Социальная коммуникация

Введение

А.В. Соколов предлагает социальной коммуникации: «социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве». [9., с. 7] Это движение возможно только между субъектами, так или иначе вовлеченными в социальную сферу, поэтому обязательное наличие коммуникантов и реципиентов подразумевается.

Существует множество определений социальной коммуникации. Наиболее часто встречающиеся из них: социальная коммуникация – это передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов;

  • это процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом;
  • это механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

[12, с. 50]

Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.

В современной науке социальная коммуникация изучается под разными углами зрения; подход к ней зависит от принадлежности ученого к определенной научной традиции, школе или некоторому направлению. Соответствующие понимания коммуникации можно условно разделить на три группы. Это понимания, сформированные на 1) социальной, 2) языковой и 3) собственно коммуникативной основе. Понятие «социальная коммуникация» охватывает все эти три истолкования. Первый подход ориентирован на изучение коммуникативных средств ради их применения (реализации социальных функций коммуникации); второй подход связан с проблемами межличностной коммуникации; третий — с проблемами воздействия массовой коммуникации на развитие общественных отношений.

Социальная коммуникация занимает особое место в жизни современного общества и каждого человека. С ней прямо или опосредованно связаны практически все коммуникативные сферы.

Актуальность данной работы налицо, поскольку современные информационные и телекоммуникационные технологии с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для новых форм международного сотрудничества, как в рамках отдельных сфер общественной жизни, так и общества в целом. Спектр таких возможностей постоянно расширяется, невзирая на географические границы человеческих общностей. Наиболее перспективными специалисты считают экономическую, научную и культурную сферы.

9 стр., 4346 слов

Массовые коммуникации как социальный институт

... института, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющего поведения. 2. Понятие и виды коммуникации Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация (от лат. - способ сообщения, передачи) как ... или нескольких. Коммуникация - это механизм, посредством которого реализуется власть. Коммуникация - явление универсальное, а ее содержание и формы ...

Таким образом, цель курсовой работы состоит в анализе понятия, функций и особенностей развития коммуникации в России.

Данную цель мы попытаемся раскрыть с помощью постановки следующих задач:

  • дать общую характеристику понятию социальных коммуникаций
  • изучить процесс эволюции социальных коммуникаций

Объектом исследования являются социальные коммуникации, а предметом – эволюция социальных коммуникаций.

В данной работе мы опирались на работы таких ученых как А. Соколов, Т. Науменко, М. Назаров, а так же других исследователей этой области. Дополнительным источником материала стали ресурсы Интернет

1. История понятия социальной коммуникации

Понимание социальной коммуникации как предмета социологии коммуникации позволяет обосновать ее базовые составляющие — основные аспекты ее исследования.[2, с. 23] К ним относятся:

В настоящее время выделяют два основных направления изучения коммуникации. Процессуальное направление — рассматривает коммуникацию как процесс передачи сообщений. Главная задача — выяснить каким путем коммуникатор и реципиент кодируют и декодируют информацию и какие при этом используются каналы и средства.

В данном случае, коммуникация — это процесс влияния одного индивида на поведение или эмоциональное состояние другого. В случае если это влияние меньше, или отличается от того что планировалось заранее, то представители данного направления говорят о коммуникационном сбое, и, в дальнейшем, рассматривают последовательно все стадии процесса с целью выявления, локализации и возможного исправления оного. Основные методы такого исследования — социологические, экспериментальные и т.п.

Выделяют несколько видов социальной коммуникации:

По характеру аудитории:

  • межличностная (индивидуализированная);
  • специализированная (групповая);
  • массовая.

По источнику сообщения:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/temyi-kursovyih-rabot-sotsialnyie-kommunikatsii/

  • официальная (формальная);
  • неформальная,

По каналу передачи:

  • вербальная;
  • невербальная,

В настоящее время термин социокоммуникация имеет, по крайней мере, три интерпретации и понимается как:

Для социальной коммуникации важны все три толкования термина:

Коммуникация выступает как бы посредником между индивидуальной и общественно осознанной информацией. Ключевой проблемой коммуникации является механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия. Этот механизм заложен в речевой деятельности людей — именно в ней реализуются социально обусловленные нормы и правила общения. Поскольку производство речи осуществляется в соответствии с нормами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе, указанное понимание речевой деятельности дает ключ к решению прагматических и прикладных задач социокоммуникации.

13 стр., 6254 слов

Управление социальными процессами в организации

... Открытое акционерное общество БИНБАНК в Челябинске, а предметом исследования - социальные процессы банка. Социология управления -- специальная социологическая теория, изучающая процессы управления в различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом, ...

Следовательно, социальная коммуникация неразрывно связана с генетической и психологической смысловыми коммуникациями, которые служат ее необходимыми предпосылками, и вместе с тем она определяющим образом воздействует на становление и формирование последних. Действительно, генетически наследуемые органы мышления и речи никогда бы не возникли, если бы их не востребовала социально-коммуникационная практика: психическое развитие ребенка зависит от нахождения в социальной среде, и контакт с людьми, выращенными животными оказывается невозможен.

В процессе социологического исследования коммуникационных процессов выработались различные модели социальной коммуникации. Любая коммуникативная деятельность предполагает не только знание характеристик коммуникатора, анализ содержания информации, но и анализ аудитории. Чтобы осуществить такой анализ, коммуникатору необходима психологическая компетентность.

Знание психотипов позволяет определить стратегию коммуникативного процесса, прогнозировать действия. Психотип – модель поведенческой структуры личности и ее взаимодействия с окружающей средой.

Психологи выделяют пять основных психотипов: квадратный, треугольный, круговой, прямоугольный и зигзаговый. Зная различные психотипы, коммуникатор в процессе коммуникации использует эту информацию для правильного управления коммуникационным процессом.

На эффективность восприятия информации аудиторией влияют культурный, образовательный, социальный уровни коммуниканта. Важными факторами успешной коммуникации служат знание аудитории, уважение к ней, умение общаться с ней на равных, т.е. равенство психологических позиций коммуникатора и коммуниканта.

Коммуникация выступает как бы посредником между индивидуальной и общественно осознанной информацией. Ключевой проблемой коммуникации является механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия.

2. Эволюция социальной коммуникации

2.1. Этапы эволюции социальной коммуникаций

История научного познания коммуникации начинается с античности. Античные мыслители наряду с разумом-логосом почитали речь-логос. Стимулом для этого послужило то, что политическая жизнь греков широко использовала риторику, красноречие и особым доверием народного собрания пользовались ораторы, владеющие силой устного слова.

В эллинистический период, когда началось культурное освоение обширных территорий Египта, Ближнего и Среднего Востока, забота о сохранении речи-логоса сделалась особенно насущной, ибо язык гарантировал выживание греческой культуры в иноземном окружении. Появились ученые грамматики, предписывающие правила истинного и чистого греческого языка, особенно активны были александрийские грамматики.

Таким образом, коммуникация стала еще до нашей эры предметом изучения двух древнейших научных дисциплин — логики и лингвистики. В Средние века христианская церковь не забыла уроков античного красноречия. В программу подготовки священнослужителей были включены риторика, грамматика и диалектика, которые образовали тривиум — три первых и основных предмета изучения. Средневековые схоласты возродили древнегреческую герменевтику — науку о понимании и толковании поэтических (Гомер) и священных (Библия) текстов.

9 стр., 4029 слов

Модели социальной работы. Сравнительный анализ

... раскрывают содержание нашего предмета. 1. Сущность и характеристики моделей социальной работы Формирование и развитие социальной экономики, как системы социально-экономических отношений в ... в противоречие с многочисленными привилегиями номенклатурного класса. Шестая черта патерналистской модели социальной политики - гарантированная всеобщая занятость - была обусловлена отсутствием реального ...

О значимости смысловой коммуникации для прогресса человечества задумывались в начале XX века не только абстрактно мыслящие социологи, но и практики книжного дела, увлеченные утопией построения Всемирного Дворца Книги и Знаний.

В 30-е годы в связи с распространением кино, радиовещания, массовых иллюстрированных изданий, комиксов и дешевых «покет-бук», философов-культурологов встревожил феномен массовой культуры, свидетельствующий о примитивизации духовных потребностей народных масс. Опыт манипулирования массовым сознанием в тоталитарных государствах показал могущество и опасность средств массовой коммуникации, которые могут воздействовать на человеческие массы.

Как отмечал Ф.Энгельс, «развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало необходимо что-то сказать друг другу»[6, с. 56]. Труд сыграл свою роль в развитии человека. Речь повлияла на его развитие в неменьшей степени. Речь — отражение мыслительных процессов (вершина айсберга).

Культура развитие речи у ребенка">речи отражает развитие человека.

Как показал математический анализ, язык обладает в среднем 20% избыточностью. Это означает, что любое сообщение можно без потери информации сократить на 1/5, однако при этом резко уменьшается помехоустойчивость информации. Ю.В. Рождественский выделил 10 дописьменных знаковых систем:

  • приметы, включая симптоматику народной медицины;
  • гадания;
  • предзнаменования (знаменья);
  • язык;
  • изобразительная группа: музыка;
  • графико-живописная изобразительность, включая орнамент;
  • пластика, танец, пантомима;
  • прикладные искусства: архитектура, костюм, народные ремесла;
  • измерительная группа: меры;
  • пространственные ориентиры;
  • сигналы в контуре управления;
  • обряды.

Письменность помогла решить проблему хранения информации, появилась возможность обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в развитии).

Письменность как первая пространственно отделенная от субъекта форма моделирования природного и социального мира открывает общество, в строгом, научном смысле слова, как цивилизацию, то есть дает возможность оперировать социальной семантической информацией вне прямого контакта. Письменность явилась семиотической революцией в знаковых способах организации общества. Письменность служит одним из важнейших средств сохранения языка в живом виде.

Станок Гуттенберга (1440 — 1450) — начало эпохи книгопечатания. Возникновение книжного дела дало возможность обеспечить сохранение авторства, интеллектуальной собственности (выходные данные книги), существенно более массовый и оперативный обмен информацией [3, с. 19].

Индустриальная коммуникационная система — высшая точка развития книжной культуры, но уже в пору расцвета заметны признаки ее размывания, например, обезличенная массовая коммуникация, оппозиционная информационно-документальная деятельность, а также распространение мифа об информационном кризисе.

9 стр., 4379 слов

Общественная (социальная) природа языка и закономерности его развития

... функции, а именно, быть средством общения. Выражение языком общественного сознания Во-первых, главнейшим признаком языка как общественного явления является его способность ... социальной обусловленности языка, его социальная дифференциация, функциональное развитие, а также языковая политика, языковое строительство, функция языка как этнического признака, значение социального фактора в развитии языка, ...