Социология труда

Содержание скрыть

Основой жизни людей является труд, производство материальных благ. «Труд – источник всякого богатства… Он – первое основное условие всей человеческой жизни…»

Труд – это деятельность человека, в результате которой создается общественно полезный продукт. «Труд, — указывал Маркс, — есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». В процессе труда К.Маркс выделял три простых момента: целесообразную деятельность, или сам труд, предмет труда и средства труда. Человек в процессе труда производит при помощи средств труда заранее намеченные изменения в предметах труда, что превращает их в продукты труда. Таким образом, производство материальных благ есть результат соединения предметов труда, средств труда и живого труда.

Однако один из указанных элементов производства – живой труд – особый. Он приводит в действие, вовлекает в производство остальные элементы. Кроме того, он способен в значительных пределах изменять свою активность, что существенно сказывается на интенсивности потребления в производстве двух других элементов и на конечных результатах производства. При работе со средней интенсивностью без особого энтузиазма можно получить лишь усредненные результаты. Если же трудиться интенсивнее, с полной отдачей и творчески, то при том же, а то и меньшем количестве сырья и оборудования за счет их лучшего использования можно выпустить значительно больше продукции высокого качества. Дополнительный рост отдачи в производстве и повышение его эффективности достигаются при помощи энтузиазма в работе, творческого отношения к труду, добросовестности, работников, т.е. за счет ряда социальных факторов. Их называют еще человеческим фактором повышения эффективности производства. Изучением социальных факторов, определяющих эффективность труда в общественном производстве, занимается специальная наука – социология труда.

Социология труда – это ставший самостоятельным научным направлением раздел социологической науки, изучающий социальные закономерности взаимодействия людей со средствами и предметами труда, механизмы действия и формы проявления этих закономерностей в деятельности трудовых коллективов и личности. [5, c.5-6]

Социология труда, Предметом социологии труда, Цель социологии труда, Задачи социологии труда

  • изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива);
  • анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов;
  • поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника;
  • оптимальное сочетание моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка;
  • усиление социального контроля и борьба с различного рода отклонениями от общепринятых моральных принципов и норм в сфере труда;
  • изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов;
  • создание системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе и трудовой организации, и т.д.

Иными словами, задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения прежде всего важнейших социально-экономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с целью ускорения социальной переориентации экономики. Для сбора и анализа информации в социологии труда широко используются социологические методы. Специфика метода социологии труда проявляется в

16 стр., 7669 слов

Рынок труда как социальная среда распределения и обмена рабочей силы

... труд как целесообразная деятельность людей, возникающая в процессе и по поводу производства. Социология труда - часть общей социологии, предметом изучения которой является многообразная совокупность социально-трудовых отношений и социальных процессов в сфере труда. ...

  • в достигнутых знаниях о предмете исследования (понимании сущности труда и отношений в сфере труда);
  • в процессе методов сбора фактов;
  • в способе делать заключение, т.е.

формулировать выводы о причинно-следственных связях между явлениями. [2, c.13-14]

Методологической основой социологии труда, Частными методами

Методы наблюдения подразделяются на сплошные и выборочные, долгосрочные и кратковременные, коллективные и индивидуальные, явные и скрытые. Кроме того, они могут осуществляться путем наблюдения со стороны и так названным трудовым методом, т.е. при участии самого социолога в конкретном виде труда.

Методы опроса могут иметь различные формы: беседа, устный опрос, письменный опрос, диографические и автобиографические данные, социометрические исследования.

При изучении документации для выявления социологических закономерностей исследуются личные дела работников, материалы общественных организаций, справки, заявления, докладные записки, материалы печати, радио и телевидения.

На практике широко распространен социальный эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются социальные явления действительности. Он требует тщательной методической подготовки и может проводиться лишь в том случае, если он не носит ущерба испытуемым. Социальный эксперимент входит в арсенал средств научного управления социальными процессами.

Социология труда использует также методы расчетов и измерений, моделирования, создания различного рода технических устройств, на которых проигрываются социальные явления и процессы. Для обработки собранной различными способами социальной информации и выявления социальных закономерностей применяются статистические методы и методы математической статистики, методы графических изображений и экономико-математические методы.

Важнейшими являются:

— основы учений диалектического материализма и их приложения к процессам развития общества;

— диалектико-материалистическая теория развития личности и учение о целях, задачах, содержании процесса воспитания подрастающего поколения нашего общества;

3 стр., 1029 слов

Методы социального исследования

... социального измерения. Социальный эксперимент – это метод получения социальной информации в контролируемых и управляемых условиях исследования социальных ... основе всех методов социологии – анкетного ... представители различных социальных групп, деятельность ... развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта. В результате исследования ...

— выступления руководящих деятелей государства и их работы, в которых затрагиваются и социальные вопросы;

— изучение и обобщение социальных явлений и процессов, протекающих на промышленных предприятиях, учреждениях, организациях, различных подразделениях народного хозяйства;

— современная специальная литература – труды советских ученых по проблемам социологии труда.

К источникам социологии труда относятся также работы зарубежных ученых-социологов, опыт управления социальными процессами и явлениями, протекающими в подразделениях общественного производства за рубежом, в том числе в капиталистических странах.

Однако труды зарубежных ученых и опыт управления социальными процессами в капиталистических странах следует изучать критически.

По ряду проблем социологии, особенно таким, как методы сбора социальной информации, способы ее обработки, использование технических средств и ЭВМ при проведении социальных исследований, у них имеются значительные разработки, которые можно использовать и в наших условиях.

Однако, воспринимая учения зарубежных ученых, нужно помнить, что не все их разработки применимы на наших предприятиях, поскольку отечественное производство развивалось иначе и в других условиях.

Содержанием социологии труда выступает совокупность учений по следующим направлениям:

— общетеоретические и методологические основы социологии труда и методы проведения конкретных социологических исследований на производстве;

— критический анализ методологических основ зарубежной социологии;

— социально-психологические аспекты личности, в частности личности руководителя трудового коллектива;

— производственный трудовой коллектив как основная ячейка общества, вопросы его социального развития и проведения в нем воспитательной работы;

— стиль отношения руководителя к коллективу и личности;

— проблемой управления социальными процессами на производстве и дисциплиной труда, организацией производственного соревнования. [5, c.9-12]

информационная

Познавательная, Описательная, Образовательная, Прогностическая, Превращающая

экономической социологии

Ее предмет – ценностные ориентации, потребности, интересы и поведение больших социальных групп (демографических, профессионально-квалификационных и др.) на макро- и микроуровнях в условиях рыночной конъюктуры. Как происходит сокращение и трудоустройство управленческого аппарата, работников неквалифицированного труда, инженеров, врачей и т.д.? Как изменяется оценка вознаграждения труда в тех или иных общественных группах, в серах индивидуального и коллективного труда, государственного, частного и кооперативного производства? На эти и другие вопросы призвана и отвечает экономическая социология.

Предмет исследования социологии труда как раз и составляет круг ее научной проблематики в пересечении с другими социологическими дисциплинами. Иначе это можно назвать горизонтальным срезом знания и отраслевой социологией. Отраслевая социология покрывается преимущественно предметной областью социологии труда. В то же время в каждой из них найдутся и такие проблемы, которые не входят в ее компетенцию. [2, c.16 -17]

10 стр., 4676 слов

Социология семейно-брачных отношений

... обнаружила также существование такой специфической категории брачно-семейных отношений, как раздельное жительство супругов. Хотя доля их ... структуру, ролевое поведение ее членов. Наряду с социологией эти проблемы изучают экономика, демография, этнография, психология, ... добрачное состояние первобытного общества переходит в социально регулируемые отношения. Первой исторической формой семьи можно считать ...

Экономическая социология исследует социальный механизм функционирования и развития экономики. Экономическая социология рассматривает экономическую жизнь как взаимодействие общественных групп, которые занимают разные места в системе общественного производства, выполняет специфические производственные и социальные функции, наделенные неодинаковыми правами и обязанностями, отличаются уровнем дохода и потребления, которым свойственны особенные интересы, потребности, ценности ориентации, характер поведения, способ жизни в целом. Основная задача экономической социологии заключается в изучении социально-экономического положения, интересов, поведения разных социальных прослоек и групп в сфере экономки, специфический социальных механизмов развития экономических процессов, влияние экономическо-социологической структуры общества на его экономическую жизнь, смена социальных черт человеческого фактора экономики. В связи с экономической реформой в Украине экономическая социология, ее развитие, стали особенно актуальными. [1, c.19]

Экономическая социология и социология труда связаны не только между собой, но и с другими экономическими науками, например, менеджментом, т.е. наукой о труде и персонале.

В настоящее время в науках о труде и персонале (менеджмент, экономическая социология, которая включает такие разделы как экономика и социология труда) сформировались следующие основные проблемы, направления и разделы:

Производительность труда., .Человеческий капитал, Условия труда, Проектирование трудовых процессов, Нормирование труда, Отбор, обучение и аттестация, Мотивация, Формирование доходов и оплата труда, Взаимоотношения в трудовых коллективах, Рынки труда и управление занятостью, Маркетинг персонала, Контроллинг персонала, Организация управления персоналом

Труд – это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Процесс труда – явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления – это затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителями и подчиненными).

Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т.д., но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения. Труд в данном случае показан как непрерывный, постоянно обновляющийся процесс. Социологический аспект исследования заключается в изучении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.

Социальные взаимодействия, Социальные отношения

Эти отношения неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими изначально. Например, в трудовую организацию работники вживаются, адаптируются в силу объективной потребности и таким образом вступают в трудовые отношения независимо от того, кто будет работать рядом, кто руководитель, какой у него стиль деятельности. Однако позже каждый работник неизбежно по-своему проявляет себя во взаимоотношениях с другими работниками, с руководителем, в отношении к труду, к порядку распределения работ и т.д. Следовательно, на основе объективных отношений начинают складываться отношения социально-психологического свойства, характеризующиеся определенным эмоциональным настроем, характером общения людей и взаимоотношений в трудовой организации.

То есть социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Они как раз и являются связующим звеном между рабочим и мастером, руководителем и группой подчиненных, между определенными группами работников и отдельными их членами. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не может существовать вне таких отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий. [2, c.9-12]

социально-трудовые

  • по содержанию деятельности (производственно-функциональные, профессионально-квалификационные, социально-психологические, гражданско-организационнае);
  • по содержанию общения (безличностные, опосредованные, межличностные);

по субъектам

по объему властных полномочий

  • по характеру разделения доходов (соответственно трудового вложения или не соответственно его);

по уровню регламентированнности

Вся совокупность социально-трудовых отношений – это и есть практически вся социальная жизнь в трудовых коллективах, в которых определяется место человека в трудовой среде, ее отношение к труду, мотивы труда, удовлетворение им, престиж и привлекательность профессии, динамика взаимоотношений и группами рабочих по поводу владения собственностью на условия и средства труда, динамика трудового поведения и др., т.е. все то, что подлежит дальнейшему соцанализу и изучению. От правильности ответа на эти и др. вопросы во многом зависит, удастся ли своевременно уменьшить социальное напряжение в социально-трудовых отношениях до безопасного уровня. [4, c.281]

К основным категориям

Содержание труда – это такая обобщающая характеристика процесса труда, которая учитывает многообразие функций труда, виды совершаемых трудовых операций, распределение производственной деятельности по отраслям, физическое и интеллектуальное напряжение работника в регулировании последовательности трудовых операций, возможность и степень новизны в решениях, принимаемых в ходе производственного процесса.

Содержание труда определяется его непосредственной технической вооруженностью и зависит от распределения трудовых функций в технологическом процессе. Оно играет определяющую роль в осуществлении всех основных социальных процессов в производстве. Те качественные сдвиги в социальной сфере, которые намечено осуществить в процессе перестройки, невозможны без глубоких преобразований в содержании труда. Основную роль здесь призвана сыграть техническая реконструкция народного хозяйства – механизация, автоматизация, компьютеризация, роботизация, которые должны иметь четкую социальную направленность.

Характер труда указывает на отношение работника к различным видам трудовой деятельности. По своему характеру труд может быть аграрным или индустриальным, простым или сложным, творческим или рутинным, организаторским или исполнительским, физическим и умственным.

Содержание и характер труда тесно связаны между собой. Поскольку они выражают различные стороны одной и той же рудовой деятельности, постольку они соприкасаются и частично накладываются друг на друга. Значение вопросов усиления творческого содержания и коллективистского характера труда, повышения его культуры, ощутимого поощрения высококвалифицированной и высокопродуктивной работы в условиях перестройки существенно возрастет. Все это должно способствовать тому, чтобы труд на производстве был не только необходимостью, но и жизненной потребностью человека. Изучение характера труда в конкретных социологических исследованиях начинается с исследования содержания труда. [5, c.12-13]

Труд – это целенаправленная деятельность человека, который приспосабливает природное вещество его потребителей. Экономическая сторона труда раскрывается в использовании рабочей силы как ограниченного ресурса в сочетании с другими ресурсами или факторами производства с целью получения выгоды. С точки зрения социологии, труд выступает как процесс социализации. Вхождение человека в коллектив сопровождается привлечением к установленному порядку. В трудовом коллективе человек становится объектом наблюдения, контроля и дисциплинарного влияния. Какой-либо индивид в коллективе осваивает не только профессиональные роли. Он тоже познает, что значит быть «подчиненным» или «начальником», «лидером» или «аутсайдером», «признанным» или «изгнанным», «товарищем» или «коллегой», «передовиком» или «отстающим».

В процессе труда индивид учится реагировать на давление извне, дозировать собственные усилия, получать и передавать информацию, решать конфликтные ситуации, устанавливать необходимые связи. Труд – это школа социализации, в которой проходит весомая часть нашей жизни. Тут рядом с производством продукции и услуг, полученный в процессе труда, сам труд выступает как производство и отображение самого человека. [1, c.25-26]

Определяя труд, социологи выделяют основные общественные функции, которые выражают его деятельную сущность:

1.Способ удовлетворения человеческих потребностей.

3.Развитие личности.

4.Движущая сила общественного прогресса.

5.Творец человека на протяжении всей истории человечества.

6.Статусная дифференциация.

7. «Сила, которая прокладывает человеку путь к воле, дает людям возможность учитывать все более выделенные природные и общественные последствия своих действий. Именно в труде и с помощью труда общество познает законы своего развития природы». [1, c.17]

Одной из главных функций труда является то, что труд служит способом удовлетворения человеческих потребностей.

Трудовое поведение членов общества определяется взаимодействием различных внутренних и внешних побудительных сил. Внутренними побудительными силами являются потребности и интересы, желания и стремления, ценности и ценностные ориентации, идеалы и мотивы. Все они представляют собой структурные элементы сложного социального процесса мотивации трудовой деятельности. Мотив — побуждение к активности и деятельности личности, социальной группы, общности людей, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. Мотивация – это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения реального трудового поведения.

Формирование этих внутренних побудительных сил трудового поведения представляет суть процесса мотивации трудовой деятельности. Мотиваторами можно назвать основания или предпосылки мотивации. Они определяют предметно-содержательную сторону мотивации, ее доминанты и приоритеты. Мотиваторами выступают стимулы социального и предметного окружения либо устойчивые потребности и интересы.

Потребности

Наиболее полно и удачно иерархия потребностей разработана американским психологом А.Н.Маслоу, выделившим пять уровней потребностей.

Физиологические и сексуальные потребности, .Экзистенциональные, Социальные потребности, Престижные потребности, Духовные потребности

Первые два уровня потребностей в своей иерархии А.Н.Маслоу называл первичными (врожденными), три остальных – вторичными (приобретенными).

При этом процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими).

Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии вызывают также доминанты (господствующей в данный момент потребности).

А.Н.Маслоу считал, что само удовлетворение не выступает мотиватором поведения человека: голод движет человеком, пока эта потребность не удовлетворена. Кроме того, интенсивность потребности определяется ее местом в общей иерархии.

потребность в самоуважении

Потребности играют одну из важнейших ролей в общем процессе мотивации трудового поведения. Они стимулируют поведение, но только тогда, когда осознаются работниками. [2, c.115-118]

Социальная психология

Социология планирования и прогнозирования

Соц-я пр-го класса

Социология города

Социология малых групп

Социология способа и качества жизни

Социология профессий

Социология организаций

Психология труда

Промышленная социология

Социология управления

Экономическая социология

Но это еще не полный список специальных социологий, которые изучают труд. Так, в социологии рабочего класса можно выделить социологию инженерного труда, социологию творческого и умственного труда, социологию банковского служащего и т.д. К социологии труда определенным образом имеет отношение и абсолютно самостоятельная дисциплина – социология города, т.к. способ и уровень жизни городских жителей, вид города, его визитка, паспорт города значительной мерой зависит от специфики труда населения города. Кроме того, социология города изучает общетеоретические проблемы, среди которых – специфика урбанизации в различных социальных условиях, связь индустриализации и урбанизации, разработка проблем управления, социального планирования и прогнозирования, что также касается проблем труда.

Так, подъезжая к Донецку или Луганску, чувствуем, что пейзаж становится все более богатым на терриконы, а это свидетельствует о том, что мы приближаемся к шахтерским городам, а задымленные трубы Запорожья – свидетельство того, что этот город металлургов, и таких примеров можно привести множество.

Каждая из вышеперечисленных специальных дисциплин, которые изучают труд, имеют свой предмет изучения.

Экономическая социология, Социология организации, Социология управления, Социология инженерного труда, Физиология труда, Психология труда, Эргономика, Наука о безопасности труда

Производство материальных благ, без которого невозможно существование общества, — результат соединения в трудовом процессе предметов труда, способов труда и живого труда человека. Живой труд – это особый труд. Его эффективность зависит от целого ряда социальных факторов. Изучением социальных факторов, которые определяют эффективность труда в общественном производстве, влияние технико-технологических и социальных условий на отношение людей к труду занимается специальная наука – социология труда. Социология труда – это специальная отрасль социологии, предметом которой является труд как основная сфера формирования развития и удовлетворения различных материальных и социальных потребностей, интересов трудящихся и социальных групп, как основа социально-экономического поведения в обществе, важный критерий социальной дифференциации. Социология труда изучает индивиды и группы, которые входят в процесс труда, а также их профессиональные, социальные роли и статусы, условия и формы их трудовой деятельности.

Объектом исследования социологии труда выступает сфера реальности, социальные явления в процессе труда, а предметом – социальные законы и закономерности процесса труда, механизм действия и формы их проявления. Социология труда изучает специальные закономерности взаимодействия людей их способами и предметами труда, механизмы действия и формы проявления этих закономерностей в деятельности трудовых коллективов и личности. Предметом социологии труда являются социальные отношения, которые складываются по поводу труда, т.е. социально-трудовые отношения. В рамках социологии труда осуществляется социологическими методами исследования статики и динамики отношений между работниками и социальными группами работников касательно владения и распоряжения собственностью на способы труда, места труда в жизни личности, закономерностей поведения, отношения к труду, мотивов и ценностей трудовой деятельности, социального самочувствия отдельных личностей и социальных групп, занятых трудовой деятельностью.

Социология труда, частью которой является социология производственного коллектива, связна с такими социологиями как промышленная социология, экономическая социология, социология организаций, в том числе социология управления, социальное планирование, социальное прогнозирование, социология профессий, в том числе социология картеры, социология города, социология села, социология способа и качества жизни, социология рабочего места и т.д. [1,c.16-17]

1.Огаренко «Соціологія праці», Киев 2005 г.

2.Б.М.Генкин «Экономика и социология труда», Москва 2000 г.

3.О.В.Ромашов «Социология труда», Москва 1999 г.

4.М.П.Лукашевич «Соціальні та галузеві соціальні теорії», Киев 2004 г.

5.Н.А.Сероштан «Социология труда», Харьков 1990 г.