Психология трудного подростка

Деятельность человека побуждается и направляется мотивами, отвечающими тем или иным потребностям человека. Регулирующая функция мотивов проявляется, прежде всего, в побуждении деятельности, её “энергетизации”.

Но мотивы обладают и другой функцией, которую А.Н. Леонтьев называет смыслообразующей. Эта функция имеет особое значение, так как связана со специфическим отношением мотива к цели, условиям её достижения, к внешней ситуации. Дело в том, что в ходе деятельности человек не только определяет свойства предметов и явлений окружающего мира, но и оценивает их применительно к своей жизни, своим потребностям, установкам, признаваемым ценностям. Эту роль и выполняют мотивы. Их функция, взятая со стороны сознания, состоит в том, что они как бы “оценивают” жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах – придают им личностный смысл. Таким образом, последний выражает значение деятельности для субъекта, он задаётся через мотив и обусловливает субъективную окрашенность, пристрастность психического отражения.

Изучение мотивационной сферы трудного подростка является основной целью данной работы. Это актуально и для психологов, и для педагогов. Однако, в объеме выбранной исследовательской темы, и это очевидно, не предоставляется возможным дать всеобъемлющую характеристику всех компонентов мотивационной сферы выбранной проблематики. Поэтому основными задачами работы является изучение мотивации преступного (делинквентного) поведения, мотивации эгрессивного поведения и мотивации агрессивного поведения. Эти проблемы, как нам кажется, являются наиболее болезненными как для современного общества, так и для психологии и педагогики.

ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ «МОТИВАЦИЯ», И «МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА»

1.1. Сущность термина «мотивация»

Термин «мотивация» прочно во­шел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и жи­вотных. Однако в научной литературе в настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа и др.), в другом случае — как совокупность мотивов (К.К. Платонов), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направлен­ность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мо­тива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуще­ствления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас).

15 стр., 7380 слов

Психологические механизмы развития мотивации человека

... в структуре личности. Целью данной курсовой работы является рассмотрение психологических механизмов развития мотивации человека. решить следующие задачи: 1) изучить научную литературу по избранной ... потребность выполняет мотивационную функцию или, говоря проще, становится мотивом соответствующего поведения: потребления, деятельности, общения. Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) ...

Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Пер­вое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факто­ров или мотивов. Например, согласно схеме В.Д. Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззре­нием, убеждениями и направленностью личности и т.д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

Однако и в том и в другом случае мотивация у многих авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае моти­вация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся моти­вов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т.е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Например, В.А. Иванников считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А.Н. Леонтьев), т.е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ).

Однако при таком подходе остается непонятным, во-первых, что же придает по­будительность — ситуация или мотив, во-вторых, каким образом возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация. Высказывания авторов о соотношении мотива и мотивации не проясняют этого вопроса. С одной стороны, мо­тивация и мотив — взаимосвязанные, взаимообусловленные психические катего­рии и что мотивы действия формируются на базе определенной мотивации (т.е. мотивы вторичны).

С другой стороны через выработку отдельных мотивов мы можем влиять на мотивацию в целом (т.е. уже мотивация зависит от мотивов, которые становятся первичными).

Кроме того, мотивы относятся к действиям, а мотивация — к деятельности, не давая этому какого-либо обоснования.

В.Г. Леонтьев выделяет два типа мотивации: первичную, которая прояв­ляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляю­щуюся в форме мотива. Следовательно, в данном случае тоже имеется отождеств­ление мотива с мотивацией. В.Г. Леонтьев полагает, что мотив как форма мотива­ции возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей, и с этим нельзя не согласиться.

Во многих случаях психологи (а биологи и физиологи — постоянно) под мотива­цией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю и внут­реннюю мотивацию.

Наряду с психологами проблема мотивации и мотива разрабатывается и крими­налистами. Среди них тоже нет единого понимания мотивации. В одном случае она понимается как метод самоуправляемости личности через систему устойчивых по­буждений, т.е. через мотивы (К.Е. Игошев), в другом случае — как процесс формирования мотива поведения (В.Д. Филимонов), в третьем — как сово­купность мотивов, как сложная и противоречивая, изменчивая динамическая систе­ма (Н.Ф. Кузнецова).

13 стр., 6418 слов

Мотивация работников на разных этапах трудовой карьеры

... мотивации. Вторые посвящены процессу мотивации, описанию и предсказанию результатов мотивационного процесса, но не касаются содержания мотивов. ... работника. В настоящее время существует достаточно большое количество разных теорий мотивации2, пытающихся дать объяснение этому явлению. В современных исследованиях выделяются: 1) теории содержания мотивации ... поведение ... Лоулер), модель выбора риска ...

Таким образом, ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции пове­дения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Выход из создавшегося положения нам видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).

1.2. Понятие «мотивационная сфера»

Потребность, мотивы, цели – основные составляющие мотивационной сферы человека.

Каждая из потребностей может быть реализована во многих мотивах; каждый мотив может быть удовлетворен различной совокупностью целей.

Можно выделить несколько параметров, характеризующих мотивационную сферу человека:

1) развитость — характеризует качественное разнообразие мотивационных факторов;

2) гибкость — описывает подвижность связей, существующих между разными уровнями организации мотивационной сферы (между потребностями и мотивами, мотивами и целями, потребностями и целями);

3) иерархизированность — это характеристика ранговой упорядоченности строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности.

Кроме того, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются интересы, желания и намерения, задачи.

ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТРУДНОГО ПОДРОСТКА

В научной литературе существует множество подходов к определению термина «трудный подросток». В данной работе под этим понятием будет подразумеваться подросток, постоянно нарушающий установленные в обществе правила поведения.

Нарушениями поведения или социальной дезадаптацией называются такие со стояния, в которых главная проблема заключается в появлении социально неодоб­ряемых форм поведения. Как бы ни были разнообраз­ны эти формы, они почти всегда характеризуются пло­хими отношениями с другими детьми, которые прояв­ляются в драках и ссорах, или, например, агрессив­ностью, демонстративным неповиновением, разруши­тельными действиями или лживостью. Они также мо­гут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и зади­ристыми, став старше, с большой вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.

2.1. Некоторые причины «происхождения» трудных подростков

Известна роль многочисленных факторов в проис­хождении антиобщественного поведения. Среди них отмечают такие особенности темперамента, как импуль­сивность и непослушание. Агрессивность, самоуверен­ность и недостаток внимания к чувствам окружающих тоже частые явления. В иссле­дованиях, проведенных зарубежными исследователями (Patterson G. Reprogramming the families of aggressive boys. – In: C. Thoreson (ed.), Behavior Modification in Education 72 nd Year Book, Part I, Univercity of Chicago Press.; Patterson G. R. and Соbb J. A. A dyadic ana­lysis of «agressive» behaviors. — In: J. P. Hill (ed.), Minnesota, Sympo­sia on Child Psychology, vol. 5, University of Minnesota Press и др.), установлено, что у агрессивных мальчиков в меньшей степени, чем у других, выражена тенденция к реагированию на похвалу и поощрение. Для детей с хроническими расстройствами типичной является тяжелая обстановка в семье, для которой ха­рактерны недостаточная теплота отношений и непо­следовательная, малоэффективная либо исключитель­но суровая (или слишком слабая) дисциплина. Как правило, это неполные или конфликтные семьи.

7 стр., 3196 слов

Особенности детей с нарушениями зрения

... возможности формирования образов памяти и воображения. С точки зрения качественных особенностей развития детей с нарушениями зрения следует в первую очередь указать на специфичность формирования ... способно обеспечить полноценное развитие их воображения. 2. Особенности внимания у детей с нарушением зрения Практически все качества внимания, такие, как его активность, направленность, широта(объем, ...

Одним из наиболее прочно связанных с расстрой­ством поведения симптомов является серьезное отста­вание в усвоении школьных знаний. Среди мальчиков с асоциальной направленностью около трети име­ют специфическую задержку чтения. Эта величина во много раз превышает частоту подобного нарушения в общей популяции. И опять причины подобных по­следствий недостаточно ясны. Вероятно, они возника­ют в результате действия нескольких механизмов. Во-первых, особенности темперамента, которые способст­вуют возникновению нарушений поведения, очень по­хожи на те, которые предрасполагают ребенка к воз­никновению у него проблем с чтением. Во-вторых, не­благоприятная обстановка в семье, способствующая возникновению расстройства поведения у ребенка, очень похожа на ту, в которой у детей возникают труд­ности чтения. В-третьих, создается впечатление, что сам факт неуспеха школьного обучения приводит не­которых детей к разочарованию и обиде, которые мо­гут превратиться в протест, агрессию и направленное против общества поведение.

2.2. Разнообразные формы проявления нарушений правил поведения

Нарушения правил по­ведения подразделяют на две подгруппы, различая социализированные формы антиобщественного по­ведения и несоциализированное агрессивное поведе­ние. Для подростков с так на­зываемыми социализированными формами антиобщест­венного поведения не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они легко приспосабли­ваются к социальным нормам внутри тех антиобщест­венных групп друзей или родственников, к которым принадлежат.

Такие дети часто происходят из больших семей, где применяются неадекватные средства воспита­тельных воздействий и где антиобщественные фор­мы поведения усваиваются из непосредственного се­мейного окружения. Очень часто у таких детей нет отцов, поэтому у мальчиков отсутствует адекват­ный образец мужского поведения для идентифи­кации, им не хватает обеспечиваемого отцом опы­та мужских форм взаимоотношений. Среди таких детей наиболее часты случаи прогулов школы, а воровство обычно совершается совместно с другими детьми.

Наоборот, плохо социализированный, агрессив­ный ребенок находится в очень плохих отношени­ях с другими детьми и со своей семьей. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность — вот основные черты его характера. Многие родители в подобных случаях относятся к своим детям враждебно, в семьях царит конфликтная атмосфера, ощу­щается отвержение ребенка и явный недостаток любви. В случаях социализированных правонару­шений дети, как правило, не имеют психических расстройств как таковых. Их поступки носят анти­общественную направленность просто потому, что приобретенные ими стандарты поведения противо­речат общественным нормам, хотя и соответствуют тем нормам, которые установлены в семьях этих де­тей или внутри их группы сверстников. И напро­тив, несоциализированная агрессивная деятельность характерна для ребенка, имеющего именно психиче­ские нарушения, которые проявляются в эмоцио­нальных расстройствах и плохих межличностных отношениях. Более того, трудности поведения та­кого ребенка возникают в результате стрессов и разногласий в семье. В этой идее содержится определенный здравый смысл, но подобные представления являются несколько упрощенными.

10 стр., 4630 слов

Сравнительный анализ теории агрессии Фрейда и Лоренца

... поведения (агрессия, как наследственная предрасположенность). Психологическое объяснение включает семь точек зрения на проблему: психоанализ Фрейда (агрессия, как инстинкт разрушения), фрустрационная теория агрессии (агрессия, как целенаправленное побуждение), когнитивный неоассоцианизм (агрессия, ... и то же. Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьё ...

ГЛАВА III. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА НАРУШЕНИЙ, НЕКОТОРЫХ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ

Говоря о мотивационной сфере нарушений некоторых правил поведения, в наиболее общем виде подобные нарушения можно трактовать как отклоняющееся поведение. К отклоняющемуся поведению относят агрессивные действия по отношению к другим, преступность, употребление алкоголя, наркотиков, курение, бродяжничество и др. В рамках данной работы невозможно рассмотреть все обстоятельства и проявления нарушений поведения трудными подростками, поэтому ниже будут рассмотрены лишь некоторые из них.

Имеются две крайние точки зрения на обусловленность отклоняющего поведения: натурально-биологическая и социологически-редукционистская.

Первая пытается объяснить причины девиантного поведения исключительно свойственными лично­сти природио-биологическими факторами (своеобразной генетической организаци­ей, нарушениями биохимического регулирования, механизмами работы нервной системы).

Вторая прибегает к социолого-экономическим объяснениям, исключая роль любых внутренних, в том числе и психологических факторов (личностных дис­позиций).

В действительности же девиантное поведение, как отмечает Ф. Патаки, это системное или полидетерминированное явление, в формировании которого принимают участие исторические, макросоциологические, социально-психологи-ческие и индивидуально-личностные факторы.

На формирование девиантного поведения влияют как внешние (в том числе со­циально-экономические), так и внутренние (в частности, психологические) факто­ры. О первых много говорить не приходится — это и безработица, и низкий уровень жизни, и голод, и определенная субкультура тех или иных слоев общества, анализ и описание которых является прерогативой социологов, экономистов, политиков.

Задачей же нашей работы является показать психологические причины деви­антного поведения.

Можно отметить три причины, приводящие к особенностям мотива­ции трудных подростков:

1) недостаток умственного развития в целом, что препятствует правильному самоанализу поведения и прогнозирования его последствий;

2) недостаточная самостоятельность мышления и поэтому большая внушаемость и конформность;

3) низкая познавательная активность, обедненность и неустойчивость духовных потребностей.

В русле же рассматриваемой проблемы можно также назвать две основные психологи­ческие (внутренние) причины отклоняющегося поведения: неудовлетворенные просоциальные потребности, создающие внутренний конфликт личности и ведущие к формированию деформированных и аномальных потребностей, и наличие асоциаль­ных личностных диспозиций (мотиваторов), приводящих к выбору асоциальных средств и путей удовлетворения потребностей или избавления от них.

Неудовлетворенная потребность подростка в обладании собственностью, которая может быть следствием недостатка игрушек в детском саду или же бесцеремонного вторжения взрослых в мир любимых и необходимых ребенку вещей («Где ты нашел эту дрянь? Выброси немедленно!»), может способствовать развитию агрессивности, вызывать стремление компенсировать потери своей собственности путем присвое­ния чужой. Агрессивности, протестам против всех, демонстративному неподчинению социальным нормам и требованиям, побегам из дома способствует неудовлетворен­ная потребность в свободе. Неудовлетворенное стремление занять достойное место в группе сверстников и в семье (в последнем случае — в связи с появлением второго ребенка, которому родители начинают уделять больше внимания) приводит к нега­тивным формам самоутверждения: шутовству, отчаянности, оппозиционерству.

11 стр., 5019 слов

Вербальная агрессия старшеклассников

... поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях появления агрессии, ... вербальной агрессией и интеллектом. Объектом исследования является вербальная агрессия и интеллект. Предметом исследования является взаимосвязь вербальной агрессии ... прежде всего как субъект труда, мысли, воли ... последнего на человеческое поведение, его мотивы и механизмы с ...

Неправильное воспитание приводит к формированию у подростка пренебрежитель­ного или даже негативного отношения к нормам и правилам общественной жизни, искажению жизненных ценностей, появлению асоциальных ценностей, т.е. к фор­мированию асоциальных личностных диспозиций, влияющих на мотивацию откло­няющегося, в том числе и преступного, поведения.

Ф. Патаки выделяет натуральные (природные) и социокультурные диспозиции. Натуральные диспозиции — это психопатические явления, связанные с психофизио­логическими нарушениями в организации поведения. К социокультурным он отно­сит в определенных национальных, локальных и этнических культурах своеобраз­ные наследуемые и передаваемые по традиции образцы и модели решения конфлик­та, которые в случае их интериоризации личностью могут вызвать в ней склонность к какому-то виду девиантного поведения; это и подражание эталонам поведения, имеющимся в определенных слоях общества, в семье, соприкоснувшейся с крими­нальностью, и т.д.

Автор справедливо подчеркивает, что диспозиция — это не непосредственная причина девиантности, а всего лишь вызывающий предрасположенность к ней фак­тор. Однако, если в процессе социализации, особенно на ее раннем этапе, неблагоприятные (например, психопатические) тенденции и склонности совпадут с соот­ветствующими социокультурными образцами (антисоциальными, гедонистически­ми, саморазрушительными и т.п.), то шансы на возникновение какого-либо варианта девиантного поведения возрастут.

Надо отметить, что социальные нормы поведения (социокультурные диспозиции) могут не совпадать в разные исторические эпохи, у разных наций и народностей. В определенных культурах ритуальный акт человеческого жертвоприношения, осу­ществления кровной мести, употребления наркотиков носил обязательный харак­тер, являясь социально нормативным. Такой же характер имеют в настоящее время и многие законы шариата у мусульман. Алкоголизм может высту­пать в сознании большинства людей как «национальное своеобразие». В определен­ных культурах наблюдается героизация самоубийства, что вызывает даже подража­ние, например у самураев или в отдельных слоях интеллигенции.

3.1. Мотивация агрессивного поведения

Проблема агрессивного повеления в последние годы вce больше при­влекает внимание психологов, а если оно выливается в преступное поведение, то и криминалистов. X. Хекхаузен, сделавший обзор работ зарубежных психологов, вы­деляет три направления в изучении мотивации агрессивною поведения: теория вле­чений, фрустрационная теория и теория социального научения.

В теории влечений агрессия рассматривается как устойчивая характеристика индивида — «агрессивное влечение» (3. Фрейд), «энергия агрессивного влечения» (К. Лоренц), «инстинкт агрессивности» (В. Maкдayголл).

8 стр., 3577 слов

Прогнозирование преступного поведения

... мотивов, постановку целей, выбор средств, принятие субъектом будущего преступления различных решений и т. д., т.е. компоненты психологической структуры деятельности. Целью данной работы является рассмотрение социально-психологического прогнозирования преступного поведения, а также компонентов преступной ... таких лиц агрессивное поведение. 4) Отчуждение человека, изоляция от социально-позитивной ...

Все эти теории, с точки зрения X. Хекхаузена, представляют уже только историчес­кий интерес, хотя критиками этих теорий не оспаривается, что человеческая агрес­сия имеет эволюционные и физиологические корни.

Согласно фрустрационной теории, агрессия — это не автоматически возника­ющее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т.е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же ненаступле­ние целевого состояния, к которому он стремился (Дж. Доллард и др.).

По этой теории, агрессия всегда является следствием фрустра­ции, а фрустрация всегда ведет к агрессии, что впоследствии получило лишь час­тичное подтверждение. Так, инструментальная агрессия не является следствием фрустрации.

Теория социального научения (Л. Берковитц, А. Бандура и др.) в значительной степени является уточнением и развитием пре­дыдущей теории. Л. Берковитц ввел между фрустрацией и агрессивным поведением две переменные, гнев как побудительный компонент и пусковые раздражители, за­пускающие агрессивную реакцию. Гнев возникает, когда достижение целей, на ко­торые направлено действие субъекта, блокируется. Однако гнев еще не ведет сам по себе к агрессивному поведению. Для этого необходимы адекватные ему пусковые раздражители, которые субъект должен путем размышления связать с источником гнева, т.е. с причиной фрустрации. В дальнейшем и эта точка зрения несколько ви­доизменилась, что нашло отражение во взглядах А. Бандуры, который считает, что эмоция гнева не является ни необходимым, ни достаточным условием агрессии. Главная роль принадлежит, с его точки зрения, научению путем наблюдения за об­разцом (т.е. подражанию).

В концепции А. Бандуры агрессивное поведение объяс­няется как с позиции теории научения, так и с позиции когнитивных теорий мотива­ции. Важное место отводится ориентации подростка на обязательные стандарты поведения. Поэтому одна и та же ситуация одного субъекта может привести к агрессии, а другого — нет.

Эти различные подходы к рассмотрению причин агрессивного поведения отража­ют сложившееся в психологии положение дел по проблеме мотивации.

Исходя из выбранного подростком способа поведения, выделяют вербальную и физическую агрессию, а также третий самостоятельный вид такого поведения — косвенную агрессию. Мне представляется это не совсем логичным, так как косвен­ной может быть как вербальная, так и физическая агрессия (первая выражается в ругани про себя, в скандале с близкими людьми, не имеющими никакого отношения к конфликтной ситуации; вторая выражается в хлопанье дверью при уходе, в стучании кулаком по столу, в бросании (швырянии) предметов и т.д.).

Поэтому логич­нее, на мой взгляд, говорить о прямой и косвенной вербальной агрессии, а также о прямой и косвенной физической агрессии. Целесообразность их выделения и само­стоятельного изучения подтверждается по данным П.А. Ковалева. Во-первых, они имеют различную степень проявления (или склонности к прояв­лению): косвенная вербальная агрессия выражена вдвое больше, чем косвенная фи­зическая агрессия; кроме того, у юношей больше всего выражена прямая физичес­кая агрессия, а у девушек — косвенная вербальная агрессия (что существенно уточ­няет имеющиеся в литературе данные о большей агрессивности мужчин по сравнению с женщинами); во-вторых, показатели косвенной вербальной агрессии, как правило, не коррелируют на значимом уровне с показателями остальных видов агрессии, в то время как показатели косвенной физической агрессии, как правило, обнаруживают достоверные связи с показателями других видов агрессии (прямой вербальной и прямой физической агрессии).

7 стр., 3346 слов

Мотивация поведения личности

... всего проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Работы Божович и её сотрудников имели большое значение для развития проблемы мотивации учения. Вместе с ...

В то же время достоверные корреляции между суммарными показателями вер­бальной и физической агрессии, с одной стороны, и суммарными показателями пря­мой и косвенной агрессии — с другой, свидетельствуют о том, что у них есть что-то общее, и поэтому можно говорить об агрессивном поведении как о комплексном пси­хологическом феномене. Однако при этом не следует путать агрессивное поведение со склонностью к нему (агрессивностью как интегральным личностным свойством) и с другими личностными характеристиками, облегчающими или затрудняющими формирование мотива агрессивного поведения (конфликтностью) – эти два феномена от­нюдь не тождественные.

Формирование мотива агрессивного поведения может быть описано следую­щим образом. Все начинается с возникновения конфликтной (при общении) или фрустрирующей (при деятельности) ситуации, играющих роль внешнего стимула. Кстати, в зарубежных теориях мотивации конфликтность не упоминается при рассмотре­нии агрессивного поведения, хотя в методиках изучения агрессивности (с помо­щью опросников) изучается и конфликтность.

Однако возникновение этих ситуаций еще не свидетельствует о возникновении у человека состояний конфликта или фрустрации. Так, для возникновения состояния конфликта необходимо, чтобы столкновение мнений, желаний, интересов, целей между общающимися, во-первых, было осознано субъектами как таковое; во-вторых, необходимо, чтобы субъекты общения не захотели пойти на компромисс и, в-треть­их, чтобы между ними возникли взаимные неприязненные отношения — враждеб­ность (или, по крайней мере, у одного из них).

Несмотря на то, что у высокоагрессивных субъектов почти все конфликтные свой­ства выражены сильно (значительно сильнее, чем у низкоагрессивных), их влияние на общую агрессивность различно. Наибольший вклад в агрессивное поведение вно­сят вспыльчивость, обидчивость, мстительность (П.А. Ковалев).

Неслучайно Л.И. Белозерова выявила у трудных подростков преобладание таких лич­ностных особенностей, как обидчивость (у 74%), упрямство (у 68%), вспыльчи­вость (у 34%), драчливость (у 33%).

Именно такие субъекты сами могут способствовать перерастанию конфликтной ситуации в конфликт. Кроме «возбудимости» на возникновение агрессивного пове­дения, как показал А.А. Реан, влияет и такая особенность личности (харак­тера), как «демонстративность». Демонстративная личность постоянно стремится произвести впечатление на других, привлечь к себе внимание. Это реализуется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Очевидно, именно чрез­мерное тщеславие и приводит к обидчивости, заносчивости, роль которых для воз­никновения агрессивного поведения, как было отмечено выше, большая.

О.И. Шляхтина показала зависимость уровня агрессивности от социаль­ного статуса подростков. Наиболее высокий ее уровень наблюдается у лидеров и «отверженных». В первом случае агрессивность поведения вызывается желанием защитить или укрепить свое лидерство, а во втором — неудовлетворенностью сво­им положением.[17]

12 стр., 5591 слов

Поведение, характер, структура личности статья по психологии

... склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности, и в первую очередь – в отношениях ... основу в рассмотрении структуры личности в данном реферате. В главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее ... - слабая одаренность, но развита рассудочность, склонность анализировать мотивы и последствия действий, склонен копировать чужие действия (« ...

Возникновение конфликта может зависеть и от партнера по общению, который проявляет по отношению к субъекту вербальную или физическую агрессию (отка­зывая в просьбе, запрещая, угрожая, выражая несогласие в оскорбительной форме, не пуская, выгоняя, приставая, нападая и т.д.).

Все это вызывает у субъекта опреде­ленные отрицательные состояния — досаду, обиду, злость, негодование, гнев, ярость, с появлением которых и начинается формирование мотива агрессивного поведения. Переживание этих состояний приводит к возникновению потребности (желания) субъекта общения устранить психическое напряжение, разрядить его. Эта потребность ведет к формированию пока абстрактной цели: что надо сделать, чтобы удовлетворить возникшее желание наказать обидчика, устранить его как ис­точник конфликта, унизить, навредить, найти способ сохранения чувства собствен­ного достоинства. Во многом выбор этой абстрактной цели будет определяться как внешними обстоятель­ствами, так и воспитанностью подростка, которые уже на этом этапе могут блокировать прямое агрессивное поведение (как вербальное, так и физическое), переведя его в косвенно-агрессивное.

Возникновение намерения наказать, отомстить и т.п. ведет к поиску конкрет­ного пути и средства достижения намеченной абстрактной цели. С этого момента начинается следующая стадия формирования мотива агрессивного поведения, подросток рас­сматривает конкретные агрессивные действия, выбор которых зависит от оценки ситуации и его возможностей, отношения к источнику конфликта, установки на разрешение конфликтов. Здесь могут сыграть свою роль такие качества субъекта, как драчливость, скандальность.

В случае решения наказать обидчика подросток может выбрать следующее: уда­рить, отнять что-то, изолировать от других людей, не дать, убежать и т.п. При решении унизить обидчика выбор средств тоже достаточно большой: высмеять, поиздеваться, обругать, принудить что-то сделать вопреки его воле. Отомстить тоже можно разными способами: навредить в чем-то, сломать нужную обидчику вещь, распространить о нем сплетню и т.д.

Пропустив все эти способы через «внутренний фильтр», подросток переходит к очередной стадии формирования мотива агрессивного поведения: формированию намере­ния осуществить конкретное агрессивное действие в отношении того или иного объекта (не обязательно в отношении обидчика: зло можно сорвать и на ком-ни­будь другом).

На этой стадии осуществляется выбор конкретного агрессивного действия, т.е. принимается решение. Принятие решения приводит к возникнове­нию побуждения достичь цели. На этом процесс формирования мотива агрессив­ного поведения заканчивается. Его итогом является образование сложного психологического комплекса, в который входят потребность (желание) личности отреагировать на конфликтную ситуацию (например, на агрессивность другого лица), способ и средство этого реагирования и обоснование, почему выбраны имен­но они. Таким образом, у подростка появляется основание агрессивного поведения, которое объясняет, почему он пришел к пониманию необходимости такого поведе­ния (что побудило), что он хочет достичь (какова цель), каким способом и, может быть, — ради кого. Это основание в ряде случаев может выполнять и роль «индульгенции», оправдывающей и разрешающей совершение внешне неблаговидно­го поступка.

Конечно, не всегда мотив агрессивного поведения формируется так сложно, мотивационный процесс может быть свернутым, особенно за счет второй стадии. Некото­рые подростки привыкли в определенных конфликтных ситуациях реагировать присущим им стереотипным способом: драться, ругаться, плеваться. У них может не возникать особых сомнений, как реагировать на внешнюю агрессию.

Таким образом, агрессивное поведение вызывается не просто комплексом раз­личных внешних и внутренних факторов, а их системой, которая реализуется в процессе формирования мотива (мотивации).

Рассмотрение этой системы позво­ляет объединить различные теории мотивации агрессивного поведения в единую концепцию, учитывающую роль и внешних факторов (фрустрационной ситуации, конфликтной ситуации), и внутренних (чувствительность субъекта к этим ситуа­циям, наличие опыта — научения и т.п.).

3.2. Мотивация эгрессивного поведения

Эгрессивное поведение (от лат. egredior — выйти, избегать) — это уход из фрустрирующей, конфликтной, трудной ситуации. Это поведение проявля­ется в различных формах: избегание трудных заданий, ответственных поручений, уход с уроков, если предстоит контрольная работа, побеги из неблагополучной се­мьи и т.п.

Эгрессивное поведение субъекта вызывают следующие обстоятельства:

1) отсутствие положительного эмоционального отношения со стороны других;

2) расхождения собственной самооценки с оценкой другими;

3) непосильные требования к нему, порождающие фрустрационные пережива­ния (постоянный страх перед неудачей);

4) переживание бессилия, потеря надежды на возможность преодолеть трудно­сти, избавиться от наказания;

5) отрицательное отношение к предъявляемым к нему требованиям. Способствуют проявлению эгрессивного поведения повышенная внушаемость субъекта, подражание другим лицам, проявляющим этот тип поведения в сходных ситуациях, ожидаемое облегчение после избегания возможных неприятностей, ожи­дание неограниченной свободы, самостоятельности.

3.3. Мотивация преступного (делинквентного) поведения

О преступном (делинквентном, от лат. delinquens — правонаруши­тель) поведении, как разновидности отклоняющегося поведения, говорят тогда, ког­да подросток выбирает противоправный способ удовлетворения потребностей, желаний, снятия психической напряженности — применяет физическую силу или ору­жие с целью нанесения травмы или увечья. В этом случае преступ­ный замысел превращает агрессивное поведение и в преступление.

Мотивацию преступного поведения можно понимать как процесс формирования мотива преступле­ния, его развития и оформления, а затем и реализации в фактических преступных действиях. В.В. Лунеев считает, что все перечисленные элементы входят в мотива­цию. Будучи динамичным процессом, мотивация… связана со всеми элементами преступного поведения: актуализацией потребности, возникновением и формированием мотива, целеобразованием, выбором путей достижения цели, прогнозированием возможных результатов, принятием решения.

Однако в мотивацию В.В. Лунеев включил и анализ наступивших последствий, и даже раскаяние и выработку защитного мотива, что к мотивации, как процессу формирования замысла преступления, на наш взгляд, не относится.

Противоречия имеются и в понимании мотива. Большинство авторов понимает мотив как побуждение: «осознанное побуждение (стремление) к совершению конкретного целенаправленного поступка (волевого акта), пред­ставляющего общественную опасность и предусмотренного уголовным законом в качестве преступления», «внутреннее побуждение, кото­рое вызывает у лица решимость совершить преступление», «побуждение, которым руководствовалось лицо, совершая преступление». Правда, побуждение у криминологов — скорее основание поступка, а не энергетический импульс, заставляющий субъекта проявлять активность. Так, К.Е. Игошев понимает мотив преступного поведения как сформировавшееся под влиянием со­циальной среды и жизненного опыта личности побуждение, которое является внутренней непосредственной причиной преступной деятельности и выражает личностное отношение к тому, на что направлена преступная деятельность. [20]

Зная, что мотив преступного поведения — это побуждение, следует отметить в то же время, что о мотиве преступления можно говорить только тогда, когда уже появились или формируются такие элементы преступного поведе­ния, как объект или предмет воздействия, цель или средство достижения преступ­ного результата. Подросток еще не преступник (и может им так и не стать), но уже социально опасен, если имеет решимость (намерение) совершить преступление.

Понимание этого важно для предупреждения преступлений, которое должно со­стоять не только в устранении условий для их совершения, но и в изменении взгля­дов и установок личности, т.е. в ее воспитании и перевоспитании.

Таким образом, если для уголовного права существует только один аспект — совершено преступление или нет, то для педагогики этого недостаточно: необходимо выявлять замыслы, особенности личности, могу­щие привести к появлению мотивов и мотивационных установок преступного пове­дения.

Таким образом, в работах по мотивации преступного поведения отражается об­щее положение проблемы мотивации, существующее в психологической науке, со всеми ее противоречиями, неясностями. Изучая мотивы, исследователи хотели бы, знать о переживаниях и чувствах подростка, совершившего преступление, о его по­требностях и интересах, идеалах, установках и убеждениях, целях и средствах их достижения, о планировании результата, т.е. все то, что послужило основанием преступного поступка. А это возможно только в том случае, если мотив преступно­го поведения рассматривать как сложное многокомпонент­ное психологическое образование, а процесс его формирования — как динамичный, стадиальный.

В то же время нельзя не отметить заслуживающие внимания и опережающие иногда мысль психологов высказывания криминалистов о мотиве. Так, среди них считается, что мотив, наряду со своей важнейшей функцией побуждения, выполняет также регулятивную функцию фильтра при отборе и оценке подростком того, что способствует или противодействует удовлетворению актуальной потребности. Другая функция мотива — отражательная, о которой психоло­ги прямо не говорят (хотя похожие высказывания и имеются, например, у К.К. Платонова).

В актив криминалистов можно занести и четкую мысль, что мотивация — это процесс формирования мотива, т.е. мотив является результатом этого процесса. Безусловно, положительным во взглядах криминалистов на мотив является по­ложение, что мотивация преступления отражает не только и не столько ту или иную криминогенную ситуацию, в которой оно совершается, сколько все предшествую­щие негативные влияния социальной среды, сформировавшие личность с антисоци­альной направленностью, а точнее, деформировавшие мотивационную сферу лич­ности. Следовательно, временные пределы отражения криминогенных влияний в мотивации преступления нельзя ограничивать рамками конкретной ситуации.

В.Б. Голицын выявил, что для делинквентов характерным является доми­нирование потребностей в средствах существования и недостаточная сформированность потребностей развития, познания, труда, межличностного общения.

По выраженности тех или иных потребностей и особенностей Д.И. Фельдштейн делит подростков с антиобщественной направленностью личности на пять групп. В первую группу входят подростки, ставшие на путь правонарушений случайно. Они слабовольны и легко поддаются влиянию окружения. Потребности у них просоциальные и не являются сами по себе причиной их антисоциальных по­ступков. Во вторую группу входят подростки со слабо деформированными потреб­ностями. Они легко внушаемы, легкомысленны, заискивают перед товарищами. Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и просоциальными потребностями, интересами, установками. Имеющиеся у них пра­вильные нравственные взгляды не стали убеждениями. Для них является харак­терным эгоистическое стремление к удовлетворению своих потребностей, что и приводит к антиобщественным поступкам. Четвертую группу составляют подро­стки с деформированными потребностями и низменными устремлениями, подра­жающие тем несовершеннолетним правонарушителям, у которых имеется устой­чивый комплекс аморальных потребностей и откровенно антиобщественная на­правленность отношений и взглядов. Правонарушения совершаются ими, в основном, ситуативно, в результате спонтанно возникшего на фоне общей направ­ленности личности мотива. В пятую группу входят подростки с устойчивым ком­плексом общественно-отрицательных аномальных, аморальных, примитивных по­требностей. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, стремление к потреби­тельскому времяпрепровождению, агрессивность сочетаются у них с сознательно совершаемыми правонарушениями.

Существенным для исследователей вопросом является, на каком этапе мотива­ции начинают проявляться криминологически значимые отклонения личности. И здесь положения, высказываемые ими, не всегда убедительны. Заявляется, на­пример, что потребностей, мотивов и частично целей, свойственных только пре­ступному поведению, нет, как нет и антиобщественных потребностей и мотивов (В.Н. Кудрявцев, В.В. Лунеев), а авторы, которые придерживаются противополож­ной точки зрения, критикуются на том основании, что социальная оценка мотива зависит не от его абстрактного содержания, а от того, в систему каких обществен­ных отношений он включен и каким общественным отношениям противопоставлен. Утверждается, что потребности, мотивы нельзя правильно оценить с точки зрения социальной полезности или вредности, так как последняя раскрывается через цель, средства ее достижения и наступившие последствия, через отношение субъекта к социальным ценностям, которыми он пренебрегает, реализуя свое желание.

Действительно, побуждение социально нейтрально (хотя и такой подход крити­куется), так как по одному и тому же внешне схожему побуждению могут быть со­вершены как преступление, так и благородный поступок. Месть соседу за причи­ненную обиду, реализованная в нанесении телесного повреждения, — антисоциаль­на, а месть врагу Родины — священна. Но мотив, если его понимать как основание поступка, не может быть нейтральным. Такое заблуждение возникло у криминоло­гов потому, что мотив они понимают слишком узко, не включая в него как раз те элементы, которые делают поведение человека антисоциальным, преступным: сред­ство достижения цели, предвидение последствий, отношение к социальным ценно­стям. Именно на примере мотивации преступного поведения отчетливо видно, как существующее в психологии понимание мотива тормозит понимание проблемы по­ведения в целом, вызывает ненужные дискуссии.

Понимание мотива как основания поступка (для чего, ради чего) дает основание говорить об антисоциальных мотивах ввиду антиобщественной направленности замысла субъекта. Антиобщественный замысел становится таковым, конечно же, в связи с общественными отношениями, моралью общества, дающей нравственную оценку (а правовые органы устанавливают и правовую оценку) тому или иному по­ступку. Криминальны не сами по себе потребности и многие цели, взятые в отдель­ности, криминальный оттенок им придают другие компоненты мотива, связанные с блоком «внутреннего фильтра». И основную криминальную «нагрузку» в нем несет компонент, связанный с нравственным контролем. Именно деформации и искривле­ния этого компонента структуры личности приводят к преступному поведению, а не корысть, зависть, месть, недовольство, обида и озлобленность, относимые к мотивам преступлений. От возникновения этих состояний до намерения совершить преступление может быть большая дистанция. Преступны не желания голодного человека добыть пищу, разъяренного — ответить обидчику, а антиобще­ственные и противоправные способы, которыми они хотят это сделать, поэтому и потребности, и внешние обстоятельства «виноваты» в содержании преступления лишь постольку, поскольку они облегчили формирование намерения удовлетворить потребность, но не больше. Не будь потребности или соответствующей ситуации, не было бы и преступления; но с таким же успехом в совершении преступления мож­но обвинить и его жертву: не появись она в этом месте и в это время, не было бы и данного преступления.

Таким образом, большинство компонентов, образующих структуру мотива пре­ступления (преступного действия), не криминальны. Однако поскольку человек вы­бирает криминальные пути и средства удовлетворения потребности и достижения цели, мотив в целом, как и замысел, намерение, приобретает криминальный харак­тер.

Мотивы преступного поведения у лиц разного возраста существенно различаются. Подросткам 14-16 лет присущи два вида криминальной мотивации: корыстная, удельный вес которой достигает бо­лее 50%, и насильственно-эгоистическая, доля которой составляет 40%. Промежу­точная форма (корыстно-насильственная) чаще всего совершается при доминирова­нии мотивации самоутверждения.

Конкретными причинами преступного поведения подростков являются: жела­ние развлечься, показать силу, смелость, ловкость; утвердить себя в глазах свер­стников, стремление к чему-то особенному, к сладостям, престижным вещам. По­этому три четверти преступлений подростков носит ситуативно-импульсивный характер.

Преступное поведение 16—17-летних по многим аспектам сходно с таковым у подростков. Однако есть и различия. Снижается число преступлений по корыстным мотивам (до 40%).

Мотивация как бы «взрослеет» и становится разнообразнее. Мотивами преступного поведения у лиц этого возраста являются (в порядке убыва­ния частоты проявления): корысть, хулиганские побуждения, добыча средств на спиртное и наркотики, месть и озлобление, солидарность с другими, озорство, для добычи средств на сладости, показать свою силу и смелость, утвердить себя в глазах окружающих и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В поведении подростка можно выделить две функционально взаимосвязанные стороны: регулятивную и побудительную. Регулятивная сторона обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях. Регуляция поведения реализуется посредством различных психических npоявлений, таких как: ощущения, восприятие, внимание, мышление, память, речь, способности, темперамент, характер, эмоции. Побудительная — обеспечивает активность и направленность поведения. Описание этой стороны поведения связано с понятием мотивации.

Направленность поведения трудных подростков, как мы выяснили наиболее тесно связано с характером. Особенности темперамента, которые способст­вуют возникновению нарушений поведения, также обуславливают негативные поступки.

В коллективах (школа, семья и т.д.), где применяются неадекватные средства воспита­тельных воздействий и где антиобщественные фор­мы поведения усваиваются из непосредственного общения, детерминируют негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность и т.п.

В случаях социализированных правонару­шений подростки, как правило, не имеют психических расстройств как таковых. Их поступки носят анти­общественную направленность просто потому, что приобретенные ими стандарты поведения противо­речат общественным нормам, хотя и соответствуют тем нормам, которые установлены в семьях этих де­тей или внутри их группы сверстников. И напро­тив, несоциализированная агрессивная деятельность характерна для подростка, имеющего именно психиче­ские нарушения, которые проявляются в эмоцио­нальных расстройствах и плохих межличностных отношениях. Более того, трудности поведения та­кого ребенка возникают в результате стрессов и разногласий в семье.

Все эти выводы крайне важны для осмысления форм и методов работы с трудными подростками.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologicheskie-osobennosti-trudnyih-podrostkov/

1. Безруких М. М. , Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? — М., 1991.

2. Белозерова Л.И. Основы теории и методики воспитательной работы школы с трудными детьми. – Киров. 1992

3. Божович Л.И. Отношения школьника к изучению как психологическая проблема//Вопросы психологии школьника. – М., 1981. — № 6.

4. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве — М., 1990.

5. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. — Рига, 1994.

6. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — M., 1996.

7. Волков. Б.С. Мотивы преступлений – Казань. 1982.

8. Вопрос психологии личности школьника. Под ред. Л.И. Божович, Л.В., Благонадежиной. — М., 1991.

9. Голицын В.Б. Особенности потребностно-мотивационной сферы лиц с отклоняющимся поведением. Автореф. дис. …канд. – Л., 1985.

10. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. — М.,1996.

11. Запорожец А.В., Ниверович Я.3. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии, 1974.

12. Запорожец А.В., Ниверович Я.3. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии, 1974. — № 6.

13. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. – Горький. 1974.

14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000.

15. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психические состояния. — Владивосток, 1990.

16. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. дис. …канд. – СПб., 1996.

17. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. — М., 1964.

18. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. — М., 1981.

19. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1985.

20. Лоренц. К. Агрессия. – М., 1994

21. Лунеев В.В. Преступное поведение: мотивация, прогнозирование, профилактика. – М., 1980.

22. Люблинская А.А. Детская психология. — М., 1991.

23. Наенко Н.И. Психическая напряжённость. — М., 1976.

24. Очерки психологии детей. Под ред. Л. И. Божович, А.Н. Леонтьева, — М., 1960.

25. Патаки Ф. Некоторые проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения // Психологический журнал. – 1987. — № 4.

26. Петровский В. А. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. – 1981. — № 2.

27. Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. — М., 1983.

28. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.

29. Реан А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. – СПб., 1996.

30. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. — М., 1999.

31. Филимонов В.Д.. Криминологические основы уголовного права. – Томск.1981

32. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1-2. – М., 1986.

33. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.

34. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения – 97: Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 1997.

35. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1995.

36. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. — М., 1996.

37. Patterson G. Reprogramming the families of aggressive boys. – In: C. Thoreson, Behavior Modification in Education. Year Book, Part I, Univercity of Chicago Press.

38. Patterson G. R. and Соbb J. A. A dyadic ana­lysis of «agressive» behaviors. — In: J. P. Hill, Minnesota, Sympo­sia on Child Psychology, vol. 5 , University of Minnesota Press/

39. Power M., Ash P., Shoenberg E. and Sirey С. Delinquency and the family. — British Journal of Social Work, vol. 4 , pp. 13—38.

40. Rutter M.,Tizard J. and Whitmоге К. Education, Health and Behavior, Longmans. 1970.

41. Hewitt L. E. and Jenkins R. L. Fundamental Patterns of Maladjustment: The Dynamics of Their Origin, State of Illinois, Springfield.