Для студентов Современной Гуманитарной Академии
© СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2007
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
В соответствии с основной направления подготовки «Социология» учебными планами СГА предусмотрено написание курсовых работ.
Курсовые работы по дисциплинам учебного плана являются важным этапом обучения, в процессе выполнения которых студент приобретает навыки самостоятельной , осваивает современные методы организации и проведения социологических исследований , учится работать с социологической литературой, развивает творческое мышление и умение аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Курсовые работы являются обязательными этапами, предшествующими написанию и защите выпускной квалификационной работы.
Курсовая работа по направлению подготовки «Социология» должна показать умение обучающегося:
- разбираться в излагаемых проблемах;
- систематизировать теоретический материал по избранной теме;
- последовательно, логически грамотно его излагать;
- давать оценку различным точкам зрения;
- высказывать свое мнение, научно обосновывая его;
- организовывать и проводить социологические исследования;
- разрабатывать инструментарий социологического исследования (анкету, программу, рабочий план);
- анализировать полученные статистические данные, фиксировать результаты исследования, делать выводы и разрабатывать практические рекомендации.
Тематика курсовых работ в СГА определяется централизованно базовым вузом. Студент может выбрать тему работы из предлагаемого перечня тем курсовых работ либо, исходя из собственных научных и практических интересов, предложить свою тему для исследования, не выходя за рамки изучаемой дисциплины. Кроме того, необходимость разработки именно своей темы должна быть обоснована в установленном порядке и утверждена базовым вузом.
Курсовые работы должны отвечать квалификационным требованиям по содержанию и оформлению.
Контрольная работа: Социология в России конец 19 начало 20 века
... исследования: социология России Предмет исследования: социология в России 19- начало 20вв. Цель исследования: рассмотреть основное содержание развития социологии в России 19- начало 20вв. Задачи исследования: 1. рассмотреть позитивизм в русской социологии ... с Запада, отечественная социология к концу XIX в. достигла ... метода в социологии. В своих работах Лавров ставил ... от 1917г. до 20-50-хх годов ...
Вопросы подготовки, написания и оценки курсовых работ, выполняемых студентами СГА в соответствии с учебными планами по всем направлениям подготовки рассматриваются в учебно-методическом пособии 9049.х1.01;1 Курсовая работа. Порядок написания и оформления. Требования к оформлению студенческих учебно-научных и творческих работ, установлены (см. Методические рекомендации, 1498.01.01;2, студенческие учебно-научные и творческие работы).
Студент лично отвечает за качество и оформление курсовых работ.
Для подготовки курсовой работы студент СГА имеет возможность работать с литературой по теме, используя телекоммуникационную двухуровневую библиотеку (ТКДБ) СГА, при этом не имеет значение местонахождение учащегося, т. е. доступ к ресурсам ТКДБ имеется в любом учебном центре. ТКДБ предоставляет доступ в режиме виртуального читального зала к ресурсам удаленного доступа электронных библиотек:
- Библиотеки электронных диссертаций Российской Государственной Библиотеки (ЭБД РГБ).
- Научной электронной библиотеки (НЭБ);
- Открытая русская электронная библиотека;
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам;
- Электронная библиотека международных документов по правам человека;
- Сайт «Культура регионов России»;
- Проект библиотеки конгресса США «American Memory» («Память Америки»);
- Проект библиотеки конгресса США «Global Gateway» («Открытый Мир»);
- Портал «Галлика» Национальной библиотеки Франции;
- Электронная Британской национальной библиотеки;
- Портал «Гутенберг»;
- База электронных диссертаций «Proquest digital dissertations»;
- Портал «Theses Canada» («Канадские полнотекстовые диссертации»);
- Коллекция электронных журналов «Sage journals online»;
- База журналов открытого доступа «Directory of open access journals».
Посещение в режиме виртуального читального зала Библиотеки электронных диссертаций РГБ, поможет в сборе литературы по теме курсового исследования. Библиографические списки и сноски в диссертациях по нужной тематике могут стать одним из источников формирования списка по теме исследования.
Для написания учебно-научных и творческих работ студентов большой интерес представляет «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» В электронной библиотеке Единого окна размещены образовательные информационные ресурсы, разработанные ведущими российскими вузами: учебники, учебные пособия, тексты лекций, методических указаний и другие ресурсы.
С необходимыми для социологов статистическими данными и результатами социологических исследований можно ознакомиться в профессиональных и периодических изданиях (журналы, газеты).
В СГА оформлена подписка на коллекцию журналов «SAGE JOURNALS Online» по социальным и . Преодолеть языковой барьер поможет система компьютерного перевода, интегрированная в цифровую библиотеку. Здесь можно перевести тексты с английского, немецкого и французского языков . С помощью специализированных словарей по социологии, экономике, банковскому делу, психологии, уголовному праву и многих других, система поможет корректно перевести специализированные тексты.
В ТКДБ представлен широкий круг научных журналов на по всем областям знаний. Пользователь имеет доступ к алфавитному перечню заглавий журналов и возможность отбора по году выпуска журнала. Также имеются биографические справочники и словари.
Вклад выдающихся русских социологов в мировую социологию
... России. "Учреждения старины" тормозили развитие капитализма, в том числе и в социологии. Следует отметить, что идеологией громадной части русских социологов ... при изучении истории социологической мысли особое значение приобретает проблема вычленения, осмысления и истолкования ... к социальной психологии, раскрывается логика эволюции теорий психологистов, их дифференциация. Интерес представляет книга ...
В СГА ведется активная научная работа в области социологии, результаты которой публикуются в разделе «Труды СГУ», который размещен в фонде
Для подготовки курсовой работы в СГА предусмотрены профессиональные консультации высококвалифицированных специалистов через систему IP-хелпинг. Консультации в системе
IP-хелпинг, как правило, посвящаются:
- формированию структуры курсовой работы (соответствие выбранной теме, самостоятельно разработанному рабочему плану КР);
- оказанию помощи в формировании списка литературы;
- конкретным вопросам содержательного характера (правильность определения целей, задач, методов исследования, содержания приложений и т.
п.).
Правила ввода вопросов в IP-систему регулируются технологическими инструкциями, действующими в СГА.
Ответы ведущих преподавателей и специалистов академии в IP-системе на вопросы содержательного и научного характера размещаются в течение 3-4 дней.
ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Предпосылки возникновения социологии как науки, основные этапы развития социологической мысли в России.
2. Политическая теория и ее значение для становления социологии как науки.
3. Конта “Курс позитивной философии” и ее значение для возникновения социологии как науки.
4. Вебера “Протестантская этика и дух капитализма” и перспективы построения капитализма в России.
5. Теория социального действия М. Вебера и ее современные интерпретации.
6. Система социологии и современные взгляды на структуру социоло-гического знания.
7. Теория общественно-экономической формации и ее значение для развития социоло-гического знания.
8. Коллективная психология Г. Лебона, его взгляды на перспективы социалистической революции.
9. Психоаналитическое направление в социологии и проблема конфликта личности и культуры.
10. Теория социального конфликта Р. Дарендорфа и его вклад в развитие социологической мысли.
11. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса и сущность многоуровневого анализа общества.
12. Функциональная теория Р. Мертона, ее значение для исследования социальной реальности.
13. Эволюционизм как направление развития социологии, современные неоэволю-ционистские школы.
14. Марксистская социология, последствия догматизации марксизма в России.
15. Принципы социального дарвинизма, проблема богатства и бедности в научных воззрениях его сторонников.
16. Теория подражания Г. Тарда и ее влияние на развитие российской социологической мысли.
17. Теория элит В. Парето, ее роль в изучении структуры политической власти в России.
18. Концепция разделения общественного труда Э. Дюркгейма и ее значение для оценки ситуации в современном российском обществе.
Основные теории социологии управления
... социальные; престижные; самореализация. Система управления должна создавать такие условия, в которых бы удовлетворялись все эти потребности. социология управление тейлор файоль Теория ... две концепции - "достигающего работника" и "достигающего руководителя". Согласно концепции "достигающего ... управлении людьми: на основе закона, на основе страха наказания, на основе умственного и нравственного развития ...
19. Волевые общественные отношения во взглядах Ф. Тенниса, их значение для исследования социальной реальности.
20. Формальная социология Г. Зиммеля и анализ эволюции форм социальной жизни.
21. Концепция сущности универсальных социальных сил .
22. Социология знания К. Маннгейма.
23. Функции социального конфликта .
24. Знанецкого «Польский крестьянин в Америке» и ее значение для развития социологической мысли.
25. Диалектическая теория общества Г. Маркузе.
26. Теория социального научения А. Бандуры.
27. Социологические доктрины Л. Гумпловича.
28. Социологические идеи и его вклад в становление российской социологии.
29. Теория коллективного поведения .
30. Р. Парк и Э. Берджес, их вклад в развитие экологической социологии.
31. Обоснование абсолютистской власти государства «Левиафана».
32. Идея о нравственном чувстве как основе социальной взаимосвязи.
33. Руссоистская концепция «естественного состояния», теория общественного прогресса и Жана-Жака Руссо об «общественном договоре».
34. Учение Огюста Конта о трех стадиях умственного и общественного развития.
35. Понятие позитивизма как метода и как положительного социального устройства.
36. Социология как «социальная физика».
37. Социальная статика и социальная динамика.
38. Позитивная религия Конта и культ «человечества».
39. Учение Конта о социократии: роль женщин, философов и пролетариев в социократическом обществе; семья, государство и церковь в социократической утопии.
40. Спенсеровское понятие либерализма: соотношение частных и общественных интересов.
41. Свобода личности, народное представительство и государство в концепции Г. Спенсера.
42. «Социал-дарвинизм» и судьбы спенсерианства.
43. Периодизация развития марксизма.
44. Понятия товарного фетишизма, ложного и действительного сознания: социология знания раннего марксизма.
45. Анализ работы Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии».
46. Коммунистическая утопия марксизма и ее отличие от предшествующих утопических доктрин.
47. Марксистская теория классов и классовой борьбы.
48. Понятие социального факта и «социологизм» Эмиля Дюркгейма.
49. Правила социологического метода и особенности «позитивной» методологии Дюркгейма.
50. Э. Дюркгейм: теория социальной солидарности и общественного разделения труда.
51. Самоубийство как социальный факт: самоубийств в теории Э. Дюркгейма.
52. Французская социологическая школа.
53. Основания веберовской методологии. Кантианские истоки учения М. Вебера.
54. Социологическая методология Вебера и гносеологические воззрения представителей баденской школы неокантианства.
55. Понимающая социология М. Вебера и «герменевтический проект» В. Дильтея.
56. Идеальные типы и их использование в социологическом исследовании.
57. Социология религии М. Вебера.
58. Теория рациональной .
59. Смысл жизни и религиозная мотивация экономического поведения.
60. Веберианская традиция в современной социологической теории.
Взаимосвязь социологии и социальной работы
... и др. Познания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальные проблемы, обеспечивать владение интерперсональными навыками и техниками. Например, основной навык специалиста социальной сферы - это интервьюирование. Этот навык предполагает ...
61. Зиммелевская версия социальной .
62. Факультет социальных наук Чикагского университета в конце XIX – начале ХХ веков: институционализация социологии в США.
63. Основные идеи работы У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке».
64. Концепция маргинальной личности в социологии Парка.
65. Концепция социальной и отклоняющегося поведения.
66. Структура личности в концепции Дж. Г. Мида.
67. Влияние позитивизма на русский период творчества : «Преступление и кара, подвиг и награда», «Система социологии».
68. Теория социальной структуры и социального пространства .
69. Категории социальной стратификации и социальной мобильности .
70. Концепция социальной и культурной динамики .
71. Парсонсовская теория социальной системы.
72. Основные категории функциональной теории Мертона: функция, дисфункция, явные и латентные функции.
73. Мертоновская модель социологии науки. Генезис научной картины мира и пуританский менталитет.
74. Шютца: образ общества в феноменологической перспективе: «мир повседневности» как предмет исследования.
75. Теория социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана.
76. Периодизация развития франкфуртской школы.
77. «Критическая» и «традиционная» теории: М. Хоркхаймер, Т. Адорно.
78. Фрейдомарксизм и диагностика капитализма.
79. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.
80. Теория мировых систем И. Валлерстайна.
81. Теория коммуникативных айтопойэтических систем Н. Лумана.
82. Теории обмена в антропологии (Джеймс Фрейзер, Бронислав Малиновский, Марсель Мосс, Клод Леви-Стросс).
83. Бихевиористская концепция социального обмена: Джон Уотсон.
84. Структурная концепция обмена Питера Блау.
85. Взаимодействие «системы» и «жизненного мира» в теории Ю. Хабермаса.
86. Радикальный функционализм Н. Лумана и его отличие от структурного функционализма Т. Парсонса.
87. Типы обществ в концепции Лумана: сегментарное, примитивное общество, стратифицированное общество высоких культур и функционально стратифицированное общество.
ЛИТЕРАТУРА
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/temyi-kursovyih-rabot-po-istorii-sotsiologii/
1. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. — СПб.: Алетейя, 1999.
2. Размышления о западном марксизме. На путях исторического материализма. — М.: Интер-Версо, 1991.
3. Этапы развития социологической мысли. – М.: Прогресс-Универс, 1993.
4. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000.
5. Мыслить социологически: Учебное пособие. — М.: Аспект-Пресс, 1996.
6. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. — М.: Academia, 1999.
7. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.: Медиум, 1995.
8. Бергер в социологию: гуманистическая перспектива. — М.: Аспект-Пресс, 1996.
9. Размышления о революции во Франции: Сокр. перевод с англ. . Предисл. К. О’Брайена. — М.: Политиздат, 1993.
10. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. — М.: Аспект-Пресс, 1998.
Взаимосвязь социологии с другими общественными науками
... В этом отношении предмет социологии отличен от предмета других общественных наук. Социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений, механизмах взаимосвязей и взаимодействия между общностями и личностями. Функция - зависимость, ...
11. Начала. — М.: Socio-Logos: Фирма «Адапт», 1994.
12. Социология политики. — М.: Socio-Logos, 1993.
13. Избранное. Образ общества. — М.: Юристъ, 1994.
14. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.
15. Аграрная история древнего мира: Пер. с нем. — М.: Канон-Пресс, 1999.
16. История хозяйства. Город: Пер. с нем. — М.: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2001.
17. , , Самыгин : история и современность. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1999.
18. , Давыдов и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс. — М.: КомКнига, 2006.
19. Социология. — М.: УРСС, 2005.
20. Гофман лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. — М.: Университет, 2001.
21. Давыдов Вебер и современная теоретическая социология. – М.: Мартис, 1998.
22. Данилевский и Европа. – М.: Книга, 1991.
23. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М.: Наука, 1991.
24. Самоубийство: социологический этюд. — М.: Мысль, 1994.
25. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. — М.: Канон, 1995.
26. Избранное: В 2-х т. — М.: Юристъ, 1996.
27. История социологии в Западной Европе и США. — М.: Норма, 2001.
28. История теоретической социологии: В 4-х т. / Отв. ред. и сост. . — М.: Канон, 2002.
29. Капитонов и теория социологии. Социология ХIХ века. – М.: Приор, 2000.
30. Капитонов ХХ века. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.
31. Косарева генезис науки Нового времени. — М.: Наука, 1989.
32. Психология народов и масс. — СПб.: Макет, 1995.
33. Диагноз нашего времени. — М.: Юристъ, 1994.
34. Разум и революция: Гегель и становление социальной теории. – СПб.: Владимир Даль, 2000.
35. Миллс воображение. — М.: Стратегия, 1998.
36. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. — СПб.: Нотабене, 1992.
37. О духе законов. – М.: Мысль, 1999.
38. Михайловский и толпа. Избранные труды по социологии: В 2-х т. – М.: Алетейя, 1998.
39. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. . – М.: Academia, 1999.
40. О структуре социального действия. — М.: Академический Проект, 2000.
41. Система современных обществ. — М., 1977.
42. Открытое общество и его враги. Т. 1, 2. — М.: Международный фонд “Культурная инициатива”; Soros foundation USA, 1992.
43. Руткевич социология знания. — М.: Наука, 1993.
44. , Танчер истории социологической мысли. — К.: Наук. Думка, 1992.
45. Современная американская социология / Под ред. . — М.: МГУ, 1994.
46. Сорокин тенденции нашего времени. — М.: Наука, 1997.
47. Сорокин учебник социологии. Статьи разных лет. — М.: Наука, 1994.
48. Человек, цивилизация, общество. – М.: Политиздат, 1992.
49. Социология в России / Под ред. . — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Института социологии РАН, 1998.
50. Опыты научные, политические и философские. – Мн: Современный литератор, 1998.
51. Тернер Дж. Структура социологической теории. — М.: Прогресс, 1985.
52. Демократия в Америке. — М.: Прогресс, 1992.
Научная лаборатория и трансформация общества в социологии науки Б. Латура
... лабораторных практик с точки зрения Б. Латура. Французский социолог подвергает довольно жесткой критике предшествующую ему социологию науки, характеризуя последнюю как ущербную. Ее ограниченность ... современного сложного общества, постоянно увеличивающейся в размерах и влияющей на всю нашу жизнь» [5, С. 17]. К представителям микросоциологии можно отнести французских социологов М. Каллона, Б. Латура, ...
53. Третья волна. — М.: АСТ, 1999.
54. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. — М.: Научный мир, 1998.
55. Демократия. Разум. Нравственность. — М.: Наука, 1992.
56. Ресентимент в структуре моралей. — М.: Наука, 1999.
57. Социология социальных изменений. — М.: Аспект-Пресс, 1996.
история социологии
ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
Ответственный за выпуск
Корректор
Оператор компьютерной верстки
_____________________________________________________________________________
НОУ “Современная Гуманитарная Академия”