Социальное направление в языкознании

Введение

Актуальность работы. Социальное направление в языкознании изучает различные воздействия социальной среды на язык и на речевое поведение людей. «Чистое», или «просто» языкознание, анализирует языковой знак сам по себе: его звуковую и письменную форму, его значение, сочетаемость с другими знаками, его изменения во времени. Социальное направление, делает упор на то, как используют языковой знак люди, — все одинаково или по-разному, в зависимости от своего возраста, пола, социального положения, уровня и характера образования, от уровня общей культуры и т. п.

Разные ситуации общения требуют использования разных языковых средств. Это хорошо понимали задолго до рождения социального направления и социолингвистики. А. С. Пушкин писал: «В обществе вы локтем задели соседа вашего, вы извиняетесь, — очень хорошо. Но, гуляя в толпе под качелями, толкнули лавочника — вы не скажете ему: milk pardons! Вы зовете извозчика — и говорите ему: пошел в Коломну, а не — сделайте одолжение, потрудитесь свезти в Коломну».

Представление о том, в каких ситуациях, при исполнении каких ролей каким языком надо говорить, формируется по мере того, как ребенок постепенно превращается во взрослого. Этот процесс называется языковой социализацией, т. е. языковым «вхождением» в данное общество. И его изучает социологическое направление.

Социологическое направление — совокупность течений, школ и отдельных концепций, трактующих язык, прежде всего как социальное явление, как средство общения людей, связанное с их общественным положением, сферой занятий, образованием. Иными словами, это поведение языка в обществе. На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне общества, но и общество не может существовать без языка. «Язык есть важнейшее средство человеческого общения»,- писал в статье «О праве наций на самоопределение» В. И. Ленин, подчеркивая и зависимость языка от общества (это — средство «человеческого общения»), и важность его для общества (это — «важнейшее средство» общения).

3 стр., 1453 слов

Коррекция эмоционально-волевой сферы как средство улучшения социальной ...

... ребенком цвета для закрашивания. И так, коррекция эмоционально-волевой сферы включает разные методы. Использование школьным психологом ... упражнения с использованием рисования и беседы. воспитательный социальный волевой Упражнение «Герб и щит» упражнение «Герб ... регуляции эмоциональных проявлений; обогащение представлений учащихся о способах решение проблемных ситуаций, связанных с общением; ...

[11 с., 67, 68]

Сегодня к современному языку, и прежде всего обобщающим показателям, обращаются везде и всюду. Без социального направления в языкознании немыслимо развитие личности в обществе, так как язык одна из главных составляющих социума в целом. Современная социолингвистика развивается бурно, в разных направлениях. Ее развитие тесно связано с такими научными дисциплинами, как психолингвистика (наука об индивидуальных особенностях усвоения языка и владения им), социология, социальная психология, демография, этнография и рядом других.

Объектом исследования выступает социальное явление в языке.

Предметом исследования является социолингвистика как дисциплина, отражающая социальное явление в языке.

Целью курсовой работы является описание социального явления в языке на материале социолингвистических исследований.

Исходя из указанной цели, можно выделить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие социального направления в языкознании;
  • изучить некоторые особенности развития социологических исследований языка в СССР XX в;
  • рассмотреть понятие социолингвистики;
  • выявить проблемы современной лингвистики;
  • Методологической базой послужили метод анализа и метод обобщения.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.

Практическая значимость исследования связана с возможностью применения его результатов в практике преподавания таких дисциплин, «Введение в языкознание», «История философских учений», «Философия языка» для студентов педагогических вузов направления подготовки «Филология».

Для раскрытия поставленной цели и задач определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Названия глав отображают их содержание.

Глава 1. Направление социолингвистических исследований

СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ — совокупность течений, школ и отдельных концепций, трактующих язык, прежде всего как социальное явление, как средство общения людей, связанное с их общественным положением, сферой занятий, образованием и т. п. В этом плане работы в области социолингвистики относятся к Социологическому направлению. Однако термин «Социологическое направление» применяется преимущественно к зарубежной лингвистике — системе взглядов на язык как социальное явление, возникших в виде реакции на индивидуалистический психологизм младограмматизма, а также в противовес взглядам представителей идеалистической неофилологии (К. Фосслер и др.; см. Эстетический идеализм в языкознании).

Социологическое направление в языкознании оформляется на рубеже 19 и 20 вв., хотя социальная природа языка была отмечена еще Дж. Локком, Дж. Вико, франц. энциклопедистами, В. Фоин Гумбольдтом и создателями этнической психологии (В. Вундт, Г. Штейнталь).

Обществ, сущность языка и необходимость историко-материалистического подхода к языковым явлениям подчеркивались в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина (см. Маркс К., Энгельс Ф. о языке, Ленин В. И. о языке).

3 стр., 1269 слов

Язык социального статуса

... Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1997. В. В. Лингвистическая Книга, 2006. Нерознак В. Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины / В. Нерознак // Язык. Поэтика. Перевод: ... Теория Демьянков В. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода / В. Демьянков // Вопр. языкознания. — 1994. — № 4. С. 17 — 33; Дискурсивная персонология [Электронный ресурс] / ...

Социологическое направление в языкознании представляет собой совокупность течений и школ, которые понимают язык, прежде всего как социальное явление, как важное средство общения людей. Сформировался на рубеже XIX-XX вв. Сначала во Франции, Швейцарии и США, а затем и в других странах.

Важное место в работах представителей социологического направления в языкознании занимает изучение диалектов (территориальных и социальных).

Изучение территориальных диалектов стало принципом для диалектологии и лингвистической географии, а социальные диалекты стали объектами исследований социолингвистики.

Междисциплинарный статус социального направления в языкознании отвечает и используемый им понятийный аппарат. Так, например, «языковой коллектив», который рассматривается как исходное понятие социального направления, определяют на основании социальных и языковых характеристик (наличие социального взаимодействия и общих языковых признаков).[3 с., 56]

Обработку материала, полученного с помощью полевых исследований, осуществляют математико-статистическими методами, построением таблиц и графиков.

В последнее время получили распространение методы моделирования социально обусловленной вариативности языка.[25 с., 23,24]

Грунт для современной социолингвистики подготовили прежде труды представителей социологического направления во французском языкознании, американских лингвистов и представителей Пражской лингвистической школы (В Матезиус, Б Гавранек, И Вахек и др.).

Социологическое направление складывается во Франции, в Швейцарии и в США (У. Д. Уитни, Э. Сепир и другие); некоторые взгляды Социологического направления разделяли учёные Норвегии (А. Соммерфельт), Великобритании (Дж. Р. Фёрс), Чехословакии и других стран. Представители Социологического направления определяют язык прежде всего как средство общения, затем как орудие формирования мышления, а также способ выявления эмоций. Основной, таким образом, считается коммуникативная функция языка, признаётся системный характер языка и знаковая природа его единиц. Учитываются также результаты исследований психологии и социологии, развивающихся одновременно с социологическим направлением. [26 с., 16, 18]

Однако, относя язык к социальным явлениям, зависящим от жизни общества, в котором он используется, сторонники Социального направления во Франции эти социальные явления первоначально рассматривали в духе социологии Э. Дюркгейма — как существующие над обществом и навязываемые отдельным его членам. Причины языковых изменений объяснялись только как результат изменений в обществе, пользующемся языком (А. Мейе), или воздействием противоречий между усложняющимися формами общения и стремлением к экономии языковых средств (Уитни и другие).

В США язык трактовался как историческое наследие коллектива, которое предшествовало становлению материальной культуры, а с её возникновением и развитием продолжало сопутствовать ей: «Культуру можно определить как то, что данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думают» (Сепир).

Впоследствии эти идеи легли в основу теории этнолингвистики, и так называемой антропологической лингвистики в США, а также частично использованы зарубежной социолингвистикой. Идеи С. н. соотносимы с некоторыми положениями философии языка, развиваемыми английскими философами (Л. Витгенштейн, Дж. Остин и другие; см. Логическое направление, Лингвистическая философия).[30 с., 21]

3 стр., 1388 слов

Приоритетные направления деятельности социального государства

... в качестве критериев эффективности функционирования государства, деятельности институтов власти. Приоритетные национальные проекты должны органически ... нарушающие права других граждан, сообществ, государств. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА Задача социального государства состоит в регулировании условий ... ценностной системы общества и государства. Эти три направления тесно связаны и взаимно ...

Взгляды на язык как средство общения и его социальную природу разделялись, и русскими языковедами начиная с XVIII века, вслед за М. В. Ломоносовым. Некоторые положения С. н. были созвучны также взглядам советских учёных, исследовавших с 20—30-х гг. социальную природу языка, определение языка как социального явления давалось ими с позиций марксистской философии (труды Л. В. Щербы, Б. А. Ларина, В. М. Жирмунского, Р. О. Шор и других; см. «Язык и общество»).

Идеалистические основы зарубежного Социологического направления подвергались советскими языковедами критике за ошибочность определения языка с позиций дюркгеймианской социологии и идеалистической эстетики Б. Кроче, за попытки объяснить причины языковых изменений исключительно социальными причинами (например, трактовать расширение значений слов только как переход от использования слова в каком-либо из значений в узких сферах к общему употреблению) и устанавливать общие формулы изменений (например, фонетических) на основе смены типов цивилизации, за понимание нации как наличия у определённого коллектива «воли к единству» (Мейе), за изучение языков американских индейцев как антропологических курьёзов, а не с позиций изучения процессов формирования языков у разных народов и др. Отдельные идеи представителей социального направления были некритически восприняты так называемым «Новым учением о языке» (Н. Я. Марр) и послужили основой для вульгаризации марксизма (идеи об изначальной классовости языка, о смешении, то есть скрещивании, языков как главном факторе языкового развития и др.) [20 c., 7,9]

Важное место в работах представителей зарубежного социального направления занимало изучение диалектов: территориальных, как свидетельства исторического развития языков, и социальных, как отражения классового и профессионального расслоения общества. Исследовалось взаимодействие этих двух типов диалектов с национальным языком в процессе его становления и развития. Изучение территориальных диалектов на рубеже веков легло в основу формирования диалектологии и л ингвистической географии, а социальные диалекты позже стали объектом социолингвистики.

Косвенно с социологическим направлением связано становление структурной антропологии, изучающей соотношение социальных и языковых структур в процессе развития мышления на разных ступенях этногенеза (Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский, К. Леви-Строс).

[28 c., 90] В ранних работах представителей социологического направления. в центре внимания были проблемы истории языков и диалектов, соотношения языка и культуры, языковых и социальных структур. С 50-х годов началось изучение функционирования языка в разных ситуациях общения: в предписанных обществом формах и нормах поведения, в общественных и религиозных церемониях, при выражении радости, горя, дружбы и вражды во взаимоотношениях людей разных рангов и так далее, стали исследоваться речевые особенности средств массовой коммуникации и их воздействие на разные социальные слои населения (стиль общественных выступлений, пропаганды, рекламы), а также процессы овладения языком детьми и отражение в речи индивида условий его происхождения и воспитания и др. Эта проблематика социального направления получила дальнейшее развитие в социолингвистике.[10 с., 76]

3 стр., 1296 слов

Современные проблемы, тенденции развития и направление реформирования ...

... членами педагогического сообщества. 2. Тенденции развития дошкольного образования на современном этапе Развитие дошкольного образования - одна из приоритетных целей развития Российского образования на современном этапе. Для выстраивания вариативного образования необходимо, в первую очередь, определить содержание образования. В его качестве выступают стандарты. ...

Исторические обобщения и выводы, достигнутые в советскую эпоху в широком кругу теоретических и практических вопросов формирования и развития национальных и национальных литературных языков, оказывали с 30—40-х годов XX в. большое влияние на конкретные исследования советских филологов, посвященные истории отдельных литературных языков Запада и Востока, например русского, украинского, белорусского, латышского, литовского, молдавского, армянского, грузинского, таджикского, узбекского, азербайджанского, чувашского, арабского, японского, китайского и др. Вместе с тем эти новые точки зрения, естественно, определяли постановку и освещение соответствующих вопросов в наших работах по общему языкознанию и по теории и истории развития национальных языков как народов Советского Союза, так и зарубежных.