Курсовая работа
По дисциплине: «Теория социальной работы»
На тему: «Социальная работа с детьми сиротами оставшимися без попечения родителей»
Основная для всех стран мира проблема помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в России стоит исключительно остро. Тяжелое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма и наркомании, маргилизация социума создают непомерные перегрузки для семьи. Число детей, лишенных родительского попечительства вырастают. Ужасно то, что большинство их составляю социальные сироты, т.е. дети, кинутые родителями на произвол судьбы. Они обычно отстают в развитии, легко становятся питательной средой для проявления разных форм девиантного поведения.
Цель исследования, Объектом исследования, Предметом исследования, Задачи исследования
1.раскрыть формы воспитания детей в детских учреждениях;
2. исследовать методы предоставления социальной помощи и защиты, прав ребенка;
3. рассмотреть социальную работу с приемной семьей.
Методы исследования, Структура курсовой работы
XX век назвали «Столетием ребенка». Согласно Концепции ООН о правах ребёнка, человек считается ребёнком до достижения 18 летнего возраста. На основании этого критерия в настоящее время в мире насчитывается 2 млрд. детей (всего население планеты свыше 6 млрд. чел).
Только в России на 2012 -2013 год насчитывается больше 800 тысяч детей сирот. К сожалению, почти во всех странах мира многие дети живут вне семьи. И эта проблема сегодня рассматриваема как одна из самых серьёзных проблем мирового уровня это происходит по разным причинам. Вот некоторые из них.
Бедность, характеризующая не просто нехваткой денег, но и недоеданием, голодом, заболеваниями, неграмотностью и незащищённостью. Она проявляется как в виде массовой нищеты в прогрессирующих странах, так и в виде отдельных регионах нищеты в богатых странах.
Войны и социальные потрясения, различные катастрофы, вынуждают людей покидать места обитания. В итоге дети разлучаются со своими родителями и родственниками.
Структурные изменения в семьях. В последние десятилетия XX века процесс повышения роли городов в развитии социума значительным образом повлиял на структуру семьи. Большинство населения сегодня живёт в городах. В итоге крупные сельские и многодетные семьи в городах превратились в нуклеарные семьи. Во многих регионах мира из-за роста безработицы заметно ослабевает расположение мужчин в семье, оказавшихся не в состоянии ее содержать. В городах преобладают малодетные семьи. Семьи стали менее защищенными, и соседи, успешно исполнявшие функцию, социальной защиты в прежние годы утратили ее.
Организация деятельности учреждений социальной помощи семье и ...
... решению вопросов. 13. Оказания социальной помощи семье и детям. 14. Осуществление информационной работы среди населения по вопросам. 15. Социального обслуживания семей и детей в учреждении 2 ». Центр оказывает социальные услуги семьям: многодетным, неполным, с детьми-инвалидами, разводящимся, молодым, ...
Юные матери. В России ежегодно около 1,5 тыс. детей рождается у 15-летних матерей, 9 тыс. — у 16-летних и 30 тыс. — у 17-летних. Показатель рождаемости у 15-19-летних наших современниц в 2,5 раза выше, чем тридцать лет назад. Ежегодно каждый десятый новорожденный ребенок в России появляется на свет у матери моложе 15 лет, чаще всего вне юридического брака.
Таким образом, юное материнство становится одной из актуальных социальных проблем, устойчивый интерес к которой наблюдается у специалистов во всем мире, т.к. эта категория матерей в силу неблагоприятных медицинских, психологических, социальных последствий беременности и деторождения без соответствующей поддержки фактически неизбежно становится группой особого риска по отклоняющемуся материнскому поведению. В мире половое созревание женщин стало более ранним. Одновременно потерял действенность традиционный социальный контроль взаимоотношений полов в обществах с стремительно меняющимися социальными преобразованиями, отсутствует современная система консультаций и подготовки молодёжи к семейной жизни. В результате ежегодно в мире 15 млн. девушек оказываются беременными в возрасте 14-20 лет и рожают детей, опеку о которых чаще всего берут на себя родители или старшие родственники. Нередко эти дети оказываются оставленными, покинутыми, попадают в детские учреждения.
Насилие и злоупотребление. Разнообразные виды насилия и жестокого обхождения с детьми в семьях (пренебрежение детских интересов и потребностей, физическое, психическое или эмоциональное насилие, сексуальные злоупотребления) приводят к тому, что дети вынуждены становиться беспризорниками либо оказываются в детских учреждениях.
Функциональные нарушения у детей. В мире от 6 до 7% всех детей рождаются с функциональными нарушениями в той либо иной форме. В большинстве стран мира у семей нет возможности получить ту практическую, материальную, психологическую поддержку, которая требуется для проживания с ребенком-инвалидом в семейных условиях.
В 1995г. число детей в возрасте до 15 лет, лишившихся одного либо обоих родителей, достигло больше миллиона, прогнозируется, что к 2010г. эта цифра превысила 4,1 млн.. Точные статистические данные о том, сколько детей в мире воспитываются в учреждениях, отсутствуют, однако предположительно более 10 млн.. По количеству сирот лидирует Иркутская область, здесь ситуация печальнее всего: детей-сирот больше, чем в иных регионах, 5406 чел., что составляет 10,11% по отношению ко всему детскому населению. В Свердловской области 4870 детей не живет дома. В Москве 4381 человек (2,86% от всего количества детей).
Волгоградская область — 1537 официально зарегистрированных сирот (3,39%).
По процентному соотношению «лидирует» Ненецкий автономный округ, где аж 23,66% всех детей — дети-сироты. При этом в отдельных регионах и странах мира число таких детей необычайно велико и постоянно растёт. Всё это приводит к становлению форм воспитания детей, проживающих в детских учреждениях.
1.1 Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей
Сущность и проблемы содержания детей в детских учреждениях
... содержание детей. Второй подвид -- это социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оно осуществляется в образовательных учреждениях, созданных для таких детей: детских домах; детских домах-школах, школах-интернатах; санаторных детских домах (организованных для детей, нуждающихся в ...
Существуют разные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей:
1. Возвращение детей в семью к биологическим родителям и к родственникам. Это допустимо, когда родители осознали, насколько семья важна для ребёнка; когда родители имеют нужную материально финансовую базу и в том случае, если семья отвечает лучшим интересам ребёнка.
Приемная семья
На ребенка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами. По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выдаётся жилье, если его у него нет. В большинстве стран в последние 20 лет наблюдается отказ от крупных детских учреждений и поддержка детей в их обычной (семейной) среде проживания. Начало этому было положено в Швеции после 2-й мировой войны. Детей помешали в семьи и работали с ними в домашней среде вместо детского дома. При этом детей рассматривали как носителей семейных проблем, а семью как носителя проблем социума. Стратегия заключалась в том, что необходимо не только поставить ребёнка в семье в центр внимания и противостоять процессам, которые исключали семью из социума. В результате из детского дома исчезли как дети, так и персонал. Деятельность персонала была перенесена в ближайшую среду детей в дома и микросреду.
2.Опекунская семья приобрела статус в 1991г. В этой семье воспитывается от 1 до 5 детей. Сегодня детей, устроенных в такие семьи, насчитывается 8 тыс. Дети находятся па полном государственном обеспечении до окончания учебного заведения и трудоустройства.
3.Детский дом семейного типа. Это семьи, где наравне с родными детьми воспитываются 5 детей-сирот детей, которые остались без опеки родителей. В этих семьях — 200 приёмных детей, 60 родных. Преимущество таких семей в том, что реализуется право ребёнка на проживание в семье в а атмосфере любви, поддержки, опеки и ласки, устраняются последствия материнской потери, восстанавливается психофизическое здоровье детей. В семьях в течение месяца многие болезни проходят сами по себе.
4. Детская деревня. Это одни из вариантов детского дома семейного типа она построена в городе Кобрине Брестской области с помощью Германии. Детская деревня состоит из двухэтажных коттеджей, расположенных в живописной местности, в ней проживают 12 матерей-воспитательниц и 120 детей различных возрастов — от года до пятнадцати лет.
Создание учреждений с организацией жизнедеятельности по принципу семьи с временным нахождением в них детей — важнейшая тенденция в оказании социально-психологической помощи детям, оказавшимся в неблагополучной жизненной ситуации.
Учреждения:
1 Детские диагностические дома. (Словакия. Чехия).
В них дети находятся от 1.5 до 2 месяцев. За этот период специалисты ставят медико-психологический диагноз. В соответствии с ним детей после этого направляют в семью и массовую школу, в специализированный семейный либо обычный семейный детский дом, в учреждения для детей с особенностями в поведении.
2. Временные дома для детей. В Швеции существуют дома, где воспитатели с высшим специальным образованием создают благоприятные семенные условия для детей в возрасте от нескольких недель до 12 лет. Социальные кураторские службы направляют в эти дома детей, у которых сложные отношения в семье. Если родители, которые под влиянием различных причин переставали заниматься воспитанием детей, оскорбляли их достоинство, издевались над ними, начинают понимать свои ошибки и раскаялись в том, что случилось, то через 8 недель дети могут опять возвратиться в семью. Для тех же, кто остаётся в указанных домах, создаются благоприятные (домашние) условия: совместные вечера, просмотр телепередач, организация игр, праздников. У каждого ребёнка есть отдельная комната, его могут навешать друзья и одноклассники. Дети посещают обычные детские сады и школы. Если через полгода не удаётся установить нормальные отношения между родителями и детьми, воспитание ребёнка могут временно доверить, новой семье, с которой заключается годовой контракт. Предпочтение отдаётся тем семьям, у которых уже есть собственные дети. Через год биологические родители могут вернуть своих детей. Помимо того, в течение года им даётся возможность встречаться с ними.
Формирование здорового образа жизни у ребенка в семье
... - формирование здорового образа жизни у ребенка. Предмет исследования - формирование здорового образа жизни у ребенка в семье. Цель исследования: раскрыть теоретические основы и выявить пути и способы воспитания здорового образа жизни в семье. Цель определила задачи исследования: 1.Формирование здорового образа жизни у ребенка в семье как объект исследования в ...
3.Центры социальной защиты (Вьетнам).
Делятся на два типа. 1-й — это центры социальной защиты для сирот и детей с особенностями психофизического становления. Все дети учатся в местной школе, кроме детей с тяжёлыми формами неполноценности в становлении. При учреждениях работают курсы профессиональной подготовки, которые дети посещают по собственному выбору. 2-й тип — центры общей социальной помощи. В каждом проживают 300-400 человек. Под одной крышей оказываются две возрастные группы. Пожилые учат детей вьетнамским традициям морали, нормам и правилам поведения; дети, в свою очередь, помогают старшим: ухаживают за ними, совершают совместные прогулки.
К сожалению, подобные центры не могут заменить семью: дети чувствуют дефицит эмоциональных проявлений, отсутствие материнской любви и ласки, что негативно сказывается на становлении их психики. Они в большинстве своём изолированы от окружающего социума (доступ детей за пределы центра ограничен).
4.Дома семейного типа (США).
Размещение детей вне родного дома разрешалось на срок не больше I8 месяцев. По истечении срока должно приниматься решение о том, на какую семью возлагается ответственность растить ребёнка. Если биологическая семья не сумела реабилитироваться, чтобы вернуть ребёнка домой, рекомендовалось поместить его в новую семью. Биологические родители получали широкую поддержку, с тем, чтобы их дети, в конце концов, возвратились в новую семью. Детей стали помещать неподалёку от их дома, что давало возможность биологическим родителям почаще и в большей степени участвовать в повседневном жизни ребёнка в доме семейного типа. В результате проведённой работы 75% детей были возвращены домой, а 25% определены в более благоприятную семейную атмосферу, при этом предпочтение отдавалось усыновлению.
Таким образом, можно отметить, что существует большое число альтернативных форм воспитания детей в детских учреждениях, но лишь немногие из них реализуются в нашей стране.
В соответствии с Семейным кодексом РФ от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 17.07.96 N 829 «О приемной семье», областным законом «О защите прав ребенка», в целях упорядочения нормативно — правовой базы функционирования ранее созданных в области детских домов семейного типа и вновь создаваемых приемных семей правительство Свердловской области было принято постановление от 14 мая 1997 г №376. Обеспечить заключение договоров о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью между органом опеки и попечительства и родителями — воспитателями ранее созданных детских домов семейного типа в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением. Он определил уровень развития сети учреждений обслуживания семьи и детей в области, размеры минимальных выплат детям, воспитывающимся в приемных семьях и семьях опекунов. Правовой акт установил систему оздоровления детей, обеспечение жильём детей-сирот по достижении ими совершеннолетия.
Социальная работа с детьми сиротами
... социальной работы с детьми-сиротами в интернате. Исходя из выше сказанного, сформулированы задачи дипломной работы: ... социальной адаптации воспитанников школ-интернатов, а также основные положения, на которые опирается социальная деятельность в учреждениях для детей-сирот. Во второй главе раскрыта технология социальной работы: психологическое и педагогическое содержание, методы социальной работы ...
Разработан и механизм реализации законов через целевые программы, которые направлены на профилактику социального сиротства, укрепление института приёмной семьи и защиту прав детей. Альтернативные формы воспитания детей-сирот в детских учреждениях.
Потеря семьи — тяжелейшая трагедия для ребёнка, которая оставляет большой след в его судьбе даже в тех случаях, когда он довольно быстро обретает новую семью. Воспитание в условиях государственных учреждений, смена учреждении и опекунов ребёнка, позднее усыновление — этапы, травмирующие сирот, затрудняющие либо делающие невозможной реализацию его потенциальных возможностей, разрушающие систему его взаимоотношений с окружающим миром. В статье «Психолого — медико-педагогическая поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях», авторы И. Иовчук. Е. Морозова. А. Щербакова [1,12] подчёркивается необходимость образовательной работы с детьми-сиротами в государственных учреждениях. Авторы подмечают, что усилия государственных интернатных учреждений в области призрения, воспитания и обучения детей-сирот позже значительно обесцениваются, потому что такие дети, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью, испытывают большие трудности, обусловленные инфантилизмом, замедленным самоопределением, незнанием, а возможно и неприятием себя как личности. Также выпускникам интернатов свойственны иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики, трудности в произвольном общении, где требуется умение строить эмоциональные и деловые отношения, перегруженность отрицательным опытом и негативными образцами поведения.
В нашей стране альтернативой государственным воспитательным учреждениям становится приёмная семья. Люди, решившиеся усыновить либо взять на попечение ребёнка-сироту, сталкиваются с трудностями, обусловленными, как малой информированностью приёмных родителей, так и спецификой развития ребёнка, воспитывавшегося в учреждении интернатного типа (в доме ребёнка, детском доме, школе-интернате).
Люди, взявшие на себя благородную миссию воспитать в семье осиротевшего по тем либо иным причинам ребёнка, нередко оказываются не готовы воспринимать и принимать его со всеми присущими ему особенностями, недостатками, не оценивают его проблемы как психиатрические, дефектологические, т.е. требующие вмешательства и помощи специалиста. У приёмных родителей нередко возникают мысли об опрометчивости их поступка, о непреодолимости выявившихся проблем. Нарушается контакт с приемным ребёнком, который вызывает чувство раздражения либо разочарования. В крайних случаях от такого ребёнка стремятся избавиться, возвращают в то учреждение, из которого он был взят. Таким образом, авторы статьи доводят до читателей всю серьёзность принятия решения об усыновлении либо попечительстве. Предупреждают о возникновении трудностей. Эта статья очень информативна, приведённые в ней данные носят ограждающий характер. То есть авторы пытаются оградить читателей от возможного недостаточно обдуманного решения стать приёмными родителями. А для того, чтобы помочь приёмной матери разобраться в особенностях ребёнка и целенаправленно добиваться оптимального эффекта — его позитивной социализации — необходимы не только базовые знания в области психологии, психиатрии, дефектологии, наркологии и т.п., но и постоянная опора на специалистов различного профиля. В связи с этим авторы считают очевидной необходимость разработок и внедрения новых методик работы с семьёй. Они должны быть направлены на повышение социальной активности членов семьи, получение основных социальных, педагогических, психологических, юридических и медицинских знании, объединение семьи с различными специалистами и другими семьями, расширение кругозора семьи, а при необходимости и лечения её членов.
Современные формы устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей
... понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; ознакомиться с формами устройств детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; выявить наиболее ценные для сегодняшнего времени формы работы с детьми-сиротами; рассмотреть и охарактеризовать гражданско-правовые формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся ...
В заключении авторы привели итоги сравнения детей-сирот из сиротских учреждений и детей-сирот из приёмных и опекунских семей были обнаружены следующие различия: дети из семей оказались более живыми эмоционально, с яркими и тонкими эмоциональными реакциями, способными к сопереживанию. В отличие от воспитанников интерната, часто обнаруживающих несвойственные полу черты — маскулинность у девчонок, женственность у мальчуганов, у них в преобладающем большинстве случаев была адекватной половая идентификация: девочки выглядели женственными, стремились к женским видам спорта, рукоделию, искренне говорили о стремлении иметь в будущем любимого супруга, детей. Помимо того, дети из семей, в отличие от пассивных интернатских детей, ярко проявляли собственную инициативу в выборе кружков, секций, направления обучения, профессии, были в состоянии планировать будущую жизнь. В то же время у детей из семей значительно чаще, чем в интернате, проявлялись психосоматические расстройства и невротические реакции, что возможно, обусловлено более тонкой и яркой эмоциональной структурой личности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитание детей-сирот в приемных либо опекунских семьях даёт лучшие результаты, нежели в государственных сиротских учреждениях.
1.2 Проблемы социализации детей, оставшихся без попечения родителей
Выделяют основные типы адаптации человека через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или изменения себя. В этом случае активность человека направляется на лучшее и всё более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и личностных ресурсов. Следующий тип — самоустранение, уход из среды, если невозможно принять ценности окружения как свои не удалось изменить и покорить окружающий мир (в этом случае может пропасть чувство собственной ценности того, что окружает).
Крайняя форма ухода из среды (полное самоустранение) — суицид.
Правовые основы социальной защиты детей-сирот
... детей-сирот и детей, оставшихся без попечений родителей), Вороновой Е. (социальная работа с уличными детьми), Выготского Л. (психическое и социальное развитие детей и подростков), Варывдина В.А., Климантовой Г.И., Тимошиной Н.В.(социальная защите женщин, детей и семьи) и ...
Согласно данным, опубликованным в печати, из 15000 выпускников детских государственных учреждений (детей-сирот) в течение года 5000 попадают на скамью подсудимых, 3000 становятся бомжам, 1500 кончают с собой. сиротство воспитание приемный семья
Дети-сироты проблемная группа не только в психологическом плане; лишённые эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, перенесшие безжалостное обращение — это то, что можно считать часто начального капитала, сопровождающего стартовые позиции. В обычных условиях, как правило, первоначальный адаптационный потенциал дает семья: социальный статус, воспитание, здоровье, образование и многое другое, что не всегда можно измерить, описать, а иногда даже уловить.
Существующая система работы с детьми в государственных учреждениях зависит от множества факторов социально-психологического объективного и субъективного характера и не всегда способствует успешной адаптации личности (на всех возрастных этапах).
Применяются наказания: от оскорбления словом до лишения питания, избиения, помещения в психиатрическую клинику, переход из обычного детского дома в коррекционный. В детских учреждениях получают травмы, в том числе от побоев воспитателей и старших детей, а также производственные. Здесь, с одной стороны, болезни лечат, но с другой — не долечивают, провоцируют. Все это может повлиять на дальнейшее физическое развитие ребенка и его умственные способности.
У ребенка в государственном учреждении нет чувства постоянного дома. В 15-18 лет подросток вынужден уходить из детского дома практически в неизвестность, решать проблему жилья, прописки. Для некоторых закончить учебу — это начать скитаться. К статусу сироты добавляется статус мигранта, а стало быть, статус маргинала и чужака. Сформированы и получили развитие следующие институты социализации детей-сирот в условиях замещающей семьи:
1. Усыновление
2. Опека
3. Приемная семья
Первичным звеном системы учреждений социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся бес попечения родителей, являются центры «Семья». Центры занимаются вопросами изучения факторов социального неблагополучия и профилактики социального сиротства, а также осуществляют практическое исполнение индивидуальных программ социальной реабилитации детей-сирот в условиях заметающей семьи (комплексное социальное, психологическое, медицинское, педагогическое сопровождение ребёнка и его семьи).
Организацию мониторинга здоровья детей в условиях замещающей семьи осуществляют центры психологической, медицинской, педагогической диагностики и коррекции развития детей. Данные центры ведут непрерывную диагностику развития детей, воспитывающихся в домах ребёнка, дошкольных детских дома, школах-интернатах.
Дети-сироты становятся мигрантами в раннем возрасте и сохраняют этот статус в течение многих лет, доказывая, что миграция — не географический факт, а социальное явление. Домашние связи разрушаются у сирот несколько раз:
1) домашние связи и разлучение с родственниками;
2) домашние связи, когда ребенок начал считать детское учреждение домом, а воспитателей и детей родственниками.
Подобные переезды оставляют психическую травму на всю жизнь.
Степень открытости (закрытости) воспитательного учреждения во многом определяют развитие воспитанников. Если у обычного свободного ребенка есть несколько кругов общения: семья, школа, близкие и дальние родственники, личные друзья и друзья родителей, соседи, двор и т.д. У ребенка в детском доме круги общения гораздо меньше, и все они могут быть определены одной территорией и одними и теми же лицами.
Особенности социально-педагогической работы с детьми сиротами
... детей-сирот, то сегодня этот показатель в некоторых регионах достигает 25-30%. - увеличение количества недееспособных родителей, в том числе из-за психических заболеваний, а также подростков. В Казахстане ... судьбу детей. Все больше становится семей, где воспитывает детей один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака, дети-сироты, социальные сироты и скрытые социальные сироты ...
В совершенно закрытых учреждениях дети полностью отгорожены от внешнего мира: живут и учатся в одном здании на изолированной территории. Вопрос о закрытости учебных учреждений очень близок к вопросу о возможности выбора, в том числе образования и круга общения.
В воспитательном либо патронажном учреждении обязательно стараются дать ребенку образование либо профессию. Но дети-сироты часто ограничены в получении школьного образования, многие из них не могут учиться в обычной школе, равняться в своих знаниях на детей, у которых есть родители. Бывает, что в интернатах отсутствует преподавание некоторых предметов. Выпускники школ-интернатов ограничены как в свободе выбора учебного заведения, так и в возможности поступления, не смотря на имеющиеся льготы. Поступить, в ВУЗы, особенно на престижные специальности, сиротам практически невозможно.
Сегодня сирот не хотят принимать не только институты и техникумы, но и ПТУ. Помимо того, проблема состоит не только в том, чтобы поступить в учебное учреждение, но и в том, чтобы адаптироваться и удержаться в нем.
Молодые люди из числа сирот, как правило, не конкурентоспособны на современном рынке труда. А полученные профессии — не востребованы. Те немногие неправительственные организации, которые сегодня начали работать и готовы помочь сиротам. В том числе и трудоустройством, исполняют роль формальных, неформальных каналов трудоустройства: знакомства, рекомендации, биржи труда.
Очень редки случаи, когда молодой человек получает прописку, постоянное жильё и возможность учиться, работать, когда дети и родители соглашаются жить вместе по возвращении ребёнка из детского учреждения и ведут более либо менее сносное существование.
Сироты, не имеющие сведений о своих родных, оставленные в раннем детстве, а также подкидыши, после окончания школы в подавляющем большинстве случаев, могут предпочесть только те учебные заведения, и только те места работы, где предоставляют жильё.
Жилищная проблема накладывает отпечаток, а изредка и определяет весь процесс социализации детей-сирот. Большинство из них получают навык борьбы за жильё и прописку в возрасте 14-18 лет. Проходят все ступени «жилищной социализации»: знакомство с родителями, обращение в судебные органы, в администрацию города или района, в разные структуры социальной защиты, проходят комиссию по жилищным вопросам. В некоторых случаях проходят через суд, вымогательство. А также получают отрицательный жизненный опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство, воровство, болезни.
Журнал «Социс» опубликовал статью «Возможности и условия адаптации детей-сирот», автор которой подтверждает сложность адаптации выпускников сиротских учреждений: «Индивидуальные интервью, фокус группы показали, что для воспитанников школ-интернатов очень сложно вспомнить положительные примеры судеб сирот, а также сложно объяснить, что на их взгляд является решающим в успешной адаптации…» [3,c 23]. С одной стороны, говориться, что «всё зависит от самого сироты, его характера, целей в жизни», с другой, отмечается, что «сироте очень сложно вырваться за рамки обстоятельств — нет помощи родителей, нет возможности получить хорошее образование в школе и продолжить учёбу в техникуме либо ВУЗе». Также указывается на то, что сам факт воспитания в государственном учреждении является препятствием в жизни.
Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
... указывает на необходимость разработки новых теоретических подходов социальной работы в разрешении проблемы. Глава 1. Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей как объект социальной работы Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества ...
Также автор этой статьи делает далеко незавидные выводы: «воспитание в государственном учреждении изъятие ребёнка из асоциальной семьи предполагают предоставление ему возможности повысить свой статус относительно родителей (алкоголиков, наркоманов, преступников).
Единицы получают высокий уровень образования, престижную работу. Большинство получают рабочую специальность, пополняя базовый и нижний слои социума. При этом многие не имели и не имеют важных адаптационных ресурсов: материальных (жильё, востребованная профессия, сбережения) и психологических (адекватное воспитание поддержка родственников), Стало быть, их потенциал на изменение, повышение или сохранение прежнего статуса ниже, чем у остальных граждан».
2.1 Этапы социальной деятельности с приемной семьей
1-й этап связан с поиском приемных родителей. Люди, желающие выступить в этой роли, подают заявление, в котором указывают свою фамилию, имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст своих детей; предпочтительный пол и возраст приемного ребенка; допускаемые дефекты здоровья; возможные сроки контакта с ребенком и др. На этом этапе социальный работник выполняет информационную функцию, вместе с другими специалистами разрабатывает анкету опроса, участвует в создании банка данных (лучше компьютерный вариант) о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот.
На втором этапе претендентам, подавшим заявление, предлагают заполнить анкету либо иной вид документа, в котором будущие приемные родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи, характеризуют свой образ жизни, религиозную принадлежность членов семьи, состояние здоровья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей в семью, и другие данные. Выбор данных зависит от конкретной приемной семьи: либо опекунская, либо усыновителя или временная приемная семья. Анкеты или информационные карты или другой подобный документ социальный работник разрабатывает опять же совместно с другими специалистами. Таким образом, начинается предварительная диагностика потенциальной приемной семьи.
3-й этап предполагает первое посещение семьи, приюта, детского дома либо иного учреждения, где находится ребенок, который потенциально может быть принят в семью. На этом этапе социальный работник выполняет посредническую роль между ребенком и будущей приемной семьей. Он наблюдает за ребенком, проводит беседы с теми, кто занимается его воспитанием.
Четвертый этап предполагает углубленное изучение семьи и ее ближайшего окружения (углубленная диагностика).
Социальный работник, ознакомившись с заявлением и анкетой, заполненными будущими родителями, знакомится непосредственно с семьей, проводит беседы с членами семьи, определяет педагогический климат в ней, наличие вредных привычек у ее членов и другие характеристики семьи. Затем социальный работник совместно с другими специалистами обследует ближайшее окружение семьи (соседей, коллег по работе, друзей и др.).
Это может проводиться путем беседы либо специально разработанных анкет. Также могут быть запросы в органы общественного порядка и в больницу (для объективной оценки здоровья приемной семьи).
Пятый этап связан с предварительным вводным курсом обучения будущих родителей, тот, что может включать некоторые теоретические знания и практическую стажировку в течение двух-трех дней в учреждении, где находится ребенок. При этом социальный работник выполняет обучающую функцию, он разрабатывает программу небольшого вводного курса.
Шестой этап связан с передачей ребенка в приемную семью. В этом случае основная деятельность падает на органы опеки и попечительства и органы юстиции. С момента передачи ребенка в приемную семью социальный работник выполняет патронирующую роль. Начинается адаптация ребенка в приемной семье, которая связана с возникающими проблемами, как для ребенка, так и для родителей. Поэтому на этом этапе проводится углубленный курс обучения родителей, который является продолжением вводного курса. Социальный работник с другими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обучения родителей в приемной семье зависит от многих обстоятельств: какая семья усыновила ребенка (многодетная, бездетная, в качестве родителей выступает один человек либо двое, каков возраст приемных родителей, каковы мотивы, побудившие взрослых взять ребенка в семью, и др., а также от индивидуальности принятого в семью ребенка (возраст, пол, наличие болезни, наличие биологических родителей и пр.).
Дальнейшее патронирование приемной семьи связано со своевременным выявлением и разрешением проблем, которые могут появиться в приемной семье по обучению и воспитанию ребенка, предупреждением отказа приемных родителей от него.
2.2 Социальная помощь и защита прав ребенка
Одной из основных задач социальной помощи ребенку является устройство его дальнейшей судьбы с учетом всей совокупности обстоятельств в каждом конкретном случае. Основные группы детей:
1.Дети-сироты, у которых умерли родители;
2.Дети, родители которых лишены родительских прав;
3.Дети, временно лишившиеся родительского попечения (находятся в больнице, под следствием, в розыске, в заключение);
4.Дети из семей, где они подвергались физическому либо сексуальному насилию; из семей, где детей не кормят, оставляют на целый день или ночь одних без присмотра, где родители пьют или дебоширят, т.е. где дальнейшее их пребывание становится опасным для жизни;
5.Дети вынужденных переселенцев;
6.Дети, жилище которых находится в аварийном состоянии, либо оно отсутствует совсем, либо не отвечает санитарно-гигиеническим нормам.
Прежде чем принять по ребенку решение, нужно определить круг мероприятии по оказанию помощи, необходимо исследовать условия семейной жизни ребенка, его родственные и социальные связи (круг общения), интересы, данные о здоровье, получить данные о посещении дошкольных или образовательных учреждений. Вся эта работа в основном осуществляется социальным работником.
Основные функции социального работника при работе с детьми, оставшимися без попечения родителей:
1.Сбор информации, касающейся социального статуса ребенка. С этой целью работник посещает семью ребенка, изучает материальные условия, составляет акт обследования жилищно-бытовых условий, определяет психологический и моральный климат в семье, отношение родителей к ребенку, связывается с другими родственниками, соседями, школой, милицией и другими учреждениями.
2.Сбор и ведение документации на каждого ребенка в заведенное на него личное дело. В папку собираются сведения о семье, акты посещения семьи ребенка, свидетельство о рождении (или копия), социальный номер, страховой полис, сберегательная книжка, опись имущества, решение суда и копии приговора, запросы в разные органы и т. д. Обязательно отмечается, какая помощь, и поддержка были оказаны ребенку, и предполагаемое решение его дальнейшей судьбы. Для этой цели используется «Социальную карту ребенка». Такая карта является удобной для оценки жизненной ситуации ребенка, правильности сопровождения ребенка, поскольку все мероприятия фиксируются в дневнике.
3.Установление контактов и поддержание связи с другими учреждениями, занимающимися оказанием помощи детям из неблагополучных семей.
4. Помощь директору учреждения в подготовке документов для возбуждения уголовных дел в интересах ребенка на усыновление, взятие под опеку или перевод в другое учреждение.
5.Социальная поддержка ребенка (устройство в школу, профессиональное училище и т.д.).
6. Наблюдение за условиями жизни детей, живших в приюте и вернувшихся в семью или взятых под опеку.
Понятно, что эти задачи требуют тесного контакта социального работника и всего социального коллёктива
Из сказанного следует, что важной задачей социального работника является изучение условий жизни семьи с тем, чтобы принять правильное решение о возможности возвращения в семью. Нужно отметить, что социальный работник не обладает карательными функциями, его задача — полнее оценить ситуацию, а для этого необходимо установить контакт и взаимопонимание с ребенком и родственниками. Для достижения взаимопонимания социального работника и клиента применяеться ряд приемов.
1.Начать беседу с «разминки» — разговора на нейтральные темы. Особенно важно соблюдать это правило, начиная разговор с подростками, потому что они переживают стадию освобождения от влияния взрослых и настороженно относятся к попытке проникнуть в их мир.
2.Продемонстрировать сочувственный отклик, выразить понимание сложности ситуаций. Чуткость способствует установлению контакта, так как собеседник начинает воспринимать социального работника как человека заинтересованного в его судьбе.
3.Относиться к клиенту «как к родному — быть естественным, искренним, не подавлять своих чувств. Манера общения — открытая, непринужденная. Такой метод общения способствует нейтрализации отрицательных эмоций клиента.
4.Прежде чем изучить интересующую социального работника проблему, следует проявить внимание к нынешнему состоянию клиента, на момент интервью.
После такой подготовки можно перейти к изучению интересующей проблемы. Во время последующей беседы с помощью поощрительных реплик поддерживать обратную связь. Случается, что одного посещения недостаточно, приходится делать повторные визиты. Каждый раз составляется подробный неформальный отчет социального работника в «Тетради учета посещений семей», в которой излагаются условия жизни, обстановка на момент посещения, поведение родителей и других членов семьи, их реакция на данные о ребенке. Эти акты либо отчеты являются документом, который может быть использован при возбуждении дела о лишении родительских прав либо отобрании детей по суду. Когда по разным причинам не получается попасть в семью или родители отказываются от беседы, тогда нужно опросить соседей, других родственников.
Семьи, где развращали детей, принуждали к воровству, обману, совершенно не заботились об их устройстве в школу. Дети из этих семей не имели кровати и спали в лохмотьях на полу, с которого даже линолеум был снят и пропит родителями.
Таким образом, посещение социальным работником семьи ребенка дает вероятность решить вопрос о возвращении ребенка в семью. Или вызволения его из обстановки, опасной для его жизни и здоровья. Если возвращение ребенка в семью по тем либо другим причинам невозможно. А родственники не хотят или не могут взять его под опеку, готовятся документы на передачу его в школу-интернат или детский дом.
Социальная помощь детям включает также помощь в решении жизненных проблем, то есть закреплении имеющегося жилья за ребенком, а также открытие счетов в Сбербанке на различные виды пенсии (по потери кормильца, социальные, алименты родителей, лишенных родительских прав).
В России создана законодательная база, разрешающая в той или иной мере защитить основные права ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации. Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это предоставление им на время нахождении в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
Обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но не больше чем до двадцати трех лет имеют право на полное государственное обеспеченнее и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях. Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое нахождение в данном учреждении в связи с завершением обучения. Дополнительные гарантии по социальной защите — законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение.
Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения, выплачивается стипендия, размер которой возрастает не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на получение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Право на труд может быть реализовано на основе следующих документов:
- Ш Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации». Конституция Российской Федерации о праве на труд, ст.37 [2];
- Ш Постановление Минтруда Российской Федерации от 06.02.95 № 9 «Об утверждении рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите».
Ш К группе населения, для которой производится в первую очередь квотирование рабочих мест, относится молодежь из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетние, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний, инвалиды и т.д.
Ш Запрещается использование труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами) [2].
Ш Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра [2].
Ш Работники в возрасте до 18 лет подлежат ежегодному медосмотру за счет средств работодателя [2]
Ш Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается длительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года.
Ш Рабочая неделя составляет для несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет — не больше 36 часов; подростков моложе 16 лет — не больше 24 часов [2]
Ш Выпускники учебных заведений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве на работу обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием согласно приложению 4 постановления от 20.06.92 № 409, а также единовременным денежным пособием в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда (Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012 с изменениями, вступившими в силу 01.01.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период нахождения в образовательных учреждениях либо учреждениях социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах ВС РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Лица этой категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет ведется по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна, приемная семья) либо по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади).
Снятие их с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
Выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории РФ.
При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на получение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Требования законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равное с собственниками или нанимателями право.
В случае гибели родителей или принудительного размена жилой площади родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот, опекуны, приемные родители обязаны в течение 3-месячного срока приватизировать жилую площадь, оформить договор передачи жилого помещения (либо его части) в собственность детям-сиротам. Приватизация осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Жилые помещения предоставляются в соответствии с установленной нормой в размере 12 кв. м на одного человека (ст.38 ЖК РФ).[4]
При предоставлении жилого помещения не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет, кроме мужей. Жилое помещение предоставляется с учетом состояния здоровья (ст.ст. 40,41 ЖК РФ) [4].
Право на дополнительную жилплощадь имеют граждане, страдающие тяжелыми формами хронического заболевания (СТ.39ЖК РФ) [4].
Предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям (ст.40 ЖК РФ) [4]
Время ставит в центр внимания социальные проблемы детства. Все мы хотим, чтобы в России стало меньше детей в интернатах, чтобы дети с улицы нашли свой дом, чтобы любой ребенок жил в нормальных условиях. Решение социальных проблем детства требует не только адекватных действий государства и специалистов, но и решительного изменения отношения к этим детям социума в целом. Но сегодня в общественном сознании слишком много стереотипов, которые мешают возвращению трудных детей к нормальной жизни.
Многие считают, что сегодняшние сироты и беспризорники это дети опустившихся родителей, психически и интеллектуально неполноценные.
Существуют разные формы устройства детей. Оставшихся без попечения родителей, но особого внимания заслуживают альтернативные формы их устройства:
- Возвращение детей в семью к биологическим родителям и к родственникам.
- Опекунская семья.
- Детский дом семейного типа.
- Детская деревня
- Детские диагностические дома.
- Временные дома для детей.
- Центры социальной защиты.
- Дома семейного типа
Любой ребенок гораздо комфортней чувствует себя в семье, нежели в любом, пускай даже самом лучшем «воспитательном» доме, поэтому одна из лучших форм воспитания — это семья.
Социальная работа с приемной семьей состоит из нескольких этапов: поиск приемной семьи; изучение будущей семьи и ее окружения; посещение семьи; вводное обучение предполагаемых «родителей»; помещение ребенка в данную семью
Одной из основных задач социальной помощи ребенку является устройство его дальнейшей судьбы с учетом всей совокупности обстоятельств в каждом конкретном случае. К тому же в России создана неплохая правовая помощь таких детей и семей, жалко, однако, что она не реализуется в полной мере.
1.Аверкин В. В помощь детям, оставшимся без попечения родителей//Защити меня. — 2000.- №4 — С.6
2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
3. Безлепкина Л. Ф. Семья нуждается в поддержке//Семья и школа. 1995. — № 6
4.Жилищный кодекс
5.Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями от 18 июля 2009 г., 1 июля 2011 г.)
6.Постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».
7.Положение о приемной семье, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 года № 829.
8. Архиреева Т. В. Родительство в гендерном аспекте. Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. / Под ред. И. С. Клециной. — СПб.: Питер, 2009.
9. Астахов П. Защита детей должна стать вопросом национальной безопасности [Электронный ресурс] / Известия. — 2012. — URL: http://www.izvestia.ru/news/515708
10.Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты/ Гурко Т.А.// Центр общечеловеческих ценностей — М.: 2003. — с. 164.
11. Гурко Т. А. Становление института приемной семьи в регионах / Белобородова О. А. // Социологические исследования. — 2009. — № 12.- с. 55.
12.Кон И. С. Ребенок и общество. — М.: ИЦ Академия, 2003. — 336 с
13. Костина Е.Ю. История социальной работы. Издательство Дальневосточного университета, 2004.- с.68.
14.Панкратова Н.В. Социальное родительство / Солодников В.В. / Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные параметры, 2007, №3.- с. 105-111.