Соцально-экономическая сущность труда

Введение

Актуальность темы. Важнейшим видом социальной деятельности признается трудовая. Приоритетный статус труд получает благодаря тому, что он создает ценности и способен удовлетворять разнообразные потребности людей. В целом любая человеческая деятельность, если она целесообразная, включает в себя элементы труда.

Понимание трудовой деятельности как важнейшей основывается прежде всего на традиционном признании приоритета материальных результатов. Однако не меньшую значимость имеют знания, как результат творческой деятельности, услуги, как результат специфического вида трудовой деятельности в сфере нематериального производства и др. Признание приоритета материальных результатов исторически обусловленным, и с изменением общественных условий приоритетность различных видов социальной деятельности м еняется. Итак, все виды социальной деятельности являются ценными.

Анализ последних публикаций. Данной проблематике посвящены много научных трудов. Разработкой вопросов, связанных с рынком труда, его изменениями в процессе глобализационных тенденций экономики занималось много выдающихся зарубежных ученых, среди которых стоит выделить Р.С. Пиндайка, С. Фишера и др . Однако, на сегодня проблемы рынка труда все еще остаются актуальными и поэтому требуют научного и систематизированного анализа. Процессы глобализации современной мировой экономики становятся все более интенсивными и ощутимыми.

Цель курсовой работы – социально-экономическая сущность труда.

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть Основные понятия о труде.
  • изучить виды труда, их классификация, характеристика.
  • исследовать функции труда.
  • показать значение труда в развитии человека.
  • изучить роль труда в развитии научно-технического прогресса и производства.
  • рассмотреть проблемы в сфере труда в условиях глобализации экономики, их решение.

Объект курсовой работы — социально-экономические особенности труда в современной экономике.

Предмет курсовой работы – труд как социально-экономическая категория.

Фрагмент работы для ознакомления

Содержательность труда на конкретных рабочих местах зависит прежде всего от тех функций, которые задаются оборудованием. Совершенствование техники и технологии способствует расширению интеллектуальных функций — управленческой и контрольно-регулирующей, сокращению физически производственной, то есть перемещению живого труда с непосредственного производства к его подготовительной фазы. 1.3 Функции трудаВ том что труд — это прежде всего целесообразный процесс создания потребительских стоимостей, материальных и моральных ценностей, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей, проявляется основная функция труда как средства к жизни человека. Эта функция характеризует общую суть труда и не зависит от форм социальной организации общества, и является исходным условием существования человечества, его пожизненной естественной необходимостью [12, с. 23]. Труд создает общественное богатство и является основной формой жизнедеятельности любого человеческого общества. В процессе создания общественного богатства и условий для удовлетворения потребностей человек выступает как субъект деятельности, направляя свои усилия на преобразование объекта — предметов труда, для того чтобы они могли удовлетворять потребности человека.

10 стр., 4770 слов

Деятельность центров социального обслуживания

... направление деятельности центров социального обслуживания. Целью данной курсовой работы является изучение центров социального обслуживания, их задачи, функции, структура и направление деятельности. В связи с поставленной целью можно выделить несколько задач: рассмотреть деятельность центров социального обслуживания; рассмотреть центры социального обслуживания в системе социального обслуживания; ...

Следовательно, труд является сферой реализации трудового потенциала человека. Это делает труд главной сферой жизнедеятельности человека, его самовыражения и самоутверждения, и в этом проявляется еще одна функция труда. Воздействуя на природу, взаимодействуя с ней, человек не только создает материальные (пищу, одежду, жилье) и моральные (искусство, литературу, науку) блага, но и меняет свою сущность. Он обогащается знаниями и опытом, развивает свои способности и талант, приобретает определенные социальные свойства, формируется как личность. Следовательно, труд — первопричина развития человека. Труд производит влияние на саму личность человека, не только прививая ему определенные навыки, но и определяет способ отношения ее к окружающему миру и к другим людям, формирует главную стержневую основу его жизненной позиции. Это еще одна функция труда. Работая, люди обеспечивают как свое существование и развитие, так и существование и развитие общества, развитие его трудовой сферы. В процессе трудовой деятельности не только создаются материальные и моральные ценности, осуществляются разнообразные услуги, направленные на удовлетворение потребностей человека, но и появляются новые потребности с новыми требованиями их удовлетворения.

А это требует повышения производительности труда, внедрения достижений научно-технического прогресса; в результате появляется труд нового качества. В процессе труда люди взаимодействуют, вступают в определенные связи и взаимоотношения, в результате чего он приобретает общей общественной формы. Всеобщность труда обеспечивает его статус основы возникновения всех других общественных процессов. Он становится основой формирования всех общественных отношений — как непосредственно связанных с созданием общественного богатства, так и опосредованных, удаленных от него. Важнейшими являются отношения собственности, связанные со средствами и результатами труда. Выделяют общества, основанные на общественной; частной и смешанной собственности. Следовательно, труд является основой общественного устройства, и в этом проявляется еще одна ее функция [14, с. 115]. Как основание всех других сфер общественной жизни, труд исторически обусловил и способствовал выделению общества из природы, а человека из животного мира, в этом проявляется ее социо-антропогенетическая функция. Труд — категория не только экономическая, но и социологическая, которая является характеристикой общества в целом и его членов в частности.

3 стр., 1124 слов

Понятие, значение стороны, содержание трудового договора

... предприятиями, территориями страны, отраслями народного хозяйства. Социальное значение трудового договора в том, что путем его заключения реализуется обеспечение занятости и свобода труда. Правовое значение трудового договора в том, что он является основанием ...

Глава 2 Роль труда в развитии человека и общества2.1 Значение труда в развитии человекаВ процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют со средствами производства, а также между собой, формируя социально-трудовые отношения. Важнейшими среди них наряду с взаимоотношениями являются отношения, характеризующие отношение к труду [7, с. 90]. Отношение к труду — социально обусловленный, относительно устойчивое состояние познавательной, эмоциональной и поведенческой готовности личности реагировать на всю совокупность элементов процесса труда. При рассмотрении социальной сущности труда отношение к нему определяется как одна из важнейших черт его характера. Как черта характера труда, отношение к труду отражает типичные для этого общественного устройства отношения между членами общества по поводу участия их в общественных работах и выражается в соотношении основных ее социальных функций [8]: как средства к жизни, средства самовыражения, самоутверждения и развития личности, как критерия положения человека в обществе. При этом человек не является пассивным носителем этих отношений. Реализуя их в процессе целенаправленной деятельности, он не только изменяет и присваивает предметы природы в форме, пригодной для его личной жизни, но и изменяет социальные отношения, собственную природу, физические и духовные свойства, свои сущностные силы.

Если взаимодействие человека со средствами производства формирует у него профессиональные навыки, то отношение к труду формирует определенные его социальные качества. Социология труда исследует динамику изменения отношения к труду, его особенности в конкретной социально-трудовой ситуации, факторы, которые влияют на отношение к труду, изменения в структуре трудовой мотивации. В оценке труда отражаются внутреннее эмоциональное восприятие работником содержания выполняемой работы, связанные с этим его заимствования и внутреннее состояние, уровень удовлетворенности условиями труда. Без оценки субъектом своей деятельности удовлетворение трудом будет неполным и несовершенным. Оценка трудовой деятельности, удовлетворение ею (содержанием, условиями, оплатой) зависят от соответствия между мотивами, установками, требованиями, которые ставит работник к труду, и трудовой деятельностью, конкретной трудовой ситуацией. Проявление удовлетворение или неудовлетворение является вербальным выражением отношения к труду, т.е. вербальнымповедением и свидетельствует о степени насыщенности потребностей человека в процессе его трудовой деятельности. Вербальное поведение дает возможность определить, что устраивает работника, а что нет.

Итак, отношение к труду — это не что иное, как переплетение различных форм реального и вербального поведения. В социологическом смысле отношение к труду не ограничивается одной лишь связью индивида с непосредственным его занятием. Оно воспроизводит фундаментальную связь человека с обществом, его образ жизни и проявляется через общественную оценку труда — престиж профессии, рассмотрение труда как высшей ценности, способа признания человека в обществе, а также субъективно-индивидуальный выражение в высказываниях и реальной трудовой поведении . Рассмотрение проблем труда и отношение к нему в контексте образа жизни позволяет оценить многообразие потребностей субъекта труда, источники формирования которых выходят за пределы трудовой организации. Такой подход заключается в том, что определяются должности, в образе жизни и в системе ценностей субъекта, степень включения субъекта в трудовую деятельность, производительность его труда, место его в структуре трудовой организации (уровень ответственности, определенность трудовых функций), его личностные характеристики. Выяснение личных интересов и мотивов субъекта труда позволяет выявить возможности реализации его трудового потенциала, усиление социальной активности в формировании собственного образа жизни. Различают следующие типы отношения к труду [10, с. 200]:

4 стр., 1645 слов

Социально-трудовые отношения

... персонала, контроль и анализ занятости, организации по труду, оценка эффективности работы, трудовые споры и их разрешение, трудовую мотивацию. Социально-трудовые отношения на территориальном уровне связаны с решением ... Например, работодатель. В большинстве случаев – это человек, работающий независимо и постоянно нанимающий для трудовых целей одного или более работника. Как правило, ...

  • Супернормативные — исключительно добросовестное, которое отвечает всем действующим нормам;
  • Субнормативное — недостаточно добросовестное;

— Ненормативное — недобросовестное. От отношения к труду профессиональной группы, конкретного работника в конечном итоге зависит объем и качество социальных благ, которые общество может предоставить работникам. Глубокому осознанию этого способствует правильному пониманию сути самого процесса труда. В процессе труда выделяют следующие составляющие: целенаправленную деятельность человека или сам труд,предметы труда и средства труда. Человек в процессе труда осуществляет с помощью средств труда заранее намеченные изменения в предметах труда, превращает их в продукты труда. Итак, создание материальных и духовных благ, общественного богатства является результатом сочетания предметов труда, средств труда и живого труда. Однако один из элементов этого процесса — живой труд — особенный. Он приводит в действие, привлекает к процессу труда остальные элементы. Отношение, к труду на уровне трудовой организации и отдельного работника проявляется в трех взаимосвязанных элементах:

  • Профессиональной и реальной ориентации (трудовом поведении);
  • Мотивации реального поведения;

— Оценке трудовой ситуации (вербальном поведении).

Профориентация и реальное трудовое поведение — внешнее, а мотивация и оценка — внутреннее проявление отношения к труду. Именно изучению последнего элемента отношение к труду с учетом мотивов трудовой деятельности, определяющих трудовое поведение человека в конкретной трудовой ситуации, социологи уделяют наибольшее внимание. Конечно, на трудовое поведение человека, формирование его отношения к труду влияет много факторов. Они стимулируют или сдерживают трудовые усилия, использование знаний, опыта, умственных и физических возможностей. При определении этих факторов следует исходить из посылки, что любое отношение к окружающей действительности предполагает наличие предмета отношение и его субъекта. При изучении влияния внешнего окружения следует иметь в виду, что отношение к труду является следствием тех процессов, которые происходят не только в сфере труда, но и в сфере быта, семьи, образования, культуры, отдыха и т.д. [11].

Объективные характеристики труда, хотя и являются внешними по отношению к человеку, действуют на него и оцениваются им. 2.2 Роль труда в развитии научно-технического прогресса и производстваОтношение к труду имеет огромное влияние на развитие производительных сил и систему производственных отношений общества в целом [13, c. 69]. Повышение содержательности труда, увеличения ее сложности требует соответствующей квалификации работника. Введение новых функций и профессий, усиления научно-технического потенциала, внедрение производственных новаций должно сопровождаться подготовкой кадров, способных эксплуатировать новую технику, оборудование, технологические процессы. Рабочие, не прошедшие специальной подготовки, не могут, а то и не хотят воспринимать новации в трудовом процессе, потому что они более жестко регламентируют темп и ритм работы, требуют большей ответственности, исполнительской тщательности, затрат нервно-психической энергии, излома привычных стереотипов. Как свидетельствует история развития общества, общественное разделение труда есть общее состояние труда, представленное сосуществованием различных видов труда. Оно представляет собой развивающийся и постоянно углубляющийся процесс, зависящий как от уровня развития производственных сил, от применяемой техники, так и от господствую-щей формы производственных отношений.

6 стр., 2785 слов

Экология человека и социальные проблемы

... контексте социальные проблемы изучаются социальной экологией как одни из самых основных. Тема настоящего реферата посвящена изучению проблематики образования пагубных пристрастий в контексте социальной экологии. Изучаются факторы влияющие на развитие таких социальных проблем как ...

Без развития разделения труда невозможно совершенствование производственных сил, и производствен-ной техники, качественно меняющей труд работников материального производства. НТП способствует дальнейшему развитию техники и технологии производства, усиливает и углубляет общественное разделение труда, формируя творческий труд и творческую личность. Разделение труда в обществе имеет место с момента его древнейших стадий. С развитием общества и общественных отношений оно постоянно развивается, изменяется. Постоянные изменения в общественном разделении труда отражаются как на отношении человека к труду, так и на развитии его духовных и физических потенций. Кроме того, проблема общественного разделения многоаспектна: профессиональное разделение труда, социально-экономическое разделение труда есть не что иное, как аспекты (наряду с другими) единой проблемы общественного разделения труда. Их недопустимо ни отождествлять, ни противопоставлять Процесс обобществления труда, определяемый обобществлением произ-водства, вызывает изменения в социально-экономическом аспекте разделения труда. Итоговым результатом этого процесса является социальная однородность труда. С другой стороны, применяемая разносторонняя специализированная техника и технология формирует профессионально-разнородный труд, требующий специальных знаний.

Объективной основой специализации труда работников современного производства выступает развивающаяся специализация техники, технологии и самого производства. По мере перехода от низших форм специализации к высшим, по мере перехода от механизации к автоматизации производства, действует и тенденция универсализации технических средств, что, в свою очередь, ведет к дифференциации и универсализации, к постоянному росту трудовых функций. НТП, следовательно, качественно меняет связь работников с орудиями труда, которая становится более гибкой, многоплановой, разносторонней. Изменение связи человека с орудиями труда приводит к изменению структуры применяемых способностей. Происходит интеллектуализация труда, в глобальном масштабе формируется качественно новый вид труда, требующий и качественного нового типа личности. Объективно НТП спо-собствует отмиранию социально-экономического разделения труда и углублению профессионального. Иными словами, НТП разрушает социальную и профессиональную ограниченность работников современного производства, ведет к изменению типа человека труда. Так, объективно, в самом материальном производстве формируется качественно новый тип работника, отвечающего требованиям современного автоматизированного производства — высококвалифицированный специалист конкретной трудовой направленности.

5 стр., 2374 слов

Совершенствование управления удовлетворенностью трудом работников организации

... парадигме «работник в организации», удовлетворенность трудом – это удовлетворенность местом работы или степень адаптации работника к производственной ситуации. Последней из рассматриваемых парадигм: «Работник – система общественного разделения труда», соответствует понимание удовлетворенности трудом как оценки работником своей работы, своего положения ...

Его деятельность представляет собой воплощение конкретного единства универсализма и специализации. Характер этого единства всецело определяется применяемы-ми средствами труда, существующими формами собственности и изменя-ется вместе с изменением материально-технической базы общества. Итак, НТП не устраняет профессиональное разделение труда, закреп-ления отдельных групп работников за особыми видами конкретной про-изводственной деятельности. Он качественно меняет труд и способ со-единения людей для осуществления специализированной деятельности. Высокоспециализированный труд как способ освоения человеком дости-жений культуры, усложняя, интеллек-туализируя труд, способствует все-стороннему развитию личности. Вместе с тем, формирующийся специали-зированный труд является важнейшим фактором утверждения новых со-циальных отношений между людьми, основанных на учете новых экономических реалий. Технические нововведения современности создают реальную основу для решения социальных проблем. Вместе с тем ориентация на более высокие технико-экономические показатели работы может привести к обеднению содержания труда, ухудшение производственных условий. Нужно не просто обновления производства, а такое, которое обеспечивало бы наряду с экономическим эффектом и социальный эффект. А это значит, что управление научно-техническим прогрессом должно содержать предвидение его социальных последствий, поскольку производственный процесс, его составляющие влияют на социальное положение занятых в нем работников. 2.3 Проблемы в сфере труда в условиях глобализации экономики, их решениеПроцессы глобализации современной мировой экономики все более интенсивными и ощутимыми. На сегодня нет государства, способной избежать влияния этого процесса на те или иные сферы общественной жизни. Глобализация оказывает мощное воздействие на все грани жизнедеятельности общества в целом и на рынок труда в частности.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialno-ekonomicheskaya-suschnost-truda/

1. Базылев Н.И. Экономическая теория: учеб. пособие / Н.И. Базылев – М.:ИНФРА-М, 2011. – 672 с.

2. Вишневская Н.Т. Проблемы и перспективы рынка рабочей силы // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 8. — 18–26 с.

3. Воловская Н.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/Н.М. Воловская – 3-е изд., доп. – М.: НОРМА, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2011. – 256 с.

4. Вукович Г. Г. рынки труда промышленно развитых стран в условиях глобализации // Общество: политика, экономика, право . 2011. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rynki-truda-promyshlenno-razvityh-stran-v-usloviyah-globalizatsii (дата обращения: 09.10.2014).

5. Гелета И.В. Современное состояние и перспективы рынка труда /И.В. Гелета //Гуманитарные и социально-экономические науки.-2011. – №1.- С. 68-71.

7 стр., 3235 слов

Роль социологии в реформировании общества

... социальными процессами. Социология стала развиваться как самостоятельная наука. Цель работы – определить роль социологии в реформировании общества. Задачи работы: 1. изучить взаимосвязь социологии с другими науками, 2. определить место социологии в ... образом, дословно социология - это наука об обществе. Но есть и другие науки, изучающие общество - философия, экономика, история, социальная психология ...

6. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник /Б.М. Генкин. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2010. – 416 с.

7. Завельский М.Г. Экономика и социология труда: Курс лекций/М.Г. Завельский. – М.: НОРМА, 2011. – 281 с.

8. ОЭСР [Электронный ресурс] / Центр информационных технологий ОЭСР. – Электрон. дан. – Париж. – Режим доступа : http://www.oecd.org. – Загл. с экрана.

9. Россия в цифрах: Стат. сб. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2013. – 340 с.

10. Рощин С.Ю. Экономика труда: Учеб. пособие / С.Ю. Рощин, Т.О Разумова. – М.:ИНФРА-М, 2010.- 400 с.

11. Статистичекая служба Европейского Союза EUROSTAT [Электронный ресурс] / Центр информ. Технологий EUROSTAT. — Электрон. дан. — Брюссель: EUROSTAT, 2013.– Режим доступа : http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/index.php/Unemployment_statistics/. — Загл. с экрана.

12. Экономика труда: Учебник / Под. ред. П.Э. Шендлера и Ю.П. Кокина. – М.: Юрист, 2011. – 592 с.

13. Экономика труда: учебно-методическое пособие для госслужащих / Под ред. А.Ф. Зубова. – М.: Финсатинформ, 2011. – 268 с.

14. Экономика и социология труда. Под ред. А.Я. Кибанов. — М.: ИНФРА-М, 2003, — 584 с.

15. Экономика труда: учебник. 2-е изд-е., перераб. и доп. / под ред. проф. Ю.П. Кокина, проф. П.Э. Шлендер. М.: Магистр, 2010. — 686 с.