Вербальная агрессия старшеклассников

Агрессия и родственные формы поведения у студентов и подростков являются в наше время важнейшими проблемами не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число студентов и подростков с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммой целого ряда неблагоприятных факторов:

  • ухудшением социальных условий жизни студентов и подростков;
  • кризисом семейного воспитания;
  • невниманием школы, ВУЗа к нервно — психическому состоянию детей;
  • увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждении головного мозга ребенка;
  • средства массовой информации, кино и видеоиндустрией, регулярно пропагандирующие культ насилия.

Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует студентов и подростков, как агрессивное. Агрессивность студентов и подростков проявляется в широком диапазоне от редких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда подросток или студент вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко — ответную агрессию, даже со стороны специалистов.

Вербальная агрессия — символическая форма агрессии в виде причинение психологического вреда с использованием преимущественно вокальных (крик, изменение тона) и вербальных компонентов речи (инвектива, оскорбления и т. п.).

Интеллект — совокупность умственных способностей и культурного-исторического опыта в человеке.

На данный момент, взаимосвязь вербальной агрессии и интеллекта изучена недостаточно, что является предпосылкой для изучения данного феномена.

Таким образом, целью нашего исследования является изучение взаимосвязи между вербальной агрессией и интеллектом.

Объектом исследования является вербальная агрессия и интеллект.

Предметом исследования является взаимосвязь вербальной агрессии и интеллектуальными способностями старшеклассников.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь между вербальной агрессией и интеллектом у старшеклассников.

В соответствии с предметом, и целью исследования были поставлены следующие задачи:

  • Изучить формы проявления агрессии
  • Раскрыть понятие, цели и причины агрессии.
  • Раскрыть понятие интеллекта и его структуру
  • Изучить взаимосвязь между уровнем вербальной агрессией и интеллектом у старшеклассников.

В исследовании нами были использованы следующие методики:

10 стр., 4663 слов

Вербальная агрессия

... и уж конечно в ее жизни не достает радости. 6. Вербальная агрессия коварна. Тот, от кого исходит вербальная агрессия, третирует своего партнера, выказывает презрение и обесценивание его так ... шуток или сдержанностью, постепенно он добавляет и другие формы агрессии. Во многих случаях вербальная агрессия переходит в физическую агрессию, которая, в свою очередь, тоже начинается не сразу, а ...

  • Для диагностики состояния агрессии нами применялся опросник «Баса-Дарки».
  • Для диагностики уровня общих умственных способностей нами применялся «Краткий ориентировочный тест Вандерлика» (КОТ).

1.Теоретическое изучение агрессии и интеллекта

1 Понятие агрессии, теории и виды агрессии

Начиная с середины 60х годов тема насилия и агрессии становится одной из актуальных на Западе, ее даже называют «интригующей»; а сам ХХ век — « веком беспокойства о насилии». Анализ новейшей психологической и социально-философской литературы, вышедшей в ведущих странах Запада в 70-80г. и посвященной проблеме человека, Свидетельствуют о том, что вопросы, связанные с человеческой агрессивностью (или агрессией), выдвигаются на передний план многих исследований.

Чрезвычайная сложность и многообразие форм проявления агрессивности (особенно применительно к человеческому поведению) приводят к тому, что на сегодняшний день в науке отсутствует его однозначная трактовка и определение.

В общем виде, агрессия в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

  • Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве.
  • В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам.
  • Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.

Существует несколько разнонаправленных теорий агрессии, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии.

Старейшая из них теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. З. Фрейд самый знаменитый из приверженцев этой довольно распространенной точки зрения, полагал, что агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия — это тот же самый инстинкт, только спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты. Психоаналитическое направление рассматривает агрессивное поведение преимущественно как инстинктивное. Согласно этой концепции «агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально запрограммированы на подобные действия». Разработчиком данного положения является З. Фрейд, который считал, что «агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти».

Существуют два основных инстинкта — эрос (инстинкт жизни), направленный на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни; и танатос — влечение к смерти, инстинкт, направленный на разрушение и прекращение жизни. «… существует острый конфликт между сохранением жизни (то есть эросом) и ее разрушением (танатосом)… и другие механизмы (например, смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне». Все человеческое поведение, по мнению Фрейда, следует из взаимодействия эроса и танатоса, и агрессия является направленной на других энергией танатоса. З. Фрейд считает, что агрессия не только врожденное, но и неизбежное свойство человека, так как, если энергия танатоса (инстинкта смерти) не будет обращена вовне, она приведет к разрушению самого индивида.

14 стр., 6878 слов

Лидерское поведение (теории)

... Л.А. и др. Целью данной курсовой работы является анализ различных теорий лидерского поведения. Задачи: 1) рассмотреть понятие «лидерство»; 2) охарактеризовать место лидерства ... 4) выявить классификацию существующих теорий лидерства; В качестве объекта данной курсовой работы рассматриваются различные теории лидерского поведения. Предмет курсовой - роль лидерского поведения в управлении организацией. ...

Теоретики — эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека. Человек генетически запрограммирован на совершение насильственных действий, доказывает Р.Ардри, он бессилен против инстинктов собственной природы, которые неотвратимо приводят его к социальным конфликтам и борьбе.

Человек в развитии своего сознания и бытия настолько далеко ушел от животного мира. Что распространять закономерности последнего на человеческое поведение, его мотивы и механизмы с научной точки зрения абсолютно бесперспективно. Различные общественные формы деятельности человека детерминированны отнюдь не его биологической сущностью. Но осуществляются прежде всего по законам общественного труда, законам развития определенного способа производства. Обладая специфической и уникальной в природе способностью сознательно производить орудия труда и целенаправленно использовать их в своем воздействии на окружающий мир, наличием второй сигнальной системы и связанной с ней членораздельной речью, человек выступает прежде всего как субъект труда, мысли, воли и общения. Корни всех проявлений насилия следует искать не в материальных отношениях и условиях, а в индивидуальной психологии людей, в субъективном мире личности.

Фрустрационная теория:

Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации агрессии, Теория фрустрации предложена Доллардом и его коллегами. В одной из первых монографий, затрагивающих проблемы агрессии, «Фрустрация и агрессия» (1939) под авторством Долларда, агрессия определяется как «акт, целевой реакцией которого является нанесение вреда организму». Это определение оказалось определяющим для многих последующих исследований. Согласно фрустрационной теории, агрессия — это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

Многие авторы рассматривают агрессию как реакцию враждебности на созданную другим фрустрацию, независимо от того, насколько эта фрустрация имеет враждебные намерения, предложенная несколько десятилетий назад Доллардом и его коллегами.

Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно. Это общее положение о смещенной агрессии было расширено и пересмотрено Миллером, выдвинувшим систематизированную модель, объясняющую появление этого феномена. Автор предложил, что выбор агрессером жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами: 1) силой побуждения к агрессии; 2) силой факторов, тормозящих данное поведение и 3) стимульным сходством, каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором. Барьеры, сдерживающие агрессию, исчезают более быстро, чем побуждение к подобному поведению, по мере увеличения сходства с фрустрировавшим агентом. Таким образом, модель предсказывает, что смещенная агрессия наиболее вероятно будет разряжена на тех мишенях, в отношении которых сила торможения является незначительной, но у которых относительно высокое стимульное сходство с

13 стр., 6217 слов

Агрессия: психологические и социальные аспекты

... Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996, стр.6 Агрессия - злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение. Паренс Г. «Агрессия наших детей», ... привычным. Изменяя биологическую сущность человека, Скиннер выдвинул свою теорию «технологии поведения», которая, фактически, представляет собой научное подкрепление того, что в ...

Когнитивные модели помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения. Согласно теориям данного направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее внимание на его чувства и поведение. В свою очередь степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности.

В соответствии с теориями социального научения глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания на то:

  • Каким путем агрессивная модель поведения была усвоена;
  • на факторы, провоцирующие ее появление;
  • на условия, способствующие закреплению данной модели поведения.

Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях появления агрессии, а так же в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. Теории социального научения утверждают, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, то есть теории этого направления более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль.

Таким образом агрессия — это целенаправленное, деструктивное поведение, выражающееся в оскорблении или физическом причинении вреда другому, с целью защиты или доминирования.

Эволюционный подход:

Эволюционный подход является близким к инстинктивистскому относительно рассмотрения агрессивного поведения. Представителем этого теоретического направления является известный этолог Конрад Лоренц.

К.Лоренц полагал, что агрессивное поведение берет свое начало из инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и других существ. Значительную роль в формировании агрессивных побуждений является наличие идентификации «свой» и «чужой». В ходе эволюции социального поведения возникают внутренне консолидированные и отчужденные от соседей социальные группы. Стереотипы позволяют быстро, по немногим решающим критериям распознать друга и врага, товарища по группе и постороннего, они упрощают мир и вызывают чувство уверенности. И в человеческом обществе существуют стереотипные убеждения и базирующиеся на них предрассудки (национальные, расовые, а также половые и классовые).

Лоренц считал, что агрессивная энергия генерируется в организме непрерывно и накапливается с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии накопилось в организме в данный момент, тем меньший стимул нужен для того, чтобы эта энергия «выплеснулась» во вне в виде агрессивного поведения.

К. Лоренц в своей работе, посвященной агрессии, трактует ее как движущую силу борьбы за выживание, причем эта борьба в основном происходит внутри одного вида.

Побуждение как механизм агрессии предполагает, что источником агрессии является вызываемый внешними причинами порыв, или побуждение причинить вред другим. То есть агрессия — это свойство человека, которое проявляется в определенной ситуации.

Теория социального научения:

В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

Эта теория была предложена А.Бандурой и объясняла усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения. С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

  • o Способов усвоения подобных действий;
  • o Факторов, провоцирующих их появление;

— Сторонники теории социального научения, считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большой степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. Поэтому, существенное значение уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии.

Теория переноса возбуждения:

Современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной теорией научения. В ней агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям.

Данное направление представляет Зильманн, который доказывает, что «познание и возбуждение тесным образом взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания, приносящего страдания опыта и поведения».

Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:

  • Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.
  • Наличие фрустрации.
  • Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.
  • Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.

Таким образом, существуют различные теоретические направления, каждое из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии.

В литературе представлено несколько типов классификации агрессии. Наиболее признанной является общая для ряда концепций схема, выделяющая два основных вида агрессивного поведения:

  • конструктивная агрессия (открытые проявления агрессивных побуждений, реализуемые в социально приемлемой форме, при наличии соответствующих поведенческих навыков и стереотипов эмоционального реагирования, открытости социальному опыту и возможности саморегуляции и коррекции поведения);

— деструктивная агрессия (прямое проявление агрессивности, связанное с нарушением морально-этических норм, содержащее элементы делинквентного или криминального поведения с недостаточным учетом требований реальности и сниженным эмоциональным самоконтролем) .

Э. Фромм подразделяет агрессию на пять видов:

доброкачественную — способствующую поддержанию жизни,

злокачественную — реакция на угрозу интересам индивида,

инструментальную — представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности,,

псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение) — действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения,

оборонительную (нападение, бегство, сопротивление, конформизм) — появляется в момент опасности и носит оборонительный характер.

Для описания агрессии А. Басс (1976) предложил концептуальную рамку, включающую три шкалы. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная и прямая — непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Он признает агрессивными лишь те действия, которые причиняют вред живым существам; а также те действия, когда реципиент или жертва стремится избежать подобного обращения.

агрессия вербальный интеллект подросток

Категории агрессии по Бассу.

Тип агрессии

Примеры

Физическая — активная — прямая Физическая — активная — непрямая Физическая — пассивная — прямая Физическая — пассивная — непрямая Вербальная — активная — прямая Вербальная — активная — непрямая Вербальная — пассивная — прямая Вербальная -пассивная — непрямая

Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия. Закладка мини-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага. Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).

Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).

Словесное оскорбление или унижение другого человека. Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке. Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д. Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).

Бэрон Р. и Ричардсон Д. выделяют следующие виды агрессии:

  • враждебная агрессия, которая имеет целью причинение жертве страданий;
  • инструментальная агрессия, когда нападение на других не имеет целью причинение вреда.

Все перечисленные выше исследователи подчеркивают ситуационную обусловленность агрессивного поведения.

Таким образом, агрессия — это …Представители разных школ психологии периода открытого кризиса интерпретировали агрессию по — разному. Наибольший вклад внес А. Басс — он выделил основные виды и методики их диагностики.

1.2 Характеристика вербальной агрессии

агрессия вербальный интеллект подросток

Вербальная агрессия — символическая форма агрессии в виде причинения психологического вреда с использованием преимущественно вокальных (крик, изменение тона) и вербальных компонентов речи (инвектива, оскорбления и т. п.).

Вербальная агрессия может быть открытой или скрытой. Открытая вербальная агрессия проявляется явным намерением причинить коммуникативный урон адресату и выражается в очевидных унизительных формах (ругательства, крики).

Подобное поведение нередко имеет тенденцию переходить в физическую агрессию, когда агрессор беспардонно вторгается в личное пространство адресата (см. трансферы агрессии).

Скрытая вербальная агрессия — это систематическое и уничижительное давление на адресата, но без открытого проявления враждебных эмоций.

Общие характеристики вербальной агрессии:

— Вербальная агрессия разрушает. Она особенно разрушительна, когда агрессор делает вид, что ничего не происходит. Партнер чувствует агрессию, но его ощущения не принимаются в расчет, его мнение не принимается в расчет, ему становится еще больнее от ощущения смятения и разочарования.

  • Вербальная агрессия наносит удар по самооценке и способностям партнера. Он начинает и сам верить в то, что с ним что-то не так, что у него нет способностей, что он воспринимает мир неверно.

— Вербальная агрессия может быть открытой (гневные выпады и оскорбления) или скрытой (очень незаметной и постепенной, промывание мозгов).

Открытая агрессия — это обычно обвинения в чем-то, чего партнер никогда не совершал и даже не думал совершать. Скрытая агрессия — агрессия исподтишка, еще более разрушительна. Цель такой агрессии — подчинить партнера так, чтобы он сам не догадывался об этом.

— Вербальная агрессии по природе манипулятивна и стремится к контролю над другим человеком. Обычно жертва не понимает, что ее контролируют и ею манипулируют. Она может заметить, однако, что жизнь ее складывается совсем не так, как она сама спланировала, и уж конечно в ее жизни не достает радости.

  • Вербальная агрессия коварна. Тот, от кого исходит вербальная агрессия, третирует своего партнера, выказывает презрение и обесценивание его так что:
  • самооценка жертвы значительно падает, при том что она этого не замечает.
  • жертва теряет уверенность в себе, не понимая этого.
  • жертва сознательно или бессознательно может попытаться изменить стиль своего поведения, чтобы не раздражать агрессора и чтобы он больше не причинял ей боль.
  • жертва может не принимать этого, но ей методично «промывают мозги».
  • Вербальная агрессия непредсказуема.

Непредсказуемость — это одна из основных характеристик вербальной агрессии. Партнера буквально выбивают и колеи, сбивают с толку, шокируют злые, полные сарказма шуточки, уколы и комментарии агрессора.

— Вербальная агрессия — это проблема построения отношений. Когда супружеская пара сталкивается с реальной проблемой по поводу реального жизненного факта, например, если встает вопрос о воспитании ответственности у детей или сколько времени проводить вместе и врозь, каждый может злиться, но обе стороны могу сказать: «Я злюсь из-за того-то или того-то» или «Я хочу этого». И естественно, если ими движет добрая воля, они в конце концов приходят к компромиссу, то есть проблема разрешается. В отношениях с вербальной агрессией конфликта как такового нет. Проблемой является сам факт агрессии, и этот вопрос не разрешается. То есть разрешения этой проблемы не происходит.

— Вербальная агрессия содержит двойной посыл. Существует постоянный контраст междутем, что агрессор вам говорит, и его истинными чувствами к вам. Например, он кажется искренним и честным, когда он говорит партнеру, что это именно с ним что-то не так, или он может сказать: «Да нет же, я совсем не злюсь!» — а на деле говорит это именно со злобой. Или он может позвать партнера поужинать в ресторан, а во время ужина вести себя с ним отчужденно, равнодушно, так, словно он не понимает, что партнер вообще здесь делает.

— Вербальная агрессия имеет тенденцию усиливаться, она становится все более интенсивной, частой и принимает все более изощренные формы. Например, на начальном этапе общения агрессор может атаковать партнера только злыми выпадами под видом шуток или сдержанностью, постепенно он добавляет и другие формы агрессии.

Во многих случаях вербальная агрессия переходит в физическую агрессию, которая, в свою очередь, тоже начинается не сразу, а постепенно, с «нечаянных» толчков, пинков, хлопков, ударов и т.д., которые потом переходят в прямое избиение.

По мере как вербальная агрессия усиливается, переходя в насилие физическое, агрессор начинает вторгаться в личное пространство партнера.

Басс различает следующие виды вербальной агрессии:

  • вербальная — активная — прямая

словесное оскорбление или унижение другого человека

  • вербальная — активная — непрямая

распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке

  • вербальная — пассивная — прямая

отказ говорить с другим человеком, отвечать на его вопросы

  • вербальная — пассивная — непрямая

отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения, высказаться в защиту незаслуженно критикуемого человека.

  • . сформулировал категории вербальной агрессии :

1. Замкнутость

  • Стремление возражать
  • Стремление обесценивать достижения и чувства другого.
  • Вербальная агрессия в форме шуток.
  • Блокировка и искажение информации.
  • Обличение и обвинение другого.
  • Критика и осуждение другого.
  • Опошление смысла происходящего.
  • Отказ в эмоциональной поддержке.
  • Обзывание
  • Командный тон.
  • Забывание и отрицание фактов.

Таким образом, вербальной агрессией может называться любое оскорбление человеком другого человека выраженное в словесной форме. Она вызывает негативные представления о собеседнике, нарушает эффективность межличностного взаимодействия.

3. Понятие и структура интеллекта

Интеллект (от лат. — ум, рассудок, разум) зачастую отождествляется с мышлением: интеллект — это мыслительная способность человека. Однако еще французский психолог Ж. Пиаже разводил эти два понятия. Он предлагал трактовать интеллект, как «психическую адаптацию к новым условиям». Пиаже Ж. По Ж. Пиаже, «интеллект является состоянием равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположенные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка так же, как и все взаимодействия организма со средой». Одна из основных особенностей человеческого интеллекта заключается в том, что не всякое содержание, получаемое из внешнего мира, может быть усвоено, а лишь то, которое хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам индивида. Усвоение (ассимиляция) и приспособление (аккомодация) находятся между собой в состоянии несбалансированного равновесия, и деятельность человека направлена к достижению равновесия между ассимиляцией и аккомодацией. Еще одним важным показателем интеллекта является его организованность, т.е. представление интеллектуальной активности субъекта в виде некоторой структуры с выделением в ней отдельных элементов.

Ж. Пиаже говорил о стадиях развития интеллекта, иначе говоря, о стадиях развития некоторой структурной схемы с разными выделяющимися в ней компонентами. Выделяются 4 стадии развития интеллекта. Первая, названная стадией сенсомоторного интеллекта, продолжается от 0 до 2 лет. Вторая — дооперациональное мышление — занимает период от 2 до 7-8 лет. Третью стадию составляет период конкретных операций — от 7-8 до 11-12 лет. Последний, четвертый период развития интеллекта — это период формальных операций, он начинается от 12 лет и развивается на протяжении всей жизни. Если на первых этапах развития интеллекта операции как бы связаны с предметами, конкретны и зачастую недифференцированы между собой, то в процессе овладения различными способами замещения реальных объектов, обозначения их прежде всего словесными знаками возникает возможность более разнообразных связей с действительностью, иначе говоря, возникает развитой интеллект, который обеспечивает адаптацию человека к внешней среде. Стадии развития интеллекта привязаны к определенному возрасту, но обучение может ускорять их прохождение, а при отсутствии обучения по различным причинам может быть задержка развития. Например, в исследованиях П.Я. Гальперина было показано, что при целенаправленном обучении формальные операции появляются уже у старших дошкольников.

Если для Ж. Пиаже интеллект — это общий регулятор поведения всех уровней, то для некоторых других исследователей (А. Бине, Л. Векслер) он — символ обучаемости человека и любого другого живого существа всему новому.

В настоящее время существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта:

  • Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».
  • Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».
  • Структурный подход, сформулированный А.

Бине: рассматривает интеллект как «способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подхода, интеллект — это совокупность тех или иных способностей ,….

По мнению Векслера, интеллект — это «глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Существуют различные концепции, рассматривающие структуру интеллекта, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале 20 века Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

  • счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия.
  • вербальную (словесную) гибкость, т.е.

легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

  • вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь;
  • пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
  • память;
  • способность к рассуждению;
  • быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Американский психолог Дж. Гилфорд представляет интеллект как кубическую модель. Он выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенченским).

У Бине и Векслера интеллект — это одноуровневая модель с двумя блоками показателей вербального и невербального (действенного и образного) характера. По мнению Кэттела (1967), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.

Б.Г. Ананьев рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую процессы, состояния и свойства личности. В свою очередь, эта структура связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками. Они определяют меру интеллектуальной напряженности и степень ее полезности или вредности для здоровья человека. При таком подходе интеллект рассматривается как интегральное образование познавательных процессов и функций, сопровождаемое метаболическим обеспечением. Высокие показатели по интеллекту прогнозируют успешность человека в любом виде деятельности.

Подструктурами общего интеллекта являются образования невербального и вербального интеллекта. Вербальный интеллект показывает особенности вербально-логической формы общего интеллекта с преимущественной опорой на знания, которые, в свою очередь, зависят от образования, жизненного опыта, культуры, социальной среды каждого отдельного индивида. Невербальный интеллект зависит не столько от знаний, сколько от умений индивида и его психофизиологических особенностей, отражающихся в сенсомоторных показателях.

Общая оценка интеллекта осуществляется после суммирования отдельных показателей успешности выполнения каждого из заданий, причем полученная сумма соотносится с возрастом испытуемого. Следует отметить, что если в заданиях по определению вербального интеллекта оцениваются способность к логическому обобщению, умение строить умозаключения, самостоятельность и социальная зрелость мышления, то в заданиях по определению невербального интеллекта оценивается развитие других психических процессов и свойств — внимания, восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования навыков.

В целом, интеллект предстает как структура способностей, среди которых мыслительные играют самую важную роль, но не единственную, поскольку очень большое значение для общего интеллекта имеют свойства внимания, памяти, восприятия. Однако в современной психологической литературе достаточно часто два понятия — интеллект и мышление — рассматриваются как синонимичные, что вызывает терминологическую путаницу.

2. Экспериментальное исследование взаимосвязи между вербальной агрессией и интеллектом

1 Общая организация исследования

Данная тема актуальна для изучения, так как взаимосвязь вербальной агрессии и интеллекта изучена недостаточно и необходимо провести исследование для разработки методических рекомендаций касаемо методов и способов коррекции феномена вербальной агрессии.

Целью данного эмпирического исследования является: изучить взаимосвязь между вербальной агрессией и интеллектом у старшеклассников.

В качестве гипотезы можно выдвинуть предположение о том, что существует взаимосвязь между вербальной агрессией и интеллектом у старшеклассников.

Задачами данного исследования являются:

1. Подобрать методики для диагностики уровня вербальной агрессии и интеллекта старшеклассников.

2. Проветси диагностику…

3. Установить существует ли взаимосвязь между вербальной агрессией и интеллектом у старшеклассников

4. Установить силу данной взаимосвязи.

Для проведения данного исследования были выбраны следующие методики:

  • Для диагностики состояния агрессии нами применялся опросник «Баса-Дарки». Тест разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Опросник состоит из 75 утверждений, каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных или враждебных реакций. По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций, а также общий индекс агрессивности и индекс враждебности.

Методика предназначена для обследования испытуемых в возрасте от 14 лет и старше.

Комплектация методик для индивидуальной формы проведения: бокс-папка с цветной наклейкой, руководство, регистрационные бланки для каждой методики, ключи для обработки, тестовая тетрадь с текстами опросников (1 шт).

Комплектация методик для групповой формы проведения: бокс-папка с цветной наклейкой, руководство, регистрационные бланки для каждой методики, ключи для обработки, тестовые тетради с текстами опросников (15 шт).

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии <#»868546.files/image001.gif»>

  • Согласно полученным данным можно говорить о достаточно высоком уровне вербальной агрессии у подрастающего поколения. Исходя из полученных табличных данных, ..% старшеклассников имеют средний уровень вербальной агрессии. …….

По данным опросника КОТ:

По уровню интеллекта:

таблица 2….

Уровень интеллекта

низкий

Ниже среднего

средний

Высокий

Колличество испытуемых

25

3

2

Как видно, большая часть старшеклассников имеют низкий уровень интеллекта, что можно объяснить недобросовестным отношением к выполнению работы или слишком высокими нормами для учеников, приехавших из сельской местности. Уровни ниже среднего и средний представлены в группе незначительно (..% соответственно).

Высокий уровень интеллекта не продемонстрировал ни один из опрашиваемых.

 общая организация исследования 1

Согласно полученным данным по опроснику КОТ можно сделать вывод о том, что большинство старшеклассников интеллектуально не развиты.

Для статистической проверки гипотезы был осуществлен расчет кофициента корреляции Спирмена, полученная корреляционная связь = 0,4. Значение данного коэффициента означает, что взаимосвязь между вербальной агрессией и интеллектом находится на среднем уровне и близка к низкому. Поэтому можно сделать вывод о том, что взаимосвязь между…. существует. Гипотезы исследования подтвердилась.

Заключение

Уровень агрессивности среди подрастающего поколения стремительно растёт и причины могут быть разные от растущего в стране криминала до уровня воспитания современных детей.

Для проверки гипотезы о взаимосвязи интеллекта и уровня вербальной агрессии было проведено исследование. В исследовании приняли участие старшеклассники школы… в количестве. В результате исследования гипотеза нашла свое подтверждение, то есть существует взаимосвязь между…Результаты исследования будут полезны учителя, родителям, могут быть использованы специалистами для проведения коррекционных и развивающих мероприятий со школьниками.