Важнейшей предпосылкой эффективной деятельности современного руководителя является благоприятный морально-психологический климат в коллективе, оптимальные деловые взаимоотношения между сотрудниками. В связи со сложностью решаемых в новых экономических условиях задач, возрастающей служебной нагрузкой, неодинаковой профессиональной подготовкой сотрудников, различиями в психологических состояниях людей в производственных коллективах нередко возникают ситуации, называемые конфликтами. Научно доказано, что подобные ситуации отрицательно сказываются на всем коллективе: ухудшается морально-психологический климат, снижается работоспособность, обостряются межличностные отношения, ухудшается настроение и т.п.
Но порой опасность заключается не в самом конфликте, а в неумении управлять им. Сложившиеся в прошлом стереотипы ориентировали руководителей на бесконфликтное развитие коллективов. Они стремились избегать противоречий даже в ущерб интересам дела, так как столкновение взглядов в коллективе часто воспринималось как недостаток работы руководителя.
В настоящее время, когда именно коллективные условия определяют успехи науки, техники, возникает острая необходимость в людях, владеющих искусством создавать моральный климат в коллективе. Однако в педагогическом коллективе каждый его член может и должен влиять на благоприятность социально-психологического климата. И коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом.
Чтобы успешно преодолевать разрушительные последствия конфликтов, нужно научиться обходить их. А это возможно лишь при высоком уровне развития коллектива и благоприятного социально-психологического климата.
Учитывая, актуальность этой проблемы, была выбрана данная тема и выдвинута следующая гипотеза: чем благоприятней социально-психологический климат в коллективе, тем ниже уровень конфликтности в нём.
Согласно выдвинутой гипотезе, были определены задачи исследования:
Базой для исследования был определен ГОУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Гименей» г.Алапаевск. Объектом исследования является психологические аспекты конфликтов, а предметом – социально – психологический климат и уровень конфликтности в ГОУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Гименей».
Общение как предмет социально-психологического исследования
... предмете социально-психологических исследований, пойдет речь в данной работе. Цель данной работы Цель обусловливает задачи работы. Рассмотрим их: 1. Определение предмета и задач социально-психологического исследования. 2. Характеристика базовых психологических установок общения. 3. Исследование эффективного общения. 4. Диагностика конфликта как ...
В исследовании были использованы следующие методики:
Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его нужно, по возможности, немедленно разрешать. Многие рассматривают конфликт как признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Но во многих ситуациях именно конфликт делает процесс принятия решения более эффективным, помогая выявить разнообразие точек зрения и давая дополнительную информацию. Как справедливо отмечает Л. Козер — американский социолог, внесший значительный вклад в разработку теории социального конфликта: «…конфликт сам по себе злом не является, скорее речь идет о феномене, который может иметь конструктивные или деструктивные последствия в зависимости от того, как им управляют».
В работах отечественных
Лучшие педагоги всегда учитывали фактор психологической совместимости, организуя жизнь в коллективе.
В качестве основных признаков мажорного тона (или нормального психологического климата – по современной терминологии) А.С. Макаренко выдвигал следующие:
- Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив.
- Единство коллектива, дружеское единение его членов.
- Защищённость всех членов коллектива.
- Разумная и полезная активность всех членов коллектива.
- Умение быть сдержанным в движениях и словах.
Исследование этой проблемы наряду с научным значением представляет и огромный практический интерес, поскольку нацелено, в конечном счёте, на решение многих педагогических вопросов, связанных с организацией эффективного обучения и воспитания детей. Результаты, полученные при разработке данной проблемы, помогут педагогам более чётко ориентироваться при возникновении конфликтной ситуации.
В последнее время российские исследователи, отвечая на запросы практики, стали более активно обращаться к проблеме изучения, профилактики и разрешения конфликтов: выпускаются научные сборники и монографии, пишутся статьи, проводятся семинары. Стали доступными для изучения труды многих зарубежных исследователей. На основе комплексного анализа различных сторон конфликтов происходят развитие и становление новой научной и учебной отрасли знаний — конфликтологии. В высших учебных заведениях ведется подготовка специалистов — конфликтологов. В учебном пособии анализируются актуальные социально-психологические проблемы конфликтологии.
При подготовке курсовой работы были использованы материалы научных исследований российских ученых.
В основу практической части курсовой работы были положены материалы исследований и выводы, проведенных автором совместно с психологом «Центра социальной помощи семье и детям «Гименей» Калининой М.А.
- Психологические аспекты управления конфликтами.
1.1 Понятие конфликта.
Инцидент — это действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующих резкое обострения противоречия и начало борьбы между ними. Участники конфликтной ситуации — это субъект (лицо, группа, организация, государство), непосредственно вовлечённый во все фазы спора. Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких сторон участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, имеющий личную значимость для каждого из её участников. И, наконец, конфликт – это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон участников в решении проблемы, имеющий личную значимость для каждого из её участников.
Когнитивные конфликты: проблемы моделирования и принятия решений
... конфликта самими участниками и разрешение конфликта с участием третьей стороны. Наиболее перспективной методикой в современной конфликтологии считаются переговоры с участием посредника (медиатора) [Meadous, 1985]. Задачи анализа и моделирования когнитивного конфликта ...
Основными структурными элементами конфликта есть стороны конфликта; предмет конфликта; образ конфликтной ситуации; мотивы конфликта; позиции сторон конфликтеров. Сторонами конфликта считают субъекты социального взаимодействия, интересы которых нарушены непосредственно, или субъекты, которые явно (неявно) поддерживают конфликтеров.
Предмет конфликта — объективно имеющаяся или кажущаяся проблема, что служит причиной противоборства между сторонами (проблема власти, взаимоотношений, первенства сотрудников, их совместимости).
Это именно та противоречивость, которая является причиной вникания конфликта.
Отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия определяет образ предмета конфликта. Мотивы конфликта, как внутренние побудительные силы, подталкивают субъектов социального взаимодействия к конфликту. Мотивы проявляются в форме потребностей, интересов, целей, убеждений.
Для выяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки, сформулировать условия его возникновения. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений, которые можно считать необходимым условием для возникновения конфликта.
1.2. Типология конфликтов.
Конфликты — одна из распространенных форм социальных действий. В основе конфликтов лежит отсутствие согласия людей, наличие противоречий, наличие противоборствующих сторон со своими взаимонесовместимыми потребностями, интересами, целями, когда достижение целей одного препятствует достижению целей другого, т.е. конкуренция, соперничество выступает как объективная ситуация конфликта.
Существуют различные определения