Трудные подростки

Курсовая работа посвящена теме «Особенности воспитания трудных подростков». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях, т. к. с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы воспитания трудных детей. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Целью исследования является изучение темы «Особенности воспитания трудных подростков».

В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: изучить теоретические аспекты; отметить актуальность проблемы воспитания трудных подростков в современных условиях; изложить возможные подходы и решения к проблеме воспитания трудных детей; обозначить тенденции развития данной проблемы;

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и список литературы.

Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований.

ГЛАВА I. Основы воспитания трудных подростков.

Ученые и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка тоже можно считать трудным. Представителями различных наук (медицины, психологии, педагогики) даются различные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения.

В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

13 стр., 6458 слов

Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков

... теоретически обосновать данную проблему; 2. охарактеризовать «трудных» подростков; 3. проанализировать формы и методы работы учителя с «трудными» подростками в процессе нравственного воспитания; Для достижения ... педагогическая запущенность учащихся? Социально-педагогическая запущенность — это состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств деятельности, общения, ...

В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм1 , либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников2 .

_______________

1 Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. -М., 1979.

2 Степанов ВТ. Психология трудного школьника. — М., 1986.

Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе.

Традиционно причины отклоняющегося от норм поведения подразделяются на две группы:

  • причины, связанные с психическими и психофизиологическими

  • причины социального и психологического характера. По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу следует выделить причины, связанные с возрастными кризисами.

Причины, связанные с психическими и психофизиологическими По данным М. Раттера, серьезными психическими отклонениями страдают от 5 до 15% детей. Если к этому количеству добавить менее тяжелые нарушения и эмоциональные расстройства эпизодического характера, становится ясным размер и суть проблемы. Лишь малая часть этих детей попадает на прием к психиатру (для нашей страны, где диагноз такого характера становился клеймом на всю жизнь, процент обратившихся к врачу еще меньше).

Тот же М. Раттер указывает, что широта проблемы говорит о том, что в ее решении должны принимать участие педиатры и специалисты, не связанные с медициной, педагоги, психологи, социальные работники. Разумеется, они не могут поставить диагноз, но выделить симптомы и посоветовать, при необходимости, родителям ребенка обратиться к врачу — могут. Среди симптомов М. Раттер выделяет прежде всего следующие:

  • адекватность поведения ребенка нормативам, соответствующим его возрасту и половой принадлежности. Например, тревога при разлуке с близкими характерна для младенческого возраста, но весьма редка и поэтому ненормальна для подростков;

  • длительность сохранения расстройства. Кратковременные страхи, припадки, нежелание что-то делать могут испытывать большое количество детей. Но если эти и другие расстройства сохраняются длительное время, это уже отклонение от нормы;

8 стр., 3641 слов

«Коррекция агрессивного поведения детей»

... в поведении. Причины возникновения агрессивного поведения. Понимать как можно и нужно оказывать помощь и поддержку детям страдающими агрессивными проявлениями, уметь корректировать агрессивное поведение детей и учащихся. Проводить профилактические мероприятия, исключать причины и условия, способствующие агрессивному поведению. ...

  • то же относится и к колебаниям в поведении и эмоциональном состоянии;

  • появление изменений в поведении ребенка по сравнению с его обычным поведением, особенно если их трудно объяснить только с точки зрения нормального развития и созревания;

  • появление тяжелых и часто повторяющихся симптомов. Например, родители считают, что у ребенка появились ночные кошмары. Не следует обращать особого внимания, если они говорят об этом со слов ребенка;

  • как правило, не следует обращать особое внимание на один, существующий изолированно, симптом. 3

Иногда психиатрический подход к проблеме отклоняющегося от норм поведения рассматривается как наиболее объективный. Так, широко распространена концепция акцентуаций характера4 , т. е. временных изменений характера, сглаживающихся или, наоборот, обостряющихся по мере взросления. Но этот подход не может быть единственным в силу однобокости взглядов на человека и причины его поведения. Отклоняющемуся от норм поведению могут способствовать не сами психические аномалии, а, как считают многие ученые, психологические

особенности личности, которые формируются под их влиянием.Психологи и психиатры располагают методиками для точной диагностики типа и тяжести отклонения. Они же совместно с педагогом могут выработать меры педагогической коррекции поведения. Педагогам, даже считающим себя осведомленными в медицине, ставить подростку диагноз ни в коем случае не рекомендуется. Если же учитель в силу профессиональной необходимости узнал диагноз, ему следует особо позаботиться о сохранении конфиденциальности, для того чтобы не усугубить и без того непростую

_______________

3 Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.

4 ЛичкоА.Е. Психопатологии и акцентуации характера у подростков. -М., 1983.

ситуацию и не потерять доверие со стороны ребенка и его родителей.

Связи типов психических отклонений и акцентуации характера с определенными типами правонарушений не выделено. Более того, В.В. Королев пришел к выводу, что распространенность каждого вида преступлений у подростков с психическими отклонениями и без таковых одинакова. Показатели распространенности каждого вида преступлений располагаются по мере их убывания примерно в той же последовательности. По его данным, чаще всего совершают преступления подростки с остаточными явлениями органического поражения головного мозга (33,1% преступлений от общего числа, совершенного детьми с психическими отклонениями), следом за ними — больные олигофренией (20,1%).

На последнем месте находятся больные с патологиями характера (4,4%) и неврозами (2,6%)5 .

Причины социального и психологического характера. Наиболее общей причиной социального характера, как ни странно, является отношение общества к подросткам. Поясним, что имеется в виду: проблемы подросткового возраста и трудных подростков возникли только тогда, когда общество стало рассматривать подростков как особую группу людей и наделять их особыми правами.

4 стр., 1654 слов

Характеристика развития детей дошкольного возраста

... желаемой цели. внеситуативно-личностной. Давая общую характеристику ребенку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по ... речь, воображение. При хорошо организованной педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, ... взрослым. По характеру вопросов можно судить, на каком уровне развития находится ребенок. Первые вопросы ...

По данным исторических исследований вплоть до XVIII в. проблемы трудных подростков, детского и подросткового возраста вообще не существовало ни в медицине, ни в философии, ни в педагогике. В средние века дети включались во взрослый мир начиная с семилетнего возраста, и переходного, трудного возраста не существовало. Только в XVIII в. были сформулированы основные особенности детей как особой группы, требующей специального внимания. Среди причин психологического и

_______________

5 Королев В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. — М., 1992.

социального характера традиционно выделяют: 1) дефекты правового и нравственного сознания; 2) содержание потребностей личности; 3) особенности характера; 4) особенности эмоционально-волевой сферы. Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания. В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности ряд ученых называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего Окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у подростков зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых.

Следует отметить, что агрессивное противостояние «взрослым» нормам и ценностям и требованиям со стороны взрослых, а также следование нормам и правилам своей группы — наиболее распространенные причины кратковременного трудного поведения. Они же находятся в числе наиболее легко преодолеваемых. Взрослым стоит лишь пересмотреть свое отношение к подросшим детям, и проблема решится сама собой. Проблема молодёжной и подростковой субкультуры и попыток с их стороны отгородиться от влияния взрослых выделялась исследователями во все времена, поскольку она связана с возрастными изменениями подростков. В возрасте 13-17 лет подростки и молодежь очень подвержены влиянию «своих» групп. Так, среди причин, побудивших ребенка попробовать наркотики, чаще всего называется нежелание отстать от компании, быть как все (31%).

Тоже самое относится к передаче преступного опыта. Это «осуществляется при общении подростков между собой», как считают от 50 до 80% ребят6 .