Социально-защитные технологии

Социально-защитные технологии как инструмент воздействия на рассматриваемый объект все чаще и чаще используются в повседневной практике. Немаловажное значение они приобретают в сфере культуры в виду того, что возможно проследить последствия реализации данного воздействия на субъект культуры.

Актуальность использования этих технологий в культуре обусловлена тем, что культура является продуктом человеческой деятельности, но тем продуктом, который постоянно растет, эволюционирует вместе с человеком, субъектом культуры, и использование данных технологий позволяет еще в большей степени использовать весь наработанный историей потенциал культуры для изменения самого субъекта воздействия, для наращивания новых ресурсов в рамках самой культуры.

Целью данного исследования является исследование социально-защитных технологий в культуре.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность социально-защитных технологий;
  • выявить элементы социально-защитных технологий;
  • проанализировать социально-защитные технологии с точки зрения применения их в культуре.

Информационной базой исследования выступила литература, касающаяся темы исследования. В ходе работы были использованы анализ и синтез.

Глава 1. Сущность социально-защитных технологий в культуре

Изучая литературу по рассматриваемому вопросу, для начала стоит отметить, что само понятие «социально-защитные технологии» нередко идет в паре с таким понятием, как «реабилитационные технологии». И для того, что разобраться в этом вопросе, первоначально рассмотрим сущность самих социальных технологий, их специфику, назначение.

Понятие «социальные технологии» возникло в социологии и также связано с возможностью программирования и воспроизведения результатов, которая заложена в развитии социальных процессов.

Социальные технологии в широком смысле слова — это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности [4, c. 25].

В узком смысле слова понятие «социальные технологии» имеет два значения.

Во-первых, социальные технологии — это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность. Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную последовательность элементов, среди которых выделяются следующие: цель, средство, результат. Координация и субординация цели, средств, результатов предполагают вариативность и учет множества факторов, моделирование и проектирование, систему критериев и оценок, содержательные версии и сценарии, методы диагностики и т.д.

4 стр., 1813 слов

Психологические технологии в социальной работе

... социальной работе различных методов воздействия на личность. Существующие психологические методы содержат не только разнообразные методологические и теоретические положения, но и предлагают различные технологии. ... применяются также методы математической статистики и количественного анализа. Социально-технологические методы. Социально-технологические методы, методики, приемы и средства, процедуры ...

Во-вторых, социальные технологии — это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это могут быть социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация [4, c. 29].

Характер воздействия, его технологичность определяются той системой операций целенаправленного воздействия, которая основывается на социальном и социологическом знании объекта — это первый уровень технологического воздействия.

Второй уровень технологического воздействия предопределяется тем, что данный социальный объект находится в неразрывной связи с другими социальными объектами, более того — является частью социальной системы, органически интегрирован в социальное целое. И любое изменение этого социального объекта с неизбежностью влечет за собой цепочку изменений других объектов. В подобном социальном сценарии социальная технология должна учитывать все возможные изменения.

В соответствии с вышесказанным есть смысл различать базовые и частные социальные технологии.

Базовые технологии. Смысл базовых технологий состоит в гармонизации индивидуального, личностного и общественного; выдвижении таких целей социальных технологий, которые гуманистичны по своей природе; развитии творческих способностей и активности социального субъекта.

Частные технологии. Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация социального взаимодействия на разных уровнях.

Таким образом, социальные технологии олицетворяют собой разные ипостаси социальной самоорганизации [4, c. 39].

На сегодняшний день имеются две основные точки зрения на сущность социальных технологий.

Первая точка зрения состоит в том, что социальные технологии имеют смысл, только если вводят социальные инновации в различные направления социальной практики. В число инноваций, согласно данной точке зрения, входят социальные исследования, разработка исследовательских программ, выработка моделей, социальный эксперимент, создание новых методик, технологии выработки критериев оценки эффективности. Инновации включают в себя специальные средства, позволяющие сделать их реальностью. Реализация социальной технологии — это: анализ социальной реальности, социального объекта; разработка социальной технологии изменения объекта; распространение (внедрение) социальной технологии; исследование развития объекта технологического воздействия; оценка полученных результатов в ходе воздействия.

4 стр., 1527 слов

Технологии социальной работы с безнадзорными детьми

... Холостовой рассматриваются теоретические основы технологии социальной работы, общие технологии социальной работы, междисциплинарные технологии и методики социальной работы, конкретные технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками и с их семьями. Учебник под редакцией Соколовой рассматривает технологии социальной работы как инструмент повышения качества ...

Необходимость применения социальных технологий обусловлена тем, что практическому действию всегда предшествует какая-либо модель, макет, проект этого действия, т.е. возможный вариант его реализации. Социальная технология рационализирует последовательность возможных практических действий, упорядочивает их. Суть социальной технологии — не в том, что делать, а в том, в какой последовательности. Наконец, согласно данной точке зрения, суть социальных технологий состоит также в том, что необходимо проектировать и прогнозировать не только сами практические действия, но и их возможные последствия. Таким образом, согласно данной точке зрения социальные технологии необходимы как инструмент для внедрения социальных инноваций в различные направления социальной практики.

Вторая точка зрения состоит в том, что существование социальных технологий связано с самой социальной действительностью (реальностью).

Дело в том, что социальные технологии обусловливают протекание социальных процессов, ведь если рассматривать социальные технологии как последовательность операций, то они и есть социальный процесс. Однако отождествление этих понятий было бы неправильным. Суть социальной технологии, согласно данной точке зрения в том, чтобы, учитывая все объективные и субъективные условия, спроектировать оптимальное развитие социального процесса. Для этого процесс анализируется с точки зрения его вида, типа, характерных особенностей, внутреннего механизма, сопутствующих условий, интенсивности, направленности [4, c. 51].

Таким образом, социальная технология представляет собой инструмент, посредством которого достигается определенное воздействие на рассматриваемый объект, процесс в определенных условиях. Социально-защитные технологии, по своей сути, являются аналогичными инструментами, только назначение их заключается в том, чтобы обеспечить такой уровень существования рассматриваемого субъекта, чтобы ничто не угрожало его физиологическому, психически-эмоциональному, душевному состояниям. Социальные технологии подобного рода включают в себя определенные элементы, которыми руководствуются при работе с субъектом [5, c. 67].

Каким образом укладываются рассмотренные нами социально-защитные технологии с культурой, социально-культурной деятельностью? Что представляет собой деятельность данного характера?

Данная деятельность представляет собой исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры, культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества. Данное определение отражает процессы трансформации духовных ценностей и потребностей общества как социально-культурной системы, новый более высокий уровень педагогического осмысления огромного технологического опыта, накопленного в социально-культурной сфере, определяет ее теорию и практику в виде самостоятельного педагогического направления [1, c. 36].

Данная концепция основывается на системе принципов; основными из которых являются принципы: всеобщего массового культуротворчества, гуманизма, диалектического единства и преемственности, социальной значимости, инвариантности и многомерности, содержательности и репродуктивности, законности, равноправия, системного подхода, сотрудничества, самореализации, самопознания и самодеятельности, мультиконтактности, оценивания и критичности.

9 стр., 4370 слов

Информационные технологии в социальной сфере

... 1. Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере, Информатизация общества История развития информатизации началась в США с 60-х ... технологиям. Информационные технологии упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально ...

Учитывая, что социально-защитные технологии ориентированы на работу с субъектами, которые активно включены в пространство культуры, то данные технологии должны быть культуроориентировны, субъектноориентировано и т.д [1, c. 49].

В процессе жизни нередко возникают ситуации требующие использования определенных технологий. Учитывая, что работа будет проводится с субъектами, реально функционирующими в пространстве, то эти технологии должны обеспечить, помимо достижения определенных целей, также и гармоничное, ресурсосберегающее существование этих самых субъектов. Социально-защитные технологии в данном случае активно могут быть применены в этом качестве. Сфера применения данных технологий -культура в виду того, что субъект — это психосоциальное существо (природная и биологическая составляющие также учитываются), определенный итог истории, культуры народа (государства), и именно с такими его характеристиками и работают выше озвученные технологии.

Глава 2. Составляющие элементы социально-защитных технологий в культуре

В литературе выделяются следующие составляющие элементы социально-защитных технологий: арттерапия, иппотерапия, фототерапия, гарденотерапия, лекотерапия, сказкотерапия, библиотерапия. Кратко постараемся описать эти элементы.

Арттерапия. Связана с визуальным искусством и подразумевает возможность актуализации психических резервных возможностей, формирование на их основе адекватного поведения за счёт творческой изобразительной деятельности.

Арттерапия — это не столько лечение, сколько развитие креативности, развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых проблем. Это естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х гг. Направления арттерапии (арт психология) соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически неограниченно.

Арттерапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе.

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей — это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся — задача арттерапии [3, c. 42].

Сказкотерапия. Сказкотерапия — направление, которое использует сказку, как архетипическую метафору в целях: психодиагностики (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы), психокоррекции (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений), психотерапии и психологического консультирования (исцеление с помощью сказки).

Сказкотерапия — это процесс:

  • поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений;
  • образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни;
  • переноса сказочных смыслов в реальность;
  • активизации ресурсов, потенциала личности;
  • экологического образования и воспитания ребенка;
  • улучшения внутренней природы и мира вокруг.

Это еще и терапия средой, сказочной обстановкой, в которой могут появиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности. В коррекционной работе сказки выполняют следующие функции:

152 стр., 75971 слов

Игровая технология развития фонематического восприятия у старших дошкольников

... 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития фонематического восприятия у дошкольников. 2. Установить критерии, показатели и уровни развития фонематического восприятия у старших дошкольников. 3. Разработать игровую технологию развития фонематического восприятия старших дошкольников Методы исследования:, Теоретической основой исследования Исследования ...

  • Функция зеркала. Содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним;
  • Функция модели: сказки отражают различные конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их решения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов, таким образом, они помогают учиться при помощи модели;
  • Функция хранения опыта: после окончания психокоррекционной работы, сказки продолжают действовать в повседневной жизни человека.
  • Функция возвращения на более ранние этапы индивидуального развития. Сказка помогает вернуться к прежней радостной непосредственности. Она вызывает изумление и удивление, открывая доступ в мир фантазии, образного мышления [2, c. 79].

Фототерапия. В 1970 г. в США и Канаде психотерапевты начали использовать фотографию в качестве инструмента психологического консультирования. Ее разноплановые возможности и потенциальная доступность для многих клиентских групп сделала ее ценным инструментом работы психологов и психотерапевтов. Используя видео клиент может увидеть, понять и скорректировать, свои «болевые точки», эмоции, связанные с ними, проанализировать свою мимику, скорость речи, изменение высоты голоса, жесты, движения т.е. все свое невербальное поведение, а ведь, как известно, окружающие 80% информации о нас получают через невербальное поведение, конечно, видео дает нам возможность и услышать, что мы говорим и насколько это соответствует тому, как мы это делаем.

Видео и фото — это документальный, объективный материал. В спорте, танцах они используется очень широко, в психологической же работе, к сожалению, достаточно редко.

Фото и видео остается как объективный документ того, что было и возможность вернуться к этому столько раз, сколько необходимо для психологической работы [3, c. 62].

Иппотерапия. Лечебная верховая езда признана одним из ведущих методов реабилитации и по своей сути является формой лечебной физкультуры, когда человек проделывает специальные упражнения на движущейся лошади. Всадник, даже имеющий выраженное нарушение осанки, усаживаясь на лошадь, становиться обладателем прямой спины. К тому же трехмерное движение спины идущей шагом лошади соответствует движениям человека при ходьбе. У всадника появляется возможность нормального прямохождения. После трех месяцев регулярных занятий тело человека запоминает правильные стереотипы осанки и ходьбы [5, c. 102].

Целями иппотерапии являются:

  • Выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями от общения с лошадью и другими животными, природой;
  • Активный поиск новых форм взаимодействия с миром;
  • Подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости.

Иппотерапия имеет благотворное влияние с точки зрения общеукрепляющего, психологического, эстетического, воспитательного эффекта. Верховая езда способствует активизации двигательной и дыхательной функций, кровообращения. Необходимым условием занятий является активное и сознательное участие больного в реабилитационном процессе, а также сочетание педагогических, психологических, социально-культурных и медицинских технологий. Иппотерапия способствует активизации познавательной сферы субъекта данной терапии: концентрируется внимание, развивается слухо-зрительно-моторная координация, повышается способность к обучению, усвоению новых навыков и сведений. В ситуации групповой езды к вышеперечисленным факторам присоединяется получение опыта нахождения в группе, подчинения групповым правилам, нахождения своей социальной роли, построения соответствующей модели поведения.

10 стр., 4910 слов

Особенности деятельности социального педагога по выбору и реализации ...

... процесс деятельности социального педагога, направленный на отбор одной из них, позволяющей обеспечить достижение наиболее оптимального варианта решения. По своей сущности процесс реализации социально-педагогической технологии – это целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), ...

В наш век неврозов большую роль играет дефицит положительных эмоций. Непосредственное общение человека с лошадью (особенно если этот человек — ребенок с ограниченными возможностями) в значительной степени восполняет этот дефицит. Люди становятся более общительными, проходит депрессия [2, c. 85].

Гарденотерапия. Это особое направление психосоциальной, трудовой, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Эта деятельность напрямую связана с положительным терапевтическим воздействием энергетики земли, растений. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически балансирует и успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, для улучшения психоэмоционального состояния (работа в зимнем саду, на приусадебном участке, изготовление поделок в студии флористики и фитодизайна).

Основные коррекционные задачи:

  • Формирование адекватной самооценки детей и подростков с ограниченными возможностями;
  • Предупреждение невротических и неврозоподобных расстройств, психического инфантилизма;
  • Коррекция психоэмоциональной и волевой сферы;
  • Развитие элементарных трудовых и профессиональных навыков;
  • Развитие познавательной и творческой активности;
  • Овладение систематизированными знаниями об окружающей жизни;
  • Формирование гуманного отношения к природе [3, c. 75].

Лекотерапия. Метод социально-культурной и психологической реабилитации детей с помощью игрушек. Реабилитационная направленность заключается в развитии психических сенсорных функций, направленности эмоций, снятии зажимов, расширении спектра общения, повышении социальной активности, интеллекта, ориентации в пространстве, профориентации, апробировании социальных ролей. Наиболее удачным видом лекотерапии является куклотерапия. Её образность, наглядность и материальность позволяет ребенку глубже вживаться в игровую ситуацию, врезаются ему в память на всю жизнь вместе с приобретенным во время игры опытом [2, c. 97].

Библиотерапия. Этот вид терапии является весьма привлекательным вариантом терапии, потому что достаточно просто и эффективно помогает людям, стоящим перед трудностями, находить правильные решения. Использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние людей при минимально затраченных средствах.

4 стр., 1703 слов

Психологические типы человека, его психологические состояния и безопасность

... медицинских и иных управляющих воздействий. Целью работы является изучение психологических типов человека, его психологических состояний и безопасность. Глава1.Психологические типы человека. Гипертим - человек, большую часть времени находящийся в приподнятом настроении, вечно ...

Изменив язык выражения — меняем состояние, изменив метафору – меняем представление о мире.

Главный герой — это всегда автор, и страдания отступают после их выражения.

Библиотерапия — это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния клиента, способствующая его духовному росту. Она довольно сильно и длительно воздействует на человека. Терапевтический эффект достигается не просто за счет узнавания в тексте своей травмирующей ситуации и типа эмоционального реагирования, но и за счет формирования у читателя активной самостоятельной жизненной позиции, которая помогает справляться с проблемами в будущем. Иными словами, за счет возможности стать психотерапевтом для самого себя. Таким образом, выбор книг становится делом весьма ответственным и сугубо индивидуальным. Книги, выбранные библиотерапевтом, должны быть качественными во всех отношениях. Вместе с тем можно изменить состояние клиента, сделав его писателем или поэтом [3, c. 86].

Требования к библиотечному занятию:

  • Непосредственная связь художественного произведения с жизненным опытом читающего и жизнью окружающего мира;
  • Эмоциональность занятия, вызванная содержанием книги;
  • Осмысление прочитанного, пересказ для развития связной, выразительной, образной речи;
  • Словесное рисование, инсценировка литературного произведения, ролевая игра [3, c. 91].

Данные элементы являются составляющими социально-защитных технологий. Нередко в качестве одного из элементов отдельно выделяют культуротерапию, но нередко это понятие включает в себя все те элементы, которые были нами рассмотрены во втором вопросе. Назначение культуротерапии — это организация досуга, повседневного быта и жизни человека, посредством вовлечения в деятельность различного рода. И арттерапия, иппотерапия и т.д. — могут послужить определенным инструментом в реализации поставленной цели. В чем заключается социально-защитный характер данных элементов? Социальный, прежде всего, в том, что работа осуществляется с живыми субъектами, включенными в социальное пространство. Защитный характер проявляется в том, что данные элементы направлены на сбережение ресурсов субъекта, их развитие и реализацию в позитивных для субъекта формах и способах.

Заключение

Социально-защитные технологии позволяют тщательно разработать последовательность этапов воздействия на рассматриваемый субъект для достижения определенной цели, которая ставится как самим субъектом, так и той системой, в которую он включен.

Необходимость использования подобных технологий актуализируется, прежде всего, усложнением социального пространства, интенсификацией жизни отдельно взятого человека, ускорением социального времени. Данные технологии позволяют включить субъекта в культурную среду, обогатить и стабилизировать его психически-эмоциональное состояние, обеспечить сбережение его ресурсов при включении в деятельность.

Рассмотренные элементы позволили оценить, каким образом обеспечивается воздействие на субъект, его включение в культурное пространство.

Культуротерапия выделяется как отдельный вид социально-защитных технологий, так и как совокупный — включающий в себя все те элементы социально-защитных технологий, которые были представлены выше. Этот подход подчеркивает глубину, многоплановость культуротерапии, которая обусловлена, прежде всего, содержанием, историей, структурой такого понятия как «культура».

8 стр., 3908 слов

Сущность и особенности политических технологий

... технологий, но и полностью изменить направленность их действий. Так что использование политических технологий (прежде всего в наиважнейших для государства и ... протестной социальной активности и другими форс-мажорными обстоятельствами; потребность в применении экономичных и ресурсосберегающих ... как политической системы, так и ее отдельных элементов. Иными словами, став элементом деятельности того ...

Социально-защитные технологии выделяются также в образовании, спорте, педагогике и других сферах деятельности человека, но эти сферы в определенной степени являются составляющими такой системы как «культура». Чем могут отличаться эти технологии? Прежде всего, конкретными целями, которые ставятся данными технологиями. Социально-защитные технологии в культуре ставят в качестве своей задачи — обеспечить гармоничное существование субъекта в пространстве его жизнедеятельности.

Список использованных источнков

1. XXI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека/ Сборники тезисов докладов межд. научно-практ. конф. М.: МГУКИ, 2005. — 220 с.

2. Актуальные проблемы современного детства: сборник научных трудов НИИ детства/Ред. Е.М. Рыбинский. — М.: Наука, 2005. — 256 с.

3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. /М.Е. Бурно. — М.: Академический проект, 2005. — 245 с.

4. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Учебное пособие. /Ю.Д. Красильников. — М.: МГИК, 2007. — 267 с.

5. Технологии социальной реабилитации детей-инвалидов: социально-культурные аспекты. — М: Институт социальной работы, 2006. — 192 с.