… Опыт развитых стран показывает, что надежно функционирующая сеть социальной поддержки населения, организованная правительством, предотвращает социальные конфликты в обществе.
Проблема социального обеспечения в мире с каждым годом обостряется. Основная причина этого — старение населения, связанное с некоторым сокращением рождаемости и заметным увеличением средней продолжительности жизни. Так, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в ближайшие годы следует ожидать драматического увеличения отношения количества пенсионеров к численности населения в трудоспособном возрасте (коэффициент зависимости).
Если в 1990 г. для стран — членов ОЭСР оно было равно 21,4 %, то к 2040 г. под влиянием названных факторов этот показатель, согласно прогнозу, удвоится. Старение населения наблюдается и в США, и особенно в Японии. Эти факторы сказываются и на общих размерах пенсионных выплат, которые в европейских странах достигли весьма ощутимых величин. Так, в 1995 г. пенсионные расходы составили от 4,5 % к ВВП в Англии до 13,9 % в Италии, а в России около 6%. Поэтому во всех странах Европы осознали необходимость реформирования социальных пенсионных систем.
В большинстве развитых стран пенсионное обеспечение по степени достаточности осуществляется на трех уровнях (трехуровневая система).
Первый уровень — защита от бедности, то есть гарантия некоторого прожиточного минимума, реализуя, как правило, в виде государственной социальной распределительной системы. Здесь практически нет различий в пенсионном обеспечении в зависимости от трудового вклада, заработной платы и других показателей.
Второй уровень призван обеспечить достойную старость и рассчитан на работающих и стимулирует, а иногда и обязывает их участвовать в формировании дополнительных пенсий. Здесь возможно применение и распределительных и накопительных принципов финансирования. Со стороны государства стандартным стимулом являются налоговые льготы, предоставляемые участникам разнообразных пенсионных систем.
Третий уровень условно называется частной инициативой, где каждое предприятие и каждый человек вправе осуществить за счет собственных средств финансирование своего пенсионного обеспечения через имеющиеся пенсионные продукты страховых компаний, банков, частных пенсионных и иных фондов. Этот уровень слабо стимулируется государством.
Социальная защита населения в странах Европы
... модель социальной защиты населения (Швеция, Норвегия, Финляндия). Социальное обеспечение как институт социальной защиты используется в этих странах в большем объеме, чем в других европейских государствах. 1. Принципы и функции систем социальной защиты в странах Западной Европы Системы социального страхования и социальной помощи в странах Западной Европы реализуются ...
Из трех данных уровней многие государственные пенсионные системы используют первый способ. Так, по данным доклада МОТ, из 58 государственных систем, охваченным обследованием, 44 относились к этому виду, причем в половине из них предусматривался только один источник финансирования — пенсионные взносы, которые выплачиваются работодателями, а в остальных — и самими работающими.
Наша страна перешла с 1998 года на новую систему пенсионного обеспечения, поэтому знакомство с опытом по организации работ в этом направлении в странах с рыночной экономикой представляется интересным и полезным.
… Социальная защита инвалидов и работа по их реабилитации и интеграции осуществлялась в рамках принятого в 2005 году Закона «О социальной защите инвалидов в РК», и Программы реабилитации инвалидов на 2006-2008 годы. В соответствии с ними основные усилия направлялись на профилактику инвалидности, внедрение международных стандартов обеспечения равных возможностей для инвалидов, преодоление дефицита современных реабилитационных и медико-социальных учреждений и организаций, удовлетворение потребностей инвалидов в соответствующих индивидуальному неблагополучию современных технических вспомогательных средствах и специальных средствах передвижения.
Еще одним важным национальным приоритетом социальной политики является защита материнства и детства. В 2006 году введена новая система поддержки семей с детьми, включающая единовременное пособие на рождение ребенка, а с 1 января 2008 г. этот показатель увеличен в 2 раза. Таким правом воспользовались почти 70 тысяч матерей, им выплачено пособий на общую сумму более 2 млрд. тенге. Аналогичная динамика наблюдается и по пособиям по уходу за детьми, в возрасте до одного года. За три месяца они выплачены на сумму около 4 млрд. тенге.
Впервые с 1 января этого года из Государственного фонда социального страхования, работающим женщинам выплачиваются социальные выплаты по беременности и родам, а также по уходу за ребенком в размере 40 % от среднемесячной зарплаты. Несмотря на позитивные изменения, уровень социального обеспечения остается неадекватным. Стандартизация социальной сферы не завершена. Отсутствие и несовершенство государственных социальных стандартов вызывают значительные трудности в достижении адекватности социального обеспечения, обеспечении доступности социальных услуг и бюджетировании социальных программ. Смягчение условий наступления основных социальных рисков – старости, инвалидности, потери кормильца неотделимо от развития социального обслуживания. В настоящее время оно включает в себя профилактику и охрану здоровья и несчастных случаев, медицинские и образовательные услуги, реабилитацию пострадавших на производстве инвалидов, предоставление специальных услуг для инвалидов и престарелых, услуг по уходу за детьми и домашнему быту и т.д.
Социальный туризм в России
... социального туризма в России не существует: ни на бумаге в виде документа стратегического характера, ни на деле в качестве работающего механизма оказания льготных туристических услуг пенсионерам, инвалидам и детям. ... услуги связи, транспорт) изменило этот показатель до 7% . Подобные расчеты могут стать хорошим доводом при получении бюджетных средств на программу развития социального туризма. Ведь ...
Социальное обслуживание осуществляется преимущественно государственными органами и государственными учреждениями центрального и местного значения. Негосударственный сектор в оказании социальных услуг задействован незначительно.
В силу неразвитости современных форм работы с детьми-инвалидами родители, занятые уходом за ними, выпадают из системы формальной занятости, что, в свою очередь, усугубляет проблему бедности и сужает и без того ограниченные стартовые возможности их детей.
Не разработаны основные государственные стандарты оказания социальных услуг, устанавливающие объем, качество предоставляемых услуг и организацию социального обслуживания, не определена категория граждан и перечень обязательных и дополнительных услуг, предоставляемых бесплатно либо на платной основе. Нет условий для привлечения дополнительных источников финансирования, формирования и развития конкурентной среды в данной сфере. Предпринимаемые в этом направлении меры дополняются социальной помощью и социальной поддержкой. Объективная потребность такой поддержки связана с сохраняющейся в стране бедностью, которая состоит из следующих групп:
1. Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстан // Казахстанская правда. 11 октября 1997 г.
2. Тасмагамбетов И.Н. Социальная политика в условиях независимости в РК. //«Саясат», 1997, №9.
3. Тасмагамбетов И.Н. Сущность и типология социальной политики //«Саясат», №1, 1997. …