Самооценка — это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а так же отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.
Как же личность осуществляет самооценку? Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и осталось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними, а для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение. Существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворения естественных потребностей, все, что делает человек для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.
Изучение самооценки является очень важным и актуальным в психологии, в частности практической психологии — как в области психотерапии, так и в области психологического консультирования. В результате многочисленных теоретических и эмпирических исследований, проведенных в отечественной и зарубежной психологии по проблемам самооценки, возникло представление, что самооценка своим влиянием пронизывает все аспекты человеческого существования. Значимый вклад в изучение самооценки внесли С. Л. Рубинштейн (1973), Л. И. Божович (1955, 1979, 1995); А. И. Липкина и др. (1968); А. Н. Леонтьев (1975); И. И. Чеснокова (1977); В. В. Столин (1983); И. С. Кон (1987, 1989); Р. Бернс (1986); К. Роджерс (2007); Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова (1990, 1997, 2001) и многие другие.
Несмотря на то, что исследования самооценки проводились неоднократно, в современном мире её изучение является актуальным. Особенно важной эта проблема является для юношеского возраста, так как именно в этот период происходит самоопределение личности, становление её ценностей, приоритетов и целей в жизни и способов их достижения. Мы считаем, что исследование самооценки в этом возрасте позволяет определить перспективы дальнейшего развития личности, профессиональной и социальной реализации.
Изучение проблем личности в социальной психологии
... исследования были использованы: социометрия, методика изучения самооценки качеств личности Т.Дембо-С.Рубинштейна. Глава 1. Личность и её особенности в социальной психологии 1.1. Личность в социальной психологии Социология личности уделяет преимущественное внимание объективным закономерностям общественного ...
Объект исследования: самооценка как компонент самосознания.
Предмет исследования: особенности самооценки в юношеском возрасте.
Цель исследования: изучить особенности самооценки в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1) изучить литературу по данной проблеме
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/samootsenka-v-yunosheskom-vozraste/
2) раскрыть особенности самооценки в период юношества
3) провести исследование уровня самооценки у юношей
Методы исследования:
1) Анализ литературы;
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/samootsenka-v-yunosheskom-vozraste/
2) Методика самооценки личности Будасси;
3) Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан.
1. Самооценка как психологический феномен
1.1 Понятие самооценки
юноша самооценка личность
Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, её способности, предпочтительная сфера деятельности. [1].
Наше умение разбираться в своем сложном психическом мире поможет нам легче решать трудные жизненные проблемы, вступать в общение с людьми. Любой человек, зная о своих положительных и отрицательных свойствах, может использовать плюсы и нивелировать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение, а также более сознательно проанализировать поведение и психологические свойства другого человека. В индивидуальности личности выделяются базовые свойства — ее самооценка, темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности. Самооценка — это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому в аспекте самооценки человек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит и субъективно относит себя.
В морали самооценка и оценка со стороны других неразрывно связаны между собой. Можно сказать так: самооценка есть оценки других, принятые личностью в качестве масштаба собственного поведения, или, говоря по-другому, собственная оценка личности, которую она считает необходимой возвести во всеобщий масштаб. Благодаря способности к самооценке человек обретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя. Известный автор книг по психологии Т. А. Рытченко приводит такое определение самооценки: «На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей». Жизнь доказывает, что правильная самооценка, основанная на чувстве согласия с собой, имеет в основном неосознанный характер. Обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь, на самом деле определяются фундаментальными убеждениями человека о себе.[2]
Самооценка и самоуважение личности
... как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. По мнению Розенберга, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ...
Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств. Как отмечает А. А. Реан, самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру.
Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Традиционно принято различать общую и частную самооценку. Частная самооценка формируется на основе общей, благодаря оформлению и развитию в ее структуре таких элементов, как Я-идеальное, рефлексия, целеобразование. Я-идеальное субъекта, являясь одним из компонентов психологической структуры самооценки, служит источником формирования ценностных ориентаций. Несовпадение реальных и идеальных качеств рассматривается в психологии как своеобразное противопоставление Я-идеального и Я-реального. В случае же их относительного сближения говорят об отсутствии цели для саморазвития. Следует различать самоуважение — отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то реальными достоинствами или недостатками, и самопринятие — непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли в человеке какие-то черты, объясняющие это отношение, или нет. Не менее важными характеристиками самоотношения является также степень его целостности, интегрированности, автономности, независимости от внешних оценок. Самоотношение, таким образом, является механизмом обратной связи.[11]
Самосознание. В советской психологической науке самооценку рассматривали в качестве компонента самосознания, функционирующего как ее часть (Рубинштейн, 1973, 2006; Чеснокова, 1977; Захарова, 1989; Бороздина, 1992).
Самосознание — это осознанное отношение человека к самому себе, выражающееся в самооценивании данного отношения и регуляции на его основе действий и поведения. Самосознание включает три главных компонента: самопознание, самооценку, саморегуляцию.[3] Наиболее полно временная динамика самосознания проявляется в самооценке — одном из ключевых личностных образований самосознания.
В процессе формирования самосознания, как отмечает Б. И. Додонов, особой интенсивности и глубины достигает эмоционально-ценностное отношение человека к себе. Многообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые в разное время в разных ситуациях жизни, образуют эмоциональный «фонд» самосознания. Это составляет основу самооценки, процесс становления которой не имеет предела во времени. Самооценка определяет и направляет весь процесс саморегулирования. Результат этого процесса прямо соотнесен с адекватностью, устойчивостью и глубиной самооценки, динамикой ее развития.
Самосознание — как высший уровень развития сознания является основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе.[4] Самосознание личности обнаруживается в том, что она определяет свое отношение к другим людям, тем самым самоопределяется в системе производства и осознает свою самостоятельность. Формирование самосознания в онтогенезе проходит определенные стадии, связанные с возрастными этапами психического и физического развития человека. Каждая стадия имеет свой уровень познания себя, способности к самооценке и саморегуляции поведения и деятельности. Онтогенетические уровни самосознания детерминированы степенью развития сознания и психики в целом. [5] Чеснокова пишет: «Исследователи психологии детского самосознания считают, что развитие психических функций — интеллектуальных, волевых, эмоциональных, к концу дошкольного возраста поднимает самопознание ребенка на такой уровень, при котором становится возможным появление собственной, достаточно устойчивой самооценки. Содержание самооценки ребенка в этот период составляет осознание практических умений, поступков, его моральных свойств, которые он обнаруживает в себе, соотнося свои поступки с требованиями взрослых. Все в большей степени самооценка включается в процесс регуляции поведения и деятельности ребенка». Между тем, многие исследования показывают, что оценка себя — достаточно позднее образование, начинающее функционировать в подростковом возрасте (Божович, 1955, 1979; Бороздина, Молчанова, 2001).
Формирование «образа Я» дошкольника
... самосознание, образ Я и самооценка индивида. Освещая эти понятия в современной психолого-педагогической литературе, мы затронули вопрос о месте самосознания в структуре личности, ... образа Я у дошкольников. Таким образом, данная работа представляет собой обзор литературных источников по вопросам самосознания ... человеку по его имени, оказание уважительного отношения к нему через адекватно лояльный стиль ...
Самосознание вплетено в психическую жизнь личности, оно неразрывно со всеми другими психическими процессами (познавательными, аффективными, волевыми).[5] Жизненно важная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением личности. Указываются и другие функции самосознания: усовершенствование себя, познание себя, поиск смысла жизни. Самосознание также рассматривается как один из главных факторов формирования личности. [6]
По мнению Бороздиной, внутри самосознания имеются некоторые образования, подструктуры, которые не следует смешивать: образ себя, самооценка и отношение к себе — это разные элементы, имеющие свою самостоятельную природу, сущность. В целом самосознание есть отражение в сознании персоны его носителя, данного субъекта.[7]
Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности, его взаимоотношений с окружающими и его общения с ними.
Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование — понятие собственного Я. [28]
Образование отношений формирующегося человека к самому себе является наиболее поздним по сравнению с другими свойствами. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации, предмету и средствам деятельности, к другим людям. Лишь пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само объектом самосознания. Требуется накопление опыта множества подобных осознаний себя субъектом поведения для того, чтобы отношения к себе превратились в свойство, называемое рефлексивностью. Однако именно эти свойства завершают структуру личности и обеспечивают ее целостность. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками; выполняя функцию самопознания, самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации личности.
Развитие личности в деятельности
... подхода в психологии и развития личности в деятельности; 2) Охарактеризовать категорию деятельности как научно-психологическое понятие; 3) Соотнести психологические понятия «деятельность» и «личность»; 4) Обобщить пути развития личности в деятельности. Методологическими основаниями Структура реферата представлена введением, ...
Самораскрытие. Самосознание, в свою очередь, основывается на самораскрытии. Вы можете правильно понимать самих себя только в такой степени, в какой способны раскрыться или поделиться о себе с еще, по крайней мере, одним человеком. Соответствующее самораскрытие означает, что вы можете рассказать кому-то еще, кому вы полностью доверяете, то, что вы думаете и чувствуете, не опасаясь неодобрения или неприятия.
Самопознание. Развитие самосознания и самооценки осуществляется на основе самопознания. Самопознание — сложный многоуровневый процесс, индивидуализированно развернутый во времени. Очень условно можно выделить 2 стадии: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию; на 2-й стадии подключается самоанализ.
Человек познает окружающий мир, а вместе с тем и себя через активное взаимодействие с миром. Выделяют стадии формирования самопознания, связывая каждую из этих стадий с новой возможностью для субъекта отделения себя от других предметов, людей; с возможностью стать более самостоятельным и воздействовать на окружающий мир (у ребенка это связано с первыми манипуляциями с предметами, после — с ходьбой, затем — с появлением речи).
На начальных этапах также особенно важны механизмы интериоризации знаний о себе других. Так, ребенок усваивает и использует в самопознании:
1. Ценности, параметры оценок и самооценок, нормы;
2. Образ самого себя;
3. Отношение к себе и оценку себя родителями;
4. Чужую самооценку (например, родительскую);
5. Способы регуляции поведения;
6. Уровень ожиданий и притязаний.
Самопознание — процесс динамический и никогда не завершающийся, так как, во-первых, происходит постоянное развитие самих познавательных способностей; во-вторых, изменяется и сам объект познания — личность: и, в-третьих, всякое знание о себе самом уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав что-то о себе, человек становится другим. Самопознание идет параллельно с постоянной проверкой на адекватность и коррекцией.
Рассматривая самопознание как один из аспектов самосознания, Чеснокова пишет: «Познавая особенности других людей, свои внешние проявления в деятельности и поведении, отношение к себе других, человек начинает соотносить эти отдельные аспекты познания объективного и в результате сопоставительно-оценочной работы составляет оценку самого себя. Самооценка выступает как своеобразный итог самопознания и отражает его уровень».
С самопознанием тесно связана способность к рефлексии. То есть способность осознавать не только «что я мыслю, ощущаю, вспоминаю», но и «что это именно я мыслю, ощущаю и вспоминаю», Я условно разделяется на Я-действующее и Я-рефлексирующее.
Итоговый продукт самопознания «Я-образ» или «Я-концепция».
Самооценка как важнейшая характеристика личности спортсмена
... 1. САМООЦЕНКА КАК ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА 1.1 История развития представлений об оценке себя человеком Обращаясь к изучению взаимосвязи самооценки и личности и эффективности ... на самооценку человека, но не предопределяют её, прослеживается в вышеуказанных концепциях. Психоаналитическое направление специально изучением самооценки не занималось. Однако в работах неофрейдиста ...
В психологической науке принято следующее определение: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я». «Образ «Я» — это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:
- познавательный (когнитивный) — знание себя, самосознание;
- эмоционально-оценочный — ценностное отношение к себе, самооценка;
- поведенческий — особенности регуляции поведения, саморегуляция.
Образ «Я» — не статичное, а чрезвычайно динамичное образование личности. Образ «Я» может возникать, как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемого в психологии как реальное «Я». Одновременно образ «Я» является идеальным, т.е. каким он бы должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет стать в будущем. Возможно еще существование и фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Все «Я» уживаются в человеке одновременно. При перевесе в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, происходит дезорганизация деятельности и самосознания человека.[8]
«Образ Я» и самооценка различные образования самосознания, но имеющие определенные соотношения друг с другом: знание о себе служит необходимым материалом для самооценки, а оценка себя позволяет соотнести отдельные стороны «образа Я» с определенной системой ценностей. Кроме того, самооценка служит источником пополнения знаний человека о себе, знаний особых, прошедших оценку, поэтому имеющих более высокий порядок.[7]
Знание о себе накапливается в процессе самопознания и фиксируется в виде «Я — концепции». Во многих психологических исследованиях «Я — концепция» рассматривается как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. [9]
Существует точка зрения, которая предполагает, что «Я-образ» и «Я-концепция» — два разных компонента самосознания. В самосознании, согласно этим представлениям, различают образный и понятийный компоненты; говоря о «Я — образе» и «Я-концепции» выделяют образ себя и знания о себе. Столин отмечает, что «Я — концепция» — это для себя, а «Я-образ» — это для других.
«Я-концепция». По Роберту Бернсу «Я-концепция» — это совокупность всех представлений индивида о себе самом, сопряженная с их оценкой. При изучении «Я-концепции» традиционно выделяют несколько компонентов:
- «Я-реальное» и «Я-идеальное» (Роджерс, Фрейд, К.Левин);
- «Я-материальное» и «Я-социальное»;
- образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценка;
- «Я настоящее», «Я динамическое», «Я фактическое», «Я вероятное» .
Степень рассогласованности отдельных компонентов обуславливает психическое здоровье, устойчивость, мотивацию, связано с процессами саморегуляции. [9]
А.А. Реан и Я.Л. Коломинский подчеркивают, что «Я — концепция» — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и «Я — концепции» имеют отличия. «Я — концепция» представляет набор скорее описательных, чем оценочных представлений о себе. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает свои собственные качества. Одни и те же качества могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане, а другим — в негативном. В целом понятие «Я — концепция» шире понятия «самооценка».[10]
Человек — личность — общество
... характер. То или иное гипертрофирование отдельных компонентов в структуре человеческой личности (по сути, в понимании человека вообще как такового) имеет место в некоторых современных зарубежных философских ... самым неприспособленным к жизни из всех живых существ. Вне общества нельзя стать человеком. Известны случаи, когда в силу несчастных обстоятельств совсем маленькие дети попадали к ...
Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их «Я-концепции».
Саморегуляция. Самооценка — результат интегративной работы в сфере самопознания с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностных самоотношений, с другой. Самооценка — непостоянный конструкт, она постоянно видоизменяется, совершенствуясь. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания человека и его возможности.
Самооценка является «стержнем» саморегуляции на всех этапах ее осуществления, включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования, выбор средств и влияет на интерпретацию достигнутого эффекта поведения.
Достаточно высокий уровень развития саморегулирования поведения, который объективно выражается в тонкости, дифференцированности и адекватности всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений, соответствует зрелому состоянию развития самосознания в целом: адекватной самооценке, а также ориентации на самооценку, а не на оценку другими. Самооценка — на начальных этапах результат интериоризации оценки себя другими — впоследствии эмансипируется от оценок окружающих и все более приобретает значение внутреннего регулятора поведения.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психолог Джемс вывел формулу (1), которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.
Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.
Индивидуальные качества и стиль деятельности человека
... о деятельности человека необходимо отметить, что стиль деятельности любого человека зависит от его индивидуальных качеств. Индивидуальный стиль деятельности человека - это устойчивая индивидуально- ... проявлениях, необходимо раскрыть шире саму психологию деятельности человека, её структуру, типологию и освоение человеком самой деятельности. 1. Психологическая структура деятельности Деятельность ...
Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.
Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач. Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их действия в первую очередь направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики.
Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, — это требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.
Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.
Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями — так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Однако, в целом для людей характерно некоторое завышение своих способностей, приписывание себе уникальности, непохожести на других. Так, опрос взрослых людей показал, что большинство считают себя более умными, чем средний человек; каждый водитель говорит, что он аккуратнее и осторожнее, чем остальные; женщины полагают, что они красивее большинства своих знакомых и т.п.[12]
Параметры и виды самооценки. Традиционно выделяют три основных параметра самооценки: адекватность, высота, устойчивость. [13] Также самооценка может различаться по степени самостоятельности и критичности.
Высота считается очень важным параметром для самооценки. Самооценка может быть заниженной, завышенной и нормальной. В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий. У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя. Самоуважение — один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно», т. е. срабатывает психологическая защита и человек успокаивается.
Влияние самооценки на поведение человека в социуме
... ценностей . Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции. В исследованиях А.З.Зака ( № 8, с.106 – 108 ) самооценка представляется в качестве средства анализа и осознания субъектом собственных способов решения задач ...
На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.
Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде — глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.
Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.
Низкая самооценка имеет много форм pi проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства. Депрессии, разводы (многие из них) — результат низкой самооценки одного или обоих партнеров
-Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.
Формирование и развитие позитивной самооценки — это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, Позволяя же негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни, мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов.
Свою жизнь можно усовершенствовать только тогда, когда мы сами, а не случай программируем свое подсознание и мышление. Итак, формирование позитивной самооценки — главная жизненная установка для каждого человека. [18]
Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Адекватная самооценка позволяет человеку относиться к себе критически, предполагает равное признание своих достоинств и недостатков. В основе такой самооценки лежит необходимый опыт и знания. Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя, его мнение о себе в таком случае, расходится с мнением о нем окружающих. Различают неадекватную завышенную и заниженную самооценку.[14]
Захарова пишет, что завышенная оценка себя выполняет функцию защиты через образование эмоциональных барьеров, блокирующих восприятие внешних воздействий или ведущих к искажению и игнорированию опыта. [15]
Неадекватно заниженная самооценка — недооценка себя субъектом. Люди с заниженной самооценкой ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивают значение своих неудач. При заниженной самооценке человек чрезмерно неуверен в себе, что является устойчивым качеством личности и ведет к формированию таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности».[14] Ратинов (1983) отмечает, что неадекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения.
В результате проведенного исследования Бороздиной был выявлен элемент неадекватности завышенной самооценки у мужчин и неадекватности заниженной самооценки у женщин.[15] Как пишет И.С.Кон, мужчины и в старости остаются менее самокритичными, чем женщины. Однако по комплексу полученных результатов не только не исключена, но и вполне вероятна в каждой из субвыборок частичная неадекватность обратного знака — завышение самооценки у женщин и занижение у мужчин. Эти данные указывают на выраженную индивидуальную дифференциацию самооценки, что может означать ее зависимость от многих факторов — личностных особенностей человека, общего стиля его жизни, воспитания и др. [8]
Установлено, что субъекты с промежуточными показателями оценки себя характеризуются более оптимальными, устойчивыми психическими состояниями, чем лица с высокими и низкими ее значениями.
Также существует и другая классификация представленная В. Ф. Сафиным. Самооценивание — постоянный, непрекращающийся процесс, проявление оценочно-ценностной функции сознания, где объектом выступают сам субъект и его отдельные свойства. Самооценка же — результат самопознания через частные, а затем — обобщенные сомооценивания. По предмету отражения внутренней реальности и их функциям в противовес многочисленным «я-образам», рассмотренным зарубежными психологами, В.Ф. Сафин при исследовании самоопределения выделил следующие основные виды самооценки: 1) самооценка, включающая в себя стремления, намерения, жизненные цели субъекта — хочу (интенции); 2) самооценка, включающая в себя познавательные и интеллектуальные возможности (потенции) — могу; 3) самооценка, включающая в себя устойчивые физические, психофизиологические, закрепившиеся характерологические свойства субъекта (неизменные, устойчивые наличные свойства, тождественность себе самому) — имею (поссиденции).
Эти три вида самооценки считают соответствующими структуре самосознания в самоопределении.
Первый вид самооценки, в основном, играет побуждающую роль, обеспечивает субъект энергетическим напряжением; второй вид отвечает за планирование и развёртывание программы, за информационное обеспечение деятельности; третий вид чаще всего отвечает за исполнительскую и регулятивную сторону деятельности субъекта. Эти образования, хотя и являются результатом самооценивания — проявлением самосознания, всю функцию самосознания не исчерпывают. Самосознание также играет важную роль в соотнесении, согласовании названных образований, а в исполнительском плане — в преодолении препятствий с учётом требований среды, в достижении программных целей.
Из изложенного следует, что выделенные виды самооценки относительно самостоятельны, но взаимосвязаны, взаимообусловлены, по отношению друг к другу могут выступать то как причина, то как следствие. В процессе самоопределения в практической деятельности, тем более в самоопределении в жизнедеятельности, они «предстают» в самосознании то одной, то другой стороной. Кроме того, в самосознании более четко «представляется» та самооценка из трех, которая более значима в данный момент деятельности. Тесная взаимосвязь между этими тремя образованиями обусловливает то, что они кажутся «представленными» друг в друге. Например, наличное «я», включающее осознание и самооценку субъектом своих устойчивых физических, психофизиологических, характерологических качеств, может выступать как мотив, вместо образования «хочу», которое включает намерения, цели, умыслы, стремления. [19]
1.2 Отечественные и зарубежные подходы к изучению самооценки
Понятие «самооценка» в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие. Одним из первых исследователей, занимавшихся изучением проблемы «Я» в психологии и основателем разработки проблемы самооценки, был Уильям Джеймс (1890).
В понимании Джеймса самооценка является эмоциональным образованием, он видит в самооценке неудовлетворенность или удовлетворенность субъекта собой. У. Джеймс под самооценкой понимал самоотношение. [20]
Психоаналитическое направление, раскрывая структурный компонент собственной теории личности, специально изучением самооценки не занималось. Однако в работах К. Хорни (2004) имеются указания двоякого рода, выходящие на тему самооценки. Во-первых, источником тяжелых переживаний — тревожности и страхов, — о её убеждению, является постоянная необходимость сравнения себя с другими, притязания, с одной стороны, и реальные оценки возможности своего неуспеха или успеха других — с другой.[21] Во-вторых, обсуждается идеализированная самооценка как своего рода невротический конфликт. Идеализированная оценка ведет к искаженному «образу Я», не дает возможности невротику реально понять и принять себя. Причины подобных конфликтов автор видит в неудачном развитии взаимоотношений в детском возрасте.
Карл Роджерс, известный своей разработкой «терапии, центрированной на клиенте», утверждал, что основной проблемой в жизни каждого человека является понимание и принятие самого себя.
Роджерс отмечает, что в процессе «терапии, центрированной на клиенте», происходит уменьшение различий между «Я — реальным» (то, чем Я являюсь сейчас) и «Я — идеальным» (то, чем Я хотел бы стать).
После терапии происходит снижение внутренней напряженности, многие эмоциональные проблемы разрешаются, представление о себе обладает большим внутренним спокойствием, самопринятием, самопониманием, большей ответственностью за свои поступки. [22]
«Новый взгляд на индивида был предложен представителями символического интеракционизма Ч. Кули и Д. Мид. Индивида они рассматривали в рамках социального взаимодействия. Кули первый указал на значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей как главного источника данных о собственном Я. «Я — каким — меня — видят — другие» и «Я — каким — я сам — себя — вижу» достаточно сходны по своему содержанию. Представление индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияет на его «Я — концепцию». В этом суть теории зеркального Я, которую Кули предложил в 1912 г. Согласно позиции Д. Мид, — индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие. При этом именно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования «Я — концепции». [6]
Оценки окружающих выступают в качестве существенных факторов, влияющих на самооценку человека, но не предопределяют её.
Изучением проблемы самооценки занималась и школа К. Левина. В данном направлении исследовались мотивы, потребности, уровень притязаний и их динамические соотношения. Данные, полученные в школе Левина, стали началом большого количества клинических и диагностических исследований, направленных на изучение личности: ее самооценки, уровня притязаний. В данном направлении признается связь оценки себя и уровня притязаний, а также рассматривается расхождение высоты самооценки и уровня притязаний как один из источников эмоционального напряжения, своего рода внутриличностный конфликт.[23]
Итак, первым серьезным теоретиком проблемы самооценки был Уильям Джеймс. В начале XX века изучение этой проблемы переместилось из психологии в область социологии. Новый взгляд был предложен представителями символического интеракционизма (Кули, Мид).
Психоаналитическое направление, раскрывая структурный компонент собственной теории — «эго» или Я, отождествляемого с сознанием, специально изучением самооценки не занималось, однако в работах К.Хорни имеются указания двоякого рода, выходящие на тему самооценки. Теоретические разработки в изучении «Я-концепции» индивида в работах представителя гуманистической психологии К. Роджерса в значительной степени повлияли на современное состояние проблемы самооценки.[6]
Развитию современного понятия самооценки посвящены работы Липкиной (1968), Сафина (1975), Чесноковой (1977), Столина (1983), Захаровой (1989), Бороздиной (1999), Молчановой (2006) и др.
Липкина и Рыбак (1968) рассматривают самооценку в учебной деятельности; Сафин (1975) исследует устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. Разумеется, в каждом из этих экспериментальных исследований ставятся и решаются также вопросы теории самооценки. [5]
Но есть исследования и собственно теоретического плана, хотя их гораздо меньше: в них разрабатываются вопросы социально — психологической природы и нравственной основы самооценки, ее структуры и роли в психической жизни личности (Ананьев, 2001; Рубинштейн, 1973, 2006; Бороздина 1999; Сидоров, 2006 и др.)
Необходимо обратить внимание на отсутствие единого определения самооценки как в зарубежной, так и в отечественной психологии, зачастую авторы используют различные термины для обозначения одного и того же феномена: self-respect (самоуважение), self-regard (самоотношение), self-acceptance (самопринятие), self-esteem (самоуважение, обобщенная самооценка), self-attitude (самоотношение, установка на себя), self-evaluation (декларируемая, публичная самооценка) и др. Очень часто подразумеваются под одним термином различные психологические образования, но, не предлагаются при этом развернутые определения.[13]
Известно, что человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения. Проведенные исследования показали, что именно в семье маленький человек учится оценивать себя, но пока своим, доступным ребенку способом.
Ю.Б. Гиппенрейтер отмечает: «В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. В этом смысле у ребенка нет внутреннего зрения. Его образ себя строится извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие, более того, положительное отношение к себе — основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него». [24]
Бороздина и Молчанова провели многочисленные исследования, которые уточняют, что принятие оценок зависит от ряда факторов, таких например, как высокая компетентность и статус значимых других, привлекательность группы, степень соответствия между желаемой и реальной самооценками, степень доверия к «источнику» оценки и т. д.[16]
Характер самооценки проявляется не только отношением к другим людям, но и отношением к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими, и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок». В частности, Карл Роджерс пришел к выводу, что «большинство людей, которых он знал, презирают себя, считая, что они ни на что не способны и их нельзя любить». Джон Пауэлл в своих рассуждениях пошел еще дальше: «У всех нас есть комплексы неполноценности, — писал он, — те, у кого, кажется, нет такого комплекса, только притворяются». «Душевная копилка ребенка работает непрерывно, и чем он младше, тем неизгладимее влияние того, что мы в нее бросаем… Порой мы перестаем заботиться о том, что же накапливается в «сокровищнице» самооценки».[21]
Влияние других, на формирование самооценки, приобретает еще большее значение, если саму природу коммуникативной потребности человека мы будем рассматривать, как «стремление познать себя с помощью партнера». Такое видение имеет поддержку и сегодня. Исследователями изучается не только природа самооценки, но и ее проявления. В частности, Морис Розенберг, наблюдая за юношами школьного возраста, показал, что те из них, кто страдает заниженной самооценкой, особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Молодых людей с заниженной самооценкой беспокоит мнение окружающих, в общении они чувствуют себя неловко, они заранее уверены, что все о них плохого мнения.[22]
Лонгитюдные исследования С. Куперсмит, в которых в течение 8 лет прослеживались последствия высокой, средней и низкой самооценок у группы мальчиков, начиная от подросткового возраста до вступления во взрослый период жизни продемонстрировали: мальчики с высокой самооценкой характеризовались как активные, экспрессивные, в целом успешные в учении и в социальных отношениях, лидеры в дискуссиях, не отягощенные чувством тревоги и т.д. Они не были поглощены внутренними проблемами и гораздо реже страдали психосоматическими расстройствами. Куперсмит обнаружила, что взаимоотношения с родителями и стиль воспитания у мальчиков с высокой самооценкой сильно отличались от отношений в семье и воспитания у мальчиков с низкой самооценкой. [23]
Была сделана попытка разработать структурно-динамическую модель самооценки. Самооценка, по ее мнению, функционирует в двух основных формах как общая и как частная (парциальная, или конкретная).
Частные самооценки отражают оценку субъекта своих конкретных проявлений и качеств. Общую самооценку автор понимает как иерархизированную систему частных самооценок, находящихся в динамическом взаимодействии между собой.[14]
Известно, что самооценка выступает как важнейшее средство саморегуляции. Формируясь в процессе деятельности, самооценка адресуется к разным ее этапам. Самооценка, отражающая этап ориентировки в своих возможностях в предстоящей деятельности, направлена на будущее и называется «прогностической». Самооценка, проявляющаяся по ходу деятельности и направленная на ее коррекцию, называется «процессуальной». Самооценка на завершающем этапе деятельности, содержание которой составляет оценка результатов деятельности, называется «ретроспективной». Все три вида самооценки тесно связаны между собой, постоянно наблюдаются их взаимопереходы и взаимопроникновения, трансформации одной в другую.
Чеснокова отмечает, что «самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики». Она указывает на наличие в структуре самооценки когнитивных аспектов, связанным с оцениванием, сопоставлением собственных личностных качеств, и ценностно-ориентировочной составляющей результата становления личности человека и его представлений о значимости тех или иных качеств личности, их ценности для достижения успехов их моральной оценки обществом. Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира. Каждый из компонентов самооценки имеет свою линию развития, а также различные уровни осознанности. Формы взаимодействия самооценок разнообразны и нередко находятся в конфликтных отношениях, что выражается в постоянных поисках личностью себя, внимания на своем внутреннем мире. [5]
Наиболее впечатляющим следствием активности освоения темы самооценки в западной культуре стало ее устойчивое восприятия как важнейшего психологического ресурса человека или даже как его достояния, что неизбежно привело западное общество к формированию массовой потребности в достижении высокого уровня самооценки к движению за самоуважение. Н. Эмлер (2001) пишет, что люди стали стремиться к достижению высокой самооценки, подобно тому, как они стремятся к благополучию, хорошему физическому здоровью или свободе мысли. В результате, в 1986 году в США, в штате Калифорния, была предусмотрена специальная бюджетная статья, предусматривающая финансирование мер по подъему уровня самооценки.
Существование одновременно нескольких теорий, описывающих самооценку, является движущей силой в понимании самого предмета. Это главное условие усовершенствования теоретических построений, попыток создания целостной теории.[25]
1.3 Развитие самооценки в онтогенезе
На начальных этапах формирования, как это установлено экспериментально, самооценивание носит неоднозначный характер: субъект оценивает свои парциальные качества более объективно, а себя как целостность — менее. Это объясняется тем, что в первом случае, в связи с предметной деятельностью, он использует конкретные эталоны, и самооценивание носит когнитивный характер, а во втором случае, когда самооценивание ещё не опирается на конкретный эталон, оно носит больше эмоционально-ценностный характер. Правда, с возрастом оценивание себя как целостности принимает когнитивные черты. Как бы то ни было, самооценивание так же, как и оценка, возникает в практической деятельности и в общении, обслуживает её, выступая способом, средством саморегуляции. При самооценивании субъект не может оценивать себя вне деятельности и конкретной ситуации. Это обусловливается тем, что сознание субъекта вне осознания и оценки актуальной ситуации только к себе самому не направляется. По этой причине отделение самосознания от сознания, самооценивания от самосознания в принципе неверно. Но тем не менее рассматривая сам процесс самооценивания ряд советских (Божович, Липкина, Захарова) и зарубежных (Дюваль, Виклунд) психологов выделяют несколько условных фаз её протекания: 1) сосредоточение сознания на себе 2) собственный процесс оценивания 3) аффективно-регулирующая реакция, возникающая в ходе осознания соответствия или несоответствия результата оценивания с требуемыми для действия или деятельности качествами 4) действия или деятельность из-за соответствия или расхождения результатов сличения качеств у субъекта и требуемых от него. Эти фазы самооценивания едины, выступают как целостность, как форма проявления самосознания, но любой вид самооценивания не равняется самосознанию субъекта. Рассмотренные фазы могут быть осознаны и выявлены лишь тогда, когда они становятся специальной целью сознания субъекта, но попытки исследовать наличие у каждого субъекта этих фаз и последовательность их протекания дают неоднозначные результаты. Это объясняется подвижностью и интегральностью самосознания.
Исследованиями ряда психологов (Н.Адамишвили, З.Н. Мануйленко, Н.Н. Ибрагимова, В.А. Горбачёва) показано, что дошкольники в состоянии довольно адекватно оценить свои физические качества, отдельные умения, навыки, необходимые и проявляющиеся в игровой деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети верно осознают и оценивают свои обобщённые моральные качества, проявляющиеся в процессе групповой игры. Одновременно этими авторами указывается наличие субъективизма и ситуативности в самооценках дошкольников, а также подчёркивается, что оценки, даваемые дошкольниками своим сверстникам, более обоснованны, чем их самооценки. В самооценке своих физических и некоторых морально-волевых качеств нередко обнаруживается печать «зеркальности» — оценки их окружающими. Представляют интерес установленные факты относительно того, что адекватность самооценки в поведении дошкольников играет меньшую роль, чем статус ребёнка.
У младших школьников в связи с тем, что организационная учёба становится ведущей формой деятельности, как установлено, самооценка характеризуется расширением объёма оцениваемых качеств, необходимых для учебной деятельности и взаимоотношений в группе. Установлено, что расширение знаний и усвоение моральных понятий делают самооценку более точной, обращённой к субъекту в целом. Более детально исследована самооценка деловых качеств, что непосредственно касается субъекта в целом, и своих знаний по отдельным предметам. В самооценках интеллектуальных качеств младшие школьники не отличают их от учебных успехов, старательности. Проявляя адекватность в самооценке своих физических качеств, по сравнению со старшими дошкольниками, они более осторожны в самооценке своих моральных качеств. Это обусловлено возросшей самокритичностью испытуемых этого возраста по сравнению с дошкольниками.
Самооценка у подростков начинает определяться их потребностями организации своего поведения и общественно полезной деятельности соответственно требованиям сверстников референтной группы. В этом возрасте начинают осознавать необходимость подчинения своего поведения не только требованиям учителей, сверстников, родителей, но и общества. Но тем не менее самооценка основывается на анализе своих действий, поступком по сравнению себя с другими. Велика роль самооценки сверстников и их оценки конкретного подростка. Эталоном самооценки нередко служат нормы, принятые в группе, идеалы, сформированные в процессе учебной, общественно-трудовой и повседневно-практической деятельности. Но эти эталоны весьма изменчивы, поэтому об устойчивости самооценки весьма трудно судить. Эксперименты, поставленные в целях изучения динамики самооценки в зависимости от эталона, показали, что испытуемые свои парциальные качества с помощью эталона оценивают адекватно и устойчиво; заметны сдвиги в сторону объективности в самооценках подростками своих интеллектуальных качеств; в оценках сверстников и взрослых они ориентированы на свои самооценки как на эталоны; в целях сохранения устойчивости самооценки прибегают к известным в психологии компенсирующим механизмам. Их самооценка, сопротивляясь заниженной оценке, одновременно изменяется в сторону повышения под влиянием завышенной оценки окружающих. Эти особенности самооценки были экспериментально выявлены также множеством авторов (Е.А. Серебрякова, Т.В. Рубцова, И.М. Краснобаев, Л.Г. Подоляк, И.И. Купцов, С.М. Юлдашева, Л.С. Сапожникова, Т.В. Говорун, М.Г. Козак)
Верную обобщённую характеристику самооценкам подростков дала Г.А. Собиева, по данным которой, они оценивают у себя прежде всего качества, связанные с определёнными видами деятельности (учебной и общественно полезной, трудовой) — 41%, затем черты, связанные со взаимоотношениями с другими людьми — 35%, а самооценка черт, характеризующих личность как целостность, занимает всего лишь около 20%. По данным многих авторов, самооценка подростками себя с точки зрения их общественной значимости чаще наблюдается у тех, кто активно и постоянно ведёт общественную работу, а оценка себя, исходя из жизненных целей, встречается весьма редко, несмотря на то, что в связи с выбором профессии часть подростков весьма адекватно осознаёт предъявляемые профессией к их личности требования.