Современная педагогика из дидактической, стремящейся передать лишь некую сумму знаний, постепенно становится педагогикой развивающей, «динамичной».
Это означает, что не только психологи, но и педагоги- практики начинают видеть результаты
Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений! Все стремятся научить детей, как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка-дошкольника – игровая! Именно через игру можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать!
Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению: они очень часто не умеют этого делать или им не хватает времени на занятия и игры с детьми.
В-третьих, отсутствует возможность передавать игровой опыт от более старших детей к более младшим, ввиду боязни отпускать детей на самостоятельные прогулки.
А ведь игра это наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Игра как один из ее видом является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер. Что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Наконец, игра является средством самовыражения, самореализации ребенка, в ней развиваются творческие способности детей. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений
В Федеральных государственных требованиях игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.[18]
Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка.
«Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни». Поэтому в последнее время наиболее актуальным определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных игровых технологий.
Международные спортивные игры «Дети Азии»
... юношеского спорта и укрепления международного спортивного сотрудничества. олимпийский спорт игра Игры "Дети Азии" являются важным средством "воспитания нового человека, гармонически сочетающего в ... совершенство". Игры способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных ...
Актуальность темы. В период дошкольного возраста сюжетно – ролевая игра становится главной у детей. В игре отображаются не только особенности и назначения предметов и функций окружающих людей, но и их взаимоотношения и взаимодействия. Поэтому только в игре можно помочь ребенку развить навыки общения со своими сверстниками.
Цель исследования – определить оптимальные условия и пути развития сюжетно-ролевой игры дошкольников на разных этапах ее развития.
К основным задачам курсовой работы относятся:
- Определение понятия и роли сюжетно-ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста.
- Выявление специфики общения со сверстниками в процессе сюжетно-ролевой игры.
- Анализ значения игры для всестороннего развития личности ребёнка.
Объект курсовой работы – сюжетно-ролевая игра как социально-психологическое явление.
Методы исследования:
1.Метод анализа педагогической, психологической и методической литературы.
1. Теоретические основы игры как фактора развития детей младшего дошкольного возраста
1.1 Основные характеристики игры как ведущей деятельности и формы организации жизни детей дошкольного возраста
В.А. Сухомлинский
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению Г.К. Селевко – игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В психологии понятие «игра» выступает как ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности. В настоящее время перед дошкольными специалистами стоит задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей.[21].
В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения:
- Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных общественных качеств ребенка являются первоочередными;
Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического
Особенности развитие игры детей 3-4 лет
... наиболее значимыми конструктами саморазвития и самореализации у детей 3 – 4 лет, оказывающими влияние на развитие ролевой игры, выступают: В 3 года – самоощущение и самопроявление. Это можно объяснить ... самосознания ребенка и обусловливает невозможность полноценного развертывания в игровой деятельности позиций «Я сам» и «подражание взрослому», что приводит к задержке формирования ролевой игры. Исходя ...
- Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции, как:
- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне
человеческой практики; - игротерапевтическую: преодоле
ние различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; - диагностическую: выявление отклонений от нормативного
поведения, самопознание в процессе игры; - функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных
показателей; - межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных
отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Ведущая деятельность — это деятельность, с развитием которой происходят главные изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие ребенка к новой, высшей ступени своего развития. Общеизвестно, что всем этим признакам отвечает игровая деятельность. Она создает зону ближайшего развития и сама выступает как источник развития. Л.С. Выготский подчеркивал «через игровую деятельность и движется ребенок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие»
Но детская игра не является однородной деятельностью. Ведущей считается не игра вообще, а только одна, особая ее разновидность — сюжетно-ролевая игра .[12] Ее ценность заключается в том, что она оказывает влияние на процесс становления отдельных психических функций (мышления, памяти, речи, воображения, внимания), некоторых видов деятельности (конструктивной, изобразительной, познавательной, общение), на развитие личности ребенка дошкольника в целом.
Таким образом, игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность.[17].
1.2 Становление теории развития детской игры в дошкольной педагогике.
Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учёными на протяжении многих сотен лет. Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Пиаже, Штерн, Дьюи, Фромм, Хейзинга и др.
В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, А.С. Макаренко и другие.
А.Н. Леонтьев в работе “Психологические основы дошкольной игры” описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: “в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия… потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия… Это противоречие… может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре…
Роль игры и игрушки в развитии речи детей
... образом, роль развития речи огромна и в ее основе лежит игра и общение ребенка с взрослым человеком. Начиная с 1 года с малышами можно заниматься с помощью звуковых игрушек. Спрятать игрушку за спину и издать ...
Вот несколько основных подходов к объяснению причин возникновения игры:
Теория избытка нервных сил, компенсаторности возникла в XIX веке, в то время, когда преобладала точка зрения, что игра есть явление, замещающее, компенсирующее активность. Родоначальником данной теории является английский философ Спенсер (1820 – 1903), который считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку. Спенсер утверждает, что игры людей, в том числе детей есть проявление инстинктов, направленных на успех в “борьбе за существование”, порождают “идеальное удовлетворение” этих инстинктов и совершаются ради этого удовлетворения.
В начале века особую популярность приобрела теория предупражнения швейцарского учёного К. Гросса, который считал игру первичной, изначальной, какими бы внешними или внутренними факторами она не вызывалась: избытком сил, усталостью, стремлением к соперничеству, подражанию и т.д. Игра, по Гроссу, вечная школа поведения.
Спенсер внёс в понимание игры эволюционный подход, указав на распространение игр у животных, инстинктивные формы которых недостаточны для приспособления к изменчивым условиям существования. Гросс стоял на такой же позиции укрепления развития наследственных форм поведения в играх, критически относился к теориям отдыха и избытка нервных сил. Суть концепции Гросса сводится к отрицанию рефлекторной природы и к признанию спонтанности развития за счёт разряда внутреннеё энергии в организме, то есть в игре упражняются только инстинкты.