Социальноеобслуживание населения

Начало 21 века ознаменовалось укреплением российской государственности, в том числе и укреплении экономического базиса российского общества. Сейчас на повестке дня в нашей стране стоит вопрос реализации социальных программ. Статья 7 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство. В современном понятии строй правового государства является строем социального правового государства.

При этом Конституция РФ провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью. В каждом обществе имеются категории граждан, которые нуждаются в социальной защите, и современное демократическое государство должно иметь развитую систему социальной защиты нуждающихся в этом граждан. Данная система функционирует на основании системы нормативных актов, относящихся к отрасли права социального обеспечения.

Данная работа посвящена рассмотрению системы правового регулирования социального обслуживания детей и людей пожилого возраста.

На сегодняшний день усилия руководства страны направлены на исправление демографической ситуации. В этих условиях гарантированное обеспечение социального обслуживания детей и людей пожилого возраста путем предоставления им социальных услуг является важной государственной задачей.

Ввиду изложенного рассмотрение системы правового регулирования социального обслуживания детей представляется актуальным на сегодняшний день. Данная работа как раз и посвящена рассмотрению вопросов правового регулирования социального обслуживания детей и людей пожилого возраста.

Объектом исследования является система социального обслуживания пожилых людей и несовершеннолетних детей.

Предметом исследования — является исследование системы предоставления социального обслуживания населению

Цель данной курсовой работы — раскрыть сущность проблем

развития системы социального обслуживания пожилых людей и

несовершеннолетних детей в современной России

Решению этой цели служат следующие задачи:

  • рассмотреть социальную политику государства по защите и поддержке граждан пожилого возраста и несовершеннолетних детей;
  • рассмотреть виды социальных услуг, предоставляемых населению;
  • изучить порядок и формы предоставления социального обслуживания социальному обслуживанию пожилых и несовершеннолетних детей;

проанализировать порядок рассмотрения решения подачи документов на социальное обслуживание населения

14 стр., 6598 слов

Особенности социального обслуживания детей

... были в серьез озабочены вопросом развития личности. Глава 1. Организация социального обслуживания детей 1.1 Государственная форма обслуживания детей Социальное обслуживание детей - самостоятельный, обособленный вид социального обслуживания. Его специфика определяется особенностями контингента, в орбите данного вида ...

изучить льготы которые могут предоставляться населению на оказание услуг социального обслуживания

правовой регулирование социальный обслуживание

1.История социального обслуживания

В июне 1991 года вследствие крушения Советского Союза образовалось новое российское государство.

Согласно конституции, которую Российская Федерация приняла через два года после своего образования в качестве независимого государства, в 1993 году, Россия является социальным государством. В статье седьмой этой конституции говорится:

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. —

А это значит, что социальная политика государства потребовала коренных изменений и реформ, направленных на создание современной системы социального обеспечения и социального обслуживания населения.

С 1992 года, по сути, начался процесс формирования в России системы социального обслуживания. Этот процесс сразу же натолкнулся на проблемы, вызванные недавним крушением советской системы, такие как смена идеологии, с разрушением геополитического пространства, региональные конфликты на постсоветском пространстве и на Кавказе, с разрушением старой государственной системы, массовым обнищанием населения.

Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских цен и снижения доходов населения. По отношению к 1990 г. платные услуги населению составили в 1993 г. 39%, а покупательная способность денежных сбережений — 97%. В январе-июле 1992 г. Федеральная служба занятости зафиксировала 1281,7 тыс. неработающих граждан, из них 71% составляли женщины. Несмотря на существующие расхождения в цифрах, налицо динамика роста безработицы. Рост безработицы повлек за собой изменение динамики преступности. Программа в сфере экономики предусматривала целый ряд радикальных мер, среди которых важнейшими являются: либерализация цен; сокращение бюджетного дефицита; снижение дотаций убыточным предприятиям; введение прогрессивных налогов; сокращение военных расходов. В условиях социально-экономической нестабильности происходит снижение инвестиций и в социальную сферу. В декабре 1991 г. президентским Указом — О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г. — органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения — талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.- , которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.

Всё это отнюдь не могло способствовать быстрому и беспрепятственному формированию современной системы социального обслуживания

В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.

13 стр., 6094 слов

Современное состояние и перспективы развития социального обслуживания населения

... деятельности учреждений социального обслуживания населения (УСОН), которое должно быть ориентировано на повышение эффективности использования ресурсов, направляемых на финансирование государственной социальной политики в области социального обслуживания, а также на повышение качества и доступности социальных услуг. ...

В мае 1995 г. выходят федеральные законы — О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов -, а в ноябре — Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации -. Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в период 1994-1995 гг. система социального обслуживания в России складывается именно как система, и начиная с данного периода начинается её дальнейшее совершенствование.

1.1 Современная система социального обслуживания РФ

Современное социальное обслуживание населения включает обширную систему мер, предназначенных для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно. Причины могут быть следующие: болезнь, инвалидность, сиротство, безнадзорность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, неспособность к самообслуживанию, отсутствие определенного места жительства и другие ситуации — в соответствии с федеральным законом — Об основах социального обслуживания населения в РФ -.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К системе социальных служб относятся:

  • государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти;
  • государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов РФ и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
  • муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления;
  • предприятия и учреждения иных форм собственности, занимающиеся деятельностью по социальному обслуживанию.

Учреждениями, социальными службами, социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

16 стр., 7573 слов

Психология обслуживания в индустрии гостеприимства

... желания туристов. Актуальность данной курсовой работы заключается в том, чтобы ознакомиться с индустрией гостеприимства, а также рассмотреть гостиничное хозяйство. Цель курсовой работы - исследование психологии обслуживания в индустрии гостеприимства. 1. Теоретические аспекты процесса обслуживания в гостиничном бизнесе "Гостиничное хозяйство" ...

  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • территориальные центры социальной помощи семье и детям;
  • центры социального обслуживания;
  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • социальные приюты для детей и подростков;
  • центры психолого-педагогической помощи населению;
  • центры экстренной психологической помощи по телефону;
  • центры, отделения социальной помощи на дому;
  • дома ночного пребывания;
  • специальные дома для одиноких пенсионеров;
  • стационарные учреждения социального обслуживания — дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома — интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками — ;
  • геронтологические центры;
  • иные учреждения, предоставляющие населению социальные услуги.

Организация и деятельность социальных служб базируется на примерных положениях о соответствующих учреждениях.

Правительство РФ утвердило федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального обслуживания, и рекомендовало органам исполнительной власти субъектов РФ на его основе устанавливать территориальные перечни гарантированных услуг с учетом потребностей населения.

В федеральный перечень гарантированных услуг включены следующие виды:

  • услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания — материально-бытовые услуги;
  • услуги по организации питания, быта, досуга;
  • социально-медицинские и санитарно- гигиенические услуги;
  • организация получения образования инвалидами;
  • услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией;
  • правовые услуги;
  • содействие в организации ритуальных услуг-;
  • услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию — услуги по организации питания, быта, досуга;
  • социально- медицинские и санитарно-гигиенические услуги;
  • содействие в получении образования и профессии инвалидами;
  • содействие в трудоустройстве и в организации ритуальных услуг-;
  • дополнительные услуги, оказываемые отделениями помощи на дому — наблюдение за состоянием здоровья;
  • оказание экстренной до врачебной помощи;
  • выполнение медицинских процедур и др. ;
  • услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи, создаваемыми при органах социальной защиты населения. Предусматривается срочное социальное обслуживание, предусматривающее оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке — обеспечение одеждой, обувью, др.;
  • оказание материальной помощи;
  • содействие в предоставлении временного жилого помещения;
  • обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
  • организация экстренной медико-психологической помощи;
  • содействие в трудоустройстве;
  • организация юридических и иных консультаций;
  • услуги, предоставляемые в полу стационарных условиях — отделениях дневного или ночного пребывания — : услуги по организации питания, быта и досуга;
  • социально- медицинские услуги;
  • содействие в получении образования и профессии;
  • правовые услуги.

На региональном и местном уровне принимаются свои перечни социальных услуг, которые должны содержать не меньшее количество услуг, чем в федеральном перечне. Основными источниками финансирования государственного сектора системы социального обслуживания являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации. Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию являются средства из фондов поддержки населения, кредиты банков, доходы от ценных бумаг, плата за услуги, благотворительные взносы и др.

4 стр., 1708 слов

Предпринимательская деятельность в сфере социального обслуживания ...

... от предпринимательской деятельности 2,4 2,3 другие, не запрещенные законом поступления 0,8 4,9 ИТОГО 356,4 494,4 Таким образом, на примере деятельности дома «Ветеран» становится понятно, что предпринимательство в сфере социального обслуживания приносит ...

1.2 Понятие, принципы и формы социального обслуживания

Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:

  • помощь должна носить реинтегрирующий характер;
  • при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;
  • социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;
  • получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;
  • механизмы социальной помощи «включаются» тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки — психологические, моральные, договорные, законодательные -.

Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.

К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.

В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддержку на основе его запросов .

Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции развития социального обслуживания населения РФ 1993 г., выделяются следующие:

Негосударственные службы:

Функция социальной помощи, которая включает:

2 стр., 920 слов

Социальное обслуживание инвалидов

... пребывания учреждений социального обслуживания; 3. стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования); 4. срочное социальное обслуживание; 5. социально-консультативную помощь. Инвалидам может предоставляться жилое ...

  • выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке — малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами — , оказание материальной — финансовой, натуральной- помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;
  • профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;
  • надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе — доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.

— ;

  • содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;
  • организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку — попечительство -, усыновление;

Функция консультирования, которая включает:

  • консультирование специалистов — юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.- ;
  • участие в подготовке молодежи к выбору профессии;
  • подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;
  • родительский медико-психологический всеобуч;

В. функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:

  • социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;
  • медико — социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

Функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:

  • предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;
  • распространение среди населения медико — психологических, педагогических и иных знаний;
  • изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

Функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

  • участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;
  • формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.

Основные направления социального обслуживания населения определены Федеральным Законом — Об основах социального обслуживания населения в РФ — 1995 г. — :

  • предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;
  • социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постороннем или временном нестационарном социальном обслуживании;
  • социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;
  • предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психологического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в определении временного приюта;
  • организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально — бытового, социально — медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  • консультативная помощь по вопросам социально — бытового и социально — медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально — правовой защиты;
  • реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Социальное обслуживание базируется на принципах:

7 стр., 3217 слов

Социальное обслуживание престарелых инвалидов и детей

... учетом возраста и состояния здоровья; уход (надзор) за престарелыми и инвалидами, создание благоприятного микроклимата и показанных режимов обслуживания. 2. Порядок определения и обслуживания в них проживающих В дома-интернаты принимаются одинокие граждане, достигшие ...

  • Адресность, т.е. предоставление персонифицированно конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают также органы народного образования;
  • о беженцах — миграционная служба, о лицах без определенного места жительства — органы внутренних дел и пр.

Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством РФ. Сокращение их объёма на территориальном уровне не допускается.

Перечни социальных услуг определяются с учетом субъектов, которым они предназначены. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.11.95 №1151. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.

17 стр., 8264 слов

«Социальная работа с инвалидами»

... проблемы, вынесенной в качестве темы настоящей выпускной квалификационной работы. В соответствии с Законом СССР «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР», принятым Верховным ... организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство ...

Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Приоритетность предоставления несовершеннолетним.

Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.

1.3 Социальное обслуживание гражданам пожилого возраста

Федеральный закон — О социальной защите инвалидов в РФ — определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Согласно указанному Закону, инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет — категория — ребенок-инвалид — .

Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих условия для создания инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества: для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов в соответствующих государственным программах, предоставления им социальной помощи и т.д.

В соответствии с Федеральными Законами определяются следующие формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

  • социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;
  • полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного — ночного- пребывания учреждений социального обслуживания;
  • стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания — домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях — ;
  • срочное социальное обслуживание в целях оказания несложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке;
  • социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.

Все большую роль играют нестационарные учреждения, в том числе центры социального обслуживания одиноких пожилых людей и инвалидов.

4 стр., 1702 слов

Специфика социального обслуживания детей-инвалидов в РФ

... весьма актуальной является проблема оказания социальной помощи, детям-инвалидам, которая осуществляется при помощи социального обслуживания. Объект исследования- социальное обслуживание детей-инвалидов. Предметом исследования является специфика социального обслуживания детей-инвалидов. Цель работы – изучить особенности социального обслуживания детей-инвалидов в Российской Федерации. Задачи работы: ...

Согласно Примерному положению о Центре социального обслуживания — от 20 июля 1993 г. — это учреждение социальной защиты населения осуществляет на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.

Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, срочной социальной помощи и т.д.

Основными задачами деятельности Центра являются:

  • выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке, совместно с государственными и общественными организациями — органами здравоохранения, образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т.д.;
  • определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной помощи;
  • дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления;
  • предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
  • анализ уровня социально-бытового обслуживания населения города, района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;
  • привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координации их деятельности в этом направлении.

В настоящее время расширяется система медико-социальной помощи инвалидам.

Так, Федеральный Закон о социальной защите инвалидов конкретизирует понятие медико-социальной экспертизы как определения в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использований классификаций и критериев, которые разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Медико-социальная экспертиза осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему — структуру — органов социальной защиты населения.

На Государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются:

  • определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
  • разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
  • участие в разработке комплексной программы профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;
  • определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;
  • определение причины смерти инвалида в случаях, когда действующим законодательством предусматривается предоставление льгот семье умершего.

Закон вводит понятие реабилитации инвалидов как системы медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им экономической независимости и его социальной адаптации.

Реабилитация инвалидов включает:

  • медицинскую реабилитацию инвалидов, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
  • профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудового устройства;
  • социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

Федеральной базовой программой реабилитации инвалидов является гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета.

На основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы для инвалида разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая представляет собой комплекс оптимальных для него реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление и компенсацию способностей к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности.

Мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов осуществляет Государственная служба инвалидов, представляющая собой совокупность органов государственной власти, независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня.

Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами.

Обеспечение жизнедеятельности инвалидов происходит через медицинскую помощь, беспрепятственный доступ к информации и к объектам социальной инфраструктуры.

1.4 Социальное обслуживание несовершеннолетних детей

Виды социального обслуживания детей в основном соответствуют видам социального обслуживания, предусмотренных для всех граждан. Однако, существуют специфические виды социального обслуживания, предназначенных только для детей.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ — Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации — предусмотрен целый ряд видов социального обслуживания, которые могут получать и дети.

Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 — Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи- социальное обслуживание детей может осуществляться в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которые создаются для детей и подростков от 3-х до 18 лет и реализует программы общеобразовательные — основные и дополнительные — и начального профессионального образования.

Основными задачами учреждения являются:

  • оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;
  • осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям;
  • оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.

Основными направлениями деятельности учреждения являются:

  • организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам — основным, дополнительным — и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;
  • диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;
  • организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
  • психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
  • проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;
  • оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации;
  • анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.

Согласно Типовому положению об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении — утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117) — учреждение создается в целях оказания помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечения проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении. В данных учреждениях также оказывают услуги по социальному обслуживанию детей.

Социальное обслуживание детей осуществляется в учреждениях, действующих в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 — Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — .

Это следующие учреждения:

  • детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • специальный — коррекционный- детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
  • специальная — коррекционная — школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Основные задачи данных учреждений:

  • создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
  • обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;
  • освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;
  • обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников;
  • охрана прав и интересов воспитанников.

Содержание и обучение воспитанников в учреждении осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

Деятельность учреждения строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования.

Воспитанники учреждения имеют право на:

  • бесплатное содержание и получение общего образования — начального общего, основного общего, среднего, полного, общего — в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • защиту своих прав и интересов;
  • уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;
  • удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;
  • защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
  • развитие своих творческих способностей и интересов;
  • получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии;
  • отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Социальные приюты для детей действуют на основании Примерного положения о социальном приюте для детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 — Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации — .

В соответствии со своими задачами приют:

  • совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи;
  • обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям — законным представителям — в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;
  • обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте;
  • содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
  • уведомляет родителей несовершеннолетних — их законных представителей -, органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в приюте;
  • на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей — их законных представителей — для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних;

— на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ — О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов — дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений — классов и групп — и мастерских трудового обучения в порядке, установленном действующим законодательством.

Социальное обслуживание несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми осуществляется в следующих формах:

  • предоставления временного приюта детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  • организации дневного пребывания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • консультативной помощи детям, семьям с несовершеннолетними детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, социального патронажа;
  • реабилитационных услуг несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Право на получение социальных услуг в учреждениях социального обслуживания семьи и детей имеют несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет.

Помещение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, в учреждения социального обслуживания семьи и детей осуществляется на основании:

  • личного обращения несовершеннолетнего;
  • заявления родителей или законных представителей несовершеннолетнего;
  • направления органа управления социальной защиты населения или согласованного с этим органом ходатайства должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случае задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;
  • акта оперативного дежурного районного, городского отдела — управления- внутренних дел о необходимости помещения несовершеннолетнего в учреждение.

Социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, в учреждениях социального обслуживания семьи и детей предоставляются бесплатно.

Несовершеннолетние находятся в учреждении в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения.

Не допускается содержание в учреждениях социального обслуживания семьи и детей несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершивших правонарушения. В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству РФ.

2. Порядок оказания услуг и подача документов на осуществление социального обслуживания

Одним из основных направлений работы центров социального обслуживания является предоставление необходимых социальных и доврачебных услуг одиноким и одиноко проживающим пожилым гражданам и инвалидам, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию через свои структурные подразделения (отделения), наиболее значимыми из которых являются:

Отделения социального обслуживания на дому (ОСО) и специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому (ОСМО).

Функционируют во всех центрах социального обслуживания, предназначенные для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично утратившим способность к самообслуживанию, социально-бытовых услуг (осуществляется социальными работниками) и доврачебной помощи (осуществляется медицинскими сестрами) на дому.

Порядок принятия, документы:

В трехдневный срок с момента получения письменного заявления гражданина на зачисление руководство центра организует:

  • комиссионное обследование материально-бытовых условий проживания заявителя по месту его жительства, по результатам которого составляется соответствующий акт;
  • запрашивает выписку из финансово-лицевого счета из жилищно-эксплуатационного учреждения по месту жительства;
  • запрашивает заключение о состоянии здоровья и об отсутствии медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию на дому из лечебно-профилактического учреждения здравоохранения.

При отсутствии письменного согласия заявителя на оформление вышеуказанных документов центром социального обслуживания, документы граждане представляют самостоятельно.

Документы могут быть представлены в подлинниках или копиях, заверенных в установленном порядке.

На основании указанных документов Комиссия центра социального обслуживания в недельный срок принимает решение о зачислении гражданина на постоянное или временное социальное обслуживание на дому или выносит мотивированное решение об отказе в социальном обслуживании на дому, о чём руководителем Центра сообщается заявителю.

В случае принятия гражданина на надомное обслуживание в соответствии с действующим законодательством с ним заключается Договор на оказание услуг нестационарного социального обслуживания.

При отделениях срочного социального обслуживания функционирует сектор «Мобильная социальная служба» — создан для оказания разовых услуг социального обслуживания, в том числе дополнительных услуг, не входящих в Территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг:

  • инвалиды и лица с ограничениями жизнедеятельности;
  • лица, достигшие пенсионного возраста, но не нуждающиеся в надомном социальном обслуживании на постоянной основе;
  • лица, не достигшие пенсионного возраста, нуждающиеся в социальной помощи, но не имеющие право на надомное обслуживание (или не нуждающиеся в таком обслуживании на постоянной основе);
  • семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • одинокие матери, разведенные женщины и мужчины, вдовы и вдовцы, воспитывающие детей, в т.ч.

детей-инвалидов;

  • многодетные семьи.

Пример разовых услуг: содействие в оформлении ИПР, доставка технических средств реабилитации, оказание на дому услуг по уходу за детьми-инвалидами, сопровождение детей-инвалидов в учреждения дополнительного образования и др.

Периодичность оказания разовых услуг определяется в зависимости от индивидуальной потребности граждан, продолжительность (не более 4 часов в день с учётом проезда сотрудника к месту оказания услуги и обратно) и перечень услуг устанавливается центром социального обслуживания по предварительной заявке и личному заявлению обратившегося.

Отделения дневного пребывания — функционируют в каждом центре социального обслуживания, предназначаются для организации горячего питания, социально-бытового, культурного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обслуживание в ОДП предоставляется не чаще двух раз в год. Продолжительность посещения отделения — 22 рабочих дня, за исключением выходных и праздничных дней.

Порядок принятия, документы:

  • личное заявление гражданина или его законного представителя;
  • акта обследования материально-бытовых условий проживания;
  • заключение лечебно-профилактического учреждения об отсутствии медицинских противопоказаний.

Комиссия центра социального обслуживания в недельный срок принимает решение о зачислении гражданина в ОДП или выносит мотивированное решение об отказе, о чём сообщается гражданину.

Адресная социальная помощь предоставляется гражданам в виде:

  • продовольственной помощи;
  • вещевой помощи;
  • санитарно-гигиенических услуг;
  • патронажных социально-медицинских и социальных услуг;
  • услуг по комплексной уборке квартир.

Категории граждан, которым предоставляется адресная социальная помощь:

  • граждане пожилого возраста и инвалиды;
  • семьи с детьми;
  • другие граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающиеся в социальной поддержке.

Отделения срочного социального обслуживания — функционируют в каждом центре социального обслуживания, предназначены для оказания неотложной помощи (разового характера) гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и остро нуждающимся в социальной поддержке.

Данными отделениями оказывается продуктовая и вещевая помощь, предоставляются консультации юриста.

Порядок оказания и документы:

  • заявление установленного образца с предоставлением паспорта, удостоверяющего личность обратившегося;
  • акт обследования материально-бытовых условий проживания;

— Акт обследования составляется работниками отделения срочного социального обслуживания при первичном обращении со слов заявителя, в случае повторного обращения — с выходом на дом.

2.1 Порядок рассмотрения документов на оказание социального обслуживания и сроки принятия решения

Решение о приеме на стационарное социальное обслуживание или отказе в нем принимается в течение 20 дней со дня поступления в Комитет, ОГКУ «МФЦ» и его филиалы, ОГБУ «ЦСО» по месту жительства заявления и документов, указанных в пункте 2.6.1.1 административного регламента. В течение одного рабочего дня оформляется путевка на стационарное социальное обслуживание и направляется в ОГКУ «МФЦ» и его филиалы. Отказ в приеме на стационарное социальное обслуживание с мотивированным обоснованием причин в течение трех рабочих дней направляется Комитетом в ОГКУ «МФЦ» или его филиал и гражданину (законному представителю).

Решение о приеме на социальное обслуживание на дому или отказе в нем принимается в течение 10 дней со дня поступления в ОГБУ «ЦСО» по месту жительства заявления и документов, указанных в пункте 2.6.1.2 административного регламента. Решение о приеме на социальное обслуживание на дому или об отказе в приеме на социальное обслуживание на дому с мотивированным обоснованием причин в течение трех рабочих дней направляется гражданину (законному представителю) ОГБУ «ЦСО» по месту жительства гражданина.

2.2 Льготы населению по системе социального обслуживания.

Действующим законодательством предусмотрен перечень социальных услуг, предоставление которых осуществляется бесплатно. Такие услуги в формах, перечисленных ниже, предоставляются:

  • инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход (при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для нашей области);
  • инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

На условиях неполной оплаты услуги из базового перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ, оказываются:

  • инвалидам, получающим пенсию (в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150 % прожиточного минимума, установленного для данного региона);
  • инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход (при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150 % прожиточного минимума, установленного для данного региона);
  • инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 % прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Если инвалид живет в семье, где средний доход на члена семьи на 150 % превышает прожиточный минимум, установленный для данного региона. Оплата также производится, если инвалиду были оказаны услуги, не входящие в базовый перечень.

Порядок и условия оплаты социальных услуг в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания определяются Правительством Российской Федерации. Тарифы на социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, определяются органами социальной защиты населения области.

Предоставление социальных услуг может производиться на дому, при помещении в специальное учреждение (стационар), осуществляющее постоянный уход за находящимися в нем лицами, а также в форме полустационарного обслуживания.

К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

  • организация питания, включая доставку продуктов на дом;
  • помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
  • содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
  • поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
  • содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
  • содействие в организации ритуальных услуг;
  • другие надомные социальные услуги.

Социальное обслуживание на дому осуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Заключение

В работе были рассмотрены вопросы правового регулирования социального обслуживания детей и людей пожилого возраста.

Система социального обслуживание детей и людей пожилого возраста является неотъемлемой составляющей системы социального обслуживания граждан Российской Федерации.

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/kachestvo-sotsialnogo-obslujivaniya-naseleniya/

1. Баркер Р. «Словарь по социальной работе». — Москва. 1994 г.

— Ерусланова Р.И. «Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому. Учебное пособие» Издательство: Дашков и К, 2007.

— «Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения» — Москва. 1994.

— Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: Организация педагогической и социальной помощи неполным семьям. Издательство: Владос, 2006

— Топчий Л.В. «Социальные службы России: от оптимального минимума к гармонии разнообразия». Рос. журнал СР — 1997 г., № 1.

— Фирсов М., Студенова Е. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. Издательство: Владос, 2000

— Зайнышев И. Г. Технология социальной работы. Издательство: Владос, 2002

— Хижный Н. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы. Издательство: ИНИОН РАН, 2006

— Основные цели, роль и функции правовых льгот // Томск: Изд-во Томского ун-та, 2007.- С.235-238.

— Лушникова А.М. Курс права социального обеспечения. — М.: Юстицинформ., 2009

— Акинфиев К.Б., Корякин В.М. Комментарий к Федеральному закону «О ветеранах» // СПС Гарант, 2009.

1.