Современные технологии прочно завоевывают нашу жизнь, разнообразные электронные новшества все активнее внедряются в быт человека. С появлением телефонов, планшетов и прочих гаджетов дети перестали играть в активные игры, фантазировать, интересоваться окружающим миром.
На сегодняшний день в России и за рубежом активно исследуется проблема, заключающаяся в том, что детям в возрасте до двух лет, использовавшим планшеты впоследствии труднее выполнять простые задачи.
Дело в том, что с каждым годом растет число детей дошкольного возраста, которые могут быстро провести пальцем по экрану, но иметь минимальные навыки координации, чтобы играть со стандартными блоками, кубиками или другими детьми.
В данной работе будет рассмотрена тесная взаимосвязь между успешным развитием ребенка и его сенсорным воспитанием, а также предложены решения проблемы замещения родителями сенсорного воспитания электронными гаджетами.
Таким образом, на сегодняшний день существует необходимость исследования и доведения до родителей важности сенсорного воспитания дошкольника.
В таких обстоятельствах необходимо отметить, что дошкольное детство является сензитивным периодом для развития всех сторон личности ребенка. Однако, акцентируя внимания на определенном возрастном периоде, следует отметить те стороны развития дошкольника, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Для детей младшего дошкольного возраста таковым является сенсорное воспитание.
В период младшего дошкольного возраста ребенок начинает активно познавать окружающий мир. (2)С восприятия предметов и явлений окружающего начинается его познание мира. Поэтому всестороннее развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Развитие восприятия и ощущения происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной деятельности и не только создает благоприятные условия для развития ощущения и восприятия, но вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.
Актуальность исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).
Сенсомоторное развитие у детей дошкольного возраста учебно-методический материал
... на полноценное восприятие. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сочетание сенсорных и моторных ( «моторика» ...
Воспитание ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Развитая сенсорика — основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками — многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. (2, стр.98).
Для решения обозначенной ранее проблемы в последнее время в систему образования стали активно внедрять различные здоровьесберегающие технологии. Для исследования в рамках данной курсовой работы мной выбран одна из разновидностей здоровьесберегающих технологий — сенсорная комната.(9)
Отсюда можно определить цель работы: теоретически обосновать влияние сенсорной комнаты на сенсорное воспитание младших дошкольников.
Объект исследования — сенсорное развитие младших дошкольников.
Предмет — сенсорное воспитание младших дошкольников посредством сенсорной комнаты.
Гипотеза: сенсорное воспитание младших дошкольников младшей группы будет идти эффективнее, если использовать сенсорную комнату.
Задачи данной курсовой работы:
1) рассмотреть возникновение и развитие сенсорных процессов у детей младшего дошкольного возраста,
2) определить содержание и методы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
3) дать понятие сенсорной комнате, определить ее основные функции, оформление и оборудование;
4) привести варианты игр-занятий по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста в сенсорной комнате.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.
Б. Прейер
Глава 1. Теоретические аспекты сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
На каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Каждая возрастная ступень в этой связи становиться благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Большинство ученых считают, что именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание — это одна из основных сторон дошкольного воспитания.
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста
... воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Данное обстоятельство определило выбор темы исследования: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей ... дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста. Объект исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза исследования: проводить работу на ...
1.1 Понятие сенсорного развития детей
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.( 5 )
Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности [ 14
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, которые имеют первостепенное значение для дальнейшего обучения.
Под сенсорным воспитанием подразумевается овладение определенным уровнем развития отдельных систем чувствительности и способах их объединения в комплексы и направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Ощущение — самый простейший психический процесс, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов, явлений непосредственно воздействующих на его органы чувств. (1)Так В.А. Крутецкий пишет, что ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития. (2)
Отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств называется восприятием (перцепцией).
Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. По определению Л.Д. Столяренко, восприятие — непосредственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков. В результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.(2)
В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информационные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока).
Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа.
Восприятие являются необходимым этапом познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.
Восприятие формируется на основе ощущений разной модальности. Ученые (С. М. Вайнерман, Л. В. Филиппова и др.) констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенности в этой возрастной фазе процессов и сенсорного, и сенсомоторного развития[7].
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения
... организации коррекционной работы, учитывающей общую структуру дефекта, особенности развития познавательных процессов и развития личности в целом. Исходя из дидактического принципа "от простого к сложному", при развитии сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения осуществляется ...
Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.[5]
Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательско-исследовательской) деятельности. Создание целостного образа, учитывающего все свойства предмета, возможно лишь в том случае, если ребенок овладел поисковыми способами ориентирования при выполнении задания. С этой целью следует научить его планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию, ощупыванию и обследованию.
Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.
В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, — сенсорными эталонами — для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
Усвоение сенсорных эталонов — системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. — сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон — значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях [3].
Каждый вид эталонов представляет собой не просто набор отдельных образцов, а систему, в которой разновидности данного свойства расположены в той или иной последовательности, так или иначе сгруппированы и различаются по строго определенным признакам.
В качестве сенсорных эталонов выступают:
- Эталоны цвета — семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности,
- Эталоны формы — геометрические фигуры,
- Эталоны величины — метрическая система мер, обычно для дошкольников идет речь об относительных размерах, определяемых на глаз;
- в слуховом восприятии это фонемы родного языка, звуковысотные отношения, ноты в музыке;
- во вкусовом, обонятельном восприятии,вкус — соленый, кислый, сладкий, горький и их сочетания;
— Последовательное ознакомление детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизацией — одна из основных задач сенсорного воспитания дошкольников. В основе такого ознакомления лежит организация действий детей по обследовани* и запоминанию основных разновидностей каждого свойства.
Сенсорное воспитание средствами природы в дошкольном детстве
... показывает обзор исследований, проблема сенсорного воспитания средствами природы в дошкольном детстве не достаточно изучена. Объект исследования - сенсорное воспитание детей дошкольного возраста. Предмет исследования - процесс сенсорного воспитания средствами природы. Цель исследования - изучение особенностей сенсорного воспитания средствами природы в дошкольном детстве. Для ...
Усвоение сенсорных эталонов только одна из сторон развития ориентировки ребенка в свойствах предметов. Вторая сторона, которая неразрывно связана с первой,— это совершенствование действий восприятия.
Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода совершенствующих восприятие — обследование и сравнение.
Обследование — специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Обследование может идти по контуру (плоскостные предметы) или по объему (объемные предметы); оно зависит от деятельности, которой будет заниматься ребенок.
Общая схема обследования предполагает определенный порядок [4]:
1 Восприятие целостного облика предмета;
2 Выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.);
3 Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т. д.);
4 Выделение мелких деталей (частей) и определение их величины, соотношения, расположения и т. д.;
5 Повторное целостное восприятие предмета.
Сравнение — это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий. Первоначально выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием.
Таким образом, сравнение — это своеобразный механизм обследования предмета, который помогает установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решает задачу усвоения общепринятой системы сенсорных эталонов. Заметим, что сравнение, являясь компонентом осмысленного восприятия предметов (объектов, явлений), способствует формированию правильных представлений о них, создает основу для обобщения и систематизации знаний.
Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия зависит от овладения ребенком разнообразными перцептивными действиями, благодаря которым образ предмета становится дифференцированным, т. е. в нем выделяются свойства.
Формирование перцептивных действий в онтогенезе (хватание, ощупывание, обследование) должно соответствовать психолого-педагогическому руководству данным процессом: от игр и упражнений с реальными предметами к использованию моделей предметов и далее к зрительному различению и узнаванию обозначенных свойств предметов. Внешние ориентировочные действия постепенно переходят во внутренний план, т. е. интериоризуются. (3)Сенсорные эталоны начинают применяться без перемещения, совмещения, обведения контуров предметов и других внешних приемов. Их заменяют рассматривающие движения глаза или ощупывающая рука, выступающая теперь как инструмент восприятия. Только тогда восприятие из процесса построения образа (предмета) будет превращаться в относительно элементарный процесс опознания. Эти изменения обусловливаются формированием у ребенка разветвленных систем сенсорных эталонов, которыми он начинает пользоваться, и овладением основными способами обследования.
Игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Игрушки и предметы ...
... формирования психических процессов у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если вы работаете с ними, опираться на вид деятельности, и построить свою работу в игровой форме, что мы ... несколько групп игр, развитие интеллекта, познавательной активности ребенка. Тема игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Игрушки и предметы – дети познают форму, цвет, размер, материал, мир ...
Таким образом, развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента:
- Формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;
- Формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.
К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.
1.2 Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Ребенок делает в младшем дошкольном возрасте качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у ребёнка сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. Ребёнок в процессе действия с предметами накопил опыт словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Младший дошкольник благодаря этим достижениям начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.(5)
Главными линиями развития восприятия младшего дошкольника выступает освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов и способы их использования, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. сенсорная комната дошкольный ребенок
Усвоение дошкольниками сенсорных эталонов начинается с того, что дети знакомятся с отдельными геометрическими фигурами и цветами .Так как для дошкольника наиболее доступными сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Без специально организованного сенсорного воспитания дети обычно вначале усваивают только некоторые эталоны, например формы круга и квадрата, красный, желтый, зеленый и синий цвета, так как эти формы и цвета встречаются чаще других. Значительно позднее усваивают дошкольники представления о треугольнике, прямоугольнике, овале, оранжевом, голубом, фиолетовом цветах.
Венгер Л.А. для сенсорного воспитания у дошкольников предлагает следующую последовательность введения сенсорных эталонов цвета. Первым этапом ознакомления с цветом детей является формирование у них представлений о цветах. Вслед за этим — подготовительным — этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами — образцами хроматических и ахроматических цветов. Применяются все семь цветов спектра, белый и черный.(4)
В младшем дошкольном возрасте дети учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета).
Совершенствование представлений о цветах приводит к усвоению цветовых тонов спектра. Ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по светлоте, о том, что цвета группируются на, теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными и резкими, контрастными сочетаниями цветов. Дети впервые знакомятся также и с сочетаниями цветов — с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу.(7)
С большим трудом усваивают дети представления о величине предметов. Общепринятые эталоны величины в отличие от эталонов формы и цвета имеют условный характер. Обычно к началу дошкольного возраста дети имеют только представление об отношении по величине между двумя одновременно воспринимаемыми предметами (больше — меньше).
В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношении по величине между тремя предметами (большой, меньше, самый маленький).
Они начинают определять как большие или маленькие некоторые знакомые им предметы независимо от того, сравниваются ли эти предметы с другими («слон большой», «муха маленькая»).
Представления о величине обогащаются, когда ребенок сопоставляет предмет с другими предметами разной величины. Кроме общих эталонов величины, у детей складываются представления об отдельных ее измерениях — длине, ширине, высоте.
Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина — не отделяются у ребенка от предмета. Ребёнок видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. Ребёнок видит при восприятии не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: лимон кислый и желтый, трава зеленая. Ребенок, действуя с предметами, начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. У ребёнка развивается способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде — это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей значительно возрастает точность оценок веса предметов, снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух. При выполнении предметной деятельности возникает восприятие признаков объекта(8)
У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игре. На протяжении дошкольного возраста игровые манипуляции сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами, с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.
Таким образом, в младшем дошкольном возрасте у детей должны сформироваться сенсорные этапы — устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
1.3. Педагогические условия развития сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста.
Наиболее эффективным развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста будет при реализации следующих условий: использование дидактических игр и упражнений, создание развивающей (предметно-игровой) среды.
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. [2
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.(1)
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. Например, в игре с дидактической задачей — совершенствовать восприятие формы предметов основным условием должно быть умение детей вычленять форму и подбирать предметы по форме. Если в другой раз ставиться цель — научить детей называть цвет предметов, то основным условием должно быть умение детей находить цвет и подбирать предметы по цвету и т.д.
В основе же дидактических упражнений лежит иное начало: сенсорное обучение и воспитание осуществляются путем многократных упражнений с дидактическим, обучающим материалом, разработанным с определенной целью. Дошкольная педагогика располагает специальными материалами для упражнений в восприятии и различии величины (наборы палочек, брусков, кубов разного размера), формы (наборы плоских и объемных геометрических тел: кругов, квадратов, треугольников, шаров, кругов и т.д.), цвета (тогда выше названные материалы даются разных цветов) и др.
При ознакомлении со свойствами предметов (формой, величиной, цветом) чаще всего детям предлагают: подобрать определенным способом используемые материалы (по форме, величине, цвету); вложить геометрические фигуры в соответствующие отверстия; разложить цветные палочки по цвету, размеру и т.д.
Включение в дидактически организованную систему детского сада дидактических игр и упражнений значительно расширяют возможности сенсорного и умственного воспитания. Это позволяет совершенствовать
занятия в целом, так как важные задачи по закреплению и формированию умений и знаний могут быть осуществлены в дидактических играх и упражнениях. Им принадлежит серьезная учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее совершенствование сенсорного опыта детей, а также на формирование у них обобщенных знаний и способов действий.
На определенном этапе формирования сенсорных процессов по мере накопления детьми чувственного опыта, представлений о форме, величине конкретных предметов в дидактических играх происходит осуществление второй части учебной функции — ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно установленными сенсорными эталонами (геометрическими фигурами и телами, цветами солнечного спектра).(10)
Полученные детьми общие знания о цвете (или о форме, величине) способствуют сенсорному и умственному развитию. Используя эти знания как эталоны, как средство познания предметов, дети начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в окружающем мире.
Следующим педагогическим условием развития сенсорных эталонов является создание предметно-развивающей среды.
Ни один из видов детской деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребёнка есть соответствующие объекты и средства, необходимые способы действия. Нельзя допустить депривацию деятельности из-за нехватки необходимых развивающих предметных сред. В условиях предметного вакуума у ребёнка исчезает стремление узнать новое, возникает апатия, а влечение занять себя может приобрести компенсаторное, не в лучшем смысле этого слова, направление.(4) Поэтому создание предметно-развивающей среды — важнейшее условие благоприятного развития ребёнка.
Исследования предметно-развивающей среды ведутся давно. Общепризнанным фактом является то, что успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна быть организована таким образом, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышала функциональную активность ребёнка, давала разнообразные, меняющиеся впечатления. Проблема организации предметно-развивающей (предметно-игровой) разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов, таких как Т. В. Антонова, Т. Н. Доронова, Л. М. Кларина, С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова, В. А. Петровский, Сековец и др.(4) Сам термин «развивающая среда» стал очень популярен и используется многими авторами. Однако, понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения в мире науки.
Развивающая среда — это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т. е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).
Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук СЛ. Новоселовой. Развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка [6].
Таким образом, предметно-пространственная среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства. Зона сенсорного развития является одной из самых важных для ребенка, так как он познает мир с помощью органов чувств. В этой зоне с помощью специальных обучающих материалов ребенок в игровой форме научится различать цвета и их оттенки, силу звука, знакомиться с понятиями формы, величины, длины, ширины, разнообразит свои тактильные ощущения. В этой зоне ребенок утончает свое восприятие, расширяет словарный запас, развивает воображение и наблюдательность.
Таким многофункциональным комплексом, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка, обогатить развивающую среду ДОУ может, является сенсорная комната. Благодаря созданию в детском саду единого образовательного пространства на полисенсорной основе осуществляется качественное сенсорное развитие и воспитание дошкольников, стимулирующие их к активному познанию, получению максимальной информации из окружающего мира.
Выводы по 1главе
Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, в процессе обучения ребенок должен овладеть сенсорными эталонами — для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Усвоение сенсорных эталонов — системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. — сложный и длительный процесс.
Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста будет эффективным при реализации следующих педагогических условий: использование дидактических игр и упражнений; создание предметно-развивающей среды.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Система дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направлена на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Зона сенсорного развития как элемент развивающей среды является одной из самых важных для ребенка, особенно для детей первых лет жизни, так как он познает мир с помощью органов чувств. В этой зоне с помощью специальных обучающих материалов ребенок в игровой форме научится различать цвета и их оттенки, силу звука, знакомиться с понятиями формы, величины, длины, ширины, разнообразит свои тактильные ощущения. В этой зоне ребенок утончает свое восприятие, расширяет словарный запас, развивает воображение и наблюдательность.
Глава 2 Сенсорная комната как полифункциональная интерактивная среда
Телевизор, компьютер, планшет, смартфон и другие гаджеты прочно вошли в нашу жизнь и жизнь малышей. Дети почти с рождения больше времени проводят, смотря на экран, водя по нему пальчиками, чем реально контактируют с взрослыми и окружающим миром. Увлеченность современного поколения родителей освоением многочисленных электронных устройств и виртуального пространства порождает недостаток реального общения, практического, игрового взаимодействия детей. Как следствие современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Учитывая это, в последнее время в систему образования стали активно внедрять различные здоровьесберегающие технологии. Она из них сенсорная комната.(9)
Сенсорная комната — это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы, которая позволяет вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами. Специальное интерактивное оборудование сенсорной комнаты влияет на развитие восприятия окружающей среды. Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитании обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.
Впервые понятие «сенсорной комнаты» было введено М. Монтессори, в ее педагогической системе, основанной на сенсорном воспитании. Сенсорная комната, с точки зрения М. Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми.
На сегодняшний день, эта идея наиболее созвучна с современными представлениями о сенсорной комнате, погружающей человека в реальное и интерактивное пространство, создающее условие для взаимодействия с окружающим миром.(6)
Первые «Сенсорная комната» Snotzelen (Снузлин) были разработаны в Голландии в конце 70-х годов, где родилась идея исскуственной стимуляции сенсорного восприятия.
В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира — кинестетический, аудиальный и визуальный (тактильными ощущениями, звуком и цветом)
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:
- релаксационные тренинги для детей и взрослых, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции;
- использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию и развитие у детей дошкольного возраста сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;
2.1 Функциональные задачи сенсорной комнаты
- Занятия в сенсорной комнате направлены на решение двух комплексов задач: релаксация и активизация различных функций центральной нервной системы;
- Активизация различных функций заключается в следующем:
- 1.
Стимуляция всех сенсорных процессов. При этом важным является повышение чувствительности к модально-специфической информации: зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной.
— а) Активизация зрительного восприятия (изменение цвета освещения комнаты, используются красный, оранжевый и желтый цвета, которые оказывают стимулирующее воздействие).
Здесь решаются такие задачи как формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительно—моторной координации. Формирование представлений о цвете осуществляется по этапам: сличение цветов («покажи такой же цвет»)? выделение цвета по слову («покажи красный цвет»)? называние цвета ребенком.
— б) Активизация слухового восприятия (слуховое сосредоточение, локализация звука в пространстве).
Ритмичная быстрая громкая музыка оказывает стимулирующее и тонизирующее действие (компакт-диски с ритмичной музыкой, мерцающий металлофон, «звенящие мячи»).
— в) Развитие тактильной чувствительности (задания выполняются сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами).
Используется цветная тактильная панель (набор предметов и материалов различных текстур, поверхностей: твердых—мягких, шероховатых—гладких, которые можно осязать и с которыми можно совершать различные манипуляции).
Цветная тактильная панель предоставляет большие возможности для развития тактильной чувствительности и моторики кистей и пальцев рук. Целесообразно использовать следующие упражнения: ощупывание и поглаживание фактуры материала одной рукой, нахождение предметов из этого материала этой же и другой рукой? ощупывание и опознание предмета на ощупь как правой, так и левой рукой? нахождение на ощупь фигуры, предмета, показанных педагогом? попеременное ощупывание каждой рукой с закрытыми глазами предмета или фигуры, определение и называние ее. (7)
2.2 Оборудование сенсорной комнаты
Авторы учебно-методического пособия «Сенсорная комната — волшебный мир здоровья». Л.Б. Боряева и Ю.С. Галлямова, условно разделяют эту предметно-развивающую среду на три блока: среда тёмной сенсорной комнаты, среда светлой сенсорной комнаты и среда для сенсомоторного развития.
В оборудовании сенсорной комнаты можно выделить 2 блока: релаксационный и активационный .
Релаксационный блок способствует снятию психоэмоционального напряжения. Он включает: различные мягкие покрытия, пуфики, подушки, кресла, маты, сухой бассейн, приборы, создающие рассеянный свет, мобайлы, фонотеку релаксационной музыки, звуков природы и др. оборудование и предметы, способствующие созданию расслабляющего, успокаивающего эффекта.
Активационный блок служит для зрительной, слуховой стимуляции, повышения двигательной активности, совершенствования общей и мелкой моторики. Сюда входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики и др.
Общеоздоровительный блок состоит из набора мячей: гимнастических, массажных, мячей-гигантов, мячей с ручками, мягких модулей. Сюда же можно отнести увлажнитель воздуха, генератор запахов со звуками природы и ароматами, аппарат аэроионопрофилактики и другое оборудование.
Основными элементами сенсорных комнат являются:
сенсорная среда |
назначение |
|
мягкая |
обеспечение комфортных и безопасных условий; создание условий для релаксации |
|
зрительная |
успокаивающее и расслабляющее действие в результате медленно меняющихся световых эффектов; привлекающее и поддерживающее внимание для зрительной стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса (яркие светооптические эффекты) |
|
акустическая |
успокаивающее и расслабляющее действие (тихая медленная музыка); привлекающее и поддерживающее внимание для слуховой стимуляции, двигательной активности и исследовательского интереса (звуковые и шумовые эффекты) |
|
тактильно-кинестетическая |
освоение новых ощущений и развитие тактильной чувствительности, различение свойств предметов и улучшение зрительно-моторной координации |
|
Ресурсы сенсорной среды
среда |
наполнение |
|
мягкая |
1.Мягкая мебель, пуфики, релаксационные кресла; 2.Мягкие конструктивные игрушки «Улитка», «Божья коровка»; 3. Напольные сенсорные дорожки; 4.Тропа равновесия; 5. «Путаница» |
|
зрительная |
1..Прибор динамической заливки светом; 2. Пузырьковая колонна, лампы «Вулкан»; 3. Светильник «Бегущий огонь»; 4. «Светофонтан»; 5. Подвески, мобайлы; 6. Фотообои, картины |
|
акустическая |
1. Фонотека для релаксации (музыка и звуки природы); 2. Тренажер для слуховой стимуляции |
|
тактильно-кинестетическая |
1.Вестибулярный тренажер «Удавчик», балансировочные дорожки «Шагай-ка»; 2. Сухой бассейн с различными наполнителями; 3. Сухой дождь; 4. Вибромассажеры; 5. Тактильно-кинестетическая панель; 6. Тактильные мешочки; 7. Массажные мячи разных размеров и поверхностей; 8.Тренажеры для развития мелкой моторики (шнуровки, застежки, пирамидки и др.) |
|
Интерьер сенсорной комнаты оформлен с учетом основных целей и задач. Все оборудование безопасно, комплектуется для каждого занятия в соответствии с его темой, целями, контингентом детей. Это оборудование позволяет в привычном для ребенка пространстве выполнять различные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать потребность в движениях и игре в приспособленной, безопасной среде. Дети младшего дошкольного возраста в 3-4 года предпочитают подвижные игры. Они склонны к подражанию, поэтому будут стремиться повторять действия и движения взрослого, им трудно долго сидеть без движения, труд-но удерживать внимание, им сложно надолго оставаться в статичном состоянии. Поэтому в сенсорной комнате не должно быть опасных, твердых предметов, всего того, что может «сковывать» движения ребенка. Мягкая среда и отсутствие опасных предметов в сенсорной комнате дают ребенку младшего дошкольного возраста ощущение безопасности при передвижении, а значит, развивают самостоятельность, навыки общения, способствуют совершенствованию активных двигательных навыков
2.3 Виды и формы работы в сенсорной комнате
Наименование оборудования |
Назначение |
Виды и формы работы |
|
Мягкое напольное и настенное покрытие |
Релаксация. Снятие негативных эмоций и состояний. Развитие воображения. Развитие:
Саморегуляция психического состояния. |
Упражнения на релаксацию. Упражнения на воображение. Игры на снятие агрессивности |
|
Сухой бассейн |
Снижение уровня психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса. Регуляция мышечного напряжения. Развитие:
|
Игра «Море шариков». Имитация плавания. Игра на снятие агрессивности. Игровые упражнения по коррекции уровня тревожности. Упражнения на релаксацию. Игры на воображение. Игра «Дыши и думай» |
|
Напольные сенсорные дорожки |
Развитие:
Закаливание. Профилактика плоскостопия. |
Игры — путешествия. Игры на воображение. Игры на коррекцию уровня сложности. Игра «Кто за кем?». Игра «Быстро — медленно». |
|
Ребристый мостик |
Развитие:
Профилактика плоскостопия. Коррекция страхов |
Игра «Через речку». Игра «Быстро — медленно». Игра «Победи свой страх». Игра «Кто за кем?». |
|
Балансировочная дорожка |
Координация движений. Развитие:
|
Игра «Прогулка по четырём временам года». Игра «Четыре стихии». Игра «По следам». Игра «С кочки на кочку». Упражнение «Держи равновесие!». |
|
Центр тактильности |
Активизация развития познавательных процессов: мышления, внимания, памяти. Координация зрительных и тактильных анализаторов. Развитие:
|
Тренинг творческих тактильных восприятий. Игра — занятие «Найди и покажи». Игра — занятие «Найди на ощупь». Упражнение «Опиши предмет». |
|
Центр, развивающий активность |
Стимуляция индивидуальной и групповой деятельности. Развитие:
|
Игра с калейдоскопом. Игры со светящимся браслетом. Игры с водными игрушками «надень кольцо». Игры со звучащими игрушками |
|
Центр спокойных игр |
Стимуляция зрительных и тактильных ощущений. Развитие:
|
Игра «Найди и покажи твёрдые и мягкие поверхности». Игра «Найди и покажи гладкие, колючие и шероховатые предметы». Игра «Опиши предмет». Тренинг творческих тактильных восприятий |
|
Аквалампа (световое и вибрационное воздействие) |
Развитие:
Активизация внимания. Релаксация в процессе идеомоторных движений и представления образов |
Сказкотерапия. Цветотерапия. Упражнение «Танец шариков». Игра «Праздник на морском дне». Комплекс упражнений «Цвет» |
|
Проектор направленного света |
Обогащение восприимчивости и воображения. |
Музыкотерапия. Светотерапия. |
|
Зеркальный шар (проецирование специальных свето-эффектов) |
Развитие:
Снижение уровня тревожности. Коррекция страхов. Релаксация: воздействие зрительных образов |
Сказкотерапия. Комплекс упражнений для коррекции страхов. Комплекс упражнений по релаксации. Упражнение «Солнечные зайчики». Игра «Путешествие к звезде». Упражнение «Дискотека». |
|
Зеркало |
Развитие:
Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения. Формирование уверенности в себе |
Игра «Обезьянки». Игра «Клоуны». Игра «Отгадай настроение». Игра «Приветствие». Тренинг эмоциональных состояний |
|
Мягкие подушечки (разной формы) |
Развитие фантазии и воображения. Снижение уровня тревожности. Снижение уровня агрессивности. Формирование навыков саморегуляции |
Игра «Уходи злость». Игра «Выбиваем пыль». Игра «Упрямая подушка». |
|
Аромонабор |
Развитие обоняния. Формирование умения дифференцировать запахи. Стабилизация психического состояния. Релаксация |
Игры: «Мой любимый запах». «Ароматы цветов». Упражнение «Узнай запах». |
|
Программа музыкального сопровождения. |
Обогащение восприятия и воображения. Создание психологического комфорта. Релаксация: воздействие слуховых образов. Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения. Активизация двигательной активности. Формирование навыков саморегуляции |
Музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации. |
|
Набор тактильных шариков с поверхностью из разных материалов |
Развитие:
Активизация мышления и внимания. Стимуляция тактильных анализаторов. Стимулирующее и расслабляющее воздействие |
Комплекс заданий на определение:
|
|
Набор геометрических тел (конус, цилиндр, шар) |
Развитие:
Активизация мыслительной деятельности (анализа и синтеза).
Стимуляция тактильных анализаторов. |
Комплекс заданий на определение и сравнение:
|
|
Занятие в сенсорной комнате состоит из трех основных частей.
1. Вводная часть (знакомство, ритуал приветствия, разминка).
2. Основная часть (релаксация, игра, арттерапия).
3. Завершающая часть (подведение итогов, ритуал прощания).
Самое важное, чтобы каждое занятие дарило детям радостное настроение и вызывало интерес.
2.4 Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста в сенсорной комнате
Занятия носят игровой характер. Персонажами игры становятся сами дети и педагог. Элементами игр являются специальные упражнения, направленные на развитие моторной ловкости, стимулирования сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, а также релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Целью упражнений является развитие у детей ориентировочно — исследовательских действий, восприятие предметов с точки зрения их функционального назначения, с акцентом на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие.
Методические задачи предлагаемых упражнений нацелены на: развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия; закрепление воспринятого предмета и свойства в слове; формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной).(7)
Упражнение «Поймай взглядом»
Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.
Ход упражнения: педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки).
Дети внимательно рассматривают, происходящее в трубке.
Обращается к детям: «Ребята, смотрите, сколько пузырьков плавает, давайте их посчитаем».
Дети вместе с педагогом считают пузырьки, прослеживая пальчиками их движения.
Упражнение «Сжимаем в кулачке»
Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Ход упражнения: педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т. д.).
Обращается к детям: «Так как волокна мягкие, их можно сгибать. Давайте соберем волокно в ручке».
Педагог показывает детям, как можно собрать волокно в ладошке.
При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество волокон, включенное в одно задание должно постепенно увеличиваться.
Упражнение «Знакомство»
Цель: ознакомление с разнообразием тактильных ощущений.
Ход упражнения: педагог знакомит детей с разнообразием тактильных ощущений. Затем он начинает тактильное обследование предметов, называя качества поверхности. Доставая из емкости предметы, воспитатель дает детям обследовать их поверхности на ощупь, спрашивая о признаках данных предметов. Если при выполнении задания у детей возникают затруднения, педагог поясняет им, какие это предметы (твердый, шершавый, колючий и т. д.).
Упражнение «На ощупь»
Цель: развитие визуального канала, тактильных ощущений.
Ход упражнения: дети вместе с педагогом повторяют, какими могут быть предметы на ощупь. Затем они группируют «тактильные предметы» по отдельным признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений.
Упражнение «По порядку»
Цель: развитие визуального канала, тактильных ощущений.
Ход упражнения: дети вместе с педагогом называют признаки предметов из сенсорной емкости. Затем они раскладывают предметы по степени гладкости, ворсистости и т. д.
Упражнение «Найди пару»
Цели: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов путем сличения; развитие слухового внимания.
Ход упражнения: педагог предлагает детям набор геометрических фигур разной формы, величины, цвета. Каждому ребенку выдается образец, к которому он должен найти пару. При повторении упражнения педагог постепенно увеличивает количество геометрических фигур
Упражнение «Разложи по порядку»
Цели: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов путем их сличения; развитие слухового внимания, зрительной памяти.
Ход упражнения: педагог предъявляет детям предметы, расположенные в определенном порядке, не анализируя их. Дети должны разложить предметы в том же порядке. При повторении упражнения педагог постепенно увеличивает количество предметов.
Упражнение «Построим башенку»
Цель: совершенствование умения детей упорядочивать объекты по цвету и форме, действуя самостоятельно по образцу.
Ход упражнения: набор из геометрических фигур разного цвета, формы и величины, педагог предлагает детям построить красивые башенки по образцу (зеленый кубик и оранжевый треугольник и т. д.) и проанализировать детали постройки. Взрослый раздает детям несколько предметов разной формы, и они выполняют задание по образцу самостоятельно. При необходимости педагог оказывает детям помощь, напоминая о том, в каком порядке должны следовать предметы. При повторении упражнения педагог постепенно увеличивает количество предметов.