Введение, Актуальность темы исследования
Социализация в дошкольном возрасте традиционно рассматривается в контексте возрастной и педагогической психологии . Но в то же время многими авторами подчеркивается и необходимость междисциплинарного анализа проблемы детства как особой психосоциокультурной категории , с помощью которой возможно создание целостной панорамы представлений о закономерностях становления личности в обществе ( Р . Заззо , С . Московичи , А . В . Петровский , Д . И . Фельдштейн , Р . Харре , Д . Б . Эльконин , Э . Эриксон и др .). Исследования ранней социализации могут дать богатый материал для понимания факторов и механизмов включения индивида в социальные отношения ( В . В . Новиков ), поскольку в детском периоде жизни наблюдается специфическая смена ведущих видов деятельности , а также основных факторов социализации ( А . В . Мудрик , Л . Ф . Обухова , Д . Б . Эльконин ).
Важность анализа процесса социализации ребенка определяется тем
Социализация ребенка происходит в процессе усвоения опыта совместной деятельности , общения со сверстниками и взрослыми людьми и связана с ведущим видом деятельности , когнитивно — мотивационными характеристиками личности ( Л . Л . Гурова , K. Нельсон , А . В . Петровский , И . Слакман , Дж . Хадсон , Д . Б . Эльконин , М . Г . Ярошевский ).
Страна как фактор социализации личности
... некие рамки жизнедеятельности и социализации человека, которые позволяют и делают необходимым рассмотрение страны как макрофактора социализации [6]. Страна обладает государственным суверенитетом (полным ... возрастных этапах. 2. Страна, как фактор социализации личности Все факторы социализации условно можно объединить в две группы: макрофакторы, которые являются условиями социализации всех или очень ...
Семья признается основным институтом социализации детей. Роль семьи в становлении личности ребенка отражена в работах А.Карлсона, Т.Парсонса, Д.Попеное, И.С.Кона. Значимый вклад в изучение семейной социализации внесли такие ученые, как Ф.А.Ильдарханова (2002), А.В.Мудрик (1991), Ю.И.Шилов (2000).
В семье происходит усвоение полоролевой модели поведения детей. Изучение этого вопроса показывает значимость наличия обоих родителей в семье. Особенности гендерной социализации мальчиков и девочек рассматривали в своих работах И.С. Клецина (1998), О.И.Ключко (2002), И.С.Кон (1988) и др. Авторы отмечают, что отсутствие одного из родителей приводит к различным отклонениям в развитии личности ребенка.
Таким образом, Объект исследования, Предмет исследования, Цель работы, Исходя из цели исследования основными задачами курсовой работы являются:
1. Проанализировать и систематизировать отечественную и зарубежную литературу по проблемам социализации , активности и творчества ; выделить характеристики , связанные с проблемами социализации и развития ребенка . 2. Выделить основные характеристики социализации детей в дошкольном возрасте . 3. Определить степень усвоения содержания и функционала социальных ролей , а также принятия статусно — ролевых позиций у дошкольников .
Данная работа состоит из Введения, 2 глав, Заключения, Списка использованных источников. Во Введении определена цель исследования, поставлены задачи, обоснована актуальность темы. В 1 главе представлен обзор теоретических и практических подходов в отечественной и зарубежной психологии по проблемам социализации личности , активности и когнитивного развития. Во 2 главе рассмотрены механизмы и условия социализации детей. В Заключении подводятся итоги исследования, формируются основные выводы. В работе широко использована информация из повествовательных источников и научных исследований современников событий, отражающих проблематику исследования.
Глава I
Методологические и теоретические основы проблемы социализации
§ 1 Социализация личности в отечественных и зарубежных исследованиях
Личность рассматривается как результат социализации индивида. Выделены основные характеристики личности (Л.И. Анцыферова, Л.Л. Гурова), в том числе когнитивные, имеющие непосредственное отношение к развитию творческого мышления: понимание («понимательная способность»), способность принимать решения и интеллектуальная организованность (Л.Л. Гурова).
Характеристики когнитивного развития личности, а также ее мотивационная направленность проявляются в отношении к творчеству.
Личность в системе социальных связей
... выражается в понятии личность. Таким образом, личность - это характеристика социального в человеке. Представляется удовлетворительным определение личности, данное российским социологом В. Ядовым: «Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношении посредством ...
С подходами к определению социализации можно ознакомиться в работах зарубежных психологов и социологов (А. Бандура, Дж. Голлард, А. Маслоу, Р. Мертон, Н. Миллер, А. Оллпорт, Т. Парсонс, К. Роджерс, Б. Скиннер и др.).
В отечественной науке социализация представлена в работах Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Н.В. Андреенковой, Я.И. Гилинского, Н.Л. Ивановой, А.Г. Кирпичника, И.С. Кона, Е.С. Кузьмина, В.Н. Кунициной, В.С. Мерлина, А.В. Мудрика, В.В. Новикова, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, А.Л. Свенцицкого, Р.М. Шамионова и др. В русле психологии развития проблема социализации освещена в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.
В отечественной социальной психологии социализация представляется в контексте таких проблем, как социальная установка и социальная идентичность, и выступает в роли процесса, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями (Г.М. Андреева, А.Л. Свенцицкий).
Идентичность, которая начинает формироваться в ранних возрастах, является важнейшим механизмом социализации (Н.Л. Иванова, Р.М. Шамионов).
В исследованиях социальной идентичности показано, что это когнитивно-мотивационная характеристика личности (Г.М. Андреева, Н.Л. Иванова, Ю.П. Поваренков, А. Тешфел, Дж. Тернер).
Социализация – процесс, в ходе которого происходит становление различных сторон личности, образующих целостное единство. С одной стороны, социализация предполагает активное включение человека в различные социальные связи, усвоение статусно-ролевых отношений. С другой стороны, это процесс познания социальной среды, формирования социальных категорий, идентичности и т.п., единство когнитивных, мотивационных, эмоциональных сторон личности (Р.М. Шамионов).
При рассмотрении социальной роли и статуса, сложившихся в отечественной и зарубежной психологии, можно отметить, что роль понимается как социальная функция, неразрывное единство определенного вида деятельности и соответствующего способа поведения, выработанного в данном обществе (Г.М. Андреева), а также внешнее поведение, динамический аспект статуса (Дж. Морено).
Статус – место, которое занимает индивид в группе, общественной системе. Статусно-ролевое поведение демонстрирует внешнее проявление той или иной роли, имеет личностную окраску, что позволяет дифференцировать степень и вариативность проигрывания ролей и усвоение статусов.
Понятие «социализация» при широком толковании представляет собой процесс вхождения в социальную действительность через развитие психики и личности ребенка.
Социализация как процесс и результат
Психологические аспекты социализации личности. Социально-психологические ...
... процессе социализации. Основные задачи социализации личности, ее формы и виды. Понятие индивидуальности, структура личности и ее важнейшие компоненты. Социальные типы личности. Усвоение нового социального опыта. реферат , добавлен 27.01.2011 Проблема личности в социологии и философии. Социально ...
Воспитание, обучение, развитие относят к формам социализации личности, как управляемые и целенаправленные процессы социализации.
Задачей целенаправленной работы по социализации считается формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, способной к самореализации, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.