Актуальность данной курсовой исследовательской работы состоит в том, что обострение общей экологической ситуации в определенной мере связано с ограниченностью земных ресурсов. Поскольку межнациональные отношения прежде всего связаны с распределением между странами географических преимуществ, ресурсов, а также, с сложившимися исторически внешнеполитическими противовесами, то проблемы экологии становятся естественным проявлением, следствием данных отношений. За последние сто лет столетие не случайно увеличилось количество международных конфликтов, две кровопролитные войны произошли в одном ХХ столетии.
Для политиков и политологов взаимосвязь между становлением нового международного порядка, параллельным разрешением глобальных проблем, которая выражается учетом требований общественных движений за сохранение на Земле биологического равновесия, стала аксиомой.
Известно существенное влияние экологических проблем на разные стороны межнациональных отношений. Впервые подобные проблемы привлекли внимание мировой общественности к концу 60-х – началу 70-х гг. двадцатого века. В данный период противостояние природы и общества, нарушение естественного баланса, приняло угрожающие масштабы. До этого периода подобное положение не было предметом исследования на международном и национальном уровнях.
Сегодня указанные проблемы, а также те, которые представляют опасность для планеты и в целом цивилизации, в частности, ускоренный темп роста населения, проблемы обеспечения людей некачественными продуктами, сокращение сырья, энергетических ресурсов, риск развязывания ядерной войны и прочие проблемы, выходят на передний план.
Указанные вопросы получили широкий резонанс в развитых капиталистических государствах. В развитых странах Европы высокий уровень экономического развития повысил потребность в сырье, что привело к возникновению барьеров между этими и более слабо развитыми государствами. Противоречия системы «общество-природа» в свою очередь отобразились на экологических проблемах, которые проявили себя в разных формах жизнедеятельности, прежде всего – в социальных, политических, экономических процессах.
Глобальные социально экономические проблемы
... проблемы классифицируются по-разному. В социально-экономической сфере среди них чаще всего выделяют следующие – рисунок № 1 В глобальном плане эта проблема ... факторов производства (капитала и квалифицированных трудовых ресурсов), что, в свою очередь, неизбежно тормозит ... и родоплеменные пережитки; междоусобные распри и войны (причина которых зачастую, - примитивная ... прежде всего сами эти страны, ре
Экологические проблемы связаны, прежде всего, со следующим:
-
Усложнение элементов, получаемых из природной среды в виде вещества, энергии, информации и всего того, что жизненно необходимо для существования и развития общества;
-
Загрязнение окружающей среды отходами, нарушение причинно-следственной цепочки отношений в природе через внедрение в нее чуждых ей веществ, дополнительной энергии и информации;
-
Уменьшение биологического многообразия;
-
Ухудшение качества жизни людей и т.д.
Стоит отметить, что наряду с ухудшением взаимоотношений общества и человека сегодня приобрели новый опасный оттенок, а также вечная проблематика, связанная с основами существования человечества.
В силу указанных выше причин, экологические проблемы признаны существенным элементом межнациональных отношений. Несомненно, сегодня актуальна взаимосвязь между продовольственной и энергетической безопасностью, глобальной проблемой изменений климата, освоением Мирового океана, защитой здоровья народонаселения с другими не менее важными проблемами человечества.
Экологические проблемы отражаются в документах ООН и прочих международных организаций. Программа ООН о природе содержит методологию оценки природных ресурсов и окружающей среды. Давно доказано: экологические факторы существенно влияют на продолжительность человеческой жизни и качество жизнедеятельности.
Проблема взаимоотношений природы и человека охватывает более глобальные проблемы, которые находятся за пределами экологических – освоение космического пространства в целях обеспечения человечества сырьем, энергией и т.п. Соответственно среди них выделяются только экологические проблемы, связанные с непосредственным воздействием человека на природу, меры по сохранению биосферы, предотвращению загрязнения окружающего пространства.
Целью курсовой работы является: Экологические последствия межнациональных конфликтов. Для достижения заданной цели будут предприняты ряд следующих задач:
-
Рассмотреть современные глобальные экологические вызовы всему человечеству;
-
Выявить пути достижения международной экологической безопасности;
-
Определить систематизацию международного экологического права;
-
Сделать соответствующие выводы.
11 стр., 5082 словЛичность, право, государство правовое государство, права и свободы ...
... работы: исследование личности, права, государства: правовое государство, права и свободы человека и гражданина. Задачи работы: 1. Раскрыть сущность правового государства как организацию политической власти и обеспечения прав и свобод человека. 2. Охарактеризовать отличительные признаки правового государства: признание и защита прав человека и гражданина, верховенство ...
Объектом курсовой работы является – экологизация международных отношений.
Предметом курсовой работы выступят – формально-логический и сравнительный анализ литературных источников.
Теоретической и методологической основой написания курсовой исследовательской работы послужили: нормативно-правовые акты, научная литература и статьи, электронные ресурсы, периодические издания литературных источников, а также, труды зарубежных и отечественных авторов, таких как: Путин В.В., Pakhomov N., Richter K.K., Hardin G., Червонюк В.И., Усманов Э.М., Солнцев А.М., Русакова Ю.А., Подберезкин А.И., Маркс К., Мамедов Н.М., Копылов М.Н., Клюканова Л.Г. , Калиниченко П.А., Захаров А.В., Гиззатулин Р.Х., Галиева Л.Р., Вершило Н.Д., Вернадский В.И., Бринчук М.М., Батычко В.Т. и другие.
Глава 1. Современные глобальные экологические вызовы всему человечеству
1.1. Сущность экологической функции государств
Общее содержание экологической функции обуславливается задачами и практическими интересами государства на различных стадиях его развития. До начала XX века функция по охране природы преимущественно развивалась через систему защиты прав собственности, налоговых, военных, экономических государственных интересов. Она выполняла несамостоятельную, второстепенную функцию. Однако сегодня экологическая функция приобретает основополагающий статус, она тесно контактирует со всеми прочими функциями государства.
Экологическая функция государства – это деятельность государства, направленная на охрану, воспроизводство и оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, охрану и защиту экологических прав человека [2].
Реализация функции – это практическая деятельность по разрешению определенных общих задач, которые стоят перед государствами и обществом. Экологическая функция российского государства характеризуется в качестве постоянной и основной, но, если судить по состоянию окружающей среды в стране, а также наличию экологических вызовов человечеству, то она реализуется недостаточно эффективно. Поэтому, одновременно с выделением функции экологии, в качестве основной и самостоятельной с целью ее оценки, с позиции эффективности, нужно выработать и применять соответствующие критерии.
Более приемлем критерий обеспечения государством соблюдения, защиты и охраны права каждого человека на благоприятную, безопасную окружающую среду. Достижение данной задачи экологической функции любой страны связано напрямую с ликвидацией глобальных экологических вызовов человеку.
Таким образом, борьба с современными глобальными экологическими вызовами человечеству является одной из задач экологической функции любого государства. Достижение этой задачи обеспечивается [8]:
-
Закреплением благоприятности, как критерия окружающей среды. Достижение благоприятного состояния окружающей среды предполагает устранение и предупреждение различного рода экологических угроз, проблем и современных глобальных экологических вызовов;
15 стр., 7105 словРазвитие экологического движения в России и в современном мире
... а не на сохранение окружающей среды. 2.2 Роль неправительственных организаций в экологической политике Одним из множества существующих социальных движений, способных противостоять глобальным проблемам ... Импульсом появления Зеленых, как многих других экологических движений, стал нараставший экологический кризис в условиях стремительного роста производственных отношений. Целями государства во всеобщей ...
-
Совершенствованием законодательства, одной из их причин возникновения современных глобальных экологических вызовов человечеству является несовершенство экологического законодательства. Его пробельность и коллизионность создает условия для возникновения и распространения подобных вызовов;
-
Согласованием экологических и экономических интересов. Противоречие именно этих интересов является источником современных экологических вызовов человечеству.
Основное назначение экологической функции страны состоит в обеспечении обоснованных научно соотношений экономических и экологических интересов общества, создании необходимых гарантии для реализации человеческих прав на здоровую, чистую, благоприятную для жизни природную среду. Появление крупного машинного производства открыло расширенные возможности для удовлетворения человеческих потребностей.
Все сегодняшнее материальное богатство основывается на научно-технической базе, которая постоянно совершенствуются. С начала индустриальной эпохи она обладала чертами, содержащими зародыши дальнейших негативных последствий: загрязнение морей, рек, атмосферы, почвы промышленными отходами, расточительное использование энергетических и сырьевых ресурсов.
Противоречия между природой и обществом в настоящий момент достигли кульминации. Но несмотря на это, продолжается жестокая эксплуатация природных богатств со стороны людей, которые используют для этого последние научные и технические достижения. В этом и проявляется взаимосвязь с экономической функцией:
-
Обозначением таких направлений деятельности государства, как планирование и государственное нормирование качества окружающей среды;
-
Предупреждение, ликвидация катастроф, аварий, стихийных бедствий. Предотвращение деятельности вредной для экологии;
-
Общественное и государственное страхование граждан, формирование резервных фондов помощи, возмещение вреда, нанесенного здоровью граждан в результате вредных воздействий и загрязнения природы;
-
Контроль за соблюдением природоохранного законодательства со стороны государства;
-
Привлечение к законодательной ответственности организаций и лиц, нарушающих экологические требования [8].
Выполнение экологической функции государством – это не что иное, как урегулирование соответствующих отношений в обществе. Существенная часть важных общественных взаимоотношений по вопросам природы контролируется экологическим правом или правом окружающей среды. Из этого следует, что признание деятельности по распоряжению в общественных интересах природными ресурсами, принадлежащими государству, обеспечению их рационального использования для предупреждения истощения, а также охраны природы от загрязнения, защиты законных интересов, экологических прав физических лиц и компаний в качестве основной государственной функции– это важнейшая предпосылка борьбы с глобальными экологическими вызовами человеку.
Экологический кризис, его демографические и социальные последствия
... современные глобальные экологические проблемы и коллизии. Экологический кризис - особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее выживание. Кризис может быть: ...
Экологическую функцию России включает государственная деятельность по распоряжению ресурсами, которые находятся в его собственности в общественных интересах, по охране природной среды; по поддержанию рационального природопользования; защите, соблюдению законных интересов и экологических прав юридических и физ ических лиц . Иными словами, базовое содержание экологической функции состоит в урегулирования природопользования, государственном управлении, координации деятельности в сфере охраны природы, обеспечения экологической безопасности, улучшения качества, оздоровления окружающего пространства, привлечение мирового сообщества к участию в разрешении экологических проблем.
Таким образом, современные глобальные экологические вызовы человечеству способствуют оптимизации функционирования государства. Через реализацию функций государства осуществляется государственная политика, в точности и экологическая. От проводимой государственной политики зависит и законодательство, с помощью которого государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению благоприятной среды обитания [7].
Экологическая политика, преломляясь в правоприменительной, правотворческой деятельности государства по урегулированию природопользования, определяет задачи и цели экологической государственной функции, форму и методы воздействия на отдельные субъекты природопользования, а также структуру органов экологического управления, весь спектр экологических и общественных отношений.
1.2. Экологический контекст современных межнациональных конфликтов
В настоящий момент человечество стоит перед лицом глобальных проблем. От их решения зависит существование на Земле человеческого сообщества, а также его развитие. Диалектика общественного и природного взаимодействия такова, что по мере развития общества непосредственная его зависимость от природы снижается, а опосредованная наоборот – усиливается.
Общество в своем генезисе переживает определенные потрясения – кризис развития. Восстания, войны, революции – все это делает социум более мобильным, устойчивым к новым испытаниям. Но в период испытаний взаимодействие природы и человека корректируется в зависимости от задач, целей, поставленных обществом в процессе решения общих проблем.
С начала 1990-го до конца 1999-го года в мире произошло 118 вооруженных конфликтов, в которых участвовало 80 стран [24], за 2000 – 2011 года– около 50 вооруженных конфликтов. Для истории человечества войны – это совсем не нонсенс: за 5500 лет истории мирового сообщества было несколько периодов протяженностью, или чуть, более 100 лет спокойной жизни, но 100 лет назад общество не обладало оружием массового поражения, ныне по имеющим данным Международного агентства по атомной энергии в 10 странах имеется ядерное оружие и в случаи военного конфликта оно может быть использовано [15].
Функции государства
... функции государства как основные направления деятельности государства по решению задач, стоящих перед ним на том или ином историческом этапе Исходя из актуальности обозначенной темы, в настоящей работе ... и общечеловеческая сущность и социальное назначение. В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства . 1. Функции государства непосредственно выражают и предметно ...
Очевидная взаимосвязь окружающей среды с военными конфликтами определенна в международных соглашениях. Например, декларация «Проблемы окружающей человека среды», конференция ООН (1972 г.), обращение к Уставу ООН 1945 г., напоминает о необходимости сохранения природной среды.
Каждый военный конфликт определяется предначальным этапом зарождения и финальным составлением правового, нормативного базиса процесса урегулирования последствий. Основная причина конфликтов большинства войн XIX в. – природные ресурсы: алмазы, газ, уголь, нефть, лес, и так далее.
Практика показывает: к негативным последствиям для экологии могут приводить экономические, национальные, технические, политические и другие конфликты. К примеру, блокада путей сообщения, военные действия, иные форматы конфликтов связаны с решениями, которые наносят экологический ущерб, напрямую уничтожают объекты окружающей среды.
Меж
Последствия войн для экологии могут давать очевидные результаты: разрушения промышленных объектов, экологическая война. Вооруженный конфликт – это состояние войны, конфронтация, сопряженная с военными действиями, в силу своих масштабов и характера затрагивающих действие договоров между странами – сторонами конфликта либо государством – стороной вооруженного конфликта и третьим государством, вне зависимости от официального объявления войны, иного объявления какой-либо из сторон или всеми представителями вооруженного конфликтах.
К примеру, «широкомасштабная экологическая» война велась американцами во Вьетнаме. В ходе войны использовались различные химические средства. Леса и посевы на огромной площади уничтожены напалмом. Гербицидами и дефолиантами уничтожена растительность на 360 тыс. гектаров обрабатываемых земель, поражено более 40% посевных площадей.
Тяжелейшие экологические последствия принес военный конфликт (1990– 1991 гг.) Ирака против Кувейта, хотя в ней преднамеренно не применялось экологическое оружие. После войны прибрежную тропическую зону «украсили» пожелтевшие манговые заросли, трупы птиц, озера нефти, места потушенных пожарищ.
Ученые отмечают: облака копоти, дыма, пронесшиеся над районами южной Азии, возможно оказали влияние на сезоны дождей, существенно уменьшили урожаи. Последний факт – это признак экологической войны [21].
Военные конфликты снижают число населения в определенном регионе. Это сказывается на окружающей среде. Во время конфликта в Чечне 1995 – 1997 гг. вдвое сократилась общая численность местного населения – за счет жертв и миграционных перемещений.
Экологическая проблема всегда опасна, в зависимости от целей ее разрешения вырабатывается иное восприятие рассматриваемого конфликта, которое не всегда является объективным. В научной практике оно получило определение псевдоэкологического конфликта.
Социальная составляющая экономической безопасности государства
... счете, она становится социальной. Основные угрозы экономической безопасности (с точки зрения социальной составляющей) возникают из социальных противоречий между государством и обществом, ... государства. Поэтому смягчение социальной напряженности в обществе является одной из главных функций государства. 20 Демографическое состояние страны - важнейший показатель уровня ее социально экономического, ...
Экологические конфликты, которые в принципе порождаются взаимодействием природы и общества, отражают специфику сложившихся экологических ниш, общее содержание процессов жизнедеятельности людей в реальных природных условиях. К примеру, проблематика ядерной энергетики может спровоцировать волну недовольства людей в ответ на возведение АЭС в государствах «с недемократическим форматом управления».
Показательным примером является осуществление Ираном ядерной программы, направленному на получение альтернативного энергетического источника. Несмотря на то, что для производства ядерного вооружения Ирану нужно большое количество времени, ресурсов, мировые державы перенесли проблему отношений Запада с Ираном в сферу псевдоэкологического конфликта.
Таким образом, одним из условий развития, сохранения, выживания человеческого общества является учет экологических факторов. Анализ экологического контекста вооруженных столкновений позволяет выйти на новый, качественный уровень разрешения данной проблемы – то есть на их предотвращение.
1.3. Необходимость борьбы с современными глобальными экологическими вызовами человечеству
Важность борьбы с глобальными экологическими проблемами усиливает и активизирует социальную, общественную направленность государственной деятельности. Под глобальными проблемами экологии понимаются современные мировые явления, носящие общепланетарный характер. Они показывают критическое состояние окружающей среды, которые вызваны антропогенными факторами (совокупностью антропогенных и природных причин, при значительном превалировании первых) и угрожают существованию человеческой цивилизации. Устранение подобных проблем возможно посредством объединения усилий общемирового сообщества.
Современные глобальные экологические проблемы, в частности необходимость борьбы с ними, рассматривается как оптимизационный фактор функционирования государства. Под данным понятием нужно понимать процесс, детерминированный глобальными современными экологическими вызовами, увеличение эффективности реализации государственных функций, создание благоприятных условий для реализации задач обеспечения благоприятности, охраны окружающей среды, рационального природопользования [7].
Влияние современных глобальных экологических вызовов человечеству на оптимизацию функционирования государства обусловлено тем, что функции государства носят конкретно-исторический характер, они формируются и изменяются с развитием общества, подвержены эволюции. Это влияет:
— на систему функций государства на конкретном этапе его развития;
— на содержание функций;
— у современных государств принципиально иные методы, способы осуществления функций и соответственно – их результата [20].
Социально-экологические проблемы взаимодействия общества и природы
... в подавляющем большинстве случаев порождает экологические проблемы, возникающие на стыке экологических и социальных систем, которые и выступают в качестве объекта социально-экологического исследования. «природа—общество», 2. ... воздействие человека на окружающую среду стимулировало, как ни странно это звучит, развитие цивилизации - в поисках новых ресурсов человечество постепенно переходило от ...
Каждая функция имеет свое содержание, которое изменяется под влиянием различных факторов: демократизация общества, национальный фактор, научно-технический прогресс, информатизация общества и т.п.
Современные глобальные экологические вызовы человечеству выступают в качестве самостоятельных факторов, влияющих на динамику государственных функций, а могут влиять посредством усиления других факторов: экологического, политического, идеологического, внешнеполитического и пр. Существование глобальных современных экологических вызовов человеку, необходимость борьбы с ними помогают разделить функции государства на 2 группы [7]:
-
Борьба с глобальными экологическими проблемами. Как правило, данные функции сформируют общие условия для такой борьбы. К ним относятся: функция налогообложения и интеграции в мировую экономику; функция соцзащиты; экономическая; культурная; правовая; функция по привлечению иностранных инвестиций, внешнеэкономического сотрудничества и другие.
-
Функции, непосредственно отражающие борьбу с глобальными экологическими вызовами человеческому сообществу:
-
обеспечение безопасности. Предполагает обязанность государства обеспечить народу национальную безопасность, одна из составляющих которой – экологическая безопасность.
Современные глобальные проблемы экологии представляют прямую угрозу экологической безопасности человечества, поэтому борьба с ними – это непосредственная задача в рамках представленной функции;
-
совместное разрешение глобальных демографических, энергетических, экологических и прочих современных проблем с другими странами;
Все развитые демократические государства, осознавая реальность угрозы для человеческой жизни в условиях современной экологии, признают необходимость сотрудничества для их устранения, а также принимают согласованные меры, направленные на охрану окружающей среды. Существенную роль в международном сотрудничестве стран по вопросам охраны природы играют: Межправительственная океанографическая комиссия, Организация Объединенных Наций (далее в тексте – ООН), Всемирная организация здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии и прочие специализированные учреждения;
-
экологическая функция, которая является сравнительно новой для определенного государства. Ее необходимость в первую очередь обусловлена негативным влиянием человеческой хозяйственной деятельности на окружающее пространство [7].
В специализированной юридической литературе встречаются разные взгляды на понятие экологической государственной функции, однако существование самой функции вытекает из 9 статьи российской Конституции. В ней устанавливается, что земля и иные природные ресурсы в России используются, охраняются, в качестве основы жизнедеятельности народов, которые проживают на определенной территории. Согласно этой норме любой субъект, использующий природные ресурсы, должен обеспечивать рациональное природопользование и охранять окружающую среду.
Проблемы экологического воспитания и развития любви к природе ...
... работы является воспитание любви к природе через средства художественной литературы, лучшие образцы русской классики. Целью данной работы является рассмотрение и решение проблемы экологического воспитания и развития любви к природе у дошкольников на материале художественной литературы. В ходе исследования ...
Учитывая значимость природы в развитии общества, в качестве основы человеческой деятельности, а также принимая во внимание сущность государства, как субъекта права, политического суверена, охрана окружающей среды и обеспечение рационального природопользования – это задача не только самого природопользователя, но и государства в целом.
Государственные функции обусловливаются объективными общественными потребностями на определенном этапе его становления. Эта потребность в РФ связана с необходимостью восстановления, поддержания благоприятного состояния окружающего пространства. Принимая во внимание тенденции к ухудшению состояния природы в России и мир, подобная потребность становится более значимой. Даже если будет создана благоприятная окружающая среда, нужно будет постоянно поддерживать такое ее состояние [7].
Неслучайно Р.Х. Гиззатулин в качестве основания существования функции государства называет признание самим государством необходимости осуществления действий, направленных на решение экологических проблем [6].
По мнению Н.Д. Вершило, экологическая функция должна быть не только одной из приоритетных функций, но и основополагающей, так как она призвана оказывать влияние на другие функции государства и, в конечном итоге, сохранить окружающую природную среду для настоящих и будущих поколений [4].
Анализ развития правового урегулирования природопользования, охраны природы, в аспекте мировой истории, показывает: экологическая функция не представляет функцию только современного государства. Государственные функции – объективная категория. Это касается содержания и методов реализации. Чтобы эффективно развиваться и существовать согласно целям и задачам данного развития, государство должно проводить значимую для общества деятельность в определенных направлениях.
Потребность в реализации экологической функции страны появляется в случае, когда появляется общественная потребность, потребность отдельных социальных групп, классов, в разрешении задач по охране окружающей среды, природопользования. Также важно иметь смотреть на динамику ее содержания, организационных, правовых методов и форм осуществления [2].
2.1. Проблемы международной экологической безопасности
Термин «экологическая международная безопасность» появилось и вошло в политический оборот во 2-й половине ХХ в. Это стало результатом технологического и экономического развития человеческого общества после Второй мировой и возникших в связи с этим потребностей в уничтожении негативных экологических последствий и самого человеческого существования.
Теоретические подходы и проблемы изучения разных аспектов общемировой экологической безопасности возникли, стали исследоваться одновременно с появлением глобальных проблем экологии во ХХ в. (вторая половина), параллельно в политических и научных кругах разных стран. Однако первые наблюдения ученых относятся к более раннему времени [17].
В США, например, еще в 1933 году известный геолог Ч. Шухерт писал о геологических последствиях деятельности человека, а в СССР внимание к ним пока еще в самых общих чертах стал привлекать в 30-х и 40-х годах академик В.И. Вернадский, сформулировавший концепцию ноосферы, как результата взаимодействия человечества, геологических сил природы и творчества [3].
Позднее, в 50-е и 70-е гг., после появления работ Римского клуба, модели Медоуза, Форрестора, стала нарастать обеспокоенность неконтролируемым ростом промышленных отходов, производств. Постепенно эти проблемы превратились в признанную угрозу межнациональной безопасности в целом и общей экологической безопасности, в частности. Проблематика международной экологической безопасности с конца ХХ в. становятся постоянной составляющей дневной повестки для международных отношений, сообщества. Это затрагивало широкий контекст, а также узкие ее аспекты.
В 70-е годы стали формироваться первые теоретические концепции предотвращения угроз экологической безопасности, которые условно разделились на внешние и внутренние в зависимости, прежде всего, от последствий (международных, техногенных, глобальных и др. – для внешних угроз) и характера самих угроз – источников этих угроз.
Например, источниками угроз экологической безопасности, носившими техногенный характер, начали признаваться не природные силы, а деятельность либо бездеятельность государства и человека. В свою очередь, это вызвало появление целой группы общественных взаимоотношений, основной целью которых выступила профилактика, борьба с угрозами мировой экологической безопасности в различных сферах – международной, экономической, социальной, военной.
В общемировом общественном мнении ко началу второго десятилетия ХХ
-
Результат противоречий экономического, политического, общественного развития на международном и национальном уровне, приводящие к появлению множества положительных и отрицательных экстерналий. Прежде всего, речь здесь идет о отрицательных темпоральных экстерналиях, которые имеют глобальное последствия: ухудшение качества воды, атмосферы, воздуха, изменение климата и т.д.
-
Наиболее актуальной является проблема, которая требует объединенных усилий мирового сообщества. Здесь недопустимы медленные решения или отсрочки. Например, на 70-ой сессии Генассамблеи ООН, все важные инициативы министров иностранных дел и лидеров ведущих стран были непосредственно обращены к данной теме.
Так, в выступлении российского президента Путина В.В. на сессии ООН отчетливо прозвучало, во-первых, связь между экологическими и геополитическими проблемами общемировой безопасности, во-вторых–готовность и примеры конкретных шагов РФ в экологической сфере;
-
Как проблема межнациональной безопасности, которая требует значительных финансовых, материальных ресурсов, а также особого политического внимания.
К примеру, казахский президент Н. Назарбаев на сессии ООН снова предложил целенаправленно выделять на эти цели 1% военных расходов. Президентом Белоруссии А. Лукашенко была ясно сформулирована проблема «кризиса системы международной безопасности», который стал следствием неразрешенных экологических и геополитических международных проблем;
-
Как трудно-разрешаемая, политическая, экономическая проблема, требующая серьезных международных усилий высоком дипломатическом, политическом уровне, эффективность и темпы решения которой, отстают от скорости обострения угроз межнациональной экологической безопасности [17].
Эта политико-дипломатическая специфика экологических проблем создаёт объективные трудности, даже в тех случаях, когда не существует принципиальных политических разногласий в понимании решения проблем.
В эти же годы, в целом, в мировом общественном мнении и научных кругах сложился достаточно устойчивый консенсус относительно того, что общие причины деградации окружающей среды и нерационального использования природных ресурсов и возникновение в этой связи угрозы международной безопасности, прежде всего, связаны [17]:
-
С общей неэффективностью, существующей в механизмах регулирования глобального рынка, ориентированного на извлечение максимальной прибыли, что, в свою очередь, связано нередко с нанесением ущерба природной среде;
-
С отсутствием эффективных механизмов международного регулирования, неразвитостью соответствующей нормативно-правовой базы и несогласованности действий отдельных государств, международных организаций и международных акторов;
-
Со слабым развитием, либо, даже отсутствием вообще, средств и собственно институциональных механизмов регулирования природопользования в отдельных государствах и у отдельных акторов мировой политики.
Вышесказанное означает: даже в случаях, когда признана актуальность разрешения экологических проблем, у ряда государств нет способов и средств, чтобы их решить. Они в принципе не способны их решить без международной помощи. В сфере экологии становление института зарубежной помощи стало происходить лишь после того, как в начале 2000 г. 191 государств заключили договор о том, чтобы седьмой (из 8-ми) задач ООН было объявлено «обеспечение экологической устойчивости». Однако, это признание до сих пор практически не сказалось на увеличении эффективности усилий отдельных государств и общемирового сообщества в сфере экологической безопасности [17].
«Экологические товары представляют собой типичные общественные блага и внешние эффекты, которые трудно продать индивидуальному потребителю» [26].
Действия, направленные на охрану природной среды, часто не дают какой-либо материализованный продукт, они лишь могут привести к предотвращению ущерба экосистемам, народному хозяйству и населению, или оказать воздействие на стабилизацию или улучшение качества среды обитания [17].
2.2. Решение экологических проблем и формирования экологической мировой политики
В сфере экологии мы нередко становимся свидетелями «провалов» рынка и «недостаточной» эффективности механизмов. Эти «провалы» по своей сути являются потенциалом будущих катаклизмов и экологических угроз. Конкретные источники подобных «провалов» – недальновидность экономической и политической элиты, экстерналии (внешние эффекты), транзакционные издержки, общественные блага, неопределенность информации, отсутствие знаний.
В обществе принято считать, что «концептуально провалы рынка в области охраны окружающей среды прежде всего связаны с невозможным адекватным учетом ряда экстерналий: социальные общественные издержки от деградации природы». Касаемо социальных экстерналий, их нельзя учесть адекватно. В этой связи, стоимость природных благ – занижена. Транзакционные издержки, тоже могут быть довольно велики по относительно ожидаемой выгоды.
О существенной проблеме для рынка – «экологической близорукости» — сказал еще Ф. Энгельс: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых» [13].
По своей природе рынок ориентируется на получение быстрых результатов, большой прибыли и не учитывает долгосрочный ущерб и будущие выгоды.
Представляется необходимым подробнее остановиться на неизбежности развития и возникновения локальных экстерналиев, появляющихся на ограниченной территории в ситуациях, когда деятельность определенного предприятия ведет к внешним издержкам среди других предприятий, местного населения и т.д.
В научной литературе данная проблема известна как «трагедия общин». После публикации в 1968 году в журнале «Science» статьи Гарретта Хардина, выражение «трагедия общин» стало широко использоваться для обозначения процесса деградации окружающей среды, которой следует ожидать в ситуациях, когда множество индивидов совместно используют некий ограниченный ресурс. Хардин делает следующий вывод: «…Каждый замкнут в рамках системы, побуждающей его беспредельно увеличивать свое стадо – в мире, который является ограниченным. Конечным пунктом, к которому все спешат, является катастрофа, — каждый преследует свой интерес в обществе, верящем в свободу общин» [25].
Процесс преодоления «общинных трагедий» связано с непосредственной интернализацией экстерналиев. «В качестве методов интернационализации внешних эффектов выступают всевозможные налоги, платежи, прочие рычаги экономического и административного характера. Негативные внешние эффекты интернализируются путем внедрения корректирующего налога (т.н. налога Пигу) либо путем приватизаций основных общественных благ.
Для разрешения экологических проблем, создания мировой экологической политики нужно создавать прочные стабильные наднациональные структуры, привлекать внимание к экологическим проблемам на государственном уровне. В настоящий момент теоретически существует 3 наднациональные модели, которые можно принять за основу [14]:
-
Глобальная, которая использует все либо большую часть мирового сообщества. В ней задействованы ведущие межнациональные институты, и прежде всего ООН.
Применительно к глобальной проблеме климата, очевидно: позитивных результатов можно достигнуть только в случае, когда в совместную деятельность вовлечена большая часть ведущих стран, а международный принцип сотрудничества, закрепленный в общемировом праве, выступает в качестве практического принципа политического сотрудничества. «Понятие принципа сотрудничества с целью социального, экономического прогресса всех народов в вопросах поддержания международной безопасности, мира, в т.ч. экологической, переоценить трудно. Современное международное право фактически установило правовую международную обязанность сотрудничества государств, вне зависимости от их социального, политического, экономического устройства, в интересах человеческого сообщества, во имя всеобщего народного благосостояния [10].
-
Региональные союзы и организации, которые способны консолидировать авторитет, а также ресурсы целого ряда государств, например, Евросоюза.
-
Формирование новых механизмов регионального и двустороннего сотрудничества, «разработка общих подходов «снизу». «Сначала — внутри региональных структур – АСЕАН, ЕС, АТЭС, НАФТА и др., а затем – посредством диалога между нами. Именно такие «кирпичики» помогают сформировать устойчивый характер общемировой экономики» [16].
Следует упомянуть: единая стратегия экологического развития возможна только в рамках устойчивого развития, когда в той или иной главным политическими игроками степени учитываются интересы всех государств. Это не касается традиционной существующей системы, «игровые правила» которой контролируются, создаются, и определяются рядом ведущих мировых держав.
Эта сверхтрудная задача сегодня кажется иллюзорной, но время говорит в пользу того, что она все настойчивее переходит из области философско-гуманитарной в политико-прикладную. Как отмечают исследователи МГИМО, «сложившиеся обстоятельства диктуют необходимость выработки единой общепланетарной стратегии и синхронизированной политики развития, что представляется чрезвычайно трудной задачей в свете названных социально-экономических различий между странами и регионами мира. Решению именно этой задаче и подчинена дипломатия устойчивого развития» [22].
Отдельная направленность заключается в следующем: такие инициативы претендуют на формирование обновленной системы ценностей. Чтобы сохранить природу для следующих поколений, избежать экологической катастрофы, человек должен на основании новых реалий преобразовать разрушительный тип своей деятельности, пересмотреть систему культурных ценностей.
На замену стратегиям, ориентированным только на экономическое развитие, должна прийти схема, ставящая человека в центр. Для этого нужно грамотно использовать сложившееся направленные культурные традиции, пропагандировать и развивать культуру устойчивого развития. Подобная культура должна определить новое отношение человека к природе, которое определит характер инженерной, технической, экономической и пр. деятельности. Культура по устойчивому развитию должна формировать правовые, социальные, экономические механизмы для перехода к устойчивому типу развития.
Культура развития, напрямую связана с термином «экологическая цивилизация» [12].
Цель перехода современного сообщества к устойчивому типу – гармонизация экологического и технологического развития, социальных отношений, т.е. – достижение ключевого показателя экологической цивилизации.
Решить острейшие экологические проблемы нельзя без замены политической философии правящей элиты в большинстве стран, отказа от привычной ставки на силовые методы разрешения проблем, реалистской политики в пользу сотрудничества и поиску компромиссов в интересах урегулирования общечеловеческих, глобальных экологических проблем. Нужно постоянное утверждение – в международном праве и политически – обязательных экологических, гуманистических правил и норм с целью сосуществования в мире двухсот государств, а также их развития, реализации основных, биологических (общечеловеческих) интересов.
Стоит отметить: сильно возрастает значимость переговоров, в качестве инструментов урегулирования международных отношений. Это стало заметным во 2-й половине двадцатого века и необходимым с конца прошлого 100-летия. Отчетливо прослеживается зависимость интенсификации международных переговоров и роста глобальных проблем.
Можно с уверенностью констатировать: по мере повышения значения глобальных проблем, включая экологические, усиливается значение механизмов межнационального сотрудничества, а также интенсивности и численности международных переговоров, становление существующих, неизбежное появление новых механизмов и структур мирового сотрудничества. Данный процесс объективно усиливает еще одна тенденция – изменение соотношения общемировых сил, формирование новых силовых центров, прежде активно не участвовавших в подобных международных переговорах. Речь, прежде всего, идет о новых политэкономических гигантах – Индии и Китае.
2.3. Повышение эффективности международного экологического права
Международное экологическое право (далее по тексту – МЭП) – составная часть (отрасль) системы международного права, представляющая собой совокупность норм и принципов международного права, регулирующих деятельность его субъектов по предотвращению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному использованию природных ресурсов [1].
Из определения следует, что МЭП должно предотвращать экологические проблемы, но так ли это? Ведь экологическая ситуация в мире с годами лучше не становится.
Естественно, дело не в том, что государства не пытаются улучшить либо создать механизмы правового урегулирования окружающей среды. Здесь играет роль экономическое развитие, которое в наше время не сопоставимо с экологией (проблематика ограниченности ресурсов, постоянного потребления, увеличивающиеся людские потребности, удовлетворение материальных желаний и т.п.), а также сознание людей, которое воспитывается в человеке с момента рождения, и множество других факторов. Однако рассмотрим ситуацию, когда разные страны проявляют заботу об экологии на основании правового механизма.
Сегодня на первое место выдвигается защита окружающей среды, поскольку последствия ограниченного внимания к проблеме вызывают огромные трудности в будущем, которые затрагивают благополучие человечества, его выживаемость на планете. Особенно тревожно то, что процесс деградации природной среды оказывается необратимым. Ущерб рыбным запасам и здоровью человека также наносит загрязнение вод Мирового океана.
Истощение озонового слоя, задерживающего вредоносное солнечное излучение, становится серьезной угрозой здоровью, «парниковый эффект» приводит к катастрофическим изменениям земного климата, т.е. глобальное потепление, провоцируемое растущими выбросами в атмосферу СО 2 и так далее. Нерациональное использование живых и минеральных ресурсов ведет к истощению, что опять-же вызывает проблему выживания человека [19].
Наконец, промышленные аварии, связанные с выбросами в атмосферу ядовитых и радиоактивных веществ, испытания ядерного оружия, причиняют непоправимый ущерб природе и здоровью людей. Достаточно вспомнить аварии на АЭС Фукусима-1 и в Чернобыле. Не стоит также забывать об экологическом ущербе, который наносят вооруженные столкновения.
МЭП, которое призвано содействовать сохранению и защите окружающей среды, не всегда в состоянии эффективно выполнять свою функцию и вносить вклад в поддержание устойчивого развития [9].
Сегодня действует большое количество международных экологических соглашений, которые охватывают широкий круг вопросов охраны окружающей среды. Из-за чрезмерного нормативно-правового массива, отсутствия вертикальной связи между нормами различных соглашений и слабой горизонтальной связи между ними и создаются проблемы в действенности применения этого массива.
При осуществлении повышения эффективности правового международного урегулирования природозащиты нужно сотрудничество на межгосударственном уровне. Это позволит изучить возможности соответствующих международных конвенций, организаций, которые смогут оказать содействие в эффективной реализации потенциала [18].
При всей разветвленности МЭП также нельзя не отметить, что в нем нет нормативного акта, который бы консолидировал и систематизировал данную отрасль [11].
Данную проблему не снимают действующие правовые и экологические акты общего содержания – Всемирная хартия природы (1982г.), Стокгольмская декларация по окружающей среде (1972г.), Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро 1992), т. к. у них нет обязательной юридической силы. Поэтому принципы природопользования, отраженные в них, по сути являются общими рекомендациями для соответствующих государств.
Другие эколого-правовые акты международного класса универсального характера не имеют. Между собой они отличаются уровнем обеспечения, предметом регулирования, принявшими их субъектами, масштабом действия. Немалая часть этих актов содержит существенные противоречия. Часто они не вписываются в актуальную доктрину правовой, международной охраны природы.
Вопрос о том, что Экологическую Конституцию Земли (Мировую Экологическую Конституцию) нужно принять на уровне Организации Объединенных Наций, в качестве основного нормативного документа, определяющего обязательные поведенческие нормы в отношениях между природой и обществом для всех государств мира без исключения. Она станет основополагающим законодательным актом МЭП-кодификации, будет способствовать формированию данной правовой системы, в качестве комплексной отрасли в разрезе его становления на принципах, выработанных современной практикой и теорией [5].
Таким образом, за время своего существования МЭП так и не удалось решить вопрос о принятии широкого универсального кодифицирующего международно-правового акта, систематизирующего специальные принципы этой совокупности международно-правовых норм, но в настоящее время прилагаются все усилия, чтобы устранить все недостатки и дефекты по максимуму и усовершенствовать эколого-правовую систему, так как благополучие нашей планеты и жизни на ней зависит только от нас.
Заключение
В результате проведенного исследования можно констатировать, что современные глобальные экологические вызовы человечества выступают в качестве фактора, оптимизирующего правовое функционирование. Под данным понятием предлагается понимать детерминированный глобальными экологическими вызовами современности процесс увеличения эффективности реализации функций закона, создание благоприятных условий для решения задач по рациональному природопользованию, обеспечению благоприятности и охраны окружающей среды.
Проблема межнациональной экологической безопасности сегодня является в высшей мере актуальной. От ее решения зависит сохранение окружающего пространства в состоянии, пригодном для проживания человека. Отсутствие подобной среды превращается в бессмыслицу решение остальных проблем современной цивилизации.
В данной курсовой работе нами были рассмотрены теоретические аспекты разрешения экологических проблем. В частности, были проанализировали негативные социальные экстерналии, а также связанные с ней «общинные трагедии». Данные проблемы создают реальные препятствия для осуществления мер экологической безопасности на общемировом уровне.
С проблематикой экстерналиев в сфере экологии традиционно боролись при помощи экономических инструментов. Производителей данных экстерналиев были обязаны оплачивать их в формате дополнительных налогов. Но практика показывает: экономические решения вопросов экологической безопасности – малоэффективны. В представленной работе мы предложили предложены неэкономические, альтернативные подходы, направленные на стимулирование экологического самосознания, укрепление, развитие структуры институтов международных переговоров по экологической безопасности.
Решить важнейшие экологические проблемы невозможно без предварительного пересмотра политической философии правящей элиты в большинстве стран, а также отказа от стандартной реалистской политики, традиционной ставки на силовые методики разрешения проблем в пользу сотрудничества, поиска компромиссных решений в интересах урегулирования глобальных, общечеловеческих экологических проблем. Нужно постоянное утверждение – в международном праве и политически обязательных норм гуманистики, экологии, правил сосуществования двух сотен мировых государств, их развития, реализации основных общечеловеческих интересов.
Также, нами были рассмотрены вопросы систематизации международного экологического права, так как в настоящее время, из-за большого нормативно-правового массива международных экологических отношений, создаются проблемы в действенности его применения. Это говорит о том, что необходимо проведение серьезной реформы международного экологического права, прежде всего, в части, касающейся повышения эффективности действующих механизмов экологического сотрудничества государств и создания новых механизмов такого сотрудничества.
В ходе данной курсовой работы были выполнены все поставленные задачи, а именно: рассмотрены современные глобальные экологические вызовы всему человечества; рассмотрены пути достижения международной экологической безопасности.
Курсовая работа содержит 31 страницу, 26 использованных литературных источников.
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnaya-ekologiya/
-
Батычко В.Т. Международное право / Учеб.пособие / под ред. В.Т. Батычко. – Таганрог: ТТИ ЮФУ. – 2011. – 97с. – С.5
-
Бринчук М.М. Экологическое право / Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ. – 2003. – 670с. – С.44
-
Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление / Отв. Ред. А.Л. Яншин. – М.: Наука. – 1991. – С.268
-
Вершило Н.Д. Экологическая функция российского государства в контексте устойчивого развития // Экологическое право. – 2005. — № 4. – С.11
-
Галиева Л.Р. Вопросы систематизации международного экологического права // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. – 2017. — №15. – С.1 – 6
-
Гиззатулин Р.Х. О параметрах экологической функции государства // Экологическое право. – 2008. — № 2. – С.54
-
Захаров А.В. Современные глобальные экологические вызовы человечеству как фактор оптимизации функционирования российского государства // Журнал: Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – №4 (120).
– С.348 – 353
-
Захаров А.В. Функции государства и отражение в них борьбы с современными глобальными экологическими вызовами человечеству // Журнал: Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – №1 (105).
– С.240 – 246
-
Калиниченко П.А. Международное экологическое право /Учебное пособие. – М.: Глобалистика. – 2003. – 565с. – С.23
-
Клюканова Л.Г. Экологический аспект интеграционных процессов в ЕС и СНГ (международно-правовой анализ) / СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург).
– 2001. – С.121
-
Копылов М.Н., Солнцев А.М. Международное экологическое право перед вызовами современности (Международная экологическая организация) // Евразийский юридический журнал. – 2013. — №1(56).
– С.56 – 58
-
Мамедов Н.М. Культурные предпосылки становления экологической цивилизации / Электронное периодическое научное издание «Вестник Международной академии наук. Русская секция». – 2012. — № 1.
-
Маркс К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – М.: Госполитиздат. – 1961. – Т.20. – С.495 – 496
-
Подберезкин А.И. Национальный человеческий капитал / В 5-ти томах. – Том 2. «Эволюция идеологии российской политической элиты 1990-2011 гг». – М.: «Изд-во МГИМО-Университет». – 2012. – С.339
-
Приборович А.А. Экологический контекст современных военных конфликтов / А.А. Приборович // Роль личности в истории: реальность и проблемы изучения: науч. сб. (по материалам 1-й Международной научно-практической Интернет-конференции) / ред. кол. В.Н. Сидорцов (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ. – 2011. – С.148 – 153
-
Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня // Известия. – 2011. – С.4
-
Русакова Ю.А. Теоретические аспекты анализа международной экологической безопасности // Журнал: Вестник МГИМО Университета. – 2015. – С.162 – 167
-
Солнцев А.М. Дефекты международно-правового регулирования охраны окружающей среды: некоторые пути преодоления // Евразийский юридический журнал. – 2015. — №3. – С.67 – 69
-
Усманов Э.М. Роль международного экологического права // Век глобализации. – 2009. — №2. – С.160 – 162
-
Червонюк В.И. Теория государства и права / Учебник. – М. – 2007. – С.119
-
Экология. Военная экология / Учебник для высших учебных заведений Министерства обороны РФ / под.общ. ред. В.И. Исакова. – Изд. 2.- М. – Смоленск: ИД Камертон – Маджента. – 2006. – 724с.
-
Экономическая дипломатия в условиях глобализации / Учебник, под общ.ред. Л.М. Капицы. – М.: МГИМО. – 2010. – С. 447
-
Юридическая конфликтология / В.Н. Кудрявцев [и др.]; под общ.ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Изд-во ИГиП РАН. – 1995. – С.177 – 200
-
Berghof Conflict Research. – 2011. – Modeofaccess: [ Электронный ресурс ]. – URL : (последний визит – 11.12.2017 года)
-
Hardin G. The Tragedy of the Commons // Science. 13 December. – 1968: Vol. 162 no. 3859. – Р .1243 – 1248
-
Pakhomov N. Richter K.K. Environmental Economics and Environmental a medium // St. Petersburg. Univ. St. Petersburg State University. – 2000. – Р .267 – 291