Социальные организации

социальная организация организационная структура

Примерами социальных подсистем могут служить семья, производственный коллектив, неформальная организацию и т.д.

Все эти подсистемы значительно отличаются от биологической за счет большого количества различных вариантов функционирования. Набор решений в рамках социальной подсистеме отличается большим динамизмом. Это связано в первую очередь с очень высокими темпами изменения сознания человека, а также различием в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации [16].

В состав социальной системы могут входить биологическую и техническую подсистемы. Крупные подсистемы чаще всего называют системами.

Так же социальные системы могут подразделяться на следующие виды:

  • искусственные;

  • естественные;

  • открытые;

  • закрытые;

  • полностью предсказуемые;

  • частично предсказуемые;

  • жесткие;

  • мягкие.

Социальной называется система, в состав которой входит человек, или если сама система предназначена непосредственно для человека.

Направленность системы зависит от тех целей, которые заложены в самой системе. Они могут иметь следующую направленность:

  • политическую;

  • образовательную;

  • экономическую;

  • медицинскую;

  • правовую.

Социально-экономические системы в настоящее время приобрели наиболее широкое распространение.

В реальной жизни социальные системы представлены в виде организаций, компаний, фирм и т.д. Социальные системы, в функции которых входит производство товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями.

Социальные организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей на основе социализации создает определенные условия и предпосылки, дающие возможность совершенствовать общественные и производственные отношения [1].

Следовательно, согласно теории организации, можно выделить следующие виды организаций:

3 стр., 1321 слов

Система социального управления: пути совершенствования

... изучение системы социального управления и путей ее совершенствования в сфере образования. Задачи: характеристика сущности и содержания системы социального управления. изучение законов и принципов социального управления. исследование социального управления как системы. характеристика понятия и сущности организационной деятельности. выявление путей совершенствования системы социального управления ...

  • социально-политические;

  • социально-образовательные;

  • социально-экономические и т.д.

Все эти виды организаций отличаются по целям их функционирования.

Целью функционирования социально-экономических организаций является получение максимальной прибыли. Основная цель функционирования социально-культурных организаций — достижение современного уровня знаний. Получение прибыли, так же является одной из целей ее существования, но эта цель является уже вторичной. Целью функционирования социально-образовательных организаций является достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.

Все социальные организации подразделяют на небюрократические и бюрократические.

К небюрократическим социальными организациям относятся:

  • добровольные объединения;

  • благотворительные организации;

  • организации взаимопомощи.

Из них, наиболее простым видом являются добровольные ассоциации.

Им свойственны три основные черты:

  • Добровольная ассоциация образована с целью защиты общих интересов ее членов;

  • Членство в этой организации носит добровольный характер — оно не предусматривает предъявления требований к определенным людям и его не присваивают от рождения;
  • лидеры оказывают относительно небольшое влияние на членов добровольной ассоциации, которые имеют возможность выйти из организации, если их не устраивает деятельность лидеров;

  • организация данного типа не связана с местными или государственными органами.

В настоящее время существует большое количество определений понятия «социальная организация», что вызвано сложностью данного понятия.

Среди большого количества этих определений в сфере экономики и социологии чаще всего рассматривают на основе рационалистической или целевой трактовке. Согласно этой трактовке организация рассматривается как рационально построенная система, действующая для достижения общей цели.

Если рассматривать организацию в общем смысле, то под организацией понимают способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.

В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение поставленной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

Несмотря на все многообразие существующих организаций, все они обладают общими составляющими их элементами [7].

Таким образом, можно сказать, что организация это некоторая социальная система, деятельность которой носит интегрированный и целенаправленный характер.

8 стр., 3910 слов

Социально-медицинская работа ребенка-инвалида

... ребенка с ограниченными возможностями. Социальный работник является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъек­тами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, общественно-политические, религиозные организации, ... работать ночью (обычно — это надомный труд). Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг ...

В процессе взаимодействия между людьми работающими в организации возникают различные отношения, которые строятся на разных уровнях симпатии, престижа и лидерства. Основная часть этих отношений стандартизирована и представлена в виде кодексов, правил и норм.

Социальные организации в современном обществе играют большую роль и обладают следующими особенностями:

  • реализация потенциальных возможностей и способностей человека;

  • формирование единства интересов людей. Единство целей и интересов является системообразующим фактором и способствует развитию данной организации;

  • сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

В различных сферах деятельности людей обязательно присутствуют самые разные виды социальных организаций.

Механизмы взаимодействия людей посредством социализации создают условия для развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях.

Кроме того, они создают систему контроля, которая может включать как различные формы поощрения, так и наказания. Это способствует тому. Чтобы при выборе действий индивиды ориентировались на те, которые являются доступными в рамках конкретной организации и не выходили за пределы ее норм и правил [11].

В социальных организациях проходят процессы, которые можно разделить на два вида:

  • объективные или естественные;

  • субъективные или искусственные, созданные по воле человека.

К объективным процессам относятся циклические процессы, которые характеризуют:

спад и подъем в деятельности социальной организации,

процессы, связанные с действиями законов социальной организации.

К субъективным процессам относятся процессы, связанные с процессом принятия управленческих решений.

В рамках любой организации присутствуют лидеры. Необходимым условием лидерства является наличие власти в формальных или неформальных организациях, отличающихся как по уровню, так и по масштабу, начиная от государства, правительственных учреждений, органов местного самоуправления или общественных групп. Власть лидера закрепляется на уровне законодательства. От общества людей, которые его поддерживают, лидер получает социальную и психологическую, эмоциональную поддержку.

Лидерство может подразделяться на формальное и неформальное. Если лидерство носит формальный характер, то оказывать влияние на подчиненных такой лидер может только с позиций занимаемой должности.

Неформальный лидер, оказывает влияние на людей посредством своих личностных качеств [5].

Проблема лидерства оказывает большое влияние на эффективность функционирования организации.

При назначении руководителя необходимо учитывать сложившиеся в коллективе взаимоотношения по возможности выбирать на руководящую должность человека, который является в данном коллективе неформальным лидером.

1. Аверин А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. — 280с.

5 стр., 2141 слов

Основы организации управления здравоохранением и социальным развитием

... работников организации; вознаграждение за труд; социальная защита персонала; поддержание оптимальной морально-психологической атмосферы в коллективе; обеспечение социального партнерства и делового сотрудничества. Органы государственного управления в области здравоохранения и социального развития. Здравоохранение и социальное развитие ...

2. Аверин А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров: Учебное пособие. — М.: Издателъско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. — 280с.

3. Булыгин Ю.Е. Организация социального управления (основные понятия и категории).

— М.: «Контур», 1997.

4. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристь, 2001. — 496 с.

5. Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организации. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 264с.

6. Захаров Н.Л. Кузнецов А.Л. Управление социальным развитием организации: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 456с.

7. Киселев В.Н., Смольков В.Г. Социальное партнерство в России. — М., 1998.

8. Музыченко В.В. Управление персоналом. Лекции: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Вадим Владиславович Музыченко. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 528с.

9. Оксинойд К. Э Управление социальным развитием организации: Учебное пособие. — М., Флинта: МПСИ, 2007. — 270с.

10. Слуцкий Г.В. Управление социальным развитием предприятия: Учеб. пособие / ГАУ. — М., 1994.

11. Социальная политика: Учебник/Под общ. ред. П.А. Волгина. — 2-е изд. Стереотип. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 736 с.

12. Социальный менеджмент / Под ред. Р.В. Волевого, М.: ИНТЕЛ-Синтез, 2000г. — 392с.

13. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб.: «Питер», 2000г. — 460с.

14. Управление персоналом организации / Под ред. М, А.Я. Кибанова. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-2005. — 638с.

15. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред.А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 406с.

16. Экономика и социология труда: Учебник / Под ред. д. э. н., проф.А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 584 с.

17. Экономика труда: Учебник/ Под ред. Проф.П.Э. Шлендера и проф. ЮЛ. Кокина. — Юристь, 2003. — 592 с.