Предмет общей теории социального управления

Содержание скрыть

Перед мировым сообществом и Россией в особенности стоит крупная проблема, масштабы которой сегодня явно не осознаны либо принижаются, — создать инновационную теорию и практику управления, сформировать управленцев новой генерации, способ­ных мыслить и действовать в условиях кризисного состояния об­щества, принимать упреждающие решения, эффективно исполь­зовать имеющиеся ресурсы. Разрыв между непрерывно меняющейся жизнью и субъектом управления углубляется, что порождает кризис управления, политического руководства в том числе. Это сдерживает темпы социального прогресса, порождает социальные, политиче­ские, экономические, духовные, биологические и техногенные ка­тастрофы, способные погубить жизнь на планете Земля. Мировое сообщество, как считает наука, пока не отвечает на грозные вызовы XXI века. Но отвечать придется, поскольку альтернатива такова: либо жизнь в состоянии непредсказуемых катастроф, катаклизмов, потрясений, возможных взрывов, либо поиск сбалансированного устойчивого развития, потом, возможно, и гармоничного, — иного не дано. Выбор очевиден — управление процессом, а значит, и преимущественные инвестиции мирового сообщества, каждой от­дельной страны в сферу управления: финансовые, образовательные, интеллектуальные, информационные и др.

Роковая ошибка современной российской политики состоит в том, что все сводится к захвату власти. Между тем, суть политиче­ского руководства при наличии власти — управление обществен­ными делами, привлечение к этому всего общества, его общественных институтов и всех граждан, делегируя им властные функции, ресурсы и вместе с ними развивая самодеятельность, самоуправление людей, организуя работу общества на пути соци­ального прогресса.

Надо ли напоминать, что управлению надо учиться. Научиться управлять — это, значит, овладеть наукой и искусством воздействия на объект управления, не подавляя творческий потенциал общества, а способствуя его пробуждению и развитию. Политическое (госу­дарственное) управление — частный случай управления. Главный субъект управления — общество в целом, политическое управле­ние — его часть. Если часть не подчиняется целому, кризис власти и управления неразрешим.

Каждый из нас живет в системе управленческих и организаци­онных отношений, которые становятся все более сложными, и никакой прошлый опыт отдельного руководителя или целой орга­низации не может быть адекватным тем многообразным и неорди­нарным управленческим ситуациям, которые требуют определения стратегии реагирования или принятия единственно правильного решения.

8 стр., 3618 слов

Методы социального управления. Их сущность и специфика

... эко­номическое, производственное и общественное. Управление социальной работой организационно-структурное. функциональное. это деятельность руководите­ это процесс, включающий ряд элементов. это вид профессиональной деятель­ Метод управления В более общем виде все ...

Следовательно, избежать управленческих ошибок, цена которых для общества по мере его усложнения все возрастает, можно только в одном случае — если опереться на теорию управления, общие законы и принципы науки. Ее основы начали складываться со времен античности, когда люди, общественные институты искали эффективные способы управления общественными делами в раз­личных сферах: производстве, торговле, военном деле, политике, дипломатии и т. п.

Исторический опыт свидетельствует, что уже древнегреческие, древнекитайские государственные и хозяйственные деятели владели такими секретами управления, которые не утратили значимости . Традиции управленческой мысли обогащаются новыми принципа­ми в эпоху Ренессанса, промышленной революции, особенно в конце XX века, когда разворачивается управленческая революция и появляется современная модификация теории управления — ме­неджмент.

В целом, в процессе исторической эволюции накоплен огром­ный и разносторонний опыт эффективного решения общественных дел, который и нашел отражение в теории управления. Однако приходится констатировать печальный факт: субъекты управления (отдельные страны, политические лидеры, общественные институ­ты, руководители, сообщества людей, каждый человек в отдельно­сти) пока явно недостаточно знают общие законы и принципы управления, не умеют пользоваться ими в своей практической деятельности. Это во многом является причиной тех социальных аномалий, потрясений, которые стоят на пути достижения устой­чивого развития в мире, в России в особенности.

управленческий ресурс

Есть исследования, которые посвящены отдельным проблемам теории управления. Одни рассматривают социальное управление преимущественно как часть экономических отношений, организа­ционных, психологических, когда речь идет о мотивации управлен­ческой деятельности . Другие изучают социальное управление как государственное (политическое) управление [3] , затрагивая только не­которые законы и принципы социального управления как самосто­ятельной отрасли научного знания. Исключение составляют работы академика Афанасьева В.Г.[4] , но они, во-первых, относятся к началу 80-х годов, во-вторых, посвящены решению другой задачи — не учебной, а исследовательской, поэтому не дают целостной картины управленческого знания.

Сегодня существует множество авторских подходов к понима­нию сущности социального управления, его внутренней структуры, что плодотворно в исследовательском плане, но явно недостаточно, ибо они должны быть представлены в единой логике (от целеполагания до оценки эффективности принятых решений).

Во многом лишены такого целостного подхода и многочислен­ные издания, посвященные изложению основ современного менед­жмента , которые в большей мере представляют основы управления фирмой с точки зрения искусства современного управления в разных ситуациях.

Сущность и содержание социального

управления

В окружающем нас мире можно выделить три его составляющие, определяемые формами движения материи: неживую природу, жи­вую природу и человеческое общество.

В каждой из этих составляющих протекают процессы развития, осуществляемые под воздействием определенных факторов и усло­вий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управ­ление в неживой природе, или технических системах, управление в живой природе, или биологических системах, управление в челове­ческом обществе, или социальных системах.

3 стр., 1117 слов

Механизм управления социальной сферой города федерального значения

... развитие отраслей социальной сферы и т.д. Задачи курсовой работы: рассмотреть современное состояние социальной сферы, выявить проблемы и разработать основные пути совершенствования управления города федерального значения. Методы исследования аналитический статистический графический и т.д. Курсовая работа состоит из ...

Управление техническими системами

Управление в живой природе, то есть управление биологически­ми системами, является объектом изучения естественных наук.

социальному управлению.

кибернетика.

Понятие «социальное управление» рассматривается в узком и широком значении слова .

В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.

Анализируя в «Капитале» различные формы общественного труда, К. Маркс пришел к очень важному для понимания генезиса и сущности управления выводу: «Всякий непосредственно обще­ственный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, — писал он, — нуждается в большей или мень­шей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельных органов. Отдель­ный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере» . В широком смысле слова социальное управление рассматрива­ется как сфера деятельности людей. Маркс обратил внимание на выделение социального управления в определенный вид человече­ской деятельности: «Труд по надзору и управлению… непосредст­венно и неразрывно связан с производительными функциями, Которые налагаются всяким комбинированным трудом на отдель­ных индивидуумов в качестве особого труда» [9] , возникающего «всю­ду, где непосредственный процесс производства имеет вид общественно-комбинированного процесса, а не является разъеди­ненным трудом самостоятельных производителей»[10] .

управляющих.

В сферу деятельности людей по социальному управлению по­мимо управленческих работников входят научные работники, зани­мающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кад­ров.

Необходимость социального управления обусловлена, прежде всего, фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.

воздействие.

Однако воздействие в социальных системах может быть разным по объему, содержанию, направленности, силе власти. В зависимо­сти от этого меняется содержание самого понятия управления.

Например, в толковом словаре В. Даля термин «управлять» означает править, давая ход, направление, распоряжаться, заведо­вать, быть хозяином, распорядителем чего-то, подрядничать. Госу­дарь управляет народом, государством; министры управляют каждый своей частью .

целенаправленного

целеполагание.

Цель управления, Целеполагание

социальное

Содержание социального управления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях (оперативных, среднесрочных, стратегических) наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных социальных групп, определяющих мотивы поведения людей.

Итак, уже само целеполагание — есть одно из могучих средств, которое оказывает воздействие на людей, их поведение и жизнеде­ятельность и тем больше, чем в большей мере поставленные цели затрагивают интересы личности, каждого человека, его ценности, убеждения, мировоззрение, коренные жизненные интересы (эконо­мические, социальные, политические, духовно-культурные).

15 стр., 7477 слов

Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного ...

Актуальность курсовой работы. Объект курсовой работы - Предмет курсовой работы Цель курсовой работы Для достижения поставленной цели предполагается последовательное решение нижеперечисленных задач: изучить теоретические основы управления в системе дошкольного образования; рассмотреть роль управления в решении основных проблем современной системы дошкольного образования и ...

Именно поэтому многие ученые, изучающие управление, счи­тают сегодня главным средством воздействия одного человека на другого, возбуждения его активности систему стимулирования к деятельности (экономической, политической, социальной, мораль­ной и т. п.).

стимулы. Они есть движущая сила и причина активности. Они могут быть внеш­ними и внутренними, позитивными и негативными, объективными и субъективными, материальными и духовными, осознанными и неосознанными. Но в любом случае стимул — источник пробужде­ния человеческой энергии. Поэтому, создавая ту или иную систему стимулирования, то есть представления каких-либо жизненных га­рантий по результатам активных действий в соответствии с постав­ленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами, социальным поведением.

Итак, как видно, стимулы неразрывно связаны с целеполаганием, но еще в большей мере к нему имеет отношение мотив. Если стимул содержит в себе и причину, и цель активности в их нерас­члененном виде, а цель не всегда может быть осознанной, то мотив активно включает сферу сознания, идеальный образ, что делает саму активность более целесообразной, эффективной. Можно поэтому сказать, что мотивация к деятельности — это качественно иной способ стимулирования активности, который включает все сущностные силы личности: ценности, идеалы, мировоззрение, направленность человека, «Я — концепцию» и т. п. Поэтому очень важно подчеркнуть, что в связи с подъемом творческих сил личности необходимо все более полное использование человеческого факто­ра, ресурса личности в управлении.

новой парадигме управленческой теории,

Именно интеллектуальные системы управления, состоящие из творческих индивидуальностей, мотивированных к управленческой деятельности, способны достигать наилучших результатов в управ­лении общественными делами, обеспечивать упорядоченность и высокий уровень организации социальных систем. Поэтому важ­нейшей функцией управления выступает наиболее полное включе­ние в управленческую деятельность наиболее одаренных в этом отношении граждан, создание своего рода «управленческой элиты», облеченной доверием общества, профессионально выполняющей его главную миссию — создание простора для саморазвития, само­проявления сущностных сил самой сложной социальной системы и отдельных структурных образований: региональных, муниципаль­ных, трудовых, семейных, каждого человека в отдельности на основе самоуправления и саморегулирования.

управление

Обычно считают, что управление возникло только в результате разделения труда на умственный и физический, что привело к разделению управленческой и исполнительной деятельности. Од­нако феномен управления имеет более древнюю и длительную историю. Уже на заре человечества в стаде человекообразных обезь­ян обнаруживаются признаки управления. В стаде управление про­является на уровне животных инстинктов. Члены стада шли за своим вожаком не потому, что они осознавали разумность этого, а в силу заложенных в них природой программ целесообразного поведения. Такое бессознательное поведение сохраняло им жизнь. В дальнейшем, по мере развития человека, управление из бессознательного (инстинктивного) акта постепенно превращается в сознательный, который получает со временем и научное подкрепление.

3 стр., 1369 слов

Управления социально техническими системами

... к интеллекту и потенциалу управленческих кадров, рост их автономии и ответственности. Использованная литература [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/referat/sotsialno-tehnicheskie-sistemyi/ 1. Гусев А.А. «Управление социально техническими системами» курс Лекций. - Екатеринбург ...

социальная орга­низация.

Таким образом, социальное управление — это во многом про­дукт социальных организаций.

управленческой деятельности.

Управленческая деятельность призвана обслуживать реализа­цию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений. Ее можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, на­учным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.

Управленческая деятельность отличается интеллектуальным характером, поскольку всегда есть процесс выработки, принятия и практической реализации управленческих решений, призванных изменять состояние и течение общественных процессов, уровень использования социальных ресурсов общества, а опосредованно — сознание и поведение людей. Она должна адекватно отражать Социальную действительность, вскрывать имеющиеся ресурсы, на­ходить средства и резервы, выбирать оптимальные способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень.

Во многом управленческая деятельность является информационной, потому что связана с получением, осмыслением, система­тизацией, хранением, выдачей социальной и, прежде всего, управленческой информации. Существуют большие трудности в получении того, что олицетворяет собой информацию, пригодную для управления. Хаос фактов, событий, данных при их субъективном истолковании, не является информацией. Информацией может быть только то, что характеризует тот или иной общественный процесс в целом, с выявлением причин и движущих сил, определя­ющих его состояние и динамику. Поэтому управленческая деятель­ность в основе своей и посвящена поиску, отбору, переработке и анализу социальной информации, которая и лежит в основе целе­сообразной управленческой деятельности.

Это сложное эмоционально-психологическое явление с ярко выраженной доминантой воли. Каждый человек, занятый управле­нием, постоянно совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т. д. Это создает в социальных организациях особый социально-психологический микроклимат, активно влияющий на сознание, чувства, жизненные ориентации человека и формирует определенный тип поведения и деятельности. Постоянное напря­жение воли, груз ответственности, дисциплинированность, подчи­нение собственного «я» управленческой функции — вот естествен­ные компоненты, которые присущи управленческой деятельности в нормальном органе управления. Если этого нет, то формируемые и реализуемые таким органом управляющие воздействия вряд ли могут пользоваться авторитетом людей и в должной мере влиять на их сознание и поведение.

управленческие отношения,

Управленческие отношения отличаются исключительной слож­ностью, представляя собой, единство объективного и субъективного, и реализуются в деятельности субъектов управления. Они опреде­ляются особенностями социальной экономической системы.

10 стр., 4792 слов

Управление социальными системами: понятие, механизмы, инструменты

... Основные понятия науки управления. Социальная система и его составляющие. Подходы к изучению социального управления. Объект и субъект социального управления Основные понятия науки управления: Управление в широком смысле - вся система классов, отношений и явлений управления в природе ...

Организационные отношения — необходимый элемент меха­низма управления, имеют свою внутреннюю структуру, в которой выделяют отношения централизма и самостоятельности, суборди­нации и координации, ответственности, соревнования и др. Они подразделяются на вертикальные и горизонтальные, формальные и неформальные.

В процессе деятельности, которая реализуется в организацион­ных отношениях, осуществляется взаимодействие с коллективами людей, имеет место специализация по определенным предметам, содержанию и видам работ, что требует кооперации в целях комп­лексной реализации компетенции органа управления и в целом реализации функций управления. Формальное построение органа по подразделениям и должностям создает лишь внешнюю логиче­скую схему для организационной деятельности, которая каждый раз, с учетом свойств конкретных людей, должна быть соотнесена с неформальной (отношения между людьми и социальными груп­пами).

Только тогда управленческая работа имеет шанс на успех. Момент неформальных отношений в организаторской деятельности нередко не учитывается, руководители делают акцент на собствен­ную волю или близкое окружение. Тогда управленческая деятель­ность теряет свой потенциал и снижается ее эффективность. Особо актуален момент неформальных коллективных отношений в боль­ших социальных организациях, в обществе в целом, где морально-психологические и нравственные регуляторы имеют все большее значение.

Помимо отношений субординации типа «руководители — подчиненные» существуют отношения координации, или отношения между находящимися на одном иерархическом уровне членами организации, направленными на взаимное согласование действий, исходя из совместных задач руководства или исполнения.

Система управления подразделяется на две основные подсисте­мы: управляющую и управляемую, каждая из которых может рас­сматриваться как относительно самостоятельная с присущими ей особенностями. Они имеют многоуровневую иерархическую струк­туру, в каждом звене (подсистеме) имеются свои направления прямых и обратных связей, образующих внутренние источники саморегуляции.

Анализируя дальше систему управления, необходимо выделить следующие ее компоненты. Помимо объекта и субъекта управления, организационных и управленческих отношений и соответствующих видов деятельности, в нее входят функции управления, под кото­рыми понимают конкретные направления деятельности. Функции управления можно классифицировать по их общим значениям, разделяя их на функции целевые и организационные. Назначение целевых функций состоит в направленности к определенной цели системы, которая может охватывать разные уровни социальной организации. Поскольку суть управления состоит в достижении цели, целевые функции являются не только необходимым, но и определяющим элементом, как управленческой деятельности, так и всей системы управления, ее становления и развития.

Процесс целеполагания является определяющим условием эффективности всей системы управления. Содержание существующей системы управления функционально организуется (самоорганизу­ется) именно для достижения определенных целей. Целеполагание всегда выполняет элемент прогнозирования — предвидения состо­яний, изменений, которые ожидаются в результате развития данной социальной системы.

Итак, основные задачи управления и его составной части — организации — решает система управления. Конечным результатом ее функционирования являются принятие и реализация грамотного управленческого решения, которое всегда представляется интеллектуальным и психологическим актом выбора одной или нескольких альтернатив из множества возможных вариантов.

16 стр., 7582 слов

Государственное управление социальными системами в Российской Федерации

... общества и государственного управления, ответственности, вовлечения общественности в управленческий процесс, демократизации системы государственного управления, гражданской культуре управления, политическим ресурсам управления, этике и политической философии управления и т.д. 2. Природа и сущность государственного управления Государственное управление - социальный феномен политически ...

Законы и принципы социального управления

Напомним, что к законам науки управления относятся общие, существенные и необходимые связи, изучаемые наукой управления. Законы управления выражают важные внутренние устойчивые чер­ты, особенности процесса управления. Они носят объективный характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование законов позво­ляет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.

К законам управления относятся:

Закон необходимого разнообразия,

Следовательно, суть этого закона состоит в том, что управляю­щая подсистема должна обладать достаточным разнообразием уп­равляющих воздействий и пропускной способностью для перера­ботки информации и выдачи управляющих решений, с тем, чтобы успешно справиться с разнообразием системы и обеспечить ее функционирование и развитие в соответствии с заданной програм­мой. Это означает, что информация должна содержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющих воздействий соответственно разнообразию объекта управления .

Закон специализации управления, Закон интеграции управления

за­кон экономии времени,

К числу основополагающих законов социального управления относятся также:

Закон приоритетности социальных целей,

Осознание этой закономерности привело цивилизованные стра­ны к построению социального государства, социально-ориентиро­ванного рынка, к социальному партнёрству. Более того, выявление этой закономерной связи обусловило установление не только каче­ственных, но и количественных характеристик в достижении соци­альной справедливости: стабильность в обществе не может допустить 10-кратную разницу в доходах самых богатых и самых бедных. По объективным причинам не более 10 % населения могут проживать на пороге бедности. Это критическая отметка для боль­шинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются застой, стагнация, нарастание кризисных явлений, здесь невозможно раз­витие, в том числе и экономическое.

В конце XX века изменилась парадигма общественного развития — не экономика определяет вектор развития, не само по себе хозяйство, наращивание или сокращение его объемов, а развитие всей хозяйственной жизни для повышения качества жизни всех граждан. Улучшение социальных параметров, прежде всего здоровья граждан (физического и духовного), является и главным источником повышения эффективности экономических результатов: надежно­сти продукции, ее качества, следовательно, более высокой эффективности производства.

Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении

Никогда нельзя забывать, что управленческие отношения, в конечном счете, порождаются способом производства, экономиче­ским базисом общества, но в такой же степени вредно непонимание того, что в определенных условиях, особенно происшедших научно-технической и информационной революций, управленческие отношения сами обретают базисный характер, оказывают огромное обратное воздействие на все стороны общественной жизни, а не только экономической, во многом определяют в целом темпы социального прогресса.

12 стр., 5912 слов

Управление социальными системами: понятие, механизмы, инструменты

... системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная - социально-экономическую. Социальное управление определяется как один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей развития ...

Следовательно, очень важно признать как неоспоримый факт, что управление, будучи субъективной деятельностью разных субъ­ектов управления (государственный орган, общественный институт, отдельный человек), несет на себе печать этой субъективности в виде общей и управленческой культуры (ее наличия или отсутствия), специфики традиций и исторического опыта, интересов, потребно­стей, установок, позиций той или иной личности, являющейся лидером, и т. п. Поэтому, чем выше уровень управления, на котором расположен субъект управления, отдельный лидер, тем больше простор для проявления как позитивной, так и негативной субъек­тивности.

Характер субъективности в управлении во многом зависит от выбора, обоснования генеральной цели общества. Закон домини­рования глобальной цели в развитии социальной системы является основополагающим для социального управления. Суть его заклю­чается в том, что каждая социальная система состоит из ряда подсистем: экономической, политической, технической, организа­ционной, социальной, духовно-культурной. В своем единстве они составляют целостный организм, но поддержание целостности воз­можно только при доминировании генеральной главной цели над целями каждой подсистемы.

закономерность

Это, в свою очередь, актуализирует такую закономерность социального управления, как ее доктринальность, разработка и реа­лизация которой в процессе управления позволяет на деле осуществить системный характер управленческого воздействия. Поэтому ее разработка и реализация являются универсальной законо­мерностью современного социального управления.

передача функций управления

На наш взгляд, корпоративный способ организации социальной жизни в современных условиях позволяет не просто декларировать эти цели, а реализовывать их. Почему? Прежде всего, потому, что эти заботы берут на себя не только государство, центральная власть, но и органы местного самоуправления, муниципальные образова­ния, население территорий, городов и районов. Поэтому центр тяжести в области здоровья нации во всем мире перемещается в муниципальные образования, которые при корпоративном хозяй­ствовании способны рационально решать эти вопросы, обеспечи­вать здоровый образ жизни своего населения.

Решение этих задач возможно при одном условии: население — хозяин и собственник территории, на которой оно проживает.

Поэтому самоуправление —

Особое внимание следует обратить на единство теории и прак­тики: в практике социального управления должны реализовываться такие закономерности управления;

  • система социального управления целостна, что обусловлено культурными, политическими и экономическими факторами обще­ственного развития. Это проявляется в неразрывной цепи отноше­ний управления (от высших органов управления до низших его звеньев), в единстве социального управления со всеми его состав­ными частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в сочетании основных функций и методов управления;
  • между управляемой и управляющей подсистемами социаль­ной системы должна соблюдаться пропорциональность, предпола­гающая рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функци­онирования этих подсистем;
  • между централизацией и децентрализацией функций соци­ального управления должно соблюдаться оптимальное соотноше­ние. Уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития, и это изменение является законом соци­ального управления. Для каждого этапа общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентра­лизации);

— — различные слои населения должны принимать участие в социальном управлении, в повышении его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.

5 стр., 2131 слов

Социальная организация как социальная система

... созданную социальную организацию накладывается целая система межличностных отношений. Например, перед трудовой социальной организацией, как правило, ставятся две задачи: повышение экономической эффективности производства и качества выпускаемой продукции, выполняемых услуг и труда; социальное развитие ...

Под принципами социального управления

К основным принципам социального управления относят прин­ципы:

  • единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;
  • единства воздействия всех методов управления для поддержа­ния целостности социальной системы;
  • сочетания отраслевого и территориального управления;
  • приоритетности в достижении стратегических целей;
  • научности социального управления;
  • прогнозирования социального управления;
  • мотивации (стимулирования) труда;
  • ответственности за результаты социального управления;
  • рационального подбора, подготовки, расстановки и использо­вания кадров;
  • экономичности и эффективности управления;
  • системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);
  • иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы;
  • при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);
  • необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляе­мая система);
  • обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);
  • сочетания единоначалия и коллегиальности;
  • ситуационного управления по прогнозированию возмущений;
  • программно-целевого обеспечения;
  • делегирования полномочий;
  • гуманизма и нравственности в управлении;
  • гласности в принятии решения.

Принципы управления позволяют формировать систему мето­дов и выбирать каждый метод в отдельности; однако каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

Таким образом, принципы социального управления должны:

  • основываться на законах развития общества, на законах уп­равления;
  • соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;
  • учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;
  • в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.

Системы принципов управления изменяются в процессе разви­тия социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают общие требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.

Методы социального управления

Реализация рассмотренных ранее законов и принципов управ­ления осуществляется применением различных методов управле­ния.

Метод управления —

Слово «метод» греческого происхождения (methodos — в пере­воде означает способ достижения какой-либо цели).

Через методы управления реализуется основное содержание управленческой дея­тельности.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму .

Направленность, Содержание —, Организационная форма —

различные методы и их сочетания (комбинации),

Можно выделить следующие методы управления:

социальные и социально-психологические,

экономические,

организационно-административные,

самоуправление

основные и комплексные.

По содержанию методы социального управления отражают тре­бования различных объективных законов социального развития: экономических, организационно-технических, демографических, социологических, психологических и т. д.

социальные методы

методов соци­ального нормирования, социального регулирования, морального стиму­лирования

Социально-психологические методы, Психологические методы

В целом к социальным и психологическим методам относятся способы управляющего воздействия, опирающиеся на объективные законы социального развития и законы психологии. Объектом воздействия здесь являются социальные и психологические процес­сы на уровне народонаселения, производственного коллектива или его структурного звена, отдельного работника.

прогнозирование.

Прогнозы выполняют ряд функций: ориентировочную, норма­тивную, предупредительную и др. Они нацеливают органы управ­ления на решение перспективных проблем, определяют условия, при которых можно реализовать прогностическую модель, предуп­реждают о возможных отклонениях от нее. Таким образом, прогнозы выступают как необходимый элемент всего процесса управления, содействуют его оптимизации.

Роль и значение прогнозирования особенно сильно проявляют­ся в условиях научно-технической революции, которая усложняет связи в социальном организме и повышает динамику общества. Научно-техническая революция требует еще в большей степени, чем прежде, идеального опережения, верного предвидения возмож­ного развития последствий деятельности субъекта управления.

Прогнозирование, как и моделирование, — это сложная науч­но-исследовательская и логико-конструктивная деятельность. Она должна быть организована так, чтобы давать необходимую инфор­мацию при подготовке управленческих решений. Значение прогно­зов в управлении социальными процессами заключается, прежде всего, в том, что они выступают предплановыми документами. Прогнозирование имеет задачей не констатировать возможное бу­дущее, а помогать плановой деятельности, содействовать ее опти­мизации. Разумеется, следует иметь в виду, что для выполнения этой функции необходима серьезная теоретико-прикладная работа, посредством которой знание, содержащееся в прогнозе, трансформируется так, что может служить основой оптимального планирования.

Моделирование и прогнозирование социальных систем — тесно связанные между собой виды деятельности. В известном смысле прогноз можно рассматривать как модель будущего. С другой стороны, модель какой-либо системы неминуемо повышает свою познавательную и управленческую роль, если базируется на перс­пективных изменениях в ней, а значит, на прогностической инфор­мации. Метод моделирования широко используется в прогностической деятельности.

экспертных оценок,

консультативный труд

независимый эксперт,

Разновидностью независимой экспертизы служит введение в советы директоров компаний ученых, которые специализируются по вопросам экономики, рыночных отношений, финансов, капи­таловложений, социального управления. Постоянно работающий в университете или научном центре ученый является одновременно и одним из директоров компании. Не отвечая за определенный участок работы, и не будучи связан какой-либо отдельной произ­водственной функцией, он может оказывать влияние на характер решений высшего руководства.

Когда рассматриваются пути и средства оптимизации работы по подготовке руководящих решений, следует иметь в виду и роль конкретных социальных и социологических исследований. Через них обеспечивается сбор представительной информации об изуча­емом объекте, раскрываются его характерные черты и тенденции развития, формируются выводы и рекомендации, которые помогают руководителю в его деятельности.

электронно-вычислительной техники,

автоматизированных системах управлениях

Современные наука и техника, не отменяя и не подменяя человека, играют огромную и все возрастающую роль в управлении социальными процессами. Эпохальные научно-технические дости­жения открывают принципиально новые возможности рационали­зации управления, преодоления субъективизма и волюнтаризма в руководящей деятельности, оптимизации процесса решения управ­ленческих задач. Естественно, эти возможности реализуются раз­личным образом в зависимости от характера социальных отношений, политической надстройки.

Заключение

Необходимость социального управления, прежде всего, обус­ловлена разделением труда и потребностью в его кооперации. Как совместный труд составляет основу всякого человеческого обще­ства, так и управление является необходимым условием существо­вания и развития общества.

В процессе осуществления управленческой деятельности со­здаются особого рода управленческие отношения. Они имеют свою сложную внутреннюю структуру. Система управления, которая складывается в процессе реализации управленческой деятельности и функций управления, состоит из объекта и субъекта управления, системы прямых и обратных связей внутри системы, источников саморегуляции (интересов, потребностей, ценностей составляющих ее подструктур), разных органов управления. Содержание системы управления и внутренние принципы ее организации и самооргани­зации определяет целеполагание, связанное с прогнозированием и моделированием социальных систем. Конечным итогом функцио­нирования и развитая системы управления являются принятие и реализация управленческого решения.

Одной из главных задач современной системы управления является создание благоприятных условий для реализации возмож­ностей управляемой системы, которые появляются только с расши­рением инициативы и ответственности каждого субъекта самоуправления, более широкого использования методов самораз­вития и самоуправления.

Для достижения этих целей необходимо более широкое применение научных методов управления (моделирования, про­граммирования, эксперимента, информационных технологий и т. п.).

К законам управления относятся наиболее общие, существен­ные и необходимые связи, которые изучаются наукой управления. К ним относятся законы необходимого разнообразия, интеграции и специализации управления, приоритетности социальных целей, возрастания субъективности и интеллектуальности управления, до­минирования глобальной цели системы, доктринальности, развития самодеятельной активности каждой подструктуры.

На основе познания и использования законов управления формируются принципы управленческой деятельности как руково­дящие идеи, исходные положения, позволяющие формировать си­стему управления и подбирать совокупность методов, необходимых для достижения поставленных целей.

Являясь в определенной мере искусством, живым творчест­вом, эффективное рациональное управление невозможно без по­знания его основных законов и принципов, которые позволяют сократить социальное время для принятия и реализации управлен­ческих решений.

Наука социального управления не является прикладной составляющей какой-либо науки: юридической, политической, экономической, социологической и т. п. Она базируется на общеметодологических принципах фундаментальных наук, но име­ет свой собственный предмет и свою проблематику исследования, является крайне актуальным направлением научного знания, от успехов которого во многом зависят как успех частных управлен­ческих дисциплин, так и темпы развития общества, качество жизни его граждан, их личная безопасность.

Наука социального управления представляется как единая отрасль научного знания, которая изучает целостное освоение ок­ружающего мира под углом зрения системного воздействия на все сферы общественной жизни во имя достижения цели общества — повышения качества жизни его членов. Она исследует общие зако­номерности, принципы социального воздействия независимо от того, к какой сфере они относятся, а также закономерности и принципы создания самой системы социального управления.

Основным методом ее исследования является системный под­ход, который позволяет объединить всю совокупность средств и методов, помогающих не только изучить свойства и структуру объекта в целом, но и осуществить комплексное воздействие.

Наука социального управления опирается на фундаменталь­ные положения разных отраслей обществоведения, ряд прикладных отраслей, но ее самостоятельным предметом является специфиче­ская управленческая деятельность в единстве с управленческими отношениями, которые складываются в процессе создания самой системы социального управления, ее построения, функционирова­ния и развития.

Новой парадигмой управления является все более полное включение творческой личности, коллективного преобразующего интеллекта общества в содержание субъекта управления, что позво­ляет формировать управленческую элиту профессионалов, которая способна выполнить главную миссию общества, — создать условия для его саморазвития и повышения качества жизни своих членов. Поэтому управление не только сводится к достижению целей, но и является средством поддержания целостности любой сложной си­стемы и стимулирования ее саморазвития…

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnyie-teorii-upravleniya/

  1. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.
  2. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1973.
  3. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М., 1981.
  4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1997.
  5. Государственное и муниципальное управление. Справочник /отв. ред. Н.И. Гла­зунова. М., 1993.
  6. Глущенко Е.В., Захарова Е.В., Тихомиров Ю.В. Теория управления: Учебный курс. М., 1997.
  7. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996.
  8. Керженцев П.М. Принципы организации. М., 1968.
  9. Маркс К. Капитал. Т. 1 //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.
  10. Маслова Н.В. Ноосферное образование. М., 1999.
  11. Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. М., 1982.
  12. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: систем­ный подход. Ростов-на-Дону, 1997.
  13. Системные проблемы России. Путь в XXI век /Рук. авт. коллектива Д.С. Львов. М., 1999.
  14. Слепенков ИМ., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. М., 1991.
  15. Социальный менеджмент /отв. ред. В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. М., 1998.
  16. Социальные технологии. Толковый словарь /отв. ред. В.Н. Иванов. М.— Белгород, 1995.
  17. Щекин Г.В. Теория социального управления. Киев, 1996.

18. Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова.— М.: Высш. шк., 2001.

19. Франчук В.И. Общая теория управления. М., 1994.

20. Якокка Л. Карьера менеджера. Пер. с англ. М., 1991.

Глущенко Е.В., Захарова Е.В., Тихонравов Ю.В., Глущенко Е.В., Захарова Е.В., Тихонравов Ю.В., Атаманчук Г.В., Афанасьев В.Г., Армстронг Майкл.

См.: История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е. М., 1988. С. 232—233.

Радченко А.И.

Маркс К. Капитал. Т. 1//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 342.

Маркс К. Капитал. Т. 3//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. I. С. 425.

Там же. С. 422.

Эта глава носит нетрадиционный характер и во многом посвящена «инвентаризации» существующих базовых понятий, уточнению их внутренних связей, которые и определяют целостное представление об управлении как научном знании. Некоторые фрагменты главы затем будут повторяться, но целостность восприятия, уже достигнутая в начале, будет только способствовать целостному восприятию всего последующего материала.

См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1991.

Глущенко Е.В., Захарова КВ., Тихонравов Ю.В., Афанасьев В.Г., Афанасьев В.Г.

Щекин Г.В.

Колпаков И.И.