Изучение и обобщение педагогического опыта и изучение документов деятельности, анализа деятельности образовательного учреждения.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обобщение научно-педагогической литературы по теме самообразования «Социальное воспитание личности в коллективе»;
2. Изучить и описать опыт педагогической работы по реализации принципов воспитания личности в коллективе, в обществе на практике.
Практическая значимость
Понимание этого мы находим ещё в педагогических сочинениях 18 века (А. Ф. Бестужев, Д. С. Аничков, Е. Р Дашкова, М. В. Ломоносов и др.).
Уже в это время они пришли к пониманию идеи общественного воспитания, роли его среды в социализации личности. В «Трактате о воспитании» А. Ф. Бестужев пишет следующее: «Воспитание общественное есть единое только средство к восстановлению всего того, что относиться к истинному просвещению, к восстановлению в совершенстве всех выгод, всех добродетелей, каковые общество иметь должно, там люди познают, в чем состоит сие общество и какие суть его обстоятельства».
Структура работы
Курсовая работа состоит: из введения, двух глав, списка литературы, работа изложена на…страницах
Глава 1 Социальное воспитание учащихся
1.1 Социальное воспитание как педагогическая категория
Воспитание — важнейшая функция любого общества, процесс социальный, складывающийся из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействия среды (как необходимого условия становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса.
Социальная микросреда является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, с другой — необходимым условием успешного развития этого процесса.
Общественное социальное воспитание — педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь. Она предполагает полноценное использование в воспитательно-образовательном процессе всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество, в целях формирования личности, адекватной требованиям общества и в определенной мере опережающей его развитие.
«Социальное формирование», как известно, одно из самых широких понятий, характеризующих становление личности. Это процесс и результат всех социальных воздействий на ребенка: целенаправленных и стихийных, позитивных и негативных. Шире только понятие «развитие», ибо, включая весь спектр социальных воздействий на ребенка, оно также содержит и воздействие врожденных и наследственных качеств на становление личности, особенности ее саморазвития. По сравнению с понятием «социальное формирование» собственно «воспитание» же.
Социальная сфера общества
... управления социальной сферой. Подходы к определению социальной сферы общества. Традиционно обществоведами выделяются следующие основные сферы общества - экономическая, духовная, политическая и социальная. Под экономической сферой понимается система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального ...
Социализация — процесс усвоения индивидом социального опыта, предполагающий включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений. Социализация обусловливается разнообразными социальными, социально-психологическими, психолого-педагогическими и психологическими факторами. Среди них необходимо различать целенаправленные усилия общества и его различных социальных институтов по формированию личности, что означает собственно «воспитание»; влияние среды и непосредственного ближайшего окружения личности; активность личности, проявляющуюся в избирательном отношении к ближайшему окружению, к его нормам и ценностям, к педагогическим воздействиям, самовоспитании и саморегулировании поведения.
Основной целью социального воспитания является содействие развитию человека как личности, реализации его способностей и возможностей в обществе.
При определении целей общественного (социального) воспитания всестороннее развитие личности рассматривается как цель, идеал, достижение которого в системе общественного воспитания осуществляется специфическими путями и средствами.
В структуре конкретных целей, в содержании социального воспитания на передний план выдвигается задача приведения в соответствие двух сторон взаимодействия – общества, направляющего воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересах каждого человека, и механизма активизации самой личности, ее творческого потенциала на благо общества.
Направленность развития личности должна быть задана в достаточно общем виде, чтобы не препятствовать индивидуальной вариативности. Задача, таким образом, состоит в создании необходимых и достаточных условий для обеспечения развития личностно-смысловой сферы человека и его индивидуально-психологического здоровья.
Приоритет в социальном воспитании принадлежит семье, где человек проходит первичную и главную социализации. В рамках же иных общественных структур совершается последующая социализация. Семья рассматривается не как вспомогательный институт, нужный для сохранения и воспроизводства существующих в государстве структур и отношений, а как главное условие реализации задатков и способностей человека, важнейший воспитательный институт, располагающий уникальными средствами, широким диапазоном влияния на социальное формирование и саморазвитие личности. Нормальные нравственные взаимоотношения, атмосфера понимания в семье определяют гуманистическую направленность воспитания личности.
Отсюда иная модель взаимодействия в системе: личность – семья – общество. Первичным является человек, семья; вторичным – государство, общество и любые его институты. Не семья – помощник общества, а общество должно всемерно помогать, поддерживать семью. Главные усилия педагогики должны быть направлены не на попытку подменить влияние семьи воздействием каких-либо общественных институтов (школы, детских лагерей, органов правопорядка и др.), а на то, чтобы деятельность этих институтов способствовала восстановлению, укреплению нормальной семьи, установлению межличностного контакта в семье, благоприятного воспитывающего микроклимата в этом микросоциуме.
Центр социальной помощи семье и детям
... что Центры социальной помощи семье и детям - важный элемент структуры социальных служб. Их деятельность многогранна, они выполняют множество незаменимых функций. Вносимый ими вклад в развитие общества велик. Стоит обратить внимание на данные центры ...
В этой связи деятельность всех субъектов социального воспитания должна предусматривать три взаимосвязанных направления:
1) передачу (организацию) социального опыта детей и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития каждого ребенка как личности, ее самоактуализации в семье и ее ближайшем окружении; самовоспитание в желательном для общества направлении; активизацию – всеми имеющимися у общества средствами – интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и других направлений развития личности в социуме;
2) создание воспитывающей среды в семье и ее ближайшем окружении; формирование в микросреде социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентаций и ценностей, что является основой благоприятного психологического климата, высокого эмоционального тонуса, способствующего сохранению референтной значимости этого окружения для личности;
3) процессы реализации и социальной реабилитации, предполагающие комплекс мер преодоления асоциальных отклонений в развитии личности и поведении, обеспечение социальной помощи и защиты детей с целью преодоления социальной дезадаптации и включения их в нормальную жизнедеятельность.
Общественное (социальное) воспитание осуществляется в различных сферах микросреды, в которой развивается личность. Это обусловливает правомерность и целесообразность выделения в рамках общественного воспитания отдельных его областей как самостоятельных в силу их специфики (в том числе – семейного воспитания).
Для каждой из этих областей характерна определенная расстановка воспитательных институтов, специфическая социальная ситуация, своеобразная психологическая позиция развивающейся личности как субъекта воспитания.
Для каждого периода социального развития и индивидуального становления человека как личности характерны специфические возрастные особенности, проявляющиеся в определенных психологических новообразованиях, в соответствующей возрасту разнообразной деятельности, в формирующем влиянии того или иного института социализации и т.д.
Система социального воспитания предполагает непрерывную, педагогически целесообразную организацию воспитательного процесса с учетом специфики социальной ситуации развития личности и ее психологической позиции на всех возрастных этапах (раннее детство, дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник и т.д.), в разных сферах микросреды, где развивается личность (семья, детский сад, класс, школа, дом, квартал, клуб, любительское объединение, неформальная группа и т.д.); с участием всех субъектов воспитания от ребенка до родителей, педагогов, различных профессионально-воспитательных учреждений, социальных педагогов, представителей общественности.
Особые условия и возможности для социального воспитания заложены в микросреде, окружающей детей вне официальных, государственно учрежденных институтов воспитания (открытая, неинституционализированная среда) и особенно в наиболее стабильном ее звене – семейно-бытовой микросреде с ее ближайшим окружением (социокультурной среде по месту жительства).
Воспитание и социализация
... ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Социализация – это процесс , играющий значительную роль в жизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни. [12] Воспитание (в его традиционном понимании) ...
Она характеризуется отсутствием жестких (формализованных) структур, преобладанием неформальной, нерегламентированной структуры, свободой входа и выхода из нее на добровольных началах, выбора видов и характера деятельности; широким диапазоном и многообразием форм общения, сложной многоуровневой системой контактов, взаимоотношений с родителями, с другими взрослыми, с детьми разного возраста. Пространство в социокультурной среде по месту жительства включает детей раннего возраста в определенные социальные отношения, в том числе семейно-соседскую общность; способствует реализации на различных возрастных этапах потребностей в общении, познании окружающей действительности, в самоутверждении, самоопределении, развитии творческих начал. В то же время это пространство постоянно открыто для негативных влияний на процесс социального формирования личности; ему свойственны определенная стихийность, противоречивость, обилие неожиданных, непредсказуемых ситуаций.
Социальное воспитание учащихся (основные теоретические положения) / Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова и др. – М., 1990. – С. 1–5.
Социализация как социально-педагогическое явление.
Известно, что под личностью понимается устойчивая система социально значимых черт характеризующих индивид, и что личность есть продукт общественного развития и включение индивида в систему социальных взаимоотношений посредством активной предметной деятельности и общения. Личностью индивид становиться в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, своей самоотождественностии неповторимости как субъекта деятельности, но именно в качестве члена общества. Это становиться возможным благодаря такому существующему в человеческом обществе явлению, как социализация.
Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм, культурных ценностей того общества к которому он принадлежит. Фактически социализация как явление обеспечивает социальную адаптацию и интеграцию или интерриозацию индивида, что означает приспособление его к социально-экономическим условиям, социальным нормам различных уровней жизнедеятельности общества, социальным группам, социальным организациям и институтам как среде жизнедеятельности включение социальных норм и ценностей в внутренний мир человека, его «Я» обуславливается структурой каждой конкретной личности.
Социализация как явление близко по своему действию с имеющимся в педагогике понятиям «Воспитание» или социальным воспитанием. В процессе воспитания происходит становление, обогащение и совершенствование субъективно-духовного мира человека. Оно складывается из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека воспитательных институтов общества, воздействия среды, активности самой личности как субъекта этого процесса.
Социальная микросреда является одним из важнейших факторов, ускоряющих или сдерживающих процесс самореализации личности. Общественное (социальное) воспитание – это педагогический ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период их включения в социальную жизнь. Она предполагает использование в воспитательно-образовательном процессе всего арсенале средств, в целях формировании личности ,адекватной требованиям общества.
Социальное воспитание в процессе становления личности
... в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности. Социализация ...
Понимание этого мы находим ещё в педагогических сочинениях 18 века (А. Ф. Бестужев, Д. С. Аничков, Е. Р Дашкова, М. В. Ломоносов и др.).
Уже в это время они пришли к пониманию идеи общественного воспитания, роли его среды в социализации личности. В «Трактате о воспитании» А. Ф. Бестужев пишет следующее: «Воспитание общественное есть единое только средство к восстановлению всего того, что относиться к истинному просвещению, к восстановлению в совершенстве всех выгод, всех добродетелей, каковые общество иметь должно, там люди познают, в чем состоит сие общество и какие суть его обстоятельства».\
Ещё в работах В. М. Бехтерева, Т. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогова, Л. Н. толстого, К. Д. Ушинского, Д. И. Писарева указывалось на то, что воспитание – это объективно закономерно явление жизни общества, целостный процесс становления личности, взаимосвязанные стороны которого – образование, обучение и развитие включены в определённую систему отношений. Таким образом «Человек как социальная единица является продуктом воспитания, а не результатом прирожденных и наследственных условий».
«Цель всякого воспитания – отмечал Т. Ф. Лесгафт – содействовать развитию разумного человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей жизнью и быть в состоянии предвидеть последствия своих действий по отношению к другому лицу» и даже «мудрость человека должна показать ему узость личной жизни и указать на значение общественного проявления, чтобы подсказать ему его долг: содействовать совершенствованию общества, в котором находиться».\
Конечная цель разумного воспитания должна заключаться в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира и преимущественного общественного, в котором ему со временем придется действовать.
«Каждый педагог соглашается – говорил Л. Н. Толстой – что жизнь вносит свое влияние и до школы и после школы, и не смотря на все старания устранить её и во время школы», и причина этого явления «лежит в потребности общества, а само «воспитание как явление имеет свое начало… в обществе»
В 30-е годы такое понимание воспитания развивалось такими педагогами, как Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, И. Ф. Козлов. «Под воспитанием, — писала Н. К. Крупская – понимают весьма различные вещи. В узком смысле под воспитанием понимается обычно то или иное преднамеренное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков… но воспитывают не только отдельные лица, воспитывает весь семейный, весь школьный уклад, воспитывает улица, общественная организация, окружающая обстановка, весь общественный строй». Воспитание есть «процесс социальный в самом широком смысле» — указывает а. С. Макаренко, об этом пишет И. Ф. Козлов.
\ Так, видный мыслитель 20 века Э. Фром считал, что социализация индивида начинается с первых проявлений его отношений к себе и другим людям, что приводит, по его мнению, посредствам отношений форм общения к формированию «социального характера». «Социальный характер»,по Э.Фрому-это «Ядро структуры характера,свойственная большинству представителей данной культуры и формирование ….
циализации
Усвоение ценностей происходит за счёт закладывания в структуре личности норм, которые свойственны семье в целом или её отдельном членам (например, отцу), это убедительно доказывается в эмпирическом исследовании :процент лиц с отклоняющимся поведением выше в тех случаях, когда социализация происходит в условиях семейных конфликтов или неполных семьях – без отца. Поэтому основным законом первичной социализации Парсонс считает семью, где закладывается фундаментальные мотивационные установки личности.
Уважение чести и достоинства личности в уголовном процессе
... правового регулирования принципа уважения чести и достоинства личности в УП России 1.1 Содержание принципа уважения чести и достоинства личности в Уголовном Процессе Охрана чести и достоинства личности является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности. Уважение чести и достоинства обязательно для всех органов и должностных лиц, ...
Социализация как процесс осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга воздействующих факторов .\
В нашу научно-педагогическую литературу одним из первых термин «социализация» ввел видный ученый А.В. Мудрик в работе «Личность школьника и её воспитание в коллективе». В ней 1983 году он писал: «Формирование личности, которая рассматривается рядом педагогов как воспитание в широком смысле слова». В более поздней работе А. В. Мудрик излагает уже системное видение факторов процесса социализации.
Социализация как процесс, складывается из многих факторов воздействия. По его представлениям, их три группы: макрофактор, мезофактор и микрофактор.\
К первой группе микрофакторов он относит: космос, планету, страну и государство. Макрофакторы реально влияют на процесс социализации индивидов, доказательством чего является примерная однотипность роста и развитие детей в разных частях земного шара.\
Космос фактически не изучен как макрофактор и его роль строиться в догадках.
Планета в качестве макрофактора социализации более изучена. Установлено, что условия жизни людей с рождения и до смерти определяется глобальными, политическими процессами, происходящими в ней.
Страна как макрофактор социализации оказывает своё влияние через природно-климатические и географические условия, что культура страны складывается веками и естественно отражается на формирование (социализации) каждой личности (речь, обычаи, традиции, приметы, фольклор, быт…).
Общество воздействует на личность всей своей экономической и социальной структурой, идиологией, культурой.
Государство как фактор социализации признается по причине того, что оно своей политикой, идеологией и социальной практикой, создает определенные условия для жизни людей.
Во вторую группу , по А. В. Мудрику составляют мезофакторы – к ним относят типы поселений (село, город, этнокультурные и исторические условия.\
Проживание формирующейся личности – важнейший фактор её социализации. Так, город по своей структуре более много социален и профессионален в сравнении с деревней, и более информационно мобилен. Личность в городе более автономна в выборе.
На самореализацию индивида в городе, на современном этапе определенное влияние оказывает специфика социально-псхологической ситуации, которая связана с многомиллионной миграцией людей из деревни в город, из одного региона в другой. В результате этого»тон» в городе задают люди, которых Д. Андреев охарактеризовал следующим образом:»Эти несчастные в подавляющем большинстве сами не понимают ужаса своего положения. Утратившие связь с матерью-землей и вознагражденные за это приобщением к мировой культуре, психически искалеченные вечной возней с машинами, эстетически колеблющимся от красот индустриального пейзажа до частушки. Эти люди становятся жертвами одуряющей скуки, как только оказываются наедине с собой. Они, как огня боятся тишины, ибо тишина ставит их лицом к лицу с их душевной опустошенностью. Природа для них мертва, философия смертельна скучна, искусство и литература в самых сниженных своих проявлениях, религия возбуждает в них лишь высокомерную насмешку невежд…
Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности
... и свойств личности, отвечающих потребностям собственного и общественного развития. Воспитание - главное условие социализации и одновременно неотъемлемая часть этого процесса. Под этим углом зрения оно рассматривается как целенаправленная и контролируемая социализация. Посредством воспитания регулируются ...