Актуальность работы. Идеология социального государства и социальных прав начинается в социализме. Соответственно, выражения «социальное справедливое государство» и «социалистическое государство» использовались как синонимичные. В заочном споре с Б.Н. Чичериным как противником социализма Б.А. Кистяковский, задаваясь вопросом: «Является ли социалистическое государство по своей природе прямою противоположностью правовому государству», давал отрицательный ответ, поскольку социалистическое государство не добавляет ни одного принципа, которой не был бы известен правовому государству. В таком государстве каждому будет обеспечено достойное человеческое существование не в силу милосердия, а в силу присущих каждой личности права человека и гражданина. Право на достойное существование лишь разовьет выработанные и установленные правовым государством принципы.
Тезис об отсутствии принципиальной и качественной разницы между правовым государством и социально справедливым государством выдвигался на фоне признания логики социального государства, которая требует «изъять все средства производства из частноправового оборота». «В социально справедливом государстве они должны превратиться из собственности привилегированных групп в общенародное достояние. Понятно, что при этом та сфера безграничной личной свободы, которая в современном обществе создается и гарантируется гражданским правом, будет значительно сокращена». А все утверждения о том, что «социалистическое государство, сделавшись единственным и всеобщим работодателем, превратится в деспотическое государство», «превратит современное свободное общество в какие-то военные поселения или казармы», ассоциирование социалистического государства с «грядущим рабством», «основаны на недостаточном знакомстве с системой подлинно научных социалистических идей».
Рассуждения о перспективе социализма, а также практика его реализации объясняют, почему в настоящее время сторонники социального государства не называют себя сторонниками социалистического государства, хотя, по сути, «термин «социальное государство» является стыдливым аналогом термину социалистическое государство».
Научная и практическая значимость работы заключается в исследовании теоретических аспектов о правовой и социальной защищенности граждан в современном государстве, а так же в систематизации выводов о предмете исследования.
Сущностный принцип социального государства — изъятие и перераспределение материальных благ одних групп населения в пользу других (богатых в пользу бедных, социально сильных в пользу социально слабых), обеспечение социальных прав одних за счет других (бедных за счет богатых, социально слабых и незащищенных за счет социально сильных) — возникает в правовом государстве и поверх его. Социальная перераспределительная деятельность существующих государств, хотя и различается своей масштабностью (от умеренной до сильной), — реальность, требующая объяснения, которое может быть дано посредством ответа на вопрос о соотношении социального государства и правового государства.
Хронологическая подборка плакатов социальной направленности с 1977 по 1980 г.г
... гордиться. Перевернув страницу вы увидите плакаты той эпохи – социальной направленности с 1977 по 1980 г.г, о которой было сказано выше. ... "Политическая система" зафиксировано, что СССР "есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, ... непошлое отношение людей друг к другу. Именно за счет уравниловки среди советских граждан существовала некая ...
При всем многообразии представлений о соотношении правового и социального государства можно выделить два принципиально разных варианта, непосредственно отражающих противоположные сущностные подходы к феноменам правового и социального государства: либо социальное государство — продолжение правового государства, либо социальное государство — отход от правового. Эти два подхода логически связаны с дискуссией о правовой природе прав второго поколения — социальных прав. Если признавать правовой характер социальных прав, то логичен взгляд на социальное государство как на развитое правовое. Если же исходить из неправового характера социальных прав, тогда логичен вывод о принципиальном отличии социального государства от правового.
Объектом исследования курсовой работы является исследование общественных отношений в области социальной политики.
Предметом исследования является исследование социальной и правовой защищенности граждан в современном государстве.
Целью написания данной курсовой работы является изучение понятия правового и социального государства.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие основные задачи:
- раскрыть историю вопроса, понятие и сущность правового и социального государства;
·рассмотреть конституционно-правовую проблему строительства в России демократического социального государства.
Научная разработанность темы.
О предмете исследования написано большое количество научных работ таких авторов, как В.В. Гурлев, С.С. Алексеев, Т.В. Черкасов, А.В. Бабушкин, Н.С. Кипинган и др. Так же тема широко освещается в различных научных публикациях и других исследованиях, но на современном этапе государственного развития возникает необходимость повторного исследования.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Социальная защита и правовая защита граждан как функция современного государства
.1 Социальное государство, правовое государство, социальное правовое государство: соотношение понятий
Право выражает взаимодействие в системе «индивид-общество-гос-во». Взаимная уравновешенность элементов есть необходимое равновесие свободы, есть условие обеспечения правовой справедливости, при котором только и возможно право — государственное устройство, отвечающее своему назначению.
Международно-правовая защита прав детей
... и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг. Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми. Статьи 37-40 определяют права ребенка, ...
Правовое государство — это форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на основе норм права. Право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.
Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства. Признаки правового государства:
- верховенство правового закона;
- реальность прав и свобод индивида;
- организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. Другие определения правового государства, в которых просто перечисляются его признаки.
Взаимосвязь государства и права в правовом государстве И. Кант обосновал идею о правовом государстве как о такой государственной власти, целью которой есть право. С позицией современного анализа это означает, будучи связанным правом, государство может действовать «свободно». Само государство возникает и существует не одновременно с правом, но до известной степени и ради самого права — для его формулирования и обеспечения. Устанавливая правовые нормы, гос-во обязано соблюдать эти нормы, поддерживать правопорядок. Нормы права обязательны для государственных органов в той же мере, как и для граждан.
Правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность государственных органов выступает как деятельность, урегулированная правом. Государственная власть действует лишь в границах, установленных законом, государственные органы обязаны без каких-либо исключений подчиняться действующим правовым нормам. Государственным органам позволено только то, на что их уполномочил закон. Некоторые отечественные правоведы приходят к выводу, что правовой государственности присущ особый характер взаимосвязи государства и права, главное в правовом государстве — это признание верховенства права над гос-вом, подчинение всех его органов закону.
Действительно, в правовом государстве государственные органы и должностные лица связаны правом. Отношение «государство-право» есть отношение людей. В правовом государстве в центре находится человек в его социальном аспекте. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается против самой личности, в конечном итоге затрагивает человека и его свободу. Главное в право государственном устройстве взаимосвязь государства и права обеспечение гармоничного и прогрессивного развития личности, расширение ее свободы. Если ценность права и обусловлена связью с гос-вом, то это имеет место лишь в той мере в какой само гос-во поставлено на службу человеку.
Личность, право, государство правовое государство, права и свободы ...
... личности, права, государства: правовое государство, права и свободы человека и гражданина. Задачи работы: 1. Раскрыть сущность правового государства как организацию политической власти и обеспечения прав и свобод человека. 2. Охарактеризовать отличительные признаки правового государства: признание и защита прав человека и гражданина, верховенство закона, суверенная государственная власть. Принцип ...
Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Он означает построение и осуществление единой государственной власти на основе четкого разграничения компетенции между ее различными ветвями (властями в узком понимании) — законодательной, исполнительной и судебной в целях предотвращения монополизации властных полномочий в руках одного органа.
Разграничение единой государственной власти на три отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение деспотического режима, где невозможна свобода личности. Каждая из властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.
2 Государство и гражданин: принцип взаимной ответственности
гражданин власть демократический социальный
Одним из важнейших общеправовых принципов является принцип верховенства (господства) права. Данный принцип лежит в основе конституционного строя многих современных государств, в том числе России, что следует из содержания Конституции Российской Федерации. При рассмотрении данного принципа целесообразным представляется раскрытие его содержания в двух аспектах:
1.Согласно данному принципу, общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе содержащие неотчуждаемые естественные права человека, имеют преимущественное значение перед законами, действующими на территории государства (п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации — общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, причем последние сохраняют приоритетность перед законом в случае, если они ему противоречат; п. 1 ст. 17 Конституции РФ — признание Российской Федерацией прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными международно-правовыми принципами и нормами).
2.В соответствии с данным принципом приоритетное место в иерархии внутригосударственных источников права занимает конституция — нормативно-правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы государственно-правового устройства, который часто по праву называют «основным законом» государства, а также основным источником, ядром конституционного права.
Принцип справедливости
Важнейшее место в системе общеправовых принципов занимает принцип справедливости. По мнению С.С. Алексеева, воплощение требования справедливости в правовой материи и во всех подразделениях права является «основным постулатом», определяющим сам феномен права.
Гуманизм как принцип права — Курсовая — — Теория ...
... 121. 19. Дядюн К.В. Принципы равенства граждан перед законом, справедливости и гуманизма: понятие и сущность в уголовном праве /К.В. Дядюн // ... акты 1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. [Электронный ... и принципы уголовного права: сравнительно-правовой анализ законодательства России и стран - участниц Содружества Независимых Государств /С.С. ... послужили работы таких ...
Не подлежит сомнению тот факт, что именно в принципе справедливости в большей степени выражаются как социальное назначение права, так и его основные моральные и нравственные начала.
Таким образом, основополагающую роль данного принципа можно обосновать следующим образом:
1.именно в нем находит свое выражение общесоциальная сущность права, которая заключается в том, что право служит интересам всех членов общества, и именно через право свободы и обязанности доводятся до каждого человека, обеспечивая стабильность и динамизм социальных связей;
2.неукоснительное соблюдение принципа справедливости, в том числе в процессе правотворчества, является важнейшим фактором, обеспечивающим соответствие закона началам морали и нравственности.
Итак, выражаясь в праве, справедливость требует, прежде всего, сбалансированности прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и, являясь понятием о должном, отражения в законах неразрывной связи и соответствия между действиями и их последствиями. Поэтому возникает необходимость в обеспечении соразмерности преступлений и наказаний, нанесения вреда и его возмещения или в наиболее общем виде — соразмерности свободы и ответственности.
Соответственно, можно сказать, что в первую очередь под реализацией принципа справедливости подразумевается:
·обеспечение соразмерности прав и обязанностей;
·применение «равной меры» при наделении ими граждан, обеспечение равноправия граждан вне зависимости от их расовой и национальной принадлежности в частности, а также других обстоятельств.
Принцип законности
Являясь одним из главных общеправовых принципов, принцип законности выступает одной из основ взаимоотношений государства и общества и требует, в первую очередь, неукоснительного соблюдения законов, действующих на территории государства, всеми субъектами общественных отношений, как стороны общества, так и со стороны государства. Данное требование составляет содержание законности, а ее достижение в обществе и государстве и является условием реализации настоящего принципа. Таким образом, рассматривая его, крайне важно обратиться к самому понятию законности и его определению.
Представляя собой сложное и многогранное явление, законность в теории права понимается по-разному, и к ее определению существует множество различных подходов. Основываясь на наиболее распространенных толкованиях данного понятия, законность можно определить как принцип, согласно которому всеми субъектами общественных отношений (гражданами, должностными лицами, государственными органами, организациями, государством) обеспечивается неуклонное соблюдение правовых норм, строгое и полное осуществление предписаний законов и основанных на них нормативных правовых актов.
Также законность часто понимается как политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением правовых предписаний всеми субъектами права.
Роль государства в обеспечении прав и свобод человека
... те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства. Такие права, как право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие ...
Кроме того, законность понимается и как метод государственного руководства обществом.
Принцип взаимной ответственности государства и гражданина
Известно, что гражданство, как устойчивая правовая связь между человеком и государством, порождает как их взаимные права и обязанности, так и взаимную ответственность. Следовательно, будучи связанными правом, и граждане, и государство обязаны избегать злоупотребления правами и невыполнения обязанностей, а несоблюдение данного требования каждой из сторон может и должно повлечь наступление юридической ответственности. Именно в этом и заключается один из основополагающих общеправовых принципов — принцип взаимной ответственности государства и гражданина.
Следует заметить, что в недемократических государствах, как правило, акцент делается преимущественно на ответственность гражданина перед государством, а в некоторых случаях ответственность государства перед гражданами не признается вообще. Для демократических правовых государств, наоборот, особое значение придается ответственности государства перед гражданами. В Российской Федерации принцип взаимной ответственности государства и гражданина находит закрепление в Конституции РФ.
Содержание данного принципа можно отразить следующим образом:
1.в соответствии с данным принципом законом гарантируется защита человека и гражданина от всевозможных нарушений и злоупотреблений со стороны органов государственной власти и должностных лиц (так, п. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации устанавливает право обжалования действий органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц в судебном порядке);
2.данный принцип предполагает закрепление за гражданами возможности всеми законными способами защищать свои права при их нарушении со стороны государства (п. 3 ст. 46 Конституции РФ предусматривает не только общую возможность использовать внутригосударственные средства правовой защиты, но и устанавливает право дальнейшего обращения в межгосударственные органы для защиты нарушенных прав и свобод).
Таким образом, следование принципу взаимной ответственности государства и гражданина способствует повышению уровня легитимности государственной власти, что обеспечивает, в свою очередь, стабильность общественных отношений в целом. В связи с этим в развивающихся демократических обществах воплощению в жизнь данного принципа справедливо уделяется особое внимание.
Принцип широкой доступности правовой информации
Немаловажным общеправовым принципом является и принцип широкой доступности правовой информации. Для обоснования значимости данного принципа следует заметить, что необходимость широкой доступности правовой информации обусловлена самой общесоциальной сущностью и назначением права, в связи с чем у любого человека и гражданина возникает неотъемлемое право знать свои права и обязанности.
Таким образом, в первую очередь данный принцип заключается в необходимости обеспечения государством общедоступности издаваемых правовых актов путем их официального опубликования, а также в предоставлении свободного и равного доступа к ним, ограничение в осуществлении которого недопустимо.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в информационной сфере
... именно в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности заключаются интересы личности в информационной сфере. При таком активном включении информации в общественные ...
Необходимо также отметить, что именно в связи с реализацией данного принципа существует объективное правило, согласно которому «незнание закона не освобождает от ответственности» за его несоблюдение, и только при его воплощении данное правило справедливо.
В связи с этим применение неопубликованных законов недопустимо, и их несоблюдение не влечет юридических последствий. Следовательно, за государственными органами власти и органами местного самоуправления стоит важнейшая обязанность официально публиковать нормативно-правовые акты и распространять их. Данные положения сформулированы в п. 3 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которым законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются, что, соответственно, дает основание говорить о том, что содержание принципа широкой доступности информации, наряду с другими общеправовыми принципами, непосредственно закрепляется в Конституции Российской Федерации.
Принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод.
Являясь одним из основных общеправовых принципов, принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод в наиболее полной мере реализуется в современных правовых демократических государствах. При рассмотрении данного принципа представляется возможным сформулировать несколько основополагающих аспектов, раскрывающих его содержание:
1.Ограничение прав и свобод человека со стороны государства может осуществляться лишь в установленных законом случаях и в предусмотренном законом порядке. Исключения из данного правила недопустимы. Так, п. 1 ст. 56 Конституции Российской Федерации устанавливает возможность ограничения человека и гражданина в правах и свободах в соответствии с федеральным конституционным законом в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.
2.Ограничение человека в правах и свободах возможно только в установленных законом рамках — пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина. Данные пределы являются одним из важнейших сдерживающих факторов, предотвращающих злоупотребление властными полномочиями со стороны органов государственной власти и должностных лиц. Кроме того, основные неотъемлемые права человека и гражданина, как правило, вообще не подлежат ограничению, и данное правило устанавливается законом. В России, согласно п. 2 ст. 17 Конституции РФ, основные права и свободы человека признаются неотчуждаемыми, а положение, содержащееся в п. 3 ст. 56 Конституции, не допускает ограничение таких неотъемлемых прав и свобод, как, в частности, права на жизнь, на жилище, на неприкосновенность личности и частной жизни, на свободу совести и вероисповедания, на судебную защиту прав и свобод.
Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина
Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина занимает одно из главных мест в системе общеправовых принципов и лежит в основе устройства гражданского общества и правового государства. Настоящий принцип заключается в признании прав и свобод высшей ценностью, обеспечении их государственной охраны, а также способствовании их наиболее полной реализации и, что особенно важно, недопустимости их нарушения как со стороны государства, так и со стороны общества.
Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в РФ
... правах и свободах, мы в качестве субъекта рассматриваем человека и гражданина. Здесь прослеживается та же логика, что и в определении приоритетов при классификации прав и свобод - она отражена во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах по правам человека. Личные права; Политические; Социальные и ...
Фундаментальные положения данного принципа выражены в преамбуле Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Кроме того, принцип уважения прав и свобод человека и гражданина, как и принцип недопустимости их произвольного ограничения, неотъемлемо сопровождает современные правовые демократические государства и находит, в частности, подробное закрепление в Конституции Российской Федерации, являясь одним из важнейших реализованных в ней общеправовых принципов. Так, согласно ст. 2 Конституции права и свободы человека признаются в России высшей ценностью и их признание, соблюдение и защита являются обязанностями государства, а в соответствии со ст. 18 права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание законов Российской Федерации, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Также, п. 2 ст. 55 Конституции в соответствии с данным принципом запрещает издание в России законов, умаляющих или отменяющих права и свободы. Кроме того, п. 1 ст. 45 устанавливает гарантию государственной защиты прав и свобод, а п. 1 ст. 46 Конституции гарантирует их судебную защиту.
Безусловно, реализация принципа уважения прав и свобод представляет собой важнейшую задачу для многих современных государств. Защита прав и свобод человека и гражданина должна входить в одно из приоритетных направлений государственной политики развивающихся стран.
Принцип правосудия
Одним из основных общеправовых принципов также является принцип правосудия. При его рассмотрении необходимо выделять два ключевых аспекта его содержания:
1.согласно данному принципу, одной из важнейших государственных и международных гарантий защиты субъективных прав и свобод является формальное юридическое закрепление права на их судебную защиту. Право на судебную защиту является основным и неотъемлемым правом человека и гражданина, позволяющим защищать нарушенные права и свободы в судебном порядке посредством обращения в судебные органы соответствующей юрисдикции.
2.данный принцип устанавливает требование объективности, независимости и беспристрастности суда при отправлении правосудия и, соответственно, правосудности судебных решений. В связи с этим следует признать, что для действительного воплощения в жизнь принципа правосудия решающую роль играет достижение реальной независимости судебной власти.
Выделенные аспекты принципа правосудия формально закреплены в Конституции Российской Федерации. Гарантия судебной защиты прав и свобод в России устанавливается положением п. 1 ст. 46 Конституции, в соответствии с которым каждый может реализовывать свое право на защиту прав и свобод в судебном порядке. Положение о независимости судебной власти находит закрепление в п. 1 ст. 120 Конституции РФ и, в частности, в ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», а также в ст. 1 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации».
Классификация основных прав, свобод и обязанностей личности
... прав, свобод и обязанностей личности. Методологическая основа исследования:, Структура курсовой работы 1.1 Понятие и критерии классификации прав и свобод личности Центральное положение в конституционном праве занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. Правовое положение человека и гражданина ...
Всеобщая декларация прав человека также закрепляет рассмотренные аспекты принципа правосудия. Так, ст. 10 Декларации устанавливает, в частности, требование независимости и беспристрастности суда в целях реализации права на справедливое судебное разбирательство, а положение ст. 8 Декларации предусматривает общее право на эффективное восстановление в нарушенных правах посредством обращения в компетентные национальные судебные органы.
Принцип демократизма
Принцип демократизма справедливо включается многими современными учеными в перечень основных общеправовых принципов. Отразить содержание данного принципа можно следующим образом:
1.принцип демократизма предполагает, что право является выражением общей воли народа, и в этом заключается его сущность;
2.в соответствии с данным принципом право прямо либо опосредованно (косвенно) формируется через демократические институты народовластия. В теории государства и права принято выделять две взаимосвязанные и взаимодополняющие формы народовластия — прямую и представительную демократию. Это означает, что воля народа возводится в закон либо непосредственно (например, путем референдума), либо через систему представительных органов. Принято считать, что в демократических государствах в полной мере развиты обе формы народовластия.
Необходимо отметить, что в полной мере принципу демократизма соответствуют лишь те государства, в которых существуют и функционируют механизмы, обеспечивающие возможность реального осуществления права населения на участие в политической жизни государства и общества, которое находит свое выражение, в частности, в ст.21 Всеобщей декларации прав человека. Соответственно, становление таких механизмов является неотъемлемой составляющей развития государств, находящихся на пути к демократии.
2. Механизм государственной социальной и правовой защиты граждан в Российской Федерации, .1 Государственные гарантии защиты прав и законных интересов граждан
Система гарантий прав и свобод человека предполагает создание условий экономического, политического организационного и правового характера, а также способов и методов, обеспечивающих реальный фактический защиту этих прав. Указанная система имеет сложную структуру.
Во-первых, это общие гарантии, охватывающие всю совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на практическое осуществление прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий на пути осуществления гражданами своих прав и свобод.
Во-вторых, это специальные юридические гарантии, правовые средства и способы, с помощью которых реализуются, защищаются права и свободы граждан, устраняются нарушения прав и свобод, восстанавливаются нарушенные права.
Общие гарантии прав и свобод делятся (классифицируются) на:
экономические;
политические;
организационные.
Экономические гарантии конституционных прав и свобод заключаются в способе производства, экономическом устройстве общества, которые обеспечивают неуклонный рост производительных сил на основе всех форм собственности. Согласно выбранной модели развития это социально ориентированная рыночная экономика. Создавая высокий материальный достаток, она тем самым обеспечивает экономическую независимость человека в обществе. Экономическая свобода граждан и их объединений заключается в реальной возможности выбирать формы предпринимательской деятельности и беспрепятственно такую осуществлять.
Политические гарантии — это политическая система государства, главного организатора системы осуществления и защиты прав человека, власти народа, осуществляемой непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Политические гарантии обеспечиваются правом граждан на свободу объединений в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод, а также правом граждан на участие в управлении государственными делами, в референдумах. Избирательное право предусматривает свободно избирать и быть избранным в органы государственной власти и органов местного самоуправления. Среди политических гарантий является возможность обращаться за защитой своих прав в уполномоченный парламента и в международные правозащитные организации.
Организационные гарантии — это систематическая организаторская деятельность государства и всех его органов, должностных лиц, общественных организаций, направленная на создание благоприятных условий для реального пользования гражданами своими правами и свободами. К таким гарантиям следует отнести наличие четкой системы взаимосвязи человек — государство. Он проявляется в хорошо отлаженном механизме проверки жалоб граждан и быстрого реагирования на них и т.п.
Юридические гарантии — это предоставление государством формальной (юридической) защиты, которые необходимы для того, чтобы каждый человек мог воспользоваться своими конституционными правами и свободами.
Юридические гарантии устанавливаются государством в Конституции, нормам текущего законодательства. их цель — реальное обеспечение максимального осуществления гражданами своих прав и свобод посредством правовых методов.
Право на судебную защиту свидетельствует, что провозглашенные конституциями права и свободы — не просто декларация о намерениях, не просто лозунг, а принципиальные положения, государство намерено реализовывать. Судебная защита — это гарантия осуществления прав и свобод, существует во всех демократических государствах. Основанием для судебного оспаривания могут быть не только противозаконные действия и акты, но и бездействие государственных органов и органов самоуправления и должностных лиц.
Право на возмещение материального и морального ущерба. Имеются в виду случаи причинения ущерба должностными лицами государственного и местного самоуправления при осуществлении ими своих должностных обязанностей. Ущерб может быть материальным и моральным и причиняться путем принятия незаконных решений, совершением незаконных действий и бездействием упомянутых лиц. Аналогичные положения содержатся и в административном кодексе. Подобные спорные вопросы решает суд.
Право на знание каждым своих прав и обязанностей является важной демократической гарантией прав и свобод. В советское время было значительное количество так называемых закрытых правовых актов, которыми устанавливались обязанности людей, о которых последние даже не были проинформированы. Речь идет о том, что государство обязано информировать своих граждан, потому что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.
Право на юридическую помощь. Это право логически вытекает из права на судебную защиту. Его история начинается с шести поправок к Конституции США, впервые юридически закрепило это право. Сегодня оно рассматривается как неотъемлемое право гражданина. Основное содержание этого права состоит в том, что все граждане в равной степени имеют право на защиту, осуществляя его, могут пользоваться услугами адвоката. Роль адвоката в этом чрезвычайно высока, поскольку он дает гражданам консультации по правовым вопросам, представляет их интересы в административных учреждениях, в досудебном расследовании и в суде. Именно адвокат способен добиться неукоснительного соблюдения процессуальных прав гражданина.
Принцип недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина. Никому не дано право по-своему менять, а тем более ограничивать права и свободы гражданина и человека без соответствующего указания об этом в законе. В конституциях приведены права, которые не могут быть ограничены даже в военное время. К ним относятся: право на жизнь, право на обращение, на жилье и т.п.
Гарантии правосудия. Законы и другие нормативные акты не имеют обратной силы. Закон, смягчающий ответственность, имеет обратную силу.
Никто не обязан выполнять заведомо преступные распоряжения и приказы. Этот принцип направлен на воспитание разумного волевого человека, который способен объективно оценить каждое распоряжение сверху, и только после этого выполнять его. Речь идет об очевидности, понятность для всех преступности приказа какого-либо органа или лица, которые могут не оказаться в поле зрения соответствующих органов, наблюдающих за законностью. Стоит учесть, что это не рекомендация, а юридическая норма, которая предусматривает ответственность как за издание такого приказа, так и за его выполнение.
Принципом правосудия также положение о том, что никто не может быть привлечен к ответственности дважды за то же правонарушение.
Презумпция невиновности. Человек является невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в приговоре суда. Никто не должен доказывать свою невиновность. Даже признание виновным своей вины не освобождает суд от необходимости доказательства ее объективными доказательствами. Все сомнения толкуются в пользу обвиняемого (примером неправомерных приговоров можно считать позицию А. Вышинского и его принцип «Признание — царица доказательств»).
Определение статуса человека в процессе правосудия. Речь идет о праве человека на отказ от показаний против себя, членов своей семьи или близких, на защиту в процессе досудебного расследования, а так же судебного расследования и о статусе осужденного. Осужденный пользуется всеми правами человека и гражданина за исключением ограничений, определенных законом по приговору суда.
Принципиально новым средством защиты прав человека является институт омбудсмена, к которому можно обращаться в случае необходимости. Кроме того, когда использованы все внутренние средства защиты своих прав, есть возможность обратиться в международные судебные учреждения или организаций, членом или участником которых является государство.
.2 Совершенствование законодательства и правоприменения в области социальной и правовой защиты граждан
Законодательство об обращениях граждан выступает важнейшим механизмом реализации демократической, социальной и правовой природы российского государства.
. Значение законодательства об обращениях граждан.
Его значение трудно переоценить. Полноценное, своевременное и компетентное рассмотрение обращений граждан в условиях демократического и правового государства выступает в качестве:
механизма реализации прав, свобод и законных интересов граждан;
фактора снижения нагрузки на суды при рассмотрении споров;
механизма предотвращения политических, социальных и экономических конфликтов;
фактора повышения компетентности, ответственности и квалификации должностных лиц;
фактора предупреждения противоправных действий, особенно связанных с посягательством на порядок управления или имеющих самоуправную природу.
. Необходимость развития и совершенствования законодательства об обращениях граждан.
Анализ действующего законодательства об обращениях граждан показывает, что оно в значительной части случаев не обеспечивает своевременное, тщательное, компетентное рассмотрение обращений по существу, не позволяет эффективно предотвратить нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечить их своевременную и полную защиту и восстановление в случае нарушения.
Развитие новых технологий, появление новых субъектов, в том числе и выполняющих публично значимые функции, непрекращающийся рост нагрузки на судебную систему, высокий уровень коррупционных рисков, анализ недостатков практики правоприменения действующего законодательства свидетельствует о том, что необходима существенная модернизация и конкретизация действующего законодательства об обращениях граждан, его ориентации на новые социальные, правовые и технические реалии, а также на потребности развития государства и ожидания гражданского общества.
Проект новой редакции Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направлен на повышение качества рассмотрения обращений, устранение практик бесконечного рассмотрения одних и тех же обращений, попавших в замкнутый круг, когда никто их должностных лиц не решался брать на себя ответственность за принятие законного и обоснованного решения, повышение роли гражданского общества в правильном рассмотрении обращений, повышение эффективности защиты прав человека.
. Особенности проекта новой редакции Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Важными представляется предъявление к ответу требования, чтобы он был не только мотивированным, но и обоснованным. В проекте делается удачная, на мой взгляд, попытка установить, что является злоупотреблением права на обращение.
В проекте тщательно проработаны нормы, регулирующие отправление электронных обращений, решен ранее не отрегулированный вопрос идентификации заявителя.
В части 4 статьи 11 проекта раскрывается результат рассмотрения обращения, что придает процессу рассмотрения обращения важный, но подчиненный по отношению к ожидаемому результату смысл.
Статья 13 содержит требование того чтобы рассмотрение обращения начиналось незамедлительно, снижение общий срок рассмотрения которого уменьшается с 30 дней, как это предусмотрено сегодня, до 20 дней, а для обращений, не требующих проверки — до 10 дней. Ведомствам предоставлено право дальнейшего снижения сроков рассмотрения обращений. Вводится понятие исключительных случаев, требующих принятия срочных мер, при которых руководителю также предоставляется право устанавливать сокращенные сроки рассмотрения обращения.
Статья 17 уточняет обязанности СМИ, редакций сайтов, операторов блогов (блогеров) по направлению адресатам определенных категорий обращений. Вместе с тем в этой статье вводится ограничение, в соответствие с которым должностное лицо, орган или организация, рассматривает публикацию в СМИ или в системе Интернет только в случае, если оно направлено одним из способов, указанных в статье 10 проекта. Это представляется разумным в части обязанностей адресатов по рассмотрению публикаций. Однако предложенная формулировка лишает их права на рассмотрение публикации, если та не поступила к ним официальным путем, что неоправданно ограничивает права адресата, в том числе по проверке общественно значимой информации.
В главе 20 предлагается предусмотреть, что в случае отказа заявителю в личном приеме, ему его требованию должен быть выдан письменный отказ с указанием мотивов причин отказа.
. Необходимость доработки новой редакции закона.
В статье 3 предлагается ввести термин обращения в общественных интересах, как обращение, в котором ставятся вопросы, не связанные непосредственно с нарушением прав и интересов заявителя, но влияющие на реализацию прав определенного либо неопределенного круга лиц;
В части 1 статьи 4 предлагается закрепить право граждан обращаться через общественные объединения. Такой способ обращения успешно применяется в настоящее время и чаще всего повышает уровень внимания к обращению.
Пункт 5 статьи 4 я предлагаю дополнить словами о том, что направление заявителем обращения адресату подразумевает его согласие не только на обработку его персональных данных, но и на сообщение его персональных данных лицам, интересы которых затрагиваются обращением. Что это значит?
Представим себе ситуацию, что некий гражданин жалуется на другого гражданина или должностное лицо. Тот намерен опровергнуть жалобу, но сделать этого не может, так как ему при отсутствии предлагаемой нормы не сообщают, кто на него жаловался. Какое значение имеет личность заявителя? Подчас достаточно большое, так как только зная личность заявителя, можно установить, имели ли место неприязненные отношения с заявителем, могли ли имеет место мотивы для оговора, имело ли ранее со стороны заявителя злоупотребление правом, какова репутация заявителя, каковы интересы заявителя.
В части 1 статьи 5 в дефисе, где говорится о праве заявителя снимать копии с документов говорится о том, что данное право реализуется, если это не затрагивает прав и законных интересов других лиц. Представляется, что слово «затрагивает» следует заменить на слово «нарушает», поскольку найти документа, который бы не затрагивал чьи-то интересы практически невозможно.
В той же части следует указать, что ответ должен быть не только мотивированным, но и обоснованным, так как мотивированность и обоснованность качается различных качественных характеристик ответа.
Либо в статье 5, изменив ее название, либо в отдельной статье следует прописать норму о правах лица, на которого поступила рассматриваемая жалоба.
В части 2 статьи 7 предлагается уточнить норму о запрете безосновательной переадресации обращений другим адресатам, дополнив ее положением о запрете пересылки обращений лицам или органам, которые уже ранее рассматривали обращение, кроме случаев, когда на это имеется согласие заявителя. В той же части следует дополнить, что заявителю разъясняется не только право, но и порядок обжалования принятого решения.
В части 3 статьи 7 предлагается возложить на органы власти, местного самоуправления и организации, выполняющие публично значимые функции обязанности обеспечивать на их официальных сайтах возможность оценки заявителем качества рассмотрения обращения и доступ к таким оценкам неограниченного круга лиц. Возможность дать оценку качеству рассмотрения жалобы со стороны заявителя и возможность узнать полученные оценки гражданами и институтами гражданского общества станет важным механизмом общественного контроля за рассмотрением обращений.
В статье 8 проект новой редакции закона устанавливает, что адресат вправе организовать работу «горячей линии» или «телефона доверия» для приема устных обращений заявителей. Предлагается пойти дальше и установить, что перечень федеральных органов исполнительной власти и организаций, которые обязаны создать также «горячие линии» и «телефоны доверия», а также порядок их работы определяется Правительством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 10 проекта предусматривает обязательную регистрацию письменного обращения в течение 3 дней. Представляется данную норму уточнить и указать в качестве срока регистрации «не более 3 дней».
В части 3 статьи 11 проекта предлагается указать, что результатом рассмотрения обращения является не только законное, обоснованное и мотивированное решение, принятое адресатом по вопросам, поставленным заявителем, но исполнение этого решения в установленном порядке.
В части 5 статьи 11 в качестве критерия разрешенности обращения по существу следует указать не только мотивированность ответа на все поставленные вопросы, но и обоснованность такого ответа.
Для повышения эффективности проверки обращений и обоснованности выводов статью 16 предлагается дополнить частью о том, что при необходимости к проведению проверки могут быть привлечены специалисты в конкретных областях науки, техники, искусства ли ремесла.
Предлагается дополнить закон институтом общественного контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений. Это может быть сделано путем введения новой статьи следующего содержания «Общественный контроль за рассмотрением обращений граждан.
. Общественный контроль за рассмотрением обращений граждан осуществляется в порядке, установленном 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», настоящими законном, иными нормативно-правовыми актами
. Для оценки полноты, обоснованности, мотивированности ответ, их соответствия требованиям настоящего закона Министерством юстиции Российской Федерации ведется Реестр общественных экспертов по осуществлению общественного контроля за порядком рассмотрения обращений граждан. Порядок внесения граждан и организаций в Реестр, ведения Реестра, полномочия общественных экспертов определяется Президентом российской Федерации по представлению Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
. По заявлению заинтересованного лица либо по собственной инициативе общественный эксперт, внесенный в Реестр, указанный в п. 2 настоящей статьи выносит заключение о соответствие ответа на обращение требованиям настоящего закона. В случае отрицательного заключения в 10-дневный срок адресат с момента получения обращения адресат обязан устранить отмеченные в заключении общественного эксперта нарушения.
Заключение
По результатам моего теоретического исследования вопроса, касающегося прав человека, можно сделать следующие выводы :
. Ратифицированные многими странами нормативные акты, касающиеся прав человека, охватывают практически все аспекты человеческого бытия, главным образом, благодаря тысячелетнему накоплению опыта, позитивных и негативных решений и находок.
Разработаны и зафиксированы в межгосударственных документах механизмы защиты прав человека.
Созданы и действуют международные организации, ставящие перед собой цель способствовать развитию международных связей, культурному и научному обмену, защите прав человека.
. Несмотря на то, что большинство документов ратифицировано в законодательстве РФ или, во всяком случае, они имеют признание законодательной власти, очень часто индивид (в нашем, конкретном, случае — гражданин России), сталкивается с ситуацией ущемления своих прав.
Сетовать на то, что доказательство неправоты властных структур — «замкнутый круг», неконструктивно. Как и пытаться изменить что-то давлением на систему. Бороться нужно законными акциями. Нужно менять ретроградные взгляды правящей политической элиты. Любыми способами, в рамках закона.
К сожалению, сейчас мы находимся в такой ситуации, когда до сих пор сильны те «управленцы», кто находился у руля тогда, десять-пятнадцать лет назад. Но меняется решительно все.
Формирование социального государства — довольно сложный и длительный процесс. Он объективно требует наличия определенного экономического потенциала. Особые трудности стоят перед тем государством, которое одновременно пытается стать и правовым, и социальным. В качестве примера можно сослаться на Российскую Федерацию, где реформы по многим показателям отбросили общественное развитие на многие годы назад. Правовые принципы и начала никогда не рассматривались как свойства государственной власти. Кардинальных изменений в этой области и сейчас не произошло. Но еще хуже обстоят дела в экономике. Приватизация, рассчитанная на создание миллионов собственников, проведена с нарушением элементарных норм социальной справедливости, а самое главное, не обеспечила отделения собственности от власти. Государственная монополия сменилась монополией различного рода корпораций, извлекающей сверхприбыли при полном отсутствии конкурентной борьбы. В таких условиях равенство социальных возможностей, т.е. краеугольный камень рыночного хозяйства, превратился в фарс. Социальную функцию государства в таких условиях очень трудно наполнить реальным содержанием, а значит, трудно гарантировать экономические, культурные и социальные права.
Для того чтобы в полном объеме каждый человек имел возможность реализовать принадлежащие ему права и свободы, государство обязано создать также и определенные политические гарантии. Это в полной мере относится к осуществлению человеком социально-экономических, политических и личных прав. Социальная ценность государства состоит, в том числе, и в его опоре на право. Связанность государства правом является общим местом современной политической культуры, которая основывается на приоритете прав и свобод личности перед государственной властью. Без государства, без определенных юридических процедур права и свободы могут иметь лишь условный характер. Права человека не могут быть гарантированы там, где нет разделения властей. Это относится к разряду политических аксиом.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialno-pravovaya-zaschita/
1.Всеобщая декларация прав человека (от 10 декабря 1948 г.): Принята резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН // Действующее международное право: В 3 т. М., 1997.
2.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 21.07.2014.
.Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г., 9 ноября, 27 декабря 2009 г., 6 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997.№1.Ст.1.
.Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г., 5 апреля 2005 г., 2 марта, 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 7 мая, 2, 28 июня, 17 июля, 27 сентября, 9, 28 ноября 2009 г., 29 марта, 1 июля, 8, 23, 28, 29 декабря 2010 г., 21 ноября, 3, 8 декабря 2011 г., 8 июня, 10 июля, 3, 25 декабря 2012 г., 4 марта, 7 мая, 2 июля, 25 ноября 2013 г., 12 марта, 4 июня, 21 июля, 22 декабря 2014 г., 6 апреля, 28 ноября, 14, 29 декабря 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995, № 26, ст. 2399; 2001, № 51, ст. 4834; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 15, ст. 1278; 2008, № 52, ст. 6229; 2009, №26, ст. 3124; № 45, ст. 5264, 5266; 2011, № 48, ст. 6731; 2012, № 53, ст. 7594; 2013, № 9, ст. 2329.
.Проект новой редакции Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 29.06.2010 № 126-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 07.05.2013 № 80-ФЗ, от 02.07.2013 № 182-ФЗ, от 24.11.2014 № 357-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 N 19-П) // Собрание законодательства РФ, 2006, № 19, ст. 2060.
.Алексеев С.С. Общая теория права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2013. С. 381.
.Алексеев, С.С. Проблемы теории права: курс лекций: в 2 т. М.: ДАНА, 2011. С. 293.
.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов. — Изд. 2-е изм. и доп. -М., 2013. С. 12.
.Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. — М., 2011. С. 331.
.Безуглов А.А., Беломестных Л.Л. Конституционное право России. М., 2013. С. 832.
.Беспалов Ю.Ф. Теория государства и права. Учебник. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 932.
.Бондарев А.С. Социальная природа и соотношение общих (статусных) и конкретных (статусно-ролевых) правоотношений в жизни общества // Ленингр. юрид. журнал. 2013. №1. С. 183-185
.Бондаренко Э.Н. Муниципальное образование как работодатель // Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный анализ) / под ред. К.Н. Гусова. М., 2011. С. 39-41
.Бошно С.В. Теория права и государства: учебник. — М., 2013. С. 229-293
.Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник для высших учебных заведений. — Система «ГАРАНТ», 2013. С. 372.
.Василенко Г.Н. Правовые основы финансового контроля в России и Европейском Союзе. -СПб.: Юнити-Дана, 2013. С. 88.
.Вопленко Н.Н. Правовые отношения: понятие и классификация // Ленингр. юрид. журнал. 2013. №1. С. 180-182
.Гревцов Ю.И., Хохлов Е.Б. О юридико-догматических химерах в современном российском правоведении // Правоведение. 2011. № 5. С. 286
.Деркач А.А. Теория государства и права. 2-е изд. -М.: РАГС, 2011. С. 161.
.Евтушенко В.Ф. К вопросу о соотношении категорий «субъект налогового права» и «субъект налогового правоотношения»//Финансовое право. -2013. -№ 4. С.12-17.
.Ермолаева А.Е. Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей природной среды // Законодательство и экономика, 2011, № 7. С. 37-41
.Жданов Д.В. Теория государства и права. 2-е изд., перераб и доп. М.: «ЛексКнига», 2012. С. 629.
.Захарова Р.Ф. Права налогоплательщиков по новому законодательству. — М.: ИПРАН, 2012. С. 76.
.Иванов И.Г. Принципы построения формально-алгоритмических моделей нормативно — правовых документов. Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Управление в социальных и экономических системах». — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2011. С. 297-303.
.Кичигин Н.В., Хлуденева Н.И. Правовая охрана окружающей среды на местном уровне // Журнал российского права, 2011, № 1. С. 93-97
.Крассов О.К. Земельное право. Учебник для ВУЗов М., Лицей. 2013. С. 392.
.Крылова Ю.А. Проблемы правопреемства при реорганизации юридических лиц // Вестн. Перм. ун-та. Юрид. науки. 2013. №2. С. 75
.Култышев С.Б. Проблемы соотношения субъектов права и субъектов правоотношений: автореф дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2011. С. 20-38
.Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: в 2 т. Т. 1. М., 2013. С. 382.
.Маврин С.П., Филиппова М.В., Хохлов Е.Б. Трудовое право России: учебник. СПб., 2011. С. 643.
.Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. — Москва: Эксмо, 2015.- 32с.