Ответы МЧП. 1. Понятие мчп. И сфера действия


Подборка по базе: , Коммерческая тайна понятие и защита.doc , (Доклад) Понятие стрелкового огнестрельного оружия и его классиф , Микроскопия. Устройство светового микроскопа. Техника работы. По , Лекция 13. Понятие и сущность права. Правопонимание..docx , Переделанная курсовая работа по ГП на тему Понятие и содержание , Конспект Признаки единиц совокупности, понятие и виды Тюшкевич В , «Рынок понятие, механизм функционирования, классификация» Терехо , Реферат Общее понятие о психике как одной из форм отражения.docx , ЛЕКЦИЯ 3. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ И ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ КАК


Социальное обеспечение в МЧП.

Социальное обеспечение иностранцев тесно связано с их трудовыми правами. В странах ЕС и других странах Запада отношения по социальному обеспечению трудящихся-мигрантов регулируются прежде всего международными соглашениями (как многосторонними, так и двусторонними).

К ним относятся Европейская конвенция о социальном обеспечении мигрантов 1972 г., Конвенция северных стран о социальном обеспечении 1955 г. и др. Однако несмотря на заключение этих соглашений , в этих странах продолжает сохраняться прямая или косвенная дискриминация иностранных рабочих в этой области.

Согласно российскому законодательству иностранные граждане, постоянно проживающие в России, имеют право на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами РФ.

Работающие в РФ на российских предприятиях и в организациях иностранцы получают такие же пособия по временной нетрудоспособности, как и российские граждане.

На основании письменного заявления гражданина, выезжающего на постоянное жительство за пределы России, сумма назначенной пенсии может переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, устанавливаемому Центральным банком РФ на день совершения операции.

При социальном обеспечении граждан применяется законодательство страны, на территории которой они проживают. Соглашения предусматривают, что социальное обеспечение осуществляется компетентными органами той страны, на территории которой проживает гражданин, возбудивший ходатайство о назначении пенсии (пособия).

Эти органы назначают и выплачивают пенсии и пособия за свой счет. При назначении пенсий и пособий гражданам полностью засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории обеих стран. Если гражданин, получающий пенсию (пособие), переселился с территории одной страны на территорию другой страны, то выплата ему пенсии (пособия) прекращается, и компетентные органы этой другой страны назначают ему пенсию (пособие) в соответствии со своим законодательством, причем право на пенсию не пересматривается. Расчеты между государствами не производятся.

18 стр., 8811 слов

Социальные пособия, как одно из направлений государственной социальной ...

... значение. Объект исследования работы – социальные пособия, как одно из направлений государственной социальной политики Российской Федерации. Предмет исследования – законодательная база, регулирующая правоотношения, касающиеся назначению и выплате социальных пособий. Цель работы: 1. Понятие социальных пособий 1.1. Нормативно ...

Возмещение работнику-мигранту вреда, причиненного трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, осуществляется в соответствии с международными договорами.

  1. Основные коллизионные принципы наследственного права в МЧП.

закон страны его гражданства, или домицилия.

Для ряда государств исходным коллизионным принципом в области наследования является принцип домицилия, под которым обычно понимается постоянное место жительства наследодателя (Швейцария, Франция, Великобритания, США, другие страны англо-американской системы права).

Таким образом, в области наследования как коллизионный принцип применяется закон страны места жительства наследодателя. Так, если наследодатель имел последнее постоянное место жительства в Российской Федерации , то должны применятся положения российского законодательства. Именно этим законодательством будут определяться круг наследников, порядок, в котором они призываются к наследованию, доли их в наследственном имуществе и целый ряд других вопросов наследования. В том случае, если последним постоянным местом жительства наследодателя было иностранное государство, то в данном случае будет применяться законодательство этого государства.

Кроме обычно устанавливаемых в законах правил о применении права к форме и способности к составлению и отмене завещаний этот Закон устанавливает также особые правила о праве, подлежащем применению к договорам о наследовании и к взаимным завещаниям.

договору о наследовании

Взаимное завещание должно в момент его составления соответствовать праву государств местожительства обоих завещателей или праву совместно ими выбранного государства местожительства одного из супругов.

  1. Регулирование наследственных отношений международными договорами РФ.

Вопросы наследования затронуты в некоторых международных договорах РФ. Таковы нормы Минской Конвенции 1993 г., ряда двусторонних договоров о правовой помощи, консульских договоров и конвенций, которые приравнивают в отношении наследования граждан договаривающихся государств («на равных условиях и в том же объеме») к собственным гражданам, т.е. предоставляют в этой области «национальный режим» (например, ст. 44 Минской конвенции 1993 г.).

Наряду с нормами о приравнивании, указанная Конвенция и некоторые из договоров о правовой помощи (с Албанией, Болгарией, КНДР, Кубой, Монголией, Польшей, Румынией, Чехией и Словакией, Югославией, а также с Азербайджаном, Киргизией, Латвией, Литвой, Молдавией, Эстонией) содержат коллизионные нормы о наследовании (о праве, подлежащем применению к наследованию движимого и недвижимого имущества, к завещательной дееспособности, форме завещания), а также нормы о выморочном имуществе и разграничении компетенции учреждений договаривающихся сторон по делам о наследовании.

21 стр., 10329 слов

Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в РФ

... правах и свободах, мы в качестве субъекта рассматриваем человека и гражданина. Здесь прослеживается та же логика, что и в определении приоритетов при классификации прав и свобод - она отражена во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах по правам человека. Личные права; Политические; Социальные и ...

Коллизионные нормы договоров по содержанию близки друг другу и во многом совпадают с регулированием, содержащимся в ст. 1224 ГК РФ. Так, наследование недвижимости во всех упомянутых договорах тоже подчинено праву страны, на территории которой находится имущество, а наследование движимого имущества — праву страны, где наследодатель имел последнее постоянное место жительства. Однако ряд договоров о правовой помощи подчиняет наследование движимости иному, чем ст. 1224 ГК РФ, праву. Так, договоры с Болгарией (п. 1 ст. 32), Венгрией (п. 1 ст. 37), Вьетнамом (п. 1 ст. 35), КНДР (п. 1 ст. 36), Польшей (п. 1 ст. 39), Румынией (п. 1 ст. 37) считают в этом случае определяющим право страны , гражданином которой был наследодатель в момент смерти. Эти коллизионные нормы, будучи нормами международных договоров РФ, «вытесняют» действие норм ст. 1224 ГК РФ.

Есть различия и в коллизионном регулировании наследования по завещанию. Так нормы Минской конвенции 1993 г., как и ряда договоров о правовой помощи, подчиняют способность составлять и отменять завещание только праву страны, гражданином которой был наследодатель в момент составления (отмены) завещания; этому же праву (а не праву страны места жительства) подчинена форма завещания.

Например, ст. 41 Договора о правовой помощи с Польшей предусматривает: «1. Способность составлять или отменять завещание, равно как и правовые последствия недостатков волеизъявления, определяются законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой был наследодатель в момент составления или отмены завещания. 2. Форма составления или отмены завещания определяется законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой был наследодатель в момент составления или отмены завещания. Однако достаточно соблюдения законодательства Договаривающейся Стороны, на территории которой было составлено или отменено завещание».

Эта норма имеет преимущество перед правилом п. 2 ст. 1224 ГК РФ. Поэтому, в частности, если проживавшее в России лицо на момент составления завещания не имело российского гражданства, и при этом завещание было составлено вне России, например, в Польше, применять к его форме российское право, как это вытекало бы из п. 2 ст. 1224 ГК РФ, неправомерно.

Международные договоры о правовой помощи в отношении наследственных вопросов предусматривают и комплекс организационных мер, которые реализуют официальные органы государств при открытии международных наследств. Как правило, в такой ситуации участвует консул. Получив информацию об открывшемся наследстве, консул незамедлительно сообщает все необходимые сведения о наследстве и наследниках в Министерство иностранных дел того государства, гражданством которого обладает наследодатель. Согласно консульским конвенциям, заключенным Россией, консул обладает полномочиями представлять интересы российских граждан, если эти граждане не в состоянии своевременно защитить свои права и не назначили управляющего. Полномочия консулов закрепляются в международных договорах особого рода — консульских конвенциях.

Так, консульские конвенции, заключенные Россией, предусматривают, что если гражданин представляемого государства претендует на долю в имуществе, оставшуюся после смерти лица, — гражданина одного из государств-участников Конвенции, то интересы этого гражданина представляет консул. В консульских конвенциях предусмотрено, что консул имеет право представлять гражданина РФ в судах государства пребывания без какой-либо доверенности.

11 стр., 5082 слов

Личность, право, государство правовое государство, права и свободы ...

... работы: исследование личности, права, государства: правовое государство, права и свободы человека и гражданина. Задачи работы: 1. Раскрыть сущность правового государства как организацию политической власти и обеспечения прав и свобод человека. 2. Охарактеризовать отличительные признаки правового государства: признание и защита прав человека и гражданина, верховенство ...

  1. Международное усыновление.

На международном уровне основные вопросы усыновления (удочерения) разрешаются в Европейской Конвенции об усыновлении детей 1967 г.

Система усыновления, закрепленная в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., обеспечивает гарантии прав и интересов ребенка в случае усыновления. Правовому регулированию этих вопросов посвящены и Рекомендация Комитета министров ЕС «О воспитывающих семьях», и Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г.

Основным коллизионным принципом, применяемом при усыновлении (удочерении) или при отмене усыновления (удочерения) иностранными гражданами российских детей на территории РФ, является закон гражданства усыновителя. При этом должны быть соблюдены требования российского законодательства , обеспечивающие защиту интересов детей при усыновлении (удочерении) (п. 1 ст. 165 СК РФ).

Применение при усыновлении на территории РФ иностранного законодательства обусловлено, прежде всего, интересами усыновляемых детей, являющихся российскими гражданами, которые после усыновления скорее всего будут проживать за пределами РФ. Соблюдение иностранного законодательства позволяет обеспечить соответствующий статус ребенка в этом государстве. Следует иметь ввиду, что в соответствии с п. 1 ст. 26 ФЗ «О гражданстве РФ» ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении его иностранными гражданами, сохраняет гражданство РФ. Гражданство этого ребенка может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей (единственного усыновителя) при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Дети, в отношении которых допускается усыновление, порядок учета таких детей и лиц, желающих быть усыновителями, условия усыновления определяются по российскому законодательству. Усыновление российских детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками детей, допускается только:

1) по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о детях, нуждающихся в устройстве в семью, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

2) если не представилось возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, или на усыновление родственниками детей, независимо от места их жительства и гражданства (ст. 124 СК РФ).

На консульские учреждения Российской Федерации возложена обязанность осуществлять защиту прав и интересов детей — граждан России, усыновленных (удочеренных) иностранными гражданами, за ее пределами.

  1. Коллизионные вопросы опеки и попечительства.

    23 стр., 11279 слов

    Совершенствование опыта работы служб по оказанию помощи детям ...

    ... работы. Дипломный проект представлен тремя главами, последовательно раскрывающими теоретические и практические аспекты работы служб по оказанию помощи детям и подросткам в случае жестокого обращения с ... жестокого обращения с ними с изучения норм международного права. Нормы международного права в области оказания помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения с ними, используемые в работе ...

институт опеки

Все правовые системы определяют цель опеки как охрану лиц, нуждающихся в защите в связи с их несовершеннолетием , умалишенностью и другими дефектами. Личный закон опекаемого принимается во внимание в первую очередь при регулировании вопросов, возникающих из потребности опекаемого в защите. Однако поскольку учреждение опеки и попечительства требует применения процессуальных норм, практика исходит из того, что привязку закона гражданства необходимо сочетать с привязкой к закону суда.

Компетентными в отношении защиты прав несовершеннолетних признаются судебные и административные органы государств обычного местожительства несовершеннолетнего. Конвенция о гражданских аспектах похищения детей в международном масштабе 1980 г. была принята в Гааге с целью немедленного возвращения детей, незаконно перемещенных или незаконно удерживаемых к одном из договаривающихся государств, а также содействия реальному применению во всех других договаривающихся государствах прав защиты ребенка, существующих в одном из государств-участников.

Опекуном может быть назначено только дееспособное лицо. Национальный закон, практически везде, ограничивает круг лиц, которые могут быть назначены опекунами. Эти ограничения не везде одинаковы, но наиболее распространенными являются следующие:

  • не могут быть опекунами лица, сами находящиеся под опекой;
  • имеющие попечителей, лишенные по суду почетных прав и преимуществ;
  • ведущие аморальный образ жизни;
  • лица, чьи интересы в значительной степени находятся в противоречии с интересами подопечного лица;
  • Опекуны назначаются во Франции семейным советом, в Германии и Швейцарии — опекунским судом, в Англии и США — судом.

В обязанности опекуна входят забота о развитии личности подопечного и представительство его в гражданских делах. Опекун обязан вести дела подопечного, как «заботливый хозяин»; он несет ответственность за убытки, возникающие у подопечного вследствие небрежного ведения дел. В Англии и США опекун приобретает статус доверительного собственника, чем определяется и круг его обязанностей, и порядок их осуществления. Деятельность опекуна находится под надзором опекунского суда и семейного совета.

Отличие попечительства от опеки

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора. Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий.

  1. Правовое регулирование брачно-семейных отношений с участием иностранцев. Признание браков и разводов, совершенных за границей. Консульские браки.

    7 стр., 3448 слов

    Молодая семья: особенности, брачно-семейная адаптация, распределения ...

    ... проблемы молодых семей в современном обществе ; – проанализировать стадии семейной адаптации ; – описать распределение обязанностей супругов в семье . Метод написания реферата 1. Понятие молодой семьи , особенности ее функционирования Первоначально основу семейных отношений обычно составляет брак В ...

Для международного частного права, как ни для какой другой области правового регулирования, характерны весьма существенные различия между правовыми системами различных государств. Это объясняется тем, что на регулирование семейных отношений большое влияние оказывают национальные, религиозные особенности и традиции разных стран.

К брачно-семейным отношениям в международном частном праве относят вопросы заключения и расторжения брака, признания брака недействительным, определения режима имущества между супругами, регулирования алиментных обязательств, усыновления, определения места жительства детей и другие отношения, имеющие международный характер.

Иностранный элемент в брачно-семейных отношениях может проявляться во всех его вариантах. В законодательстве некоторых государств особо выделяются «иностранные» (между иностранцами) и «смешанные» (между иностранцами и собственными гражданами) браки. Семейные отношения в максимальной степени связаны с национальными традициями , религией, бытовыми и этническими обычаями, а потому семейное право разных стран принципиально отличается и практически не поддается унификации.

в сфере брачно-семейных отношений с иностранным элементом наиболее часто возникает необходимость решения предварительного коллизионного вопроса (например, вопрос о действительности брака для решения вопроса о судьбе ребенка в случае прекращения брака), проблем адаптации коллизионных норм, множественности коллизионных привязок, «хромающих» отношений и интерперсональных коллизий, применения оговорки о публичном порядке. Почти все аспекты брачно-семейных отношений регулируются посредством «цепочки» коллизионных норм.

Общепринято, что область брачно-семейных отношений не полностью, а лишь частично входит в объект регулирования международного частного права. Это объясняется тем, что брачно-семейные отношения имеют не только гражданско-правовую, но и административно-правовую природу. А превалирующей в доктрине международного частного права является сегодня позиция, согласно которой объектом международного частного права могут быть только гражданско-правовые отношения международного характера. Из этого следует, что отношения, выходящие за рамки гражданско-правовых, уже будут регулироваться не международным частным правом, а нормами других отраслей права.

Одним из основных источников в этой отрасли права является Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993 г..)

Самая острая проблема брачносемейных отношений с иностранным элементом – большое количество «хромающих» браков, т. е. браков, порождающих юридические последствия в одном государстве и считающихся недействительными в другом. Эта проблема порождена тем, что многие страны не признают форму и порядок заключения брака, если они отличаются от их национальных установлений. Например, в Израиле смешанные браки, заключенные за границей, признаются только в том случае, если имело место венчание в синагоге. Хромающие браки представляют собой серьезное дестабилизирующее явление в международной жизни, порождают правовую неуверенность и влекут за собой негативные последствия. Не так давно была предпринята попытка устранить эти недостатки с помощью Гаагской конвенции об урегулировании коллизий законов в области заключения брака 1995 г. Однако эта Конвенция в силу пока не вступила, так как она имеет ограниченный круг участников и государства, не признающие заключенные за границей браки, к Конвенции не присоединились.

8 стр., 3524 слов

Социология семьи и брака

... социологии семьи и брака Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по ...

Условия для признания документа о разводе , совершенном за рубежом

1) соблюдение законов иностранного государства при разводе

2) выдача документа компетентным органом

3) легализация этого документа, если международным договором не установлен иной порядок. (Легализация не требуется для стран-участниц Гаагской конвенции 1961 г.)

В законодательстве практически всех стран предусмотрена специальная форма заключения браков – консульские браки. Такие браки заключаются в консульствах или консульских отделах посольств между гражданами государства аккредитования, находящимися на территории данного иностранного государства. Консульские браки заключаются на основе консульских конвенций; к таким бракам применяется законодательство государства аккредитования. В некоторых консульских конвенциях предусмотрено требование учи ты вать и право государства пребывания (Кон суль с кая кон вен ция между Российской Федерацией и США).