таких объектов, которые не обладают указанными чертами.[9]

Социальное проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем. Через проектирование проявляется творческая активность нашего сознания, которое не только отражает мир, но и творит его, творит с учетом объективных закономерностей в соответствии с потребностями людей. Именно посредством проектирования и последующего воплощения проектов в жизнь решающим образом проверяется истинность наших знаний. Социальное проектирование в состоянии быть одним из критериев истинности наших знаний об обществе, потому что оно ориентировано на практику и является ее необходимым элементом.[25]

Одним из элементов социальной деятельности является социальное действие, т. е. воздействие человека как субъекта социальной активности на управляемую подсистему (социальную структуру).

Социальная технология — это упорядоченная последовательность актов социальной деятельности, совокупность навыков, методов и приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа (указания, решения, распоряжения, нормативы, направляющие социальную активность людей на эффективное выполнение необходимых действий).

13 стр., 6144 слов

Социальное проектирование

... комплексов. Как элемент системы образования социальное проектирование -- учебная дисциплина, связанная с изучением методологии и техники проектирования, инструментальных средств проектирования, его системных пирниципов, форм и методов. Развитие социального проектирования связано с применением математических ...

Среди характеристик социального проектирования особое место занимает условие — система социальных явлений и процессов, оказывающая определенное влияние на проектную деятельность. Условия проектной деятельности включают в себя множество компонентов: отношения, процессы, среда, действия, вещи, деятельность, средства и т. п.

Проектный фон — это совокупность внешних по отношению к объекту проектирования условий, существенно влияющих на его функционирование и развитие.[25]

Социальное проектирование и прогнозирование в области социальной работы применяются для разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, отработки методики, техники и технологии конкретных форм социономической деятельности.[19]

1.2. Этапы социального проектирования

Этапы проектирования — система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) — социальный заказ — социальный паспорт — цели проекта — задачи проекта — изыскательский прогноз — нормативный прогноз — верификация и корректировка — модель — конструкт — проект.[9]

1. Уяснение проблемы.

Предметная проблемная ситуация, где некое социальное противоречие требует организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.

2. Социальный заказ.

Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее развитие.

3. Паспортизация объекта.

Получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития.

Паспорт — это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные характеристики системы, влияющие на функционирование и развитие. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т. п.

Этапы создания паспорта социальной структуры:

  • а) определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие;

6) разработка формы паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться);

в) заполнение форм паспорта данными

4. Цели.

Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности. Чётко сформулированная цель, понимаемая всеми субъектами — залог успеха. Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена:

  • а) потребность – мотив;
  • б) выбор способов ее удовлетворения (планирование действий);
  • в) предполагаемые конечные результаты и последствия (желаемые и не желаемые).

В каждой из установленных целей нужно выделить самый важный результат; указать сроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели и отдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которые могут свидетельствовать о том, что цель достигнута; обеспечить уверенность в том, что деятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, кто эти цели установил.

9 стр., 4298 слов

Анкетирование как метод исследования в социальной работе

... исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов; 2) Место проведения исследования ... составление психологический вопрос 2. Метод анкетирования и правила составления ... отнесенной к общей группе проблем. таком случае следует частные ... возможностях, дальнейшее поддержание беседы. Как правило, хорошо разработанная ...

На стадии определения целей необходимо: предусмотреть все противоречия между ними, чтобы избежать конфликта целей, наметить пути устранения конфликта целей, если избежать его невозможно; определить одну из целей в качестве главной, на достижение которой и будет направлено функционирование всей системы.

5. Задачи.

После определения целей, опираясь на них, важно установить главные задачи, стоящие перед социальной системой, которые станут этапами достижения целей. Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов.

6. Прогнозирование.

Это очень важный этап, суть которого в широком смысле — предвидение, информация о будущем, информация о предположительных результатах. В узком смысле – это специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.

Социальное прогнозирование — это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов.

Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.

Главная задача прогнозирования — научная разработка прогнозов. Делается это с целью выявления предположительных результатов, чтобы избежать неудачи и возможности подкорректировать действия. Прогноз — это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз описывает будущее состояние системы.

1.3. Методы социального проектирования

Избавиться от субъективизма в проектировании можно только опираясь на научные методы. Метод — это способ достижения цели; при построении социального проекта методы упорядочивают деятельность субъекта проектирования.

В социальном проектировании используются некоторые принципы, являющиеся общенаучными, однако в частной области приобретающие специфическое содержание.

Принцип, выраженный в практическом действии и теоретическом способе познания, становится методом социального проектирования. Метод, естественно, может быть конкретизирован в различные методики, представляющие собой совокупность приемов преобразования отдельного объекта деятельности.

Метод, представляющий собой систему регулятивных принципов познавательной деятельности, характеризуется следующими свойствами:

1) ясность — общепонятность, которая способствует однозначной распознаваемости метода;

2) детерминированность — отсутствие произвола в применении принципов, соответствующих данному методу;

3) направленность — подчиненность определенной цели, задаче;

4) результативность — способность обеспечивать помимо запланированных результатов другие, не менее важные;

5) надежность — способность с большей вероятностью обеспечивать получение исходного результата;

6) экономность — способность давать результат с наименьшими затратами времени и средств. [13]

Среди методов проектирования следует выделить следующие:

1) метод «мозговой атаки». Этот метод по-другому называется мозговой штурм или на английском brainstorming, обоснован в 1936 г. Алексом Осборном. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. [20]

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа: постановка проблемы (чёткое формулирование проблемы, распределение ролей среди участников); генерация идей (большой объём идей, отсутствие критики, комбинация идей); группировка, отбор и оценка идей (на этом этапе оценка идей приветствуется).

2) метод деловой игры — метод, который применяют в случаях сложных проблемных ситуаций (например, экологических), требующих для своего разрешения взаимодействия многих заинтересованных ведомств и организаций.

Главные цели деловой игры — организовать совместную деятельность участников решения проблемы так, чтобы раскрыть реальную противоречивость их интересов по отношению к проблемной ситуации, выявить позиции, заставляющие отстаивать общие или групповые интересы, добиться обнародования необходимой информации, помочь участникам услышать и понять друг друга, найти путь к согласию.

3) метод вживания в роль — метод, который помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Он помогает глубже понять, как будет реализовываться проект, в каких условиях будет протекать процесс.

4) метод аналогии — метод, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков иди отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Эффективно функционирующие предприятия, поселки, города, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы, могут служить образцом.

5) метод ассоциаций — метод, который заключается в том, чтобы извлечь путь, по которому легче пройти к цели, из другой сферы общественной жизни, где были успешно решены схожие социальные проблемы. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е. затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

6) метод синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Существует и другая классификация методов социального проектирования:

1) проблемно-структурный метод: основывается на принципах проблематизации, структуризации и дивергенции, т. е. на расширении границ возможной проблемной ситуации;

2) метод структурного анализа: стремится к превращению проектных данных с помощью использования принципов структуризации, анализа и трансформации последних;

3) программно-структурный метод: сужает границы проектной проблемы, основываясь на принципах программирования, структуризации и конвергенции проектных данных;

4) структурный метод: оперирует упорядоченностью и взаимосвязью проектных данных;

5) структурно-технологический метод: использует принципы технологизации, организации и структуризации данных, необходимых для конкретного социального проекта;

6) проблемно-системный подход: основывается на принципах проблематизации, систематизации и дивергенции;

7) метод системного анализа: основывается на принципах систематизации, анализа и трансформации;

8) программно-системный метод: основывается на принципах программирования, систематизации и конвергенции;

9) системный метод: основывается на принципах целостности и организованности объекта;

10) системно-технологический метод: основывается на принципах технологизации, систематизации и организации проектных данных;

11) проблемно-средовой метод: основывается на принципах проблематизации, средизации и дивергенции;

12) метод средового анализа: использует принципы средизации, анализа и трансформации;

13) программно-средовый метод: основывается на принципах программирования, средизации и конвергенции;

14) средовый метод: использует принципы целостности, включенности и организованности;

15) средово-технологический метод: технологизации, средизации и организованности. [18]

Глава 2. Форсайт

В современном обществе всё более популярным становится понятие «Форсайт», оно распространено в научных, деловых и политических кругах. Одним предложением можно сказать, что это инструмент не только прогнозирования будущего, но и активного его формирования, сначала в технологической области, а затем и в социальной, экономической, экологической и политической областях.

Из наименования уже очевидно, что данное понятие имеет заграничные корни. Однако, в России оно успешно закрепилось, так как, по всей видимости, имеет в себе что-то уникальное. Действительно, в современном обществе, где постоянно идёт соревнование за ресурсы и лидерство, так важно иметь хоть в чём-то преимущество. Но общество не постоянно, меняются приоритеты, и то, что всем было так нужно ещё вчера, сегодня может оказаться на свалке. Это вынуждает руководство постоянно проводить специальные программы, определяющие приоритетные области развития науки и технологий, и выводить на рынок инновационные товары и услуги. Первые попытки реализовать подобную программу произошли в США (американская корпорация RAND впервые применила Форсайт-технологии в 1953 г. в области национальной безопасности), затем идею подхватила Япония, дальше страны-члены Евросоюза, а к середине 1990-х гг. к поиску приоритетов инновационного развития подключились многие страны Европы за пределами Евросоюза, страны Азии, Латинской Америки, в том числе государства с переходной экономикой. В России заинтересованность в применении Форсайт-технологий появилась одновременно с возрождением стратегического планирования для чего был разработан законопроект «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике».

Существует множество определений к понятию Форсайт.

Впервые термин «Форсайт» был введён в оборот Гербертом Уэллсом в 1932 г. В одном из публичных выступлений известный писатель-фантаст высказался о необходимости новой научной специальности «профессор Форсайта», задачей которой должно являться исследование будущих технологических открытий и поиск областей их применения. [5]

С английского Foresight – предвидение, взгляд в будущее.

Американский исследователь Бен Мартин даёт следующее определение: «Форсайт – это систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага» [27]

В. П. Третьяк говорит, что Форсайт представляет собой созидательную технологию воздействия на формирующееся будущее с помощью согласования партикулярных интересов различных слоев гражданского общества и посредством стимулирования их активности в сфере использования ключевых технологий. [23]

Я попыталась выработать определение, исходя из всего множества определений данного понятия, которое, на мой взгляд, отражает суть Форсайта.

Форсайт – это системный инструмент и одновременно процесс формирования средне- и долгосрочной перспективы будущего, нацеленный на повышение качества принимаемых в настоящий момент решений, позволяющий учитывать при этом все возможные изменения во всех сферах общественной деятельности.

В истории формирования Форсайта можно выделить три основных этапа:

  1. Технологический Форсайт, в то время программа применялась для разработки перспектив научно-технической сферы.
  2. Рыночно-ориентированный Форсайт.
  3. Социально-экономический Форсайт.

Но для чего вообще нужен нам Форсайт, если у нас есть проектирование с планированием и прогнозированием? В чём разница?

Для начала разберёмся, какими основными признаками обладает Форсайт.

Во-первых, он направлен на выявление перспектив развития в будущем и возможных проблем, и даже ущерба. Во-вторых, направлен на выработку конкретных мер по достижению необходимого результата, которые подлежат реализации на сегодняшний момент. В-третьих, основывается на интерактивных методах, привлекаются специалисты из различных областей.

Форсайт-проект имеет своей главной целью изменение настоящего для достижения того будущего состояния чего-либо, которое нам необходимо. Это комплекс конкретных мер с применением конкретных инструментов, чтобы получаемая в итоге информация отвечала на основной вопрос «должно быть».

Форсайт, как мы видим, имеет много общего с одним из этапов проектирования – прогнозированием. И там, и там учитываются объективные тенденции и силы, которые влияют на развитие. И в том числе, методы Форсайт-исследований имеют много общего с методами прогнозирования. Рассмотрим их поподробнее.

Все методы, применяемые в Форсайт-исследованиях, можно разделить на три группы:

  • Качественные: интервью, анализ литературы, ролевые игры, метод сценариев, дерево целей и др.;
  • Количественные: метод экстраполяции, моделирование и др.;
  • Методы синтетического характера: дорожное картирование, метод Дельфи, критические технологии, игровое моделирование и др.

Конечно, для успешного Форсайта необходимо определить комбинацию нескольких методов.

Практически во всех Форсайт-проектах используется метод экспертных панелей, когда группа экспертов из 12-20 человек обдумывает в течение какого-то времени возможные варианты будущего по заданной теме. Главный плюс такого метода: взаимодействие экспертов из различных дисциплин с применением новейших разработок. Минус: ошибки экспертов в силу человеческого фактора.

Метод сценариев предполагает разработку нескольких развёрнутых картин будущего, где обязательно прописываются все условия, необходимые именно для такой картины. Этот метод достаточно субъективен и труден в обработке, но при всём при этом весьма интересен.

Метод Дельфи был разработан Гордоном и Хелмером в 1953 году в RAND Corp. В США. По сути это тот же метод, что и метод экспертных панелей. Однако, существует и ряд отличий. Метод Дельфи проводит анонимный опрос экспертов по заданной теме, затем эксперты получают все ответы, что позволяет им скорректировать свои ответы, чтобы избежать ошибки. При этом эксперты не собираются вместе и не знают, кто ещё помимо них самих выступает в роли эксперта. Всё это позволяет избежать влияния авторитета кого-то из экспертов и делает результаты более развёрнутыми и прозрачными.

Метод мозгового штурма был разработан А. Осборном в 1953 году. Этот метод приобрёл большую популярность в разных сферах, однако, одного этого метода недостаточно для успешного Форсайт-проекта. Суть же его заключается в том, что участники должны выдвигать различные идеи по заданной теме, даже самые нереальные. Затем, из всех идей отбираются наиболее удачные.

Метод экстраполяции – это продление в будущее тенденций, наблюдавшихся в прошломи которые хорошо себя зарекомендовали. Это быстрый метод, но не всегда хороший, так как могут возникать ошибки из-за неправильной оценки движущих факторов изменений и их эволюции.

Метод дорожной карты впервые был применён в конце 1970-х гг. компанией Motorola. Он представляет собой создание визуального плана-сценария развития с фиксацией всех возможностей, приоритетов, угроз и «узких» мест. К недостаткам данного метода можно отнести большое количество необходимых финансовых и временных ресурсов.

Игровое моделирование заключается в проведении имитационной игры, отражающей определённую, необходимую нам ситуацию. Такая игра позволяет наглядно увидеть возможные варианты развития ситуации на основании поведения игроков и анализа итогов игры.

Однако, всё-таки форсайт имеет существенные отличия:

  • во-первых, если традиционное прогнозирование осуществляется учёными, то форсайт привлекает бизнес, правительство, научно-техническую сферу, общественность – всех ключевых участников развития;
  • во-вторых форсайт способствует сотрудничеству и кооперации между государством, бизнесом, учёными и общественностью;
  • в-третьих, форсайт развивает способность и культуру предвидения в обществе;
  • в-четвертых, данная методология предусматривает возможность выбора варианта действий в зависимости от «видения» будущего;
  • в-пятых, он содержит элементы активного влияния на будущее.[24]

В Форсайт-исследовании можно выделить следующие этапы по П. Бишопу:

  1. Формирование объекта исследования. Это то, на что будет направлено всё исследование. Это та сфера, которая будет анализироваться с целью средне- и долгосрочного прогнозирования. Это то, чьё будущее мы хотим сформировать так, как было бы выгодно нам.
  2. Формирование существенных условий, которых мы хотим достичь. Существенные условия – это целевые показатели, которых мы хотим достигнуть в будущем, как количественные, так и качественные.
  3. Сканирование. Это формирование так называемой карты исследования: выявление заинтересованных сторон, выбор экспертов, методов исследования, проведение экспертных опросов.
  4. Формирование альтернатив будущего. На данном этапе предполагается выделение тех тенденций, которые можно спрогнозировать, выделение «узких» мест – мест неопределённости, а также формирование возможных сценариев будущего.
  5. Планирование и исполнение стратегий и действий. Этот этап предполагает разработку дорожных карт, включение всех заинтересованных сторон в процесс обсуждения будущего, выработки будущих стратегий, а также учёт действий заказчика (ведь возможно изменение стратегии, формирование новых проектов).

Заключение

Сложно переоценить всю важность таких процессов, как социальное проектирование и Форсайт. Оба эти процесса позволяют спрогнозировать будущее с учётом пожеланий, а также выработать стратегию действий, осуществив которые, становится возможным добиться этого желаемого будущего.

Проектирование — составная часть грамотного управления, которая помогает регулировать процесс для достижения желаемой цели в постоянно меняющихся условиях внешней среды, а также внутренней.

Обычно Форсайт сравнивают с прогнозированием – одним из этапов проектирования. Но сам Форсайт также включает в себя элементы прогнозирования, например, на четвёртом этапе Форсайт-исследования «Формирование альтернатив будущего». Но в чём разница между социальным проектированием и Форсайтом? Наверное, разница такая же как в понятиях «руководитель» и «менеджер».

Форсайт – это модный современный термин, ветвь эволюции социального проектирования. Из приведённых в данной работе определений можно понять, что понятие шло по пути от технологического Форсайта, когда необходимо было оценить пути научно-технического развития, до социально-экономического Форсайта, когда возникла необходимость оценить развитие и экономическое состояние общества. Проектирование также проходило определённые этапы от «жизнестроительства» до своего современного вида. И как знать, возможно, что сейчас, наше настоящее – это тоже переходной этап для этих двух явлений.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/temyiov-po-sotsialnomu-proektirovaniyu/

1. Антонюк Г.А. Социальное проектирование. — Минск, 2007.

2. Грищенко В.И., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования: Учебное пособие. — СПб., 2006

3. Верещагин И. Об архитектурной достоевщине и прочем // Современная архитектура, 1928.

4. Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подход. — М., 2006

5. Карасев О.И., Вишневский К.О. Возможности интеграции Форсайта в

разработку инновационной политики [Электронный ресурс]. URL:

6. Коган Л.Н., Панова С.Г. Социальное проектирование: его специфика, функции и проблемы // Методологические аспекты социального прогнозирования. — Красноярск, 1981.

7. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. — М., 2006

8. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. — М., 2006

9. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие. — Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 416с.

10. Леньков Р. В. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие для бакалавров по направлениям подготовки 040100 «Социология», 080200 «Менеджмент». – М.: ЦСП и М, 2013. – 192 с.

11. Лисичкин В.А. Теория и практика прогностики: Методологические аспекты. — М., 2006

12. Ляхов И.И. Социальное конструирование. — М., 1970.

13. Макарцева Н. Н. Социальное прогнозирование и проектирование: Учеб.-метод. пособие. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003.

14. Методологические проблемы социального прогнозирования / Под ред. А.П. Казакова. — Л., 2006

15. Орлов М.А., Сазонов Б.В., Федосеева И.Р. Некоторые вопросы проектирования системы обслуживания быта городского населения // Архитектура СССР, 1970.

16. Розин В.М. Социальное проектирование систем общественного обслуживания: построение понятий // Социальное проектирование в сфере культуры: методол. пробл. М., 1987.

17. Сазонов Б.В. Методологические проблемы в развитии теории и методики градостроительного проектирования систем в проектировании // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. М., 1975.

18. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Сафронова. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 240 с.

19. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». — г. Ростов н/Д: «Феникс», 2000.- 576 с.

20. Стариков П. А. Пиковые переживания технологии творчества: учебное пособие. – Красноярск: филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске, 2011. – 92 с.

21. Тощенко Ж.Т. Социальное проектирование (методол. основы) // Общественные науки, 1983.

22. Тощенко, Ж.Т. Социология: Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт – М, 2001. – 511с.

23. Третьяк В.П. Структура форсайта / В.П. Третьяк // Отраслевые рынки. – № 1-2 (13).

– 2007.

24. Третьяк В.П. Формирование Форсайта в Иркутском регионе / В.П. Третьяк, Н.Я. Калюжнова. – [Электронный ресурс.] – Режим доступа: URL: http//stra.leg:ru/library/global/Prognoz/foresight/

25. Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. — 5-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»», 2007. — 668 с.

26. Щедровицкий Г.П. Проблема объекта в системном проектировании / Избранные труды. — М., 2006

27. Martin, B. Research Foresight and the exploitation of science base. HSMO, London, 1993.