Общение как предмет социально-психологического исследования

Содержание скрыть

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение — совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Актуальность темы.

Для межличностного общения типична такая ситуация, когда участники общения, вступая в контакты, преследуют по отношению друг к другу более или менее значимые для них цели, которые могут совпадать по своему содержанию, а могут и отличаться друг от друга. Цели эти — следствие действия определенных мотивов, имеющихся у участников общения, их достижение постоянно предполагает использование разнообразных способов поведения, которые у каждого человека формируются по мере развития у него качеств объекта и субъекта общения. Все это означает, что межличностное общение по основным своим характеристикам всегда является видом деятельности, суть которого составляет взаимодействие человека с человеком. Этим обусловлена актуальность данной темы – общение неизбежно в обществе, следовательно, его исследование также необходимо. Именно об общении, как об одном из главных факторов формирования личности предмете социально-психологических исследований, пойдет речь в данной работе.

Цель данной работы

Цель обусловливает задачи работы. Рассмотрим их:

1. Определение предмета и задач социально-психологического исследования.

2. Характеристика базовых психологических установок общения.

3. Исследование эффективного общения.

4. Диагностика конфликта как результата общения. Исследование методик разрешения конфликта.

Предметом, Практическая значимость.

На сегодняшний день существует 4 основных точки зрения, лежащие в основе рассмотрения предмета «социальная психология» различными авторами :

1) Характеристика индивида как участника социальных отношений (что изменяется в человеке, когда он вклинивается в различные социальные группы).

Пример: На работе человек — жесткий, требовательный, ведущий, а дома — ведомый. Объектом исследования в таком понимании становится личность в группе (Большинство психологов придерживается этой точки зрения).

2) Механизмы социальных влияний на человека (индивида) как участника социального процесса (социальной жизни).

Акцент делается на влияние окружающей среды на индивида. Центром считаются механизмы влияния (Этой точки зрения придерживаются социологи и психологи, пришедшие из социологии, главная проблема — социологизация, очеловечивание рожденного индивида).

8 стр., 3577 слов

» Понятие педагогического общения. Его структура. Требования ...

... технологии общения и в моделировании новых технологий для решения последующих педагогических задач. Рассмотрим подробнее содержание каждого из этих этапов. Первый этап. . На этом этапе педагогического общения осуществляется своеобразное планирование коммуникативной структуры взаимодействия, ...

3) Общение между людьми, их взаимодействие (Этой точки зрения придерживается ряд петербургских и московских авторов отечественной психологии).

4) Характеристика группы или общностей, как целостных образований.

Социальная психология (а, следовательно, и социально-психологические исследования) возникла на стыке социологии и психологии.

Общая психология изучает общие закономерности человеческой психики. Общую психологию интересует вопрос о влиянии социальной среды на развитие психики. Социальная психология является частью общей психологи, но по особой задаче.

Соотношение социологии и социальной психологии (нормативная академическая сторона): социологию интересует социально-типичное (личность интеллигента личность крестьянина), т.е. обезличенного человека; социологию не интересует конкретная личность: социальная психология должна заняться изучением психических характеристик конкретных людей, входящих в социальную среду; в данную группу .

Происходит очевидное сближение социальной психологии с социологией (в последние три десятилетия).

3 объективные причины интеграции социальной психологии и социологии:

1) общие объекты исследования;

2) много общего в методах исследования;

3) достаточно близкое содержание подготовки специалистов (Тарыгин, Ядов, Кон, Здравомыслов, Шерковин, Андреева, Делигенский — социологическая социальная психология) (Шорохова, Кузьмин, Бодолев, Платонов, Петровский и др. — психологическая социальная психология).

В настоящее время есть одна социальная психология, а не две как было раньше. За рубежом интеграция наступила раньше, и была она более интенсивной. Огалвин — программа “Ценности и образы жизни” предложил в этой программе интеграцию социальной психологии и социологических критериев. Психологические референты: отношение к себе, к другим людям и т.д. Благодаря этому программа имеет большой успех .

1.2. Базовые психологические установки общения

Психика человека крайне сложна, и достаточно полных теорий мотиваций человека, лежащих в основе его поведения, еще не построено. Считается, что мотивация является результатом постоянного взаимовлияния сложного комплекса сознательных и бессознательных, чувственных, интеллектуальных, а также культурных и физиологических потребностей, находящихся под воздействием социальных факторов и параметров среды обитания.

Тем не менее, сейчас существует ряд теорий, описывающих виды поведения людей, на основании которых работник может действовать достаточно уверенно и добиваться хороших практических результатов.

Одной из таких теорий является теория Шострема – Маслоу (Маслов), которая рассматривает две базовые психологические установки современного человека:

Манипуляторы –, Актуализаторы –

Некоторые черты личности манипуляторов и актуализаторов приведены ниже в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Черты личности манипуляторов и актуализаторов .

Манипуляторы Актуализаторы
Ложь (фальшь, мошенничество).

Манипуляторы используют приемы, методы, маневры. Они ломают комедию и разыгрывают роли, которые должны произвести впечатление. Выражаемые ими чувства выбираюся в зависимости от обстоятельств

Честность (прозрачность, искренность, застенчивость).

Актуализатор способен к честному проявлению своих чувств, какими бы они ни были. Ему присуща чистосердечность, выразительность, он понастоящему бывает самим собой.

Неосознанность (апатия, скука).

Манипулятор не осознает действительного значения жизни. Он видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать.

Осознание (жизненаполненность, интерес).

Актуализатор хорошо видит и слышит себя и других людей. Он восприимчив к искусству, музыке и другим проявлениям жизни.

Контроль (закрытость, нарочитость).

Для манипулятора жизнь подобна шахматной доске. Он кажется спокойным, однако он держит себя под постоянным контролем (и других тоже, скрывая от них свои мотивы).

Свобода (спонтанность, открытость).

Актуализатор спонтанен. Он способен к свободному выражению присущих ему возможностей. Он – хозяин своей жизни – субъект, а не объект.

Цинизм (безверие).

Манипулятор не доверяет себе и другим, он испытывает глубокое недоверие к человеческой природе как таковой. Он полагает, что в отношениях между людьми существуют только две возможности управлять или быть управляемым.

Доверие (вера, убежденность).

Актуализатор обладает глубокой верой в себя и других, в возможность установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и сейчас.

По теории Шострема – Маслоу и манипуляторы, и актуализаторы образуют несколько психологических типов. Практически каждый тип имеет своего антагониста, который отмечен на диаграмме в диаметрально противоположной позиции. Поэтому описывать их будем парами . Рассмотрим сначала типы манипуляторов.

1. Диктатор. Он, как правило, преувеличивает свою силу и власть. Он доминирует, приказывает, любит цитировать авторитеты и делает все, чтобы управлять своими жертвами. Существуют разновидности диктаторов – Настоятель, Настоятельница, Начальник, Босс, младший Босс.

2. Тряпка (слабак).

3. Вычислитель.

4. Прилипала. Является антагонистом Вычислителя. Он преувеличивает свою контролируемость. Это – личность, которая демонстрирует свою жажду быть ведомой, дурачимой, предметом забот окружающих. Он охотно позволяет другим делать за него его работу. Разновидности: Паразит, Нытик, Вечный ребенок, Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный.

5. Хулиган.

6. Рубаха-парень.

7. Судья (Инквизитор).

8. Защитник (Адвокат).

В реальном человеке-манипуляторе можно встретить как один выраженный тип, так и их комбинацию. Если это выраженный тип, то он практически навязывает другим людям роль своего антагониста и делает такого человека целью своих манипуляций. Например, выраженный Диктатор будет стараться рассматривать окружающих как людей – Тряпок и соответственно строить свои взаимоотношения с ними.

активных манипуляторов,

Типы актуализаторов.

1. Руководитель. Этот тип соответствует эволюционирующему Диктатору. В отличие от последнего, Руководитель ведет людей за собой, а не стремится их подчинять.

2. Сочувствующий.

3. Внимательный.

4. Признательный. Это – дополнение Внимательного. Данный тип развивается из Прилипалы. Он не только зависит от других людей, но дает высокую оценку различным видам мастерства, которыми эти люди обладают. Он относится с уважением к точкам зрения, которые отличаются от его собственной, и не испытывает потребности, чтобы другие думали также, как и он.

5. Напористый.

6. Заботливый –

7. Выразитель.

8. Проводник.

В отличие от манипуляторов, выраженный актуализатор способен сочетать, интегрировать различные роли в различных ситуациях. Он ценит эти многие стороны своей личности. Чем менее человек способен принять какие-либо стороны своей личности, чем меньше он их ценит, тем в большей степени он ощущает себя «вещью» (от такой позиции – один шаг к признанию других бездушными вещами, которыми не только можно, но и можно манипулировать).

Э. Шострем приводит такой пример: «Когда мы недовольны собой или своими поступками, мы говорим: «Это на меня нашло» или же: «Это мне не нравится». Вскоре тенденция отрекагься от себя и черт своей личности распространяется на все области нашей жизни. И мы становимся манипуляторами» . Принимая себя, человек исходит из полноценности себя и других, так что необходимость в манипуляции, контроле, приведении в норму и т.д. просто отпадает. Напротив, манипулятор исходит из допущения собственной неполноценности, распространяя ее на всех представителей рода человеческого, он полагает, что эта неполноценность может быть преодолена путем борьбы с собой и другими людьми. [10]

ВЫВОДЫ К § 1

В данном параграфе рассмотрены теоретические основы общения в социально-психологических исследованиях.

Рассматривая предмет социально-психологических исследований (а, следовательно, и общение в контексте исследования предмета), было выделено 4 основных точки зрения, определяющие предмет социально-психологических исследований:

1) Характеристика индивида как участника социальных отношений.

2) Механизмы социальных влияний на человека (индивида) как участника социального процесса (социальной жизни).

Акцент делается на влияние окружающей среды на индивида. Центром считаются механизмы влияния.

3) Общение между людьми, их взаимодействие (Этой точки зрения придерживается ряд петербургских и московских авторов отечественной психологии).

4) Характеристика группы или общностей как целостных образований.

Теория Шострема – Маслоу (Маслов) рассматривает две базовые психологические установки современного человека: манипуляторы и актуализаторы. В процессе общения манипуляторы и актуализаторы образуют еще несколько психологических типов: манипуляторы – Диктатор, Тряпка (слабак), Вычислитель, Прилипала, Хулиган, Рубаха-парень, Судья (Инквизитор), Защитник (Адвокат); актуализаторы – Руководитель, Сочувствующий, Внимательный, Признательный, Напористый, Заботливый, Выразитель, Проводник. Каждый из указанных психологических типов имеет свою характеристику и стиль общения, при этом каждому типу манипулятора соответствует (а точнее противопоставлен) соответствующий тип актуализатора.

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., Изд-во МГУ, 2000

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., Изд-во МГУ, 1998.

3. Войкунский А.Е. Я говорю, мы говорим…: Очерки о человеческом общении. — 2-е изд., дораб. и дополн. — М.: Знание, 2000.

4. Донцов А.И. Психология коллектива. М., Изд-во МГУ, 2001.

5. Егидес А. П. Психогигиенический клуб психотерапевтического кабинета.— В кн.: Вопросы внебольничной психиатрической помощи. М., 2000.

6. Иствуд Атватер. Я вас слушаю. Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. — М., Экономика. 2004.

7. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., Изд-во МГУ. 2001.

8. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 2002.

9. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., Изд-во МГУ, 2000.

И в процессе работы, и в личной жизни мы постоянно общаемся, или, говоря языком психологии, вступаем в межличностные коммуникации. Коммуникации – это средство обоюдного воздействия людей друг на друга. Коммуникация возникает тогда, когда один человек оказывает влияние на поведение другого человека. Это может происходить даже тогда, когда они вообще не разговаривают. Но при этом важным моментом является существование обратной связи – то есть получатель коммуникационного сообщения должен иметь возможность так или иначе отозваться на сообщение отправителя .

Для эксперта умение правильно построить процесс межличностных коммуникаций имеет особое значение. Для понимания этого процесса крайне важно знать основные законы коммуникации :

1-й закон: Правда не в том, что сообщает отправитель, а в том, что понимает получатель.

Этот закон основан на селективном восприятии информации человеком. Такая селекция производится на основе системы оценок этого человека. Если сообщение проходит через эту систему оценок, или если оно способствует повышению уровня самооценки данного человека, то это сообщение принимается, а его ценность преувеличивается. Если же оно не проходит по системе оценок, или если оно способствует снижению уровня самооценки получателя, то оно полностью или частично отвергается, при этом его ценность преуменьшается. Стало быть, в процессе коммуникации существует положительная обратная связь между отправителем и получателем сообщения.

2-й закон: Если получатель не правильно трактует сообщение, то вину несет отправитель.

Таким образом, ответственность за точную коммуникацию всегда лежит на отправителе сообщения. 2-й закон имеет ряд важных практических следствий:

Фразы: «Вы, наверное, не поняли», «как я уже Вам сказал», «Вы, кажется, не расслышали» и т.д. – запрещенные фразы. Раз Вас не поняли, значит – Вы не неправильно объяснили, и сердиться здесь можно только на себя.

Кроме двух основных законов, ученые установили ряд правил, или аксиом коммуникации :

1. Невозможно не коммуницировать.

Следствие 1.1: хочешь добиться успеха – учись правильно строить процесс коммуникации .

2. Любая коммуникация имеет содержательный аспект (уровень понимания) и аспект чувств (уровень отношений. Последний уровень определяет первый.

Следствие 2.1: Успех коммуникации определяется не столько процессом обмена информацией, сколько теми взаимоотношениями между личностями, которые сложились в процессе коммуникации.

Следствие 2.2: В процессе коммуникации люди играют роли, которые определяются их базовыми психологическими установками (см. предыдущий раздел).

Следствие 2.3: То, КАК говорится, важнее, чем то, ЧТО говорится. Интересный собеседник – это не тот человек, который говорит интересные вещи, а тот человек, который Вам интересен. Это правило справедливо для обоих партнеров по коммуникации – Вас будут оценивать так же .

3. Структура отношений в процессе коммуникации зависит от того, какие фазы проходит этот процесс.

Следствие 3.1: Способ разбиения процесса коммуникации на фазы, то есть повторение определенной последовательности разговора, изменение значимости сообщений в ходе разговора – влияют решающим образом на ход процесса коммуникации.

Следствие 3.2: Качество восприятия информации зависит от степени внимания собеседника, а оно изменяется. Наиболее высокий уровень внимания – в начале и в конце разговора, поэтому правильное вступление и заключение беседы – решающий фактор успеха процесса коммуникации .

4. На уровне содержания и на уровне отношений используются разные языки и разные способы восприятия информации.

Следствие 4.1: Передаваемая в процессе коммуникаций на уровне содержания информация всегда содержит текст (то, что сообщено) и контекст (то, что подразумевалось).

Следствие 4.2: Вы должны всегда учитывать, что используемый Вами контекст может быть не ясен партнеру по коммуникации. Непонимание не должно вызывать у Вас раздражения – и Ваш партнер, да, кстати, и Вы сами, просто подчиняетесь закону природы.

Следствие 4.3: Если коммуникация опосредованная (т.е. происходит обмен документами, а не беседа между людьми), контекст, как правило, теряется, и информация передается с ошибками. Поэтому, если ошибки не допустимы, стоит предпочесть личную беседу обмену документами.

Следствие 4.4: Вкоммуникационной цепочке информация искажается и из-за искажений текста, и из-за потери контекста. Такое искажение – не злой умысел, а свойство человеческой природы. Хотите избежать искажений – укорачивайте цепочку передачи информации.

Следствие 4.5: Степень искажения зависит и от формы информации. Образ, рисунок искажаются меньше, чем текст, поэтому используйте графическую форму для снижения искажения.

Следствие 4.6: Текст воспринимается на логическом уровне, а контекст – на ассоциативном, образном уровне .

5. Процесс коммуникации может быть симметричным (когда оба партнера имеют, или оба считают, что оба имеют, одинаковый статус) или комплиментарным (когда статусы обоих партнеров неравноправны).

Следствие 5.1: В ходе коммуникаций формируется соглашение о статусах. Это соглашение формируется на уровне отношений, а не на уровне содержания.

Следствие 5.2: Ход процесса формирования соглашения зависит от базовых психологических установок участников. В ходе успешной коммуникации первоначальное различие между самооценкой статуса и оценкой его партнером – сгладилось, в ходе неудачной коммуникации – осталось или усилилось.

Следствие 5.3: Успешная коммуникация – такая, которая завершается как симметричная, пусть даже она начиналась, как комплиментарная .

Понятно, что такой сложный процесс, как процесс межличностных коммуникаций, часто сопровождается конфликтами. Эти конфликты можно условно разделит на 2 основные группы:

1-я группа: конфликты, вызванные неадекватными базовыми психологическими установками участников.

Например, один или оба участника конфликта являются манипуляторами. Для предотвращения конфликта при общении с манипулятором следует стараться избежать навязывание себе антагонистической манипулятивной роли – т.е. постараться не выглядеть Тряпкой при общении с Диктатором, Прилипалой – при общении с Вычислителем и т.д.

2-и группа: конфликты, вызванные несоблюдением законов и аксиом коммуникации.

Понятно – чтобы предотвратить или сгладить конфликт, хотя бы одна из сторон должна хотя бы стремиться соблюдать эти законы и правила. Поэтому эксперт должен не только хорошо знать эти законы, но и стараться постоянно и повсеместно их вьполнять.

В любом случае эксперт должен стремиться сгладить, а еще лучше – предотвратить конфликт, но, безусловно, не любой ценой. Именно поэтому к личным качествам эксперта предъявляются достаточно высокие требования.

Какова бы ни была цель общения, всегда полезно знать приемы правильного слушания. Психологи Института психологии Чикаго разработали ряд практических советов и рекомендаций эффективного общения. Это следующие правила .

1. Выясните свои привычки слушать. Каковы Ваши сильные стороны? Какие Вы делаете ошибки? Может, Вы судите о людях поспешно? Часто ли Вы перебиваете собеседника? Какие помехи общения наиболее вероятны в Ваших ответах? Какие из них используются Вами чаще всего? Лучшее знание своих привычек слушать является первым этапом в их изменении.

2. Не уходите от ответственности за общение. Помните, что в общении участвуют два человека: один — говорит, другой — слушает, причем в роли слушающего каждый должен выступать попеременно. Когда бы это ни случилось, но если Вам не ясно, о чем говорит собеседник, Вы должны дать ему это понять — или путем постановки уточняющих вопросов, или активным отражением того, что Вы слышите, и просьбой поправить Вас. Как может кто-нибудь узнать, что Вы его не понимаете, пока Вы сами не скажете об этом?

3. Будьте физически внимательными. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Убедитесь в том, что Ваша поза и жесты говорят о том, что Вы слушаете. Сидите или стойте на таком расстоянии от собеседника, которое обеспечивает удобное общение обоим. Помните, что говорящий хочет общаться с внимательным, живым собеседником, а не с каменной стеной.

4. Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Поскольку сосредоточенным внимание может быть недолго (менее одной минуты), слушание требует сознательной концентрации внимания. Стремитесь свести к минимуму ситуационные помехи, например, телевизор или телефон. Не допускайте «блуждания» мыслей. Помочь сконцентрироваться на том, о чем говорит собеседник, вероятнее всего, может Ваше физическое внимание и речевая активность.

5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Помните, что люди передают свои мысли и чувства «закодированными» — в соответствии с социально принятыми нормами. Слушайте не только информацию, но и передаваемые чувства. Например, работник, который говорит: «Я закончил работу с этими письмами», передает иную мысль, чем работник, который говорит: «Слава богу, наконец-то я покончил с этими проклятыми письмами!» Хотя содержание этих сообщений одинаковое, последнее сообщение в отличие от первого выражает еще и чувства. Внимательный руководитель, который слушает не только содержание сообщения работника, но и понимает его чувства, прежде чем дать новое задание, добьется более высокой эффективности общения, чем тот, который просто поручит другую работу.

6. Наблюдайте за невербальными сигналами говорящего. Поскольку большая часть общения является невербальной, будьте внимательными не только к словам, но и к невербальным выражениям. Следите за выражением лица говорящего и за тем, как часто он смотрит на Вас пристально и как он поддерживает с Вами визуальный контакт. Следите за тоном голоса и скоростью речи. Обратите внимание на то, как близко или как далеко от Вас сидит или стоит говорящий, способствуют ли невербальные сигналы усилению речи говорящего или они противоречат высказываемому словами.

7. Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику. Это создает благоприятную атмосферу для общения. Чем больше говорящий чувствует одобрение, тем точнее он выразит то, что хочет сказать. Любая отрицательная установка со стороны слушающего вызывает защитную реакцию, чувство неуверенности и настороженность в общении.

8. Старайтесь выразить понимание. Пользуйтесь приемами рефлексивного слушания, чтобы понять, что в действительности чувствует собеседник и что он пытается сказать. _мфатический общение означает не только одобрение говорящего, но позволяет точнее понять сообщение.

9. Слушайте самого себя. Слушать самого себя особенно важно для выработки умения слушать других. Когда Вы озабочены или эмоционально возбуждены, то меньше всего способны слушать то, что говорят другие. Если же чье-то сообщение затронет Ваши чувства, выразите их собеседнику: это прояснит ситуацию и поможет Вам слушать других лучше.

10. Отвечайте на просьбы соответствующими действиями. Помните, что часто цель собеседника — получить что-либо реально ощутимое, например, информацию, или изменить мнение, или заставить сделать что-либо. В этом случае адекватное действие — лучший ответ собеседнику.

Основное внимание в процессе совершенствования своих привычек слушать следует уделить положительным рекомендациям, однако полезно помнить и о типичных ошибках. Слушая собеседника, никогда :

1) не принимайте молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это еще не означает, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли. Встречаются и такие, которые могут одновременно пространно излагать, обрабатывать информацию и отлично слушать. В идеале нужно уметь переходить от высказывания к слушанию легко и естественно;

2) не притворяйтесь, что слушаете. Это бесполезно: как бы Вы ни притворялись, отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении лица или в жестах. Притворство обычно воспринимается как оскорбление. Лучше уж признаться в том, что в данный момент Вы слушать не можете, сославшись, например, на занятость;

3) не перебивайте без надобности. Большинство из нас в социальном общении перебивают друг друга, делая это подчас неосознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных, чем наоборот. Мужчины перебивают чаще, чем женщины. Если Вам необходимо перебить кого-либо в серьезной беседе, помогите затем восстановить прерванный Вами ход мыслей собеседника;

4) не делайте поспешных выводов. Как мы уже выяснили, каждый неосознанно склонен судить, оценивать, одобрять или не одобрять то, о чем говорится. Но именно такие субъективные оценки заставляют собеседника занять оборонительную позицию. Помните, такие оценки — барьер содержательного общения;

5) не дайте «поймать» сами себя в споре. Когда Вы мысленно не соглашаетесь с говорящим, то, как правило, прекращаете слушать и ждете своей очереди высказаться. А уж когда начинаете спорить, то настолько увлекаетесь обоснованием свое точки зрения, что подчас уже не слышите собеседника. А ведь он уже давно говорит Вам: «Это и есть то, что я пытаюсь Вам сказать!» Если возникнет настоящее несогласие, следует обязательно выслушать собеседника внимательно и до конца, с тем чтобы понять, с чем именно Вы не согласны, а уж после этого излагать свою точку зрения;

6) не задавайте слишком много вопросов. Полезно задать вопрос для уточнения сказанного. Но закрытые вопросы, требующие конкретного, определенного ответа, необходимо сводить до минимума. Однако и открытыми вопросами, которые поощряют говорящего подробно высказать свои мысли, следует пользоваться осторожно. Чрезмерно большое количество вопросов в известной степени подавляет собеседника, отнимает у него инициативу и ставит в оборонительную позицию;

7) никогда не говорите собеседнику: «Я хорошо понимаю Ваши чувства». Такое заявление служит больше для оправдания собственных (и безуспешных) попыток убедить собеседника в том, что Вы слушаете. В действительности узнать, что и как именно чувствует собеседник, очень трудно. К тому же такое общение поставит под сомнение доверие к Вам, и беседа скорее всего вообще прекратится. В таком случае следует дать собеседнику понять, что Вы его слушаете, задав, например, такой эмфатический вопрос: «Вы чем-то разочарованы?» или «Я чувствую, что Вас кто-то обидел», или любым другим замечанием соответствующим обстановке;

8) не будьте излишне чувствительными к эмоциональным словам. Слушая сильно взволнованного собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию его чувств, иначе можно пропустить смысл сообщения. Будьте настороже к эмоционально заряженным словам и выражениям, слушайте только их смысл. Ваши собственные чувства могут блокировать понимание того, что Вам действительно необходимо узнать;

9) не давайте совета, пока не просят. Непрошеный дает, как правило, тот, кто никогда не поможет. Но в тех случаях, когда у Вас действительно просят совета, применит приемы рефлексивного слушания, чтобы установить, что собеседник хочет узнать на самом деле. Иначе можно допустить такую же ошибку, какую сделала молодая мать в разговоре со своим маленьким сыном. В ответ на вопрос сына: «Откуда я появился, — она разразилась лекцией о воспроизводстве человеческого рода, и все это только для того, чтобы в конце услышать: «А Билли сказал, что он из Чикаго. Я хотел узнать, откуда появились мы»;

10) не прикрывайтесь слушанием как убежищем. Пассивные, неуверенные в себе люди иногда используют слушание как возможность избежать общения и самовыражения. Они не только не говорят, но на самом деле и не слушают. Они воздерживаются от высказывания своих мнений и чувств из-за боязни неодобрения или критики. Как ни парадоксально, но молчание тем самым мешает эффективному общению.

Можно ли достичь такого уровня личностного развития, когда человек сам, без чьей либо помощи может справиться со своими трудностями и обучиться методам эффективного разрешения конфликтов? Психолог А. Минделл считает, что да. Он предлагает использовать следующие стадии и методы разрешения конфликта .

1. Избежание конфликта или его понимание.

Конфликт — это нормально. Каждый неоднократно переживает внутренний или внешний конфликты. Направленность на разрешение конфликтов — это нормальное явление и признак стремления к внутреннему равновесию, признак развития и роста .

Конфликт имеет много уровней. И, соответственно, путей разрешения. Конфликт — это не только выражение собственных трудностей, комплексов или личной психологии. Это сочетание внутренней напряженности, трудностей во взаимоотношениях с людьми, групповых и мировых проблем. Он содержит в себе потенциал для личного развития и взаимоотношения с людьми.

Конфликт может породить общность. Она же может эффективно разрешить конфликт. Когда мы работаем над конфликтом в группе, для нее может оказаться полезной такая установка, что конфликт необходим для того, чтобы лучше понять себя. Быть может, разрешение конфликта — это способ, с помощью которого социальная группа познает и признает все свои стороны, способ полного ее самовыражения.

2. Признаки конфликта.

  • словесное несогласие;
  • отсутствие открытого и доверительного общения;
  • сохраняющееся разделение во времени или пространстве;
  • сплетничанье о противнике;
  • негативные образы или фантазии о противнике;
  • подозрительность и недоверчивость по отношению к другому.

3. Степень злокачественности конфликта. Некоторые конфликты серьезны, некоторые — не очень. Конфликты, которые угрожают разрушить чей-то дом, жизнь, бизнес, семью и т. п.— это злокачественные конфликты. Необходимо сразу же попытаться определить злокачественность возникшего конфликта.

4. Сделать сознательный выбор о своем вступлении в конфликт.

5. Обращениек партеру конфликта. Если замечен злокачественный конфликт и имеется подготовка ко вступлению в него, то можно обнаружить, что теперь есть готовность обратиться и к решению проблемы. Необходимо проверить свою готовность к разрешению конфликта.

Организация конфликта. Если нет готовности ко вступлению в конфликт, нужно организовать его. Не следует бросаться в него сломя голову, а постараться организовать церемонию, ритуал конфликта. необходимо помнить установку боевых искусств на тщательность подготовки к конфликту и его осознание. Установить место и время для разрешения конфликта, удобное для обеих сторон. Если начинать конфликт немедленно, не советуясь со своим оппонентом, то оба в конечном итоге будут препираться о методах его разрешения и никогда не добьются результата. Если противник не придет, можно поработать над проблемой самостоятельно. Следует о том, что все конфликты — это социальные феномены и только конкретная ситуация может подсказать, когда работать с напряженностью самостоятельно, вместе с противником или в групповом процессе. В любом случае будем считать, что партнер готов сесть за стол переговоров.

6. Осознание конфликта.

7. Стоять на своем. Многие пропускают эту стадию конфликта и сразу принимают чью-либо сторону или выражают свой нейтралитет. Однако, рано или поздно, независимо от того, что происходит, почувствуется необходимость отстоять свою позицию.

Осознать свои ощущения. Многим из нас следует научиться распознавать свои чувства. Необходимо констатировать свои ощущения немедленно. При этом следует быть точным в оценке своих эмоциональных переживаний. Если вы расстроены — расстраивайтесь. Не следует пытаться справиться с этим чувством. Следует показать его, проявить и затем дать ему уйти, когда это происходит. Следует быть земными, насколько это возможно в выражении своих потребностей, боли, страха, гнева, обиды или ревности.

8. Отход на нейтральную позицию.

Когда люди застревают на своих точках зрения, это происходит обычно из-за того, что или они не до конца выразили их, или потому, что оказались прикованными к ним и отождествились с ними, потеряв информацию о возникающих сигналах к отступлению.

9. Врожденный нейтралитет.

Нейтралитет — это все же позиция в поле взаимоотношений. Если вы стали нейтральным, оставьте свою позицию. В буквальном смысле оставьте, чтобы не быть связанным с прежним местом или чувствами. Посмотрите на себя и своего противника с нейтральной точки зрения. Помните ту женщину из приводимого примера? После того как она встала на место своего мужа и посмотрела на себя со стороны, она поняла, что надо делать дальше. Так что выйдите из своей роли, внимательно взгляните на себя и своего партнера со стороны и сообщите о том, как вы оба выглядите при этом.

10. Занять позицию своего партнера.

Сочувствие. Возможно, в процессе разрешения конфликта, вы почувствуете сострадание к вашему оппоненту. Если это происходит не из чувства долга, а совершенно искренне, оставьте свою позицию и спросите, не могли бы вы чем-нибудь ему помочь. Пусть ваше сочувствие поможет ему лучше выразить свою позицию.

Читайте его сигналы. Стать на сторону другого значит больше, чем просто действовать с сочувствием. Наблюдайте за своим оппонентом. Посмотрите, как он стоит, как смотрит на вас. и постарайтесь представить, какие чувства он при этом испытывает. Помогите ему их выразить.

Не пытайтесь при случае передразнивать своего оппонента. Не провоцируйте его, а используйте свое осознание и сострадание для того, чтобы понять и почувствовать, кто он в данный момент. Без такого понимания разрешение конфликта невозможно. Если вы почувствуете, что провоцируете или передразниваете его, делайте это непосредственно.

Проверяйте обратную связь. Мерой того, насколько правильно вы поступаете, является обратная связь с вашим оппонентом. Вы правильно прочитали его сигналы, если ваш противник откинулся на спинку стула и расслабился или если он тронут тем, что вы делаете, и благодарен вам за это.

Однако, неправильное прочтение сигналов противника тоже можно обратить на пользу. Если вы ошиблись в своем представлении о том, что чувствует или думает ваш противник во время конфликта, то вам надо попросить его поправить вас.

11. Пересмотр позиции при разрешении конфликтов.

12. Выход из поля конфликта.

13. Групповая работа во время разрешения конфликта

Простейшая ситуация — это когда стороны конфликта расходятся и все налаживается. Обычная ситуация — когда друзья или соседи продолжают обсуждать конфликт даже после того, как обе стороны закончили свою работу. Это означает, что еще присутствуют проявления, отличные от тех, над которыми в основном работали конфликтующие стороны. Конфликт становится социальной проблемой и требует для своего разрешения обращения к групповой работе. Наступает момент установления ролей и требование от членов группы их исполнения до тех пор, пока конфликт не будет разрешен на общественном уровне.

14. Индивидуальная работа.

В данном параграфе рассмотрены основные проблемы общения и пути их разрешения в социально-психологических исследования.

Установлено пять основных правил – аксиом общения, следствиями из которых являются возникающие проблемы (или их причины):

1. Невозможно не коммуницировать.

2. Любая коммуникация имеет содержательный аспект (уровень понимания) и аспект чувств (уровень отношений. Последний уровень определяет первый.

3. Структура отношений в процессе коммуникации зависит от того, какие фазы проходит этот процесс.

4. На уровне содержания и на уровне отношений используются разные языки и разные способы восприятия информации.

5. Процесс коммуникации может быть симметричным (когда оба партнера имеют, или оба считают, что оба имеют, одинаковый статус) или комплиментарным (когда статусы обоих партнеров неравноправны).

Рассмотрены также психологические аспекты общения с рекомендациями различных известных авторов о том, как необходимо вести общение, чтобы оно стало эффективным.

Исследованы причины возникновения конфликта и рассмотрены методы диагностики и избежания конфликта. Конфликт – это нормальное явление в процессе общения, когда интересы сторон расходятся. Конфликт может быть как внутренним (не видимым или не ощущаемым для окружающих), так и межличностным. Задача в процессе общения – не избежать конфликта, а разумно к нему подойти, удовлетворив обе конфликтующие стороны.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Изд-во МГУ, 1998.

2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., Изд-во МГУ, 2001.

3. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., Изд-во МГУ, 2002.

4. Егидес А. П. Опыт построения модели службы знакомств. — Психологический Журнал, 2002, т. 3, № 4, с. 115—123.

5. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., Знание, 1998

6. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага, 2004.

7. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов, Изд-во РГУ, 2000.

8. Методы социальной психологии // Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л., Изд-во ЛГУ, 2000.

9. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., Политиздат, 2002

10.Рудестам К. Групповая психотерапия. М., Прогресс, 2000

11.Сближает дело. — Клуб и художественная самодеятельность, 1999, № 16.

12.Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. Киев, 2006.

13.Совместная деятельность. // Под ред. А.Л.Журавлева, П.Н.Шихерева, Е.В.Шороховой. М., Наука, 1998

14.Социальная психология. // Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л., Изд-во ЛГУ, 2000

15.Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М., Наука, 2005.

16.Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга (Психология обыденной жизни) — М.: Знание, 2006.

Разработаем план эмпирического исследования относительно темы данной работы.

Тема исследования:, Цель исследования:, Задачи исследования:

1. Исследование психологических характеристик общения.

2. Оценка общения различных психологических типов участников исследования.

3. Апробация методик, разработанных в сфере исследования общения, диагностики и разрешения конфликтов.

Объект исследования:, Методики, применяемые для исследования

1. Теория Шострема – Маслоу (авторы: Э.Шострем, А.Маслоу).

Диагностируются психологические типы в группе, определяемые по стилю общения.

2. Методика эффективного общения (авторы: М. Холланд, И.Эштон, Институт психологии Чикаго).

Диагностируется наиболее эффективный стиль общения в определенной группе.

3. Методика эффективного разрешения конфликта (автор: А.Минделл).

Диагностируется ряд методов, позволяющих эффективно разрешить конфликт в конкретной ситуации.

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., Изд-во МГУ, 2000

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., Изд-во МГУ, 1998.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Изд-во МГУ, 1998.

4. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., Изд-во МГУ, 2001.

5. Войкунский А.Е. Я говорю, мы говорим…: Очерки о человеческом общении. — 2-е изд., дораб. и дополн. — М.: Знание, 2000.

6. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., Изд-во МГУ, 2002.

7. Донцов А.И. Психология коллектива. М., Изд-во МГУ, 2001.

8. Егидес А. П. Опыт построения модели службы знакомств. — Психологический Журнал, 2002, т. 3, № 4, с. 115—123.

9. Егидес А. П. Психогигиенический клуб психотерапевтического кабинета.— В кн.: Вопросы внебольничной психиатрической помощи. М., 2000.

10.Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., Знание, 1998

11.Иствуд Атватер. Я вас слушаю. Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. — М., Экономика. 2004.

12.Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага, 2004.

13.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., Изд-во МГУ. 2001.

14.Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов, Изд-во РГУ, 2000.

15.Методы социальной психологии // Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л., Изд-во ЛГУ, 2000.

16.Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 2002.

17.Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., Изд-во МГУ, 2000.

18.Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., Политиздат, 2002

19.Рудестам К. Групповая психотерапия. М., Прогресс, 2000

20.Сближает дело. — Клуб и художественная самодеятельность, 1999, № 16.

21.Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. Киев, 2006.

22.Совместная деятельность. // Под ред. А.Л.Журавлева, П.Н.Шихерева, Е.В.Шороховой. М., Наука, 1998

23.Социальная психология. // Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л., Изд-во ЛГУ, 2000

24.Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М., Наука, 2005.

25.Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга (Психология обыденной жизни) — М.: Знание, 2006.

Донцов А.И. Психология коллектива. М., Изд-во МГУ, 2001.

Войкунский А.Е. Я говорю, мы говорим…: Очерки о человеческом общении. — 2-е изд., дораб. и дополн. — М.: Знание, 2000.

Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., Изд-во МГУ, 2000

Егидес А. П. Психогигиенический клуб психотерапевтического кабинета.— В кн.: Вопросы внебольничной психиатрической помощи. М., 2000.

Иствуд Атватер. Я вас слушаю. Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. — М., Экономика. 2004.

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., Изд-во МГУ, 1998.

Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 2002.

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., Изд-во МГУ, 1998.

Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., Изд-во МГУ, 2000.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., Изд-во МГУ. 2001.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., Изд-во МГУ, 1998.

Методы социальной психологии // Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л., Изд-во ЛГУ, 2000.

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., Изд-во МГУ, 2002.

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., Изд-во МГУ, 2002.

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., Изд-во МГУ, 2001.

Егидес А. П. Опыт построения модели службы знакомств. — Психологический Журнал, 2002, т. 3, № 4, с. 115—123.

Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., Знание, 1998.

Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага, 2004..

Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. Киев, 2006.

Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга (Психология обыденной жизни) — М.: Знание, 2006.

Социальная психология. // Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л., Изд-во ЛГУ, 2000.

Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М., Наука, 2005.

Рудестам К. Групповая психотерапия. М., Прогресс, 2000.

Сближает дело. — Клуб и художественная самодеятельность, 1999, № 16.

Совместная деятельность. // Под ред. А.Л.Журавлева, П.Н.Шихерева, Е.В.Шороховой. М., Наука, 1998

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., Политиздат, 2002

Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов, Изд-во РГУ, 2000.