Психология личности

Всем известно, что предметом изучения психологии является внутренний мир человека. Сама же психология делит человека на три «ипостаси»: индивид, индивидуальность и личность. Каждое из этих понятий раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.

В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемом в социально-культурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передан формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

В свете вышесказанного, на мой взгляд, словосочетание «психология личности» звучит несколько надуманно. Так как «индивид» имеет лишь низшие (или натуральные) психические функции, то об изучении «психологии индивида» говорить достаточно сложно, а индивидуальность — это понятие настолько зависящие от «личности», что рассматривать «психологию индивидуальности» просто неэффективно. Это примерно тоже самое, что верить в Бога-сына, при этом отрицая существование Бога-Отца и Бога-Духа святого.

Категория личности в психологической науке относится к числу базовых. Наверное, поэтому изучением личности занимаются педагогическая, возрастная, этническая, организационная психология, психология труда и ряд других как психологических, так и пограничным с ними дисциплин: педагогика, социология и т.д. Каждая из этих наук предоставляет ценные данные для разработки психологической общей теории личности, но несмотря на все это многообразие, на мой взгляд, наиболее эффективно будет рассматривать личность с трех позиций: личность, как социализированный индивид, личность, как активная жизненная позиция и личность в свете временной протяженности.

1. Личность как социализированный индивид

«Социализацией называется процесс усвоения индивидом социального опыта , системы социальных связей и отношений», — такое определение дает психологический словарь и добавляет: «В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе».

4 стр., 1668 слов

Биологическое и социальное в личности человека

... индивида, психология, конечно, не ограничивается анализом только отдельных психических функций и состояний. Ее прежде всего интересует формирование и развитие личности человека. В этой связи проблема соотношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема организм и личность. ...

Л.С. Выготский выдвинул тезис о социальном происхождении психических функций человека. Выдвигая этот тезис, Выгодский был вынужден примирить его с неоспоримым фактом существования психических функций у новорожденных. Ответом на это противоречие и явилось различение между низшими (натуральными) психическими функциями и высшими психическими функциями.

Выготский видел развитие психических функций в контексте гегелевской схемы развития, согласно которой любая развивающая познавательная функция существует первоначально «в себе», затем «для других» и, наконец, «для себя». Эта схема хорошо поясняется примером о развитии указательного жеста у младенцев: первоначально этот жест существует уже в форме неудавшегося хватательного движения, направленного на желаемый объект. Этот жест способен перейти во вторую стадию если будет соответствующим образом интерпретирован взрослыми. Тогда это движение приобретает значение «помоги мне взять это» и ребенок начинает использовать его как для целей коммуникации с близкими взрослыми, так и для практических целей овладения желаемым объектом. Ребенок еще не осознает, что использует этот жест как социальный сигнал. И в третьей стадии ребенок уже пользуется этим жестом для контроля над своим собственным поведением, например для выделения определенного фрагмента картины и концентрации внимания на нем.

низших психических функций

Таким образом, мы подошли к проблеме «личность-индивид». В связи с различием понятий «индивид» и «личность» по содержанию, иногда возникают дискуссии: всякий ли индивид является личностью. Например, иногда утверждается, что личностями являются только творческие люди; из числа личностей пытаются выбросить лиц, ведущих себя антиобщественно (например, преступников), психически больных и т.д. Заявляется, что некоторые люди — это просто индивиды, но не личности. Конечно, личность может быть творческой, а может быть серой (впрочем, каждый человек обладает в той или иной степени «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы и элементарного, человек не может решать жизненные задачи, т.е. попросту прожить), может быть активно-преобразующей или пассивно-приспосабливающейся и т.д. Но каждый общественный индивид, человек является личностью, спорным может быть только вопрос о том, когда в процессе индивидуального развития начинает формироваться личность. Давайте подытожим, в чем же разница между индивидом и личностью: индивид — единичный представитель вида «Homo sapiens», в то время как понятие «личность» фиксирует те признаки, которые определяются принадлежностью индивида к обществу (социальное качество).

для организма

При более высоком развитии невропсихики социальная сфера личности является важнейшим руководителем всех реакций, имеющих связь с общественными отношениями между людьми. Необходимо учитывать то, что сложный процесс развития социальной сферы личности не устраняет органическую сферу личности, но дополняет ее и частью подавляет. Но человек, как существо не только социальное, но и культурное может развить социальную сферу в такой мере, что она не только будет преобладать над органической сферой, но и выражаясь поступками и действиями альтруистического характера, будет действовать подчас в явный ущерб или вопреки органическим потребностям индивида.

2 стр., 903 слов

Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву

... человека от обезьяны. Но, вернёмся к развитию психики человека. Хотя возникновение человеческой психики является частью развития животного мира, психика человека существенно отличается от психики животного. Ведущую роль в развитии человеческой психики ... не станет человеком и из-за несовершенства развития нервной системы и психики не приблизится сколько-нибудь заметно к уровню развития человека. Это, ...

Несмотря на то, что работу Бехтерева нужно рассматривать в первую очередь с точки зрения физиологии, мы можем вывести и кое-какие психологические закономерности и свести их с ранее сказанным: резюмируя эту главу, можно разделить личность как социализированный индивид по уровню развития на три группы: индивид как организм подстраивающийся под среду обитания; индивид, как личность, развивающаяся, подстраиваясь под общество и, наконец, личность как высокоорганизованное и высоко моральное существо, которое уже не старается «выжить», но наоборот, может действовать во вред себе, но на пользу обществу, то есть живет уже не ради себя, а ради каких-либо высших ценностей, будь то общество, Бог или личные идеалы.

2. Личность как активная жизненная позиция

Включаясь в социальные процессы, личность тем самым изменяет и обстоятельства своей собственной жизни. Иначе говоря, основным условием самоопределения личности и сознательного регулирования своей жизнедеятельности является ее общественная активность. То, как именно конкретная личность участвует в тех или иных социальных процессах (содействует их развитию, противодействует, тормозит или уклоняется от участия в них), зависит от ее направленности, которая формируется в процессе развития личности в системе общественных отношений. Направленность же можно разделить на четыре составляющих: мотивационная сфера личности, ее потребности, жизненные цели способности. Вопрос о том, откуда берутся мотивы, как они возникают, является в психологии личности одним из основных и рождает многообразие теорий. Например, по концепции Маслоу, основой мотивов являются потребности, которые по мере развития индивида образуют своего рода пирамиду. В основании пирамиды лежат физиологические потребности (голод, жажда, секс и т.д.).

Следующий уровень — это потребность в безопасности, но не как проявление инстинкта самосохранения, а как нужда в порядке, устойчивости. Третий уровень — это необходимость в принадлежности к какой-либо группе людей, в общении и т.д. И, наконец, четвертый уровень — потребность в уважении, престиже. Несмотря на кажущуюся логическую завершенность, на мой взгляд, в этой концепции есть ряд недостатков, в частности то, что она рассматривает индивид вне связи с обществом, выхватывая абстрактное лицо из системы общественных отношений.

Более интересно, по моему мнению, в этом отношении разделение мотивации на внешнюю и внутреннюю, исследуемое В.И.Чирковым и разработанное Эдвардом Л. Диси и Ричардом М. Руяном.

Внешняя мотивация,

Ученик стал более добросовестно выполнять все домашние задания после того, как родители пообещали купить ему велосипед. Работа над домашними заданиями в этом случае — внешне мотивированное поведение, так как направленность на уроки и интенсивность (в данном случае добросовестность) задаются внешним по отношению к самой учебе фактором: ожиданием получения велосипеда.

16 стр., 7519 слов

Исследование влияние среды на личность и поведение человека в организации

... элементы управления персоналом. Теоретические аспекты влияния среды на личность и поведение, Предпосылки развития организационного поведения Изучение современных теорий организационного поведения требует рассмотрения истории развития ... регулирующих человеческое повеление. Представители данного направления выявили, что мотивации поступков людей служат не только и не столько экономические факторы, ...

Все приятели пошли в спортивную секцию, и наш ученик пошел. Поход в секцию для него — внешне-мотивационный акт, так как его инициация и направленность находятся полностью под контролем приятелей, т.е. вне собственного Я ученика. Общепризнанным является положение, что внешняя мотивация прежде всего основана на наградах, поощрениях, наказаниях или других видах внешней стимуляции.

Теории внешней мотивации наиболее ярко отражены в работах бихевиористов, которые в свою очередь, берут начало в исследованиях Э.Л.Торндайка. Закон Торндайка гласит, что привлекательные и непривлекательные последствия поведения влияют на частоту инициации поведенческих актов, приводящих к этим последствиям. Поведение, которое приводит к положительным последствиям, закрепляется и имеет тенденцию к повторению, тогда как поведение, приводящее к отрицательным последствиям, имеют тенденцию к прекращению.

Сущность прикладного применения данной модели на практике заключается в систематическом подкреплении желательного поведения. Такая система существует в магазинах, когда покупателю сделавшему определенное количество покупок, выдается премия, подкрепляющая поведение, направленное на покупки именно в этом магазине. Важно отметить, что системы такого типа рассчитаны на подкрепление изначально неинтересного и непривлекательного поведения, которое по своей воле человек выполнять не станет. Человек в этом случае становится марионеткой подкреплений.

Можно однозначно сказать, что внешняя мотивация направлена в первую очередь на людей, занимающих пассивную жизненную позицию с достаточно низкой социальной вовлеченностью.

Внутренней мотивацией

Если ученик приходит домой и с восторгом говорит, что в школе был интереснейший урок и он хочет почитать энциклопедию, чтобы завтра участвовать в обсуждении, то он демонстрирует пример внутренне-мотивированного поведения. В данном случае направленность на выполнение урока проистекает из содержания самого урока и связана с интересом и удовольствием, которые сопровождают процесс познания и открытия нового.

Для объяснения этого типа мотивации создано множество теорий: Теория компетентности и мотивация эффективностью, теория оптимальности активации и стимуляции, теория личностной причинности и.т.д.

В статье «Пересмотр мотивации» Р.Уайт ввел понятие «компетентность», объединяющее такие виды поведения, как ощупывание, осматривание, манипулирование, конструирование, игра, творчество. Он считает, что все эти виды поведения, при выполнении которых организм не получает никаких видимых подкреплений, преследует одну цель: повышение компетентности и эффективности человека. Силой, детерминирующей это стремление к компетентности, является «мотивация через чувство эффективности». В противовес внешней мотивации, человек, предпочитающий мотивацию внутреннюю, личность явно более активная, более вовлеченная в социальную деятельность и в итоге более интеллектуальна.

Многочисленные исследования продемонстрировали, что внешняя и внутренняя мотивация могут значительно энергетизировать поведение и существенно изменять его направление, другими словами, оказывать решающее влияние на его детерминацию. Но так ли одинаковы последствия этих двух типов для эмоций, психического здоровья и других аспектов личности? Чтобы можно было лучше увидеть плюсы и минусы того и другого метода мы оформили таблицу, данную в Приложении 1. Наиболее положительное влияние на как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация. Внешняя мотивация может иметь преимущества при решении частных задач.

3 стр., 1035 слов

Статья «Особенности личности одаренного ребенка»

... и т. п. 2 Особенности личности одаренных детей с дисгармонич, Неравномерность психического развития Представление об одаренном ребенке как о хилом, слабом и Для таких детей достаточно типичным является значительное ... конфликт с администраци ей и педагогами. Взаимоотношения Большое значение для понимания особенностей личности ода Нередко особое познавательное развитие идет в каком-то смысле за счет ...

Очень сильно с теориями мотиваций переплетаются теории локус казуальности и локус контроля. При этом локус контроля отражает точку приложения сил, контролирующих результаты поведения, а локус казуальности отражает точку приложения сил, детерминирующих само поведение.

внутренний локус казуальности (причинности)

В случае с локусом контроля мы уже подходим к концепции социальной ответственности, главная особенность которой заключается в том, что в качестве ее объекта выступают те или иные общественные волеизъявления, выраженные в форме социальных норм и ролевых функций. Поэтому субъектом контроля здесь является и сам индивид, и социальное окружение и общество в целом. Составляя планы, принимая решения, человек взвешивает, посильны эти цели ему самому или остается надеяться лишь на судьбу или случай. Один чувствует себя хозяином своей судьбы, другой предпочитает плыть по воле волн. Таким образом и ответственность приписывается либо внешним силам, либо собственным способностям и стараниям.

ответственности

Итак, ответственность прежде всего есть качество, характеризующее социальную типичность личности и, как мы выяснили ранее, таких типов два: интерналы и экстерналы. После ряда исследований было установлен, что неспособность управлять своими делами, сбрасывание ответственности на внешние факторы, т.е. экстернальность локуса контроля вызывает, как правило, невротические синдромы, чувство подавленности и обеспокоенности, снижая общую удовлетворенность жизни. Интернальность же локус контроля, наоборот, способствует более нормальному функционированию личности, внушая ей самоуважение. Что интересно, что при опрашивании как интерналы, так и экстерналы описывали идеального человека очень интернальным, а неидеального — экстернальным. В целом экстернальным людям свойственна подозрительность, тревожность, депрессивность, агрессивность, конформность, догматизм, авторитарность, беспринципность, цинизм, склонность к обману.

Подытоживая разделение типа личности на интернальную и экстернальную, можно сказать, что интерналы предпочитают руководителей со стилем управления, позволяющим работнику участвовать в принятии решений, чаще сами становятся лидерами, группы руководимые интерналами более продуктивны и сами интернальные лидеры более продуктивны, чем экстерналы, которые предпочитают директивный стиль руководства, чаще используют принуждение и угрозу и имеют более низкий профессиональный уровень и удовлетворенность работой.

3. Личность во времени

Само собой разумеется, что становление человека как личности начинается с первых же часов жизни, ведь с самого рождения начинается процесс его социализации. В основе же социализации, как уже говорилось, лежит связь между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни. Давайте попробуем разбить это становление на возрастные этапы социализации, посредством «человеческих общностей». При этом каждая человеческая общность осуществляет определенную совместную деятельность, характеризуемую прежде всего содержанием этой деятельности. Нужно заметить, что в построении любой человеческой общности участвуют по крайней мере двое, и смена формы и содержания общности сопровождается сменой партнера. Эта смена необязательно означает, что новая общность строится с новым человеком. Это может быть и тот же самый человек, например мама, но в новой жизненной позиции.

3 стр., 1124 слов

Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью ребёнка

... следующие задачи: изучить правовые основы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью ребенка; охарактеризовать общие основания ответственности за причинение вреда жизни и здоровью ребенка; рассмотреть порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью ребенка. Методы научного исследования, использованные при ...

На первой ступени ребенок вместе с родным взрослым (родной матерью, или человеком выполняющим материнские функции) начинает строить общение, вначале не опосредованное культурными орудиями, предметами, знаками. Эта уникальная, в силу своей непосредственности, общность названа ступенью оживления , Для образования связи между ребенком и каждым из его родителей наибольшее значение имеют первые мгновения его жизни. В основе формирования этой связи лежат взгляды, движения и особенно улыбки ребенка . Известно также, что со второй недели жизни новорожденный не только начинает обнаруживать большой интерес к человеческому лицу, но и способен отличить лицо своей матери от лица чужого. Эпохальным культурным событием этой ступени является то, что ребенок осваивает собственную телесную, психоматическую индивидуальность, вписывая себя (руками взрослого) в пространственно-временную организацию общей жизни семьи.

Между 8-м и 12-м месяцем жизни начинают четко проявляться привязанности ребенка. Он разражается криком и плачем, когда его забирают от матери (или человека, обычно ухаживающего за ним), чтобы передать в чужие руки. Такая реакция ребенка отражает не столько страх перед незнакомым человеком, сколько не узнавание в нем знакомых черт материнского лица. Этот этап тесно связан с представлением о постоянстве (перманентности) предметов (когнитивный процесс, который был изучен Пиаже и состоит в том, что с 8-го месяца ребенок начинает активно искать исчезнувший внезапно предмет).

Представление о постоянстве, вначале связанное у ребенка с матерью, распространяется затем и на другие объекты, в особенности на другие «социальные объекты». Кроме того, постоянное присутствие социального партнера приводит к формированию у ребенка на 8-9 месяце жизни представление о собственной перманентности.

Кроме того, выявлено было большое значение надежной социальной привязанности как для освоения ребенком незнакомых мест, которое значительно облегчается в присутствии матери, так и для налаживания ранних социальных контактов с другими детьми.

На второй ступени ребенком вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредствованные формы общения как в совместных иммитационно-предметных действиях с реальным партнером, так и в плане изобразительных игровых действий с воображаемым партнером. Два эпохальных события стоят в начале новой ступени развития — это прямохождение и речь — как способы первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъективности. Эта ступень лавинообразного овладения культурными навыками и способностями названа ступенью одушевления для того, чтобы подчеркнуть, что именно здесь ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений.

4 стр., 1738 слов

Роль воспитателя в развитии личности ребенка

... с другом своими мыслями и чувствами. Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности. У чуткого, любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, ... уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой ...

общественный

самобытное

Обычно больше всего друзей у молодых людей, состоящих в браке. В среднем их число составляет 7 человек; они подбираются по сходству вкусов, интересов и склада личности, по взаимности в помощи и обмене откровенностями, по совместимости на основе того удовольствия, которое они находят в обществе друг друга, по удобству общения в географическом отношении и по взаимному уважению.

В расцвете зрелости деятельность, направленная на достижение поставленных жизненных целей, не позволяет уделять слишком много времени дружбе. поддерживаются лишь самые прочные связи. Число друзей снижается до 5 и меньше.

С приходом старости и в связи с драматическими событиями, которые в это время переворачивают жизнь человека, многие теряют своих спутников жизни и рискуют остаться в стороне от круга друзей. Дружеские связи, однако, укрепляются, когда друзья в свою очередь тоже оказываются в сходной ситуации (среднее число друзей у человека, вышедшего на покой, составляет приблизительно 6 человек).

как сущностная форма бытия человека

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором наоборот, — недоверие к нему.

автономии.

инициативы

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

идентификаций

Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать «работа — рождение детей — отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыкании на себе.

Седьмой кризис

уважения к мудрости

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознание ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жить. заново.

10 стр., 4847 слов

Связь памяти с личностью человека

... Общее представление о памяти человека 1.1 Память человека Память -- это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с ...

помимо его профессиональной роли,

Определяют, кроме того, пять этапов в психических состояниях при приближении смерти.

отрицание

Гнев , охватывающий больного при вопросе: «Почему именно я?», характеризует вторую стадию.

Затем начинается стадия » торга» : больной вступает в переговоры за продление своей жизни, обязуясь быть, например, примерным пациентом или послушным верующим.

депрессии

И последней стадией является принятие смерти, когда человек смиренно ждет конца.

Смерь саму также разделяют. Жизнь уходит поэтапно -в обратном порядке по сравнению с тем, как она развивается.

Социальная смерть -, Психическая смерть, Мозговая смерть, Физиологическая смерть -, Заключение

Личность является конечным и, следовательно, наиболее сложным объектом психологии. В известном смысле она объединяет в одно целое всю психологию, и нет в этой науке такого исследования, которое не вносило бы вклад в познание личности. Каждый, кто изучает личность не может игнорировать другие области психологии. Подходов к изучению личности огромное множество. Это абсолютно естественно в области, где каждый эксперимент относится лишь к частному факту, абсолютно несоизмеримому сложности самого объекта. Можно рассматривать личность через структуру, можно с точки зрения физиологических реакций, можно через связь физических и психических аспектов личности. В своей работе я постарался не опираться на какой-то конкретный подход к рассмотрению личности, но попытался обобщить все те мысли, что возникли у меня при изучении самых различных методик. Вполне вероятно, что мой подход был изначально неверен, возможно, что я неверно понял проблему, но тем не менее, для себя я пришел к определенным выводам и они выглядят примерно следующим образом: изначально-рождающийся индивид, имеющий лишь натуральные психические функции, постепенно, посредством вхождения в общество (начиная с родных, близких) социализируется, т.е. становится личностью. При этом социокультурная среда является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д. И, наконец, личность, которая сама начинает воздействовать на общество является индивидуальностью. Вхождение индивида в общество и становление его там как личности, можно назвать «выживанием» или адаптацией. В зависимости от того насколько легко индивиду удается преодолеть трудности адаптационного периода, мы получаем личность уверенную в себе, либо конформную. На этом этапе происходит выбор личностью мотивации и ответственности, ее локус контроль становится либо внешним, либо внутренним. Если в этот период индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не находит взаимопонимания, это может способствовать формированию агрессивности, подозрительности (в противном случае — доверия и справедливости).

Человек либо становится интерналом («кузнецом своего счастья»), либо экстерналом («все в руках Господних»).

Достаточно интересными являются повозрастные этапы становления личности. Организм имеет потрясающую память и, проблемы, возникшие в младенчестве и раннем детстве, остаются в подсознании всю жизнь, т.е. все, чего «недодали» ребенку после рождения однозначно проявится позже.

5 стр., 2006 слов

Синдром утраты. Психология смерти. Медицинская этика по отношению к умирающему

... независимым от утраты, приспособиться к изменившейся жизни и найти новые отношения с людьми и миром. 1. Начальная стадия горя - шок и оцепенение. Шок от перенесенной утраты и отказ поверить ... смерти близкого. Некоторые последствия шока могут проявляться еще довольно долго. 3. Третья стадия - стадия острого горя - длится до 6-7 недель с момента утраты. Сохраняются и ...

Особо значимым периодом в возрастном развитии Личности является отрочество и ранняя юность, когда личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. В этом возрасте значительную роль играют суждения других людей, и прежде всего оценка родителями, педагогами и сверстниками. Молодой человек определяет свои возможности и потребности и в случае большого расхождения между первым и вторым возникают острые аффективные переживания.

Следующим и, на мой взгляд, последним этапом становления личности является возраст генеративности, когда личность учится отказываться от себя в пользу детей. Мне кажется, что на протяжении всей последующей жизни личность, оставаясь практически неизменной, лишь приобретает все больше индивидуальных черт.

И, наконец, следует отметить процесс умирания, который интересен своим обратным (по отношению к становлению личности) процессом,. то есть идет умирание социальное, затем интеллектуальное и, затем, физическое.

По моему мнению, практической целью психологии как науки является воспитание высоконравственной и высокоморальной личности, «идеального» человека. Конкретнее — выявление и решение проблем для воспитания такой личности, или на крайний случай, воспитание в личности максимальной индивидуальности. Я надеюсь, что разделение процесса становления личности на этапы по этим трем показателям (личность — как социализированный индивид, личность как активная жизненная позиция и личность во времени), хоть немного поможет приблизиться к совершенству.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/temyi-kursovyih-rabot-po-psihologii-lichnosti/

1. Б.Ф. Ломов «Методологические и теоретические проблемы психологии». Москва «Наука», 1984

2. Поль Фресс, Жан Пиаже «Экспериментальная психология».Москва «Прогресс» 1975.

3. Г.В. Щекин «Основы психологических знаний».Киев, МАУП, 1996

4. Е.Т. Соколова «Самосознание и самооценка при аномалиях личности». Москва, МГУ, 1989

5. Карл Леонгард «Акцентуированные личности».Киев «Высшая школа», 1989

6. Психологический словарь. Москва «Педагогика-пресс», 1996

7. Л.С. Выготский , Собрание сочинений т. 6, Москва «Педагогика», 1982

8. В.М. Бехтерев «Объективная психология» Москва «Наука», 1991

9. Ж. Годфруа «Что такое психология» Москва «Мир», 1992

10. В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман «Периодизация общего психического развития»

11. К. Муздыбаев «Психология ответственности» Ленинград «Наука», 1983

12. Чирков В.И. «Самодетерминация и внутренняя мотивация»