речь воспитатель выразительность беседа
Объектом исследования будет учебно-воспитательный процесс подготовки детей к обучению в школе в детском саду.
Предметом
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Данная тема «Роль речи воспитателя в развитии речи детей» имеет высокую степень актуальности, так как именно дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними. Воспитатель должен помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Книгу для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример воспитателей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий, с их помощью ребенок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе. Воспитатели не должны забывать о том, что чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. В результате общения ребенок к 6-7 годам обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.
Таким образом, в результате усилий воспитателей, с их помощью ребенок учится правильно говорить. К старшему дошкольному возрасту фонематический слух достигает такого уровня развития, что ребенок может осуществлять звукобуквенный анализ слова, а значит готов к овладению чтением, письмом в школе.
Философские идеи милетской школы и Гераклита, их анализ
... – изучить философские идеи Милетской школы и Гераклита. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: 1. Критически рассмотреть главные идеи Милетской школы 2. Проанализировать философское наследие Гераклита. 1. Милетская школа и ее основные философские идеи В Ионии, ... возникли во влажном месте и были покрыты чешуей с шипами. Затем они вышли на сушу, их чешуя треснула, и вскоре они изменили свой ...
Практическая значимость моей работы, Научная и теоретическая разработанность.
Методика развития речи оформилась в самостоятельную науку только в советский период. Уже первые годы существования Советского государства были отмечены массовой организацией детских садов, возникновением теории общественного дошкольного воспитания. В методике развития речи наблюдалась известная односторонность в постановке задач перед детским садом. Основное внимание методистов было обращено на использование детской художественной литературы.
Большую роль в становлении советского дошкольного воспитания сыграла Н. К. Крупская. В своих педагогических трудах она рассматривала и вопрос о формировании речи детей. Н. К. Крупская считала речь основой умственного воспитания; словарь, его богатство — важной стороной речи. Она говорила, что словарь детей должен отражать их знания об окружающем, особенно знания о жизни людей, их труде. Н. К. Крупская не только привлекала внимание дошкольных работников к строгому отбору содержания для речевой работы с детьми, но и указывала на необходимость использования правильных, прогрессивных методов развития речи. Первостепенную роль Н. К. Крупская отводила наблюдениям. Она писала, что ребенку необходимо «ощупать каждую вещь, понюхать ее, десяток раз что-то над ней проделать, десятки раз осмотреть ее, десяток раз повторить ее название и т. д. Надо идти навстречу его желанию ширить свой горизонт путем наблюдения живой природы, живых людей, их труда, их взаимоотношений». Критические замечания Н. К. Крупской учитывались при создании новых программ детского сада, имели большое значение для воспитателей, которым часто были адресованы ее выступления. Важную роль в создании методики развития речи сыграла деятельность Е.
И. Тихеевой, талантливого педагога, последовательницы К. Д. Ушинского, общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Е. И. Тихеева была знакома с опытом детских садов России, Италии, с 1913 г. сама руководила детским садом. Основное место в своей педагогической теории Е. И. Тихеева отводила методике развития речи. Е. И. Тихеева пришла к выводу о необходимости составления специальных программ и планов обучения детей в детском саду, а также организованных занятий. Важную роль сыграло появление в 1937 г. книги Е. И. Тихеевой «Развитие речи дошкольника». В ней освещался опыт работы по формированию речи детей руководимого Тихеевой детского сада, а также опыт преподавания методики развития речи в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Считая, что развитие речи должно быть обязательно связано с какой-нибудь деятельностью ребенка (игра, труд, праздники, интеллектуальная деятельность), Е. И. Тихеева и свою методическую систему строила лишь вокруг этих видов деятельности. Наиболее подробно разработала Е. И. Тихеева такие вопросы, как обогащение словаря (план-программа ознакомления с окружающей обстановкой; методы работы над словарем детей), а также развитие связной речи (рассказы об игрушках и картинках, занятия по живому слову).
Пальчиковые игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
... занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр (на примере пальчикового театра). Объект исследования - процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - пальчиковые игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования - процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста будет ...
Е. И. Тихеева была против слишком раннего обучения детей грамоте и иностранному языку. Она считала, что ребенка необходимо предварительно хорошо подготовить.
Ее практические рекомендации, содержавшиеся в книге «Развитие речи дошкольника», широко применяются до сих пор. Большой вклад в разработку методики развития речи внесла Е. А. Флерина, первая женщина доктор педагогических наук в области дошкольной педагогики, профессор Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина.
В 20-х годах Е. А. Флерина уделяла серьезное внимание работе с детской книгой. Наиболее глубоко она занималась проблемой художественного чтения детям, рассматривая его как составную часть общей системы эстетического воспитания. Свой опыт работы с детьми, а также преподавательский опыт Е. А. Флерина отразила в первом учебном пособии, предназначавшемся для учащихся дошкольных педучилищ и студентов пединститутов,— «Живое слово в дошкольном учреждении» (1933).
Основные разделы этого пособия были посвящены разговорной речи и беседе, художественному чтению и рассказыванию детям, детскому рассказыванию. Ценно, что Е. А. Флерина подчеркивала значение художественного произведения как произведения искусства, обосновывала требование бережного отношения к тексту, использования разнообразных приемов при передаче его детям (например, беседы по прочитанному).
В 1938 г. вышел новый программно-методический документ — «Руководство для воспитателя детского сада». Важно то, что в этом документе перед детским садом была поставлена одна из главных задач — развитие речи детей. Материал по речевой работе был выделен в самостоятельную главу. В ней излагались такие требования как воспитание выразительности детской речи, навыков поведения в процессе речи; указывались некоторые пути и средства для решения этих задач.
Следует подчеркнуть, что современная методика развития речи формировалась как наука на протяжении длительного исторического периода. Нельзя и ныне считать эту методику полностью сложившейся, — она продолжает обогащаться и совершенствоваться. К настоящему времени наработана достаточная теоретическая база для понимания места и роли языка и речи в жизни человека, для понимания особенностей развития речи в онтогенезе. На основе исследований работ целой плеяды отечественных психологов, педагогов, психолингвистов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и многие др.) сформулированы закономерности развития речи детей и обучения их родному языку.
В данной работе в основной своей массе использован опыт известного русского педагога, крупнейшего специалиста по дошкольному воспитанию детей, автора ряда трудов по дошкольному воспитанию и организации работы детсадов Тихеевой Е.И. Были использованы такие источники, как «Развитие речи детей», «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена», «Развитие речи дошкольника», «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста» (издание 4-е, Издательство «Просвещение», Москва, 1972 год).
Рекомендации Тихеевой Е.И. имеют большое значение в педагогической, воспитательной деятельности и активно применяются в практике.
Спортивные игры как средство воспитания у детей дошкольного возраста ...
... дошкольниками (элементы техники, обучение способам действия, подводящие упражнения, организация игры) Дать общую характеристику условиям проведения спортивных игр в детском саду Практическая значимость: материалы данной курсовой работы могут быть рекомендованы для ... и обогащает речь детей; учит ... развития организма ребенка 2.Виды спортивных игр, адаптированных для детей дошкольного возраста Спортивные ...
Также в написании данной работы были использованы следующие основные источники: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Сохина Ф.А. и «Развитие речи детей» Селезневой Е.П.
В работе Сохина Ф.А. и Селезневой Е.П. освещены вопросы содержания и методики работы по основным разделам развития речи и обучения родному языку в детском саду. В пособии раскрываются особенности работы по развитию речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Развитие речи детей раннего возраста рассматривается в специальной главе; в нее включен также раздел о речи детей третьего года жизни (первая младшая группа), чтобы в какой-то мере осветить преемственность развития речи детей в раннем и в младшем дошкольном возрасте.
Также в своей работе были использованы следующие источники: «Развитие речи детей» Новоторцева Н.В., А.А. Столяр «Давайте поиграем», И.Н. Агофонова «Рисую и размышляю, играю и учусь», Л. Чилигрирова, Б. Спиридонова «Играя, учимся».
Подводя итог, можно сделать вывод, что проблемой развития речи детей в нашей стране занимались именно практики, т.е. люди, которые непосредственно были заняты воспитанием детей в детских образовательных учреждениях. Было разработано множество действенных, пользующихся практической значимостью методик и рекомендаций, которые с успехом используются в работе с детьми педагогами, воспитателями.
1. Общие задачи развития речи и словаря дошкольников
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с воспитателем. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык — важнейшее средство человеческого общения.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить.
Известно что у многих детей с задержкой психического развития ...
... 2] 1.2. особенности мелкой моторики Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные ... видов детской деятельности, является предпосылкой становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей. Весь комплекс упражнений по развитию и совершенствованию ...
Самые простые задания на построение связного высказывания (например,
пересказ простой небольшой сказки) предъявляют к речи два важных требования:
- связная речь должна строиться произвольно, преднамеренно в большей мере, чем, например, реплика в диалоге (ответ на вопрос и т. п.);
— она должна планироваться, должны намечаться вехи, по которым будет развертываться рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной речи служит основой перехода к более сложным ее формам (например, к творческому рассказыванию).
(высокий—
синонимы — слова, близкие по значению (путь, дорога; маленький, небольшой,
крошечный, малюсенький
2. Требования к речи педагога
2.1 Правильность речи
Правильность речи, то есть ее соответствие принятым литературно языковым нормам. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) — нормы устной речи; орфографические и пунктуационные — нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.
Хорошая дикция и правильное литературное произношение — это то, чем должен владеть воспитатель. Образцом правильного произношения считается так называемая «московская» речь, для которой характерно «аканье».
2.2 Точность речи
Точность речи — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на смысловую сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Точность ? это такое коммуникативное качество речи, которое предполагает соответствие ее смысловой стороны (плана содержания) отражаемой реальной действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение понятия. Точность, таким образом, включает в себя умение:
1) Правильно отражать реальную действительность
2) Правильно выражать мысли и оформлять их с помощью слов.
Различаются два вида точности: предметная (фактическая) и понятийная (речевая, коммуникативная).
Предметная точность создается благодаря соответствию содержания речи отражаемому в ней фрагменту действительности. В ее основе лежит отношение речь ? действительность. Главным условием предметной точности является знание предмета речи, без чего невозможно дать верные сведения о действительности.
Для того чтобы речь была точной, одной предметной точности недостаточно, нужно еще, чтобы содержание соответствовало той системе понятий, которая в ней обозначена, т.е. нужна понятийная точность. Понятийная точность опирается на связь слово ? понятие и состоит в соответствии семантики компонентов речи содержанию и объему выражаемых ими понятий. Она предполагает умение точно обозначать словом возникшее представление, находить единственно верное слово. Понятийная точность зависит прежде всего от умения правильно выбирать слова и употреблять их в точных значениях, т.е. в тех значениях, которые закреплены за ними в системе литературного языка и зафиксированы в специальной справочной литературе. Это позволяет рассматривать точность речи как лексико-семантическую правильность, т.е. как соблюдение лексико-семантических норм литературного языка. Однако точность в отличие от правильности, базирующейся лишь на лингвистических факторах, опирается и на экстралингвистические факторы; она основывается на связи: речь ? действительность, слово ? понятие. Высказывание может быть правильным в плане оформления, но не точным в плане содержания. Например, грамматически правильное предложение «Атом неделим» является неточным, так как его содержание не соответствует реальной действительности.
Речь воспитателя детского сада
... группы скакалку". Так неправильный оборот речи воспитателя тут же подхватывается детьми и входит в их речь. Иногда воспитатель употребляет специально педагогические, непонятные детям термины: "Сейчас будем заниматься дидактическими ... в простых формах связной речи служит основой перехода к более сложным ее формам (например, к творческому рассказыванию). Приводится также работа по обогащению и ...
2.3 Ясность речи
Ясность речи, то есть ее доступность пониманию слушающего. Понятие ясности речи наиболее метко отражено в высказывании римского учителя красноречия Квинтилиана: «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять».
Умение связано, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога. Еще одним необходимых качеством речи педагога является его умение грамотно и ясно формулировать вопросы для детей. В практике проведения занятий часто ставятся лишние, ненужные для намеченного программного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы. Например, рассматривая с детьми какую-нибудь картину, воспитательница спрашивает, почему так красиво изобразил художник тот или иной предмет. Очень часто, проводя занятие с детьми, воспитатели ставят слишком общие, а потому и малопонятные для детей вопросы. Недопустимы вопросы по своей общей расплывчатой формулировке. Доступность вопроса напрямую зависит от его формулировки. Небрежное, неправильное построение вопроса делает его малопонятным. Например: «Милиционер следит, чтобы машины ехали при каком свете светофора?». Этот вопрос следовало бы разделить на два: «При каком свете светофора машины могут ехать?» и «Кто следит, чтобы машины ехали правильно?». Большое значение для ясности понимания вопроса имеет краткость формулировки. Многословие затемняет смысл вопроса, утомляет внимание и слух, и дети молчат или отвечают неправильно. Словесное нагромождение недопустимо. Еще одним очень важным требованием к вопросам является их целенаправленность и последовательность в постановке. Воспитатель должен помнить, что цель постановки вопросов — усвоение детьми намеченного программного материала. Поэтому вопросы нужно задавать не обо всем, что нарисовано на картинке, не обо всем, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном. Вопросы должны быть целенаправленными.
2.4 Логичность речи
Логичность речи, то есть ее соответствие законам логики. Как правило, небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления.
Так, Н.Г. Чернышевский писал: «Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей».
Воспитатель в общении с детьми должен учитывать, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Как изучает ребенка воспитатель
... изучения психических особенностей ребенка, мы выделяем следующие функции: Изучение детей воспитателем детского сада имеет практическую направленность на понимание причин их поведения, определение их склонностей, создание условий для их развития.Для получения ...
2.5 Простота речи
Простота речи, то есть безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности. Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз, детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание.
Так, Л. Н. Толстой писал: «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания».
2.6 Богатство речи
Богатство речи, то есть разнообразие используемых в ней языковых средств. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка. Но к использованию новых слов необходимо подходить крайне осторожно.
Следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, постепенно, но регулярно вводить новые слова, объяснять их значение, а также расширять употребление уже имеющихся в словарном запасе слов.
2.7 Сжатость речи
Сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений. Так, М.Горький писал: «Если пишешь многословно, — это значит, что сам плохо понимаешь, что говоришь». При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. Делая замечание, с малышами надо разговаривать более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми. Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам.
2.8 Чистота речи
Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости.
Так, В.Г. Белинский писал: «Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские слова, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».
Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Остановимся подробнее на словах-паразитах. Слова-паразиты — это слова- связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию, «режут слух». Слова-паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, как правило, их не замечает.
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.
Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно и никаких сложностей! Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни — этакий борец за истину. «Сами понимаете» — это классический пример «маленького» человека — робкого и постоянно перед всеми извиняющегося. «Короче» — человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста
... дошкольного учреждения в школу. Изложенные выше соображения и определили выбор темы нашего исследования. Цель исследования - определить основные направления и формы работы по психолого-педагогическому сопровождению развития детей ... детей Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач перед самим ребенком, его родителями, воспитателями, которые готовят ребенка ...
Таким образом, задача воспитателя — следить за чистотой своей речи, а также учить детей на лучших образцах родного языка — произведениях художественной литературы и фольклора.
2.9 Живость речи
Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность. Так, Л.Н. Толстой писал: «Язык должен быть живой».
Живым язык делают красочные эпитеты, метафоры, сравнения, а также фразеологизмы, на которых мы остановимся подробнее.
Фразеологизм — лексически устойчивое и целостное по своему значению словосочетание, готовая речевая единица Фразеологизмы придают речи эмоциональность, образность, лаконичность. Например, чтобы охарактеризовать времяпрепровождение человека, можно сказать: «Он привык бездельничать, праздно проводить время» и «Он привык бить баклуши». Сравним: в первом случае высказывание многословно, во втором — лаконично, эмоционально, прицельно точно. В разговорной речи мы часто употребляем такие выражения, как «огород городить», «как пить дать», «остаться с носом», «медвежья услуга», «держать камень за пазухой» и т. п. Подобные конструкции ярко выражают национальное своеобразие языка, обогащают речь, делают ее особенно выразительной, экспрессивной.
2.10 Благозвучие речи
Благозвучие речи, то есть ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. Так, А.П. Чехов писал: «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их».
2.11 Выразительность речи
Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Интонационная выразительность речи — немаловажный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель старается разговаривать с детьми, используя многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету. Фраза может прозвучать интригующе, и ребенок ожидает, что ему сообщат что-то интересное, даже таинственное. Если же интонация деловая — возможно, доверят ответственное поручение.
«Развитие методической компетентности воспитателей учреждений ...
... развитию методической компетентности воспитателей РИ дошкольного образования. Объект исследования – методическая компетентность воспитателей ТО дошкольного образования. Предмет исследования – формы методической работы по развитию ЗИ методической компетентности воспитателей ... sсистеме Республики Беларусь. В тарифно- ... методической работы в дошкольном учреждении, так как в отличие от курсовой ...
Осмыслению того, о чем говорит воспитатель, способствуют и логические ударения, и паузы, и сила голоса. Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми — быстро, умеренно или медленно. Речь убыстренная («строчит, как из пулемета») малышами воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят. Равномерный, монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание, и, следовательно, сказанное может быть не понято или не дослушано. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Недопустима бесстрастно-равнодушная растянутая речь.
Голос — профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть. Характерная ошибка многих педагогов — стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому, и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды,— это утомляет и взрослого, и детей.
Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей — ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного.
2.12 Уместность
Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего,
обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета,
ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Итак, чтобы добиться от детей хорошей, правильной речи, воспитателю следует не только давать речевой образец детям, но и проверять, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).
Также необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).
Нужно систематически контролировать речь детей, прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
Также необходимо каждодневно прививать детям речевой этикет: учить говорить спокойно, без крика, отвечать по одному, не перебивать говорящего,
быть сдержанным, уметь терпеливо выслушать других. Такое речевое поведение воспитатель должен показывать детям своим личным примером и всегда помнить о своей гражданской ответственности перед обществом. Ведь дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Поэтому повышение общей и речевой культуры педагога — это залог высокой речевой культуры народа в целом.
3. Речь воспитателя в процессе занятий с детьми
Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления.
Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.
Таким близким человеком, с которым непосредственно связан реб енок в детском саду, является воспитатель.
Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — вс е является образцом для детей.
Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.
Какие же требования нужно предъявлять к речи воспитателя?
Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее:
Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребенка с воспитателем.
На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком.
В практике же воспитатели допускают ошибки при повседневном общении с детьми: воспитатель разговаривает с детьми небрежно, Неграмотно, невыразительно.
Вот один из примеров: «Эти мячи ты взял со старшей группы, отнеси их туда», — говорит воспитатель детям. Рядом стоящие дети утверждают: «И Нина взяла со старшей группы скакалку». Так неправильный оборот речи воспитателя тут же подхватывается детьми и входит в их речь.
Иногда воспитатель употребляет специально педагогические, непонятные детям термины: «Сейчас будем заниматься дидактическими играми». Нередко воспитатель допускает ненужную авторитарность в обращении к детям: «Вова, я тебя сейчас удалю из группы». Или: «Люся, мне не нравится, как ты сидишь».
Этими замечаниями педагог не воспитывает ребенка, не учит его овладевать нужными навыками поведения в любой обстановке,