Особенности управления социально-экономическим развитием территорий в России

Тема данного реферата была выбрана мной не случайно. В настоящее время экономика нашей страны находится в переходном, кризисном состоянии, однако следует констатировать тот факт, что этому состоянию уже приходит конец. А так как состояние страны в целом во многом определяется аккумуляцией экономических состояний её составляющих, то есть регионов, отсюда вывод – благосостояние страны полностью и всецело зависит от её субъектов. Именно субъекты РФ – регионы – ключ к выходу России на принципиально новые рубежи на мировой арене. Социально-экономическое состояние российских регионов требует пристального и непрерывного наблюдения и изучения. Очевидно, что это состояние определяется многочисленными факторами, как объективными (макроэкономическими условиями, положением региона в общественном разделении труда, отраслевой структурой, географическим положением, природными ресурсами), так и субъективными факторами, в первую очередь кадрами местных администраций и методами регионального управления. В сложных условия выхода из кризиса преимущество имеют прежде всего те регионы, в которых используются адекватные методы и инструменты управления их развитием.

Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, расширяет возможности для тех видов экономической деятельности, в которых заинтересовано местное сообщество.

Актуальность

Темпы общественно-политических и экономических преобразований в нашей стране опережают темпы изменений в практике управления регионами, городами и районами. Поэтому качественно новые проблемы развития зачастую решаются устаревшими и неадекватными методами, (сказывается наследие административно-командной системы управления).

Наше государство вступило в совершенно новый этап экономических отношений, требующий пересмотра бывших традиций управления. Будущее процветание России заключено в грамотной и продуманной политике управления развитием регионов.

Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы.

Цель реферата — рассмотреть и проанализировать основные особенности и проблемы в управлении развитием регионов Российской Федерации, а также обозначить основные методы и технологии устранения этих проблем и способы эффективного управления экономикой регионов. В соответствии с данной целью в реферате мною решаются следующие задачи:

8 стр., 3940 слов

Управление социальным развитием предприятия

... организации, инициатива и усердная работа получает признание, справедливую оценку, достойное вознаграждение. [5, c. 132] Несомненно также, что управление социальным развитием ... состояние основных фондов и технический уровень производства, а также такие моменты, как известность организации, ... в отношении страны в целом, и на уровне коммерческой деятельности отдельно взятой организации; Во-вторых, ...

1.Выявить основные особенности в управлении развитием регионов.

2.Рассмотреть основные тенденции социально-экономического развития регионов.

3.Проанализировать перспективы социально-экономического развития регионов.

4.Обосновать особо эффективные варианты управления развитием регионов.

Глава 1 Управление развитием

1.1.

Развитие

Развитие — это изменение, связанное с возникновением качественно нового состояния. Любой объект может приобрести новые черты в техническом, экономическом, социальном, физиологическом, функциональном, эстетическом, экологическом или любом другом смысле. Новое может проявляться в усилении имеющихся или в построении новых структурных связей. Структурная перестройка, обнаруживающая новое свойство, часто становится ведущим критерием развития объекта управления.

Основной,

  • повышение доходов, улучшение здоровья населения и по­вышение уровня его образования;
  • создание условий, способствующих росту самоуважения лю­дей в результате формирования социальной, политической, эко­номической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;
  • увеличение степени личной свободы людей, в том числе их экономической свободы.

Последние две составляющие качества жизни не всегда учи­тываются при оценке степени социально-экономического разви­тия стран и регионов, однако в последнее время им все чаще и все больше уделяется внимание в экономической науке и политичес­кой практике.

конкретных целей

система критериев

Стандартным, наиболее традиционным способом оценки эко­номического развития региона является оценка уровня производ­ства (как правило, материального производства).

Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной.

Международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс разви­тия человека, разработанный в рамках «Программы развития « ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от нуля до единицы. Для расчета используются три показателя эко­номического развития:

  • ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого насе­ления и средняя продолжительность обучения);
  • величина душевого дохода с учетом покупательной способ­ности валюты и снижения предельной полезности дохода.

Индекс развития человека можно с успехом использовать для оценки развития регионов. Наряду с этим и другими крупномас­штабными показателями можно использовать более частные по­казатели развития региона. Среди них:

  • национальный доход на душу населения;
  • уровень потребления отдельных материальных благ;
  • степень дифференциации доходов;
  • продолжительность жизни;
  • уровень физического здоровья;
  • уровень образования;
  • степень счастья населения.

долгосрочных целей

тактичес­

  • привлечение новых видов бизнеса;
  • расширение существующего бизнеса;
  • развитие малого бизнеса;
  • развитие промышленности;
  • развитие сферы услуг;
  • повышение уровня занятости населения региона.

традиционные показатели,

13 стр., 6447 слов

Виды социального развития территорий и регионов

... целью регионального развития является стабилизация социально-экономического развития, сокращение бедности, улучшение уровня и условий жизни населения. 1.2 Компоненты социального развития регионов и государственные программы по развитию регионов Концепция социального развития как особый аспект социального процесса включает, ...

динамики развития

В целом на уровне региона можно рассматривать в качестве наиболее адекватных следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:

  • ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;
  • средний уровень доходов населения и степень их дифферен­циации;
  • продолжительность жизни, уровень физического и психи­ческого здоровья людей;
  • уровень образования;
  • уровень потребления материальных благ и услуг (продук­тов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домаш­них хозяйств товарами длительного пользования;
  • уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами, аптеками, диагностическими центрами и услугами «Скорой помощи», качество предоставляемых медицинских услуг);
  • состояние окружающей среды;
  • равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;
  • обогащение культурной жизни людей.

При управлении экономическим развитием отдельного регио­на целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. Значимыми в этом отношении могут выступать такие параметры оценки уровня регионального развития, как наличие и качество школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, снабжение продуктами питания, контроль их каче­ства, соблюдение прав потребителей на розничном рынке.

В понятие социально-экономического развития региона вхо­дит и такая трудно измеряемая субстанция, как культурная жизнь населения. Устойчивая динамика экономического развития реги­она возможна лишь при условии обогащения культурной жизни населения данного региона.

1.2 Особенности

Развитие всегда имеет целевую направленность, т. е. направ­лено на достижение некоторой цели или системы целей. Положи­тельная направленность развития позволяет квалифицировать его как прогресс, отрицательная свидетельствует о регрессе, дегра­дации.

Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью и системой целей. Если эта направленность положительная, социально полезная, то говорят о прогрессе; если она отрицательная, то это регресс или деградация. Развитие фирм, организаций, стран и регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.

Термин «развитие» часто употребляется в следующих сочетаниях: развитие фирмы, развитие организации, развитие региона, города, социально-экономическое развитие России (или другой страны).

Прогрессивное изменение в экономической сфере может быть количественным, тогда говорят об экономическом росте. Оно может быть качественным, и тогда говорят о структурных изменениях, или об изменении содержания развития, или о приобретении объектом управления новых характеристик. Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики уже давно стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любой страны, любого регио­на, города или района.

Управление развитием любого объекта выделяется в относи­тельно самостоятельные действия и отличается от управления функционированием. Так, например, по своему содержанию раз­личаются:

2 стр., 990 слов

Управление человеком и управление группой

... управления. Функции и роль менеджера в повышении эффективности деятельности групп. Характеристика ООО "Экспресс Авто". Анализ формирования и управления малой группой. реферат [42,2 K], добавлен 21.12.2014 Психологические аспекты управления группами. ... друга. Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности. Таким образом, чем ... Эти производства в свою очередь можно делить и дальше. ...

  • управление функционированием фирмы и управление раз­витием фирмы;
  • управление функционированием университета и управле­ние развитием университета;
  • управление функционированием региона и управление раз­витием региона.

Более того, в рамках управления каждым из упомянутых объектов можно выделить более мелкие объекты, управление которыми вновь разделяется на управление функционированием и развитием:

  • в рамках фирмы — управление функционированием производства (диспетчеризация, управление запасами, управление материальными потоками, технологический контроль и пр.) и управление развитием производства (техническое перевооружение, внедрение новых технологий, освоение производства новых изделий);
  • в рамках вуза — управление функционированием учебного процесса (расписание, управление аудиторным фондом, контроль посещаемости) и управление развитием учебного процесса (создание новых учебных курсов, повышение квалификации преподавателей, внедрение новых технических средств обучения);

— в рамках региона или города — управление функционированием региональных и городских служб, жилищно-коммунального хозяйства, системы социальной защиты населения, налоговых служб региона и управление развитием региона (привлечение новых видов бизнеса, развитие телекоммуникаций, поддержка малого бизнеса, развитие учреждений здравоохранения и образования, развитие региональных финансовых учреждений и пр.).

В постоянно меняющихся условиях современного мира организации вынуждены развиваться, и это развитие становится не только следствием естественной эволюции, но и результатом целенаправленных усилий их руководителей. В соотношении «управление функционированием — управление развитием» все больший удельный вес приобретает управление развитием. В связи с этим меняется и содержание управленческой деятельности: оно в меньшей степени направлено на администрирование, а в большей мере — на преобразования. Рождается новый тип лидеров, которые не просто управляют тем объектом, который им достался в наследство, а трансформируют объект управления, сами, одновременно меняясь и обучаясь и стимулируя постоянное обучение и повышение творческой активности своего персонала.

Менеджмент развития проявляется в различных формах, в частности в стратегическом планировании, развитии культуры организации, организационном развитии, мониторинге, а также в конкретных технологиях менеджмента, таких, как бизнес-пла­нирование, группы качества и др. Основной формой, в которой реализуется менеджмент развития, является стратегическое пла­нирование.

1.3 Факторы развития регионов и городов

Рассмотрим некоторые теории, анализирующие и объясняю­щие действие основных факторов экономического развития ре­гионов и городов.

пространственных преимуществ, или

Так, любые производства, в большой степени зависящие от сырья и дру­гих материальных ресурсов, располагаются, как правило, близко к местам их добычи. Например, металлургические заводы тяготеют к местам добычи железной руды и кокса, алюминиевая промышленность к источникам де­шевой электроэнергии. Некоторые массовые производства (особенно това­ров массового спроса), ориентированные на местные рынки, требующие широкой сети распространения, а потому и значительных транспортных издержек, располагаются близко к рынкам сбыта.

Каждый регион, каждый город обладает своими территори­альными преимуществами, связанными либо с источниками сы­рья, либо с другими факторами производства (рабочая сила, земля, энергия), либо с близостью к рынкам сбыта. Данная теория в значительной степени объясняет сложившиеся региональные раз­личия размещением производительных сил.

агломерации, концентрации и комбинации произ­

Дополнительный потенциал развития крупных центров воз­никает в связи с тем, что только здесь возможны некоторые виды высококвалифицированной деятельности: музейная и театраль­ная жизнь, особые виды медицинского обслуживания и пр.

основного и вспомогательного производства.

Для примера можно рассмотреть машиностроительный завод в каче­стве основного производства, а его инфраструктуру (строительные органи­зации, банки, страховые учреждения, почта, экспедиционные и транспорт­ные службы, поликлиники, детские сады, школы, колледжи, даже вузы и пр.) — в качестве вспомогательного. Обычно при расширении основного производства увеличивается и вся обслуживающая его инфраструктура — возникает так называемый мультипликативный эффект. Поэтому основное производство можно рассматривать как своеобразный ускоритель эконо­мического роста.

Глава 2. Анализ перспектив развития Российских регионов

2.1

Чтобы эффективно воздействовать на ход социально-эконо­мического развития территории, необходимо учитывать законо­мерности и факторы современного социально-экономического развития, и в первую очередь новые особенности воспроизвод­ственных процессов. Ниже рассматриваются общая логика и тен­денции современного социально-экономического развития, в пер­вую очередь переход от индустриальной к постиндустриальной модели, глобализация процессов развития.

Стадии социально-экономического развития

Ответим на простой вопрос: «Где и кем работают люди?» Одни люди работают в материальном производстве, непосредственно воздействуя на вещественный предмет труда, преобразуя его с помощью орудий труда. К ним относятся представители таких профессий, как слесарь, ткачиха, сельскохозяйственный рабочий, сталевар, шахтер, буровик, строитель. Другие люди работают в нематериальном производстве, их предмет деятельности — услу­ги, коммуникации с другими людьми или обработка информа­ции. К ним относятся врач, учитель, государственный служащий, продавец, военный, бухгалтер, программист. Основной тен­денцией развития современного общества стало сокращение от­носительной доли занятых в материальном производстве и уве­личение доли тех, кто занят в нематериальном производстве.

первичному

В доиндустриальном обществе структура занятос­ти такова, что почти все заняты в первичном секторе, преимуще­ственно в сельском хозяйстве. При этом производительность труда в сельском хозяйстве еще относительно низка и не дает возмож­ности высвободить работников для других секторов обществен­ного производства.

По мере того, как растущая производительность труда в сель­ском хозяйстве позволяет меньшему количеству людей прокор­мить все общество, начинает расширяться вторичный сектор: происходит индустриализация. В индустриальном обществе ос­новная часть занятых работает во вторичном секторе, при этом третичный сектор вбирает в себя пока еще относительно неболь­шую часть всех занятых.

В постиндустриальном обществе в пер­вичном секторе занята незначительная часть активного населе­ния (обычно ниже 5 — 10%).

Во вторичном секторе, который тра­диционно ассоциируется с индустриальной мощью и уровнем развития страны в целом, с научно-техническим прогрессом в его материально-вещественном выражении, число занятых снижает­ся до 20-30% всех занятых. Большая часть всего занятого насе­ления начинает работать в третичном секторе, который в значи­тельной степени совпадает с нематериальным производством в системе общественного производства.

Постиндустриальное общество — это общество, которое на­ходится еще на стадии становления даже в некоторых высокораз­витых странах Запада и Востока. Однако тенденция к развитию большинства развитых стран в сторону постиндустриального общества налицо. Так, например, в США более 2/3 всех рабочих мест занято в сфере услуг и лишь около 20% — в промышленности и строительстве. За последние 20 лет основной рост числа рабо­чих мест наблюдался в банковском, страховом, гостиничном деле, в розничной торговле, в то время как в промышленности этого практически не наблюдалось.

Анализ структуры занятости в разных странах и регионах может служить инструментом оценки степени развития экономи­ки и степени зрелости постиндустриального общества. В табл. 1 приведены данные по Таджикистану, СНГ в целом, России, стра­нам Европейского Союза и Нидерландам. Эти данные позволя­ют сделать вывод, в частности, о том, что Таджикистан имеет сильно отличающуюся от СНГ структуру занятости; Россия — несколько более прогрессивную, чем СНГ в целом, но существен­но менее прогрессивную, чем Европейский Союз; Нидерланды характеризуются более прогрессивной структурой, чем Европей­ский Союз в целом. Именно структура Нидерландов отличается ярко выраженным постиндустриальным характером.

Структура занятых по секторам экономики (в %)

Сектор экономики

Таджикистан

СНГ

Россия

ЕС

Нидерланды

Сельское, лесное и рыбное хозяй­ство

50

20

14

6

4

Промышленность энергетика и строительство

18

36

40

31

24

Услуги

32

44

46

63

72

Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность оценить предысторию и перспективу экономи­ческого развития региона. В регионах, находящихся на разных стадиях развития, происходят разные по своей сути процессы, поэтому здесь приме­нимы разные рецепты управления процессом экономического раз­вития.

В регионе на стадии индустриального развития действуют за­кономерности, определяемые ролью ведущих отраслей, «локомо­тивов индустрии», которые создают так называемый мультипли­кативный эффект и определяют развитие региона в целом. Веду­щая отрасль создает дополнительные рабочие места, а вся инф­раструктура региона как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются регионы с моноотрасле­вой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего региона.

На постиндустриальной стадии развития региона главным фактором, определяющим его благосостояние, становится уро­вень развития инфраструктуры. Развитость дорожной сети, свя­зи, жилищного сектора, сферы услуг и индустрии развлечений, предложение офисных помещений, низкий уровень преступнос­ти, обеспеченность региона квалифицированными кадрами, в целом способность инфраструктуры региона принять новые виды бизнеса и новых людей, быстро и эффективно приспособиться к новым условиям — все это определяет потенциал постиндустри­ального развития.

Классификация стадий развития человеческого общества по­зволяет сделать вывод о том, что все более значимое место в со­временном мире занимает нематериальное производство, и эта тенденция постоянно усиливается. Действительно, все больше и больше труда, как живого, так и овеществленного, затрачивает­ся в нематериальной сфере. Именно здесь создается большая часть стоимости в современном мире. Инвестиции также идут в основ­ном в развитие третичного сектора общественного производства. Подтверждением этому служит мировая статистика и статистика многих государств.

Так, например, в России непроизводственные капитальные вложения составляют более 50% валовых капитальных вложений. В США на инфор­мационное оборудование (оборудование связи и телекоммуникаций, копи­ровальную и вычислительную технику) идет более 50% всех инвестиций в оборудование. Другими словами, основные инвестиции идут не на обору­дование металлургических комбинатов и нефтеперерабатывающих заводов, а на ксероксы, факсы, персональные компьютеры, средства связи и пр., т. е. на то оборудование, которое обслуживает нематериальную сторону обще­ственного производства. И труд, и капитал затрачиваются преимуществен­но в нематериальном производстве, следовательно, и основная часть добав­ленной стоимости создается именно в нематериальном производстве. Этот вывод дает возможность по-новому рассмотреть многие факты современ­ной экономической жизни и по-новому проанализировать тенденции эко­номического развития стран, регионов и городов.

2.2. Социально-экономическая устойчивость развития регионов.

Цивилизацией накоплено немало знаний об устойчивости го­сударства, сфер общественно-экономической деятельности, в том числе и об устойчивости развития. Люди всегда пытались выяс­нить, при каких условиях устойчивость развития сохраняется или утрачивается, к чему это приводит, обосновывали соответствую­щие меры сдерживания, ускорения и т.п.

Необходимость решения подобных вопросов обычно возрас­тает в периоды смены циклов в развитии, реконструкции обще­ственных структур, крупных прорывов в науке, технике, терри­ториальной организации. При этом переосмысливаются практи­ческий опыт и теоретические концепции, уточняется характер грядущих перемен, выдвигаются гипотезы, обосновываются сце­нарии, выявляются формы устойчивости, ее черты, признаки и граничные состояния.

Устойчивость

Устойчивость проявляется как системное качество и может быть раскрыта по разным основаниям, например экономическо­му, социальному, политическому, экологическому и т.п. содер­жанию устойчивости.

Устойчивость может быть присуща не только фиксированно­му состоянию системы, но и ее изменениям. В качестве основных видов такой устойчивости можно выделить:

устойчивость развития,

перманентную устойчивость,

гиперустойчивость,

Повышение устойчивости территориальной системы означа­ет повышение степени активного преодоления ею неблагоприят­ных, в том числе случайных, вариаций внешней среды. Высшей формой устойчивой организации системы является такая, при которой система способна устойчиво развиваться, саморегули­роваться, самоуправляться, самосовершенствоваться, максималь­но используя внутренние, а также заемные ресурсы.

Устойчивое социально-экономического развитие региона

способностью, во-первых, удовлетворять общественные

За нижними пределами реальной устойчивости возникает не­устойчивость, перспектива непрогнозируемого ухудшения соци­ально-экономической ситуации. Катастрофы обычно связывают­ся с потерей управляемости со стороны государства, региональ­ных и муниципальных властей, криминализацией и деградацией территориального сообщества в целом.

Проблемы устойчивости регионов России в настоящее время приобрели особое значение. В их решение вовлекаются крупные структуры и интеллектуальные ресурсы. Исследования ориенти­руются на обоснование региональной, отраслевой и межотрасле­вой стратегии развития на ближайшие годы, на период преодо­ления системного кризиса в Российской Федерации в целом.

Угрозы устойчивому развитию территориальных

Угрозы устойчивому развитию регионов страны разнообраз­ны по источникам возникновения, формам проявления, силе воз­действия, времени действия и т.п. Поэтому они могут быть клас­сифицированы по различным основаниям.

Глобальные угрозы

Одна из них заключается в том, что человечество перешло пороговый уровень таких угроз хозяйственной емкости биосфе­ры, т.е. допустимый предел потребления продукции биосферы. В современном мире постоянно исчезают виды животных и рас­тений, уменьшаются леса, увеличиваются пустыни и площади территорий, на которых нарушено естественное природное рав­новесие.

В ближайшей перспективе во всех странах мира, в том числе и в России, существенно возрастут экологические ограничения, политическими, экономическими и административными мерами будут сдерживаться производства, ориентированные на экстен­сивное использование природных ресурсов и загрязняющие эко­систему.

Национальные угрозы

  • крайняя незначительность позитивных изменений в эконо­мике, высокая затратность всех факторов производства (труда, капиталов, материалов, энергии) и, как следствие, низкая эффек­тивность отечественного народного хозяйства;
  • низкий уровень качества управления;
  • техническая отсталость и технологическое несовершенство большей части предприятий, ослабление научно-технического потенциала России;
  • неэффективная структура производства, низкий уровень ин­вестиций в основные фонды и человеческий капитал;

непомерно высокая долговая нагрузка на отечественную эко­номику;

  • возрастающая доля теневого сектора экономики;
  • утечка капиталов за рубеж, растущий диктат иностранных производителей на внутреннем рынке России и др.

угроза специализации

Исходным для обеспечения устойчивости было и остается признание того, что регион может надежно функционировать в том случае, если обеспечит максимально возможный вывоз и ре­ализацию в других районах своей конкурентоспособной или же уникальной продукции, а также закупку всего необходимого для организации своего жизнеобеспечения.

Из Республики Бурятии, например, вывозится 2/3 объема продукции промышленного производства и ввозится из других регионов 80% потребляемой в республике промышленной продукции. Рассчитывать на такое взаимодействие и взаимопонимание, опираться на помощь других регионов можно только при условии общей согласованной стратегии, эквивалентных и возмездных отношений между регионами.

Существенные угрозы устойчивому социально-экономическо­му развитию могут заключаться в потере внутреннего рынка ре­гиона. Такая потеря обычно ведет к недогрузке производствен­ных мощностей и, как следствие, к разрушению технологическо­го потенциала, истощению доходной части бюджета.

Социальные угрозы

При сохранении нынешнего уровня смертности в республиках Карелии, Коми, Тыва, Краснодарском крае, Ленинградской, Магаданской, Псковской и Сахалинской областях до пенсионного возраста смогут дожить менее половины мужчин, вступивших в трудовую деятельность. Кроме того, в ряде регионов в последнее время отмечается интенсивный отток населения, особенно из районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, играющих важную экономическую, политическую и военно-стратегическую роль.

Факторы-гаранты социально-экономической

Факторы-гаранты социально-экономической устойчивости регионов многочисленны и разнообразны.

Для регионов с достаточно диверсифицированной структурой производства, значительным производственным потенциалом, развитой инфраструктурой и квалифицированными кадрами (рес­публики Башкортостан, Татарстан, Белгородская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Самарская, Свердловская и Челябин­ская области) благоприятные перспективы заключаются в сохра­нении спроса на продукцию отраслей их специализации, в уси­лении ориентации на развитие эффективных секторов эконо­мики.

Существенно иная обстановка в республиках Коми, Саха (Яку­тия), Хакасии, Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской, Магаданской, Омской, Оренбургской, Томской и Тюменской областях. Их относительное благополучие обусловлено экспорт­ной специализацией сырьевых отраслей. Основные факторы ус­тойчивости этих регионов заключаются в сохранении конъюнк­туры внешнего рынка, разрешении экологических, инвестицион­ных и социальных противоречий. Снижение мировых цен на уг­леводородное сырье привело к резкому сокращению по этой причине валютных поступлений в страну наиболее полно харак­теризуют риск и угрозы устойчивости недиверсифицированных регионов.

Владимирская, Ивановская, Курская, Московская, Смоленс­кая, Тульская, Ульяновская и Ярославская области к началу ре­форм располагали мощным производственным потенциалом, инфраструктурой и квалифицированными кадрами. Резервы по­вышения экономической и социальной их устойчивости и устой­чивого развития заключаются в ориентации на использование новейших технологий, удовлетворение потенциальных потребно­стей российского рынка и восстановление утраченных внешне­экономических позиций, в налаживании новых каналов товаро­движения и поставок сырья, в приоритетном развитии городов инновационных точек роста.

Краснодарский, Ставропольский края и Ростовская область располагают благоприятными условиями для эффективной орга­низации сельскохозяйственного производства. Их использование можно рассматривать как фактор устойчивости регионов и га­рант продовольственной безопасности России.

Отличительной чертой республик Марий Эл, Мордовии, Уд­муртии и Чувашии, Хабаровского края, Брянской, Кировской, Курганской, Псковской и Саратовской областей является значи­тельная связь их экономики с военно-промышленным комплек­сом страны. Здесь высокотехнологичные и эффективные произ­водства оборонной промышленности соседствуют с устаревши­ми и неэффективными предприятиями других секторов экономи­ки. Наращивание выпуска конкурентоспособной продукции в этих секторах почти невозможно, так что спад производства ВПК нечем компенсировать. Гарантии повышения устойчивости и ус­тойчивого развития экономики таких регионов заключаются в сохранении высокотехнологичных производств, широком их при­менении в отраслях и производствах гражданского назначения. Однако для осуществления этой стратегии необходимы крупные инвестиции, в том числе прямое целевое финансирование из фе­дерального бюджета.

Республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Кара­чаево-Черкесская, Ингушетия, Северная Осетия—Алания состав­ляют группу подверженных наиболее глубокой депрессии регио­нов, что является результатом действия не только экономичес­ких, но и других факторов. Перевод этих республик на путь ус­тойчивого развития сопряжен с государственным урегулирова­нием острейших политических, межнациональных, пограничных и других проблем.

Включенность региона в крупнее межрегиональные системы также содержит потенциал устойчивости. В частности, взаимо­действие субъектов Федерации в проведении взаимовыгодной эко­номической и социальной политики в рамках экономических рай­онов и в пределах действия межрегиональных ассоциаций явля­ется дополнительным фактором их устойчивости.

Глава 3. Методы управления социально — экономическим развитием территорий.

3.1 Управление развитием социальной сферы регионов

Региональная социальная политика

Региональная политика

государственной региональной социаль­

принципов:

создание условий для сохранения и рационального исполь­зования социальных ресурсов каждого региона и страны в целом;

  • определение приоритетных направлений, требующих зна­чительных вложений;
  • поиск некапиталоемких или малокапиталоемких вариантов поддержания социальной сферы.

Существующая модель федеральной социальной политики была сориентирована на экономически не подкрепленную пере­дачу все большего числа социальных функций регионам, на пе­ренесение финансирования социальных расходов из федерально­го бюджета на местные бюджеты, а также на доходы и сбереже­ния граждан. Однако в такой огромной стране, как Россия, дос­тижение стабильности и социальной ориентации оказывается воз­можным лишь при условии определенной однородности социаль­ного и экономического пространства. Ни о какой устойчивости, сбалансированности и социальном прогрессе в масштабах стра­ны не может быть и речи, если социально-экономические пара­метры отдельных регионов в несколько раз хуже средних по стра­не, если относительно стабильные территории соседствуют с аб­солютно депрессивными.

Аномальные территориальные различия в уровне и качестве жизни во многом определяются экономическими, природно-климатическими, ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов и служат основанием для государственной политики «выравнивания». Одной из основных целей этой политики, согласно Указу Президента РФ №803 от 3 июня 1996 года, является «выравнивание условий социально-экономического развития регионов», а одной из основных задач – последовательное приближение уровня жизни и экономического развития в худших (по этим параметрам) регионах как минимум к среднему уровню. Важным фактором в данном случае выступает государственное стимулирование регионов к саморазвитию: поддержка социальной мобильности населения (помощь при переселении в более благоприятные места); инициирование правительством перетока капиталов и инвестиций в ранее отсталые регионы. Главным аспектом социальной политики на современном этапе является взаимодействие и сочетание федеральных и региональных программ, установление оптимальных соотношений в социальном развитии регионов.

Возможны три варианта развития территорий:

1. Развивать и поддерживать передовые и богатые районы, а остальные могут существовать за счёт богатых (например — США).

2. Поддерживать примерно равные условия жизни во всех районах, регулируя в них уровень налогообложения, занятости, уровень жизни (пример – Германия).

3. Поддерживать только бедные районы, богатые могут развиваться самостоятельно (пример – страны Скандинавии).

Функции органов управления развитием социальной сферы региона

Проводя политику регионального развития, органы разных уровней государственной власти должны осуществить выравнивание развития разных регионов страны, создать необходимые предпосылки для их социального развития, а затем приступать к очередному уровню регионального управления – к управлению развитием социальной сферы.

В общем виде функции органов управления в социальной сфере заключается в обеспечении социальной справедливости, которая не может полностью осуществляться исключительно через рыночные отношения. Применительно к услугам отраслей социальной сферы необходимо наличие предпосылок равных возможностей в их потреблении. Должны быть обеспечены общедоступность жизненно важных благ (достигаемая через бесплатность их предоставления или систему льгот) и реализация таких прав человека, как право на определённый стандарт благосостояния.

В обширном спектре проблем государственного управления региональным развитием социальной сферы целесообразно выделить ряд ключевых моментов, к которым относятся:

  • выбор объектов регулирования;
  • определение источников финансового и материального обеспечения программ и предприятий, учреждений социальной сферы;
  • определение критериев оценки состояния социальной сферы;
  • выработка приемов и инструмента управления развитием социальной сферы региона;
  • регламентация отношений региональных органов управления с федеральными.

Управление социальной сферой региона предполагает управление социальной защитой населения региона и управление развитием социальной сферы региона.

Социальная защита

Комплекс мер по управлению социальной защитой реализуется на трёх уровнях: федеральном, областном (республиканском, краевом), местном (городском, районом)

Базовыми направлениями этого комплекса являются:

  • обеспечение социальных гарантий, установленных на федеральном уровне, социально уязвимыми слоям населения;
  • совершенствование системы пенсионного обеспечения, социального обслуживания и социального страхования;
  • развитие новых систем социальной защиты населения через создание специальных учреждений социальной службы;
  • создание условий для получения обслуживающим контингентом трудовых доходов, достаточных для его самообеспечения.

развитием социальной сферы региона –

Выработка эффективных мер управления социальным развитием предполагает использование соответствующей системы оценок и показателей развития социальной сфер. Очень важно использовать при оценке действенности социальной политики критерии, адекватные её сути и содержанию.

Такими критериями в первую очередь являются уровень и качество жизни населения региона. Согласно принятой ООН международной концепции уровня жизни, он определяется следующими понятиями и показателями: здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и условия труда, жилищные условия, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека.

качества жизни

Инструменты и методы управления развитием социальной сферы региона

Выбор инструментов управления развитием социальной сферы регионов РФ осложняется парадоксальностью современного положения дел, которая состоит в том, что становление рыночных отношений фактически неизбежно ведет к появлению и усилению разного рода социальных диспропорций: расслоение населения по доходам и уровню жизни, банкротству предприятий, сокращению занятости и др.

Важнейшим методом управления развитием социальной сферы региона в условиях рыночной экономики является метод программирования. В настоящее время он признан правительством и широко используется в практике управления. Специальным документом (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года №594 с изменениями от 14 ноября 2009 г.) утверждён «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация». В этом документе дано определение программы как «увязанного по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекса научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, социального и культурного развития Российской Федерации».

Для того чтобы программа управления развитием социальной сферы региона могла быть эффективно реализована, она должна быть согласована с объёмами реальных ресурсов, иметь адекватный набор мер контролирующего и регулирующего воздействия в соответствии с каждой конкретной ситуацией. Поэтому система управления развитием социальной сферы региона должна включать следующие блоки: блок формирования, блок ресурсов, блок реализации, блок контроля.

Блок формирования

В рассматриваемый блок должны входить и такие элементы, как информационно-аналитическое и прогнозно-аналитическое обеспечение принятия соответствующих решений

Блок ресурсов., Блок реализации., Блок контроля.

3.2. Мониторинг социально-экономического развития региона

Чаще всего под термином региональный мониторинг понимается поступление свежей информации о поведении объектов наблюдения и контроль над ситуацией в целом. Региональный мониторинг выступает как специфический инструмент в механизме территориального управления, обеспечивающий возможность устойчивого развития территориальных образований и управления в критических ситуациях и являющийся основой для выявления причин отклонений от нормального хода событий, для программирования и планирования.

Принципами

  • Комплексность его проведения;
  • Непрерывность осуществления мониторинговых наблюдений;
  • Сопоставимость данных;
  • Достоверность результатов наблюдения.

Объектами

Предмет регионального мониторинга составляют природные процессы и явления, эволюция экономических, социальных и общественно политических процессов, возникновение угроз безопасности общества, зарождение и развитие позитивных изменений, определяющих их факторов, а также динамика их потенциала.

систематическом отслеживании текущих процессов

Принято выделять следующие комплексные направления регионального мониторинга: 1) Экологическое; 2) Экономическое; 3) Медико-биологическое; 4) Общественно-политическое; 5) Социальное; 6) Научно-техническое.

К макропараметрам, имеющим значение для страны в целом и её регионов, относятся:

— показатели, характеризующие структурные сдвиги, необходимые и достаточные для развития экономики рыночного типа. Ранее в нашей стране производство средств производства и производство предметов потребления соотносились как 2/3:1/3. Рыночная среда обычно характеризуется соотношением обратным, т.е. 1/3:2/3.

  • для региональной политики приоритетной должна быть задача недопущения дифференциации в уровне развития территорий более чем на 20-50%;
  • показатели, характеризующие отраслевое разделение труда;
  • состояние научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Если доля расходов на их проведение в течение 5-7 лет не превышает 1% ВВП, то возникает опасность необратимого разрушения научно-технического потенциала страны.
  • обобщающие данные о темпах экономического роста. По методике МОТ для многих развивающихся стран темпы экономического роста должны быть как минимум 6%;

— сведения о качестве жизни населения страны. Для их оценки весьма удобными в работе являются показатели пороговых значений, которые сравнительно легко можно использовать для нужд управления субъектов Федерации.

Пороговые и фактические значения показателей, характеризующих

жизнедеятельность населения

Показатели

Пороговые значения

Фактически на конец 2009

1. Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума

2. Уровень безработицы

3. Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения)

7%

7%

5 тыс.

17,4 %

10,2%

6 тыс

За последние годы была укреплена правовая основа мониторинга. Приняты были в частности, следующие постановления Правительства РФ.

В результате создаются условия для превращения мониторинга в фактор эффективной пространственной стратегии и региональной политики.

Заключение.

Многие региональные проблемы современной России превращаются в тормоз для реформ, становятся угрозой целостности Российского государства. Критической отметки достигла степень различия в уровне экономического и социального развития регионов. По прожиточному минимуму дифференциация субъектов РФ превысила пороговое значение более чем в 3 раза. Однако, существует огромный мировой опыт управления самыми различными экономическими ситуациями, этот опыт можно и нужно использовать применительно к нашей стране.

В соответствии с целью и задачами реферата можно сделать следующие выводы :

1. Процесс формирования и становления регионального и муниципального менеджмента в России обусловлен переходом к новой модели управления социально-экономическими процессами на основе развивающихся рыночных отношений в экономике регионов и муниципальных образований. Отсюда основные задачи регионального и муниципального менеджмента на настоящий момент:

  • обеспечение высокого уровня и качества жизни населения;
  • формирование условий и предпосылок перехода регионов и муниципальных образований к устойчивому развитию;
  • выработка и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики.

2. Все более значимое место в современном мире занимает нематериальное производство, и эта тенденция постоянно усиливается. Нематериальное производство представляет собой преимущественную сферу занятости, преимущественное направление инвестиций и фактор процветания современного общества.

3. В управлении развитием региона целесообразно использовать современные методы регионального менеджмента – стратегическое планирование, региональный маркетинг и др. Основными факторами успеха в управлении региональным развитием становятся уровень квалификации кадров региональной администрации и рациональное использование интеллектуального потенциала консультантов по региональному развитию.

4. Динамика макроэкономических региональных пропорций современной России требует сохранения и существенного усиления действенности федерального и регионального государственного управления ими в целях укрепления целостности российского экономического пространства и сохранения социально-экономической стабильности в стране. Реализация стратегии региональной автаркии для любого региона России будет иметь катастрофические последствия.

Первые семена эффективного управления развитием территорий в нашей стране уже брошены, остаётся только правильно за ними ухаживать, регулировать их рост, защищать от негативных воздействий и скоро и наша страна ощутит результаты от прогрессивных методов управления. А они уже есть, и довольно многообещающие.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialno-ekonomicheskiy-analiz-razvitiya-territorii/

1. Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием.-М., 1997.

2. Глазырин М.В. Призводственно-социальные комплексы регионов и управление ими.-М.,1999.

3. Иванченко Л.А. Приоритеты региональной экономики.-М.,2002.

4. Клоцвог Ф.Н. и др. Новые тенденции межрегиональных связей российской экономики// Проблемы прогнозирования. 2001. №2.

5. Клоцвог Ф.Н. и др. Новые тенденции межрегиональных связей российской экономики// Проблемы прогнозирования. 2001. №4.

6. Конституция Российской Федерации.-М.,1993.

7. Концепция перехода Российской федерации к устойчивому развитию// Российская газета.

8. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития.- М.: УРСС, 1999.

9. Мацнев Д.А. и др. Анализ экономического взаимодействия регионов России// Проблемы прогнозирования. 2000. №5.

10. Общий и специальный менеджмент: Учебник/Общ. Ред. А.Л.Гапоненко, А.П. Панкрухин.-М.:Изд-во РАГС, 2001.

11. Тодаро М.П. Экономическое развитие.-М.:ЮНИТИ, 1997