Роль личности педагога в воспитательном процессе

  • Обращение к разработке теоретических основ формирования личности учителя как субъекта педагогической деятельности обусловлено рядом обстоятельств.
  • Социально-экономические изменения, резкое увеличение объема научной информации на фоне общего кризиса системы образования привели к необходимости существенного обновления целей, задач и содержания педагогического образования, что, в свою очередь, потребовало разработки новой парадигмы образования, соответствующей запросам обновляющегося общества.
  • В настоящее время резко возрос интерес к личности педагога, к индивидуально-психологическим особенностям педагога, его педагогическому мастерству, профессионализму. В меняющемся мире профессий, общее количество которых несколько десятков тысяч, профессия учителя (педагога) остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются.
  • Разносторонним исследованиям личность педагога подвергалась в работах таких известных отечественных ученых, как И.П. Андриади [1], В.М. Галузяк [3], И.Г. Дубов [4], Л.А. Ивашнева [7], М.И. Лукьянова [19], Л.М. Митина [22-24], Р.К. Янкелевич [34] и многих других.
  • Цель курсовой работы: изучить особенности влияния личности педагога на воспитательный процесс и способы диагностики успешности педагогической деятельности.

  • Объект исследования: личность педагога в воспитательном процессе.
  • Предмет исследования: особенности влияния личности педагога на воспитательный процесс.
  • Задачи исследования:
  • на основе теоретического анализа литературы раскрыть содержание профессиональной деятельности педагога;
  • рассмотреть сущность и структуру личности современного педагога;
  • охарактеризовать личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса;
  • изучить воспитательный потенциал личности педагога и особенности его использования.
  • Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, анализ, синтез, обобщение.

педагог общеобразовательный воспитание личностный

1.1 Профессиональная деятельность педагога: понятие и характеристики

По своей природе педагогическая деятельность — производное деятельности, и ее конкретное содержание зависит как от целей данной профессии, от общественной роли и признания, так и от других факторов. Педагогической деятельности изначально свойственны все признаки деятельности вообще, которые определяют ее как:

4 стр., 1952 слов

Социально-педагогическое проектирование как сфера деятельности в образовании

... значения. 2. Социально-педагогическое проектирование как сфера деятельности в образовании В настоящее время теоретическое обоснование социального проектирования позволило разработать эффективные модели вхождения педагога и ученика в социальное проектирование. Подтверждением этому являются ...

1) непрерывный, живой, предельно пластичный, изначально не заданный процесс взаимодействия человека с окружающим его миром;

2) систему внешне наблюдаемых действий, противопоставляемых сознанию как внутренней программе, управляющей этими действиями;

3) преобразование субъектом предметов и явлений окружающего мира;

4) форму выражения внутренних жизненных смыслов ее субъекта;

5) носитель и показатель внутренних переживаний и мышления субъекта [32, с. 34].

Но все же она остается специфической деятельностью и обладает существенным признаком, по которому ее отличают от других видов профессиональной деятельности.

Педагогическая деятельность изначально дуальна и в силу этого противоречива. Она может рассматриваться как совокупная деятельность конкретного учителя и ученика на фоне развивающегося события. Следуя традиции, заложенной в педагогической теории и практике исследованиями Ю.Н.Кулюткина и В.А.Сластенина, мы полагаем, что объектом педагогической деятельности выступает образовательный процесс, а ее предметом — деятельность другого человека.

В широком значении слова педагог — это мыслитель, общественный деятель, формирующий взгляды и убеждения людей, помогающий им находить свои пути в жизни. Нередко педагоги являются зачинателями новых общественных идей. В педагогическом, а, следовательно, более узком и непосредственном значении педагог-учитель — это специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися [29, с. 43].

В педагогической деятельности могут быть выделены субъектный (характеризующий восполнение, сохранение достигнутого уровня профессиональной деятельности и содержащий в себе способность актуализироваться при надлежащих условиях внешней среды), объектный (отражающий процесс конструирования и осуществления педагогической деятельности) составляющие.

Педагогическая деятельность является системным, иерархически организованным образованием. В ее структуру входят мотивационно-ориентировочные, проектировочно-исполнительские и оценочно-рефлексивные компоненты, каждый из которых представлен определенной системой составляющих и как трехуровневое образование. Одновременно она рассматривается как носитель личностных и профессиональных качеств учителя [8, с. 28].

Можно утверждать, что задача каждого педагога — освоить это искусство, стать настоящим учителем, Учителем с большой буквы, идеалом, с полным правом формирующим личности своих учеников.

К.Д. Ушинский писал: «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждения воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы» [31, с. 56].

17 стр., 8409 слов

Педагогические ошибки в профессиональной деятельности учителя

... ошибок: 1. Аксиологические ошибки конкретизированы по объекту осмысления педагогом ценностных оснований педагогической деятельности. Непреднамеренная неправильность отражения смыслового содержания норм-регуляторов профессиональной педагогической деятельности в сознании педагога позволяет выделить два типа ошибок данного класса: ценностно-смысловые идеонтологические заблуждения педагога. ...

Стратегия современного педагогического образования состоит в развитии и саморазвитии личности учителя, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач. Эта стратегия воплощается в направленности содержания, форм и методов учебного процесса на становление духовно развитой, культурной личности учителя, обладающего целостным гуманистическим мировоззрением, глубокими профессиональными знаниями, комплексно реализующего свой творческий потенциал в профессиональной деятельности. При моделировании личности учителя необходимо преодолеть наблюдающийся разрыв между учителем и человеком, гражданином и специалистом. Личностная позиция будущего педагога должна стать органичной частью его профессиональной деятельности. Формирование и развитие этого внутренне целостного единства должно происходить в едином процессе [14, с. 50].

Современное понимание педагогического процесса предполагает синтез обучения и воспитания, формирование личности студента в процессе обучения. Современный компетентностный подход смещает акцент в подготовке специалиста на профессиональное развитие его личности, поскольку компетенции — это способности, выступающие неотъемлемой частью личности профессионала. На наш взгляд, одно из наилучших определений личности дал М.Н. Таланчук, утверждавший, что личность — это не набор заданных качеств, а способность проявлять свое отношение к миру и самому себе [30, с. 20]. В развитие этого тезиса можно определить личность как осознанную и ответственную социальную позицию человека как субъекта, т.е. его позицию по отношению к себе, другим людям и обществу в целом (другими словами, личность — система социальных установок субъекта).

Очевидно, что только личность может воспитать другую личность, что выдвигает особые требования к педагогу. В основе процесса помощи в развитии личности учащегося, студента должен быть опыт преподавателя по осознанному формированию своей собственной личности. В свою очередь, развитие личности представляет собой реализацию субъектом психологической культуры. В современном понимании культура — это система норм и правил, направляющих человека и общество в целом на трансцендирование, превосхождение природной данности, как в плане внешней, предметной деятельности, так и во внутрипсихическом плане [20, с. 20].

У всех народов и во все времена существовали особенно авторитетные, выдающиеся учителя и деятели педагогической науки. Так, в Китае великим учителем считали Конфуция, его учения не подвергались сомнению и обсуждению. Чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания, ему принадлежит введение таких повсеместно используемых понятий, как «класс», «урок», «каникулы», «обучение». Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци проявлял активную заботу о детях-сиротах, не оглядываясь на затраты и собственные потребности. Великими педагогами Казахстана были Абай, Ы.Алтынсарин, М.Жумабаев, С.Торайгыров, Ш.Кудайбердив и др. Они особо указывали на важность роли знания в развитии и формировании нравственной, гуманной личности человека [18, с. 102].

6 стр., 2575 слов

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя

... Емельянова С. Формирование профессионального самоанализа и самооценки учителя //Директор школы. - 2004. - №4. - С. 23-24 9. Ворошилов В. Свою деятельность анализирует учитель: Самоанализ //Директор школы. - ... 1. Котова И. Б., Шинное Е. Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 2000. 2. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие -5 изд. и допол. - ...

Первоначальной задачей педагога является налаживание контакта с учениками, далее передача знаний, формирование умений и навыков, соответствующих конкретной предметной области, выявление общественных целей и концентрация усилий других людей на их достижение.

Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Другой характер педагогической деятельности стихийный, обусловленный тем, что человек подвергается влиянию различных внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на его развитие [2, с. 78].

Профессиональная педагогическая деятельность имеет системный характер, проявляющийся в единстве целей, мотивов, действий и результатов. Основная, исторически сложившаяся, цель педагогической профессии — воспитание. Педагог, реализуя свою деятельность, должен стремиться к формированию личности человека, способной к успешной жизнедеятельности в современном обществе с учетом возможностей самореализации человека, исходя из его интересов и стремлений.

Социальная значимость педагогической деятельности предъявляет особые требования к личности педагога, его интеллектуальному потенциалу и моральному облику. Исторически любая теория обучения и воспитания обучающихся выдвигает свои собственные требования к личности и деятельности учителя. Так, одним из этапов современного образования важно научить не только известному (определенному) количеству знаний, сколько воспитать желание, умение приобретать эти знания и пользоваться ими. Это актуальное требование кардинально меняет роль педагога в учебном процессе. От преподавателя школы сегодня требуется больше, чем быть носителем и «передатчиком» научной информации. Целесообразно стать организатором познавательной активности обучающихся, их самостоятельной работы,

1.2 Сущность и структура личности современного педагога

Педагогическая профессия относится к типу «Человек — Человек». Этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо помнить и держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т.д.

Человеку этой профессиональной схемы свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»; умение слушать и выслушивать; широкий кругозор; речевая (коммуникативная) культура; «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»; «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»; способность сопереживания; наблюдательность; «глубокая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»; решение нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции [9, с.176].

6 стр., 2583 слов

Взаимосвязь черт личности и оценок окружающих людей

... обязательными свойствами черт личности являются степень выраженности их у разных людей, трансситуативность (черты личности индивида проявляются в любых ситуациях) и потенциальная измеримость (черты личности доступны измерению с ... науки, практически всегда приводят к провалу (например, теория "черт лидерства"). Работы Г. Олпорта и его последователей оставили совершенно открытым, пожалуй, наиболее ...

Именно личность (её ценностные ориентации, смыслы, идеалы) определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится преподаватель, какие он ставит цели задачи, какие выбирает способы средства достижения целей и решения задач. Поэтому личность является центральным фактором в труде преподавателя.

По мнению Д.А. Леонтьева, к личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них есть главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа социально-экономического развития общества, где живет и работает педагог [16, с.121].

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность личности учителя [16, с. 125].

Среди таких качеств педагогический долг и ответственность.

Руководствуясь чувством педагогического долга, преподаватель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись.

Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность. Для того, чтобы сделать учащегося личностью — а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, — сам педагог должен обладать независимостью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя [5, с. 106].

В.М.Галузяк и Н.И.Сметанский отмечают, что для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности — определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей [3, с. 36]:

  • дидактические способности, позволяющие учителю успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся;
  • экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;
  • перцептивные способности — выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых;
  • организаторские способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в классе;
  • продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;
  • суггестивные или авторитарные способности — способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах;
  • академические способности, связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки [3, с. 37].

Структура личности педагога включает:

мотивацию личности (направленность личности и её виды);

6 стр., 2716 слов

Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения

... деятельности трудно отделить норму от творчества. Способность к творчеству характерна не для всех педагогов. Это отличительное качество личности. В профессионализации личности большая роль отводится профессиональному ... и молодежи, - воспитателя, учителя, преподавателя. Оформление педагогики в самостоятельную науку связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670) в ...

  • свойства личности (педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности);
  • интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал), определяющие неповторимость и уникальность личности преподавателя [3, с.

39].

Мотивация личности обусловлена её направленностью, включающей ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения.

Педагогическая направленность — это мотивация к профессии учителя/преподавателя, главное в которой — действенная ориентация на развитие личности учащегося. Устойчивая педагогическая направленность — это стремление стать, быть и оставаться учителем/преподавателем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности преподавателя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. Развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации преподавателя с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащихся [15, с. 67].

К свойствам личности преподавателя относят её способности, характер и психические состояния, уровень развития отдельных психических функций (воли, интеллекта, речи и др.).

Способности обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, способствующие успешному выполнению его деятельности. Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств и личности воспитуемого.

Выделены две большие группы педагогических способностей:

перцептивно-рефлексивные способности, определяющие возможность проникновение преподавателя в индивидуальное своеобразие личности студента и понимание самого себя;

5 стр., 2040 слов

» Роль личности педагога в воспитательном процессе»

... деятельность педагога обусловлена не только объективными закономерностями, это еще в значительной мере и искусство, в котором выражается личность воспитателя, ... В. Даля слово «Педагогика» определяется как « Педагог –это наставник, преподаватель. Педагог передает ученикам накопленные знания, а ... Организационные навыки очень важны в педагоге. Учитель должен организовать урок, подготовить учебный класс, ...

  • проективные, конструктивные, управленческие способности, связанные с умением воздействовать на другого человека [15, с. 70].

Перцептивно-рефлексивные педагогические способности включают способность к изучению другого человека, пониманию, сопереживанию, способность встать на его точку зрения и посмотреть на себя. Эта группа способностей является «ядерной», малокомпенсируемой в случае её отсутствия. Она характерна именно для труда преподавателя, так как свидетельствует о его ориентации на психическое развитие учащегося.

В управленческие педагогические способности входят: способность влиять на отдельные поступки другого человека и его поведение в целом, обращаться к мотивам и целям учащегося и через них управлять поведением, не превращая управление в манипулирование другим человеком.

Другим свойством личности преподавателя является его характер — система устойчивых эмоциональных отношений преподавателя к типичным ситуациям профессиональной жизни и связанных с этим стереотипов профессионального поведения (один преподаватель — покладистый и малоинициативный, другой — импульсивный, взрывчатый, автономный в своих проявлениях и др.).

Характер сам по себе не определяет поведения, напротив, в зависимости от направленности он может меняться [19, с. 45].

К характеру примыкают психические состояния. Психическое состояние — это одновременное сочетание разных психических процессов в данный отрезок времени.

В работе преподавателя могут возникать временные психические состояния как реакция на ситуацию. Впоследствии они могут превращаться в устойчивые функциональные состояния и в этом плане являются своего рода резервом развития личности.

Интегральные характеристики личности объединяют в себе многообразные её свойства. К ним прежде всего относится профессионально педагогическое самосознание, т. е. комплекс представлений преподавателя о себе как о профессионале.

Следующей интегральной характеристикой личности преподавателя является индивидуальный стиль его деятельности и общения [19, с.57].

Следующий параметр — динамические характеристики. Это: гибкость — традиционность; импульсивность — осторожность; устойчивость — неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации; стабильное положительно-эмоциональное отношение к учащимся — неустойчивое эмоциональное отношение; наличие личностной тревожности — отсутствие личностной тревожности; в неблагоприятной ситуации направленность рефлексии на себя — направленность на обстоятельства — направленность на других.

И, наконец, результативные характеристики, а именно: однородность — неоднородность уровня знаний учащихся, стабильность — неустойчивость у учащихся навыков учения, высокий — средний — низкий уровень интереса к изучаемому предмету.

2.1 Личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса

Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.

6 стр., 2951 слов

Методика научно-педагогического исследования, : Личность педагога ...

... деятельности. Личность педагога и его исследовательские способности Требования к личности педагога Самые передовые теории, оригинальные новации, современные системы и технологии, прекрасно составленные инструкции и разработки сами по себе не сделают педагогический ... науки. Наиболее общим параметром познавательной направленности личности учителя является диалектичность, которая проявляется в умении ...

Личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса всегда вызывала огромный интерес и проявление заботы у представителей психологической и педагогической науки.

Педагог — не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, как своей, так и ученика, или, по выражению В.А. Сластенина, «человека в человеке» [29].

Великий педагог В. А. Сухомлинский был убежден в том, что важный путь становления личности учитель проходит вместе со своими учениками. От того, какой личностью является педагог, зависит, каких он воспитает учеников. Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать». Высокие личностные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом.

Многолетний опыт убедил Сухомлинского в том, что влияние одного человека на другого при раскрытии лучших человеческих черт — самая благоприятная обстановка для воспитания личности. Педагог сам должен быть высоконравственной личностью, чтобы достичь успехов в воспитании детей. Сухомлинский утверждал, что «ум воспитывается умом, совесть — совестью, преданность Родине — действительным служением Родине» [29, c. 135].

Роль личности педагога, его влияние на успешность воспитательного процесса подчеркивают и Р.К. Янкелевич и Р.Ф. Юровский. По их мнению, педагог любого уровня, являясь важнейшим генератором духовности между поколениями, не обладает монополией на воспитательное воздействие. Многоплановость, нередко полярность воспитательных импульсов порождает проблему эффективности, актуальность которой прогрессирует по мере взросления воспитуемого, рационально-критическое отношение которого к окружающему, в том числе и к воспринимаемой учебно-педагогической информации возрастает. Сила воспитательного воздействия определяется чаще всего не его направленностью (идеи патриотизма, гуманизма, добропорядочности), а тем, кто и как его проводит. Вот почему определяющим фактором эффективности воспитательного процесса является личность преподавателя [34, с.12].

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество в процессе развития постепенно осознавало необходимость в передаче накопленного предками опыта. В древние времена все люди, взрослые и дети на равных позициях принимали участие во всех сферах жизнедеятельности, что объяснялось необходимостью борьбы за выживание. Позже начала оформляться и укореняться новая сфера жизни людей — в определенной степени организованная передача знаний и умений новому поколению. Совершенствование общества и повышение уровня трудовой деятельности содействовало необходимости большей организации обучения и предоставление этого определенным людям. Так, постепенно формировалась определенная группа людей — воспитатели и учителя. При этом понятие «воспитание» появилось значительно раньше понятия «обучение», это объясняется тем, что осознание людьми наличие знаний и умений как определенной ценности произошло гораздо позже, чем потребность в адаптации детей к жизни в условиях окружающей среды, что первоначально являлось главной задачей воспитания [21, с. 60].

14 стр., 6899 слов

Конструктивная деятельность учителя музыки

... труда и личности учителя» Маркова А.К. придавала огромное значение конструктивной деятельности учителя. Так по ее мнению никакое развитие невозможно без планомерного и системного подхода к содержанию образования. Педагогический процесс должен ...

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник.

Основными видами педагогической деятельности традиционно являются воспитание и преподавание. Воспитательная работа подчинена цели гармоничного развития личности. В рамках воспитательной деятельности педагог должен организовать коллектив воспитанников и направить его деятельность на решение воспитательных задач, ведущих к достижению цели. Успешность решения задач воспитания определяется наличием положительных изменений в сознании воспитанников, проявляющихся в поведении, эмоциях и повседневной деятельности [13, с. 99].

Воспитательная деятельность отличается отсутствием формализации конкретных действий педагога, он может лишь прогнозировать свои действия и направлять воспитанников. В каждом конкретном случае выбор средств и методов воспитания зависит от индивидуальных особенностей воспитанника или атмосферы и состава коллектива воспитанников. Оценить результат работы воспитателя довольно сложно, так как он не имеет строго определенных критериев и оценок, во многом определяется исходным состоянием воспитанности подопечного [12, с. 66].

Педагог, безусловно, должен являться авторитетом для ученика, воспитывать его своими знаниями, своим отношением, любовью и, наконец, своей личностью. Вот почему можно утверждать: педагогическая деятельность является еще и искусством, трудом не менее творческим, чем труд писателя или композитора. И, пожалуй, более тяжелым и ответственным, т. к. образ учителя, особенно первого, сохраняется в памяти человека в самых ярких внешних характеристиках: «…фамилию учителя можно и забыть, — писал И.Г. Дубов, — важно, чтоб осталось слово «учитель»! [5, с. 49]

Как пишут авторы пособия «Проблема личной референтности педагога», воспитатель в последнее время превратился из «центральной фигуры» в «фон» психолого-педагогических разработок. Его позиция сводится к реализации предписанной ему обществом функции — быть воспитателем. Ребенок при этой трактовке выступает как саморазвивающийся субъект, а индивидуально-личностный аспект деятельности воспитателя (растворяясь, например, в таком определении, как «индивидуальный подход в воспитании»), оказывается как бы за скобками интересов исследователей и практиков [3, с. 40].

В соответствии с идеей М.И. Рожкова о социальной ситуации развития движущие силы развития личности ребенка заключены в механизме межиндивидуального становления высших психических функций. Как было показано во введении, взрослый для ребенка — не просто условие личностного развития, а один из непосредственных участников этого процесса, его субъект. Это положение заставляет радикальным образом пересмотреть основную схему психолого-педагогических исследований: не только ребенок, но и взрослый не могут рассматриваться как объект программирования со стороны общества. За каждым остается возможность свободного самоопределения, право на выбор себя [28, с. 13].

В числе главных умений, которые педагог передает ученику, — умение служить другим людям, трудиться, добросовестно выполнять обязанности по отношению к семье, гражданскому обществу.

Не отрицая значимости образовательного уровня педагога, основанного на непрерывном самообразовании и самосовершенствовании, все же следует сказать, что ведущая роль в формировании личности ребенка принадлежит личности педагога, его авторитету. Действительно, первые уроки педагог преподает не словом, а примером [28, с. 15].

Исходя из того, что обучение является взаимодействием учителя и учащихся, эффективность этого взаимодействия зависит от того, насколько хорошо учитель научился использовать собственную уникальность, чтобы квалифицированно реализовать свои цели. Воспитывая других, следует учитывать, что решение профессиональных задач зависит от перцептуальной системы, или системы восприятия, которой овладевает студент, готовящийся стать учителем, т.е. от природы его личного мировоззрения. Центральным звеном подобной индивидуальной гносеологии является так называемое «феноменальное я», складывающееся из восприятия и оценки человеком своего места в мире.

Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения «научный авторитет», «признанный авторитет в своей области» и т.п., то у учителя может быть единый и неделимый авторитет личности.

Основой всех видов деятельности педагога является его идейная убежденность, определяющая его нравственную основу. Выбор профессии педагога должен, прежде всего, основываться на любви к детям, желании помочь им в самосовершенствовании и самореализации путем открытия для них путей достижения этих целей. Профессиональная направленность учителя выступает в роли стержня, вокруг которого формируются все его профессиональные качества. Важным и неотъемлемым качеством достойного педагога является его самоотверженность, готовность работать вопреки временным и территориальным рамкам, ставя превыше всего свой профессиональный долг [18, с. 202].

В деятельности педагога идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, в частности социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности педагога. Именно поэтому она по праву считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности.

Можно утверждать, что формирование личности школьника возможно только в целостном педагогическом процессе, обязательным условием которого является единство воспитания и обучения. Педагог, участвующий в этом процессе, должен сам обладать целостностью — не только владеть системой научных знаний и уметь применять их на практике, но и быть человеком со сформированной системой духовно-нравственных ценностей, являющихся основой его мировоззрения, с глубоким пониманием смысла жизни, отношений между людьми, осознанием своего места.

Одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества педагога. Личность учителя в воспитательном процессе занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние.

2.2 Воспитательный потенциал личности педагога и особенности его использования

С момента возникновения педагогической профессии за педагогами закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель, преподаватель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

Деятельность современного учителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители — максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства [17, c. 10].

Воспитание — это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющими условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

Рассматривая различные подходы к определению понятия «воспитание», можно указать общие признаки, которые выделяются большинством исследователей:

  • целенаправленность воздействий на воспитанника;
  • социальная направленность этих воздействий;
  • создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;
  • освоение человеком комплекса социальных ролей [20, с.44].

Воспитательный процесс может рассматриваться как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс — неотъемлемое ядро педагогической деятельности образовательного учреждения, где педагогическая деятельность — это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения [27, с.115].

В то же время организация воспитательного процесса не ограничивается его рамками и предполагает учет влияния всех факторов социальной среды.

Роль личности преподавателя в воспитательном процессе не просто огромная. Эта роль основополагающая. Воспитательный процесс — это не только передача необходимой научной информации, но и процесс взаимодействия педагога и обучающихся — их взаимовлияние друг на друга, обмен эмоциями, мыслями, переживаниями. Учитель должен не только удовлетворять стремление человека к знанию, но и максимально мотивировать его на этот путь. Как показывает практика, ученики охотнее изучают тот предмет, преподаватель которого вызывает уважение и симпатию. Школьник, студент, любой учащийся воспринимает учителя в первую очередь как личность [30, с. 29].

Система знаний, которую формирует он, её воспитательные возможности воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость.

Личность педагога выступает в роли своего рода «живого зеркала», в которое постоянно «смотрится» учащийся. Вот почему мировоззрение учителя, его поведение, его жизнь, его отношение к своему делу так или иначе влияют на всех учеников.

В воспитательной и обучающей деятельности учителя всегда есть место творчеству, которое чаще всего реализуется на основе его педагогической импровизации.

Педагог не просто имеет право на импровизацию, он не имеет права не импровизировать, он обязан постоянно работать над собой, чтобы находиться в состоянии импровизационной готовности, готовности творить и искать наилучшие решения на уроке именно ради того, чтобы полно и эффективно воплотить задуманное [32, с. 90].

Для того, чтобы эффективно воздействовать на детей, вступать с ними в воспитательные взаимодействия, стимулировать их самодеятельность, необходимо глубокое знание законов, по которым происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, формирования отношений к людям и явлениям мира. Педагогу необходимо научиться пользоваться этими знаниями на практике, овладеть опытом, мастерством, искусством их умелого применения. Педагогическая практика нередко требует оценки сложившейся ситуации и срочного педагогического реагирования. На помощь учителю приходит интуиция, представляющая собой сплав опыта и высоких личностных качеств. В воспитательском опыте вырабатывается умение выбрать из арсенала педагогических качеств именно то, которое отвечает требованиям данного момента [31, с. 234].

В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого — мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежеланием преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному, спорадическому проявлению натуры: вспыльчивость, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности [29, с. 309].

Выход из этой ситуации состоит в том, чтобы правильно понять, чем определяется характер воспитательных отношений. Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем учителем-воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.

Педагог прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный педагог в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, а так же в свою практику включает и новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. Настоящий педагог, владеющий технологией своей деятельности — это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.

Педагог проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды [25, с. 72].

Необходимо помнить, что воспитывать может любая деятельность: умственная, физическая, организаторская. Необходимо только, чтобы она была педагогически инструментирована, а именно развивала ребенка, его дарования и вместе с тем помогала ребенку чувствовать удовольствие, наслаждение, радость от того, что он делает и благодарности окружающих.

Главная задача воспитания — «формировать» не ум, не мышцы и физические умения, не чувства, не волю, не коммуникабельность, а мотивы и мотивационную сферу личности ребенка, т.е. его желания, стремления, потребность быть социальным, человечным, нравственным, которые подкреплены умом и чувством, волей и привычкой. Современное воспитание — это деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых, психосоциальных потребностей ученика.