В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений деятельности психолога, социального педагога является работа с детьми-инвалидами, в социум детей с ограниченными возможностями и их развитие в целом. Дети-инвалиды — это тоже дети со своими возрастными периодами развития, со своим психологическим миром, со своей позицией, но, к сожалению, с некоторыми отклонениями и особенностями развития в плане здоровья,
Однако сложившаяся в нашей стране система специально-подобранных учебно-воспитательных учреждений не достаточно полно выполняют свои функции, так данная область образования и воспитания требует постоянного обновления и разработки новых программ и методик. Проблема состоит как раз в социализации таких детей, вовлечение их в социум и принятие детей- инвалидов этим социумом как равных себе.
Инвалидность детей — это состояние социальной пустоты, которое вызвано хроническими заболеваниями, которые в свою очередь ограничивают возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с этим возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи и наблюдении. Дети с отклонениями в развитии требуют различного подхода. Социальный педагог помогает решать возникающие проблемы. Также в последнее время создаются учреждения, способствующие реабилитации и адаптации таких детей в социуме, например, центры реабилитации детей-инвалидов. Проблема инвалидности заключается не только в медицине, главную роль играет и социальный вопрос и психологический, который в свою очередь направлен на решение проблем социума для детей-инвалидов и их семей.
1. У ребенка-инвалида появляются проблемы в общении, недостаточности дружеских отношений со сверстниками и взрослыми, в общении с людьми, а иногда и ограничение в получении образования. В этом и есть проблема.
2. Более того, ребенок, имеющий инвалидность, может оказаться очень одаренным и способным, буквально таким же талантливым, как и его сверстники, у которых нет проблем со здоровьем. Но ввиду социального и физического неравенства дети-инвалиды могут не проявить своих талантов, так как страх перед обществом, неприятие данного индивида, как равного, пугают и отодвигают таланты на второй план.
3. На сегодняшний день Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих улучшить жизнь ребенка-инвалида, воссоздать атмосферу для его дальнейшего развития в социуме.
Социальные проблемы инвалидов. Одиночество инвалидов — ...
... насыщается богатством». В социологии различают три типа одиночества: 1. Хроническое одиночество – развивается тогда, когда в... Проблема личного одиночества инвалидов практически не освещается. Наталья Барткова, пресс-секретарь ... что ребенок или молодой человек не успел получить должное образование до болезни или травмы. Или получил взрослый человек специальность, но приобретенная инвалидность не ...
Объект исследования: дети-инвалиды и социально-психологическая помощь, как одна из основ жизни ребенка с ограниченными возможностями.
Предмет исследования: содержание социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами.
Цель работы: проанализировать содержание социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами.
Задачи исследования:
1. Определить понятие и причины детской инвалидности
2. Ознакомиться с понятием и структурой социально-педагогической деятельности
3. Проанализировать содержание социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами
4. Рассмотреть особенности социально-педагогической деятельности по организации досуга с семьями, воспитывающих детей-инвалидов.
5. Проанализировать результат исследования.
Диагностические методики:
1. Теоретические: изучение и анализ научной литературы.
2. Эмпирические: анкетирование, организация социально-педагогической деятельности (беседа с родителями, детьми, возможно в присутствии специалистов, игровые программы, такие как, «Шарик», «Светофор», «Игра наоборот», а так же совместное семейное творчество «Автопортрет семьи».
педагогический социальный адаптация инвалид
1. Причины детской инвалидности. Теоретическое исследование социально-педагогической деятельности с семьями, воспитывающих детей-инвалидов
1.1 Что такое детская инвалидность. Понятие детской инвалидности
Отчего же зависит или не зависит детская инвалидность? Для этого разберемся в основных причинах инвалидности. Конечно же, основной проблемой и одновременно решением является медицинская сторона проблемы и ее решение. Как известно медицина не стоит на месте, а шагает вперед. Это означает, что детей с ограниченными возможностями можно выявить еще в утробе матери и предпринять меры для решения проблемы. Так же если инвалидность приобретенная, то медицина тоже может оказать незаменимую помощь для устранения или хотя бы для улучшения жизни ребенка.
Вторая не менее важная область — это социально-психологическая и социально-педагогическая ниша нашего общества. Эта область оказывает незаменимое влияние на существование и жизнедеятельность детей-инвалидов. Но не всегда наше общество готово признать инвалида инвалидом.
«Инвалидность, — это ограничения в возможностях, обусловленных физическими, психическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть вовлеченным в общество и принимать равноправное участие в жизни семьи или общества.
Отделы образования, школы, дома творчества для детей и юношества с готовностью начали поиск наиболее приемлемого обучения и дополнительного образования детей, находящихся в отделениях социальной реабилитации. В зависимости от условий детям подбираются более приемлемые для них формы обучения и воспитания: от обычной общеобразовательной школы до индивидуальной формы обучения. Специалисты по социальной работе поддерживают связь с семьями, родителями, оказывают им консультационную помощь, организуют обучающие программы по проблемам ухода, реабилитации, интересов ребенка. Но основные проблемы и их решения ложатся на плечи родителей ребенка, на всех членов семьи, в которой появился ребенок с ограниченными возможностями. Это, несомненно, требует мужественности, стойкости и четкой позиции как родителей так и остальных членов семьи. Но, как показывает практика, принять ребенка-инвалида получается не сразу. Так давайте подробно разберемся в психологическом климате таких семей и их непосредственном взаимодействии с социальными педагогами и психологами.
1.2 Семьи, воспитывающие детей-инвалидов
Семья-это группа лиц, связанных не только родством, но и общим жильем, бюджетом и внутрисемейной взаимопомощью. Одновременно семья выступает как малая группа — сплоченная и стабильная ячейка общества. Поэтому семью следует рассматривать как и социальный институт со своими устоями, традициями и системой воспитания.
Семья с ребенком-инвалидом — это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов семьи и характером взаимоотношений между ними, но и как правило большей занятостью проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, и как правило мать в такой семье отказывается от работы, для того что бы посвятить себя уходу за ребенком.
Психологи выделяют четыре фазы психологического развития, когда в семье появляется ребенок-инвалид:
1-я фаза-шок, растерянность, беспомощность, страх
2-я фаза — отношение к ребенку, характеризующееся отрицанием дефекта и неправильным восприятием диагноза. Это своеобразная защитная реакция.
3-я фаза, частичное осознание диагноза ребенка, чувство печали, депрессия. Полное отсутствие положительных эмоций по отношению к ребенку и другим членам семьи.
4-я фаза, начало социально-психологической адаптации всех членов семьи. Установление контакта со специалистами, для возможного решения данного случая.
Как правило, курс социальной реабилитации подает надежду детям и родителям, помогает почувствовать себя не одинокими в их тяжелой судьбе, более или менее спланировать будущее ребенка. Специалисты в таких отделениях могут помочь ребенку, особенно подростку, в выборе будущей профессии, куда и как можно по показаниям с его возможностями можно поступить учиться. Многие родители хотят знать, из чего складывается материальная составляющая, насколько профессиональный человек работает с их детьми, насколько современными методиками и техниками пользуются данные специалисты. Сегодня можно вполне обоснованно сказать, что все отделения социально-медицинской реабилитации и медико-социальной помощи детям, центров социального обслуживания населения и помощи детям имеют хорошую, современную базу, развитию которой помогло наше участие в областной и Президентской программе «Дети России»
Конечно же, заключение по состоянию здоровья определяется и по внешним показателям. Сюда входят: психические — восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции, сенсорные — зрение, слух, обоняние, осязание; статодинамическая; физиологические — кровообращение, дыхание, пищеварение. Комплексная оценка качественных и количественных показателей, характеризующих стойкое нарушение функций организма, приводит к выявлению одной из четырех степеней (см. таблицу)
степень |
нарушения |
|
1-я степень |
Незначительные нарушения функций |
|
2-я степень |
Умеренные нарушения функций |
|
3-я степень |
Выраженные нарушения функций |
|
4-я степень |
Значительно-выраженные нарушения функций |
|
Лицам в возрасте до 18 лет категория «ребенок-инвалид» может устанавливаться сроком от 6 месяцев до 2 лет, от 2 до 5 лет, до достижения 16-летнего возраста.
Причинами инвалидности могут быть:
1) заболевания, нарушающие свободное передвижение ребенка
2) травмы при рождении или неблагоприятная беременность матери
3) заболевания вызванные неправильным образом жизни
4) инвалид с рождения
5) инвалидность, либо хронические заболевания, мешающие нормальному образу жизни, передающие по наследству.
Огромную роль в решении трудностей инвалидов играют общественные организации. По одному преодолевать трудности очень сложно, поэтому инвалиды создают сообщества, которые направлены на защиту своих прав на преодоление общих трудностей.
Одним из главенствующих факторов, обеспечивающих социальную адаптацию, позволяющую влиться в общество детям-инвалидам и их родителям, является социально-педагогическая поддержка. Она акцентирует внимание и силы на выработку и ребенка и его родителей определенную систему целей и ценностей, способствующую их самореализации и самовыражения. Следовательно, при определенных подходах к реализации социально-педагогической деятельности дети-инвалиды могут стать социально-активной группой населения со своими правами, взглядами и убеждениями.
Показателями социальной недостаточности являются:
1) отсутствие самостоятельности при физической активности
2) трудности, испытываемые при движении или перемещении
3) трудности при занятиях обычной трудовой деятельности
4) проблемы при получении образования
5) проблемы социализацией в обществе, невозможность вести свободную жизнь наравне со сверстниками.
Проблемы с социализацией могут быть у ребенка-инвалида с рождения или приобретены немного позже. Кроме того инвалидность может быть временной или постоянной.
Положение детей с ограниченными возможностями здоровья — это болевая точка современного российского общества. В последние годы их положение стало открыто обсуждаться, их проблемы стали достоянием общественности, а не только специалистов и родителей. Важнейшую роль в воспитании, социализации, удовлетворении потребностей, обучении, профориентации ребенка-инвалида выполняет его семья — ближайшее и первое окружение, с которым сталкивается ребенок. Семьи с особенными детьми ежедневно должны преодолевать много проблем, таких как уход за ребенком, материальные проблемы, проблемы быта. И тогда родители приходят к выводу, что им необходимо сотрудничать с социальными учреждениями и специалистами по данной направленности.
Появление ребенка-инвалида чаще всего для семьи является катастрофой, к которой не готовы родители, и это в свою очередь рушит благоприятный климат семьи провоцирует ссоры и споры.
Выделяют 5 типов семей по реакции родителей на появление ребенка с дефектами:
1) принятие ребенка и его дефекта — родители принимают дефект, адекватно оценивают его и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность
2) реакция отрицания — отрицается дефект ребенка и, как следствие, родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений
3) реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охраны — родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания
4) скрытое отречение, отвержение ребенка — дефект считается позором, когда отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием
5) открытое отречение, отвержение ребенка — ребенок принимается с отвращением, и родители полностью осознают свои враждебные чувства, обвиняя общество, врачей, учителей в неадекватном отношении к дефекту и аномальному ребенку.
Социальный вакуум, в котором ежедневно пребывает семья, воспитывающая ребенка-инвалида, может спровоцировать растерянность родителей, вынуждая отдавать ребенка в специализированные учреждения.
Для благоприятного развития детей-инвалидов в течение всей жизни и для их социализации существует целые методики и разработки, положенные в основу психолого-педагогической деятельности.
2. Суть социально-педагогической деятельности: понятие и структура
Абсолютно любая деятельность, в том числе и социально-педагогическая, имеют свою ярко выраженную структуру, при чем каждый элемент связан или гармонирует с другими. Сюда входит субъект, объект, цель, мотив. Система знаний науки отражается в ее понятиях и категориях. Понятия — это одна из форм отражения реального мира в процессе его познания. Понятия в науке закрепляются не сразу.
Понятие « социальный работник» появилось сначала в зарубежной социально-педагогической науке в конце 19 века, а сама понятие « социальный педагог» в 20-е годы 20 века.
Субъект социально-педагогической деятельности многогранен, выделяют три уровня включенности в решение социальных проблем ребенка-инвалида:
1)Ведущие (сюда входят социальные педагоги, социальные работники, социально-педагогические центры, реабилитационные центры)
2)Сопутствующие (учреждения, организации. Специалисты здравоохранения, спорта и культуры)
3)Учреждения, оказывающие косвенное влияние на реализацию социальных задач, социальной помощи детям и подросткам.
Целью социально-педагогической деятельности педагога является создание психологического комфорта для ребенка-инвалида, удовлетворение его потребностей при помощи социальных, медицинских, педагогических механизмов, которые помогают преодолевать негативные моменты в семье, школе и другом окружении.
В процессе развития любой науки понятия объединяются, укрупняются и преобразуются в категории науки, которые представляют собой наиболее общие, фундаментальные понятия, от которых происходят остальные понятия, используемые в данной науке.
Таким образом, в каждой науке формируется своя понятия и система, отражающая взаимосвязь входящих в нее структур. Социальная педагогика и социально-педагогическая деятельность очень тесно связаны с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа. Сюда входят дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика детских и юношеских организаций, клубная педагогика, педагогика среды.
2.1 Понятие социально-педагогической деятельности
Социально-педагогическая деятельность — это обеспечение образовательно-воспитательными средствами, передача индивиду и освоение им социального опыта человечества, обретение или восстановление социальной ориентации, социального функционирования.
Социально-педагогическая деятельность по поддержке лиц с ограниченными возможностями — это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов, и всех субъектов воспитания и социальной помощи.
Важнейшим аспектом стратегии в организации социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в преодолении проблем в деятельности государственных структур, занимающихся проблемами инвалидности, является появление новых форм учреждений, основанных на подходе развития и воспитания детей-инвалидов. Это обобщенные психолого-педагогические консультации, реабилитационные и психолого-социальные центры.
Социально-педагогическая деятельность реализует социальное проектирование и конструирование. Эта функция реализуется следующим образом:
1) формулировка цели деятельности — положительного идеала
2) создание положительного «проекта», сценария будущего на основе анализа реального бытия человека или группы
3) прогнозирование результата — формирования определенного уровня социальных качеств, самосознания, самоопределения, самоутверждения. Результаты социально-педагогической деятельности могут носить не только положительный характер, но и реакционный, при котором закрепляется деперсонализация человека, его отчуждение от себя и общества, и консервативный характер, при котором происходит закрепление господствующих у человека социальных ценностей и форм поведения.
В целом этот вид деятельности носит гуманистическую направленность, поскольку его цель — противостоять отчуждению, подавлению и угнетению человека, содействовать развитию его индивидуальности.
Принципы социально-педагогической деятельности:
1) гуманистический: человек — высшая ценность общества, его равноправный член
2) индивидуальный: учет индивидуальных физических, психологических, возрастных особенностей
3) принцип социальности: все процессы социализации человека, все стороны личности социально детерминированы
4) деятельностный подход, развития форм общественного отношения, роли ведущей деятельности на каждом возрастном этапе
5) Принцип развития: человек — это индивид с внутренними противоречиями. В связи с этим социальная деятельность имеет много уровневый характер, для того что бы рассмотреть и предвидеть этапы развития, становления и возможные реакции.
Методами социально-педагогического исследования являются:
1) изучение документов и других источников
2) наблюдение (невключенное и включенное)
3) устный опрос: в виде диагностической беседы, свободного обмена мнениями двух людей (интервью) или группового собеседования
4) письменный опрос по опросникам закрытого или открытого типа
5) метод экспертных оценок — разновидность опроса, связанного с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно оценить изучаемое
6) анализ диагностических ситуаций;
— Основными понятиями социально-педагогической деятельности являются социальное воспитание и социальное обучение, социальное образование, в которых выражается содержание ее основных операций. Социальное воспитание — важная, но единственная часть и направление воспитания вообще. Результатом социального воспитания является социальность . Социальность выражает единение личного и коллективного, общественного и индивидуального, важным компонентом которого является субъективность, понимаемая способность человека быть источником собственной результатов и творческому отношению к себе, к жизни других людей. Одновременно с социальным развитием человек получает способность развиваться в социуме.
Социальное обучение имеет также некоторые особенности, поскольку его целью и результатом является развитие знаний, умений и навыков приобретения и развития социальности. Процесс социального обучения опирается, прежде всего, на организацию общения между участниками социально-педагогического процесса и включает в себя его различные стороны (обмен информацией, воздействие, взаимодействие, сотрудничество) и формы (творческие и практические занятия, тренинги).
Но главное место в социальном обучении и воспитании занимает овладение знаниями, умениями и навыками взаимодействия индивида со средой, социальных групп, в первую очередь семьи, различных социальных и общественных учреждений.
Идентификация — уровень социализации, результатом которой является включенность индивида или социальной группы в систему общественных отношений, осознание ими принадлежности к той или иной общности, социальной направленности, своего статуса, социального поведения. Такой уровень проходит каждый человек в основном на равных этапах своего становления и развития, она является необходимым этапом, без которого нельзя развиваться дальше, жить в обществе, где все дифференцировано, каждая социальная структура имеет свои правила игры, без знаний которых индивид в изгоя [21, с. 187].
Однако этот этап нельзя абсолютизировать, на этом этапе не должно заканчиваться развитие человека. Каждая социальная группа проходит этап индивидуализации, стремление к которой возникает и развивается в зависимости от степени ее развития, состояния общественных отношений. Социальные педагоги должны уметь учитывать подобное стремление к индивидуализации и направлять его к достижению положительного результата.
Педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личного развития обучаемых.
Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется педагогами — работниками дошкольных учреждений, учителями, преподавателями профессиональных учебных заведений и др. В образовательных учреждениях различных типов и видов: дошкольных, образовательных учреждениях, учреждениях профессионального и дополнительного образования и др.
Педагогическая деятельность имеет непрерывный, планомерный характер, поскольку все дети обязательно должны пройти определенные образовательные уровни, то есть она равнонаправленная на всех детей. Кроме того, объектом педагогической деятельности могут быть и взрослые, как, например, в системе профессионального образования.
Социально-педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.
Социальная педагогика и социально-педагогическая деятельность очень тесно связаны с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная педагогика, педагогика среды.
Основным понятием социальной педагогики как теории является социально-педагогическая деятельность, которая очень близка к педагогической деятельности, однако имеет и свою специфику.
Педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личного развития обучаемых.
Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется педагогами — работниками дошкольных учреждений, учителями, преподавателями профессиональных учебных заведений и др. это образовательные учреждения таких типов и видов как: дошкольные, образовательные учреждения, профессиональные учреждения и др.
Педагогическая деятельность имеет непрерывный, планомерный характер, поскольку все дети обязательно должны пройти определенные образовательные уровни, то есть она равнонаправленная на всех детей. Кроме того, объектом педагогической деятельности могут быть и взрослые, как, например, в системе профессионального образования.
Осуществляется она социальными педагогами, как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, в которых может находиться ребенок.
Социально-педагогическая деятельность всегда является направленной на конкретного ребенка и разработана для решения проблем ребенка, возникающих в процессе социализации, включении в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления специальной программы конкретно для ребенка, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка .
Социально-педагогическая деятельность носит процессный характер, ее результаты складываются не в одно мгновение, а требуют много времени для осуществления поставленных целей и задач. Источником ее развития являются противоречия между состоянием социальной ориентации и функционирования человека и потребностями его «очеловечивания» и общественными интересами. Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.
К основным принципам социально-педагогической деятельности относят: индивидуальный подход, опору на положительные стороны личности подопечного, объективность подхода к подопечному, конфиденциальность.
2.2 Структура социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами
Как и любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая работа имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются:
1) цели и задач деятельности;
2) субъект и объект деятельности
3) содержание деятельности;
4) методы и технология работы;
5) формы деятельности;
6) осуществление плана деятельности;
7) корректировка деятельности;
8) выводы и результаты.
В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога — это оказание подопечному социально психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.
В социально-педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае можно говорить о процессе целеполагания. В педагогической науке целеполагание характеризуется как трехкомпонентное образование, включающее в себя:
1) выдвижение и обоснование целей
2) определение путей их достижения
3) проектирование ожидаемого результата
Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований:
1) диагностирование (выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников социально-педагогического процесса)
2) реалистичность (выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации)
3) преемственность (выдвижение и обоснование взаимосвязанных целей на каждом этапе социально-педагогической деятельности)
4) результат (контроль результатов достижения цели)
5) идентичность (принятие цели на эмоциональном и рациональном уровнях всеми участниками социально-педагогического процесса).
Условно целеполагание в работе социального педагога может быть представлено следующими этапами:
1) диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники социально-педагогического процесса
2) моделирование целей предстоящей деятельности и возможных результатов
3) организация совместной целеполагающей деятельности педагогов, специалистов различного профиля, детей, родителей
4) уточнение целей, внесение коррективов в первоначальные замыслы с учетом новой информации о причинах, особенностях проблемной ситуации
5) составление программы социально-педагогических действий по достижению целей, определение способов (путей) ее реализации.
Одна из реальных практических проблем, встающих перед социальным педагогом — определение не только целей, но и задач профессиональной деятельности. Задачи социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни.
Показателем профессионализма социального педагога является его умение выявлять проблемы, находить подходы и методы для их решения, которые в свою очередь будут способствовать их развитию такого рнебенка. Это возможно при правильном определении специалистом ценностных ориентаций, формируемых социальной микросистемой, в которую включен ребенок.
Социальному педагогу должен уметь определять социальные роли, в которых на данный момент находиться ребенок, которые являются определяющими в его потребностях и поведении.
3. Эмпирические исследования социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами
3.1 Организация и ход исследования
Целью данного исследования является анализ психолого-педагогической деятельности по работе с детьми-инвалидами.
Для данного исследования мы выбрали следующие методы исследования:
1)Теоретические(изучение и анализ научной литературы)
2)Эмпирически
- анкетирование
- беседа с родителями, специалистами
- игровая программа (« Светофор», «Пчелы и медведь», « Пленники»
Метод анкетирования- психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специальный список вопросов-анкета. Анкетирование-письменная форма опроса.
Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения информации от респондента.
Этап №1.
В ходе исследования участвовали воспитанники коррекционной школы, их родители и специалисты учреждения. В ходе беседы мы выявили, какие проблемы сталкиваются дети-инвалиды, их родители и специалисты учреждения. Так же мы узнали, что многое семьи не имеют специальных знаний и умений по воспитанию и развитию детей и многие родители хотели бы видеть как можно больше реабилитационных центров для их детей.
Далее мы предложили провести анкетирование. Анкета состояла из следующих вопросов:
- ФИО ребенка
- возраст ребенка
- семейное положение
- возраст родителей
- частота посещение культурных мероприятий
- образование ребенка-инвалида
- дополнительное образование ребенка(кружки, секции)
- оценка образовательных услуг
- оценка психолого-педагогической деятельности специалистов
Из второй части анкеты мы узнали, что по мнению родителей и специалистов может негативно сказаться на будем их ребенка
- сложности с обучением
- трудности с получением профессии
- трудности с будущим трудоустройством
- проблемы с созданием семьи
- невозможность жить самостоятельно без посторпонней помощи
Из третьей части анкеты мы узнали про социально-педагогическую поддержку семей и детей-инвалидов. И о том, чего же не хватает в данной деятельности
- чаще проводить диагностику детей
- создание кружков пор интересам для детей-инвалидов
- открытие реабилитационного центра
- больше спортивных секции
- психологическая и педагогическая помощь детям- инвалидам
(Для более точного представления картины исследования, отметим город, область, школу, численность населения и есть ли наличие центров для таких детей.
Город Алексеевка, Белгородская область, численность населения приблизительно 60000 человек. Одна коррекционная школа на город. Отдельных кружков по интересам нет. Дети-инвалиды посещают обычную школу искусств, куда ходят обычные здоровые дети)
Этап №2
Следующим нашим этапом исследования была организация семейного досуга, как форма социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами.
Игровую деятельность мы проводили в музыкальном зале, в привычной обстановке для детей.
Программы-игры:
«Светофор»
« Наша первая игра-это игра на внимание. Я знаю, что вы все очень внимательны. Сейчас мы узнаем какая команда самая внимательная. Представьте, что вы стоите перед светофором. Вспомните, какие действия мы делаем при какао свете светофора. Зеленый- идем, красный-стоим, желтый-приготовиться». А теперь внимательны! У меня в руках три кружочка по цветам светофора. Как только покажу зеленый мы стучим на месте, покажу желтый-начинаем хлопать в ладоши, красный- ничего не делаем,» Ведущий попеременно показывает разноцветные кружочки сдледит за игрой.
«Шарик»
Дети вместе с родителями рассредотачиваются по залу. Каждой семье дается надувной шарик. Нужно передавать надувной шарик по очереди, но кто не пытается поймать шарик, тот выбывает из игры»
«Игра наооборот»
Делается для актуализации личностных качеств ребенка. В этой игре все движения делаются наоборот. Тот кто ошибается, выбывает из игры.
Подводя итог проведенных упражнений, в ходе наблюдения за детьми-инвалидами, мы выявили, что происходит актуализация таких личностных качеств, как:
- сообразительность
- внимательность
- быстрота реакции
- координация движений
- находчивость
- коммуникация
3.2 Анализ результатов и вывод
Анализ работы показал, что дети стали более восприимчивы и легче поддаются социально-педагогическому воздействию. По информации от специалистов и родителей была отмечена тенденция сомовыражения своих чувств, они стали более открыты для общения.
Целью нашего исследования был анализ психолого-педагогической деятельности с детьми-инвалидами и анализ работы проведенных программ с последующими изменениями в поведении ребенка.
Из всего этого можно сделать вывод, что семья и правильно подобранная психолого-педагогическая деятельность — это звено в системе его воспитания для его дальнейшего гармоничного развития. Правильно оказанная социальная поддержка, это залог успеха в развитии ребенка-инвалида.
Помимо индивидуальной работы с семьей, целесообразно проводить групповые занятия и содействовать объединению семей со сходными проблемами.
Поэтому оказание социально-педагогической и социально-психологической помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, является очень серьезной и важной проблемой.
Заключение
По результатам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Социально-педагогическая деятельность- это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи индивиду в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.
Психолого-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, коррекционно-развивающих мероприятий и реабилитационных.
Использование «командного подхода», который предполагает профессиональный, системный подход к социальной работе с семьей в целом, что весьма эффективно. Для этого можно выделить два абстрактных подхода:
1) Многочисленные разносторонние исследования заболеваний, приводящих к инвалидности. На наш взгляд это будет содействовать более эффективному оказанию помощи.
2) Социально-педагогическая деятельность по поддержке лиц с ограниченными возможностями-это непрерывный четко организованный психолого-педагогический процесс социального воспитания с учетом специфики и развития личности ребенка с особыми потребностями на разных этапах развития, в разных социумах и на разных этапах жизни.
Для того что бы наиболее четко показать сущность и влияние психолого-педагогической деятельности мы на примере практической части нашей работы (анкетирование, беседа, игры) показали колосальное влияние на развитие, психологическую обстановку ребенка-инвалида в целом.
Таким образом, цели и задачи, поставленные в ходе исследования достигнуты. Гипотеза о влияние психолого-педагогической деятельности на укрепление взаимоотношений как с своей привычной среде, так и в социуме ребенка-инвалида-подтверждена. А так же данная деятельность способствует формированию личностных качеств ребенка-инвалида, что сама по себе очень важно.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialno-pedagogicheskaya-rabota-s-detmi-invalidami/
1. Аксенова Л.И., Белякова Л,И., Архипов Б.А., Назарова Л.И. Специальная педагогика.,М.,2005.
2. Азарова Е.Г Пособия и льготы детям инвалидам. М.-1998.
3. Безух С.М., Лебедева С.С . Психологическое и социальное сопровождение детей инвалидов. М., 2007.
4. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжелобольных детей. // Социально-педагогическая работа. — 1998. — №6.
5. Бочарова В.Г. «Структура социально — педагогической деятельности»1999. — 16с.
6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2000.
7. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993. — 76с.
8. Конвенция о правах ребенка : Принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1979г.
9. Курбатов В.В. Технология Социальных работ. — Ростов на Дону. 2007
10. Макаренко А.С. Социология / под редакцией А.С. Макаренко, -М.: Просвещение, 2008.-359с.
11. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательство РГСУ: Издательство «Омега — Л», 2013. -416с.
12. Методическое письмо по определению степени утраты здоровья детям-инвалидам: Министерство здравоохранения Республики Беларусь. 8.10.2001
13. Назаровой Н.М — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 400 с.
14. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст]: — М.: Творческий центр «Сфера», 2007. — 480с.
15. Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М., 2008. — 335с.
16. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. Под. Ред. Е.М Холстовой. М.: Институт социальной работы, 2008. — 210с.
17. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, А.И. Белякова и др.; Под ред.
18. Холостова Е.И. Технология социальной работы. — М.: 2001
19. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Изд. центр «Академия», 2010.
Приложение
Анкета
Ответьте на следующие вопросы максимально корректно. Благодарим за сотрудничество.
Часть 1
1. ФИО ребёнка.
2. Возраст ребенка
3. Возраст родителей
4. Частота посещений культурных мероприятий ребенка
5. Образование ребенка.
6. Дополнительное образование ребенка (кружки, секции)
7. Оценка образовательных услуг
8. Оценка дополнительных образовательных услуг
9. Оценка психолого-педагогической деятельности
Часть 2
Что по вашему мнению(по мнению родителей может негативно сказаться на обучении ребенка? Варианты ответов расписать подробно.
— сложности с обучением
— трудности с получением профессии
— невозможность жить самостоятельно без посторонней помощи
Часть 3
Какие виды социальной поддержки, по вашему мнению не хватает вам и вашим детям, а так же нашему государству для полноценного дальнейшего развития ребенка с ограниченными возможностями? Ответы расписать подробно.
— Чаще проводить диагностику детей
— создание кружков по интересам для детей-инвалидов
— больше спортивных секции
— открытие реабилитационного центра
— психологическая и педагогическая помощь детям-инвалидам