Одной из основных функций общественного производства является создание условий для жизнедеятельности людей и достижения определенного уровня их жизни. Уровень жизни общества означает обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами, то есть определенный уровень удовлетворения потребностей людей. Набор необходимых для жизнедеятельности благ и услуг должен удовлетворять разнообразные потребности, которые касаются условий труда, образования, охраны здоровья, качества питания, жилья. Все экономически развитые страны признают право людей на определенный стандарт благосостояния, и государство берет на себя обязанность проведения широких социальных мероприятий, гарантирующих это право. Необходимость социальной защищенности вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения. Сущность социальной защищенности обуславливается в законодательном обеспечении экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан. Такая постановка вопроса имеет конституционный оттенок, однако, как показывает мировая практика, в конституции права граждан только сформулированы. Система реализации — проблема которая должна быть решена. Следует различать два понятия: социальную защищенность и социальную защиту.
Социальная защищенность — это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Социальная защита- это более конкретное понятие и сводится к работе по реализации прав и свобод.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы декларации связывают реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Право как мера свободы личности
... Индивидуальная мера свободы человека, егоинтересы, потребности, права и свободы должны ограничиваться правами, интересами других лиц,выполнением определенных обязанностей перед обществом. Таким образом, право одновременно и ограничивает, и защищает свободу личности. Право охраняет права и свободы человека от ...
Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе — это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ социальной защиты НАСЕЛЕНИЯ в рыночных условиях
1 Определение и характеристика социальной защиты
Социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению. Социальная защита населения это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.
Социальная защита может быть определена, как система мероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Социальная защита — политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.
Социальная защита населения может рассматриваться как:
- средство формирования и развития личности, обеспечение ее конституционных прав;
- государственная и общественная поддержка отдельных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее самостоятельно, т.е.
поддержка, имеющая целевой характер.
В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:
- социал-демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;
- неолиберальная — с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.
В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:
- государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);
— частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное
Подготовка населения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций
... и индивидуальный подход в обучении; выработка морально-психологической стойкости. Качество обучения населения гражданской обороне зависит ... ский состав. Подготовка формирований. Ее цель — готовить формирования к слаженным действиям в очагах поражения ... подготовке каждому обучаемому дается определенный объем знаний и практических навыков в эффективном использовании всех средств и способов защиты ...
Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на различных уровнях: федеральном, региональном, местном.
Существуют два основных подхода к пониманию сущности социальной защиты населения:
- социальная защита населения — это социальное обеспечение граждан и членов их семей, трансформированное к новым социально-экономическим условиям.
- социальная защита населения — это социальная помощь, оказываемая отдельным категориям граждан и их семей в виде предоставления социальных выплат, натуральной помощи и социальных услуг и имеющая адресный характер.
Особенность социальной защиты населения выражается, прежде всего, в том, что это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченные усилия в процессе трудовой деятельности, а в целях удовлетворения физических, социальных и иных потребностей пожилых людей, больных, безработных, лиц, имеющих минимальные доходы. Важным звеном социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации населения. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели.
Социальная защита, являясь комплексной системой, имеет определенную структуру. В системе социальной защиты можно выделить следующие элементы: социальные гарантии, социальную индексацию, социальное страхование и социальную поддержку (рис. 1).
Социальные гарантии определяют как законодательно оформленные и закрепленные права человека, имеющие механизм реализации и ресурсную базу. Основой системы социальных гарантий являются определенные стандарты (нормативы), присущие данному обществу. К ним относятся: гарантия минимума материальной обеспеченности (прожиточный минимум), гарантированный минимальный размер заработной платы, пенсий, пособий. В том случае, когда социальные гарантии недостаточны для поддержания нормального уровня жизни, применяется система социальных компенсаций и индексаций доходов населения. Индексация представляет собой компенсацию за повышение уровня цен путем систематического регулирования номинальных показателей (дохода, процентных ставок, заработной платы и т.п.) в целях поддержания ранее установленного уровня доходов на момент времени в который происходит изменение индекса стоимости жизни.
Рис. 1. Система социальной защиты населения
Особым институтом социальной защиты населения является социальное страхование. В действующем у нас финансовом механизме социального страхования не оценивается финансовая нагрузка на плательщиков, страхованиями отстранены от участия в управлении фондами, размер страховых выплат не увязан с уровнем профессионального и социального риска. В связи с этим формирование взаимосвязанной системы социальной защиты на основе принципов социального страхования рассматривается сегодня как концептуальный подход к разрешению социальных проблем.
Международная защита прав человека в период вооруженных конфликтов
... иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях. 2. Международное право, применяемое в период вооруженных конфликтов (право войны и мира): понятие, источники, система Международное гуманитарное право, применяемое в вооруженных конфликтах, представляет собой ...
Социальная поддержка осуществляется в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, оказания медицинской, юридической, психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления. Многочисленные правления социальной поддержки как содействия человеку в преодолении его жизненных трудностей, решении личностных проблем можно сгруппировать по нескольким основаниям:
- по содержанию социальная поддержка может быть материально-экономической, социально-бытовой, организационно правовой, коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой;
— по деятельности осуществления различают постоянную, периодическую и ситуационную поддержку. Постоянная социальная поддержка оказывается, например, престарелым, проживающим в домах интернатах или детям-сиротам, периодическая — работникам, обучающимся без отрыва от производства, ситуационная — людям, оказавшимся в трудной ситуации.
Социальное обеспечение — это система общественных отношений по предоставлению гражданам благ за счет общественных фондов потребления.
Сущность социального обеспечения как экономической категории наиболее полно и последовательно раскрывается в пенсионном обеспечении, которое является важнейшей составной частью общественных фондов потребления. Именно поэтому пенсионное обеспечение при переходе к рынку, как и прежде должно оставаться основным и наиболее значимым направлением реализации социальной защиты населения, а пенсии и пособия — центральным звеном системы прямых денежных выплат.
Разновидностью социального обеспечения является такое направление социальной защиты нетрудоспособных граждан, как социальное обслуживание. Под социальным обслуживанием понимается деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [2].
Социальное обслуживание может осуществляться как государственными, так и муниципальными учреждениями системы социальной защиты.
В 1982 году Всемирным конгрессом профсоюзов была принята партия социального обеспечения, первый раздел которой посвящен принципам системы социального обеспечения. В этом документе говорится, что право на социальное обеспечение должно гарантироваться законом каждому гражданину, живущему за счет собственного труда, временно и непостоянно потерявшему трудоспособность, а также членам семьи, находящимся на его иждивении. Система социального обеспечения должна быть одинаковой для всех без какой-либо расовой, религиозной или профессиональной дискриминации. Ее финансирование должно осуществляться в первую очередь государством и предпринимателями при постепенном снижении или отмене взносов со стороны лиц, пользующихся системой социального обеспечения, а управление и контроль должны осуществляться профсоюзами или представителями трудящихся, избираемыми при участии профсоюзов.
Фонд социальной защиты населения
... К таким фондам относится Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь. В Беларуси система социального страхования в современном его понимании существует сравнительно недавно. До 1921 года в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая, ...
В нашей стране действуют следующие общеправовые принципы, оказывающие наибольшее влияние на правовое регулирование общественных отношений в сфере:
— равноправие граждан — этот правовой принцип закреплен в статье Конституции РФ. Равноправие определяется обычно как равенство прав, обязанностей и ответственности, отсутствие в законодательстве ограничений или привилегий для каких-либо категорий граждан. Оно не тождественно равенству, которое представляет собой равные возможности для удовлетворения потребностей. Все виды обеспечения в равной степени распространяются на всех граждан, расовая и национальная принадлежность, происхождение, социальное положение, образование, отношение к религии, место жительства и т. д. не имеют значения.
— гарантированность прав граждан реализуется в области социального обеспечения путем обоснования этих прав в Конституции РФ и др. нормативно-правовых актах, но их объем и реализация не должны быть в зависимости от решений должностных лиц и отдельных государственных органов. Существенной гарантией для граждан является установление судебного порядка разрешения большинства споров, связанных с социальным обеспечением.
— справедливость принципа является одинаково значимой для всех видов социальных норм, применительно к социальному обеспечению его можно трактовать, как принцип справедливого распределения, который может осуществляться двояко: по вкладу или по потребности. В оптимальном сочетании данных подходов и кроется критерий справедливости: учет продолжительности трудовой деятельности, размер заработка, характер и условия труда, с одной стороны, и удовлетворение социально-культурных потребностей, обеспечение равных возможностей для развития личности независимо от трудового вклада на основе реальных потребностей, с другой.
— принцип гуманизма — это уважение прав и достоинства личности, который составляет одну из ведущих идей законодательства любого цивилизованного государства. Уже сам факт провозглашения и законодательного закрепления права на материальное обеспечение и социальную помощь лицам, нуждающимся в них, является проявлением гуманизма.
— всеобщность обеспечения это проявление принципов равноправия и справедливости. Право на обеспечение имеют все категории трудящихся — рабочие и служащие, члены колхозов и других с/х предприятий, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, военнослужащие, безработные и т. д., т. е. представители всех социальных групп. Однако конкретный объем реализации этого права зачастую зависит от участия гражданина в общественно полезной деятельности определенного вида.
— принцип всесторонности обеспечения обозначает, что необходимая материальная помощь и услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает соответствующая потребность. За счет общественных фондов потребления реализуются потребности в услугах сферы образования, здравоохранения, предоставления жилья из муниципального фонда и т. д.
- принцип доступности социального обеспечения реализуется в трех аспектах — все условия обеспечения реально достижимы; в ряде случаев обеспечение предоставляется без каких-либо условий, законодательство возлагает на соответствующие государственные органы и администрацию предприятий обязанность оказывать грамотное содействие в сборе и оформлении необходимых документов.
— принцип связи размеров денежных видов обеспечения с минимальным заработком — есть величина в системе оплаты труда, достаточно стабильная, единая для всех категорий граждан и в то же время периодически изменяемая. Это минимальная заработная плата. С этой величиной связывается размер пенсий и пособий. С минимальным заработком связан и размер надбавок к пенсиям, а также размер социальных пенсий, семейных пособий.
Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в ...
... социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий. Социальные гарантии -- это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные ...
- отношения по социальному обеспечению есть часть распределительных отношений по поводу распределения предметов потребления пропорционально потребностям, признаваемым обществом, и под влиянием действия целого ряда экономических факторов.
Для лиц, оказавшихся в критической ситуации, социальная поддержка осуществляется в виде социальной помощи — обеспечение в натуральной и денежной форме, посредством предоставления льгот и услуг, носящих характер единовременных доплат к пенсиям и пособиям. Социальная помощь также оказывается в целях ликвидации и нейтрализации неблагоприятных жизненных ситуаций, в виде предоставления кредитов на строительство жилья и приобретение домашнего имущества. Особым видом социальной помощи является медицинская помощь, в значительной степени бесплатная.
Рассмотрение сущности социальной защиты позволяет представить ее в качестве целостного образования, состоящего из совокупных компонентов (частей), взаимодействующих и взаимосвязанных не только друг с другом, но и с внешней средой. Иными словами, речь идет о системе социальной защиты населения.
Понятие системы социальной защиты населения обозначает определенную целостность, упорядоченность, взаимную связь разных частей такого явления, как социальная защита населения.
В состав системы социальной защиты населения включаются следующие подсистемы:
- субъекты социальной защиты — граждане и члены их семей, на которых непосредственно распространяется социальная защита населения, а также лица, оказывающие социальные услуги (социальные работники);
- формы и виды социальной защиты граждан;
- органы социальной защиты населения;
— программы социальной защиты населения, в том числе программы адресной социальной помощи, предоставляющие собой систему мероприятий организационного, экономического, социально-психологического и иного характера с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей.
Центральный субъект социальной защиты — является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите — одновременно и субъект, и объект социальной защиты.
Система социальной защиты это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.
Виды социальной защиты подразделяются на государственные и негосударственные.
Одна из классификаций основных видов социальной защиты государственной формы представлена как:
- законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ (пособия);
- регулирование доходов и расходов населения;
- социальное страхование;
- меры социальной поддержки, помощи (льготы, субсидии);
- система социального обслуживания и предоставления социальных услуг (экономического, правового, медицинского характера, услуги образования, здравоохранения)
- целевые социальные программы.
Пособие является одной из форм материального обеспечения граждан. В Российской Федерации назначается по временной нетрудоспособности (при болезни, увечье, при уходе за больным членом семьи, карантине и в некоторых других случаях); по беременности и родам (всем женщинам в размере полного заработка); многодетным и одиноким матерям; на детей в малообеспеченных семьях; на детей военнослужащих срочной службы. Пособие может быть представлено в форме единовременных выплат — на рождение ребенка
Социальная защита населения в Республике Беларусь
... задачи: изучить сущность, основные формы и инструменты социальной защиты населения; рассмотреть особенности и способы реализации социальной защиты в Республике Беларусь. проанализировать проблемы и перспективы социальной защиты в Республике Беларусь. Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический ...
Субсидия — денежное или натуральное пособие со стороны государства либо какого-либо учреждения.
Классификация видов социальной защиты негосударственные формы включает в себя:
- добровольное социальное страхование;
- благотворительность;
- частные системы здравоохранения.
Особенность социальной защиты населения базируется на следующих основных принципах:
— адресность мероприятий, предусматривающая предоставление социальной помощи конкретным гражданам с учетом их индивидуальных потребностей. Реализация указанного принципа предполагает выделение определенных критериев, в соответствии с которыми предоставляется социальная помощь. В первую очередь — это нуждаемость, т.е. отсутствие дохода, обеспечивающего величину установленного прожиточного минимума.
- дифференцированный подход при определении размеров и видов помощи, предусматривающий выравнивание материального положения различных групп социально незащищенных групп населения и восстановления их статуса как полноценных членов общества.
- комплексность социальной помощи, предполагающая возможность предоставления одновременно несколько ее видов.
- динамичность оказания социальной защиты, понимаемая как систематический пересмотр социальных нормативов по мере роста индекса потребительских цен, а также повышения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума.
— обеспечение прав и свобод, доступность и бесплатность информации о порядке и условиях предоставления всех видов социальной помощи, предполагающие, прежде всего широкую публикацию в печати сведений о порядке и условиях предоставления социальной помощи.
— гуманность и всеобщность социальной защиты населения, предусматривающая одинаковую для каждого возможность ее получения при наступлении трудной жизненной ситуации вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства и иных признаков.
- социальное партнерство и солидарность всех слоев населения в решении задачи социальной защиты.
- широкое участие благотворительных и общественных организаций в развитии форм и видов социальной помощи.
1.2 Социальная работа по защите населения в условиях рынка
Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы.
В настоящее время социальная работа рассматривается как:
- вид профессиональной деятельности, основанный на предметноинтегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;
- комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения.
Социальная работа базируется на социально-психологических, виталистических и социально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека.
Социальная работа с инвалидами за рубежом
... инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном ... уровнем социальной зрелости различных исторических эпох. «Инвалид, — говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в ... инвалиды так и не получили равных возможностей, а во многих странах остались изолированными от общества. В связи с чем в ...
Функциями социальной работы выступают: нравственно-гуманистические, информационно-коммуникативные, аналитико-прогнозные, организационно-методические, социально-управленческие, медиаторские, рекламно-пропагандистские, регуляционно-профилактические, аффективно-коммуникативные, социоинтегративные.
Основные направления социальной работы:
- социальный надзор (контроль) и профилактика — форма практических действий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и отдельных личностей.
— социальная реабилитация — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и/или социальными обстоятельствами.
— социальная интеграция — процесс и характеристика меры достижения оптимального уровня жизнедеятельности и реализации потенциальных способностей и возможностей личности в результате межличностного взаимодействия индивида в конкретном социокультурном пространстве и социальном времени.
- социальная реинтеграция — процесс и характеристика меры восстановления ранее присущих индивиду и, вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных, социальных и ролевых функций в адекватном для него социокультурном пространстве.
Социальные службы — государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу [9, с. 429].
К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции которых относится социальная помощь населению.
К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления
К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.
1.3 Нормативно-правовые акты социальной защиты населения
В основном законе Российской Федерации — в Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, — который закрепляет основы конституционного строя страны, национально-государственное и административно-территориальное устройство, организацию и принципы деятельности системы государственной власти и органов местного самоуправления, есть статьи и о правовом положении человека и граждан в РФ, о его правах, свободах, обязанностях. Сама структура основного закона подчеркивает приоритет принципов демократического строя, закрепляется признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности, их соблюдение и защита определяется как обязанность государства.
Глава 1 Конституции РФ — «Основы Конституционного строя» статья 7, гласит:
- Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
— В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовым инструментом реализации социальной роли государства являются конституционные права и свободы граждан, причем Конституция содержит лишь обязательный на всей территории страны минимум социальных гарантий.
Одним из основополагающих документов в международном праве по вопросу о социальной защите населения, который вплотную реализует на практике провозглашенные права и свободы является Конвенция международной организации труда (МОТ) №102 от 1952 года, вступившая в силу в 1955 году. Именно в ней были употреблены слова «социальная защита», содержится перечень видов соцзащиты и определяется их уровень. На базе данной Конвенции во многих странах принято национальное законодательство по вопросам соцзащиты.
Ведущим международно-правовым актом, определяющим социальные права, является также «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. К источникам права социального обеспечения и защиты относят Федеральные конституционные и федеральные законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства, федеральные правовые договоры и акты органов государственной власти субъектов РФ. Данные нормативно-правовые акты лежат в основе реализации такой важнейшей части внутренней политики государства как социальная политика.
Социальная политика — это часть внутренней политики государства, на что в своих трудах указывали еще К. Маркс и Ф. Энгельс. В правовых нормах закрепляются сложившиеся в обществе социальные отношения, определяются приоритетные направления социальной политики, финансовое обеспечение их реализации, формируются цели и задачи социального развития общества в целом и в отдельных регионах, закрепляются структура и форма деятельности государства и общественных органов, претворяющих в жизнь социальную политику.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
- защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
- обеспечение помощи самым бедным семьям;
- выдача помощи на случай безработицы;
- обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
- развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном с помощью государственных средств;
- проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
РАЗДЕЛ 2. социальная защита в России
1 Система социальной защиты населения в РФ в условиях рынка
В России за социальную защиту отвечает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое, в свою очередь, управляется Правительством Российской Федерации. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики. Глава министерства на данный момент (2010 г.): Татьяна Голикова.
Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на различных уровнях: федеральном, региональном, местном. Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:
- пенсионный фонд Российской Федерации;
- фонд социального страхования Российской Федерации;
- фонд обязательного медицинского страхования.
Цель социальной защиты населения на современном этапе развития в условиях в сложившейся экономической обстановке в России следует формулировать как создание материальной основы существования граждан в случае утраты возможности (временной или постоянной) самостоятельно иметь трудовой доход.
Для осуществления специализированных форм социального обслуживания в России функционируют следующие социальные службы:
- пенсионного обеспечения, включая соответствующие структурные подразделения в федеральных и региональных службах социальной защиты, а также государственные и негосударственные пенсионные фонды;
- социально-бытового обслуживания;
- материальной помощи;
- социального обслуживания на дому;
- специализированного стационарного социального обслуживания;
- технических средств реабилитации;
- специального транспортного обслуживания;
- медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
- медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических услуг различным группам населения;
- детские специализированные медицинские, дошкольные и школьные учреждения;
- специальные профессиональные образовательные учреждения;
- поддержки семьи, женщин и детей;
- реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;
- по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев и мигрантов, безработных, кризисные центры (для лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, подвергшихся сексуальному и физическому насилию), регулирующие гуманитарную и техническую помощь России и ее отдельным регионам;
- по взаимодействию с негосударственными организациями инвалидов, ветеранов, семей с детьми, и т.п.;
— Социальные службы функционируют как в системе самостоятельной социальной отрасли — социальной защиты населения, подведомственной Министерству труда и социальной защиты населения РФ, так и в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях и в организациях.
Вышеозначенная цель диктует необходимость постановки и решения для России
- разработка стратегического курса, направленного на повышение качества жизни, основанного на новых стандартах;
- разработка системы мер, позволяющих ослабить, а далее устранить кризисные явления, вызывавшие падение жизненного уровня населения, снижение эффективности и темпов роста производства;
- учет интересов каждого человека, в особенности наиболее незащищенных, в социальном плане категорий населения;
- обеспечение минимальных социальных гарантий, позволяющих выбрать каждому приемлемые формы экономического и социального поведения;
- разработка новых социальных нормативов, учитывающих влияние рынка на условия воспроизводства личности.
Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:
- поощрительности — властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях — индивидов;
- заявительности — социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;
- патернализма — обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.
Повышение эффективности социальной защиты в Российской Федерации предполагает анализ источников социальной незащищенности и изучение мировой практики их нейтрализации. Источники незащищенности — это факторы, которые в данный момент оказывают понижающее влияние на уровень жизни людей. Источники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на защищенность трудящихся — снижают ее в той или иной мере. Они следующие: безработица, инфляция, милитаризация экономики, военные конфликты, экологические проблемы. Вторая группа включает такие источники, которые тальк’ при ухудшении их динамики становятся источниками незащищен. кости. К ним следует отнести: несправедливое распределение доходов; снижение уровня личного потребления; сокращение объема и снижение качества медицинских услуг, ухудшение социального обеспечения и социальной помощи; обострение жилищной проблемы.
Мировая практика разработала достаточно эффективную систему нейтрализации источников социальной незащищенности. Она включает: экономические, социальные, политические и правовые механизмы. Экономический механизм базируется на основе разработки социально- экономических программ; выплату пособий, оказание социальной помощи и предоставление льгот социально уязвимым слоям населения; индексацию заработной платил представление населению льготных кредитов и др. Социальный механизм предполагает: активизацию деятельности общественных организаций (общество потребителей, армии спасения, фондов милосердия); развитие отношений социального партнерства. Особое значение имеет правовой механизм. Он предусматривает: законодательное обеспечение правовой защищенности граждан; правовое воспитание населением обеспечения соблюдения законов и др. Немаловажное значение в нейтрализации источников социальной незащищенности имеет политика. Политический механизм, создает условия для формирования единого экономического и валютного пространства; согласования социально-экономической, политики между регионами и странами; повышения общей социально-экономической стабильности.
В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, для которой характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначенные общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.
Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в социальной сфере, в том числе создания высокоэффективной, ориентированной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты, проблем на протяжении всей его жизни — начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достойным погребением человека. В этой связи социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.
2.3 Направления реформирования социальной защиты в РФ защиты в рыночных условиях
социальный защита население обеспечение
Выделим следующие основные стратегические направления по введению инноваций в программы социальной защиты:
- социальная защита детей, детства и отрочества с ориентацией на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей;
- социальная защита трудоспособного населения — внесение корректировок для стабилизации и роста задач, обеспечивающих гражданам Российской Федерации защиту от социальных рисков и препятствующих: эффективной занятости человека;
- предоставлению регламентированных дополнительных гарантий занятости отдельным категориям населения, которые нуждаются в особой социальной защите и испытывают трудности в поиске работы, выплате и получению заработной платы и всех видов социальных пособий в размерах и сроках, предусмотренных российским законодательством ; оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации;
- реализации молодежью своего потенциала в образовательном, научном, культурном и спортивном плане;
- социальная защита нетрудоспособных граждан внесение корректировок для стабилизации и роста задач, обеспечивающих полное социальное обеспечение независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка, места жительства, рода и характера деятельности в условиях многообразия форм собственности и других обстоятельств;
- полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, имеющим детей;
- жесткое исполнение законодательной регламентации пенсионного обеспечения, недопущению ни при каких обстоятельствах задержек выплаты пенсий, как государственных, так и иных;
- осуществление мер по льготному пенсионному обеспечению инвалидов, а также мер, направленных на профилактику инвалидности, обеспечению социальной защищенности инвалидов, созданию им условий, необходимых для реализации прав и законных интересов, развития их творческих способностей, беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре, медицинской, профессиональной и социальной реабилитации;
- проживанию в семье;
- сохранению денежных сбережений и ценных бумаг;
- имущественным интересам;
— социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, неотъемлемая часть социальной защиты населения.
Определяющее значение в успехе решения проблем социальной защиты будет иметь адекватность финансовых ресурсов, предназначенных на эти цели, потребностям людей.
Решение проблем социальной защиты населения России, обеспечивающих вышеизложенные приоритеты, потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур.
Очевидна необходимость поиска принципиально иных подходов к управлению социальными процессами. В основе такого управления должна быть достоверная динамически отслеживаемая информация о потребностях людей в социальной помощи и услугах и о располагаемых для этого ресурсах (финансовых, материально-технических, инструментальных, институционных, организационных).
В России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы).
Необходимо территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с другими заинтересованными службами решить проблемы организации домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в
В условиях глубокого трансформационного спада производства в России, в связи с нестабильной экономической ситуацией первые шаги по восстановлению ранее достигнутых объемов производства при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре послужили основанием для выводов о вступлении экономики страны в фазу подъема и роста. Критически оценивая качество официальных прогнозов развития экономики, нельзя не подчеркнуть, что практика разработки ряда сценариев создает иллюзию большой свободы выбора альтернативных вариантов. Неблагополучная стартовая ситуация диктует тщательное обоснование стратегии развития, реалистической оценки вариантности.
Обязательства государства по своим социальным гарантиям должны выполняться на всех уровнях. В тех же ситуациях, когда это невозможно сделать, необходимо четко объяснить людям причины и возможные решения проблемы.
2.4 Нормативные правовые акты защиты населения федерального и регионального уровня в РФ
Основные направления, закрепленные Конституцией РФ в области социальной политики, получили свое развитие в действующем законодательстве. Законодательная база, охватывающая вопросы социальной защиты населения продолжает развиваться и расширяется, принимаются новые законы, указы Президента и постановления Правительства, вносятся изменения и дополнения в ранее принятые и действующие в настоящее время нормативные акты, происходит становление законодательства.
Для стабильного функционирования и поддержания развития социальной защиты населения функционируют различные социальные службы в РФ. В Томской области организациями, осуществляющими такую деятельность, являются — ОГУ «Центр социальной адаптации г. Томска», ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Томской области, ОГУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов Томского района», ОГСУ «Итатский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов», ОГУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов Колпашевского района», ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Надежда» Александровского района, ОГУ «Наргинский дом-интернат для престарелых и инвалидов Молчановского района», ОГСУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Лесная дача», ОГСУ «Шегарский психоневрологический интернат «ЗАБОТА», ОГУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, ОГУ «Центр социальной поддержки населения Кировского района г. Томска», ОГУ «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г. Томска», ОГУ «Центр социальной поддержки населения Советского района г. Томска», ОГУ «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Томска», ОГУ «Центр социальной поддержки населения Томского района», «Департамент социальной защиты населения Томской области», ОГУ «Центр занятости населения города Томска».
Одно из важнейших учреждений Томской области в социальной сфере — «Департамент социальной защиты населения Томской области». Главной целью деятельности департамента является повышение эффективности системы социальной поддержки и социального обслуживания граждан, задачами — оптимизация системы оказания социальных услуг и повышение эффективности социальной поддержки населения.
Для оказания услуг на территории города Томска в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции действует ОГУ «Центр занятости населения города Томска». Цель деятельности — обеспечение государственных гарантий в области занятости населения. Центр осуществляет следующие виды деятельности: регистрация граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан; оказание государственных услуг по различным трудовым вопросам; участие в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения; участие в работе призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы; формирование, ведение и использование банка данных о наличии и использовании вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения; реализация территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения.
Отдельно необходимо выделить «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ», в которой наиболее полным образом представлена структура программы развития и поддержания соцзащиты и соцполитики.
Табл. 1
Российская Федерация |
Томская область |
|
«Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 53060-2008» |
Приказ департамента социальной защиты населения Томской области от 26.05.2009 года №107 «О порядке предоставления единовременных социальных выплат многодетным семьям с четырьмя и более несовершеннолетними детьми» |
|
«Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-2003» |
Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 23.05.2003 N 350-р «О разработке областной комплексной программы и мероприятий по борьбе с бедностью на территории Томской области» |
|
«Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения. ГОСТ Р 52496-2005» |
Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 24.02.2004 N 114-р «О создании рабочей группы по разработке Концепции повышения качества жизни населения области» |
|
«Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. ГОСТ Р 52143-2003» |
Положение о Департаменте социальной защиты населения Томской области от 30 июня 2007 г. N 88 |
|
«Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам. ГОСТ Р 52884-2007» |
Закон Томской области от 12.11.2001 года N 119-ОЗ «Об образовании в Томской области» |
|
«Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 52497-2005» |
Закон Томской области от 13.06.2007 года N 112-ОЗ «О реализации государственной политики в сфере культуры и искусства на территории Томской области» |
|
«Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста. ГОСТ Р 53058-2008» |
Закон Томской области от 16 августа 2005 года №135-ОЗ «О социальном обслуживании населения в Томской области» |
|
«Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам. ГОСТ Р 53059-2008» |
Закон Томской области от 7.10.2008 г. N 200-ОЗ «О мерах социальной поддержки беременных женщин и кормящих матерей на территории Томской области» |
|
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 года N 3266-1 «Об образовании» |
Закон Томской области от 08.06.2006 года N 123-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» |
|
Постановление Правительства Российской Федерации от 2.10.2006 года №591 «О ежемесячном пособии детям отдельных категорий военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы по призыву» |
Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) области от 10.03.2004 N 146-р «О создании областной Межведомственной комиссии по разработке и реализации мер по повышению доходов населения на территории Томской области» |
|
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 №865 «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» |
Распоряжение Губернатора Томской области от 14.07.2009 г. №208-р «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Томской области за II квартал 2009 года» |
Распоряжение Администрации Томской области от 26.09.2008 г. N 604-ра «О Перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых на территории Томской области» |
Федеральный закон от 10.12.1995 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» |
Распоряжение Администрации Томской области от 28.05.2008 г. N 316-ра «Об утверждении норм питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» |
|
ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» |
||
Федеральный закон от 19.05.1995 года N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» |
||
ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» |
Закон Томской области от 7.12.2007 года N 260-ОЗ «О ветеранах труда Томской области» |
|
Приказ №399 от 31 мая 2010 г. — «О проведении в ряде субъектов Российской Федерации эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта» |
Закон Томской области от 06.09.2006 года N 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области» |
|
Проект приказа от 20 июля 2010 г. — «Об утверждении формы отчета бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с обеспечением мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, за исключением выплат, предусмотренных статьями 15 и 16.1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» |
Закон Томской области от 07.06.2006 №118-ОЗ «О социальной поддержке учащихся и студентов, обучающихся в государственных образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на территории Томской области, по оплате проезда» |
|
Приказ Минздравсоцразвития России №361 от 18 мая 2010 г. — «О проведении Всероссийского совещания по теме: «Обеспечение социальной защиты населения в условиях преодоления финансового кризиса» |
Закон Томской области от 03.02.2005 года N 17-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг» |
|
Проект Федерального закона от 9 июля 2010 г. — «Об обязательном страховании медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью» |
Закон Томской области от 7.10.2008 №200-ОЗ «О мерах социальной поддержки беременных женщин и кормящих матерей на территории Томской области» |
|
Проект Постановления Правительства РФ от 23 августа 2010 г. — «О порядке предоставления в 2011 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов » |
Закон Томской области от 16.12.2004 №253-ОЗ «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей» |
|
Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» |
Закон Томской области от 11.10.2005 года N 179-ОЗ «О мерах по улучшению материального положения вдов участников Великой Отечественной войны» |
В таблице 1 приведен отдельный перечень документов РФ и в частности Томской области, регламентирующий социальную защиту, в соответствии с которым ведется работа органов социальной службы.
Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при предоставлении субсидий (далее — меры социальной поддержки).. Субсидий:
- жилищный Кодекс Российской Федерации (ст. 159);
- правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 №379, от 24.12.2008 №1001);
— методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные приказами Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.05.2006 №58/403.
Региональные стандарты, используемые для расчета субсидий, установлены следующими нормативными актами Администрации Томской области:
- максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи и нормативной площади жилого помещения установлен постановлением Администрации Томской области от 29.03.2006 №40а «Об обеспечении реализации прав граждан на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (в редакции постановлений Администрации Томской области от 07.07.2006 №88а, от 08.08.2006 №97а, от 16.02.2007 №27а, от 26.06.2008 №123а, от 21.10.2008 №227а, от 10.06.2010 №116а);
- постановление Администрации Томской области от 27.01.2010 №25а «Об установлении региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2010 год»..
Мер социальной поддержки:
- закон Томской области от 08.06.2006 №123-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (в редакции Закона Томской области от 09.02.2008 №4-03);
- постановление Администрации Томской области от 14.08.2006 №101а «О реализации Закона Томской области от 8 июня 2006 года №123-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (в редакции постановлений Администрации Томской области от 29.12.2007 №205а, от 18.03.2008 №58а, от 26.06.2008 №124а);
- постановление Администрации Томской области от 29.03.2007 №51а «О нормативах потребления коммунальных услуг по снабжению сжиженным газом и твердым топливом для оказания мер социальной поддержки»;
- постановление Администрации Томской области от 27.01.2010 №25а «Об установлении региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2010 год»;
- постановление Администрации Томской области от 06.11.2009 №175а «Об утверждении стоимости твердого топлива, реализуемого населению, проживающему в домах с печным отоплением».
«Департамента социальной защиты населения Томской области» осуществляет меры по социальной поддержке (на основании федеральных законов) семья с детьми в Томской области с 01.01.2010 г.
Заключение
Большое значение для становления эффективной системы социальной защиты населения имеет выработка стратегии эффективной социальной политики, формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране (регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда, социально-экономическую защищенность).
Сущность социально-экономической защищенности граждан состоит в законодательном обеспечении их экономических, политических, социальных и иных прав и интересов.
Важной положительной чертой российской действительности является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения.
Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов.
Предпринимаемый государством РФ комплекс мер, направленных на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем. Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики, но и от внесения изменений в сферу пенсионного обеспечения. В числе различных организационно-правовых форм негосударственного социального обеспечения следует назвать систему производственного обеспечения, то есть обеспечения, предоставляемого от предприятий (хозяйствующих субъектов).
В настоящее время на основе коллективных договоров (соглашений) в рамках этой формы выплачиваются единовременные пособия при выходе на пенсию, ежемесячные доплаты к государственным пенсиям по возрасту и инвалидности, пособиям по безработице, по уходу за ребенком, оказывается иная помощь семьям с детьми.
Важную роль играют системы муниципального социального обеспечения, которые способствуют дополнению во многих регионах страны уровня государственных пенсий и пособий за счет дополнительных выплат и компенсаций. За их счет предоставляются и различные дополнительные льготы по жилью, коммунальным услугам, медицинскому обслуживанию. Многими профсоюзами создаются профсоюзные системы социального обеспечения, которые за счет собственных средств улучшают уровень социальной защиты членов профсоюзов.
Крайне необходимым шагом представляется создание и поддержание благоприятного правового режима для развития негосударственных форм социального обеспечения, включая благотворительность, позволит гармонично дополнить усилия государства по созданию нормального уровня жизни для миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан страны.
Негативные социальные проблемы в области социальной защиты населения невозможно устранить за короткие сроки. Для реформирования системы социальной защиты необходимы: время; различные ресурсы (организационные, правовые, материально-технические и др.); разработка адекватных российским условиям и менталитету, востребованных технологий; подготовленные специалисты (медики, социальные работники, юристы, ортопеды, протезисты, инженеры, архитекторы, педагоги, психологи и другие); активная поддержка общественных организаций, всего населения.
Использование разнообразных форм работы с различными категориями населения, привлечение дополнительных источников финансирования позволяет управлению социальной защиты населения оказывать социальную помощь широкому кругу лиц, осуществлять адресную помощь гражданам, что положительно скалывается на социальном климате.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnaya-zaschita-v-usloviyah-ryinochnoy-ekonomiki/
1. Гражданское право: Ч.З.: Учебник для вузов/под. ред. Мозолина В.П. — М: ЮРИСТЪ, 2007
2. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ. Государственный флаг РФ. Государственный герб РФ. Государственный гимн РФ: С последними изменениями от 30 декабря 2008 г. №5-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ /М: АстАстрель, 2010.
— Мачульская Е.Е. Практикум по праву социального обеспечения. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2007.
— Семейный кодекс Российской Федерации: По состоянию на 1 марта 2005 год — М: ВЕЛБИ/ПРОСПЕКТ, 2005.
— Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М.: Экзамен, 2007.
— Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008.
— Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. — М.: ВШЭ, 2007.
— http://socialwork.tomsk.gov.ru
—
— https://czn.tomsk.ru:443/
— http://www.rabota.tomsk.ru/
— http://www.minzdravsoc.ru
—
14. http:// www.atlas.socpol.ru/indexes/index.shtml <http://atlas.socpol.ru/indexes/index.shtml>
— <http://www.rostrud.info>
— http:// www.safety.spbstu.ru / IAMC/index.htn