Контрольная работа: Социальная психология слухов

  • обусловленные ситуацией, например, реакцией на брань;
  • личностно-обусловленные, например, резкая эмоциональная реакция, нередко возникающая у холериков.

Виды состояний по степени внешней выраженности:

  • поверхностные, слабо выраженные, например, настроение легкой печали;
  • глубокие, сильные, имеющие характер страстной ненависти или любви.

Виды состояний по эмоциональной окраске:

  • положительные, например, поэтическое вдохновение;
  • отрицательные, например, уныние, апатия;
  • нейтральные, например, равнодушие.

Виды состояний по длительности:

  • кратковременные, например, вспышка гнева, продолжающаяся несколько секунд;
  • продолжительные, длящиеся иногда годами, связанные с чувствами мести, скуки, депрессии;
  • средней продолжительности, например, связанные с чувством страха во время авиационных перелетов.

По степени осознанности:

  • неосознанные, возникающие, например, во время сна;
  • сознательные — состояния мобилизации всех сил, например, у спортсменов, устанавливающих спортивный рекорд.

Виды психических состояний по уровню проявления:

  • физиологические, например, голод;
  • психологические, например, воодушевление, энтузиазм;
  • психофизиологические.

По указанным критериям может быть дана всесторонняя характеристика, по сути дела, любого конкретного состояния из всего многообразия встречающихся психических состояний. Так, состояние, вызванное чувством страха:

  • может быть обусловлено или внешней ситуацией, или личностными причинами;
  • может более или менее глубоко затрагивать психику человека;
  • характеризуется как отрицательная эмоция;
  • имеет обычно среднюю продолжительность;
  • достаточно осознается человеком;
  • реализуется как на физиологическом, так и на психологическом уровне.

На основе этих критериев могут быть описаны такие, например, часто встречающиеся состояния, как тревога, любовь, утомление, восхищение и др.

Исследование структуры психических состояний позволило выделить пять факторов формирования состояний: настроение, оценка вероятности успеха, уровень мотивации, уровень бодрствования и отношение к деятельности. Эти пять факторов объединяются в три группы состояний, различные по своим функциям:

7 стр., 3120 слов

Виды психического воздействия на человека и защита от них

... не испугались. Не упускайте из виду ничего, что могло бы означать опасность. Нападение в автомобиле. Передвижения в ... спланируйте свой маршрут заранее. Перед выездом сообщите людям на другом конце маршрута о предполагаемом времени вашего ... на дорогу. Всегда имейте в багажнике запасную канистру с бензином. Прежде чем пускаться в дальнюю поездку, проверьте, чтобы ваша машина была в исправном состоянии. ...

1) мотивационно — побудительная (настроение и мотивация);

2) эмоционально-оценочная;

3) активационно — энергетическая (уровень бодрствования).

Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, т.е. психические состояния определенных общностей людей: малых и больших групп, народов, обществ. В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний: общественное мнение и общественное настроение.

Особое место занимают психологические состояния человека в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (при необходимости экстренного принятия решений, во время экзаменов, в боевой обстановке), в ситуациях повышенной ответственности (предстартовые психологические состояния спортсменов и т.д.).

Наиболее распространёнными и типичными психическими состояниями, присущими большей части людей в их повседневной и профессиональной жизнедеятельности, являются следующие состояния:

  1. Оптимальное рабочее состояние – обеспечивает максимальную результативность деятельности, проходящей в среднем темпе и интенсивности.

Свойства состояния: повышенная концентрация, активность мышления, обострение памяти и наличие цели.

  1. Состояние напряжённой трудовой деятельности – возникает при труде в экстремальных условиях.

Свойства состояния: психическое напряжение, обусловленной наличием цели повышенной важности или повышенными требованиями, сильная мотивация к достижению необходимого результата, повышенная активность всей нервной системы.

  1. Состояние профессиональной заинтересованности – играет важнейшую роль в результативности труда.

Свойства состояния: осознанная значимость профессиональной деятельности, желание и стремление узнать как можно больше информации о выполняемой работе, концентрация внимания на объектах, которые связаны с деятельностью. В ряде случаев отмечается активизация творческого потенциала, обострение восприятия, повышенная способность к повторению уже узнанного, возросшая сила воображения.

  1. Монотония – состояние, которое развивается при долговременных и регулярно повторяющихся нагрузках, имеющих среднюю или малую интенсивность, а также при повторяющейся однообразной информации.

Свойства состояния: равнодушие, пониженная концентрация внимания, скука, ухудшенное восприятие получаемой информации.

  1. Утомление – состояние временного снижения работоспособности, возникающее при длительных и высоких нагрузках. Сопряжено с истощением организма.

Свойства состояния: пониженная мотивация к труду, дисфункция памяти и внимания, усиленные процессы торможения ЦНС.

10 стр., 4531 слов

Психология деятельности

... деятельности. Знание мотивов поведения необходимо во всех случаях жизни, когда приходится оценивать поступки человека. Особенно оно необходимо психологу, социальному работнику, учителю, воспитателю. Распознать мотивы отдельных действий человека и его поведения в ...

  1. Стресс – состояние продолжительного и повышенного напряжения, которое связано с невозможностью человека приспособиться к требованиям окружающей среды. Здесь большую роль играют факторы среды, превышающие возможности организма человека к адаптации.

Свойства состояния: психическое напряжение, чувство тревоги, неблагополучия, нередко – апатия и равнодушие. Кроме того, происходит истощение запасов адреналина, в которых нуждается организм.

  1. Состояние релаксации – состояние восстановления сил, расслабления и успокоения, возникающее при аутогенных тренировках или, например, молитвах или чтении мантр и т.п. Основной причиной данного состояния является прекращение человеком какой-либо напряжённой деятельности вообще.

Свойства состояния: ощущение тепла, распространяющегося по телу, чувство покоя и расслабление на физиологическом уровне.

  1. Состояние сна – особое психическое состояние, характеризующееся отключением сознания человека от внешней реальности. Интересно то, что состояние сна имеет две ярко выраженные фазы, которые постоянно чередуются – это медленный сон и быстрый сон. Оба они могут нередко рассматриваются как самостоятельные психические состояния. А сам процесс сна связан с потребностью систематизации потоков информации, которые были получены в процессе бодрствования, а также необходимостью организма в восстановлении своих ресурсов.

Свойства состояния: отключение сознания, неподвижность, временная активность различных отделов нервной системы.

  1. Состояние бодрствования – состояние, противопоставляющееся состоянию сна. В спокойной форме может проявляться в такой активности, как, к примеру, просмотр кинофильма, чтение книги, прослушивание музыки. В более активной форме проявляется в физических упражнениях, работе, прогулках и т.д. Состояние бодрствования противопоставляется состоянию сна. В наиболее спокойной форме бодрствование проявляется в таких видах активности человека, как, например, чтение книги, просмотр нейтральной по эмоциональным проявлениям телепередачи и т.д.

Свойства состояния: средняя активность нервной системы, отсутствие ярко выраженных эмоций (в спокойном состоянии) или, наоборот, бурные эмоции (в активном состоянии).

Вышеприведённые психические состояния характерны для большинства людей. Какая-либо взаимосвязь между этими состояниями, а также динамика процесса их развития имеют важнейшее значение, как в обычной жизни человека, так и в его профессиональной деятельности.

Исходя из этого, психические состояния можно смело назвать одним из предметов изучения различными областями психологической науки, такими как общая психология, возрастная психология, психология личности, психология мотивации или психология труда.

На протяжении всех времён люди пытались понять суть психических состояний, и эти попытки не прекращаются даже в наше время. Причиной этому служит, пожалуй, то, что человек и особенности его личности являются великой загадкой и для обычных людей, и для учёных умов. И нельзя не сказать, что на сегодняшний день в изучении личности человека достигнут огромнейший прогресс, который смело продолжает свой путь вперёд. Но вполне вероятно, загадка эта окончательно не будет разгадана никогда, ведь природа в любой её форме поистине непостижима.

  1. Внимательно прочитайте текст. Используя учебники по социальной психологии и программу курса, определите, какие социально­психологические явления здесь описаны. Докажите (используя терминологический аппарат), что здесь представлены именно эти феномены.
  • Слушай, Стекляшкин, — сказал ему Незнайка. — Ты понимаешь, какая история вышла: от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове.
  • Что ты, Незнайка! Если бы от солнца оторвался кусок, он раздавил бы тебя в лепешку. Солнце ведь большое. Оно больше нашей Земли.
  • Не может быть, — ответил Незнайка, — по-моему, солнце не больше тарелки.
  • Это нам только кажется. Солнце очень далеко от нас. Если бы от солнца оторвался кусок и упал, он раздавил бы весь наш город.
  • Ишь ты! — ответил Незнайка. — А я и не знал, что солнце такое большое. Пойду-ка, расскажу нашим, может быть, они еще не слыхали про это. А ты все-таки посмотри в свою трубу, вдруг солнце и в самом деле щербатое?

Незнайка пошел домой и всем, кто по дороге встречался, рассказывал:

  • Братцы, вы знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли. Вот оно какое! И вот, братцы, от солнца оторвался кусок и летит прямо к нам. Скоро он упадет и всех нас раздавит. Ужас что будет! Вот пойдите, спросите Стекляшкина.

Все смеялись, так как знали, что Незнайка болтун. А Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать:

3 стр., 1188 слов

Iii. Социальная психология отношений и общения

... 56 § 1. Понятие и факторы, определяющие социально-психологическую компетентность личности....................................................................................................................................................... 56 § 2. Социально-психологическая компетентность как ведущее свойство профессионала. 60 Раздел III. Социальная психология отношений и общения ...

  • Спасайся, братцы! Кусок летит!
  • Какой кусок? — спрашивали его.
  • Кусок, братцы! От солнца оторвался кусок. Скоро шлепнется, и всем будет крышка. Знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли!
  • Что ты выдумываешь!
  • Ничего я не выдумываю. Это Стекляшкин сказал. Он в свою трубу видел.
  • Все выбежали во двор и стали смотреть на солнце. Всем сослепу стало казаться, что солнце и в самом деле щербатое. А Незнайка кричал:
  • Спасайся, кто может! Беда!

Все стали хватать свои вещи. Тюбик схватил свои краски и кисточки, Гусля — свои инструменты: и скрипку, и балалайку, и медную трубу. Доктор Пилюлькин метался по дому и разыскивал походную аптечку. Пончик схватил калоши и зонтик и уже выбежал за ворота, но тут раздался голос Знайки:

  • Успокойтесь, братцы! Ничего страшного нет. Разве вы не знаете, что Незнайка болтун? Все это он выдумал.

Все побежали к Стекляшкину, и тогда выяснилось, что Незнайка и на самом деле все выдумал. Все смеялись над Незнайкой и говорили:

  • Удивляемся, как мы тебе поверили!
  1. «- Ишь ты! — ответил Незнайка. — А я и не знал, что солнце такое большое. Пойду-ка, расскажу нашим, может быть, они еще не слыхали про это.

Незнайка пошел домой и всем, кто по дороге встречался, рассказывал:

  • Братцы, вы знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли. Вот оно какое! И вот, братцы, от солнца оторвался кусок и летит прямо к нам. Скоро он упадет и всех нас раздавит. Ужас что будет! Вот пойдите, спросите Стекляшкина.»

В этом отрывке представлен такой социально-психологический феномен, как слухи. Слухи – это искаженная, не вполне достоверная или вполне недостоверная, по крайней мере, не проверенная информация о значимом объекте, циркулирующая в виде устного сообщения.

4 стр., 1615 слов

Специальная психология

... проявлявшихся в годы инфантицида. Определение, цели и задачи специальной психологии Специальную психологию можно определить как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском и ... с нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе. Психология специальная, как и педагогия специальная, входит в состав дефектологии - комплексной научной дисциплины, ...

  1. «Все смеялись, так как знали, что Незнайка болтун.»

«Эффект ореола» — влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности.

  1. «Все выбежали во двор и стали смотреть на солнце. Всем сослепу стало казаться, что солнце и в самом деле щербатое.»

Здесь представлено психологическое явление – внушаемость. Это форма непроизвольного и некритического принятия чужого мнения.

  1. «А Незнайка кричал: Спасайся, кто может! Беда! — Все стали хватать свои вещи.»

Паника — это стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха.

Тестовые задания:

3.1 Специфический вид межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории

(а) слухи

б) сплетни

в) манипуляция

г) внушение

Слухи — это особое массовидное явление межличностного обмена обычно недостоверной информацией (и/или искажающая форма передачи любой информации), распространяющейся исключительно в устной форме.

3.2 Виды слухов по достоверности:

(а) абсолютно недостоверные; недостоверные с элементами правдоподобия; правдоподобные; достоверные с элементами неправдоподобия.

б) слух-желание; пугающий слух; агрессивный слух

в) стихийные; умышленно сфабрикованные:

  • г) будоражащие групповое мнение;
  • вызывающие одиночное и групповое антиобщественное мнение;
  • разрушающие связи между лицами и группами

Поскольку слухи — всегда в той или иной степени недостоверная информация, то один из наиболее очевидных способов построения типологии слухов сводится к их классификации по степени достоверности содержащейся информации. С этой точки зрения слухи подразделяются на четыре типа — от «абсолютно недостоверных», через «просто недостоверные», до «достоверных» и «близких к действительности».

3.3 Виды слухов по происхождению:

а) абсолютно недостоверные; недостоверные с элементами правдоподобия; правдоподобные; достоверные с элементами неправдоподобия.

б) слух-желание; пугающий слух; агрессивный слух

(в) стихийные; умышленно сфабрикованные:

  • г) будоражащие групповое мнение;
  • вызывающие одиночное и групповое антиобщественное мнение;
  • разрушающие связи между лицами и группами

По происхождению слухи бывают:

  • «Спонтанными» – не создаются специально, не имеют определенной цели, они лишь продукт ситуации и её интерпретации;

— «Сфабрикованными» – созданные специально, с определённой целью, в их основе лежит создание искусственного интереса.

13 стр., 6475 слов

Психология слухов и сплетен

... сплетен; 6. Изучить положительные стороны слухов и сплетен. Структура работы. Курсовая работа содержит тексты введения, двух глав, заключения и списка литературы. Глава 1. Психология слухов 1.1 Слухи и их разновидности Слухи -- это особая, обычно недостоверная ...

Список использованных источников:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/psihologiya-sluhov-i-paniki/

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. «Психология». — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 364 с.
  2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина — М.: Инфра-М, 2013. — 295 с.
  3. Горбатов Д.С. Психология слухов и сплетен: Монография. СПб.: Речь, 2012. — 233 с.
  4. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. — 4-е изд., перераб. и доп.— М.: Юнити-Дана, 2011. — 415 с.
  5. Парыгин Б. Д. Социальная психология. — СПб., 2011

Электронные ресурсы:

  1. [официальный сайт] — http://4brain.ru/, 09.02.2016
  2. [официальный сайт] — http://bibliotekar.ru/, 09.02.2016
  3. [официальный сайт] — http://studopedia.org/, 11.02.2016

не сложно

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, об этом нам.