Социальная работа с трудными подростками

Актуальность данной курсовой работы по дисциплине «Социальная работа с молодежью» по теме «Социальная работа с трудными подростками» состоит в том, что трудных детей становится все больше и больше, и надо узнать в чем проблемы.

Объект: исследования в данной работе станут проблемы «трудных» детей.

Предмет: особенности социальной работы с «трудными» детьми.

Цель: исследования будет являться поиск возможных путей выхода из ситуаций, возникающих у «трудных» детей или с «трудными» детьми. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • определить возникновение и современное понимание термина «трудные дети»;
  • проанализировать причины возникновения такого поведения;
  • рассмотреть основные направления социальной работы с «трудными» детьми комплексного центра социального обеспечения населения;
  • изучить специфику социальной работы с «трудными» детьми в условиях отделения социальной помощи семье и детям.

Задачи: Определить причины возникновения поведения «трудных» детей,

Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей.

Выражение «трудные» дети очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение этому понятию. Для того чтобы рассмотреть его содержание, обратимся к понятиям, которые могут дополнить его понимание. «Трудные» дети или «дети с поведением, отклоняющимся от нормы» — это отдельная группа общества, нормы которой отличаются от норм остального общества. Существуют также и другие отдельные группы в обществе. Например, так называемый тип «нормативная личность» — это люди, черты характера и поведения которых лучше всего выражают данную культуру общества, являются идеалом человеческой личности культуры общества.

Все это вроде как год от года совершенствуется, обновляется. О чем говориться в Конвенции ООН «О правах ребенка». Зачем ломать голову? Какие еще могут быть проблемы? И, скорее всего, ими будут те, кто о трудностях воспитания, подростках-правонарушителях, о, так как называемых «лицах девиантного поведения» знает только понаслышке. Да, они читали или где-то слышали о рокерах, панках, скинхедах, металлистах, эмо, готах, пинкис. Но им вполне ясно, кто и как должен заниматься «такими личностями». И чаще всего вариант решения проблемы воспитания этих подростков предлагается один: «для таких личностей есть только одно место – тюрьма».

9 стр., 4112 слов

Актуальные проблемы музыкального воспитания детей младшего дошкольного ...

... ее красоту. 2. Актуальные проблемы музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста Музыкальное воспитание – это развитие и формирование личности ребёнка различными средствами музыки. Проблема музыкального воспитания в истории дошкольной ... они связаны с речевыми интонациями. Если работа по музыкальному воспитанию ведется систематически, то дети четвертого года жизни уже могут петь ...

Период взросления у некоторых подростков проявляется изменениями поведенческого типа: грубость с взрослыми, падение авторитета мнений родителей и учителей, Недостатки в поведении, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к учителю. Именно в этом периоде чаще всего появляются так называемые «трудные» подростки.

Зная и учитывая специфику взаимодействия с педагогически запущенными подростками или подростками асоциального поведения необходимо в образовательном процессе применять технологии «перевоспитания».

На первом этапе работы с «трудными» подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании, и пр.Так, изучение причин трудновоспитуемости желательно проводить по следующей схеме:

1. что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием причин;

2. какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;

3. с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и общественности.

После изучения трудного школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные социально-педагогические и психологические методы и приемы педагогического взаимодействия.

Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе по формированию убеждений, переучивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера — с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.

На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося проектируется развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня воспитанности учащегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Показателями воспитанности являются, прежде всего, конкретные действия каждого учащегося, его поступки, ценностные ориентации, отношение к людям, к коллективу, самому себе.

2 стр., 955 слов

Практическая психологическая работа как тип деятельности психологов

... статус реальными результатами своей работы. Заказчик Психолог как эксперт Психолог как учитель Психолог как консультант К числу основных задач деятельности практических психологов относятся: 1) выявление психологических ... далеки от непосредственного практического применения, требуют дополнительной работы и творческого подхода в приложении к практике. Порой ожидается, что психолог легко и просто ...

  1. Общая характеристика «трудных» подростков

1.1 Понятие «трудные» подростки

На основании анализа современной научно- педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные» дети. Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.

Никому не секрет, что одной из главных проблем работы школ является работа с «трудными» учащимися, учащимися из семей «группы риска». Большая помощь педагогам в рамках работы с таким контингентом учащихся, была оказана с введением службы социально-психологической поддержки. В рамках свое работы социальный педагог и педагог-психолог активно работают с родителями, опекунами, учащимися, сотрудничают с детским домом участковыми, проводят беседы, семинары для педагогов, участвуют в операции «Контакт» и районных рейдах. Проблемы с такими детьми были, есть и будут, поэтому руководство школы не оставляет без внимания и это направление работы:

Направления деятельности социального педагога по предупреждению отклоняющего поведения подростков

1) ранняя диагностика подростков, относящихся к «группе риска»;

2) изучение их социальных проблем, условий возникновения и разрешения с учётом возможностей образовательного учреждения;

З) учёт педагогически и социально неблагополучных семей;

4) организация взаимодействия и преемственности в воспитательно-профилактической работе всех субъектов социально-педагогической деятельности, установление контактов и взаимодействий с комиссией по делам несовершеннолетних и отделом по профилактике правонарушений несовершеннолетних;

5) организация консультационно- разъяснительной работы с родителями, педагогами;

6) организация жизнедеятельности школьного коллектива, в процессе которой происходит развитие у воспитанников общественно значимой и творческой активности, нравственно волевых и гражданских качеств;

7) развитие системы правового образования учащихся. [1]

Для подростков трудности их возраста обычно носят объективный характер, и в связи с этим, их поведение является обоснованным чаще, чем взрослые об этом догадываются. Подросток нередко оказывается в жестких рамках, которые порождены субъективностью взрослых, и возникает активное сопротивление этим требованиям, реакция протеста, которая может выразится в разнообразных отклонениях поведения. Недооценка этого приводит взрослых к мысли о нарочитости, сознательном непослушании или в злом умысле подростка.

Положение взрослых более выгодно во взаимоотношениях с подростками, так как у них есть преимущество – возможность выбора линии поведения по собственному усмотрению, чего у подростка обычно нет. Непослушание у подростка принимает форму протеста, а сама ситуация – характер конфликта. Главное, что тяготит подростка в его взаимоотношениях со взрослыми – это чувство внутренней несвободы, ограничение его в деятельности. Нередко взрослые сами не в состоянии убедительно аргументировать свои запреты. Нередко решающим аргументом является то, что он старше и уже занимает какое-то положение в обществе. Часто звучит выражение : «Доживи до моих лет, а потом предъявляй свои требования» Взрослые более консервативны, чем подростки и поэтому должны допускать возможность того, что они могут быть неправыми, и надо уметь признать свою неправоту.

9 стр., 4211 слов

Воображение ребёнка-подростка

... особенности творческого воображения подростков. Объект исследования: воображение ребёнка-подростка. Предмет исследования: особенности творческого воображения у детей подросткового возраста. Гипотеза исследования: условия гуманитарного уклона обучения влияют на уровень развития творческого воображения. Методологическая основа ...

Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения, поведения которых нелегко исправляются. Здесь нужно различать понятия «трудные» дети и «педагогически запущенные дети». «Педагогически запущенные дети» не всегда являются трудными, и относительно легко поддаются перевоспитанию.

«Трудные» дети, в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников.

Детство – подготовка к взрослой жизни. Будет оно хорошо организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохое направление всегда обернётся нелёгкой судьбой. Тяжелое детство – не всегда самое плохое. Плохое детство – беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь. [2]

«Трудный» ребёнок – это тот ребёнок, которым взрослые занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко дети вынуждены воровать, просить милостыню у прохожих, заниматься бродяжничеством. Они агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. Поведение детей в таких случаях характеризуют термином «делинквентное», что является особо тяжелой формой девиации.

Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребёнок становится асоциальным подростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору А.И. Кочетову. Он выделяет такие типы трудных детей:

  • дети с нарушениями в сфере общения;
  • дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные);