Социология управления

Социология управления сформировалась на стыке социологии и менеджмента. Факт включения социологии в механизм управления обусловлен демократизацией управления, возрастанием роли человеческого фактора, повышением значимости человеческого фактора в управлении. Социализация управления в организациях сопровождается повышением значения мотивации труда, всё большему повышении внимания разработке социально-экономической политики организации. Активное использование социологических методов в управлении делает социологию управления востребованной областью научного знания. На мой взгляд, дальнейшее развитие демократических институтов, усложнение форм социальных организаций вызовет дальнейшее активное развитие междисциплинарной области знания — социологии управления.

Социология управления является социальной дисциплиной среднего уровня, то есть, включают в себя теоретические проблемы и определенные методики исследования, а также организационные игры, тренинги.

Социологию управления интересуют социальные аспекты экономического и научно-технического развития, социальной политики, выработки и реализации управленческих решений, изучение процесса самоуправления, взаимоотношений руководителя и подчиненных.

Предметом социологии управления являются закономерности, формы и методы целенаправленного управления социальными процессами и группами для достижения определенной цели.

На современном этапе в социологии управления изменилась концепция организации и управления. Управление понимается как социальный институт, а не как технократический, организационно-формальный механизм. Управление в организации должно допускать множественные состояния объекта, трудовую самодеятельность работника, автономию групп, множественность целей и т.п. Целенаправленное воздействие при этом должно останавливаться на некоторой границе в расчете на то, что в определенных рамках самоорганизация «сработает» эффективнее. Таким образом, самоорганизация, и её механизмы также становятся полем исследования социологии управления.

Познание, социологическое обоснование и интерпретация управления как важнейшего социального института — это главная функция социологии управления, переживающей в настоящее время второе рождение. Тем более это важно в условиях общественных перемен, когда существующий и функционирующий в обществе институт управления не может оставаться неизменным, а трансформации, происходящие в нем, носят фундаментальный характер.

9 стр., 4287 слов

Возникновение и развитие социологии в Республике Беларусь, современное ...

... базы социальных данных, и главное - проведение в стране конкретных социологических исследований. В 1920 г. в Петроградском университете на факультете общественных наук была открыта кафедра социологии, которую возглавил П. А. Сорокин, где ...

Таким образом, можно сделать вывод, что социология управления играет большую роль в процессе управления, для решения управленческих задач, при решении вопросов реорганизации, вводе новых структурных подразделений и т.д.

С помощью социальных исследований можно выявить оптимальные решения вопросов, возникающих в процессе производства и управлением организацией.

1. Социология управления как наука

1.1 Социология управления, ее суть и причины появления. Понятие социологии управления

Социология управления является пограничной синтетической наукой, изучающей социологический аспект управленческой деятельности. Данная наука сформировалась на стыке двух самостоятельных дисциплин: социологии и управления (менеджмента).

Социология — наука об обществе как целостной системе и отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности общества, закономерностях массового поведения людей. Известно, что основной задачей социологии является максимально объективный анализ социальных отношений между людьми с целью выявления законов и закономерностей управления обществом. Термин «управление» имеет множество трактовок.

1) сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, руководящих органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты;

2) процесс систематического, сознательного, целенаправленного воздействия людей на общественную систему в целом или ее отдельные звенья (производство, социальную и духовную жизнь, отрасли экономики и др.)

Иначе говоря, управление — это — совокупность универсально-исторических принципов, на которых основываются иерархические взаимоотношения в любом обществе и в любую историческую эпоху.

Считается, что термин управление имеет более широкое содержание, чем понятие «Менеджмент». Менеджмент — это прежде всего инструмент коммерческо управления в рыночном обществе. Понятие управление применимо и в узком и в широком смысле, к любому человеческому обществу в любую историческую эпоху.

Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе, которые рассматриваются здесь, с точки зрения системного подхода, как совокупность постоянно взаимодействующих между собой и оказывающих взаимное влияние друг на друга подсистем — политическая система, экономическая система, социокультурная система; или процессы в организации, которые рассматриваются и интерпретируются с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и другие группы и включенных в многообразные процессы соперничества, конкуренции, сотрудничества, помощи.

Предметом социологии управления является оценка,изучение, совершенствование процессов управления в различных типах социальных обществ, социальных организаций, социальных институтов, всего общества, каждый из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп. Бабосов Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. — Мн.: ТетраСистемс, 2009. С- 34

4 стр., 1556 слов

Социальные отношения в системе управления

... многообразия социальных отношений социология управления вычленяет в качестве своей предметной области главным образом формальные и субординационные отношения, не оставляя без внимания и иные типы социальных отношений, которые могут складываться в практике управленческой деятельности. Социальные отношения в системе управления – это ...

По мнению А.В. Сергейчука, предметом исследования СУ являются социальные системы с иерархическим признаком организации. Таким образом, СУ позволяет увидеть управление глазами социолога. Методы СУ сочетают подходы не только социологического исследования, но и походы других наук. Все используемые методы можно условно разделить на три основные группы.

Методы социологии управления: Общенаучные. Социологические. Специфические.

Диалектика, рассматривающая процессы и явления в их взаимосвязи и развитии.

Социально — философский, предполагающий всестороннее изучение общества как целостной социальной системы; Структурно-функционального анализа, соответствии с которым каждая социальная структура понимается через анализ выполняемых функций; Сбора и обработки информации, характеризующей социальные взаимосвязи общества (соц. Опросы, наблюдения, эксперименты, моделирование, анализ документов).

Организационно- структурный (познаниеорганизации через структуру); Социотехнический (через требования технологии ее деятельности); Коммуникационный (изучение организации через систему образующихся между ее членами связей); Инновационный (познание организации через ее развитие)

1.2 Задачи, функции и принципы социологии управления

Основными задачами социологии управления являются:

Изучение реальных фактов, составляющих живую и постоянно развивающуюся ткань управленческой деятельности, где проявляется взаимодействие людей, входящих в те или иные слои управленческой пирамиды. Выявление наиболее важных, типических и иррациональных фактов, и на этой основе обнаружение тенденций развития процессов управления в зависимости от изменений условий. Объяснение того, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются новшества, а также объяснить, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы реализации этих новшеств в управленческих процессах.

Разработка направлений и наиболее вероятных сценариев развития управленческой деятельности, прогнозирование последствий их реализации как для управляющей, так и для управляемой подсистем процесса управления. Формулирование научных основ рекомендаций по совершенствованию системы управления, а тем самым и повышение эффективности управленческой деятельности в целом.

Основными функциями социологии управления как науки являются:

1. познавательная — ее основная цель состоит в изучении особенностей управления как специфической сферы трудовой деятельности. А также в определении роли и значения этой сферы в развитии общества и его подсистем, организаций, групп.

2. оценочная — оценивает в какой степени соответствуют или не соответствуют существующий в данном обществе (организации) система управления основными тенденциями общества, социальным ожиданиям, интересам и потребностям большинства населения. Оценить, является ли система демократической, тоталитарной или авторитарной на основе научного обоснования социально- этических, социально-политических, социально- экономических критериев, развивает или нет система управления инициативу у отдельных индивидов.

3. прогностическая — направлена выявление наиболее вероятных в управленческой деятельности в пределах краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных перспектив.

7 стр., 3158 слов

Управление как вид деятельности

... управления как функции связано с разработкой состава, содержания всех видов управленческой деятельности и их взаимосвязи в пространстве и во времени. Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие. ... деятельности людей и процессов управления. Понимание менеджмента как искусства практики управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, ...

4. образовательная — на основе определения и оценки значимости различных управленческих концепций, тенденций развития управленческой деятельности, распространение знаний об основных задачах, функциях и механизмах управления управленческих систем. Распространяется через систему учебных заведений, переобучения, переподготовки в целях приобретения навыков, знаний, умений по осуществлению управленческой деятельности. Заключается в том, чтобы вооружать управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления и создавать средства совершенствования системы управления.

Можно выделить следующие основные принципы, которыми руководствуется социология управления:

  • системность — восприятие исследуемого объекта как системы элементов, объединенных прямыми и обратными связями, образующую структуру системы;
  • комплексность — всесторонний охват исследуемых явлений с учетом тенденций развития и взаимодействия с внешней средой;
  • объективность — реальное отображение исследуемых явлений;
  • конкретность — рассмотрение исследуемых процессов и явлений в контексте конкретного окружения;
  • историзм — исследование объекта в динамике своего развития;

— единство теории и практики — подтверждение теоретических положений на практике, поскольку теория без практики — гипотеза. Иванов В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономика, 2011. — 324 с.

социология управление механизм

2. Социальная сущность и принципы социального управления

2.1 Механизмы принятия управленческих решений

Общество, а также его подсистемы, функционирующие в его рамках (экономическая, социальная, духовная, политическая), представляют собой самоорганизующиеся, саморегулируемые социальные системы. Это говорит о том, что любая из социальных систем (от общества в целом до отдельной личности) в процессе своего функционирования и развития нуждается в управлении.

Управление предполагает непрерывное решение всевозможных проблем. Решение проблемы, возникающей перед отдельной личностью или социальной группой, является исходным пунктом управленческой деятельности. В связи с этим выделяют следующие механизмы принятия управленческих решений:

  • регулирование; манипулирование.

Регулирование — это процесс, посредством которого обеспечиваются: упорядоченное состояние, заданный уровень организованности данной системы.

Регулирование представляет собой низшую форму управления, т.е. решение проблем происходит в рамках уже сложившихся отношений и взаимодействий.

Более сложные формы управления включают в себя процессы преобразования системы из одного организационного состояния в другое целью повышения эффективности деятельности.

Манипулирование состоит в выделении лишь одного аспекта управленческой проблемы, игнорируя при этом все остальные возможности ее решения.

В современном управлении выделяют такие основные принципы как:

4 стр., 1601 слов

Государственное управление как вид социального управления

... черты, присущие управлению как особому виду государственной деятельности. Понятие государственного управления включает важнейшие организационно-правовые категории, которые проявляются в управленческих отношениях государственная управленческая деятельность — это осуществление субъектами исполнительной власти, а также иными звеньями государственного управления (государственными служащими и ...

  • целостность субъекта и объекта управления: управление как процесс целенаправленного воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы на объект управления) (коллектив,организация) должно составлять единую комплексную систему;
  • законность системы управления организацией: организационно- правовая форма фирмы или иной системы должна отвечать требованиям законодательства;
  • многовариатность управленческих решений: диктуется необходимостью осуществлять выбор одного рационального и эффективного решения из множества возможных;

— обеспечение устойчивости системы по отношению к внешней среде: устойчивость и стабильность управленческой системы определяется качеством стратегического управления и оперативного регулирования, приводящего к лучшей приспособляемости системы к изменениям внешней среды.

  • мобильность процесса управления: способность быстро, гибко и без особых трудностей приспосабливаться к изменениям внутренней среды организации и внешней среды.
  • автоматизация управления: чем выше уровень автоматизации, тем выше качество управления и ниже затраты (условием автоматизации является развитие унификации и стандартизации элементов управленческой системы);

— единство руководства: в одной организа3ции должен функционировать один главный руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Иванов О.И. Социология социальных проблем (основные концепции западной социологии) / О.И. Иванов // Школа гуманитарных наук. — 2013. — № 1. — С. 3 — 6.

Управление может осуществляться только в том случае, когда существует реально действующая система, решающая задачи управления. Под целостной системой понимается совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые системные качества, не присущие ее образующим. Как целостная система воздействует на всю систему, т.е. происходит интегрированный процесс.

Любая система характеризуется наличием:

  • объединяющих, системных качеств;
  • определенного набора компонентов;
  • внутренней организацией.

В каждой системе осуществляется координация и субординация.

Координация — это определенная согласованность компонентов системы друг с другом.

Субординация компонентов системы — определенная подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое место и неодинаковое значение в системе.

Управленческие системы функционируют в социальной системе — целостном образовании, основными элементами которого являются: люди, их связи и взаимодействия.

Для социальной системы также характерны наличие двух самостоятельных систем: управляемой и управляющей. Связь между управляемой управляющей системами осуществляется с помощью информации. Которая служит основой для выработки управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей системы в управляемую для исполнения.

В социальной системе модно также выделить несколько подсистем:

Структурно-функциональная подсистема состоит из таких блоков как:

  • управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления;
  • интересы и поведенческие нормативы участников процесса управленческой деятельности;
  • информация и информационное обеспечение коммуникаций в системе управления.

Информационно-поведенческая подсистема проявляется в следующих формах:

7 стр., 3223 слов

Социально-психологические методы управления в образовательной организации

... организации, будь то завод-гигант или образовательное учреждение. Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные ... анализ становления управленческой деятельности в системе образования и моделирование управленческих действий по повышению качества образовательного процесса; анкетирование ...

  • управленческие теории и управленческие идеологии;
  • формальные и неформальные отношения управленческих работников с представителями внешнего окружения;
  • информированность работников, носители информации, методы распространения информации;
  • уровень организационного развития, а также уровень развития каждого отдельного работника управленческого звена.

Подсистема саморазвития системы управления решает следующие задачи:

  • разработка, в ведение в систему управления и постоянное поддержание должного уровня стимулов, побуждающих систему управления к самосовершенствованию;
  • постоянный анализ уровня функционирования системы управления, ее наличных и потенциальных возможностей, а также анализ задач, стоящих перед системой управления, и изменений окружающей среды.
  • Выявление новых тенденций и направлений развития систем управления;
  • Анализ используемых форм и методов обновления систем управления.

Каждая социальная система имеет свою структуру. Социальная структура — это совокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов. Социальный институт — это совокупность ном и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, религия, образование) Предназначение социальных институтов — удовлетворение основных жизненных потребностей общества. Обычно выделяют пять основных потребностей:

  • в производстве людей (институт брака и семьи);
  • в безопасности и социальном порядке (политические институты);
  • добывания средств существования (экономические институты);
  • передаче знаний, опыта, подготовки кадров (институты образования);
  • решение духовных проблем (институты религии и культуры).

Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. — Учебное пособие: Финансы и статистика, 2009.

Статус — занимаемое человеком место в обществе. Статус может быть предписанным, т.е. не зависящим от воли и усилий индивида, и достигаемым, который личность достигает своими собственными усилиями.

Роль — набор ожидаемых обществом правил поведения, выполняемых индивидом.

В процессе своего функционирования управление предстает в качестве многообразных действий, выполняемых некоторым количеством людей, объединенных общими интересами и единой целью.

Совокупность связей между людьми, возникающих в процессе их взаимодействия называется межличностными взаимоотношениями. В обществе выделяют различные типы социальных взаимоотношений по следующим основаниям:

1. по субъекту (носителю социальных отношений):

  • индивидуальные;
  • межличностные;
  • внутригрупповые;
  • межгрупповые;
  • международные.

2. Объекту:

  • экономические;
  • политические;
  • социокультурные;
  • религиозные;
  • oсемейно-бытовые.

3. Модальности (характер взаимосвязи):

  • сотрудничества;
  • взаимопомощи;
  • соперничества;
  • конфликта;
  • субординации (начальник — подчиненный).
    8 стр., 3909 слов

    Организация как система

    ... когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Целью написания данного реферата является изучение организации как системы. Объектом изучения является понятие организации. Приступая к всестороннему изучению организаций необходимо знать о том, что существуют ...

4. Наличию или отсутствию элементов формализации:

  • официальные;
  • неофициальные.

2.2 Типы социальных отношений в системе управления

В процессе функционирования системы управления возникает шесть основных типов социальных отношений:

1. Служебные, которые отличаются своей ассисметричностью. Эта особенность проявляется в том, что в процессе функционирования системы управления чаще всего складывается зависимость подчиненного от начальника. Наиболее существенным признаком служебных отношений является полномочие решать, что и как должен делать подчиненный в рабочее время, и определять задания, которые он должен выполнять.

2. Функциональные строятся таким образом, что руководитель не решает, что должен делать подчиненный. Роль руководителя заключается, скорее, в совете, помощи, чем в выдаче распоряжений. В рамках функциональной связи не приняты директивы и распоряжения.

3. Технические, при которых каждый должен четко выполнять свои функции и добиваться столь же четкого выполнения другими сотрудниками их функций.

4. Информационные — связанные с односторонними и взаимными процессами информирования обо всех состояния объекта и об изменениях состояния, о которых информирующий знает, а информируемый должен иметь возможность эффективно выполнять свои обязанности.

5. Иерархические — между звеньями или ячейками системы, расположенными на различных ступенях управленческой лестницы (управленческой вертикали), при которых каждый нижестоящий уровень подчинения подчиняется вышестоящему уровню управления.

В зависимости от характера взаимосвязи между руководителями и подчиненными социальные отношения в системе управления бывают:

  • бюрократическими
  • патерналистскими;
  • фратерналистскими;
  • партнерскими.

Бюрократические отношения основываются на административной иерархии. При наличии таких отношений за каждым работником жестко закреплены его функциональные обязанности. Начальники принимают решения, а подчиненные обязаны их выполнять. Контроль за деятельностью сотрудников и всей организацией представляет собой отлаженную процедуру проверок. Ответственность за успех дела и возможные провалы несет соответствующий исполнитель. Контакты между начальниками и подчиненными носят в основном официальный характер и ограничены отношениями служебного свойства.

При патернализме четко выражена иерархичность отношений, а права «хозяина», который обычно принимает единоличные решения, неоспоримы. От подчиненного требуется и ожидается лояльность по отношению к начальнику.

«Хозяин» бдительно контролирует действия своих подчиненных, но при необходимости принимает на себя часть возложенных на них функций.

Ответственность за успех дела или возможные провалы общая. «Хозяин» строго поддерживает единство организации, но не путем формальной регламентации, а благодаря утверждению и постоянному сохранению своего личного влияния. Несмотря на строгую иерархию, взаимоотношениям придается личный характер, выходящий за служебные рамки.

В случае фратернализма иерархичность в отношениях старательно сглаживается и смягчается. Господствует стремление принимать решения коллегиально после их коллективного обсуждения. Тем самым руководитель в отношениях со своими подчиненными претендует, скорее, на роль лидера, а не начальника или «хозяина». Подчиненным предоставляется достаточная самостоятельность, и в совместной деятельности предполагается взаимная помощь и поддержка как со стороны руководителя, так и рядовых работников.

6 стр., 2772 слов

Анализ социальной деятельности организации

... 98 Глава 3. Анализ деятельности по управлению социальным развитием персонала. В нашей организации социальным развитием персонала занимаются ... работников; 4. Функцию службы социальной защиты, которая обеспечивает систему мероприятий, направленных на соблюдение ... исполнения определенных функций, достижения целей деятельности и перспективного развития организации. Глава 1. Краткая характеристика ...

Любой успех рассматривается как общая заслуга коллектива, любой провал — как общая для всех членов коллектива беда. Отношения в такой организации носят подчеркнуто неформальный характер.

В случае партнерства иерархические отношения хотя и существуют, но ярко не выражены. Решения принимаются на основе обсуждения, где каждый вносит предложения в соответствии со своей квалификацией и сферой компетентности. Руководитель не приказывает, а координирует общие действия. За каждым сотрудником четко закреплены соответствующие функции, причем руководитель не вмешивается, а текущий контроль чаще всего не предусмотрен. Подчиненные должны принимать смысл принимаемых решений и выполнять в процессе самостоятельной работы. Несмотря на коллегиальность принимаемых решений и действий, отношения между сотрудниками деперсонализированы и переведены на служебно-контактную основу. Партнерство отличается демократизмом — самостоятельные индивиды объединяются для совместной деятельности по свободному контракту, а руководитель в качестве координатора распределяет задания и контролирует соблюдение оговоренных условий и обязанностей.

Задачи и функции управления:

В социологическом исследовании управленческой деятельности на первый план всегда выдвигаются социальные отношения и взаимодействия людей, вовлеченных в тот или иной вид деятельности и объединенных в те или иные социальные организации и институты.

Не менее важным является определение задач, решаемых, в процессе осуществления управленческой деятельности:

1. Определение цели или «дерева» целей (для многоуровневой) организации, выработка стратегии действий по ее достижению и формулирование концепции деятельности и развития данной организации.

2. Формирование корпоративной культуры, т.е. объединение персонала вокруг общей цели (или целей) организации.

3. Мотивирование персонала, направленное на достижение цели организации и успешное решение задач.

4. Формирование организационного порядка, т.е. системы относительно стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов и должностей, нередко зафиксированных документально (устав организации0 и регулирующих взаимодействия между организациями и подразделениями и людьми, как членами организации по поводу организации их функций, т.е. можно сказать, что организационный порядок воплощается в формальную организацию.

5. Разработка и осуществление изменений.

6. Определение диагностики управления или определение точек наибольшей и наименьшей управляемости и — вполне вероятно — точек неуправляемости, которые имеются или могут возникнуть в любой организации.

7. Эффективная реализация управленческих решений, особенно в условиях риска и неопределенности.

8. Разработка системы контроля за выполнением принятого решения: определение и применение стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных групп, организаций, срывающих выполнение принятых решений. Гоптарева И.Б. Социальный обмен как причина конфликта и как способ его разрешения / И.Б. Гоптарева // Credo New. 2008. № 2 // http://www.credonew.ru./обственности. — М.: РИИС, 2001. — 260 с.

23 стр., 11423 слов

Педсовет как средство управления деятельностью учреждения дошкольного ...

... управление деятельностью дошкольного учреждения. Предметом - процесс подготовки, проведения педсоветов в дошкольном учреждении. Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1.Изучить литературу по теме дипломной работы; 2.Охарактеризовать понятие «управление», его функции; .Определить управление ...

8. Граждан В.Д. Социология управления. Учебник. — М.: Изд-во «Кнорус», 2009. — 512 с.

2.3 Функции управленческой деятельности

Структурная динамика управленческой деятельности органично связана с выполняемыми ею функциями, такими как:

1. целеполагания и целедостиженя, реализуемых посредством достижения подцелей:

  • a. целей — ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей;
  • b.

целей — заданий — планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе;

  • c. целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управленческой системы.

2. Административная, отражающая деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания и правил приема и увольнения и передвижения сотрудников.

3. Информационно-аналитическая, которая обеспечивает:

a. приток информации из внешней среды в данную организацию,

b. информационное обеспечение управленческой структуры, всех входящих в ее состав подразделений и людей.

4. Социальная, заключающаяся:

  • a. в социальной поддержке;

b. создание условий для их эффективного труда

c. определение уровня заработной платы, социальных льгот и т.д.

5. Прогнозирования, суть которой состоит:

  • a. В определении возможных изменений в окружающей социальной среде;
  • b. Трансформации задач и действий данной организации в связи с указанными изменениями;

6. Планирования, представляющая собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.

7. Мотивационно-стимулирующая, предполагающая создание необходимых условий (материально-технических, финансовых, социально- психологических, бытовых0, побуждающих к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических (зарплата, премия и иных рычагов с учетом, необходимости оценки работы в соответствии с ее качеством, эффективностью и результатом).

8. Корректирующая, направленная на недопущения срывов и невыполнение порученных заданий, на повышение эффективности и качества работы всех подразделений и звеньев данного объекта управления.

9. Удерживания возможных отклонений в функционировании системы (организации) в определенных пределах, обеспечивающих сохранение ее целостности, качественной специфики и динамической устойчивости.

10. обеспечения компетентности и дисциплинированности всего персонала, всех должностных лиц в их повседневной служебной деятельности.

11. Создания благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации.

2.4 Структура управления

1. Компоненты управленческой структуры

Исходные компоненты управленческой структуры являются субъект и объект управления.

Субъект управления — это лицо, группа лиц или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект (управляемую систему)

Объект управления — это социальная система (страна, регион, отрасль, предприятие, коллектив личность), на которую направлено управленческое воздействие.

2. Классификация объектов управления

По масштабам и уровням управленческого воздействия:

  • страна;
  • отрасль;
  • регионы;
  • предприятия и т.п.

По видам регулируемой деятельности:

  • Производственные;
  • Социальные;
  • Политические;
  • Социокультурные.

Адресату управленческого воздействия:

  • Население и все организационные структуры страны, выступающей в качестве единой и целостной социально-территориальной общности;
  • Население областных, районных, городских социально- территориальных общностей;
  • Персонал учреждений, предприятий и др.

В состав структуры управления наряду с основными компонентами управленческой деятельности входит организационная структура управления.

Она характеризуется распределением целей и задач между различными уровнями и звеньями управленческой деятельности. Под организационной структурой понимается совокупность уровней и звеньев управленческой деятельности в единстве с их с функциональными областями, расположенными в строгой соподчиненности и обеспечивающими взаимосвязь между управляющей и управляемой системами для эффективности достижения целей. Она ориентирована на установление четких взаимодействий между отдельными подразделениями системы управления, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности.

Выделяются следующие основные элементы организационной структуры:

  • уровни управления;
  • звенья управления;
  • горизонтальные и вертикальные связи.

Уровень управления — это иерархическая подчиненность подразделений и звеньев управленческой деятельности, занимающих определенную ступень в системе управления. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости друг от друга и подчиняются друг другу по иерархии.

Руководители более высокой ступени управления разрабатывают и принимают решения, которые конкретизируются и осуществляются руководителями более низкой ступени, а каждое должностное лицо ответственно как за свои собственные решения и действия, таки за решения и действия своих подчиненных. Поэтому каждое должностное лицо располагает властью над теми, кто находится ниже его в управленческой пирамиде.

Американский социолог Т. Парсонс выделили три основных уровня управления в зависимости от того, какие функции выполняются руководителями разного ранга, такими как:

  • руководители низового звена, действующие на техническом уровне, — в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг;

— руководители, действующие на управленческом (среднем) уровне, — в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители среднего звена чаще всего возглавляют крупное подразделение или отделение организации, а характер их работы определяется следующими обязанностями:

  • координация и управление работой руководителей низового звена;
  • подготовка информации для решений, принимаемых руководителями высшего звена;
  • последующая трансформация полученных сверху решений в технологически удобную форму в виде конкретных заданий руководителям низового звена, а также осуществление этих решений;
  • руководители действующие на институциональном (высшем) уровне, т.е.

на уровне социальных институтов (государство, религия, правовая система) — заняты в основном:

  • формулированием целей;
  • разработкой стратегических решений и долговременных (перспективных) планов;
  • oадаптацией управляемой социальной системы к различным переменам;
  • управлением взаимодействиями данной системы с внешней средой.

В соответствии со структурирование системы управления по уровням эта система принимает вид пирамиды, в которой на каждом последующем уровне находится меньше людей, чем на предыдущем.

Есть мнение, что трехуровневая управленческая пирамида, не является единственно возможной. В некоторых крупных компаниях количество уровнейт может доходить до пяти, а в вооруженных силах — до девяти уровней.

В структуре управления обычно выделяют два типа связей:

Вертикальные связи — характеризуют иерархическую соподчиненность, при которой низовое звено управления находится в вертикальной управленческой зависимости от среднего звена, а среднее звено — в вертикальной зависимости от высшего управленческого звена.

Горизонтальные связи — имеют место, когда подразделения находятся на одном управленческом уровне.

2.5 Основные методы управления

Роль и место системного и комплексного подхода в управленческой деятельности.

В социологии под методами обычно понимаются сознательно и последовательно применяемые способы достижения намеченной цели. Под методом управления обычно понимается совокупность способов и приемов воздействия субъекта управленческой деятельности на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Методы управления — это способы, комплексы приемов, посредством которых управляющий обеспечивает требуемую деятельность управляемого, достигает желаемого результата; способы, которыми он использует доступные ему средства управления и определяет для себя параметры этих средств.

Эффективное управление предполагает использование методов системного и комплексного подходов к организации управленческой деятельности.

Общество, любая его сфера, организация, группа, личность функционирует и развивается в качестве системы, поэтому применение системного подхода позволяет правильно понять сущность любого социального объекта. Каждая система оказывается не суммой составляющих ее отдельных элементов, а целостной, интегрированной совокупностью множества взаимосвязанных компонентов и их взаимоотношений, взаимозависимостей.

Комплексный подход представляет собой конкретизацию системности в управлении, поскольку позволяет разработать и применять такие управленческие решения, которые исходят из анализа управляемой подсистемы и ее взаимодействий с окружающей социальной средой, но применяются при этом методы ряда других научных дисциплин.

Значительное место в управленческой деятельности занимает общенаучный метод моделирования, опирающийся на системный и комплексный подходы к управлению.

Моделирование представляет собой исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей, которые отражают свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные характеристики реальных объектов.

Моделирование осуществляется в несколько этапов:

  • на первом этапе — уточняется постановка целей и задач, конструируется модель;
  • на втором — проводится теоретический или эмпирический анализ данной модели, определяется достоверность полученных результатов;
  • на третьем этапе полученная информация применяется практически (если возникает необходимость, проводится четвертый этап, содержание которого составляет корректировка полученных результатов с целью введения дополнительных данных и факторов, возможных ограничений и уточнений).

4. Вилинов А.М. Управление социальными системами на основе творчества / А.М. Вилинов; Рос. агентство по патентам и товарным знакам, Рос. гос. ин-т интеллектуал. с 11. Волчкова Л.Т. Социальное управление: рефлексия социолога / Л.Т. Волчкова, В.А. Малышев, В.Н. Минина // Социальное управление и планирование: сб. ст. / под ред. Л.Т. Волчковой. — СПб.: ООО «Книжный дом», 2011. — С. 7 — 23 с.

2.6 Классификация основных методов управления

По содержанию, направленности и организационным формам выделяют следующие методы управления:

  • организационно-административные (организационно-распорядительные), основанные на директивных указаниях высших управленческих структур;
  • экономические, обусловленные и поддерживаемые экономическими стимулами;
  • социально-психологические, применяемые в целях повышения социальной активности индивидов, их групп и общностей, действующих в управляемой подсистеме.

Организационно-административные методы управления отличаются тем, что их действие выражается в формальных бюрократических актах руководителя и организации, направленных на разграничение прав и ответственности сотрудников. Эта группа методов устанавливает, по каким правилам работает исполнитель.

Организационно-административные методы управления основываются

на системе:

  • общегосударственных нормативно-правовых актов, таких как.

* Конституция;

  • законы;
  • указы;
  • постановления;
  • распоряжения и др.;
  • нормативных документов вышестоящих структур управления, таких как:
  • стандарты;
  • положения;
  • инструкции;
  • методики и др.;
  • внутриорганизационных нормативных документов:
  • планов;
  • программ;
  • методик и др.

Организационно-административные методы могут быть разделены на три группы:

  • стабилизирующие, которые отвечают за поддержание стабильности организационных связей посредством дисциплинарных требований и системы ответственности;
  • распорядительные, контролирующие текущее использование организационных связей, внесение корректировок;
  • дисциплинарные, определяющие установление состава элементов системы и устойчивых организационных связей посредством поддержания функционального и должностного порядка.

Основным назначением указанной группы методов является оптимизация порядка работы, позволяющая эффективно решать функциональные задачи организации.

Экономические методы управления основаны на действии экономических механизмов мотивации и стимулирования активной производственной деятельности. В отличие от организационно-административных, эти метод управления ориентированы не столько на административное влияние (указы, распоряжения, указания и т. п.), сколько на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность. Значимость экономических методов управления резко возрастает в условиях развития рыночных отношений, направленных на получение прибыли и возможно более высокого дохода.

К экономическим методам управления, применяемым на уровне страны, относятся:

  • налоговая система;
  • кредитно-финансовый механизм.

К экономическим методам, которые применяются на уровне организации, относятся системы:

  • заработной платы и других форм материального поощрения работников;
  • ответственности с соответствующим применением вознаграждений и санкций за качество и эффективность работы;
  • стимулирования инновационной деятельности, направленной на повышение эффективности деятельности данной организации и повышение качества ее продукции.

Основными принципами, отражающими социологический аспект в группе экономических методов, являются:

  • соответствие вознаграждения результатам или затратам труда;
  • сочетание экономических и моральных стимулов;
  • сочетание стимулирования с санкциями;
  • использование коллективной материальной заинтересованности.

Для достижения максимального эффекта от экономических методов управления материальное стимулирование должно обязательно сочетаться с материальной ответственностью работника, так же как всякое право должно предполагать определенный уровень ответственности.

Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность психологических способов воздействия на личность, социальную группу или общность, на отношения и взаимодействия между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта. Например, такими методами могут быть: