Проблемы взаимоотношения инвалидов с обществом и государством

Законы, обеспечивающие льготы, противоречат основному финансовому закону страны — Закону о федеральном бюджете РФ: они исходят из непреложного выполнения обязательств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации перед получателем, однако российское законодательство о федеральном бюджете устанавливает приоритеты выполнения различных бюджетных статей и предусматривает возможность недофинансирования по отдельным статьям.

Несовершенство существующей системы финансового обеспечения политики государства в отношении инвалидов приводит к недофинансированию отдельных мероприятий, к задержкам по выплатам разных видов пособий и компенсаций. Государственное законодательство в настоящее время остается основным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.

В российских дебатах о социальной политике в отношении инвалидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остается второстепенным вопросом. В социальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное, и достигать обозначенных целей.

2.2 Основные учреждения социального обслуживания инвалидов и программы их работы

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов[2.54]. В соответствии с Федеральными Законами определяются следующие формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

  • социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;
  • полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
  • стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях);
  • срочное социальное обслуживание в целях оказания несложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке;
  • социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.

Все большую роль играют нестационарные учреждения, в том числе центры социального обслуживания одиноких пожилых людей и инвалидов.

12 стр., 5649 слов

Организация медико-социальной помощи пожилым и инвалидам в Республике Беларусь

... г.). О ветеранах (2001 г.). О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС (1994 г.). О социальной защите инвалидов (2000 г.). О социальном обслуживании (2000 г.). О Белорусском Обществе ...

Согласно Примерному положению о Центре социального обслуживания (от 20 июля 1993 г.) это учреждение социальной защиты населения осуществляет на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке[2.54].

Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, срочной социальной помощи и т.д. инвалид адаптация общество социальный

Основными задачами деятельности Центра являются:

  • выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке, совместно с государственными и общественными организациями (органами здравоохранения, образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т.д.);
  • определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной помощи;
  • дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления;
  • предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
  • анализ уровня социально-бытового обслуживания населения города, района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;
  • привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координации их деятельности в этом направлении[14.54.].

В настоящее время расширяется система медико-социальной помощи инвалидам.

Так, Федеральный Закон о социальной защите инвалидов конкретизирует понятие медико-социальной экспертизы как определения в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма[2.54].

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использований классификаций и критериев, которые разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ[2.54].

Медико-социальная экспертиза осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения. Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующим деятельность учреждений Государственной службы МСЭ, является Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов»7, Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 № 965 «О порядке признании лица инвалидом» (вместе с «Положение о признании лица инвалидом «, «Примерным положением об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы»)[12.54.].

13 стр., 6339 слов

Проблемы социальной защиты населения в России

... Роль социальной работы в защите населения Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной ра­боты и социальные службы. социальная работа 1) вид профессиональной деятельности, основанный ...

На Государственную службу МСЭ возлагаются:

1) определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3) изучение уровня и причин инвалидности населения;

4) участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;

5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;

6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего.

Государственная служба МСЭ, входит в систему (структуру) органов социальной защиты населения РФ. К учреждениям государственной службы МСЭ относятся бюро МСЭ (далее — бюро) и главное бюро МСЭ (далее — главное бюро).

Основными задачами этих учреждений являются:

  • определение группы инвалидности, ее причин (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
  • разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;
  • формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния, динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих;
  • участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, МСЭ, реабилитации и социальной защиты инвалидов.

В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет — категория «ребенок — инвалид»[2.54].

При проведении МСЭ проводится комплексная оценка по следующим направлениями:

  • Клиническая диагностика, которая включает:
  • клиническую форму основных и сопутствующих заболевания;
  • осложнения;
  • стадии патологического процесса;
  • течение заболевания;
  • характер нарушения функций;
  • степень нарушения функций;

клинический прогноз (благоприятный, неблагоприятный, сомнительный)

  • Психологическая диагностика.
  • Социальная диагностика.

Оценка социально-бытового статуса, профессионально-трудового и социально-бытового статусов: семейное положение, жилищно-бытовые условия, материальное положение, социально-бытовые взаимоотношения, возможность выполнения бытовой деятельности и её зависимость от технических и бытовых средств.

4 стр., 1819 слов

Социальная защита инвалидов

... в социальной помощи и защите. Государство пытается помочь нашим детям. Всего лишь 10 лет, как глухих детей в нашей стране признали инвалидами, и они получают пособие по инвалидности. Для ...

Оценка профессионально-трудового статуса; уровень образования (общего и профессионального), основная профессия и квалификация, профессиональный маршрут и стаж, соответствие психофизиологических требований, предъявляемых профессией к состоянию здоровья, профессия в которой работает сейчас, условия и характер труда, сохранность профессиональных навыков и знаний, способность к приобретению знаний, овладению навыками[2.54].

Критерием для определения I группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

  • способности к самообслуживанию третьей степени;
  • способности к передвижению третьей степени;
  • способности к ориентации третьей степени;
  • способности к общению третьей степени;
  • способности контроля за своим поведением третьей степени.

Критерием для установления II группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

  • способности к самообслуживанию второй степени;
  • способности к передвижению второй степени;
  • способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней;
  • способности к обучению третьей, второй степеней;
  • способности к ориентации второй степени;
  • способности к общению второй степени;
  • способности контроля за своим поведением второй степени.

Ограничение способности к обучению второй и третьей степеней может быть основанием для установления II группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности за исключением учащихся, у которых ограничение только способности к обучению второй, третьей степеней может обусловить необходимость установления II группы инвалидности[2.54].

Критерием для определения III группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Критериями установления инвалидности без срока переосвидетельствования являются: невозможность устранения или уменьшения социальной недостаточности инвалида вследствие длительного ограничения его жизнедеятельности (при сроках наблюдения не менее 5 лет), вызванного нарушением здоровья со стойкими необратимыми морфологическими изменениями и нарушениями функций органов и систем организма; неэффективность реабилитационных мероприятий, что приводит к необходимости долговременной (постоянной) социальной защиты; другие критерии, предусмотренные действующим законодательством.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничений жизнедеятельности лицу в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок — инвалид» на срок один год, два года или до достижения им возраста 18 лет в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством труда и социального развития РФ и Министерством здравоохранения РФ. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.10.2000 № 820[2.54].

10 стр., 4993 слов

Использование арттерапии в работе с детьми дошкольного возраста ...

... арт-терапию как одну из форм психотерапии. Она основывалась на теории Фрейда, однако пошла на шаг дальше него. М. Наубург использовала в психотерапевтической работе с детьми ... направления. Поэтому цель данной работы - теоретический анализ литературных данных по проблеме использования арттерапии в работе с детьми дошкольного возраста со специальными образовательными потребностями. Данная цель ...

Результаты детального анализа по указанным разделам должны быть отражены в медико-экспертизном заключении.

На основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы для инвалида разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая представляет собой комплекс оптимальных для него реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление и компенсацию способностей к выполнению определенных видов деятельности[12.54].

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности[2.54].

Мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов осуществляет Государственная служба инвалидов, представляющая собой совокупность органов государственной власти, независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня.

Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами.

Обеспечение жизнедеятельности инвалидов происходит через медицинскую помощь, беспрепятственный доступ к информации и к объектам социальной инфраструктуры.

Отделение социального обслуживания на дому (ОСО).

ОСО создается для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания помощи гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. Деятельность ОСО направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического и физического статуса. Обслуживание граждан на дому осуществляется путем предоставления им в зависимости от степени и характера нуждаемости социально- бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в перечень гарантированных государством, а также оказание по их желанию дополнительных услуг, не входящих в перечень гарантированных[2.54].

Отделение Дневного пребывания (ОД П) ОДП является полустационарным структурным подразделением центра и обслуживания граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, организации их питания, общения и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности, поддержания активного образа жизни[2.54].

Отделение срочного социального обслуживания (ОССО) ОССО предназначается для оказания престарелым гражданам и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового или краткосрочного характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.

В штаб ОССО вводятся должности специалиста по социальной работе, заведующего, медицинского работника, а также психолога и юриста. Работниками ОССО осуществляется выявление и учет граждан, остро нуждающихся в натуральных и иных видах помощи, с целью ее последующего предоставления. ОССО должно располагать минимальным набором лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной доврачебной помощи. Деятельность ОССО строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, общественными, благотворительными, религиозными организациями и объединениями, фондами, а также отдельными гражданами[2.54].

13 стр., 6400 слов

Социальная работа с детьми-инвалидами и их семьями

... таких детей, как правило, в специальные (коррекционные) учреждения отторгает их от семьи, затрудняет последующую адаптацию и интеграцию в общество.[26] Применяемые в настоящее время в России государственные меры в сфере социальной политики помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, носят ...

К перечню услуг, предлагаемых центром, относятся:

  • услуги по организации питания, быта, досуга;
  • социально-медицинские услуги;
  • социальные;
  • социально-психологические;
  • правовые услуги.

Одним из важных направлений деятельности всех организаций и служб, оказывающих помощь инвалидам, является создание условий для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном положении экономического или социального характера. К таким мероприятиям можно отнести предоставление дополнительных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, организацию для них производства на дому и т.д.

Типы учреждений для детей-инвалидов:

Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья. Данная система является основой института специального образования детей и подростков с ограниченными возможностями. Реализация функций этого института (абилитационно-реабилитационная, корригирующая, компенсирующая, социально-бытовая, профессионально-трудовая) осуществляется посредством деятельности специальных коррекционно-реабилитационных учреждений. Выделяют следующие типы учреждений: дома ребенка, детские дома, дома-интернаты, специальные детские сады и группы, школы и школы-интернаты, реабилитационные центры, профессионально-технические училища[13.54].

1. Специальные общеобразовательные школы-интернаты для глухих детей решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития.

2. Специальные общеобразовательные школы и школы-интернаты для слабослышащих и позднооглохших детей осуществляют воспитание, общеобразовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей. Применяемые методы должны максимально стимулировать детей к активной речевой деятельности, развитию слухового восприятия и формированию навыков чтения с губ, чтения с лица. При обоих типах учреждений возможно создание классов для детей с дефектами опорно-двигательного аппарата и интеллекта.

3. Специальные общеобразовательные школы-интернаты для слепых детей. В данных учреждениях воспитываются и обучаются тотально слепые дети или дети, имеющие минимальное остаточное зрение.

Приоритетной задачей является сохранение и максимальное развитие остаточного зрения. Компенсация слепоты осуществляется за счет сохранных анализаторов. Абсолютно слепые дети пользуются в учебной работе тактильно-кинестетическим и слуховым способами восприятия учебного материала и ориентации в жизненном пространстве. Частично видящие дополнительно используют зрительный анализатор. Образовательные программы идентичны программам массовой школы, за исключением специальных программ по таким дисциплинам как физвоспитание, производственная подготовка, рельефное рисование и черчение[13.54].

16 стр., 7534 слов

Контрольная работа Рекомендации к обследованию детей в специальные учреждения

... садов, так как некомпетентный отбор детей и неудовлетворительная диагностика аномального развития приводят к необоснованному обучению в условиях массовой школы детей, нуждающихся в направлении в специальные учреждения. Содержание этих детей в массовой школе, с одной стороны, затрудняет ...

4. Специальные общеобразовательные школы и школы-интернаты для слабовидящих детей. Кардинальным отличием данного типа учреждений от предыдущего является направленность работы на компенсацию зрительных нарушений и восстановление неполноценного зрения в условиях щадящего режима, когда это возможно. Успех обучения и воспитания слабовидящих детей зависит от условий зрительной работы. В классах используется специальный учебный наглядный рельефный материал, пригодный для бисенсорного восприятия (с использованием зрения и осязания), аудиобиблиотеки (записи, например, художественных произведений или учебников на магнитных лентах, дисках), специальные оптические, технические средства («электронная лупа», преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные сигналы, телескопические очки) контактные линзы, диктофоны, «говорящие» калькуляторы) и методы обучения, ориентированные на коррекцию искаженных зрительных представлений детей. Школьное оборудование также приспособлено к индивидуальным и типологическим особенностям развития детей с учетом офтальмогигиенических требований: повышенное до 1500 люкс освещение дозирование зрительных нагрузок, возможность наклона крышки парты, учебники массовой школы с увеличенным шрифтом, тетради с особой разлиновкой (выпуклые разделители линий — барьеры).

Наполняемость — 12 человек в классе. При данных видах учреждений возможно открытие одно-, двух или трехгодичных дошкольных отделений.

5. Логопедические учреждения для детей с речевыми нарушениями относятся к системе образования или здравоохранения. В поликлиниках организованы слухоречевые и логопедические кабинеты, обслуживающие детей дошкольного возраста и взрослых. Различные нарушения речи устраняются логопедами[13.54].

6. Специальные учреждения для детей с умственной отсталостью относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. В дошкольные учреждения (детские дома и сады) принимаются дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности неосложненной формы», в возрасте от 4 до 8 лет. Основная цель этих учреждений — физическое, умственное и нравственное развитие, а также подготовка к обучению в специальной образовательной коррекционной (вспомогательной) школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Вся коррекционно-компенсаторная работа направлена на преодоление и превенцию вторичных дефектов развития. Дети-дошкольники с глубокой степенью умственной отсталости (имбецильность), а также с умственной отсталостью, осложненной детским церебральным параличом, психопатией, болезнью Дауна, шизофренией направляются в учреждения системы социального обеспечения — специальные интернаты, дома-интернаты или в учреждения системы здравоохранения — специальные ясли, специальные психоневрологические санатории для детей с поражением ЦНС[13.54].

Для детей с умственной отсталостью школьного возраста открыты специальные образовательные коррекционные школы и школыинтернаты, где они за 8-9 лет могут освоить учебную программу, соответствующую по отдельным предметам 5-6 классу массовой школы, а также получить доступную специальность. Трудовое обучение занимает главное место в учебном плане и является разделом работы по социально-бытовой подготовке детей к самостоятельной жизни. Параллельно реализации процессов воспитания и обучения лечебно-оздоровительная работа квалифицированными специалистами — медиками[22.55.].

8 стр., 3612 слов

Прогнозирование здоровья населения

... социальную политику и развивать социально ориентированную экономику. Объектом работы выступает уровень здоровья населения. Цель моей работы показать что такое прогнозирование здоровья населения ... качество общественного здоровья, - ухудшение медицинского обслуживания населения из-за организационной неразберихи в ... свои социальные задачи (работать, защищать страну, помогать старикам и детям, охранять ...

Для детей с выраженными формами умственной отсталости (имбецильность, идиотия) в системе социального обеспечения существуют детские дома, где дети находятся с 4 до 18 лет. Дети с психическими заболеваниями, в зависимости от состояния помещаются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц.

7. Специальные общеобразовательные школы и школы-интернаты для детей с задержкой психического развития. Обучение осуществляется в объеме восьмилетней массовой школы. Существует подготовительный (диагностический) класс. Наполняемость классов — 18-20 человек. Помимо учебно-воспитательной работы проводится комплексная лечебно-восстановительная, санитарно-гигиеническая и профилактическая работа, а также коррекционные групповые и индивидуальные занятия с целью преодоления недостатков психофизического развития, вызывающих неуспеваемость в массовой школе. На основе данных психолого-педагогического и клинического изучения детей реализуется принцип дифференцированного подхода. В конце каждого учебного года решается вопрос о возможности перевода в иной тип учебного учреждения каждого ребенка[13.54].

Помимо специальных школ для данной категории детей созданы классы коррекции, выравнивания при массовых школах, куда ребенок может переводиться на срок от 6 мес. до 1 года с целью повторного изучения, «наверстывания» не усвоенного учебного материала.

8. Специальные детские сады и школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются одновременно и образовательными и лечебно-оздоровительными учреждениями. Они делятся на 9-летние с подготовительным классом (учебная программа охватывает объем неполной средней школы) и 11-летние с подготовительным классом (учебная программа — в объеме средней школы).

Обучение и воспитание ведется с учетом функционального состояния здоровья детей, их двигательных возможностей и медицинских рекомендаций.

Лечебно-оздоровительную и реабилитационную работу проводят врачи: ортопед, психоневролог, педиатр, физиотерапевт, а также инструктор лечебной физкультуры, массажист, логопед. Наполняемость классов — до 16 человек. Для умственно отсталых детей с ДЦП при школе организуются специальные классы.

9. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями — осуществляют комплексную медикоментозную и физиотерапевтическую помощь, психолого-педагогическую и социокультурную реабилитацию, в первую очередь, детей-инвалидов от 3 до 18 лет. В штате имеются врачи, учителя и воспитатели, социальные педагоги, психологи, социальные работники. Проводится правовое консультирование родителей, имеющих детей-инвалидов. Одним из приоритетных направлений деятельности является работа с семьей нетипичного ребенка, ее консультирование, проведение тренинговых, психотерапевтических занятий.

Структура центров, имеющих статус опорно-экспериментальных учреждений Министерства труда и социального развития, чаще всего представлена следующими отделами:

  • диагностики и разработки программ социальной реабилитации;
  • медицинской реабилитации;
  • психолого-педагогической помощи;
  • правовой защиты;
  • социально-педагогический подразделение;
  • организационно-методический отдел.

Таким образом, эти учреждения являются многофункциональными. Они включают не только диагностические, развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы, но и творческие мастерские, направленные на развитие способностей «особых детей» в области ремесел, искусства, музыки, любви к природе, умения понимать окружающий мир и найти в нем место для себя[13.54].

4 стр., 1982 слов

Медико-социальные проблемы детей инвалидов, их социальная защита

... социальной защиты населения по месту постоянного проживания ребенка. Родители или опекун ребенка-инвалида уведомлются о направлении Медико-социального заключения в органы социальной защиты населения с целью назначения ребенку социальной пенсии по инвалидности. В Медико-социальном заключении на ребенка-инвалида ...

11. Специальные группы при профессиональных училищах и техникумах для людей с умственной отсталостью, нарушениями в области отдельных анализаторов, опорно-двигательного аппарата, детей-сирот.

Основная задача деятельности таких училищ состоит в профориентации подростков с ограниченными возможностями, помощь в овладении ими определенной доступной специальностью[22.55].

Помимо выше представленных учреждений существуют сугубо частные центры, школы, функционирующие на спонсорские деньги и ставящие своей целью—максимальное для каждого ребенка всестороннее развитие психофизических способностей и формирование навыков самообслуживания, а также оказание социокультурной помощи детям с сложными дефектами. Одной из особенностей таких объединений является внедрение инновационных психолого-педагогических технологий реабилитационного процесса.

Социальная забота государства о трудоустройстве и быте инвалидов невозможна без управленческих органов. Такие органы существуют на всех уровнях государственного управления. В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации имеется несколько комитетов, которые в большей или меньшей мере занимаются проблемами инвалидов: комитет по труду и социальной политике, комитет по делам ветеранов, комитет по охране здоровья, комитет по делам женщин, семьи и молодежи.

В Совете Федерации Федерального Собрания России также имеется комитет по социальной политике, одной из главных функций которого является социальная защита населения. Составная часть этого комитета — управление по делам инвалидов. В республиках, краях, областях страны функционируют управления делами инвалидов, соответствующие центральным органам. Во всех административных округах также действуют комиссии, отделы, управления по делам инвалидов.

Успешное формирование социально-реабилитационного пространства и социально-реабилитационной инфраструктуры учреждений, во многом зависит от обеспечения межотраслевой коммуникации, обеспечения тесного сотрудничества реабилитационных учреждений с сообществом инвалидов, общественными и государственными структурами. Государство должно оказывать всестороннюю поддержку всем учреждениям и организациям, независимо от форм собственности, которые прямо или косвенно занимаются социальным обслуживанием инвалидов, а также создают возможности для независимой жизни инвалидов.

Глава 3. Инвалиды и общество: проблемы взаимодействия

3.1 Общественные объединения инвалидов

С одной стороны, — социальная политика в отношении инвалидов -это государственные и корпоративные стратегии управления ресурсами с целью формирования социальных условий таким образом, чтобы они становилось более или менее пригодными для жизни людей, имеющих те или иные ограничения жизнедеятельности. С другой стороны, это идеологически и рационально обоснованная стратегия коллективных действий инвалидов, стратегия влияния движений инвалидов на государство, организации и общество с целью добиться позитивных изменений.

Именно во втором случае решение многих жизненно важных вопросов оказывается в руках самих инвалидов, которые, объединяясь в организацию, могу добиться гораздо большего, чем если будут действовать в одиночку. Это важный вопрос в развитии демократии, когда «личное» становится «политическим», в том числе благодаря социальным движениям. Социальные движения рождаются из совместных действий людей и влияют на поведение личности, на самоопределение. Инвалиды становятся активно действующими социальными субъектами, не только изменяя условия жизни, но и преодолевая себя[24.55.].

Очевидно, способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает степень реализации их социального гражданства. Коллективные действия, по определению Е.А.Здравомысловой, — это «рациональная совместная деятельность, цель которой заключается в улучшении жизненной ситуации участников». Общественное движение — «ряд повторяющихся коллективных действий, направленных на достижение заранее сформированной цели»[23.55].

Инвалиды сегодня включены в общественную деятельность, отстаивая себя и других перед лицом несправедливости, организуя культурные или спортивные мероприятия, выступая от имени инвалидов за признание и реализацию их гражданских прав. Обеспечение участия людей в принятии решений, которые непосредственно затрагивают их интересы, — важнейший принцип демократии. В этом отношении организации инвалидов являются выразителями нужд своих членов.

Хотя общественные организации инвалидов и не обладают властной и ресурсной мощью государства, его социально-экономическим и организационным потенциалом, у них имеется ряд преимуществ, которыми в силу своих особенностей не обладает государственный аппарат, но без которых невозможно обойтись в практическом решении проблем инвалидов.

Среди этих преимуществ выделяют то, что следует учесть в работе ценности и приоритеты своих членов, чем государственные или созданные сверху структуры, информация, которую получают такие организации, более полна и релевантна, что ценно для их участия в законотворческой деятельности. Собственная инициатива инвалидов позволяет найти новые формы социальной интеграции, разработка которых была бы затруднительна без учета мнений самих инвалидов. Также, высокая мотивированность и организованность таких ассоциаций создает почву для создания разветвленной инфраструктуры, способной более эффективно администрировать как государственные ресурсы, так и средства, поступающие от благотворителей[21.55].

В России общественные организации имеют многолетнюю историю. Представители общественных организаций входят в Межведомственную комиссию по реабилитации инвалидов, подчиненную заместителю Председателя Правительства, где обсуждаются ключевые решения в отношении инвалидов. Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское общество глухих (ВОГ) активно участвуют в подготовке законов. ВОИ было создано в 1988 г. как единственная Всероссийская общественная организация для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. ВОИ, ВОС и ВОГ осуществляют защиту законных прав инвалидов на местном и федеральном уровнях, активно взаимодействуют с государственными органами по реализации Закона о Социальной Защите инвалидов, а также тесно сотрудничают с российскими и зарубежными организациями инвалидов, собирают и распространяют информацию по всем вопросам, касающимся инвалидов. В ВОИ входят 2,454 миллиона членов, объединенных в 79 региональных, 2 140 районных и городских и свыше 25 000 первичных организаций[21.55].

Каждая региональная или районная организация ВОИ имеет свой устав и правление. Помимо вышеперечисленных организаций инвалидов в регионах России сложилась сеть общественных организаций цель деятельности которых — защищать права и интересы инвалидов и способствовать их интеграции в общество.

В России существует Совет по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации. Совет представляет собой совещательный орган, но его решения обязательны для всех участников. Успешной формой координации усилий различных министерств, ведомств, общественных организаций по оперативным направлениям деятельности является Межведомственная комиссия по реабилитации инвалидов[12.54].

Одним из примеров активизации инвалидов в сфере социального обслуживания может быть проект «Мосты социального партнерства», который в 2002-2003 гг. реализовала Ростовская городская общественная организация инвалидов «Феникс» при поддержке американской программы АЙРЕКС. Задачами проекта были: оказание эффективной социально-правовой защиты интересов инвалидов силами коалиции НКО социальной сферы; продвижение прогрессивного механизма оказания качественных комплексных социальных услуг инвалидам малых, средних городов и сельских районов Ростовской области; развитие сети социального партнерства и тиражирование инновационной модели оказания качественных комплексных социальных услуг незащищенным слоям населения Ростовской области[20.55].

К сожалению, довольно часто некоторые общие и специализированные властные структуры настойчиво уклоняются от регулярного взаимодействия с организациями инвалидов. Государство пока еще не признало общественные организации инвалидов в качестве равноправного, независимого социального партнера. Процесс создания органов управления, обеспечивающих регулярную связь властных структур и организации инвалидов, носит пока крайне ограниченный характер. Важной причиной недостаточно эффективного выполнения организациями инвалидов их социальных функций является откровенная слабость финансово-экономического положения этих организаций. Экономически слабые организации инвалидов не могут эффективно выполнять свои функции, и вынуждены направлять основные усилия на свое финансовое выживание[28.55].

Практика финансовой поддержки государством организаций инвалидов в той ли иной форме широко распространена в зарубежных странах. Некоторые их национальных организаций инвалидов зарубежных стран все свои финансовые средства получают в форме дотаций от государства. Организации инвалидов в России в этом смысле находятся в значительно более сложном положении. Принцип государственной, в том числе, экономической, поддержки организаций инвалидов декларирован в Стандартных Правилах ООН. Однако, такая поддержка должна осуществляться в формах, которая бы не создавали угрозу для независимого, автономного статуса организаций инвалидов[8.54].

Активное участие общественных организаций инвалидов в общественно-политической жизни страны, тесное сотрудничество с органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях в формировании законодательной базы по решению жизненно важных проблем граждан с ограниченными физическими возможностями — гарантия того, что проблемы инвалидов будут решаться. Процесс создания органов управления, обеспечивающих регулярную связь властных структур и организации инвалидов, носит пока крайне ограниченный характер. В свою очередь, руководители организаций инвалидов выказывают озабоченность тем фактом, что многие члены их объединений ориентированы на потребление услуг и не проявляют интереса к его шагам в области защиты прав и интересов инвалидов — срабатывает заботливо выращенная государством на протяжении многих десятилетий психология социального иждивенчества.

Между тем исследования показывают, что по всему миру число таких объединений быстро растет. Развитие негосударственных, некоммерческих организаций, в которых решение многих жизненно важных вопросов оказывается в руках самих инвалидов, — это ключевой поворот в отношениях между государством, благотворителями и населением.

3.2 Социологические исследования проблем взаимодействия инвалидов и общества

Социальная дистанция — условное расстояние между представителями различных социальных групп, термин введен чикагским социологом Э. Богардус в 1920-е гг. Под социальной дистанцией он имел в виду степень социально-психологического принятия, которую выражает человек по отношению к представителю иной социальной группы[22.55]. Именно этот критерий и взяли за основу при проведении социологического исследования. Исследование было подготовлено широким кругом российских и европейских экспертов, признанных специалистов в области социологии, реабилитологии и социальной политики, из Центра социальной политики и гендерных исследований (г. Саратов), Оксфордского и Эксетерского университетов (Великобритания), Санкт-Петербургского государственного университета, Московского института медико-социальной реабилитологии[20.55].

По официальной статистике, в России инвалиды составляют около 10% среди населения. Среди опрошенного нами по случайной выборке населения оказалось 16% людей с инвалидностью. Почти в каждой четвертой семье есть инвалиды, практически две трети опрошенных знакомы с инвалидами, а у 60% имеется опыт ухода за инвалидом. И все же анкетирование указывает на довольно высокий уровень социальной дистанции между нашими респондентами из числа общего населения и всеми категориями инвалидов. Опрошенные проводят между собой и людьми с ограниченными возможностями разделительную линию: половина граждан отметила «существенные отличия» и только 6,1% указали на «существенные сходства» между собой и инвалидами. «Инвалиды выглядят и ведут себя иначе, чем другие граждане, поэтому не вписываются в общество» — такое утверждение разделяет почти каждый третий среди всех категорий опрошенных так считает 27% — население, 28% -инвалиды опорно-двигательного аппарата и 30% — инвалидов по зрению, пожалуй, в меньшей степени с этим утверждением согласны только инвалиды с нарушением слуха[20.55].

При этом, мало кто согласен с утверждением о том, что «инвалиды являются обузой для общества» 19,6%-население, правда, среди инвалидов по зрению такое мнение распространено больше: 32,3%. Кто же среди населения отвергает точку зрения о том, что «инвалиды — это обуза для общества»? Оказалось, что основные факторы — это возраст респондентов среди более молодых доля отвергающих подобные негативные установки выше, а также учитывается опыт общения с инвалидами в повседневной жизни[20.55].

Очевидно, что современное жизненное, информационное пространство, в котором живут, учатся, работают молодые взрослые люди, все более наполняется образами и реальными возможностями, так сказать, человеческого многообразия. Именно эта группа — молодых, имеющих опыт общения с друзьями, коллегами, однокурсниками-инвалидами — является опорой в процессе социальной интеграции.

В большинстве своем опрошенные согласны с тем, что «инвалиды могут работать так же продуктивно как и люди без инвалидности», хотя среди населения доля разделяющих это мнение ниже 36,5% — среди населения, 72,2% — среди инвалидов по слуху, 51,6% — среди слепых и слабовидящих людей. Тем не менее, среди респондентов есть ощутимая поддержка идеи, что инвалиды могут внести важный вклад в жизнь общества[20.55].

Кстати, в исследовании ЦИЭТИН 1990-1991 гг. выяснилось, что отношение населения к интеграции гораздо более лояльное, чем у самих инвалидов. Большинство опрошенных тогда инвалидов (65,3%) считали, что они должны жить среди здоровых, однако каждый третий ответил, что инвалиды должны жить своей жизнью, отдельно, со своими учебными заведениями, предприятиями, больницами так считали 34,7% респондентов среди взрослого населения. Среди опрошенного населения отрицательное отношение к идее интеграции высказало всего 6,4% респондентов. Остальные либо полагают, что инвалиды должны жить среди здоровых (26,8%), либо предоставляют возможность выбора самим инвалидам (66,8%)[20.55].

Правда, при этом отмечалось более положительное отношение к ситуациям, либо не требующим постоянного общения («инвалид — сосед по дому»), либо предполагающим общение на равных («инвалид — коллега») . Ситуации, подразумевающие более близкие контакты, вызывали негативное отношение, равно как и ситуации, при которых инвалид в иерархической структуре находился выше, чем респондент.

Исследователи тогда обратили внимание на такую закономерность: инвалиды, остро переживающие пренебрежительное отношение окружающих, более негативно воспринимают идею интеграции. Доля противников интеграции среди людей с инвалидностью увеличивается плавно, но неумолимо: 17,7% — у тех, кто никогда не замечал пренебрежительного отношения, 30,1% — у тех, кто иногда его ощущает, 39,3% — у тех, кто ощущает его очень часто.

Так, значительная часть инвалидов-опорников считает, что отношение к инвалидам за последние годы, изменилось (80%), большинство считает, что отношение стало лучше (44%).

А вот инвалиды по зрению дали пессимистическую оценку (49% считают, что отношение к инвалидам в обществе ухудшилось) [20.55].

При этом мнения разных инвалидов о тех сферах, где изменения наиболее заметны, довольно вариативны, хотя в целом определяются общей логикой. Попробуем ее прояснить.

Инвалиды по зрению чаще всего называют причиной изменений «уход в прошлое традиций поддержки инвалидов»- 38,1%, на втором месте — «принятие новых законов» -37,6%, на третьем — «переход к рынку» -19,6%. Таким образом, можно видеть что инвалиды по зрению ощущают как потерю утрату советских традиций поддержки инвалидов и связывают ухудшение своего положение с переходом к рынку, хотя отдают должное положительному влиянию новых законов. Важно, что среди слепых оказалась больше всех доля тех, кто сожалеет о советской системе поддержки.

У сообщества глухих и слабослышащих несколько иная картина — первое место в изменениях (очевидно, положительных) прочно занимают «новые законы» -49,4%, второе — «переход к рынку» -21,3%, третье — «уход традиций» -19,2% . Среди представителей этой группы инвалидов также жива память о преимуществах советской системы социальной поддержки, можно предположить, что она была связана с предприятиями глухих, стабильными и надежными каналами занятости, поэтому влияние перехода к рынку стоит на втором месте причин изменений. Причем здесь тоже очень высоко оценивают роль «новых законов» [20.55].

А вот среди инвалидов-опорников, структура этого рейтинга влияния совсем иная — первое место здесь занимают все те же «новые законы» -32,9%, но вслед за ними очень плотно и однородно идут мнения о влиянии «создания новых служб и учреждений» -31,1% и «активности общественных движений инвалидов» -30,1% . Таким образом, опорники выделили в лидеры изменений только позитивные мотивирующие агенты, и очевидно, что от перестройки советских институтов они получили больше, чем другие группы инвалидов — и новые службы и учреждения, и более активные общественные движения. И хотя сожалеющих о советской системе защиты здесь приблизительно столько же, сколько и среди глухих, но в удельном отношении значительно вырываются вперед оценки, интерпретируемые в контексте полученных преимуществ[20.55].

В опросе населения был задан гражданам острый вопрос: согласны ли они с тем, что инвалиды не должны взаимодействовать с не-инвалидами. Большинство (67%) отвергли такое предложение, 11% колеблются, лишь 9% согласились с подобной идеей. Такие ответы свидетельствуют о положительном отношении к людям с инвалидностью и возможностям конструктивного взаимодействия с ними. Однако мнения высказываются, а в жизни инвалидам по-прежнему приходится испытывать нетерпимость по отношению к себе. Многие опрошенные среди населения (40%) были свидетелями несправедливости в отношении людей с инвалидностью[20.55].

Ограниченные возможности здоровья, низкая скорость передвижения в нашем «обществе риска» с его лозунгом «время — деньги» у многих вызывают раздражение и нетерпимость. Все опрошенные инвалиды, а в особенности женщины, сталкивались с грубым к ним отношением в поликлиниках, больницах, транспорте. Особенно тяжело это воспринимают люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, которым чаще нужна посторонняя помощь при передвижении.

Женщины чаще, чем мужчины говорят о подобных переживаниях и испытаниях. Очень многие респонденты, около 70% сошлись во мнении о том, что дети-инвалиды являются наиболее ущемленной группой. Кроме того, по мнению опрошенного населения, чаще всего нарушаются права людей с нарушениями интеллекта-41%. Аналогичные результаты, кстати, были получены и в исследовании ЦИЭТИН в 1990-1991 гг.: по данным того опроса, наиболее часто со стороны здоровых ощущают пренебрежительное отношение инвалиды-женщины-42,2% и инвалиды с наиболее тяжелыми дефектами: среди инвалидов I группы — 54,1%, II группы — 37,2%, III группы — 30,6%1. Основные ситуации, послужившие причиной распространенности таких мнений, складывались тогда в контексте взаимодействия инвалидов с представителями официальных структур по вопросам льготного обеспечения, а также общие негативные установки среди окружающих.

3.3 Роль СМИ во взаимоотношениях инвалидов и общества

Какой образ инвалида создается в СМИ? Установки общественного мнения формируются во многом благодаря деятельности средств массовой информации, профессионализма журналистов, их умения видеть и объяснять структурные причины социального неравенства вместо трансляции привычных стереотипов об инвалидах, вызывающих жалость или удивление. Мы задавали всем нашим респондентам вопросы о СМИ. Большинство во всех категориях инвалидов и населения в целом полагают, что информация об инвалидах представлена недостаточно. При этом 57% говорят, что СМИ уделяют незначительное внимание проблемам инвалидов, тогда как 18% считают его адекватным[20.55].

Население высказывается в адрес СМИ критично: 35,6% полагают, что СМИ неправильно описывают инвалидов (как показал анализ, правильное описание инвалидности у 80% опрошенных связано с эффектом положительных эмоций), 21,7% — что СМИ создают негативный образ инвалидов. Наиболее критичную позицию занимают респонденты с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалиды по зрению: среди них 55,8 и 48,6% таких, кто считает, что СМИ уделяют проблемам инвалидов недостаточно внимания. Правда, при этом значительная доля опрошенных — до 70% среди инвалидов-опорников и до 74,4% среди населения согласны с тем, что все-таки встречали на телевидении положительные образы инвалидности, и лишь 14,4% с такими образами не сталкивались. Примечательно, что довольно большая доля опрошенных с нарушением опорно-двигательной системы — 43,3% и с нарушением слуха — 40,0% так и не смогли выразить мнение о том, насколько правильно освещаются проблемы инвалидов в СМИ. Они затруднились с ответом[20.55].

Довольно часто СМИ видят свою задачу в том, чтобы вызвать у публики жалость и сочувствие к инвалидам, подвергнуть критике действия властей. Всячески подчеркиваются сложности, вызванные нетрудоспособностью, трудности работы людей с ограниченными возможностями и мало освещается положительный опыт — достижения инвалидов в труде, их успехи в жизни. Акцент делается на том, как отважен человек в преодолении своего недуга, либо на том, какой травмой для семьи становится появление на свет неполноценного ребенка.

Человек с разного рода физическими недостатками предстает в виде жалкого и несчастного существа. Относительно редко инвалиды представлены как профессионалы, участвующие в общественно значимых событиях, в принятии решений. Политика репрезентации инвалидов от имени большинства — это дискурсивное приписывание символического капитала, кодификация статусных позиций инвалидов в обществе с целью закрепить существующее распределение власти, зафиксировать статус-кво.

Сегодня среди инвалидов растет сопротивление негативному культурному образу инвалидности в СМИ и искусстве, где инвалидность показана как объект милосердия и благотворительности. Инвалиды становятся активно действующими социальными субъектами, выдвигают требование не только равных возможностей в сфере образования и занятости, но и права на самоопределение. Использование СМИ необходимо для формирования позитивного общественного мнения относительно инвалидов. важно изменить отношение окружающих, которые либо не хотят замечать и помогать другим, либо даже демонстрируют пренебрежение и неуважение. Если уж некоторые врачи в поликлиниках проявляют грубость и бестактность по отношению к детям-инвалидам, их родителям или взрослым людям с инвалидностью, то что тогда ждать от случайных встречных, незнакомых, вечно спешащих куда-то и не замечающих ничего вокруг себя[24.55].

По данным опроса, социальная дистанция между населением и инвалидами оценивается опрошенными как довольно большая. Но наряду с этим респонденты-инвалиды говорят и о некоторых изменениях к лучшему за последние десятилетия. Как среди инвалидов, так и среди остальных граждан широко распространено убеждение, что люди с инвалидностью вносят позитивный вклад в жизнь общества. Очень мало кто полагает, что у инвалидов есть преимущества по сравнению с остальными. Большинство опрошенных из числа общего населения согласны с необходимостью улучшения жизни людей с инвалидностью, и эта убежденность остается столь же сильной даже в тех случаях, когда респондентов спрашивают, согласятся ли они понести часть расходов на достижение таких улучшений. Среди респондентов с инвалидностью, как и среди остальных опрошенных, есть те, кто поддерживает идею социальной сегрегации, особенно в отношении обучения детей, а также места работы. В последнем случае мнения более дифференцированные, и процент тех, кто выступает за сегрегацию, меньше[20.55].

Масс-медиа являются важнейшим ресурсом социальной интеграции инвалидов и могут играть серьезную роль в процессах реабилитации. Целый ряд отечественных Интернет-ресурсов для инвалидов, созданных и развиваемых общественными организациями, вносит вклад в распространение позитивного образа инвалидности и идеологии независимой жизни инвалидов, дает информацию о разнообразных аспектах современной жизни, важных событиях и мероприятиях. На вебсайтах размещаются электронные версии книг и статей, рассказывающих о проблемах инвалидности и способах их решений, о ярких судьбах людей с инвалидностью и их близких — знаменитых и простых, — показывающих своей жизнью примеры сопротивления, преодоления, сопричастности.