Социальная роль и социальные функции телевидения (на примере ток-шоу)

Телевидение играет огромную роль в жизни каждого современного человека. Просмотр телепрограмм — один из основных способов проведения досуга. Этот постоянный источник развлечения и информации, окно, через которое в наши дома может войти весь мир.

Телевидение стало самым доступным для значительной части человечества коммуникативным средством и вошло в повседневные социальные практики сотен миллионов людей. В результате, в деятельности современного человека просмотр телевизионных передач занял место одной из основных форм коммуникации, а в структуре потребляемой человеком информации объем телевизионной информации значительно возрос. Изменения в коммуникативной деятельности вызвали ряд трансформаций в трансляции социального опыта, и телевидение как социальный институт начал оказывать определенное влияние на результат социализации личности.

Телевидение в своей развитой форме увеличивает возможности соучастия людей в разных событиях, делает достижения науки и культуры доступным для масс, привлекает телезрителей к обсуждению насущных социальных проблем, сообщая информацию о разных, противоречивых мнениях, предоставляет телезрителю возможность выбора. Контакты и обратная связь с многомиллионной аудиторией, способствуют формированию общественного сознания и жизненной позиции членов общества.

актуальной

Объектом исследования является телевидение. Предметом же выступает определение социальной роли и социальных функций телевидения в современном обществе.

Целью курсовой работы является анализ и специфика российского телевидения, этапы развития, его социальная роль и социальные функции.

Из поставленной цели следуют задачи работы:

  • Определить специфику и этапы развития российского телевидения;
  • Выявить социальную роль телевидения в современном обществе;
  • Рассмотреть социальные функции телевидения;
  • Определить социальную роль и социальные функции телевидения на примере ток-шоу.

Структура курсовой работы состоит из введения, основной части (1,2,3 глав), практической части (4 глава), заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматривается российское телевидение, его специфика и этапы развития. Вторая глава посвящена рассмотрению социальной роли телевидения в современном обществе. Третья глава определяет социальные функции телевидения и их влияние на аудиторию. Четвертая глава рассматривает социальную роль и социальные функции телевидения на примере ток — шоу.

8 стр., 3507 слов

Социальные роли и речевой этикет

... «социальная роль», указать типы социальных ролей и определить, как в этикетном речевом поведении «работает» та или иная социальная роль. Социальная роль Будучи существом общественным, человек не только действует, ведет себя, но и говорит в соответствии с ролью, ...

1 Развитие российского телевидения

Российское телевидение прошло несколько этапов развития.

Первый этап (1900 — 1930 г.г.) впечатляет динамикой — от научных опытов, изобретений и открытий русских ученых в области передачи изображения и звука на расстояние до появления регулярного телевизионного вещания; так, первую в мире электронно-лучевую трубку — основу для передачи и приема изображений — создал в 1910 г. профессор Петербургского университета Б. Л. Розинг.

Второй этап начался с первой опытной телепередачи, которую провел в 1931 г. Всесоюзный электромеханических институт совместно с Московским радиоузлом. Аппаратура тогда была несовершенна, но ученые продолжали исследования, и через три года прошла новая серия передач, которые проводились из студии после окончания программы радиовещания и длились всего по 30 минут. А в 1938 г. были построены первые телевизионные центры в Москве и Ленинграде. Развитие телевидение задержала война.

Первые массовые телепередачи начались в Москве в 1946 г., в Ленинграде — в 1948 г., в Киеве — в 1951 г., затем разворачивается строительство телецентров и в других городах. Период закончился в 60 — е годы созданием системы центрального, республиканского и местного телевидения и возникновением массового вещания.

Третий этап (конец 1960 г.г. — 1990 г.г.) массовое вещание стало многопрограммным. Появилось кабельное телевидение, которое увеличивает возможности локального вещания, уподобляясь специализированным газетам и журналам. Синтез телевидения и печати привел к возникновению телетекста, а объединение телевидения с компьютером — к невиданной области коммуникации — телематике, дающей возможность получать на экране любую информацию системы массового или группового вещания, индивидуальной трансляции.

Появление в эфире коммерческих телекомпаний, а также зарубежных телепрограмм определило в 1990-х годах начало четвертого периода в истории отечественного телевидения, когда вместе с распадом СССР начала разрушаться система прежнего централизованного государственного управления телевидением, возникала конкурентная борьба за телезрителя между различными телеканалами, между государственным, общественным и коммерческим вещанием.

Ни одно из средств массовой информации не имеет столь короткой и в то же время, насыщенной истории. В основе этого лежат достижения в науке, тенике, технологии и развитие новых форм товарно-денежных отношений.

В современных условиях перехода к рыночным отношениям и развития демократии система телевидения в Российской Федерации основывается на взаимодействии телевизионных программ, подготовленных компаниями различных форм собственности — государственной, общественной, муниципальной, акционерной, кооперативной, частной.

Постепенно формируется правовая база деятельности телекомпаний, определяются их права и круг обязанностей перед обществом. Все телерадиокомпании, действующие в России, можно разделить на четыре группы: государственные, межгосударственные, общественные и негосударственные.

14 стр., 6531 слов

Социология средств массовой информации

... социологии СМИ как отрасли научного знания. Глава 1. Средства массовой информации в современном мире 1.1 Понятие и виды средств массовой информации ... три подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного ... радиоволны -- эфирное вещание, осуществляемая по проводам -- проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, ...

Государственные телекомпании — организации, действующие от имени и на средства органов государства, выражающие и отражающие точку зрения тех или иных ветвей власти или одной из них.

Межгосударственные компании — те, что основаны совместным межгосударственным соглашением и действуют согласно уставу, который принимается полномочными представителями государств-учредителей.

Общественными называются телекомпании, соучредителями которых являются государственные органы власти Российской Федерации и ее субъектов вместе с иными юридическими лицами и гражданами.

Негосударственные телекомпании основываются одним или несколькими юридическими и физическими лицами, которые объединяют свои финансовые и иные ресурсы в целях организации вещания по определенным каналам. К негосударственным телекомпаниям относятся вещательные организации, именуемые коммерческим, кабельным, частным телевидением. Все телекомпании в Российской Федерации независимо от их вида и формы собственности пользуются равными правами и несут одинаковую ответственность в соответствии с законодательством.

После распада СССР собственность Гостелерадио была поделена между бывшими республиками, в том числе в ведение России перешли 75 телецентров.

Поскольку наряду с федеральными и региональными государственными вещательными организациями в эфире появилось множество частных, коммерческих, независимых телекомпаний разного масштаба, возникла необходимость создания качественно новой системы государственного регулирования в сфере электронных средств массовой информации.

В конце 1993 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации о создании Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию (ФСТР).

Вместе с тем была создана Федеральная комиссия по телевидению и радиовещанию. Согласно статьи 30 Закона «О средствах массовой информации», она призвана вырабатывать государственную политику в области лицензирования радио- и телевещания и проводить ее как непосредственно, так и через территориальные комиссии по телерадиовещанию, которые наряду с Федеральной выдают лицензии на вещание и контролируют соблюдение держателем лицензии своих обязательств. Если возникают конфликтные ситуации (что в телерадиокомпаниях не редкость), то Федеральная комиссия участвует в разборе коллизии вместе с Судебной палатой по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, Фондом защиты гласности и другими организациями.

Однако 6 июля 1999 г. указом Б. Н. Ельцина Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию, как и Госкомитет РФ по печати была упразднена — вместо этих ведомств создано Министерство по делам печати, телерадиовещанию и массовой коммуникации. Правда, чтобы внести соответствующие поправки в Закон «О средствах массовой информации», нужно решение Государственной Думы.

Федеральной целевой программой, одобренной в свое время коллегией ФСТР, предусмотрены следующие общероссийские программы.

Телевизионная программа «Россия» (ВГРК) — действующая с мая 1991 г. как общественно-политическая, информационная, культурно-просветительная и художественная программа Российской Федерации. Используя сеть наземных и спутниковых каналов связи, телевизионных передатчиков и ретрансляторов, она обеспечивает возможность приема программы для 98,7% населения России. Кроме телевизионного, имеет радиовещательный объем — 17,3 часа в сутки. Программа «Россия» транслируется также в государствах ближнего Зарубежья: Азербайджане, Армении, Грузии, Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане, Белоруссии полностью, в Казахстане и на Украине — в сокращенном объеме.

18 стр., 8797 слов

Социализация молодежи в современном российском обществе

... и проблемы социализации молодежи как социально-демографической группы в современном российском обществе. 1. Теоретические аспекты социализации 1.1 Основные положения теории социализации Социализация охватывает все ... состоит в том, что появление новых и радикальное изменение традиционных каналов социализации подрастающих поколений в современном переходном обществе привели к увеличению количества ...

Телевизионная программа «Первый канал» (ОРТ) . Общественное телевидение России — это новый вид телерадиокомпаний, основанных на смешанных формах собственности — государственной и частной. Указом Президента Российской Федерации на основе государственной телерадиокомпании «Останкино» создано акционерное общество «Общественное российское телевидение».

30 декабря 1994 г. принято постановление Правительства РФ о распределении акций Общественного российского телевидения (ОРТ).

У государства остался контрольный пакет — 51% акций, которые распределены между Госкомимуществом — 36%, компанией «Останкино» — 9%, телевизионным техническим центром (ТТЦ) и ИТАР-ТАСС — по 3%. Оставшиеся 49% поделили крупнейшие частные компании: Газпром, ЛогоВАЗ, банки «Столичный», «Империал», «Менатеп», «Национальный кредит» (последние два банка к 1999 г. обанкротились).

Объем вещания ОРТ — 18,5 часов в сутки, распространяется на территориях РФ и стран ближнего зарубежья. Охват населения России — около 99%.

Существенные перемены затронули и петербургский Пятый канал. В 1997 г. на его базе был создан общественный канал «Культура» с объемом вещания 12,8 часов в сутки. А в 1998г. петербургское телевидение было также акционировано, и марка «Пятый канал» была заменена на новую — ТРК «Петербург».

20 сентября 1996 года Президент подписал Указ, согласно которому четвертый канал на все 24 часа вещания был передан частной телекомпании НТВ. По третьему, бывшему Московскому, каналу вечером работает канал «ТВ Центр», а в дневное время — частная телекомпания «Московия». К частным компаниям относятся канал КЕН ТУ и другие каналы.

И у телезрителей Санкт-Петербурга — весьма широкий выбор телеканалов и программ. Традиционные каналы — московские 1-й, 2-й, 4-й, «Петербург» соседствуют с 6-м, 11-м (русское видео), 22-м, 36-м, 40-м (региональное ТВ), 51-м, ТВ-3 «Россия»; работают телекомпании «Каскад», «ТВ-Икс», «Онега», «Петроний», «Спрут-ТВ», «Триллион», «Свежий ветер», «Экшен».

Программы регионального телевидения (республик, краев, областей, автономных округов) созданы 90 государственными телерадиокомпаниями и распространяются, как правило, по каналам ВГТРК в пределах своих регионов. В большинстве регионов охват населения местной программой меньше, чем программами общероссийских каналов. Это объясняется, прежде всего, тем, что программа РТР передается как по наземным линиям, так и через спутники на приемные станции и ретрансляторы, а местные используют только наземные линии. Разительные изменения последнего десятилетия затронули все отряды средств массовой информации, но особенно эти новации видны в телевизионной журналистике.

2 Социальная роль телевидения в современном обществе

Телевидение на сегодняшний день представляет собой сложное социальное явление, изучать которое можно в разных аспектах. Во-первых, как социальный институт — производственную систему со специфическими функциями, деятельностью и оргструктурой, связанную со множеством иных организаций, структур, субъектов социального действия. Во-вторых, как дискурс — систему языковой и метаязыковой коммуникации, систему регулярно повторяющихся речевых действий. И если считать, что знанием становятся только те сведения, та информация, которые успешно интериоризируются, безконфликтно вписываются структуру представлений индивида о мире и о себе, то в этой связи телевидение предстает как форма социального знания, как способ производства и накопления обществом знаний о самом себе. Телевидение оказывается существенным элементом, взаимодействующим с когнитивными механизмами восприятия и обработки дискурса, влияющим и вмешивающимся в эти процессы.

8 стр., 3635 слов

Человек и мир в средневековой философии

... и урок). Мир дан средневековому человеку не только во благо, но и в поучение. Символизм и аллегоризм средневекового мышления, воспитанный в первую очередь на священном писании и его толкованиях, был в высшей степени изощренным и ... из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос, поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким ...

Телевидение с момента своего появления как технологии и как социального явления является не только инструментом оповещения и массовой информации. Сегодня это элемент повседневной жизни значительной части людей — наряду с другими их делами и обязанностями, требующими определенных затрат времени: учеба, работа, сон, отдых и т.д. Следовательно, влияние ТВ-потока на индивида в немалой степени зависит как от когнитивных и психологических характеристик индивида, так и от его образа жизни, социальных условий, определяющих повседневную жизнь человека.

Сознание индивида — это сложный «селективный механизм», и селекция зависит не только от знаний и потребностей человека, от его социальных ресурсов, социальной компетентности и т.д., но также от коллективного сознания той группы, в которой он социализировался. Он говорит языком своей группы, мыслит в формах ее мышления, и эти навыки одновременно определяют его подход к окружающему миру и показывают, под каким углом зрения и в какой сфере деятельности объекты окружающего мира были доступны восприятию и использованию индивидом и ассоциированной с ним группой. Люди в своей повседневной жизни, как правило, не задумываются о способах собственного мышления, а также о его социальных корнях, о социально-групповой предопределенности. Социальная стабильность служит основой и гарантией внутреннего единства мировоззрения, а процесс рефлексивного освоения индивидом социального контекста достаточно привычен, рутинен и не принимает вид «вызова».

Изменение способов мышления и осознание их социально-групповой обусловленности происходит в ситуации интенсивных общественных перемен. Индивид начинает сомневаться в верности собственных традиций мышления, возникает скепсис по отношению к традиционным представлениям о мире. Развитие ситуации ставит человека перед необходимостью ре-социализации, научения и нового включения в правила социальных отношений. Неожиданно обнаруживается, что один и тот же мир, одна и та же реальность служит источником различных объяснений и описаний. Многообразие типов мышления начинает восприниматься как конфликтное, а порождаемые и непохожие друг на друга интерпретации мира объясняются столкновением интересов разных социальных групп.

В то же время телевидение потенциально имеет большие возможности для восстановления социальной ткани, действуя через повседневную жизнь человека (поскольку является значимым ее элементом).

8 стр., 3532 слов

Влияние телевидения и художественных фильмов на психику и развитие подростков

... влияние может оказывать на подсознание человека фильмы жанров «боевик», «ужасы», «триллер» 1. Влияние телевидения и кино 1.1 Исследование влияние кино на психику человека. Последствия этого влияния ... работе я попытаюсь осветить негативные и положительные стороны этого влияния, объяснить, почему же так важно, чтобы человек на ранних стадиях развития не подвергался отрицательному влиянию телевидения, ...

Его роль в этом может оказаться как безусловно положительной, так и негативной (например, если в отношении ТВ-просмотра станут преобладать эскапистские устремления).

Телевидение работает в приватной, интимно-личностной среде, но вместе с тем опирается на целое множество социально предопределенных форм мышления, «картин мира». И его интегрирующая способность как раз и основывается на способности преодолевать социальную разграниченность и специфичность коллективных представлений, способность проникать сквозь границы многообразных форм мышления, всегда существующих в обществе. Поэтому работа телевидения как социального института должна направляться не только профессиональными знаниями, но в том числе и социологическими, ведь сегодня перед ним стоит задача — как отслеживать появление новых форм мышления, новых картин мира и образов общества, как организовывать взаимодействие с ними и как в этом разнообразии все-таки обнаруживать «совместное знание».

Таким образом, предлагается рассматривать телевидение не столько как социальный институт, что означало бы разговор о его — телевидения — проблемах, задачах и перспективах, а как одну из форм социального знания, что позволяет нам изучать общество в его взаимоотношениях с телевидением. Можно выделить три параметра такого взаимоотношения, конституирующих проблемное поле исследования:

  • сигнификация: создание дискурса, называние событий и формирование отношения к ним;
  • референция: создание образцов для подражания;
  • репрезентация: показ типичных для данного общества способов мышления и действий.

Представления о функциональных связях телевидения и общества, знания о наиболее важных параметрах, организующих ТВ-поведение людей и укорененных в «жизненном мире» каждого человека, позволяют по-особому взглянуть на социальные задачи и актуальные «вызовы» телевидению. Когда изменяется угол зрения на проблему, тогда появляется возможность не просто оперировать существующим положением вещей и стремиться к обустройству и оптимизации некоего сегмента реальности можно обнаружить непоименованные задачи и проблемы и наметить контуры иной, возможно — более эвристичной парадигмы действия.

3 Социальные функции телевидения

Осмысление социальных функций телевидения как средства массовой коммуникации в обществе поможет журналисту точнее определить свое собственное место, свои профессиональные задачи, свою роль. Журналист должен постоянно учитывать, с одной стороны, интересы аудитории, а с другой — цели, поставленные руководством вещательной организации.

Информационная функция

Все средства массовой информации потому и называются так, что первым и главным их качеством — тем, ради чего и создавались, скажем, петровские «Ведомости», — была способность удовлетворить информационные потребности индивида, общества, государства. Телевидение распространяет информацию полнее и быстрее, достовернее и эмоциональнее своих предшественников. Из общетеоретических курсов по журналистике известно разнообразие толкований понятия «информация». Здесь мы употребляем его в самом узком и конкретном смысле: осведомление людей о событиях в стране и мире, показ новостей. Лишь в этом смысле можно выделить собственно информационную функцию телевидения, поскольку информацией в широком плане можно считать и трансляцию театрального спектакля, и сам факт работы телевизионного передатчика. Попадая в контекст телевизионной программы, любая передача обретает дополнительную информационную окраску благодаря взаимосвязи с другими элементами программы и с событиями дня. Так, «Лебединое озеро», появившееся на экране 19 августа 1991 г., будет долго ассоциироваться с введением в стране чрезвычайного положения.

8 стр., 3524 слов

Отечественные педагоги и психологи о детской игре: её происхождении, ...

... М. Сеченов говорит о прирожденном свойстве нервно-психической организации человека -- безотчетном стремлении понимать окружающее. У ребенка это выражается в ... как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К. Д. Ушинским. Окружающая обстановка, говорит он, ... не замена ролевых функций, а их расширение в соответствии с новыми возможностями и потребностями ребенка. С первых ...

Регулярное получение социальной информации стало необходимым условием полноценного участия в современной жизни. Информационные выпуски, состоящие из репортажей и устных сообщений о том, что произошло в последние часы в мире или в том регионе, на который вещает данная станция, составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные телепередачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Сдвиг выпуска новостей с традиционного места и времени в эфире — событие чрезвычайное.

Иногда в выпуски новостей включается прямой репортаж с места события, но это происходит лишь тогда, когда событие совпадает по времени с выходом в эфир новостей, и если каждый момент его достаточно динамичен, красноречив, достоин показа (например, Олимпийские игры).

Постоянно пользоваться прямыми включениями и показывать не произошедшее, а происходящее в данный момент, могут специальные информационные каналы (Си-эн-эн и др.).

Благодаря таким каналам самые оперативные новости становятся доступными в любую минуту, как вода из крана или электроэнергия в сети, и они нужны многим людям не меньше. Известно, что в кабинетах и приемных многих ведущих политиков мира телевизоры настроены именно на канал Си-эн-эн. А владельцы телевизоров с дополнительным устройством, позволяющим получать в уголке экрана второе изображение, пользуются им для того, чтобы не пропустить что-либо важное из новостей, имея их все время, как говорят техники, «на подсмотре».

Для удовлетворения потребности людей получать оперативную информацию в концентрированном виде применяются все новые формы ее подачи — «заголовки новостей» перед основным выпуском и после него, сверхкраткие выпуски между другими передачами.

В выпусках новостей принято сообщать о наиболее существенных фактах из сферы политики, а также о событиях, резко отклоняющихся от обычного, нормального течения жизни. И уже затем идут новости из области медицины, культуры, науки. Особое место занимают новости спорта. Всегда привлекательны события вечно длящегося противостояния человека и природы: восхождения, перелеты, глубинные погружения, походы через пустыни, к полюсу. Некоторые студии организуют выпуски биржевых новостей, а также новостей моды (модной одежды, модного стиля в оформлении жилищ и т. п.).

Требует особого пояснения обращение телеинформации к отклоняющимся от нормы событиям — от вооруженных конфликтов и преступлений до извержения вулканов. Неверно было бы объяснять обилие такой информации в сводках новостей одной лишь погоней за сенсациями ради поднятия зрительского рейтинга и прибыли. Дело еще и в том, что для любой системы — от технического устройства (машины) до биологического организма и социума — в первую очередь важна информация об отклонениях от нормы. Если подобное произошло в машине, на приборном щитке загорается красный сигнал, требующий вмешательства в нужном месте. Живой организм сигнализирует об отклонениях болью. Подобные «болевые сигналы» общество получает от репортеров в теленовостях. Такова общемировая практика. В нашей стране долгое время от теленовостей требовалось лишь отражение успехов, а такие события, как авария в Чернобыле или посадка германского летчика на Красной площади, замалчивались. Информацию подменяла агитация. Считалось, что не следует огорчать народ плохими новостями, а в результате количество негативных фактов — аварий, преступлений — увеличивалось.

13 стр., 6012 слов

Память как высшая психическая функция человека

... сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у ... ставит в своей деятельности. Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с ...

После 1991 г. российские теленовости регулярно обращаются к негативным событиям. Не всем репортерам и ведущим удается найти верный тон для сообщения о них. Мировая практика такова: выпуск новостей не должен оставлять у людей чувства безысходности и подавленности.

Для того чтобы телекомпания могла оперативно показывать события, о которых ничего не было известно заранее, необходим высокий уровень технического оснащения и исключительно четкая организация репортерской службы. Это в равной степени касается как региональных, так и глобальных новостей. При хорошем взаимодействии регионального и общенационального телевидения любое событие, где бы оно ни произошло, быстро становится достоянием всей страны и даже всего мира. Но все-таки ведущие телекомпании планеты предпочитают иметь репортажи с самых важных событий от своих собственных корреспондентов, обладающих «фирменным» почерком в работе и запоминающейся внешностью.

Компания Си-эн-эн достигла максимума оперативности и полноты охвата событий в мире благодаря мобильности репортерских групп, включающихся в прямой эфир через космическую систему связи. В январе 1991 г. весь мир следил за прямыми репортажами с войны в Персидском заливе. Репортер Питер Арнетт передавал их через спутниковую антенну, выставленную из окна гостиницы в Багдаде, в то время, когда город бомбили американские самолеты.

Если предположить невероятное, — что в какой-либо из дней не произойдет важных политических событий и стихийных бедствий, — сводки видеоновостей все равно выйдут в эфир. В распоряжении редакции всегда есть снятые впрок новости, не привязанные к определенному дню. Например, рассказ о том, как живет в американской семье ребенок из Сомали, которому была сделана сложная операция. «Событие становится новостью лишь потому, что мы рассказали о нем», — говорят в таких случаях журналисты. Чтобы найти событие, представляющее общественный интерес и неизвестное конкурентам, нужны немалая журналистская изобретательность и обширные связи.

Новости города или поселка, где живет человек, не менее важны для него, чем информационная картина мира. Региональные телестанции информируют обо всем, что достойно внимания и имеет смысл для зрителя. Если по техническим условиям местные новости должны идти по тому же каналу, что и общенациональная программа, в ней специально отводится время для таких включений.

Выпуски телевизионных новостей соревнуются друг с другом не только в эфире, но и на ежегодных конкурсах «Тэфи», «Вся Россия» и др. По сравнению с московскими программами региональные новости выигрывают большей теплотой, близостью к своим зрителям, наличием «положительных» сюжетов. Общероссийские новости вынуждены больше времени уделять «отклоняющимся» от нормы событиям (взрывы, похищения, убийства, забастовки, голодовки и пр.), региональные же новости находят место для репортажа из новой булочной, из цеха, где собирают автомобили (пусть из корейских деталей), с юбилея достойного человека. В местных новостях нет катастрофизма, более пропорционально представлены Добро и Зло. Да, на основе информации можно делать и философские выводы. Руководители служб телеинформации в Москве не задумываются над социальными последствиями полного отсутствия хороших новостей — региональные коллеги корректируют зрительское восприятие жизни.

10 стр., 4692 слов

Развитие высших психический функций у человека

... развития и непосредственно связанную с проблемой детского коллектива, мы видели: высшие психические функции, например функция слова, раньше были разделены и распределены между людьми, потом стали функциями ... чем ныне является для себя. Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития, потому что функция является первоначально социальной. Это центр всей ...

Культурно-просветительская функция

Любая телевизионная передача в той или иной мере приобщает зрителя к культуре. Даже в информационных выпусках сам облик показываемых людей, их манера общения, степень грамотности оказывают влияние на зрительские установки. Ведущие информационных и других программ воспринимаются как некие эталоны. Не случайно телекритика в газетах и журналах забила тревогу при появлении на экране — множества малокультурных, маргинальных ведущих — самодовольных, высокомерных, бесцеремонно перебивающих собеседника: «а как же, у нас свобода, и мы — четвертая власть». К счастью, протест зрителей и критиков оказался так силен, что телекомпании стали требовать от своих работников следования элементарным нормам вежливости, правильного употребления слов. От наиболее одиозных фигур общероссийский эфир избавился. Можно сказать, что у россиян сработал инстинкт самосохранения — против погружения в тотальное хамство.

Телевидение приобщает зрителей к ценностям культуры, полностью транслируя театральный спектакль или ставя игровой телефильм. Эти формы, принадлежащие собственно искусству, находятся за пределами журналистики и, следовательно, за пределами нашего рассмотрения. Вместе с тем использование образных возможностей экрана как в целом в тележурналистике, так и — в особенности — в передачах культурно-просветительского направления есть важнейший признак профессионализма.

Показ произведений искусства с комментариями писателей, музыкантов, художников, искусствоведов строится, как и всякая передача, по законам драматургии и гармонии. С этой точки зрения первыми высокими образцами были и остаются передачи И. Л. Андроникова из музея А. С. Пушкина и Большого зала филармонии в Санкт-Петербурге, с выставки картин Пиросмани. Передачи такого класса не стареют, их повторяют время от времени для новых поколений зрителей. Таков пяти-серийный телефильм, где два ведущих, писатель В. Я. Лакшин и актер Ю. В. Яковлев, прослеживают творческий путь и жизненный подвиг А. П. Чехова. Съемки происходили в Таганроге, Мелехове, на Сахалине, в Ялте. Подобные видеофильмы их творцы относят к самостоятельным произведениям искусства, хотя в них заметны признаки журналистики. Можно назвать их художественным репортажем с мест давно прошедших событий.

Способность телевидения перенести зрителя в любое место на Земле отлично использовали в культурно-просветительских целях авторы 13-серийного фильма Би-би-си «Восхождение человека». По материалам фильма выпущена книга. Ведущий фильма профессор Я. Броновский придает принципиальное значение тому, что телевизионный рассказ о Парфеноне был проведен им непосредственно из Афин, а события в Древнем Риме он комментировал, находясь в Риме нынешнем. Когда можно коснуться рукой старых камней, видевших великие события, то находятся совсем иные слова и приходит состояние духа, которого невозможно достичь, сидя в павильоне студии.

На телеэкранах искусство обретает вторую, нетрадиционную форму социального бытия. Государственное вещание стимулирует развитие народного творчества, в пример можно привести состязание хоровых коллективов за звание «Хор года», организуемое вторым каналом Би-би-си, а также периодически возникающие у нас конкурсы типа «Алло, мы ищем таланты!» (частичное совпадение с организаторской и рекреативной функциями).

Сколько бы ни говорили о «неполноценности» приобщения к искусству посредством телевидения, следует признать: для многих россиян это едва ли не единственная возможность познакомиться с классикой и лучшими работами современных мастеров искусства.

В культурно-просветительских программах, так или иначе, присутствует элемент нравоучения, назидательности. Важно сделать его ненавязчивым, деликатным.

Интегративная функция

Все средства массовой коммуникации, в первую очередь телевидение, по своей природе способны поддерживать нормальное Функционирование того общества, на которое распространяется их влияние. Сам факт регулярного просмотра программы разными людьми уже свидетельствует об их определенной общности, но вещатель должен сознательно работать на укрепление этого чувства сопричастности каждого ко всем. Доминанта вещания — выявление общих для аудитории (общечеловеческих, общенациональных, общеевропейских, общегородских и т.п.) ценностей, обсуждение путей решения общих проблем и противодействие деструктивным, опасным для общества тенденциям.

Чем крупнее и разнообразнее сообщество, на которое направлено вещание, тем внимательнее должны составляться программы, чтобы ни одна часть аудитории не оказалась дискриминированной. Помимо национального и религиозного признаков обращают внимание на социальные (в том числе классовые), социально-психологические, возрастные различия людей. Телевизионные каналы удовлетворяют, кроме того, потребность каждого зрителя идентифицировать себя как с мировым сообществом в целом, так и с определенной группой людей, с их специфическими интересами.

Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функция телевидения решается всеми разделами вещания (публицистика, искусство, спорт, развлечения).

Она как бы накладывается на другие функции, частично совпадая с информационной, культурно-просветительской, организаторской, образовательной и др. Для журналиста, осознанно реализующего интегративную функцию телевидения, первейшим качеством можно назвать умение объединять в подходе к материалу потребности общества с заботами отдельного человека у телевизора.

Ушли в прошлое использовавшиеся ранее приемы консолидирования, сплочения отечественной аудитории путем противопоставления ее остальному миру: «мы» и «они», причем «нам» приписывались все мыслимые достоинства, а «им» оставлялись исключительно негативные качества. Прорывом в направлении к цивилизованному мышлению были телемосты 1986 — 1987 гг. с участием рядовых граждан нашей страны и США, Великобритании, Японии, в результате которых «мы» и «они» ощутили себя партнерами по диалогу и соседями по планете.

Социально-педагогическая функция

Иначе определяется как управленческая функция. Предполагает прямую вовлеченность телевидения в систему административного воздействия на население, в пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических и духовно-нравственных ценностей. Степень этой вовлеченности и мера воздействия зависят от характера государства.

В тех развивающихся странах, где существенную роль играет, к примеру, политика ограничения рождаемости или освоения новых земледельческих орудий, телевидение уделяет много внимания пропаганде начинаний в этих сферах. При тоталитарных режимах пропаганда пронизывает всю телепрограмму — от информации до произведений искусства, демонстрируя всеобщую любовь к властям и к исполнению их указаний. Но и в самых демократических государствах телевидение в существенной части своих программ служит проводником государственной политики. Социально — педагогическая функция иначе определяется как управленческая функция. Предполагает прямую вовлеченность телевидения в систему административного воздействия на население, в пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических и духовно-нравственных ценностей. Степень этой вовлеченности и мера воздействия зависят от характера государства.

В тех развивающихся странах, где существенную роль играет, к примеру, политика ограничения рождаемости или освоения новых земледельческих орудий, телевидение уделяет много внимания пропаганде начинаний в этих сферах. При тоталитарных режимах пропаганда пронизывает всю телепрограмму — от информации до произведений искусства, демонстрируя всеобщую любовь к властям и к исполнению их указаний. Но и в самых демократических государствах телевидение в существенной части своих программ служит проводником государственной политики.

Организаторская функция

Ее следует отличать от управленческой (социально-педагогической), где формирование мнений и побуждение к действию исходят от правительства и (или) иных административных структур и осуществляются регулярно. В отличие от такого воздействия телевидение иногда само становится инициатором той или иной общественной акции, организуя какие-либо совместные действия масс людей. Первым событием такого рода, курьезным, точнее, трагикомическим, неожиданным для самих организаторов, стало появление на сцене Дома культуры МГУ, откуда в прямой эфир транслировался конкурс «ВВВ» (Вечер веселых вопросов), огромной толпы людей в валенках и зимней одежде. Дело в том, что ведущий пообещал приз тому, кто летом явится на передачу в зимнем наряде. Произошла свалка… Нередко телевидение выполняет функцию организатора, ставя какие-либо вопросы перед властями, побуждая их к действию. На уровне города, региона такая организаторская работа журналистов особенно заметна (по инициативе телевидения, к примеру, вводятся новые маршруты транспорта и т. п.).

Образовательная функция

Непосредственно не относится к сфере журналистики, предполагая регулярные циклы дидактического материала в помощь лицам, получающим образование.

Крупнейшие ученые, лучшие специалисты преподают в телеуниверситетах мира. Существуют платные университеты, высылающие зрителям тексты телелекций и выдающие дипломы после сдачи экзаменов. Телевидение способно помогать обучающимся в обычных школах и вузах, устраняя противоречие между все более массовым характером образования и дефицитом талантливых педагогов-ученых. Безусловно, хороший преподаватель, показанный на экране, лучше плохого в аудитории. Для обучения на дому, как и для приобщения к социуму, весьма перспективна двусторонняя телесвязь по кабелю. Но и накопленный в нашей стране многолетний опыт телевизионной подготовки поступающих в вузы показал, что телекурсы эффективнее обычных подготовительных занятий.

Учебные передачи транслируются, как правило, по специально отведенному для этой цели каналу. Их отличает системность, периодичность, связь с учебными программами соответствующих школ, колледжей, вузов. В бывшем СССР учебные передачи велись по отдельному каналу Центрального телевидения. С увеличением числа кабельно-спутниковых телевизионных систем весьма вероятным представляется возвращение телевизионной учебы на российские экраны.

Рекреативная функция

Рекреация (от лат. recreation — восстановление) — отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Большинство рекреативных телепрограмм, в сущности, лежат за пределами журналистики. Но все же отметим граничащие с документалистикой игровые телесериалы, позволяющие аудитории узнать о жизни различных слоев общества, о повседневных заботах обычных людей. Чисто развлекательная продукция (видеоклипы, комедийные фильмы, конкурсы типа «Любовь с первого взгляда» и пр.) создается, как правило, специализированными телекомпаниями. Журналисты иногда принимают участие в таких программах в роли ведущих, а также редакторов. Даже адаптация к показу на телеэкране обычного концерта считается редакторской работой. Если же концерт сопровождается разговором ведущего с его участниками, показом репортажей из жизни «звезд» — журналист становится полноправным участником создания развлекательной программы.

Знание общественных функций телевидения, его потенциальных возможностей необходимо любому журналисту для того, чтобы точнее определять цель своей работы, цель каждого выхода на экран. В перечне профессиональных качеств журналиста (подробнее о них в специальной главе) независимо от его специализации или экранного амплуа важнейшее место занимает социальная ответственность, четкое понимание и прогнозирование результатов телевизионного воздействия на массы людей.

4 Социальная роль и социальные функции телевидения на примере ток-шоу

В наше время наблюдается активное разрушение менталитета во всех его формах. Сегодня активно используется на нашем телевидении американская модель телепередачи — ток-шоу.

Раньше российской коммуникативной традиции было не свойственно агрессивно-конфликтное поведение, которое теперь активно насаждается не только ток-шоу, посвященными актуальным проблемам в общественной жизни, но еще более определенно всевозможными судебными ток-шоу («Суд идет», «Федеральный судья», «Час суда»).

Многие из таких ток-шоу пропагандируют не только аморальную невоздержанность, скандальность в отношениях, но и показывают, что в государственных учреждениях (в частности, в суде) можно вести себя так же, как на базаре. Хотя на самом деле такое поведение не только крайне возмутительно, но и сурово пресекается в суде, так как нарушает все требования закона. Следует напомнить, что ни одну из вышеперечисленных функций, даныые ток-шоу не выполняют. А оставляют после себя негативный осадок, возмущение и злость. Именно такие ток-шоу должны быть под запретом.

Многие ток-шоу рассматривают жизнь в самых экстримальных ее проявлениях. Примером может служить ток-шоу «Пусть говорят». Данная программа выполняет социальную функцию, но для решения какой-либо проблемы здесь чаще всего прибегают к конфликтным нормам поведения (драки, скандалы, оскорбления), такие пути решения проблем только провоцируют агрессию в обществе. Здесь всегда поднимаются самые злободневные вопросы. Поэтому здесь всегда царит напряжение. Как отмечают критики, одна из центральных функций телевидения — ценностно-нормативная — в ток — шоу «Пусть говорят» практически не действует.

Отсюда следует вывод: в погоне за сиюминутной популярностью, за повышением рейтингов, телевидение часто способствует понижению нравственного и культурного уровня населения. В связи с этим, если образовательный, нравственный и культурный уровень наиболее образованной части населения остается неизменным (практически не изменился за последние 20 лет), то культурный уровень средней и низкоинтеллектуальной части населения под воздействием телевидения постоянно падает, что может привести к весьма негативным последствиям.

ток шоу телевидение социальный

Заключение

Телевидение в социальной системе выступает в качестве элемента подсистемы управления. При этом оно формально не принимает управленческих решений. Основная цель телевидения — в различных формах осуществлять воздействие на социальные процессы в обществе. Цели этих воздействий определяются в ходе взаимодействия субъектов и объектов коммуникации.

Телевидение как социальный институт управляется определенными социальными силами и само выполняет функцию социального управления. Телевидение служит политическим, социальным и экономическим интересам социальных групп, господствующих в обществе.

Массовая аудитория обращается к телевидению преимущественно в свободное время, чаще всего вечером после рабочего дня или в дни отдыха, что требует от журналистов умения сочетать информационную насыщенность с высоким уровнем увлекательности, со способностью «вписать» передачи в часы отдыха и подготовки к следующему рабочему дню. Невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок, структуру требует особенно тщательного подхода к составлению программ.

Теоретически принято считать, что основными функциями и задачами телевидения являются: информирование населения о событиях в стране и мире (информационная функция); просвещение населения, популяризация знаний и распространение культуры (культурно-просветительская); организация досуга и обеспечение отдыха, эмоциональной разрядки, развлечения (досугово-развлекательная, рекреационная); воспитание гражданских убеждений и взглядов населения (воспитательная); сплочение общества, мобилизация населения на решение государственных задач (функция социальной интеграции и политической мобилизации).

Так или иначе, все эти задачи телевидение выполняет в любом обществе, важна — иерархия. Так, основными функциями советского ТВ были: информационная, воспитательная (идеологическая), культурно-просветительская. Развлекательная, которую предпочитали называть функцией организации досуга населения, присутствовала как дополнительная, не основная.

Сегодня мы имеем другое телевидение, выросло другое поколение, но иерархия функций осталась прежней. Основными задачами телевидения в сознании людей по — прежнему остаются информирование, просвещение и воспитание населения. Развлекательная функция, как и раньше, считается как дополнительная, не основная.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsiologiya-televideniya/

1. Борецкий Р.А. Телевидение на перепутье. М.: 1998.

2. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.: Фонд Прагматика культуры., 2008.

3. Вартанов А.С. Актуальность проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках. М. КДУ. Высшая школа., 2003.

4. Вильчек В.М. Телевидение и художественная культура. В.М. Вильчек, Ю.В. Воронов. М. Знание., 1977.

5. Воронцов Ю.П. Телевидение в системе массовой коммуникации. Проблемы социальной психологии и пропаганда. Ю.П. Воронцов. М. Мысль., 1971.

6. Ворошилов В.В. Журналистика. 6-е издание. М. КНОРУС., 2009.

7. Голанова Е. И. Активные процессы в сфере публичного общения. Современный русский язык: активные процессы на рубеже XX-XXI веков. М.: 2008.

8. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М.: 1999.

9. Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика 4-е издание — Изд. Высшая школа., 2002.

10. Кольцова О. Производство новостей: типы влияний на работу журналистов. Невидимые грани социальной реальности. Труды. Выпуск 9. Под ред. В. Воронкова, О. Паченкова, Е. Чикадзе. Санкт-Петербург. Центр независимых социологических исследований., 2001.

11. Ланских А.В. Речевое поведение участников реалити-шоу. Коммуникативные стратегии и тактики. Автореферат. дисс. канд. фил. наук. Екатеринбург., 2008.

12. Ларина Е.Е. Лингвопрагматические особенности ток-шоу как жанра телевизионного дискурса. дисс. канд. фил. наук. Волгоград., 2004.

13. Очерки по истоки российского телевидения. М.: 1999.

14. Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Изд. «Когито-Центр»., 2011.

15. Пашутин Д.Ю. Роль и место телевидения в современном медиапространстве. Вестник Самарского государственного экономического университета., 2010.

16. Саппак В.С. Телевидение и мы. М.: 2008.

17. Саруханов В.А. Азбука телевидения. Москва. Аспект — Пресс., 2003.

18. Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып. 1 — 9. М.: 1981 — 1989.

19. Юровский А.Я. Телевизионная журналистика 4 — е издание. Изд. Высшая школа., 2002.

20. .

21. https://vocabulary.ru/.

22. https://news.rambler.ru/.