Психологические особенности семей, имеющих больного ребенка

Во все времена болезни пугали и вызывали страх, вызывали отчаяние и страх, страх умереть, страх стать беспомощным, ненужным. Ещё в древние времена болезни расценивать как катастрофу, как предостережение, наказание, приписывали болезням некие знаки, посылаемые конкретному человеку и всему человечеству в целом. За века люди научились побеждать многие недуги, предупреждать эпидемии, однако на уровне отдельного человека и его семьи психологическое отношение к болезням мало изменилось. Конечно, это отношение может быть разным, оно зависит от культуры, жизненного опыта и ещё от многих факторов, но в одном солидарны врачи, священники, философы и просто обыватели: болезнь — это испытание, испытание для больного и для его семьи.

В отношении детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов можно встретить следующие цифры: в 1980 году их было зарегистрировано около 50 тысяч. В 1990 году — 155 тысяч. На 1 января 2005 года численность детей-инвалидов, находящихся на учете в органах социальной защиты составила 593 тысячи, то есть, 2% всех детей России. Значит, с 1980 года, если верить этой статистике, количество детей-инвалидов в стране возросло в 13 раз, а с 1990 года — почти в 4 раза. Чиновники пытаются оправдать такой рост изменениями в законодательстве (с 1999 года российское законодательство было приведено в соответствие с международными нормами), когда возраст детей-инвалидов был продлен с 16 до 18 лет. Однако сильный рост количества детей-инвалидов, несомненен. Реально в России их, возможно, еще больше, поскольку нет единой системы учета детей-инвалидов.

Официальная статистика Пенсионного Фонда на начало 2007 года насчитала 575 107 человек. А медицинские работники меж тем уверяют, что это цифра занижена чуть ли не в 2 раза, и реальность куда страшнее: миллион или, как минимум, полтора миллиона детей-инвалидов. Все дело в том, что данные Пенсионного Фонда включают в себя только тех, кто получает пособия по инвалидности, однако же, не все родители регистрируют детей-инвалидов.

Однако, как считают медики и генетики, ситуация с детьми отражает общую тенденцию ухудшения здоровья населения страны. По официальным данным, основные причины детской инвалидности следующие:

  • болезни нервной системы и органов чувств — 52,45 % (случаев на 10,000 детей в возрасте до 15 лет);
  • психические расстройства — 31,2 случая, из них 21,88 — умственная отсталость;
  • врожденные аномалии развития — 28,2 случаев.

По оперативным данным Минздрава РФ, общая заболеваемость детей до 14 лет с 1996 года выросла на 4,5%. Количество страдающих болезнями костно-мышечной системы увеличилось на 53,6%, эндокринной системы — на 45,6%, детей с врожденными аномалиями — на 41,8%. У подростков 15-17 лет общая заболеваемость увеличилась за тот же период на 27,9%. Естественно, это ведет к тому, что число детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов в стране неуклонно растет. По пессимистическому прогнозу, уже через год 1 ребенок из 30 будет иметь этот грустный статус.

13 стр., 6442 слов

Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка-инвалида

... собственно социально-педагогической но и психологической. Целю данной курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических особенностей работы социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. Объектом исследования являются семьи с детьми - инвалидами. Предметом - проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка-инвалида. Гипотеза: мы предположили, ...

Испытания болезнью неизбежно сопровождают нашу жизнь. Как пройти это испытание и сохранить не только жизнь и здоровье, но и себя как личность? Для этого необходимы две составляющие: адекватное лечение самой болезни в достойных условиях и душевная, психологическая поддержка во время болезни и, возможно, ещё долго после выздоровления. Об этой психологической поддержке моя работа.

Первая глава моей работы посвящена психологии больного, его личностных особенностей. В связи с этим здесь описываются особенности внутренней картины болезни у тяжелобольных детей: эмоциональное реагирование на болезнь, отношение к лечению, поведение больных детей, отношения с родителями, отношение к школе, личностные реакции на болезнь.

Знание психологии больного, его личностных особенностей и возможностей повышает эффективность медицинской и психологической помощи.

Вторая глава освещает психологическое состояние семьи больного ребенка: эмоциональные реакции семьи на заболевание ребенка, изменение жизненного стереотипа семьи, положение здоровых детей в семье, а также переживание родительской вины.

Заболевание ребенка является тяжелым жизненным событием в семье. Трудности, связанные с воспитанием ребенка с отклонениями, вызывают качественные изменения жизнедеятельности семьи, нарушают адаптацию, как отдельных ее членов, так и семьи в целом, приводя к семейному кризису. В научной литературе не зафиксировано случаев, где семья, имеющая ребенка с нарушениями, обходилась бы без кризиса. Однако исследователи отмечают, что сам процесс переживания кризиса такого характера и совладание с ним у семей различны и определяются особыми семейными и личностными ресурсами.

Третья глава включает в себя описание методик для диагностики психологического состояния больного ребенка и его семьи.

Важнейшей задачей психологов и психиатров про работе с детьми, страдающими тяжелыми или хроническими заболеваниями, является изучение реакции на болезнь, особенностей поведения, представление о прогнозе болезни, возможности смерти, а также качественная и количественная оценка отношения родителей к болезни и лечению ребенка, и на их основании — оптимизация психологической работы с семьей.

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА

1.1 Внутренняя картина болезни

Отражение болезни в переживаниях человека носит название внутренней картины болезни. Понятие «внутренняя картина болезни» (ВКБ) сформулировал Р.А. Лаурия. По определению Лурия, внутренняя картина болезни — это «…все то, что испытывает и переживает больной, вся масса его ощущений… его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах — весь тот огромный мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм» [5, стр. 35].

2 стр., 993 слов

Внутренняя картина болезни

... формировании, будучи поначалу вовсе не представленной в имеющейся у больного картине заболевания. Должному формированию волевой стороны внутренней картины болезни препятствует, прежде всего, то, что факт заболевания «автоматически» ... Личность, Б. Д. Карвасарского Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. — М.: Авиценум, 1983. Р. А. Внутренняя, Л. А. Основы, Н. П. Психосоматика, Парняков ...

Внутренняя картина болезни, таким образом, отличается от зримых ее проявлений (внешней картины болезни).

Внешняя картина болезни — это все ее объективные признаки, или симптомы заболевания. Врач может их выявить, когда осматривает больного или использует инструментальные методы исследования (данные анализов, результаты исследования специалистов).

Важно помнить, что внешняя и внутренняя картины болезни в одном случае могут совпадать, в другом — нет. В первом случае и врач фиксирует наличие заболевания, и сам больной чувствует и понимает, что болен. Во втором — врач считает, что пациент болен, а человек отрицает наличие болезни. Или, напротив, врач не находит у человека, пришедшего к нему на прием, никаких признаков заболевания, а сам человек чувствует, что с ним что-то не в порядке, что он заболевает, и заболевает серьезно. При этом болезнь, которую обнаруживает у себя человек, может быть как реальной (например, невротические расстройства), так и воображаемой (отражение в сознании несуществующих заболеваний) [11, стр. 416].

Как сложное структурированное образование внутренняя картина болезни включает в себя по крайней мере четыре уровня отражения болезни в психике больного. Первый, сенситивный,— это уровень ощущения. Сюда относят все болезненные или другие неприятные ощущения, которые или исходят из какого-то конкретного местного заболевания («болит нога», «кружится голова», «колет в сердце», «звенит в ушах»), или вызваны общим изменением самочувствия («плохо себя чувствую», «все болит»).

Второй уровень, эмоциональный, связан с различными видами реагирования на болезнь, такими, как депрессивный, тревожный, ипохондрический или эйфорический. Третий уровень, интеллектуальный, отражает представления, знания и оценку человеком своей болезни. Он является результатом размышлений больного о своем состоянии, конкретном заболевании, о его причинах и возможных последствиях («я заболела, так как ходила без шапки», «боюсь, что умру»).

Четвертый уровень, мотивационный, или волевой, содержит более или менее осознанное отношение больного к своему заболеванию, к изменению своего поведения и образа жизни в условиях болезни, а также разную степень желания действовать, чтобы вернуть или сохранить свое здоровье («мне надоело быть больной и беспомощной»).

Таким образом, внутренняя картина болезни — это целая совокупность психических образов, эмоциональных реакций и отношений, переживаний, сомнений, мыслей, стремлений и усилий больного человека, которая и определяет содержание его внутреннего мира [11, стр. 417].

Основные составляющие ВКБ у детей: эмоциональное реагирование на болезнь, отношение к лечению, поведение больных детей, отношения с родителями, отношение к школе, тема смерти в переживаниях детей. А также к ВКБ относятся уровень интеллектуального функционирования, личный опыт (общежитейский, опыт перенесенных заболеваний), полученные и получаемые знания о здоровье, внутренних органах, о болезнях и их причинах, лечении, смерти, а также отношение родителей и других лиц из окружения ребенка к его заболеванию. В зависимости от содержания ВКБ может быть либо положительным, либо отрицательным фактором. ВКБ влияет на проявления заболевания и его течение, на отношения в семье, на успеваемость, на общее психическое и психологическое состояние ребенка, оказываясь нередко причиной душевных конфликтов, приводящих иногда к невротическим наслоениям, присоединяющимся к соматическому заболеванию [1, стр. 15].

13 стр., 6200 слов

Иммунопрофилактика заболеваний детей

... педагогов с учащимися школ. 1.1 Иммунопрофилактика как основа профилактики детских инфекционных заболеваний Инфекционные болезни - широко распространенные заболевания, вызываемые разнообразными микроорганизмами, отличительными признаками ... В аспекте активной иммунизации важно иметь в виду, что детям, страдающим иммунологической недостаточностью, особенно врожденным дефицитом клеточного иммунитета и ...

Исследования показали, что одновременно с БКБ создается другая, противоположная модель — внутренняя картина здоровья (БКЗ), своеобразный эталон здорового человека или здорового органа или части тела и так далее. Этот эталон может быть достаточно сложным и включать различные элементы в виде образных представлений и логических обобщений. Актуализация и инактуализация этих двух компонентов личности и характеризует динамику ВКБ и тем самым влияет на поведение больного. Однако эталон, который человек считает нормой в определенный период жизни, может разрушаться или заменяться другим [17, стр. 8].

Эмоциональное реагирование на болезнь

У многих детей реагирование на болезнь начинается с момента госпитализации. Следует отметить, что отрицательные эмоции у больных с каждой последующей госпитализацией усиливаться, травматизация, связанная с повторными поступлениями в больницу, становиться более глубокой и длительной. Большинство детей понимают, что целью поступления в стационар является лечение, но при неплохом самочувствии дети старшего возраста считают, что можно лечиться дома. В литературе прошлых лет обсуждался вопрос, как дети воспринимают болезнь и справляются с сознанием того, что они хронически больны. Исследования показывают, что на степень страдания ребенка влияют возраст, длительность пребывания и число посещений больницы, а также характер заболевания. Очевидно, что каждого ребенка необходимо готовить к госпитализации [17, стр. 8-9].

Исследования разных лет показывают, что младших детей тяготит сам факт госпитализации, страшат болезненные манипуляции; старшие дети, помимо этого, довольно быстро начинают проявлять интерес к диагнозу и характеру своей болезни. В течение первой госпитализации тревога и фрустрация ребенка отражаются в чувстве ненависти ко всему персоналу и медицинским процедурам, тогда как последующие госпитализации сближают ребенка с медицинскими работниками, и его негативные реакции направлены уже только на процедуры. Также существенно влияет на эмоциональное отношение к болезни представление больных детей о причинах их заболевания [17, стр. 8-9].

Наличие болезни для детей является выраженной психотравмирующей ситуацией. Оценка болезни больными детьми обычно носит резко отрицательный характер. С увеличением длительности заболевания дети привыкают к статусу больных и у них все большую роль в механизмах психологической защиты играет вытеснение из сознания факта болезни, хотя они никогда не ощущают себя выздоравливающими. По наблюдениям, эмоциональное реагирование на болезнь больше зависит не от нозологической формы заболевания, а от личностных особенностей детей и поведения родителей [17, стр. 11-12].

Поведение больных детей

Интенсивное и длительное лечение, необходимое при многих тяжелых заболеваниях, выступает для больных серьезным психотравмирующим фактором. Страдая от многообразных по форме и тяжести проявлений своего заболевания, дети придают большое, а часто основное значение неприятным ощущениям и болям, возникающим из-за различных диагностических и лечебных процедур [17, стр. 12].

3 стр., 1097 слов

Болезнь и ребенок реакция ребенка и его семьи на госпитализацию

... болезнью ребенка и предстоящей разлукой с ним, мать в таких случаях начинает волноваться, отвечает односложно на задаваемые ей вопросы. Тревога матери передается ребенку. Все это может усилить негативную реакцию ... реакцией (7,7%). В структуре эмоционального статуса детей второй и третьей групп преобладали реакции пассивного протеста – плач, отсутствие положительных эмоций и контактов (умеренно и ...

Исследования показали, что оценка болезни детьми с тяжелыми заболеваниями неоднозначна. Болезнь этими детьми воспринимается как наказание, больной ребенок боится быть «плохим ребенком». Дети в разгар болезни отмечают серьезность и опасность заболевания («С ней шутки плохи» и «Долго надо лечиться» и тому подобное).

В ремиссии или при улучшении дети, не отрицая серьезности своего состояния, делают акцент на невозможность продолжения полноценной жизни (нельзя заниматься спортом, плавать, ходить в школу).

Определяя место своего заболевания среди других, все больные без исключения отмечают его особенность. При этом дети с небольшим стажем болезни (до года) определяют болезнь как «редкую, нехорошую и трудную среди других». Дети с большей продолжительностью заболевания характеризуют ее уже как «самую главную, самую страшную среди всех болезней» [17, стр. 13].

В клинической и психологической литературе много лет шла дискуссия о том, что и в какое время надо сообщать ребенку, больному злокачественным заболеванием. Дети, от которых скрывают диагноз, с трудом терпят лечение, становятся раздражительными и агрессивными. Эта ситуация обычно разрешается, когда родители находят силы и слова для большей откровенности с детьми. Часто больные дети «уходят в себя», если знают, что родители не хотят или не могут обсуждать тему болезни. «Уход в себя» часто приводит к чувству одиночества, ребенок считает, что его оставили наедине с его проблемами. Но и насильственная, искусственная откровенность в таких семьях может оказаться для ребенка еще более тяжелым бременем, чем страдания в одиночку. Опыт работы с тяжелобольными детьми показывает, что необходим некий психологический баланс при обсуждении такой деликатной темы. Этот баланс заключается в индивидуализированном подходе, при объяснении и информировании ребенка о его болезни учитывающим такие факторы, как возраст, личностные особенности ребенка, его опыт болезней и многие другие обстоятельства. Главными в объяснении должны быть простота, понятность и деликатность [17, стр. 13-14].

Отношения с родителями

Переживания родителей, межличностные отношения в семье во время болезни ребенка существенно влияют на его душевное состояние, поведение, а также на формирование ВКБ. Все больные дети подчеркивают, что для семьи их болезнь является серьезным ударом и травмой [17, стр. 14].

Между больным ребенком и его семьей возникают достаточно сложные взаимоотношения. Действительно, несмотря на то что все дети считают, что родители, вся семья относиться с состраданием к их положению, но в тоже время во многом противопоставляют себя и семью, считают себя покинутыми. По наблюдениям, у тяжелобольных детей устанавливаются следующие отношения с родителями:

  • деспотичное поведение, полное игнорирование интересов семьи, подчинение всех членов семьи обслуживанию «себя и болезни»;
  • безразличное отношение к семье, уход в свои проблемы, связанные с болезнью;
  • полная зависимость от семьи, полное послушание, чувство вины перед родителями;
  • отношения в семье не изменяются или изменяются адекватно ситуации.

Эти типы отношений не бывают застывшими и с течением заболевания могут видоизменяться, могут носить смешанный характер на каком-то этапе, но, как правило, развитие этих отношений имеет отрицательную динамику [17, стр. 14-15].

29 стр., 14121 слов

Социальная реабилитация детей с болезнью Дауна средствами лечебной ...

... реабилитации детей среднего школьного возраста с синдромом Дауна, в частности, развития их коммуникативных способностей на занятиях ЛФК. Объект исследования: социальная реабилитация детей с болезнью Дауна. Предмет исследования: социальная реабилитация учащихся 14 - 16 лет с болезнью Дауна ... людей с синдромом Дауна в социальную среду. Новизна исследования: на основании анализа и обобщения опыта работ ...

Отношение к школе

Одним из важных факторов социализации ребенка является школа. У тяжелобольных детей в силу сложившихся обстоятельств (частые госпитализации, массивная терапия, влияние болезни на интеллектуальные функции) и различных ограничений очень часто возникают школьные проблемы. Самые важные проблемы, отражающиеся на взаимоотношениях со школьной жизнью, таковы:

  • невозможность посещения школы или частые пропуски;
  • снижение успеваемости, трудности в усвоении материала;
  • вынужденная изоляция от школьного коллектива, а иногда непонимание со стороны одноклассников.

В связи с этим школа для больных является очень важным символом здоровья и полноценной жизни. Больные дети оценивают школу более положительно, чем здоровые [17, стр. 15].

1.2 Личностные реакции на болезнь

В отечественной детской психиатрии для обозначения психологических личностных реакций используется термин «характерологические реакции», предложенный Т.П. Симсон (1935), а патологические формы личностных реакций обозначают как «патохарактерологические реакции». Характерологические и патохарактерологические реакции являются группой своеобразных личностных реакций, которые клинически очерчены нечетко, по-разному обозначаются и занимают пограничное положение между патологией и психологической «нормой». Они больше известны педагогам, чем клиницистам. Личностные реакции на тяжелую болезнь в целом укладываются в описание этих характерологических и патохарактерологических реакций [2, стр. 43].

Характерологические реакции — это преходящее ситуационно обусловленное изменение поведения ребенка или подростка, которое проявляется преимущественно в определенной микросреде, имеет четкую психологическую направленность, не ведет к нарушениям социальной адаптации в целом и не сопровождается расстройствами соматических функций [17, стр. 24].

Патохарактерологические реакции — это психогенные личностные реакции, которые проявляются преимущественно в разнообразных отклонениях поведения ребенка или подростка, ведут к нарушениям социально-психологической адаптации и, как правило, сопровождаются невротическими (в частности, соматовегетативными) расстройствами [17, стр. 24].

Патохарактерологические реакции чаще развивается из характерологической. Реже реакция с самого начала является патологической (патохарактерологической), что может иметь место у детей и подростков с психопатическими чертами характерами, а также при дисгармонически протекающем переходном возрастном периоде (возрастном кризисе).

Признаками перехода характерологической реакции в патохарактерологическую являются: выход измененного поведения ребенка или подростка за пределы той микросоциальной среды и той ситуации, в которых эта реакция первоначально возникла, а также постепенное присоединение невротических компонентов — колебаний настроения, раздражительности, аффективной возбудимости, истощаемости, соматовегетативных расстройств [2, стр. 82].

16 стр., 7592 слов

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

... предусматривал патронат как способ устройства в семью детей, оставшихся, без попечения родителей. Основания и порядок установления опеки и попечительства, над детьми. Институт опеки и попечительства над детьми, оставшимися без родительского попечения, ...

В развитии патохарактерологических реакций у больных детей главную роль играют отрицательные ситуативные факторы и отношения с окружающими, изменения воспитательного подхода (воспитательская растерянность), связанные с болезнью. Дополнительными факторами являются особенности характера ребенка или подростка, «органический» фон или резидуально-органическая недостаточность (особенности нервно-психической реактивности органически измененного мозга, инертность психических процессов, преобладание медленных потенциалов на ЭЭГ, низкий порог судорожной готовности, повышенная чувствительность к токсическим веществам и психотропным препаратам).

Как и другие формы психогенных реакций, патохарактерологические реакции принципиально обратимы, хотя и могут при неблагоприятных условиях переходить в более стойкие формы расстройств личности [2, стр. 90].

Выделяют следующие формы реакций: реакции отказа, реакции оппозиции, реакции имитации, реакции компенсации, реакции гиперкомпенсации. В подростковом возрасте в дополнение к этим формам выделяют: реакции эмансипации, реакции группирования со сверстниками, реакции увлечения, реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Однако при тяжелых заболеваниях ярко проявляются не все перечисленные реакции [8, стр. 120].

Реакция протеста (оппозиция)

Реакции протеста встречаются наиболее часто и включают большую группу разнообразных форм преходящих расстройств поведения, в основе которых лежит комплекс эмоционально насыщенных переживаний, очень значимых (порой сверхценных) для личности: переживания обиды, ущемленного самолюбия, недовольства отношением близких и тому подобное. Реакции протеста всегда имеют определенную избирательность и направленность. Они появляются первоначально в той микросреде, где возникли конфликтные переживания, и направлены против тех лиц, которые, по мнению ребенка, повинны в из возникновении [2, стр. 352].

Причины возникновения реакций протеста во время болезни разнообразны: госпитализация, связанные с ней и с самой болезнью различные виды запретов и ограничений. Очень часто реакции протеста возникают на различные диагностические и лечебные процедуры, требования родителей, связанные с выполнением медицинских рекомендаций. Довольно часто эти реакции возникают у больных детей на истинное или кажущееся невнимание, заброшенность со стороны родителей [17, стр. 26].

В зависимости от характера нарушений поведения различают реакции активного и пассивного протеста.

Характерологические реакции активного протеста во время болезни проявляются в форме непослушания, грубости, вызывающего и агрессивного поведения в ответ на требования и рекомендации врачей, выполнение режима клиники. Такие формы реакции наблюдаются только в психотравмирующей ситуации, имеют четкую направленность против родителей и медицинского персонала, как правило, конкретных лиц, которые, по мнению ребенка, являются источниками неприятностей или неприятных переживаний. Эти реакции относительно кратковременны и не склонны к фиксации. Часто наблюдаются у детей с чертами эмоциональной возбудимости [17, стр. 26].

Патохарактерологические реакции активного протеста отличаются значительно большей интенсивностью проявлений, обязательным наличием агрессивного поведения, нередко с оттенком жестокости, выраженным вегетативным компонентом (покраснение лица, потливость, тахикардия), большей длительностью периода измененного аффективного состояния ребенка, склонностью к повторению и фиксации нарушенного поведения, которое приобретает привычный характер. Они могут наблюдаться не только в отношении лиц, которые первоначально вызвали обиду или недовольство ребенка, но и против взрослых вообще, и проявляются не только в психотравмирующих, но и в обычных ситуация [17, стр. 26].

16 стр., 7808 слов

Формирование здорового образа жизни у ребенка в семье

... формирование здорового образа жизни у ребенка. Предмет исследования - формирование здорового образа жизни у ребенка в семье. Цель исследования: раскрыть теоретические основы и выявить пути и способы воспитания здорового образа жизни в семье. Цель определила задачи исследования: 1.Формирование здорового образа жизни у ребенка в семье как объект исследования в ... множество людей в разные болезни, о ...

К реакциям пассивного протеста обычно относят отказ от сотрудничества со взрослыми, в ситуации болезни эти взрослые — врачи и родители. Дети и подростки отказываются от выполнения тех или иных требований, предъявляемых к ним взрослыми, демонстрируют недовольство, обиду, замаскированную враждебность по отношению к тому или иному из близких, утрачивают с родителями прежний эмоциональный контакт. Возникают ранее несвойственные им необщительность и капризность. Нередко реакции пассивного протеста проявляются избирательным отказом от речи (элективным мутизмом).

Элективный мутизм выражается в том, что ребенок не пользуется речью и даже активно отказывается от речевого общения с лицами, вызвавшими психотравмирующие переживания (в больнице чаще матерью или доктором), или нередко со всеми окружающими, прежде всего взрослыми, в определенной ситуации (приход в палату человека в белом халате).

В то же время со взрослыми, впрямую не участвующими в лечебном процессе, и другими больными детьми, а также при приходе домой из стационара у них сохраняется речевое общение. Иногда у больных детей реакция пассивного протеста выражается в виде отказа от еды [17, стр. 27].

Характер реакций протеста определяется личностными особенностями ребенка и подростка и возрастным периодом. У детей упрямых, аффективно возбудимых, как правило, возникают реакции активного протеста, тогда как у детей робких, неуверенных в себе, инфантильных преобладают реакции пассивного протеста. Особенно велика склонность к реакциям протеста в пубертатном периоде, что объясняется присущим подросткам стремлением к самостоятельности [17, стр. 28].

Реакция отказа

Реакции отказа относятся к патохарактерологическим реакциям. Реакция отказа связана с переживанием отчаяния, массивными страхами, особенно при новых ситуациях. В больнице такая реакция проявляется в ограничении или в стремлении к полному отказу от контактов, дети пассивны, не выражают никаких желаний и делают все только по просьбе или принуждению. В некоторых случаях при таком рисунке поведения дети производят впечатления интеллектуально отстающих. Как правило, эта реакция возникает, когда ребенка на длительное время по какой-то причине помещают в больницу без родителей [17, стр. 28].

Реакция компенсации и гиперкомпенсации

При реакции компенсации дети и подростки свои слабости, неудачи, физические дефекты стремятся восполнить, компенсировать успехами в другой деятельности. Эта реакция присуща как детям, так и подросткам. Она ярко проявляется при хронической патологии, когда слабый, с абсолютными ограничениями для занятий физкультурой и спортом ребенок поражает отличной учебой, энциклопедическими знаниями в различных областях, чем завоевывает авторитет и уважение сверстников [17, стр. 29].

4 стр., 1674 слов

«Детей воспитывают родители. А родителей?»

... тебе. Итоги теста: Я, заметила, что когда спрашиваешь у родителей: «Любите ли вы своих детей?» - отрицательного ответа никогда не получаешь. Тогда почему ... ёнок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы уставшая… Ваша реакция? Обрываете его: «Дай хоть минуту отдохнуть от тебя!» Отвечаете ... не такой как все. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи. Несмотря ...

При реакции гиперкомпенсации дети настойчиво и упорно добиваются успехов именно в той области, где слабы. Например, хромой мальчик усиленно занимается акробатикой и добивается значительных успехов, а страдающий заиканием с увлечением отдается художественному чтению и успешно выступает на любительских концертах. Робость в силу гиперкомпенсации может толкнуть на отчаянные и безрассудные по смелости действия, которые со стороны могут казаться банальными нарушениями поведения, озорством, даже хулиганством. В силу гиперкомпенсации сенситивные мальчики выбираю такие виды спорта, где требуется грубая сила, — бокс, самбо, каратэ, вольную борьбу, а мучающиеся от застенчивости сенситивные девочки охотно принимают на себя общественные поручения, требующие трудных для них контактов с малознакомыми сверстниками [7, стр. 181].

Выделяют характерологические и патохарактерологические реакции, возникающие преимущественно в подростковом возрасте; к ним относятся реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакции увлечения, или «хобби-реакции». Однако, по наблюдениям, в ситуации болезни из подростковых реакций наиболее ярко проявляется только реакция эмансипации [7, стр. 197].

Реакции эмансипации

Данные реакции характеризуются повышенным стремлением подростков к самостоятельности, независимости от родителей и всех других взрослых. В основе их лежит свойственное подростковому возрасту стремление к самоутверждению, которое в ряде случаев может становиться сверхценным. Реакции эмансипации у больных подростков проявляются в стремлении игнорировать все медицинские рекомендации по лечению и образу жизни, не щадить себя, пренебрегать правилами осторожного и взвешенного поведения, которых придерживаются больные взрослые и вообще люди старшего поколения, в демонстративном пренебрежении к запретам и нормам поведения, предписанным специалистами. Эти реакции проявляются в вызывающем отказе от приема лекарств, прогулок в плохую погоду в не соответствующей погоде одежде, уходах из дома и больницы по своему разумению, отказу отчитываться перед взрослыми (родителями и лечащим врачом) [17, стр. 30].

Для профилактики и помощи ребенку и семье при патохарактерологических реакциях необходим, прежде всего, целый комплекс мероприятий работа в нескольких направлениях. Это создание определенного щадящего и терапевтического климата в стационаре, существенно снижающего риск развития патохарактерологических реакций. Важнейший способ как профилактики, так и преодоления патохарактерологических реакций — психологическая (психотерапевтическая) помощь семье больного ребенка, прежде всего работа с воспитательской растерянностью. И конечно, необходима работа с самим ребенком или подростком, основная цель которой — осознание ребенком неприемлемости таких стереотипов поведения, помощь в проработке негативных переживаний, связанных с болезнью и пребыванием в стационаре. В случаях, когда удается провести эту работу с ребенком и семьей, прогноз патохарактерологических реакций благоприятен, так как эти реакции являются обратимой формой пограничных состояний [2, стр. 362].

ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СЕМЬИ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА

2.1 Психологический анализ семейной ситуации

В ситуации хронической болезни ребенка помощь фокусируется на пациенте, а семья рассматривается как проводник целесообразных с точки медицины влияний. Семье адресуются объяснения, разъяснения, инструкции, ожидания врача. Состояние семьи рассматривается, прежде всего, с точки зрения терапевтической целесообразности и возможностей семьи следовать ей. Проблемы и потребности самой семьи при этом отодвигаются на второй план. Рецидивирующее или хроническое заболевание ребенка (возможно, с неясным или неблагоприятным прогнозом) является для семьи травмирующим фактором, меняющим жизнь семьи, и, следовательно, вызывает необходимость специальной помощи. Эта помощь согласуется с помощью, оказываемой ребенку, но не совпадает с ней [18, стр. 103].

Трудности, которые постоянно испытывает семья с «проблемным ребенком», значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. В результате рождения больного ребенка отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются. Причины нарушений связаны с психологическими особенностями больного ребенка, а также с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. [6, стр. 5].

Эмоциональные реакции семьи на заболевание ребенка

Рождение больного ребенка воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада [6, стр. 6].

Реакции семьи на осознание факта наличия у ребенка тяжелого заболевания в целом укладываться в представления о состояниях острого горя (утраты).

В их структуре могут наблюдаться душевное и психосоматическое страдание, изменение моделей поведения семьи в целом и отдельных ее членов, чувство вины, реакции гнева и агрессии [9, стр. 215].

Неоспоримо, что тяжелое заболевание у ребенка — всегда драма для всей семьи. Принятию болезни мешает поддерживающая родителей на то, что диагноз, может быть ошибочен, что появиться новый спасительный метод лечения или произойдет чудо. При хроническом заболевании нарушается вся жизнь семьи, требуется изменение семейных ролей и отношений, возникают финансовые проблемы, разрушаются мечты и планы на будущее. В большинстве случаев возникает или осложняет ситуацию дополнительное бремя «печати больного (инвалида)» с дистанцированием или отчуждением от родственников и друзей. Наконец, родители часто испытывают чувство растерянности, вины и стыда. Они обвиняют в случившемся себя, либо возникновение тяжелого заболевания у ребенка становиться поводом для семейного конфликта с односторонними или взаимными обвинениями в «плохой наследственности» или «неправильном отношении». Это может усиливаться мнением (к сожалению, иногда обоснованным) специалистов и / или значимых близких об определенном участии родителей в возникновении заболевания [17, стр. 33].

Хотя реакции на болезнь ребенка во многом зависят от личностных особенностей родителей, их эмоционального состояния, уровня интеллектуального развития, уровня культуры и образования, существует и достаточно закономерная структурная последовательность реагирования в виде обычно описываемых при горевании этапов шокового состояния, переживания и принятия. Первая реакция на диагноз носит характер шока и неверия в случившуюся беду. Родители ощущают необходимых решительных действий и начинают метаться от врача к врачу, от профессора к профессору, обращаются за помощью к колдунам, магам, экстрасенсам. От всех специалистов требуются выдержка и терпение для сохранения терапевтического контакта с семьей. Но даже когда происходит принятие болезни и завершается первый цикл реакций острого горя, у родителей часто сохраняется чувство вины в заболевании ребенка [17, стр. 33-34].

Отцы чаще первыми дают невротический срыв или депрессивные состояния, так как чувствуют себя изолированными или неспособными заняться больным ребенком. Матери легче приспосабливаются к ситуации в связи с тем, что обычно ближе к ребенку или иногда поддерживают с ним симбиотические отношения. Мужчины загружают себя работой и разными делами. Многие мужья отмечают, что их переживания столь же сильны, как и у жен, просто они предпочитают открыто их не проявлять, хотя бы для того, чтобы ещё больше не отягощать состояние своих жен [10, стр. 158].

В различные периоды болезни ребенка оба родителя или один из них могут переживать выраженный дистресс, приводящий к невротическим реакциям в виде психогенной (реактивной) депрессии, тревоги, страха, бессонницы, вегетативных расстройств. Нередко в такой ситуации они не обращаются за профессиональной помощью, пытаясь найти выход в алкоголизации и злоупотреблении лекарственными препаратами вплоть до формировании зависимости, разрядках «на стороне», сворачивании социальных связей. Всё это в конечном итоге усугубляет семейную ситуацию и отрицательно влияет как на взаимоотношения родителей, так и на эмоциональное состояние больного ребенка и качество его лечения. Одной из постоянных реакций родителей является страх перед неясным исходом болезни, ее непредсказуемыми последствиями, утрата мужества, чувство беспомощности и развитие депрессивных состояний [17, стр. 35].

Нередко у родителей возникает реакция агрессии, распространяющаяся на окружающих. Горечь, боль, страх за ребенка, неосознанная обида на судьбу требуют выхода и могут проецироваться на врача и всю медицину в целом. Ситуация осложняется ещё и тем, что у родителей могут быть различные точки зрения на состояние ребенка и выбор методов лечения. В отношениях между врачом и родителями больного ребенка часто таится потенциальная возможность конфликтных ситуаций. Однако наблюдения показывают, что после преодоления такого рода реакций могут устанавливаться доверительные отношения семьи и врача. Привязанность к врачу у родителей как проявление психологической защиты может сохраняться даже после выписки и в последующие кризисные периоды болезни (обострения) [17, стр. 35].

У родителей можно отметить эмоциональные реакции, выполняющие защитную функцию. Эти психозащитные реакции проявляются в виде притупления переживания болезни ребенка вплоть до безразличия или, наоборот, комплекса «оживления» с бодростью и веселостью с недооценкой или игнорированием болезни. В период благополучия, улучшения состояния, при выписке, во время ремиссии родители пребывают в состоянии некой эйфории, страхи кажутся им преувеличенными, поэтому часть из них в этот период избегают посещения врача, подавляют в себе интерес к болезни и стараются минимально контактировать с медицинскими работниками [19, стр. 108].

Одна из защитных реакций — стремление обеспечить ребенка чрезмерных количеством новых игрушек, бытовой техники, модной одежды. Иногда это «искупление вины» перед ним, иногда стремление замаскировать появившиеся отличия от здоровых детей, иногда неосознанное стремление ослабить чувство вины: «Мы — хорошие родители». Так или иначе, это является попыткой ухода от эмоциональных проблем и обсуждения ситуации с ребенком. Такое реагирование не только не разрешает существующие проблемы, но и создает дополнительную психотравмирующую для обеих сторон ситуацию. Между тем понимание родителями необходимости открытого обсуждения с ребенком его проблем, связанных с болезнью, дает возможность преодолеть эмоциональные барьеры и часто становиться решающим условием эмоционального облегчения для всех [17, стр. 36].

Изменение жизненного стереотипа семьи

После постановки диагноза и начала активного лечения жизнь семьи, весь ее уклад и отношения между ее членами меняются.

Прежде всего тяжелое заболевание ребенка наносит удар по супружеским отношениям, и возможны различные варианты отношений между супругами, хотя, как правило, это не приводит к разводу. Многие родители, боясь упреков в начале или в критические периоды болезни, начинают избегать друг друга. Чаще всего это боязнь выяснений вопроса, кто больше виноват в заболевании ребенка, кто «недосмотрел», «у кого хуже наследственность». Для многих супругов период эмоционального оцепенения и отсутствия восприятия другого супруга может продолжаться многие месяцы, а иногда и годы. После установления тяжелого диагноза ребенку у супругов на протяжении первых месяцев ухудшаются сексуальные отношения вплоть до полного их прекращения, и в некоторых случаях период восстановления этих отношений бывает очень длительным. Но в большинстве семей, в которых до болезни ребенка супруги не испытывали трудностей в отношениях или эти трудности возникали на фоне любви и взаимопонимания, происходит консолидация семьи, и родители объединяются в заботе о нездоровом ребенке [17, стр. 36].

Родители начинают как бы делить свою жизнь на «здоровую» и «больную». Они перестраивают ее так, чтобы как можно больше быть в клинике (гулять, кормить и тому подобное) или дома возле больного ребенка за счет других детей, супруга(и) и работы. Как правило, роли родителей четко четко разделяются: матери больше общаются с ребенком, а отцы вынуждены «все время работать», но почти все матери хотят, чтобы мужья больше участвовали в эмоциональной поддержке ребенка [19, стр. 74].

Участие в трудностях семьи больного ребенка для их окружения (друзья и родственники) часто непосильная задача: они либо избегают встреч, либо мечутся между крайностями «утешающего» оптимизма или «сочувствующего» пессимизма. Такое положение вещей невольно травмирует семью. В свою очередь, семья больного порой рвет привычные связи с друзьями, родственниками, знакомыми. Все это в конечном итоге может приводить семью к социальной изоляции. Данная ситуация еще больше усугубляет психологическое и психическое состояние всех членов семьи. Дети, чьи семьи ведут обычную жизнь, поддерживают привычные социальные связи, чувствуют себя лучше, увереннее, сохраняют нормальные отношения со всеми членами семьи [17, стр. 37].

Фиксация на болезни ребенка часто сопровождается воспитательской растерянностью. Одни родители не считают себя вправе проявлять твердость и стремятся всегда выполнить требования и желания ребенка. Отсутствие коррекции поведения ребенка через некоторое время приводит к ситуации, где контроль поведения больного становится невозможным. Другие родители, наоборот, находятся во власти иллюзии, что «твердая рука» может вернуть ребенку здоровье. Отсутствие коррекции поведения ребенка через определенное время приводит к личностным и поведенческим реакциям ребенка, которые почти не контролируются, что вызывает новые затруднения [17, стр. 37].

Положение здоровых детей в семье

Ситуация усложняется, если в семье помимо больного есть здоровые дети. Нередко упускается из виду, что влияние тяжелого заболевания ребенка на братьев и сестер, особенно младших, иное, чем на родителей, которые чаще считают, что здоровые дети должны взять на себя обязанность заботиться о больном. В связи с этим рисунок поведения родителей имеет несколько вариантов:

? Один из родителей (чаще мать) фиксирует все свое внимание на больном ребенке, а второй родитель (чаще отец или бабушка с дедушкой) занимаются здоровым ребенком.

? Оба родителя ставят крест на больном ребенке, занимаясь им лишь формально, а все свои надежды и чаяния вкладывают в здорового ребенка.

? Оба родителя фиксируют внимание на больном ребенке, а здоровый ребенок остается без эмоционального тепла, поддержки и контроля.

Суммируя вышесказанное, можно выделить три основные типичные семейные ситуации, возникающие в связи с тяжелым заболеванием у ребенка:

? Реалистический подход: сохранение и поддержание отношений с ребенком. Адекватные отношения между членами семьи. Беспокойство, тревога родителей, их взаимоотношения не являются патологическими.

? Пессимистический подход: родные практически отвергают больного ребенка. Оставляют его надолго в клинике, редко навещают. Происходит утрата жизненных интересов родителей или чрезмерная фиксация на здоровом ребенке. Все члены семьи находятся в состоянии хронической эмоциональной усталости и напряжения. Такое поведение может быть как признаком маскированной депрессии, так и стремлением избежать ответственности.

? Необоснованно оптимистический подход: игнорирование серьезности заболевания. При последующем ухудшении в состоянии ребенка семья может стремиться сменить лечащего врача или клинику. Столкнувшись с тяжелым состоянием в периоды выраженного заболевания, родители впадают в тяжелую психологическую декомпенсацию (суицидные попытки, длительные депрессии).

Их поведение не помогает, а усугубляет состояние больного ребенка и других членов семьи.

Описанные типы ситуаций не постоянны, на разных этапах болезни они могут сменять друг друга или проявляться в различных комбинациях. Таким образом, не только больной ребенок, но и все члены его семьи требуют психологической поддержки и психотерапевтической помощи на всем протяжении его болезни. В ситуации болезни ребенка тяжелее всего родители переносят чувство вины, а самыми тяжелыми реакциями на болезнь выступают психогенные депрессии [17, стр. 38-39].

2.3 Переживание родительской вины

Почти все родители страдают от чувства вины за болезнь ребенка. Эти переживания могут быть разной интенсивности, выражаются явно или в завуалированной форме. Родители винят себя за плохую наследственность, за плохое воспитание, за несправедливое отношение, наказания, некоторые считают, что это отношение спровоцировало болезнь, винят за самые мелкие и незначительные проступки. Все эти переживания естественны и возникают почти всегда. Чувство вины помогает понять разницу между тем, какие мы есть, и тем, какими должны быть. Вина возникает при нарушении индивидом значимых для него норм нравственности. Одновременно это и чувство невыполненного долга. Переживание вины происходит в ситуациях, в которых человек отказывается от необходимой личной ответственности. Иногда переживания вины затягиваются на многие годы или на всю жизнь. Выделяют истинную, невротическую и экзистенциальную вину [3, стр. 89].

Истинная вина — эта вина возникает в результате совершения конкретных действий, которые так или иначе послужили если не причиной болезни, то затянули этап диагностики, мешали лечению и т. п [3, стр. 90].

Невротическая вина — эта вина возникает из-за воображаемых проступков или нарушения запретов. Вообще, чувство вины в структуре невротических реакций занимает значительное место. Прежде всего, для невротического чувства вины характерны преувеличенность и неискренность. При невротической вине важным диагностическим критерием считается несоответствие тяжести переживаний действительной величине «содеянного», которое в процессе прояснения может совсем не соответствовать реальному положению дел. Другая важная составляющая и причина невротической вины — внешний источник обвинения. В ситуации болезни ребенка этими источниками чаще выступают второй родитель или бабушка и дедушка с противоположной стороны. Иногда таким источником оказывается врач, который неосторожно и неосмотрительно высказал свое мнение о поведении родителей. Важным критерием является то, что в случае невротической вины она чужеродна, она «инородное тело» в структуре личности и человек хочет от нее освободиться [18, стр. 52].

Экзистенциальная вина. Выделяют три причины экзистенциальной вины. Первая причина: вина вследствие недостаточной самореализации. Люди никогда не способны реализовать все свои возможности хотя бы потому, что, выбирая одни возможности, обязаны отклонить другие, поэтому многие возможности так и остаются нереализованными. Вторая причина: вина вследствие ограниченности связей с близкими людьми. Человек никогда в полной мере не понимает своих близких и их потребности и в силу неизбежного индивидуализма всегда видит других сквозь призму собственной личности, поэтому наше познание всегда субъективно, многое в нем не соответствует действительности, это в полной мере касается и наших детей. Третья причина: вина вследствие утраты связи с Абсолютом. Мы представляем собой часть божественного плана или природы и никогда не сможем его понять. Эти ситуации предопределены нашим существованием, а значит, человек в этом отношении всегда и безусловно виноват. Работая с виной, во всех случаях консультанту необходимо глубокое знание этих аспектов переживания вины [3, стр. 91].

Семейные кризисы, вызванные наличием какого-либо заболевания или нарушения в развитии у ребенка, можно рассматривать как стрессоры экстремального уровня, серьезно и неожиданно нарушающие жизнь семьи. Известно, что в трудных жизненных ситуациях субъекты для уменьшения влияния различных стрессоров могут использовать как сознательные (совладающее поведение), так и бессознательные механизмы (защитное поведение) [16, стр. 12].

Стратегии совладающего поведения.

Среди стратегий совладающего поведения были выделены следующие:

1. «Активное поведение» и «поиск социальной поддержки» — эти стратегии связаны с желаниями и намерениями родителей помочь ребенку развиваться и лучше адаптироваться. Активное поведение подразумевает включение родителей в коррекционно-развивающий процесс и обращение к тем людям, которые обладают опытом решения данных проблем. У родителей, использующих данную стратегию, наблюдается активная социальная позиция: они пользуются социальными льготами по инвалидности ребенка; требовательны в получении профессиональных консультаций.

2. «Обдумывание ситуации» — данная стратегия включает в себя тщательное обдумывание проблемы и принятие определенного решения. Стратегия «обдумывание ситуации» в большинстве случаев используется отцами.

3. «Оптимизм, вера в лучшее».

4. «Позитивное фокусирование» — суть стратегии заключается в том, что родители, прежде всего, рады самому факту рождения ребенка, его присутствию в их жизни. Данная стратегия наиболее ярко проявляется в случае утраты одного из детей или другого близкого человека.

5. «Социальное сравнение вниз» — в данном случае родитель сравнивает нарушение, которое есть у его ребенка, с аналогичными нарушениями, но имеющими больший патологический характер, у других детей.

6. «Самоконтроль и терпение» — родители «уговаривают» себя пережить трудные испытания, потому что все те силы, которые они сейчас прилагают, помогут ребенку и дадут определенный результат. В родительском сознании существует установка, что «данное испытание мы должны выдержать с достоинством». Хронические переживания, вызываемые постоянным стрессором (болезнь ребенка), способствуют своего рода «психическому закаливанию» этих родителей.

7. «Социальное отвлечение» — эта стратегия совладающего поведения характерна для отцов. Они также, как и матери, желают помочь своему ребенку, но свою роль видят в поиске специалистов-профессионалов, которые отвечали бы за коррекционный процесс в развитии ребенка [4, стр. 177-178].

Стратегии защитного поведения у родителей

1. Рационализация. В данном случае родитель не до конца осознает и принимает тяжесть нарушения развития ребенка. Родители доказывают «нормальность» своего ребенка, обращают внимание не на дефект, а на интеллектуальные и творческие способности ребенка.

2. Идентификация — перенос на ребенка собственного опыта.

3. Сопротивление —противодействие родителей вмешательству извне.

4. Фантазирование. В этом случае родители (матери) не перестают питать надежду на то, что нарушение ребенка когда-нибудь исчезнет совсем. В планировании будущей жизни ребенка мать создает ситуации, которые невозможно реализовать с учетом сложности патологии ребенка [4, стр. 180].

Под влиянием времени острые переживания родителей могут сглаживаться или трансформироваться в некие другие состояния (например, примирение, привычка), но не исчезают совсем и могут возобновляться в процессе повседневной жизни семьи и при переходе с одного этапа жизненного цикла на другой. Можно сказать, что родители таких детей находятся под влиянием хронического стресса, то есть в процессе жизнедеятельности семьи возникают ситуации, возобновляющие негативные переживания. Родители, воспитывающие детей с тяжелыми нарушениями, в борьбе с трудностями активны, стремятся решить проблемы, помочь ребенку. Некоторые родители живут с чувством веры, не позволяют себе отчаиваться, настроены на видение позитивных моментов в своей жизни и жизни ребенка. Однако драматичность жизненной ситуации, ее необратимость заставляют родителей использовать психологические защиты, не позволяющие вырваться наружу негативным переживаниям. В основном это проявляется в убеждении окружающих в нормальности своего ребенка и семьи и в отказе от специализированной помощи и поддержки семьи [4, стр. 181].

ГЛАВА III. ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА И ЕГО СЕМЬИ

3.1 Психологическое обследование больного ребенка

Многие проблемы, связанные с психически или соматически больным или ослабленным ребенком, можно решить только на стыке соматической медицины, психиатрии, психологии и специальной педагогики. Особенно важен комплексный подход при обследовании детей с хроническими или тяжелыми заболеваниями. Оптимальная ситуация представляется таким образом, что медицинский (клинический) психолог, детский психиатр и педиатр располагают набором клинических и клинико-психологических методик, позволяющих ответить на наиболее общие вопросы, касающиеся психики, личности и физического состояния соматически больного ребенка. Основные задачи такой диагностики следующие: