Социальные макроэкономические показатели

1. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Различают следующие макроэкономические цели: достижение постоянного экономического роста, поддержание стабильности денежного обращения и цен; обеспечение полной занятости; снижение уровня дифференциации доходов и т.д.

Для целей макроэкономического разработана специальная система обобщающих статистических показателей. Эти показатели используются как ориентиры при разработке мер по регулированию рыночной экономики и формированию экономической политики.

Основным показателем, характеризующим результаты экономического развития страны, является валовой внутренний продукт (ВВП), который представляет собой совокупную рыночную стоимость конечных товаров и услуг, созданных в стране за год, вне зависимости от национальной принадлежности капитала. Несмотря на значимость этого показателя, ВВП не дает полного представления о состоянии национальной экономики. В макроэкономическом анализе используют целый ряд дополнительных показателей:

— Валовой национальный продукт (ВНП) (GNP) – рыночная стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг в экономике за год, при этом учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных гражданами данной страны как в рамках национальной территории, так и за рубежом. (разность между показателями ВНП и ВВП незначительна и колеблется в пределах ± 1% от ВВП)

Существует 2 метода расчета ВНП: по доходам и по расходам.

Метод расчета ВНП по расходам: ВНП = C + Ig + G + Xn, (1) [18, с.61] где С — личные потребительские расходы; Ig — валовые внутренние инвестиции; G — государственные закупки товаров и услуг; Хn — чистый экспорт.

Метод расчета ВНП по доходам: ВНП, с другой стороны, составляет сумму доходов отдельных лиц и предприятий (заработная плата, процент, прибыль и рента) и определяется как сумма вознаграждений владельцев факторов производства.

В этот показатель также включаются косвенные налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности.

  • Чистый национальный продукт (ЧНП) (NNP): ЧНП = ВНП – амортизация.
  • Национальный доход (НД) (NI): НД = ЧНП – косвенные налоги на предприятия.
  • Личный доход(ЛД) (PI) – представляет собой полученный доход, который является заработанным доходом: ЛД = НД – взносы на социальное страхование, налог на прибыль предприятий, нераспределенная прибыль + трансфертные платежи.
  • Располагаемый доход (РД) (DI): РД = ЛД – налоги на личный доход.

Все макроэкономические показатели сводятся в системе национальных счетов (иногда ее называют «счета национального дохода»), в которой они сгруппированы в три раздела: первый – данные о производстве в различных отраслях; второй – данные об источниках и динамике доходов; третий – данные о расходах по товарным группам. СНС позволяет в наглядной форме представить ВНП (ВВП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения и потребления. [6, с. 231]

7 стр., 3222 слов

Характеристика медицинских услуг

... данной тематике. Дать характеристику медицинской услуги как товара. Рассмотреть жизненный цикл медицинской услуги. Раскрыть значение рынка медицинских услуг. 1. Медицинская услуга. Характеристика. Свойства Услуга — это мероприятие ... цикла. 2. Жизненный цикл услуги как товара Любой товар, а в медицине — это медицинские услуги, изделия медицинской техники, фармакологические препараты, средства ...

1.1 Система национальных счетов: понятие, критерии, виды.

Система национальных счетов — это система взаимосвязанных статистических показателей представленных в виде таблиц и счетов, характеризующих результаты экономической деятельности страны.

Система национальных счетов — это специальные балансы, в которых отражены, с одной стороны, наличие ресурсов, а с другой — их использование. Система национальных счетов — это своеобразные таблицы для выражения равновесных состояний совокупности операций обмена между участниками экономических отношений. Полагается, что счета ведут агенты — участники экономических отношений [3, с. 154]

Существуют несколько видов СНС:

 Счет производства — баланс потребления сырья, материалов и услуг для производственных целей.

 Счет валовой добавленной стоимости — баланс производства доходов и возмещения основного капитала через амортизацию в продукте.

 Счет эксплуатации — баланс распределения добавленной стоимости между заработной платой, выплатами по социальному страхованию, косвенным налогам.

 Счет распределения — баланс распределения результата эксплуатации на дивиденды, паи.

 Счет капитала — баланс финансирования инвестиций (чистых), увеличения запасов и т.д.

 Финансовый счет — итоговый баланс, который показывает, кто предоставил необходимые капиталы и кому были переданы излишние капиталы (бессальдовый счет).

1.2 Национальный продукт: понятие, показатели, виды.

Национальный продукт – общая стоимость всех товаров и услуг, произведенных экономикой. Национальный продукт представляет собой поток денежных расходов домохозяйств, который движется навстречу потоку товаров и услуг. При равновесии кругооборота доходов и продукции национальный продукт равен национальному доходу. [2, c. 318]

Показатели рассчитываемые на основе ВНП:

Недостатком валового национального продукта является то что он не учитывает:

  •  нерыночное производство;
  •  стоимость товаров и услуг, созданных теневой (нелегальной) экономикой;

И не отражает:

  •  распределение национального дохода на потребление и накопление между различными слоями населения;
  •  время труда и время отдыха (личные издержки ВНП);
  •  внеэкономические факторы (например, состояние окружающей среды).

Выделяют номинальный, реальный и потенциальный ВНП.

Номинальный ВНП – ВНП, исчисленный в ценах текущего года.

Реальный ВНП – ВНП, выраженный в ценах базового года, исключает влияние информации.

Потенциальный ВНП-это максимально возможный объем национального производства при условии полного использования всех имеющихся ресурсов.

6 стр., 2910 слов

Система государственных стандартов социальных услуг

... стандартизации. Стандартизация базируется на общенаучных и специфических методах. Это: — упорядочение объектов стандартизации; — параметрическая стандартизация; — унификация продукции; — агрегатирование; — комплексная стандартизация; — опережающая стандартизация. Нормативно-правовую базу формирования системы стандартизации в сфере социального обслуживания населения ... работ и оказанию услуг в ...

1.3 Проблемы исчисления ВНП и ВВП

Существуют некоторые проблемы исчисления ВНП и ВВП:

1. Некоторые товары и услуги, созданные в данном году, не поступают на рынок, а, следовательно, не имеют рыночный цены. В показателе ВНП/ВВП они учитываются по условно начисленной стоимости, так для учета услуг, которыми пользуются владельцы собственных домов (по аналогии с теми, кто арендует жилье), статистика учитывает ВВП «арендную плату», которую они должны были бы «платить» сами себе, хотя реально эти выплаты не осуществляются. Услуги государственных служащих также не имеют рыночной стоимости (услуги полицейских, пожарных, работников управленческого аппарата и т.д.), но в ВВП учитываются издержки по производству этих услуг, т.е. соответствующие расходы государства, например, на заработную плату этим работникам.

2. Многие товары и услуги производятся и потребляются в домашних хозяйствах, не попадая на рынок, и часто не учитываются в показателе ВВП/ВНП. Так еда, приготовленная дома и в ресторане, может быть совершенно одинаковой, но лишь стоимость последней учитывается в ВВП. Прислуга и домохозяйка могут выполнять одинаковую работу, но труд последней никак не будет учтен, а заработная плата прислуги войдет в ВВП, рассчитанный по доходам.

3. Во всех странах существует проблема учета теневой экономики. В России она представляется весьма актуальной. Расширение теневой экономики и невозможность учета ее масштабов приводит к занижению данных о производстве ВВП, по сравнению с данными о его использовании, т.к. нелегально созданные продукты и доходы расходуются на потребление и накопление легально.

4. Проблемы расчета ВВП и ВНП в переходной экономике часто бывают связаны с несовершенством организации учета деятельности быстро растущего числа мелких производителей, особенно при переходе от сплошного статистического наблюдения к выборочному.

5. Существуют также серьезные проблемы, связанные с учетом потерь от загрязнения окружающей среды.

6. Показатели ВВП (ВНП) или НД в расчете на душу населения часто используются для межстрановых сравнений, например, при оценке уровня жизни, благосостоянии нации. Однако они не всегда могут дать точную информацию. Две страны могут иметь одинаковый показатель ВНП на душу населения, но разный уровень цен, а значит на 1 долл. дохода в этих странах можно будет купить разное количество благ.

7. Одинаковые показатели ВВП (ВНП) на душу населения могут дополняться различными показателями:

— уровня образования населения, продолжительности жизни, калорийности питания и т.д., которые следует учитывать в оценке благосостояния нации. Часто различия между странами по этим показателям связаны со степенью дифференциации доходов населения. Например, страна с относительно низкой дифференциацией доходов может иметь более высокие по сравнению с другими странами показатели уровня образования, продолжительности жизни и т.д., несмотря на то, что по уровню ВНП на душу населения она будет находиться на более низкой позиции по сравнению с ними. [10, с.112]

Существуют специальные организации, занимающиеся подсчетом данных конкретно по странам — МВФ (Международный Валютный Фонд), ВБ (Всемирный Банк) и ООН (Организация Объединенных Наций).

18 стр., 8690 слов

Понятие социального партнёрства в России и зарубежных странах

... нашего опыта. Социальное партнерство в современной России Социальный характер современной России выражается в социальных гарантиях гражданам в сфере трудовой деятельности, образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты на основе формирования социально ориентированной рыночной экономики. На наш ...

Подсчеты ведутся в долларах. Стоит отметить, что уровень жизни во всех существующих государствах отличается, также различны и цены на некоторые категории товаров, например, средняя стоимость бензина (Аи-95) в России 0,60 $, а в Норвегии 1.82 $. Итак, давайте рассмотрим страны с наибольшим ВВП. (Диаграмма 1)

Остальные страны

Китай

Канада

США Саудовская Аравия

Индия

Южная Корея

Япония

Италия Германия

Мексика Россия

Франция Бразилия

Индонезия Великобритания

Великобритания

Индонезия

Франция

Бразилия

Мексика

Россия Италия

Германия Южная Корея

Япония Саудовская Аравия

Канада

Индия

Остальные страны

США

Китай

0,00% 5,00% 10,00% 15,00% 20,00% 25,00% 30,00% 35,00%

Диаграмма 1 – доля крупнейших 15 стран в общемировом ВВП (по ППС) по данным

МВФ.

В рейтинге ведущую позицию занимают США, по оценке МВФ в 2016 году ВВП Соединённых Штатов Америки составил 18.569 миллиардов долларов, что практически в 2 раза больше, чем у ближайшего преследователя по данному рейтингу — КНР (11.218 млрд долларов).

США и КНР являются безоговорочными лидерами по показателям ВВП, что обусловлено высоким уровнем жизни и трудоспособностью жителей государства. Россия же в этом списке занимает 12 место (1.281 млрд долларов).

2. Показатели национальной экономики РФ

Среди основных показателей национальной экономики РФ достаточно выделить следующие важнейшие макроэкономические показатели:

 объём и темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП),

 объём потребления,

 масштабы накопления,

 валовые инвестиции,

 государственные расходы и доходы,

 размеры экспорта и импорта,

 число занятых и норма безработицы,

 индексы цен,

 денежная масса (денежные агрегаты),

 ставка процента (ставка рефинансирования),

 курс национальной валюты

 сальдо платёжного баланса

2.1 Развитие экономики РФ по ВНП и ВВП

Рассмотрим показатели национальной экономики Российской Федерации. (Таблица 1) Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015 ВВП 104,3 104,3 103,4 101,3 100,6 96,3 Индекс потребительских цен, за период, к концу предыдущего 108,8 106,1 106,6 106,5 111,4 112,9 периода Индекс промышленного произ 108,2 104,7 102,6 100,3 101,7 96,6 водства Индекс обрабатывающих произ 111,8 106,5 104,1 100,1 102,1 94,6 водств Индекс производства продукции

88,7 122,1 95,3 106,2 103,7 103,0 сельского хозяйства

Инвестиции в основной капитал 106 106,2 106,7 99,7 97,5 91,6

Объемы работ по виду деятель 103,5 105,1 102,4 98,5 95,5 93,0 ности «Строительство»

Ввод в действие жилых домов 97,6 106,6 104,7 105,6 114,9 99,5 Реальные располагаемые денеж 105,1 100,8 104,2 103,3 99,0 96,0 ные доходы населения

Реальная заработная плата 105,2 103,5 107,8 105,2 101,3 90,5 Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата, 20952 23532 26690 29940 32600 33925 руб. Оборот розничной торговли 106,3 107,2 105,9 103,9 102,5 90,0 Объем платных услуг населению 101,5 102,9 103,5 102,1 101,3 97,9 Уровень безработицы к экономически активному населению 7,5 6,6 5,7 5,5 5,2 5,6 (в среднем за период) Экспорт товаров, млрд. долл.

10 стр., 4663 слов

Медицинское страхование как социальная защита населения в условиях ...

... Обязательное медицинское (ОМС) Обязательное медицинское является формой социальной защиты граждан в условиях перехода экономики отношениям и призвано обеспечить доступную и бесплатную медицинскую помощь. В России ОМС является государственным и всеобщим для населения. Это ...

400,4 521,4 530,7 521,6 493,6 339,6 США Импорт товаров, млрд. долл.

248,7 323,3 335,4 344,3 308,0 194,0 США Средняя цена за нефть Urals,

78,2 109,3 110,5 107,9 97,6 51,2 долл. США/баррель

Таблица 1 — Макроэкономические показатели РФ (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

За истекшие 13 лет валовой внутренний продукт российской экономики непрерывно рос. Исключением был 2009 кризисный год. Для сравнения, в 2000 г. рост составил 10%, в 2001-5,1%, в 2002 году – 4,7%, в 2003-7,3%, в 2004-7,2%, в 2005-6,4%, в 2006-8,2%, в 2007-8,5%, в 2008-5,2%, в 2010-4,3%, в 2011-4,3%, в 2012-3,6%, в 2013-1,5%.

С 2000 года показатель увеличивался постоянно, достигнув максимального роста в 2007 г. Этот год оказался знаковым для России: страна вошла в число семи крупнейших мировых экономик, оставив за спиной Францию и Италию. [1, с. 314]

Последовавший вскоре экономический кризис серьезно ударил по российской экономике. Фондовый рынок страны рухнул, произошла девальвация рубля, затормозила экономика, резко просел ВВП, снизились доходы граждан, выросла безработица.

Правительство было вынуждено пойти на антикризисные меры и вбросить 28% золотовалютных резервов, которые в результате с $569 млрд. сократились до $413 млрд.

Спад удалось преодолеть во втором полугодии 2009 г., когда рост показателя составил до 1,9%. Всего же по итогам 2009 года ВВП снизился на 7,9%, и это оказалось наиболее глубоким падением во всех развитых экономиках мира.

ВВП России в 2009 г. достиг $2 109 млрд., вплотную подойдя к Великобритании ($2 281 млрд.) и опередив Францию ($2 097 млрд.) и Бразилию ($2 030 млрд.).

На душу населения ВВП в России составил $14 900, В Великобритании — $35 900, во Франции — $33 100, в Бразилии — $10 699.

Внешний долг, составлявший в 1999 году 160 млрд. долларов, был выплачен полностью в 2005-2007 годах.

В 2010 г. рост ВВП составил 4%, и Россия стала шестой в мире по этому показателю. Однако с 2012 г. темпы развития экономики замедлились, а зарубежные и многие российские экономисты заговорили об экономическом «потолке», которого достигла Россия при существующей системе управления. У российской экономики просто больше нет резервов для роста, а нынешний кризис должен заставить выйти на принципиально новые условия развития.

России нужны структурная перестройка экономики, уход от сырьевой модели, развитие собственного современного производства, цивилизованные административные и юридические условия для развития бизнеса. Без всего перечисленного дальнейшее развитие российской экономики уже невозможно.

2.2 Национальное богатство РФ и развитых стран

Национальное богатство — макроэкономический показатель, представляющий в денежном выражении совокупность активов, созданных и накопленных обществом.

Национальное богатство — это совокупная стоимость всех экономических активов (нефинансовых и финансовых) в рыночных ценах, находящихся на ту или иную дату в собственности резидентов данной страны, за вычетом их финансовых обязательств как резидентам, так и не резидентам.

Национальное богатство включает:

 природные богатства

 материальные ценности

31 стр., 15073 слов

Роль федерального бюджета в социально-экономическом развитии России

... государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации и реализации финансово-бюджетной политики страны. причиной выбора данной темы Объектом моего исследования является роль федерального бюджета в развитии государства. Предмет исследования – федеральный бюджет. Целью настоящей ...

Основной вклад в национальное богатство России вносят:

 природный капитал

 российский человеческий капитал

 физический капитал

По оценкам экспертов Всемирного банка доля человеческого капитала в национальном богатстве России в конце XX века составляла 50 процентов, доля природного капитала — 40 процентов, доля физического капитала — 10 процентов.

Национальное богатство является результатом и предпосылкой социально-экономического развития. Структура национального богатства стран на начало XXI в. выглядит следующим образом: в России на человеческий капитал приходится 50%, природные ресурсы – 32%, воспроизводимые (основной капитал) – 18%; в странах «Большой семёрки» — 78,4% и 18% соответственно. В стоимостном выражении объём богатства для России составляет 60 трлн. долл., для стран «Большой семёрки» — 275 трлн. долл., причём на душу населения 400 и 360 тыс. долл. соответственно. [3, с. 120]

От национального богатства зависит уровень благосостояния населения. Функция экономики – предоставление людям благ и услуг. Чем больше объем национального богатства, тем больше производственных фондов, т.е. тем больше Валовой Национальный продукт (ВНП).

Между национальным богатством и ВНП существует тесная взаимосвязь.

Рассматривается национальное богатство России, составляющее главную часть экономического потенциала страны. Его объем во многом определяет масштабы и темпы экономического роста, что делает актуальной его оценку как одного из показателей функционирования национальной экономики.

Национальное богатство — это совокупный объем экономических ресурсов и материальных ценностей, необходимых для нормального производства благ — товаров и услуг.

Ориентация на добычу и продажу сырья является отличительной чертой экономики современной России. Как показывает практика, подобного рода ориентация ведет к тупиковому развитию экономики и делает ее излишне зависимой от мировой экономической конъюнктуры. Подобный режим функционирования национальной экономики ориентирован не на сохранение и увеличение национального богатства, а исключительно на его использование.

По оценкам Института экономики РАН и Всемирного банка, сегодня национальное богатство всех стран мира составляет 550 трлн. долл., в числе которых половина находится у Франции, Германии, Италии, Канады, Японии, США, Великобритании. Национальное богатство США определено в количестве 24 трлн долл. в текущих ценах. Совокупный объем национального богатства стран СНГ составляет 80 трлн долл. Общий объем национального богатства России оценивается в 60 трлн долл., более 30 трлн долл. составляет природно-ресурсный.

Основной тенденцией национальных экономик развитых стран является то, что на человеческий капитал приходится более половины национального богатства. Увеличение этого соотношения свидетельствует об уровне развития национальной экономики, так как человеческие ресурсы составляют основу экономического роста.

Наращивание национального богатства в России происходило крайне неравномерно, под влиянием различных как объективных, так и субъективных причин. Темпы его увеличения находились в прямой зависимости от мировых экономических кризисов и возникавших внутренних политических проблем. Как показывает практика, ни при одном существовавшем в России государственном режиме так и не была сформирована эффективная система использования и увеличения национального богатства. Достигнутые показатели его использования в большинстве своем состоят из природно-ресурсного потенциала. Это простая эксплуатация ресурсов. По этой составляющей национального богатства Россия во много раз превосходит другие страны мира и постоянно увеличивает этот отрыв.

6 стр., 2580 слов

Из истории развития педагогической мысли в России и западных ...

... экономики, развитии промышленности, росте городов, все это требовало новой системы образования. Масштабы развития сис­темы образования определялись особенностями каждой страны. В XIX веке остро проявились противоречия между условиями педагогической мысли, школьного законодательства и ...

Выраженная однополюсная структура мирового хозяйства ведет к тому, что Россия существенным образом утрачивает степень контроля над своим национальным богатством. Оно все больше становится предметом передела между экономически развитыми странами, вследствие чего существует реальная угроза превращения страны в «сырьевой придаток» -понятие, подразумевающее ориентацию экономики исключительно на добычу и экспорт сырья. Для России характерно разнообразие форм рельефа и геологического строения, что предполагает наличие большого сектора полезных ископаемых. Потенциальная ценность балансовых запасов полезных ископаемых России составляет не менее 28 трлн долл, из которых 71 % приходится на топливные ресурсы.

Помимо наличия широкого спектра важнейших видов минерального сырья, данный комплекс экономики обладает развитой инфраструктурой и мощным научно-техническим потенциалом. Российский минерально-сырьевой комплекс играет важную роль во всех сферах жизни деятельности государства, обеспечивает устойчивое снабжение отраслей экономики минерально-сырьевыми ресурсами. Значительный объем добычи важнейших видов полезных ископаемых и относительно низкий уровень внутреннего потребления большинства их видов обусловили высокие экспортные возможности России на международном рынке минерального сырья.

По данным Всемирного Банка и Программы развития ООН:

  • Национальное богатство мира: человеческий капитал 64 %;
  • природные ресурсы 20 %;
  • накопленные материальные блага 16 %.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

  • Национальное богатство России: человеческий капитал 7 %;
  • природные ресурсы 85 %;
  • накопленные материальные блага 8 %.

Человеческий капитал во всех странах мира превышает половину накопленного национального богатства. Высокий удельный вес человеческого капитала свидетельствует об уровне развития стран и о неравномерном распределении природных элементов богатства.

Гармоничное развитие минерально-сырьевого комплекса России в значительной мере является залогом устойчивости ее экономики. Пока в этой сфере существует немало проблем, связанных как с несовершенством законодательства и системы управления, так и со структурными особенностями российской минерально-сырьевой базы и добывающей промышленности.

Вполне объективно назрела потребность в разработке новых механизмов эффективного использования природно-ресурсного потенциала страны для обеспечения инфраструктурной трансформации национальной экономики и выведения ее на позиции устойчивого роста и развития. Существует реальная потребность в изменении функционирования национальной экономики с сырьевой ориентации на инновационную. Стимулирование развития наукоемких отраслей экономики позволит повысить эффективность и рациональность использования национального богатства и увеличить участие в нем человеческого потенциала.

При оценке величины национального богатства экономистами применяется система группированных признаков. (Таблица 2)

4 стр., 1504 слов

Социальная политика России, перспективы ее развития

... России на современном этапе ее развития. Достижение указанной цели предполагает постановку и решение раскрыть понятие и сущность социальной политики; изучить основные теоретические концепции и реально действующие модели социальной политики; провести анализ ... социальной политики в той или иной стране определяется тем, в какой степени улучшается жизнь человека, облагораживаются условия его труда ...

Классификацион Виды элементов национального богатства ный признак

 по экономическим районам; По географиче  по регионам. скому принципу

 накопленные продукты труда (здания, машины, сырье,

одежда и т. Д.);

 учтенные и вовлеченные в экономический оборот природные По источникам

ресурсы; происхождения

 накопленное имущество в области нематериальных благ (па тенты, авторские нрава, лицензии и т. П.).

 средства производства, т. Е. производительные силы, приме По сфере реали- няемые в процессе производства или предназначенные для

зации этих целей предметы потребления — материальные и немате риальные блага, обслуживающие нужды потребительского

непроизводственного характера (жилые здания, здания школ,

больницы и их оборудование, человеческий капитал и г. П.).

 воспроизводимые материально-вещественные активы;

  •  природные ресурсы, По получаемым  финансовые активы;
  • доходам  человеческий каптал (природные способности, ноу-хау, па тенты, лицензии, чистой труд).

Таблица 2 — классификация компонентов национального богатства

Национальное богатство России — это достояние каждого жителя страны, поэтому необходимо законодательно и институционально разработать такие механизмы, которые гарантировали бы каждому гражданину и будущим поколениям равное право на получение дохода от использования невосполняемых природных богатств.

Нужна смена экономической парадигмы, переориентация на инновационную модель развития. Приоритетное развитие науки и наукоемких отраслей позволит более рационально использовать национальное богатство, будет способствовать увеличению в нем доли человеческого капитала.

2.3 Способы улучшения экономики РФ

Главная задача любого государства, как на мировой арене, так и внутри страны – это укрепление и развитие экономики. Развитие экономики необходимо как государству как таковому, так и его народу.

Экономика России сегодня — это довольно отсталое технологически народное хозяйство, проедающее свои ресурсы в угоду небольшой кучке лиц. Сырьевая экономика России попросту находиться на нефтегазовой игле, без которой, увы, правительство не способно решать хоть какие-то серьезные задачи. Развитие сырьевой экономики идет высокими темпами, убивая, к сожалению, развитие остальных сфер народного хозяйства, не связанных прямо или косвенно с торговлей за кордон ресурсами. Продавая свои ресурсы за чужие валюты, государство, во-первых, сразу теряет трижды — отдает ресурсы, укрепляет чужую валюту, а не свою, и, в дальнейшем, большую часть прибыли от этого оставляет (инвестирует) различными способами там же на чужбине, развивая их экономики. Что ввозим взамен? В большинстве случаев, это низкокачественный ширпотреб, товары, которые способны производить сами, ну, и, увы, лишь немного действительно необходимого для России продукта. Все это, разумеется не способствует развитию собственной экономики и повышению благосостояния наших граждан. Государство получает от реализации ресурсов за границу огромные деньги. А где они? Кого они кормят? Кого угодно, только не свой народ. Желает ли наше Правительство что-то менять в этой области и начать более целенаправленно использовать доходы от продажи сырья? Или Государственный аппарат и так все устраивает (что вполне возможно).

8 стр., 3795 слов

Социальное расслоение общества в России

... ным дном. социальная стратификация 2. Социальное расслоение общества в России 2.1.Положение социальных низов Складывающееся (пожалуй, уже сложившееся) в индустриальных странах общество ... экономики и стагнировали на протяжении 1990-х - начала 2000-х годов, а отношения неполной приватизации и непрозрачности собственности оказались законсервированными. Таким образом, в постсоветской России сохранился в ...

А как государству с сырьевым уклоном развития экономики переломить данную тенденцию и повысить высокотехнологичную составляющую в экономическом движении страны, и тем самым поднять уровень производительности труда, и, конечно же, материальный уровень всех его граждан.

Если государство является сырьевым экспортером, с большой долей этого сектора в экономике, то надо этим и правильно пользоваться. Нет смысла размахивать налогообложением как дубинкой в торговом ряду, просто вытрясая из граждан денежки на свое содержание. У каждого государства свой исторически сложившийся уклад экономики, свои возможности и традиции. И, если всем государствам применять единую систему налогообложения, то в таком случае одни государства будут в большом выигрыше, а другие в вечном кризисе. Увы, и Россия не избежала этой экономической глупости, во многом слепо скопировав систему налогообложения у других стран. Являясь государством с сырьевым уклоном в экономике, и применять при этом систему налогообложения государств с высокотехнологичной экономикой – это то же, что готовить шашлык на открытом огне, жареное мясо, конечно, будет, но горелого окажется больше.

Понятно, что сегодня у экономической власти в России находятся люди, которые практически ничего не создали, а вся их экономическая мощь получена при помощи всевозможных «захватов» уже готового. Поэтому им сложно представить себе, что экономику выгодно развивать, а не пользоваться только благами уже «захваченного». Они привыкли только к одному: продать сегодня и сейчас как можно больше, и вложить вырученные деньги где-то там, за кордоном в недвижимость, акции, счета в банках и т.д.

Так вот для того чтобы привлечь, как свои «денежные накопления», так и инвесторов из-за границы надо сделать и показать привлекательность денежных вложений в России. Увы, сегодня инвестиционный климат в России далек от идеального. Это и общая экономическая нестабильность, создаваемая непоследовательными действиями правительства, и нестабильность законодательства в области экономики, и множество бюрократических преград, и т.д. Но, в первую очередь, это явно завышенная внутренняя стоимость на ресурсы. Уже сегодня, как, впрочем, и ранее, благодаря большому экспорту сырья и энергоресурсов, Россия может сделать значительный прорыв в экономике, ни вкладывая при этом огромных ресурсов, не ломая структуру управления, и глобально не меняя систему налогообложения.

Надо всего лишь изменить некоторые акценты налогообложения, а именно увеличить экспортные пошлины на все виды сырья и энергоносители, но при этом свести к минимуму налог на добычу полезных ископаемых и значительно снизить налоги (сборы) на заработную плату. Вообще-то не понятно, с какой целью растет налог на полезные ископаемые, что только провоцирует инфляцию в России и ни чего более. Доходы же в местные бюджеты надо пополнять частью экспортных пошлин, а не питать ими лишь бездонный госбюджет, большая часть которого растворяется непонятно как, не принося должного экономического эффекта от своего существования.

Как раз львиная доля экспортных пошлин и должна питать сегодня в первую очередь все социальные программы: пенсии, здравоохранение, образование и науку. Вообще-то не понятно, почему, например, финансирование медицины должно как-то увязываться с фондом оплаты труда предприятий. Равно как и выплаты по текущим пенсиям. Все эти вопросы относятся просто к финансовым возможностям государства, а не должны увязываться с текущей заработной платой. Подобное многократное налогообложения фонда оплаты труда ведет просто к искусственному удорожанию рабочей силы, и как следствие к увеличению безработицы, увеличению себестоимости продукции, к уводу части выплат по заработной плате в тень, снижение потребления населением (падение спроса) и т.п. Если вспомнить недалекое прошлое, налогообложение заработной платы в СССР, то тогда фонд оплаты труда облагался только 4% на социальное страхование, и это было гораздо более правильным решением, нежели то, что мы имеем сегодня. А формирование пенсионного фонда, содержание медицины происходили из других источников. Ведь если, например, продолжить маразм ныне действующего обложения заработной платы, то можно еще ввести отчисления на содержание полиции, судов, Правительств и Дум всех уровней, армии и Президента. А где связь? Да никакой, разумеется. Пенсионный фонд и затраты на здравоохранение вполне можно формировать, как и другие статьи бюджета, за счет пошлин, НДС, акцизов, налога на прибыль и т.д.

С нормальной экономической точки зрения заработная плата вообщето должна только облагаться сбором на социальное страхование и подоходным налогом, а все остальные накрутки на нее есть лишь искусственное увеличение стоимости рабочей силы со всеми негативными последствиями.

Для улучшения инвестиционного экономического климата и его привлекательности любой страны, государство в первую очередь должно заботиться о минимальной стоимости на внутреннем рынке топливно-сырьевых ресурсов и рабочей силы, а не увеличивать их стоимость искусственно. Кроме того, внутреннее налогообложение должно быть стабильным, и не меняться ежегодно, подстраиваясь под аппетиты госбюджета. Только в этом случае инвестирование, как для своих, так и для сторонних лиц станет привлекательным. Мало того, увидев выгодность производства в России, к нам потекут не только инвестиционные деньги, но и станут создаваться передовые производства с их новейшими технологиями. Тогда и ВВП, и бюджет страны будут ежегодно возрастать.

Сегодня же, увы, многое делается наоборот, и развитию собственной экономики и инвестированию вставляются палки в колеса, хотя при этом с высоких трибун идут как будто бы положительные призывы. Но надо не столько призывать к чему-то, но в первую очередь, создавать условия для реализации своих же призывов. Все бюджетные потери от снижения налога на природные ресурсы и обложений фонда оплаты труда можно вполне компенсировать увеличением экспортных пошлин и акцизов на ряд продуктов, ввести монопольный налог, ну, и в крайнем случае увеличить немного ставки по налогу на прибыль и НДС.

Сегодня государству необходимо добиться того, чтобы, например, стоимость своего мяса была бы дешевле аргентинского со всеми его транспортными затратами, а не наоборот. Что бы в России самим было выгодно производить картофель, а не привозить его из Польши и Белоруссии, государств, имеющих аналогичный Центру России климат. Пора нашему правительству хоть немного научиться думать самостоятельно, а не только заниматься заимствованием законов и других решений из вне. Тем более, что ныне ситуация показывает, что там уже давно не все так хорошо в экономике и социальной сфере, как многие у нас привыкли считать, и кланяться «тамошним достижениям». Без новой, передовой системы налогообложения вперед быстро не поедешь, а так и будешь тащиться в хвосте обоза ковыляющих кобыл с санями образца 19 века.

Заключение

В результате проведённых нами исследований, можно сделать следующие выводы. 1. Основными макроэкономическими показателями являются ВВП, ВНД, ВНП, НД, ЛД, ВС, ВН, НБ. С учетом дефлятора они могут быть выражены в номинальном и реальном значении. 2. Система национальных счетов — система макроэкономических счетов, разработанная для удовлетворения запросов тех, кто занимается анализом, выработкой политики и принятием решений. СНС- универсальная основа для анализа обобщающих характеристик рыночной экономики. 3. ВВП — это совокупная рыночная стоимость произведенных конечных товаров и услуг в экономике данной страны за год. При этом стоимость промежуточных товаров и услуг не входит в ВВП, ибо в противном случае показатель содержал бы повторный (двойной) счет и не удовлетворял бы требованиям охарактеризовать совокупный объем производства в стране, регионе за рассматриваемый период времени. ВНП отличается от ВВП на величину чистых факторных доходов (ЧФД) из-за рубежа, которая может иметь и положительное, и отрицательное значение. В макроэкономическом анализе используют три метода для определения ВВП или ВНП: по производству, по расходам и по доходам. Расчет ВВП по производству (или по отраслям) показывает вклад каждого производителя в национальное производство в целом. Производственный метод исчисления ВВП сводится к определению валовой добавленной стоимости по всем отраслям экономики (как разницы между валовым выпуском и промежуточным потреблением) и добавлением налогов за вычетом субсидий на продукты и услуги, включая импортные. Расчет ВВП по доходам (распределительным методом) включает следующие виды первичных доходов, распределенных производственными единицами-резидентами: оплата труда наемных работников, прибыли фирм и корпораций, рентные платежи и т.д. ВВП как макроэкономический показатель не в состоянии корректно отразить тот объем национального продукта (дохода), который можно фактически потребить без ущерба для национальной экономики. Поэтому есть необходимость ввести новый экономический показатель. 4. Национальное богатство (НБ) представляет совокупность всех материальных и нематериальных активов страны. Значимость национального богатства страны определяется ее финансовой безопасностью. НБ. Не во все времена национальное богатство считалось положительной характеристикой для страны, однако в современных условиях, особенно в условиях кризиса, становится понятно, насколько важным могут быть ресурсы государства. 5. Исследуя эти показатели, мы можем достаточно точно предсказать развитие страны в целом, и отдельных отраслей экономики в частности. В последнее время появился ряд новых экономико-математических методов исследования этих показателей, так что можно с большей точностью определить, будет ли развитие экономики определенной страны, или нет.

Список использованных источников.

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnyie-makroekonomicheskie-pokazateli/