Социальное партнерство в антикризисном управлении ОАО «Хлебогор»

Развитие социального партнерства в России неразрывно связано со становлением рыночной экономики. В условиях рыночного хозяйствования интересы работодателя, работников, их представителей в сфере трудовых отношений не всегда совпадают. В настоящее время для собственника организации важно нанять и сохранить для своего предприятия только такую рабочую силу, которая необходима ему для эффективного обеспечения действующего в организации технологического процесса изготовления товара, оказания услуг, выполнения работ; предоставить наемному работнику минимальные (стандартные) условия охраны и оплаты его труда. Работники (их представители), напротив, стремятся обеспечить себе занятость, сохранить рабочее место, потребовать от работодателя создать условия безопасные для жизни и здоровья и благоприятные для выполнения трудовых обязанностей, для более высокого по сравнению с инфляцией роста заработной платы. Противостояние интересов работодателя и работников, мешающих нормальной жизнедеятельности организации, нуждается в осознании сторонами, в урегулировании путем компромиссов, взаимных уступок, соглашений и договоров. Это сложная, длящаяся во времени деятельность и охватывается понятием «социальное партнерство».

До настоящего времени в науке трудового права всё ещё не уделяется должного внимания разработке проблем социального партнёрства в субъекте Российской Федерации, анализу соответствующего законодательства, особенно локальных нормативных актов отдельных регионов, муниципальных образований, конкретных организаций.

Цель курсовой работы – анализ социального партнёрства в антикризисном управлении.

Поставленная цель достигается путем решения ряда задач:

1) изучить теоретические аспекты социального партнерства;

2) провести диагностику банкротства ОАО «Хлебогор»;

3) проанализировать осуществление социального партнерства на предприятии;

4) разработать рекомендации по взаимодействию социальных партнеров в условиях кризиса.

Объектом исследования является ОАО «Хлебогор». Предметом является социальное партнерство в антикризисном управлении.

Для написания данной работы использовались такие методы исследования как, монографический, экономико-математический, графический, табличный метод.

В процессе работы были использованы нормативно — правовые акты Российской Федерации, монографии и статьи ведущий отечественных и зарубежных ученых, а также материалы бухгалтерской отчетности ОАО «Хлебогор».

11 стр., 5232 слов

Региональные системы управления социальной работой

... социальной защиты населения. Объект – социальная защита населения. Предмет – региональные системы управления социальной работой. Цель – изучение принципов организации управления и развития системы социальной защиты населения на региональном и муниципальном уровнях, нормативно-правовой базы управления социальной ...

Объем работы составляет 42 страницы машинописного текста. Содержание работы

1 Теоретические аспекты социального партнерства в антикризисном управлении

1.1 Понятие и принципы социального партнерства

Социальное партнерство — система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей. Развитие социального партнерства в его различных формах — важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей — союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия [8, c.182].

Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

В индустриально развитых странах социальное партнерство принимает различные формы. Так называемая корпоративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В Австрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада).

Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.

В России система социального партнерства в его трипартистском варианте еще только делает первые шаги. Главное — не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Вместе с тем в отдельных отраслях (например, в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства. Выделяются большие, средние и малые социальные группы. В большие социальные группы (помимо классов) входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например, борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

2 стр., 867 слов

Социальное партнерство

... в сфере труда. 2. Социальное партнерство, как идеология цивилизованного общества рыночной экономики. Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на ... работникам и их роли в деятельности предприятия. Цель моего реферата : показать значение социального партнерства в развитии общества и Исходя из цели, я поставила ...

К средним социальным группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличают также некие родственные контакты друг с другом.

Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально- профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире – среднего слоя (среднего класса).

Основными принципами социального партнерства являются [5, c. 133]:

  • равноправие сторон;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
  • полномочность представителей сторон;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Таким образом, принципы социального партнерства заключаются в цивилизованном регулировании социально-трудовых отношений, в налаживании нормальных партнерских взаимоотношений между наемными работниками и работодателями при посредничестве государства. В мировой практике имеется богатый и проверенный временем опыт переговорной политики, как «трипартизма», так и двухсторонних переговорных отношений.

Рассмотрим социальное партнерство в антикризисном управлении.

1.2 Социальное партнерство в антикризисном управлении

В условиях кризиса действенным средством решения обострившихся социально-экономических проблем и регулирования противоречий между наемным трудом, работодателем и государством является социальное партнерство. Идеологию партнерства характеризует ее содержание:

  • преимущественно переговорный характер разрешения разногласий;
  • согласование социально-экономической политики и политики доходов;
  • согласование критериев и показателей социальной справедливости и установление мер гарантированной защиты интересов всех субъектов социального партнерства;
  • утверждение системы общечеловеческих ценностей в производстве и в других сферах общественного труда;
  • участие наемных работников в управлении.

Опыт подтверждает, что механизм социального партнерства помогает обеспечить взаимную заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективном экономическом росте, в повышении конкурентоспособности производства, в социальном благополучии и укреплении демократии. Это значит, что растет трудовая и социальная активности, оздоравливается процесс конкуренции, улучшаются условия труда и жизни, а значит, снижается уровень социальных конфликтов, смягчается их острота, забастовочные ультиматумы переводятся в конструктивные предложения.

20 стр., 9724 слов

Развитие социального партнёрства в образовании на примере Зеленодольского ...

... каковы условия формирования социального партнерства в образовании на муниципальном уровне. Объект исследования: процесс формирования социального партнерства. Предмет исследования: система социального партнерства в образовании в Зеленодольском муниципальном районе. Цель исследования: изучить состояние проблемы социального партнерства в образовании на муниципальном уровне. ...

В 1999 году была создана Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Однако формирование системы социального партнерства натолкнулось на монополизм государства. Главная проблема в деятельности трехсторонней комиссии заключается в том, что профсоюзы и организации предпринимателей фактически не участвуют в выработке стратегий экономических и социальных реформ. Эти стратегии формируются узким кругом лиц, назначаемых Президентом РФ, а также под сильным воздействием международных финансовых организаций. Переговоры, которые впоследствии ведутся в комиссии, ограничены заранее определенными рамками.