Государственный интерес в регулировании семейных отношений выражен в ст. 7 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. к приоритетным направлениям государственной политики по улучшению положения детей в РФ относится укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности и создание механизмов дополнительной поддержки семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без родительского попечения.
Современное семейное законодательство восприняло норму международного права о том, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Так, пункт 2 ст. 54 СК РФ гласит, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Он имеет право знать своих родителей, проживать вместе с ними (за исключением случаев, когда нарушаются его права и законные интересы), на воспитание своими родителями. В случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органами опеки и попечительства, в порядке, предусмотренном главой 18 Семейного кодекса РФ.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что ребенок, помещенный в условия интерната, лишенный положительного опыта семейной жизни, деформируется в личностном развитии. У таких детей снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, развивается чувство тревоги, агрессивность, тормозится интеллектуальное развитие. Такой ребенок покидает интернат не готовым к самостоятельной жизни, не умея организовать свой быт, создать и сохранить семью. Поэтому приоритетным является развитие именно семейных форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения. Законодательное определение термина «дети, оставшиеся без попечения родителей» содержится в ст. 121 Семейного кодекса. В п. 1 данной статьи приведен примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения: а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными; б) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; в) длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение их под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел).
Анализ форм и методов работы педагога с родителями в дошкольных ...
... воспитанности многих современных детей. Целью курсовой работы является раскрытие форм и методов работы педагога с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для воспитания педагогической культуры родителей. Объект : воспитание педагогической культуры родителей. В качестве предмета ...
В качестве уклонения родителей от воспитания детей особо выделен отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.
Цель данной курсовой работы рассмотреть социальную защиту детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Поставленная цель определила ряд задач, которые необходимо решить в ходе проводимого исследования, а именно:
- Рассмотреть правовые аспекты социального сиротства;
Изучить формы социальной защиты детей оставшихся без родительского попечения.
Объектом работы являются общественные отношения в сфере гарантий на социальную защиту детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Предметом курсовой работы являются нормативные правовые акты, связанные с правовым регулированием социальной защиты детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Поставленная цель и задачи определили структуру курсовой работы которая состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Правовые аспекты социального сиротства
На современном этапе развития общества решение проблем социального сиротства является одним из приоритетных направлений социальной политики государства и в значительной мере определяет социальное благополучие детского населения. Детство — это постоянная и естественным образом сменяемая часть любого общества, стадия жизненного цикла человека, когда начинается и продолжается развитие организма, формируются его важнейшие функции; это начальный этап активной социализации личности, включающий усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, социальных ролей, позволяющих ребенку формироваться и функционировать в качестве полноценного члена общества.
Согласно ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».
Конвенция является единственным международным договором, который ратифицировали абсолютное большинство существующих государств. В ней подтверждаются права всех детей на выживание, охрану здоровья и образование через создание для них благоприятных условий жизни, позволяющих оградить детей от эксплуатации, жестокого обращения и насилия, а также гарантии права на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона. В Конвенции о правах ребенка в основном перечислены те права, которые призваны обеспечить удовлетворение особых потребностей детей, связанных с их социальной и психофизической незрелостью.
Однако говорить о правах детей, имея в виду лишь те, что защищены названным документом, не совсем правильно, так как согласно ст. 6 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» за ребенком закреплены все права человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии (пособия и иные гарантии социальной защиты. Круг прав человека и гражданина значительно шире и включает такие на первый взгляд «недетские» права, как неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения и распространения информации о частной жизни лица без его согласия, право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти. Таким образом, ребенок выступает объектом и субъектом права, имеющим все конституционные права, которые провозглашены для любого человека, и особые права — для ребенка.
Экономические и социальные права человека
... в данной сфере. Цель курсовой работы заключается в определении правовой природы экономических и социальных прав, выявлению проблем и формулировании ... регулирование прав человека в РФ провести анализ понятия и видов социальных прав человека в РФ рассмотреть особенности экономических прав и ... от 02.07.2013) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп., вступающими в силу с ...
В ч. 1 ст. 38 Конституции РФ закреплено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Вместе с тем количество социальных сирот в России к концу 2008 г. составляло более 126025 тысяч. Проблемные вопросы, связанные с регулированием в России социального сиротства, представляют собой не только актуальную, но и болезненную тему. Гражданский, Семейный, Трудовой и другие кодексы закрепили основные положения многих международных актов в области прав ребенка, приоритет которых закреплен в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Однако изучение практики и юридической литературы показало, что некоторые фундаментальные принципы Конвенции ООН о правах ребенка не выполняются: не все российские нормативные правовые акты исходят из принципа приоритета прав ребенка; еще не создана система правовых условий для гармоничного развития детей и реализации их прав; не разработаны стандарты качества жизни детей. К сожалению, не выработана единая система критериев, которые бы составили основу нормотворческой деятельности в области прав ребенка и исключили разноплановость правового регулирования, а также свидетельствовали бы о государственно-правовой опеке над детьми.
Одна из негативных особенностей современного положения детей в российском обществе — социальная депривация. Этим термином обозначается лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для полноценного развития каждого ребенка. Дети в реальной жизни сталкиваются с алкоголизмом, наркоманией, асоциальным поведением, стяжательством, воровством в менее опасной для общества форме, но не менее значимой для ребенка. К категории социально депривированных детей следует относить прежде всего тех, кто находится в трудной жизненной ситуации, дети, оставшиеся без попечения родителей, безнадзорные и бездомные дети; дети-инвалиды, дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии); дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий (в том числе вынужденные переселенцы и беженцы); дети — жертвы насилия; дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы, а также находящиеся в специальных воспитательных учреждениях для детей с девиантным поведением; дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно. Решение проблем социального сиротства невозможно вне связи с обществом и государством. Ведущая роль в этих процессах должна принадлежать активной государственной политике в интересах детей, способной обеспечить взаимодействие семьи, школы, церкви и других социальных институтов с позиции защиты прав, удовлетворения потребностей и интересов детей.
Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
... необходимость разработки новых теоретических подходов социальной работы в разрешении проблемы. Глава 1. Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей как объект социальной работы Детство - это период, когда ... всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям ...
Острота социальной проблемы обусловлена, с одной стороны, увеличением числа детей данной категории, а с другой — неэффективным функционированием системы социально-правовой поддержки, которая в современной России ориентирована в основном на учет первичных потребностей социальных сирот. В настоящее время сохраняется формальный подход к адаптации и социализации этой группы детей, что усугубляет социальную депривацию социальных сирот. Государственное семейное право сегодня не регламентирует виды социальной помощи семье, имеющей несовершеннолетних детей, порядок ее оказания и перечень ситуаций, требующих вмешательства специалистов. Так, в Административный кодекс от 22 июня 2007 г. (ФЗ N 116) внесены изменения лишь в части увеличения размера штрафов. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа. В действующем Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по воспитанию несовершеннолетних, однако родители привлекаются к уголовной ответственности только в случае жестокого обращения с детьми. До сих пор правоприменение ст. 72 Семейного кодекса РФ «Восстановление в родительских правах» является редким явлением. Статья гласит, что «родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка». В то же время можно констатировать факт, что ни одна из существующих организаций, ни одно из государственных учреждений не занимаются восстановлением родителей в правах, сопровождением семей, лишенных или ограниченных в родительских правах, что приводит к дальнейшей деградации семьи и повторному лишению прав в отношении вновь рожденных детей. Это препятствует реабилитации биологической семьи — естественной среды социализации ребенка.
Согласно ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» применяются два понятия: дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, и дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Фонд обязательного социального страхования Российской Федерации
... социального страхования до принятия Закона Российской Федерации "О социальном страховании граждан в Российской Федерации" становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации согласно: Указу Президента РФ от 7 августа 1992 года 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» ...
Так, например, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона(в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети,оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Начиная с 2006 г. Российское правительство стало уделять приоритетное внимание мерам по расширению поддержки детям, оставшимся без родительского попечения, и уменьшению числа детей, воспитывающихся в государственных интернатных учреждениях, уделяя при этом особое внимание воспитанию в семейном окружении. В Послании Федеральному Собранию в 2007 г. Президент РФ объявил 2008 г. «Годом семьи», тем самым еще раз обратив приоритетное внимание на важность института семьи и необходимость расширения помощи и поддержки российским семьям. На сегодняшний день на решение проблем социального сиротства направлены ряд федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства РФ. К их числу, прежде всего, относятся: Семейный кодекс РФ (N 223-ФЗ); Президентская программа «Дети России» и ее Федеральная целевая программа «Дети-сироты»; Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г.
N 829 «О приемной семье», утвердившее Положение о приемной семье, и другие. Вопрос состоит в том, что гарантии по решению проблем социального сиротства не обеспечены пока должным образом ни одним из вышеуказанных законодательных и нормативно-правовых актов. Право ребенка жить и воспитываться в семье в Российской Федерации лишь декларируется, но не гарантируется государством. За последние десять лет правительство сделало важные шаги в направлении поддержки различных форм семейного воспитания детей. Была начата активная профилактическая работа по оказанию более эффективной помощи социально незащищенным детям и их семьям, что нашло отражение в Федеральной программе «Дети России» на 2007 — 2010 гг. В 2008 г. в эту Программу был введен компонент «Дети и семья», в котором уделяется особое внимание безнадзорным детям, детям, проходящим социальную реабилитацию в специализированных реабилитационных центрах для несовершеннолетних, детям с ограниченными возможностями и их семьям, а также сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения. Были также предприняты действия по расширению поддержки детям — выпускникам интернатных учреждений посредством оказания помощи в приобретении жизненно важных навыков, необходимых для самостоятельной взрослой жизни; предоставления субсидий выпускникам интернатных учреждений моложе 23 лет на образовательные цели и их участия в программах по обучению профессиональным навыкам.
Понятие и социальная сущность Конституции. Виды конституций в ...
... достижении мужчинами 60 лет, а женщинами – 55 лет); 2) нетрудоспособные (временно или постоянно), инвалиды и т. д.; 3) потерявшие кормильца; 4) имеющие детей и др. Социальная сущность конституции выражает и ...
Также принимаются меры по изменению существующих механизмов обеспечения жильем выпускников интернатных учреждений с использованием ресурсов из федерального бюджета. С 1 сентября 2008 г. вступил в силу Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», расширяющий права детей, оставшихся без попечения родителей, и ориентированный на устройство таких детей в семью. Принятый Закон об опеке и попечительстве, к сожалению, на данный момент не может решить всех проблем детей, оказавшихся в неблагоприятной ситуации. Таким образом, развитие институтов опеки, попечительства, патроната необходимо для полноценного становления гражданского общества в России, которое еще не сформировалось. Конечно, несомненно, наилучший выход — устраивать таких детей в новые семьи. На сегодняшний день наиболее распространенными формами семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остаются усыновление и опека (попечительство).
Одной из новых форм устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью считается приемная семья. Однако пока этот институт устройства детей на воспитание в семью широко не распространен.
Утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации Положение о приемной семье во многом разрешило ранее существовавшие проблемы: определены статус ребенка после достижения им совершеннолетия, гражданско-правовые отношения приемных родителей с ребенком, права и обязанности приемных родителей ребенка. В 2008 г. в 787 таких семьях воспитывалось 2,4 тыс. детей (включая родных детей).
И определяющими должны быть не возраст и даже не состояние здоровья детей (чтобы лечить ребенка, не обязательно держать его до четырех-пяти лет в государственном медицинском учреждении), а их реальные интересы. А интерес любого ребенка — иметь семью, близких людей. Значит, единственно правильным и главным сегодня в деле устройства детей, оставшихся без попечения родителей, должно стать развитие системы семейного устройства в разнообразных видах и типах. Реформирование органов опеки и попечительства, расширение не только их функций, но и возможностей — одна из задач органов управления всех уровней. Ее решение связано с обновлением нормативно-правовой базы и формированием позитивного отношения общества к проблеме обеспечения права детей жить и воспитываться в семье.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Современное российское законодательство (Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях) по отношению к неблагополучной семье применяет жесткие меры, активно применяя статьи о лишении родительских прав и ограничении в них и фактически игнорируя возможности их восстановления вследствие отсутствия соответствующих структур.
Глава 2. Формы социальной защиты детей оставшихся без родительского попечения
1 Усыновление (удочерение)
Предпочтительной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление (удочерение).
Права и обязанности родителей и детей по Российскому законодательству
... практики по теме исследования. Цель настоящей работы – исследование особенностей прав и обязанностей родителей и детей в современном российском праве. Задачи работы: определить порядок и особенности правового регулирования прав и обязанностей родителей и детей, исследовать основные права и обязанности родителей и детей, изучить проблемы и перспективы ...
На это прямо указывает Семейный кодекс РФ. Поиски наиболее полного обеспечения интересов детей, передаваемых на усыновление, представляют собой весьма важную социальную проблему, поскольку от правильного выбора усыновителя, семьи, в которую передается ребенок, зависит его судьба.
В соответствии со ст. 124 Семейного кодекса РФ усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. При этом должны быть соблюдены следующие требования.
- Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.
— Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении 12 месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 3 ст. 122 Семейного кодекса.
В соответствии с Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых: умерли, неизвестны, признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими; признаны судом недееспособными; лишены судом родительских прав; дали в установленном порядке согласие на усыновление; по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания (за исключением случаев усыновления иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, являющихся гражданами Российской Федерации).
Усыновление найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, может быть осуществлено в установленном законодательством Российской Федерации порядке при наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел или органами опеки и попечительства.
Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
- лиц, которые по состоянию здоровья не могут усыновить (удочерить) ребенка.
Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку, попечительство, взять в приемную или патронатную семью, устанавливается Правительством Российской Федерации. Медицинское освидетельствование лиц, желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
Патронаж как форма социальной защиты по Гражданскому законодательству ...
... социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Российская газета, 2013. — № 295 8. Об организации опеки, попечительства и патронажа ... дальнейшем использованы как законодателем, так и последующими исследователями вопросов патронажа. Структура дипломной работы построена в соответствии с последовательным решением задач, стоящих ...
- лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
- лиц, не имеющих постоянного места жительства;
- лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
- лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
- лиц, не прошедших подготовки в порядке, установленном п.
4 ст. 127 СК РФ (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
— лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.
При вынесении решения об усыновлении ребенка суд вправе отступить от положений об отсутствии дохода, обеспечивающего ребенку прожиточный минимум, специальной подготовки, предусмотренной п. 4 ст. 127 СК РФ, запрета на усыновление лицами, состоящими в союзе, не признаваемом браком в РФ, с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств. Эти же положения не распространяются на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка.
Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.
Основанием для решения вопроса о возможности усыновления конкретного ребенка является обращение кандидатов в усыновители с заявлением об установлении усыновления, которое подается ими в суд по месту жительства (нахождения) ребенка в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
В Российской Федерации возможно усыновление только несовершеннолетних детей и только в их интересах.
Усыновление родных братьев и сестер разными лицами возможно только в виде исключения, когда это отвечает интересам усыновляемого.
Социальная защита многодетных семей в Российской Федерации
... по социальной работе с многодетными семьями. В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи: 1. рассмотреть понятие и правовое регулирование социальной защиты многодетных семей в РФ; 2. проанализировать меры по социальной поддержке многодетных семей; 3. выявить актуальные проблемы в социальном обеспечении многодетных семей ...
Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее 16 лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) разница в возрасте не учитывается.
Судебный порядок усыновления (удочерения) детей впервые в российском законодательстве был установлен ст. 125 Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ), вступившего в силу с 1 марта 1996 г., и введен в действие с 27 сентября 1996 г. Ранее вопросы усыновления (удочерения) решались в административном порядке — главой местной администрации, а при усыновлении детей — граждан Российской Федерации (РФ) — иностранными гражданами решение принималось органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Так, например, Лодейнопольский городской прокурор, действующий в защиту интересов семьи М., обратился в суд с иском к Отделу социальной защиты населения администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области об обязании назначить ежемесячную денежную выплату в связи с усыновлением третьего ребенка.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что семья М. <…> усыновила ребенка, родившегося после <…>. Усыновленный ребенок является третьим ребенком в семье М. 10 октября 2014 года супруга М. обратилась в Отдел социальной защиты населения администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области с заявлением о предоставлении ей ежемесячной денежной выплаты на усыновленного ребенка, однако получила отказ. Основанием для отказа послужил тот факт, что действующее законодательство предусматривает назначение ежемесячной денежной выплаты на детей, родившихся после 31 декабря 2012 года. Они указанный отказ полагают незаконным.
Решением Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 12 мая 2015 года исковые требования Лодейнопольского городского прокурора, действующего в интересах семьи М., удовлетворены.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации N 606 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 606 от 7 мая 2012 года «О мерах по реабилитации демографической политики Российской Федерации» принят Закон Ленинградской области N 73-оз от 4 октября 2012 года «Об установлении ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления (удочерения) третьего ребенка и последующих детей)», устанавливающий, что право на ежемесячную выплату имеют семьи, проживающие на территории Ленинградской области, в которых третьи и последующие дети родились (были усыновлены (удочерены) после 31 декабря 2012 года.
М. является третьим усыновленным ребенком в семье М.
октября 2014 года М. подано заявление о назначении (продлении) ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка и последующих детей.
Уведомлением N 1 от 27 ноября 2014 года М. отказано в предоставлении (продлении) ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка и последующих детей. В качестве причины для отказа в назначении выплаты указано на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 4 октября 2013 года N 73-оз действие закона распространяется на семьи, в которых третьи и последующие дети родились (усыновлены (удочерены) после 31 декабря 2012 года. Учитывая, что усыновленный ребенок М. родился в <…>, вынесено решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действующим региональным законодательством прямо предусмотрено право на денежную выплату в случае усыновления (удочерения) третьего ребенка после 31 декабря 2012 года. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 139 СК РФ тайна усыновления охраняется законом, так как ее раскрытие противоречит интересам как усыновителей, так и усыновленного ребенка. Разглашение сведений об усыновлении может причинить моральные (нравственные) страдания ребенку, воспрепятствовать созданию нормальной семейной обстановки и затруднить процесс воспитания ребенка.
Согласно ст. 54 Семейного кодекса РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
В силу ст. 110 Кодекса о браке и семьи РСФСР, действовавшего в период усыновления, тайна усыновления охраняется законом.
Для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя может быть изменено место рождения усыновленного ребенка, а также в исключительных случаях дата его рождения, но не более чем на шесть месяцев. Об изменении места и даты рождения должно быть указано в решении об усыновлении.
Воспрещается без согласия усыновителей, а в случае их смерти без согласия органов опеки и попечительства сообщать какие-либо сведения об усыновлении, а также выдавать выписки из книг регистрации актов гражданского состояния, из которых было бы видно, что усыновители не являются кровными родителями усыновленного.
Отказывая в удовлетворении заявления Л., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что предоставление без согласия усыновителей документов, свидетельствующих об усыновлении, в том числе и усыновленным детям, нарушает требования действующего законодательства, устанавливающего охрану тайны усыновления.
Обязанность соблюдения тайны усыновления не ограничивается какими-либо сроками и условиями. В этой связи достижение усыновленным ребенком совершеннолетия либо смерть усыновителей не исключает обязанности органов ЗАГС по соблюдению конфиденциальности данной информации.
Единственным условием разглашения сотрудниками ЗАГС тайны усыновления ребенка является воля его усыновителей.
ФИО5, ФИО6, которые являлись усыновителями заявителя, к настоящему моменту скончались, и установить их волю не представляется возможным.
Основаниями для отмены усыновления в соответствии со ст. 141 СК РФ являются:
- уклонение усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей;
- злоупотребление усыновителей родительскими правами;
- жестокое обращение с усыновленным ребенком;
- хронический алкоголизм и наркомания усыновителей;
- иные основания исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения.
Выявления согласия ребенка на отмену усыновления по указанным основаниям не требуется.
2.2 Опека (попечительство) над несовершеннолетними
опека социальный сиротство патронат
Опека и попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания, образования, а также для защиты их прав и интересов (ч. 1 ст. 145 СК РФ).
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — «Закон об опеке и попечительстве») и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено Семейным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.
Несовершеннолетний не может быть лишен прав, которые принадлежат каждому ребенку, из-за того, что он лишился родительского попечения. Причины, по которым ребенок лишился родительского попечения, не имеют значения для решения вопроса об учреждении опеки. Это могут быть: лишение родителей родительских прав, оставление ребенка без надзора, продолжительная болезнь, длительная командировка или экспедиция, препятствующие выполнению родительских обязанностей.
Устройство ребенка под опеку (попечительство) допускается в соответствии с Законом об опеке и попечительстве по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).
Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства обязан назначить опекуна со дня выявления в соответствии со ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения.
Назначение осуществляется по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки (попечительства), в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки (попечительства) над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.
Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя).
В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия его полномочий, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.
Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» предусматривает опеку (попечительство), осуществляемую в общем порядке, и предварительную опеку.
В свою очередь, опека в общем порядке подразделяется на два вида: безвозмездная опека и опека по договору.
При установлении безвозмездной опеки (попечительства) основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (п. 6 ст. 11 Закона «Об опеке и попечительстве».
У гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, по общему правилу может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных Федеральным законом «Об опеке и попечительстве». Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Орган опеки и попечительства исходя из интересов несовершеннолетнего, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей. В акте о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо.
При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей. Обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетнего распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, в том числе и на случай своей смерти, с указанием конкретного лица, которое будет выполнять опекунские обязанности. Такое же заявление может подать и единственный родитель ребенка. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя.
Заявление родителя об определении на случай своей смерти ребенку опекуна или попечителя должно быть собственноручно подписано родителем с указанием даты составления этого заявления. Подпись должна быть удостоверена руководителем органа опеки и попечительства либо в случаях, когда родитель не может явиться в орган опеки и попечительства — в нотариальном порядке, либо организацией, в которой родитель работает или учится, либо организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, по месту жительства родителя, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором родитель находится, медицинской организации, в которой родитель находится на лечении. В акте о назначении опекуна (попечителя) должен быть указан срок действия их полномочий.
Попечитель несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, может быть назначен органом опеки и попечительства по заявлению такого несовершеннолетнего гражданина с указанием конкретного лица. Орган опеки и попечительства принимает акт об отказе в назначении опекуном или попечителем лица, указанного родителем, либо родителями несовершеннолетнего гражданина, либо самим достигшим возраста 14 лет несовершеннолетним гражданином только в случае, если такое назначение противоречит гражданскому законодательству, или семейному законодательству, или интересам ребенка.
Так, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 31 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом; суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.
Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.
Установление опеки (попечительства) допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании)).
Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем.
2.3 Приемная семья
Приемной семьей в соответствии со ст. 152 Семейного кодекса РФ признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.
К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения гл. 20 СК РФ об опеке и попечительстве. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной СК РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (ст. 152 СК РФ).
Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекунов.
К лицам, желающим стать приемными родителями, предъявляются требования, аналогичные требованиям, предъявляемым к кандидатам в опекуны (попечители).
Подбор и подготовка приемных родителей осуществляются органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, ст. 146 СК РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».
Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», утвердившим Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.
Договор о приемной семье (приложение 1) заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, и с учетом положений ст. 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации.
Договор должен содержать:
- а) сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие);
- б) срок действия договора;
- в) условия содержания, воспитания и образования ребенка;
- г) права и обязанности приемных родителей;
д) права и обязанности органа опеки и попечительства, в том числе:
- осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей;
- оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей;
- принятие необходимых мер по защите прав и законных интересов подопечного;
- возмещают вред, причиненный приемному ребенку в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства;
- ж) основания и последствия прекращения договора.
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Законодательством не установлены максимальные или минимальные сроки договора, как правило, срок устанавливается до достижения совершеннолетия приемного ребенка, но договор может быть заключен на любой срок.
На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей. Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.
Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.
Ребенок, передаваемый в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию и другие социальные выплаты и компенсации (п. 4 ст. 154 СК).
Согласно п. 2 ст. 60 СК алименты, пенсии и пособия, причитающиеся детям, находящимся в приемной семье, поступают в распоряжение их приемных родителей как законных представителей. Полученные суммы расходуются приемными родителями на содержание, воспитание и образование ребенка, но с учетом ограничений, установленных гражданским и семейным законодательством для опекунов и попечителей.
При передаче в приемную семью за ребенком сохраняются дополнительные гарантии, предусмотренные для опекаемых упоминавшимся уже Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Важной гарантией защиты законных интересов ребенка, переданного на воспитание в приемную семью, является сохранение за ним его личных неимущественных прав: права на защиту своих прав, на общение с родителями и другими родственниками, а также на выражение своего мнения (ст. ст. 55 — 57 СК РФ), т.е. приемный ребенок имеет все те права, которыми наделены несовершеннолетние дети. Что касается права ребенка на общение с кровными родителями и родственниками, то его осуществление возможно, если это не противоречит интересам ребенка, его нормальному развитию и воспитанию.
2.4 Патронат, патронатная семья
Патронатное воспитание является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостеровские семьи, благодаря которой во всем мире все дети получили возможность воспитываться в семье, а не в детском доме.
В соответствии с п. 6 ст. 145 СК РФ устройство ребенка под опеку или попечительство допускается по договору об опеке или попечительстве, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).
На современном этапе концепция преимущественного права ребенка жить и воспитываться в семье приобрела несколько иное толкование. Стала очевидной необходимость партнерства семьи ребенка и государства в деле воспитания. Так, например, Закон Англии 1989 г. о детях утвердил принцип партнерства с родителями и предоставление помощи его кровной семье в противовес идее наказания родителей и разлучения ребенка с семьей. Приоритет отдается не изъятию детей, а воспитанию ребенка в кровной семье, если есть возможность его возвращения в нее. Действия органов опеки и попечительства должны быть направлены на сохранение семьи, создание условий для воспитания ребенка именно в родной семье. Для этого органам опеки и попечительства следует принимать меры по организации реабилитационной работы с родителями, лишенными родительских прав или ограниченными в родительских правах, оказанию им необходимой помощи с целью восстановления семьи. В письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» этим приоритетным направлением деятельности органов опеки и попечительства названа организация профилактической работы с семьями и детьми (в первую очередь, с семьями, находящимися в социально опасном положении), создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенку во всех возможных случаях его родной семьи. Деятельность органа опеки и попечительства по профилактике социального сиротства должна быть ориентирована на организацию информационно-просветительской и коррекционной работы с родителями детей, оказание им соответствующей психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи.
Кроме того, стала очевидной необходимость оказания ребенку и его кровной семье не просто социальной, но еще и профессиональной помощи. Такой формой устройства ребенка в настоящее время признается патронат.
Вопрос о правовой природе патроната является дискуссионным. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и Семейный кодекс Российской Федерации фактически приравняли договор о патронатной семье к опеке по договору, поставив его в один ряд с семейными формами устройства ребенка. Однако, по мнению ряда авторов, патронат тождественен временному устройству детей в семьи граждан, регулируемому Семейным кодексом РФ, в то время как правовое регулирование патроната осуществляется законодательством субъектов Российской Федерации.
Под патронатной семьей понимается форма временного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью профессиональных воспитателей без наделения их статусом законных представителей с целью обеспечения условий их воспитания и гармоничного развития. Под патронат передаются дети, которым временно требуется замещающая семья, или в случаях, когда необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребенка в семье. Основная цель — социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье.
Порядок создания патронатной семьи, требования, предъявляемые к патронатным воспитателям, финансовая поддержка данной формы семейного устройства, осуществление контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в патронатной семье определяются законодательством субъекта Российской Федерации. Согласно федеральному законодательству весь комплекс работы по защите прав и законных интересов детей, в том числе и их семейное устройство, возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства передают часть своих функций (а конкретно функции по подбору кандидатов, проверке их, работе с ними, подбору им детей и передаче детей в семьи с последующим контролем содержания и воспитания детей в этих семьях) патронатной службе.
Заключение
Опека (попечительство) представляет собой такую форму жизнеустройства недееспособных и не полностью дееспособных граждан, при которой они оказываются в условиях, максимально удовлетворяющих их потребностям и интересам.
С 1 сентября 2008 г. в сфере опеки и попечительства произошли серьезные изменения, обусловленные вступлением в действие Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Надо отметить, что аналога такому нормативному акту в законодательной практике России еще не было. У Закона об опеке и попечительстве традиционно есть множество сторонников и противников, но, не вдаваясь в существо спора между ними, отметим, что благодаря ему появилась возможность развивать теорию классификации как видов, так и форм опеки (попечительства), о чем, собственно, далее пойдет речь.
Первым основанием для классификации является субъектный состав подопечных с присущими им существенными признаками, характеризующими их возраст, состояние здоровья, а также объем дееспособности. Исходя из этого, можно выделить опеку (попечительство) над взрослыми гражданами и опеку (попечительство) над несовершеннолетними детьми.
По общему правилу граждане по достижении восемнадцатилетнего возраста приобретают полный объем дееспособности. Вместе с тем гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, что вытекает из п. 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).
Данное положение обеспечивает законное основание для существования институтов признания граждан недееспособными и ограниченно дееспособными. Недееспособными могут быть признаны совершеннолетние граждане, страдающие такими психическими заболеваниями, при которых они не способны понимать значение своих действий или руководить ими. После вступления решения суда о признании гражданина недееспособным в законную силу орган опеки и попечительства обязан назначить такому лицу опекуна. Граждане, злоупотребляющие спиртными напитками или наркотическими средствами и ставящие свою семью в тяжелое материальное положение, могут быть ограничены судом в дееспособности. Такому лицу орган опеки и попечительства назначает попечителя.
Закон об опеке и попечительстве выделяет два специальных вида временной опеки (попечительства): предварительную опеку (попечительство) и опеку (попечительство) по заявлению родителей, о которой речь шла выше.
Институт предварительной опеки (попечительства) является новым для современного российского гражданского и семейного законодательства. Предварительная опека (попечительство) ограничена строгими временными пределами. По общему правилу этот срок не должен быть более одного месяца, и лишь в исключительных случаях он может быть увеличен до двух месяцев. Согласно п. 5 ст. 12 Закона об опеке и попечительстве предварительная опека и попечительство прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенный опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. Назначение конкретного лица временным опекуном или попечителем не означает, что оно автоматически будет назначено таковым на постоянной основе, поскольку в процессе проверки его личности, состояния здоровья может быть обнаружено несоответствие реальных обстоятельств требованиям законодательства.
Законодательное определение терминов «дети-сироты» содержится в ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Согласно абз. 1, 3 ч. 1 ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, относится к компетенции органов опеки и попечительства. Устройством ребенка, оставшегося без попечения родителей, называют передачу прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, законного представительства ребенка от одного субъекта к другому.
Формы устройства детей иногда подразделяют на формы индивидуального и неиндивидуального устройства. Индивидуальное устройство ребенка, в свою очередь, может носить срочный или бессрочный характер. Устройство без указания срока предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми, а потому может быть облечено лишь в форму усыновления.
Форма и вид устройства ребенка определяются органом опеки и попечительства с тем, чтобы был обеспечен приоритет семейных форм устройства ребенка исходя из его наилучших интересов. Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими следующих функций:
- а) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;
- б) подбор и подготовка граждан, желающих стать опекунами (попечителями), приемными родителями;
- в) избрание форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей;
- г) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.
Федеральный закон «Об опеке и попечительстве » (далее — Закон об опеке) и взаимосвязанный с ним Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» являются первостепенными по значимости в рамках данного плана. Практика применения положений гражданского и семейного законодательства об опеке и попечительстве за многие десятилетия показала, что назрела необходимость проведения комплексной реформы этого института. Немногочисленные нормы Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации не позволяли разрешить целый ряд вопросов, связанных с назначением опекунов и попечителей, с выдачей разрешений на отчуждение жилых помещений и иного имущества подопечных, с привлечением опекунов и попечителей к ответственности и пр.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnoe-obslujivanie-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez/
Нормативные акты
— Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) // Сб. междунар. договоров СССР. 1993. Вып. 46.
.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009
.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// Российская газета, N 17, 27.01.1996.
.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 17.02.2016)// Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
.Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»//Российская газета, N 147, 05.08.1998.
.Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России Владимира Путина // Российская газета. 2007. 27 апреля
.Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 (ред. от 10.09.2015) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»//Российская газета, N 72, 13.04.2000.
.Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.09.2015) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»//Российская газета, N 94, 27.05.2009.
Научная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnoe-obslujivanie-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez/
.Дети в России. 2009: Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009.
.Миронов Н.Е. Принципы охраны психического здоровья детей и подростков в специальных образовательных учреждениях // Рос. педиатрический журнал. 2008. N 1.
.Осипова И.И. Патронат — межведомственная система профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних. Кострома, 2005.
.Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства // Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004.
.Семейное право: учебник / П.Б. Айтов, А.М. Белялова, Е.В. Богданов и др.; под ред. Р.А. Курбанова. М.: Проспект, 2015.
Материалы юридической практики
.Обзор практики рассмотрения судами в 2012 — 2014 годах дел о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), за счет казны субъекта Российской Федерации» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)//СПС «Конмультант Плюс».
.Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями// #»justify»>.Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 11.09.2014 по делу N 33-12754/14//СПС «Консультант Плюс».
.Определение Ленинградского областного суда от 06.08.2015 N 33-3640/2015//СПС «Консультант Плюс».
Приложения
Приложение 1
Примерная форма
Договор N ____
О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
г. ________________ «__» _____________ 20__ г.
_________________________________________________________________,
(полное наименование органа опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка) в лице
_________________________________________________________________,
(должность, ф.и.о. должностного лица)
действующего(ей) на основании
_________________________________________________________________,
(документ, в том числе нормативный правовой акт, на основании которого осуществляет деятельность должностное лицо) и граждане(ин/ка):
_________________________________________________________________
(ф.и.о. лиц(а), желающих(его) взять ребенка (детей) на воспитание в семью) далее именуемые(ый/ая) «приемные родители (родитель)», заключили настоящий Договор о нижеследующем:
. Предмет Договора
.1. В соответствии с настоящим Договором приемные родители (родитель) обязуются(ется) принять на воспитание в свою семью
_____________________________________________________________
(сведения о ребенке (детях), передаваемом(ых) на воспитание в приемную_________________________________________________________,
семью (ф.и.о., возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие) далее именуемого(ых) «приемный ребенок (дети)», а орган опеки и попечительства обязуется передать приемного ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, производить выплату приемным родителям (родителю) денежного вознаграждения и денежных средств на содержание приемного ребенка (детей) и иных выплат, а также предоставлять меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Договором.
. Права и обязанности приемных родителей
.1. Приемные родители (родитель) по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).
.2. Приемные родители (родитель) являются законными представителями приемного ребенка (детей).
.3. Приемные родители (родитель) получают денежное вознаграждение, предварительное разрешение на распоряжение счетом приемного ребенка (детей) в части расходования средств, причитающихся приемному ребенку (детям) в качестве алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его (их) содержание социальных выплат, пользуются мерами социальной поддержки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и ________________ <*>.
.4. Приемные родители (родитель) обязаны воспитывать приемного ребенка (детей), заботиться о его (их) здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения образования, готовить его (их) к самостоятельной жизни, в том числе:
защищать жизнь и здоровье, уважать человеческое достоинство приемного ребенка (детей), соблюдать и защищать его (их) права и интересы;
совместно проживать с приемным ребенком (детьми), поставить его (их) на регистрационный учет по месту жительства;
обеспечивать полноценный регулярный уход за приемным ребенком (детьми) в соответствии с его (их) индивидуальными потребностями, в том числе обеспечивать прохождение приемным ребенком (детьми) регулярной диспансеризации, при необходимости своевременно направлять на медицинское обследование, а также организовывать лечение;
организовывать получение образования приемным ребенком (детьми);
следить за успеваемостью и посещаемостью образовательных учреждений приемным ребенком (детьми);
выполнять обязанности по защите прав и законных интересов приемного ребенка (детей), предоставлять по запросу органа опеки и попечительства информацию о выполнении своих обязанностей;
выполнять индивидуальную программу реабилитации ребенка (детей) в приемной семье, разработанную совместно с органом опеки и попечительства (при ее наличии);
не препятствовать личному общению приемного ребенка (детей) с его (их) кровными родственниками, если это не противоречит интересам приемного ребенка (детей), его (их) нормальному развитию и воспитанию <*>;
<
— > Данный пункт исключается из договора в случае отсутствия у приемного ребенка (детей) кровных родственников.
принять имущество приемного ребенка (детей) по описи, принимать меры по обеспечению сохранности имущества приемного ребенка (детей) в соответствии с законодательством Российской Федерации и ______________ <
— >, в том числе расходовать суммы алиментов, пенсий, пособий и иных социальных выплат, предоставляемых на содержание приемного ребенка (детей), только в его (их) интересах;
незамедлительно извещать орган опеки и попечительства о возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования приемного ребенка (детей).
.5. Приемный родитель (родители) ежегодно не позднее ______________ текущего года представляет(ют) в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества приемного ребенка (детей) и об управлении таким имуществом.
.6. В случае отстранения от своих обязанностей по основаниям, предусмотренным настоящим Договором, приемные родители (родитель) должны представить отчет не позднее трех дней с момента, когда его (их) известили об указанном отстранении.
.7. Приемные родители (родитель) имеют следующие права:
получать информацию о состоянии физического и умственного развития приемного ребенка (детей), сведения о его (их) родителях;
получать консультативную помощь в вопросах воспитания, образования, защиты прав и законных интересов приемного ребенка (детей);
самостоятельно определять формы содержания, воспитания и образования приемного ребенка (детей), включая его (их) распорядок дня, с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации и ______________ <
— >, а также настоящим Договором;
решать текущие вопросы жизнедеятельности приемного ребенка (детей).
.8. Права приемных родителей (родителя) не могут осуществляться в противоречии с интересами и правами приемного ребенка (детей).
.9. При осуществлении своих прав и обязанностей приемные родители (родитель) не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью приемного ребенка (детей), его (их) нравственному развитию.
.10. При временном отсутствии приемного ребенка (детей) в месте жительства, в частности, в связи с учебой или пребыванием в медицинской организации, пребыванием в местах отбывания наказания, права и обязанности приемных родителей(ля) не прекращаются.
. Условия содержания, воспитания и образования приемного ребенка (детей)
.1. Приемные родители (родитель) воспитывают приемного ребенка (детей) на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь, создают условия для получения приемным ребенком (детьми) образования, заботятся о его (их) здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
.1. Приемные родители (родитель) создают приемному ребенку (детям) соответствующие санитарно-гигиеническим нормам жилищно-бытовые условия, а также обеспечивают полноценное качественное питание в соответствии с установленными нормами и санитарными, гигиеническими требованиями.
.3. Способы воспитания приемного ребенка (детей) должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию приемного ребенка (детей).
.4. Развитие способностей приемного ребенка (детей) обеспечивается методами, позволяющими развивать его (их) самостоятельность в решении творческих и других задач, а также позволяющими ему (им) быть успешным(и) в разных видах деятельности, в том числе учебной.
.5. Деятельность приемного ребенка (детей) в свободное время организуется с учетом особенностей состояния его (их) здоровья, интересов и должна быть направлена на удовлетворение потребностей приемного ребенка (детей), в том числе физиологических (в сне, питании, отдыхе, пребывании на свежем воздухе), познавательных, творческих, потребностей в общении.
.6. Приемный ребенок (дети) вправе пользоваться имуществом приемных родителей (родителя) с их (его) согласия.
.7. Приемный ребенок (дети) не имеет права собственности на имущество приемных родителей (родителя), а приемные родители (родитель) не имеют права собственности на имущество приемного ребенка (детей).
. Права и обязанности органа опеки и попечительства в отношении приемных родителей (родителя)
.1. Орган опеки и попечительства обязуется:
осуществлять в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и _______________ <
— >, проверку условий жизни приемного ребенка (детей), соблюдения приемными родителями (родителем) прав и законных интересов приемного ребенка (детей), обеспечения сохранности его (их) имущества, а также выполнения приемными родителями (родителем) требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, а также условий настоящего Договора;
<
— > Указывается наименование субъекта Российской Федерации, а также делается ссылка на муниципальные правовые акты соответствующего муниципального образования.
способствовать созданию надлежащих условий жизни и воспитания приемного ребенка (детей) в приемной семье;
при необходимости незамедлительно оказывать приемной семье помощь, включая психолого-педагогическую;
рассматривать споры и определять порядок общения приемного ребенка (детей) с кровными родственниками исходя из интересов приемного ребенка (детей) и с учетом интересов приемной семьи;
своевременно и в полном объеме выплачивать денежное вознаграждение приемным родителям (родителю) и денежные средства на содержание приемного ребенка (детей) и предоставлять меры социальной поддержки приемной семье в соответствии с условиями настоящего Договора.
.2. Орган опеки и попечительства имеет право:
запрашивать у приемного родителя (родителей) любую информацию, необходимую для осуществления прав и обязанностей по настоящему Договору;
обязать приемного родителя (родителей) устранить нарушенные права и законные интересы приемного ребенка (детей);
в целях учета индивидуальных особенностей личности приемного ребенка (детей) устанавливать обязательные требования и ограничения к осуществлению прав и исполнению обязанностей приемных родителей (родителя), в том числе конкретные условия воспитания приемного ребенка (детей).
.3. Орган опеки и попечительства вправе отстранить приемных родителей (родителя) от исполнения возложенных на них (него) обязанностей в случае:
ненадлежащего исполнения возложенных на них (него) обязанностей;
нарушения прав и законных интересов приемного ребенка (детей), в том числе при осуществлении приемными родителями (родителем) действий в корыстных целях либо при оставлении приемного ребенка (детей) без надзора и необходимой помощи;
выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения приемными родителями (родителем) установленных федеральным законом или настоящим Договором правил охраны имущества приемного ребенка (детей) и (или) распоряжения их имуществом.
.4. Орган опеки и попечительства дает приемным родителям (родителю) разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом приемного ребенка (детей).
. Выплата денежного вознаграждения приемным родителям (родителю), денежных средств на содержание приемного ребенка (детей) и предоставление мер социальной поддержки <*>
<
— > Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
.1. Орган опеки и попечительства выплачивает приемным родителям (родителю) денежное вознаграждение:
________________________________________________ <*>.
<
— > Указывается размер и порядок выплаты вознаграждения.
.2. Орган опеки и попечительства назначает денежные средства на содержание каждого ребенка:
________________________________________________ <*>.
<
— > Указывается размер и порядок выплаты денежных средств.
.3. Орган опеки и попечительства предоставляет и оказывает содействие в получении приемной семье следующих мер социальной поддержки:
____________________________________________________.
.4. Приемные родители (родитель) обязаны использовать денежные средства по указанному в настоящем Договоре целевому назначению в рамках осуществления своих прав и обязанностей.
. Ответственность сторон
.1. Приемные родители (родитель) несут ответственность за жизнь, физическое, психическое и нравственное здоровье и развитие приемного ребенка (детей), надлежащее выполнение своих обязанностей и целевое расходование средств.
.2. Орган опеки и попечительства несет ответственность за надлежащее выполнение своих обязательств по отношению к приемной семье.
.3. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения одной из сторон своих обязательств по настоящему Договору другая сторона вправе обратиться за защитой своих прав и интересов в суд в установленном законом порядке.
. Срок Договора, основания и последствия прекращения Договора
.1. Настоящий Договор заключается со дня подписания и действует в течение _______________.
.2. Настоящий Договор может быть расторгнут досрочно:
по инициативе приемных родителей (родителя) при наличии уважительных причин, таких как болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с приемным ребенком (детьми), конфликтных отношений между приемными детьми и др.;
по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования приемного ребенка (детей), в случае возвращения приемного ребенка (детей) кровным родителям или усыновления, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации и ________________ <
— >, настоящим Договором.
<
— > Указывается наименование субъекта Российской Федерации, а также делается ссылка на муниципальные правовые акты соответствующего муниципального образования.
.3. Все возникающие в результате досрочного расторжения настоящего Договора имущественные и финансовые вопросы решаются по согласию сторон, а при возникновении спора — судом в установленном порядке.
. Заключительные положения
.1. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору имеют силу, если они оформлены в письменном виде, подписаны обеими сторонами и не противоречат законодательству Российской Федерации и ______________ <
— >, настоящему Договору.
<
— > Указывается наименование субъекта Российской Федерации, а также делается ссылка на муниципальные правовые акты соответствующего муниципального образования.
.2. Договор составлен в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
. Реквизиты и подписи сторон