«Индивидуализация обучения как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы»кфу

Содержание скрыть

Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности, ее творческим способностям. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных знаний, но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определенного стиля мышления, которое обычно называют научным, способного увидеть новые связи между вещами и создать новое, как в материальной, так и в духовной сфере. Способность к созданию нового, значимого для личности и общества как раз и является творчеством. Творческая личность может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества.

Начальное школьное образование служит базой для дальнейшего непрерывного обучения и самообразования в современных условиях. Поэтому наряду с решением типовых задач школа призвана вооружить учащихся начальных классов знанием методов творческого подхода к выполнению действий, когда исходные данные начала решений не определены. Существенные изменения претерпела и ранее сложившаяся модель трудовой подготовки школьников начального звена. Формирование и развитие творческой деятельности учащихся начальной школы уже в курсе новой образовательной области «технология» остается актуальной проблемой.

Определение индивидуализации обучения интеллектуального развития учащихся начальной щколы является в настоящее время одним из основных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.

Свой неоценимый вклад в методологическую базу сделали: В.Н. Терский (он определил задачу самодеятельности как процесс воспитания активных, самостоятельных, инициативных тружеников, способных к творчеству в созидательной деятельности), А.Н. Лук (определил творческие способности, творческий климат и мотивы творчества как условия успешного развития личности) а также И.П. Волков (эффективность использования межпредметных связей на уроках, творческие уроки), В.Я. Брагин (формирование творческих способностей учащихся начальной школы с помощью метода проектов).

4 стр., 1767 слов

Проектная деятельность учителя начальных классов

... обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая ... памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ... обществе, в групповой работе в библиотеке, пр.). 6. Защита проектов, оппонирование. 7.Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. Структура деятельности ...

Объект нашего исследования: процесс развития, Предмет исследования:, Цель исследования:

задачи исследования

  • провести опытно-экспериментальную работу по проблеме;

  • разработать программу формирования творческих способностей в условии индивидуализации обучения .

Гипотеза: Применение различных индивидуализации обучения, направленных на активизацию деятельности учащихся, развивать у них творческие способности.

Для решения исследовательских задач был использован комплекс различных методов:

Теоретические:, Эмпирические, Методы математической обработки данных:, Методы исследования:, Практическая значимость:, База исследования., Структура работы включает:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1.1. Общая характеристика понятия «индивидуализация»

Как показывает анализ литературы, идея индивидуализации и не является «изобретением» педагогической науки. Она была заимствована педагогикой непосредственно из психологии и отчасти из социологии конца XIX века. В педагогической литературе существует огромное количество определений понятия «индивидуализация». Наиболее емкое определение этому понятию дала Унт И.Э. Индивидуализацию обучения она понимает как учет в учебном процессе индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются. [15, с.126].

При использовании понятия «индивидуализация обучения» необходимо иметь в виду, что при его практическом исследовании речь идёт не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:

1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого ученика, а в группе учеников, обладающих сходными особенностями;

2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы, и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, общие умственные способности); наряду с этим может выступать ряд особенностей, учёт которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например, различные свойства характера или темперамента);

3) иногда происходит учёт некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика;

4) индивидуализация реализуется не во всём объёме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой [3, с.110].

18 стр., 8764 слов

Исследование личностных особенностей учащихся медицинского училища

... исследования: у учащихся 1 курса медицинского колледжа имеются необходимые для медицинских работников личностные качества, но они недостаточно развиты. Используемые в курсовой работе методы исследования: ... ]. Их личностные особенности еще будут изменяться и развиваться в процессе обучения. Биологическое, психологическое и социальное развитие, которое проходят учащиеся за период обучения, включено в ...

В современной школе, где один учитель одновременно занимается с большой группой учащихся, это и является узловой проблемой индивидуализации обучения. Для организации индивидуализации учебной работы, так и за рубежом на практике использовались многие варианты. Один из вариантов – дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планом и (или) программам. Создание учебных планов и программ, различных направлений в обучении неизменно учитывает индивидуальные особенности, но носит скорее общий характер, объединяет учеников в группы по какому-либо признаку, то есть имеет место дифференциация.

Унт И.Э. в своих исследованиях выделяет следующие цели индивидуализации :

1) обучающая цель – усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ повышением уровня знаний и навыков каждого учащегося в отдельности и таким образом уменьшить его абсолютное и относительное отставание, углублять и расширять знания учащихся, исходя из их интересов и специальных способностей;

2) развивающая цель – формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития ученика;

3) воспитывающая цель – создавать предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребенка, при этом учитывать имеющиеся познавательные интересы и побуждать новые, вызывать положительные эмоции, благотворно влиять на учебную мотивацию и отношение к учебной работе. [15, с.249].

Изучая вопрос форм и методов индивидуализации обучения, Гладких В.И. исследовал возможности индивидуального подхода во фронтальной работе. В его исследованиях принимались во внимание в основном индивидуальные особенности учащихся при опросе во всех звеньях учебного процесса.

Индивидуализация осуществляется главным образом следующими способами:

а) учащимся даются не одинаковые задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся;

б) путем группировки учащихся внутри класса по разным признакам.

Исследования по групповой работе проводил Лийметс Х.Й., который указывал на то, что в малой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях в отношении возможности действовать в соответствии со своей индивидуальностью. Особенно благоприятные возможности представляют группы, которые сконструированы определенным образом – группы, которые сформированы учителем на основании уровня развития учащихся. В таких случаях более сильной группе предоставляются и более сложные задания, а более слабой – задания полегче [10, с.112].

Итак, выделяют следующие формы и методы индивидуализации обучения: фронтальный; групповой; работа в паре; индивидуальная самостоятельная работа. Таким образом, дифференциация выступает как средство индивидуализации обучения. В контексте индивидуализации обучения понятие «дифференциация» исходит из особенностей индивида, его личных качеств. Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия «внутренней дифференциации» и «индивидуализации» по существу тождественны.

3 стр., 1406 слов

Использование икт в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

... использовании средств ИКТ, для помощи учащимся в освоении материала и адаптации в современном мире. Процесс обучения детей с ограничениями по здоровью имеет свои особенности: сокращение количества часов учебной нагрузки; щадящий режим обучения; ограничение возможности ...

1.2 Особенности индивидуализации обучения детей младшего школьного возраста

Наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на индивидуализацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определёнными детьми будут наиболее важны.

Дифференцированный подход требует знания и действенного учёта особенностей всех учеников, поэтому необходима разработка единой типологии, которая обусловлена объективной необходимостью, так как совершенно очевидна потребность в том, чтобы:

1. Показать динамику перехода ученика из одной группы в другую, т.е. учитель должен видеть рост ученика и учитывать его;

2. Наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся;

3. Выбрать систему работу с каждым из группы учащихся. Такая типология школьников должна отвечать следующим требованиям:

а) критерии должны включать типичные индивидуальные различия, свойственные учащимся любого уровня успеваемости и любой возрастной группы;

б) такие критерии должны быть и в совокупности достаточными;

в) критерии должны быть доступны, т.к. учителя не всегда вооружены специальной аппаратурой и психологической подготовкой [8, с.209].

Рассмотрим некоторые из существующих на сегодняшний день типологий и оценки их с точки зрения изложенных выше критериев. Типология Самохваловой А.И. разработана для младших школьников.

Выделяемые критерии:отношение к учению; организация учебной работы; усвоение знаний и навыков. [16, с.6] Данную классификацию нельзя признать полной, поскольку в ней не учитываются способности детей, кроме того, она не учитывает психофизиологические возможности детей.

Другая классификация предложена Бударным А.А.. Он выделяет в качестве критериев следующее:

6 стр., 2674 слов

По методике обучения письму : «Методика обучения письму ...

... по Потаповой Е.Н.; проанализировать сопутствующие вопросы в практике по формированию каллиграфических навыков в начальной школе. Методика обучения письму младших школьников Е.Н. Потаповой Евгения Николаевна Потапова – ... с речью ребенка. Делая упражнения, направленные на укрепление мышц руки, мы тренируем мозговую деятельность. Эстетическое и нравственное воспитание учащихся в период становления ...

1) уровень развития способностей к учению;

2) работоспособность (причём «высота» работоспособности определяется психофизиологическими возможностями учащихся, их желанием и умением учиться) [1, с.16].

Слишком широкая трактовка лишает типологию конкретности и делает её малопригодной для практического использования. В типологии Унт И.Э. выделяются следующие критерии:

а) обученность;

б) обучаемость;

в) умение самостоятельной работы;

г) умение читать с пониманием и нужной скоростью текст;

д) специальные способности;

е) познавательные интересы;

ж) отношение к труду [15, с.301].

Такая классификация, несомненно, более полная, однако, выделение некоторых критериев не оправдано.

Существуют попытки разработать типологию школьников на основе особенностей их центральной нервной системы. Она, безусловно, даёт интересный материал для исследования психологических особенностей детей, но, в то же время, её нельзя признать полной, так как в ней нет учёта других, не психологических особенностей детей. На взгляд, наиболее полной и доступной, а также отвечающей требованиям к единой типологии, является на классификация Рабунского Е.С., которая рассматривает следующие критерии для дифференциации учащихся на учебные группы:

1) отношение к учению (познавательный интерес);

2) познавательные способности;

3) успеваемость (уровень знаний) [12, с.204].

На основании результатов обследования дети распределяются в 3 группы: 1 группа учащихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью 2-3 психических процессов или необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя. 2 группа — достаточная подготовленность учащихся к школе, владение основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного. 3 группа — высокая степень подготовки к школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий.

19 стр., 9206 слов

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста ...

... программу развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности и определить ее эффективность. Методы исследования:, Новизна исследования:, Практическая значимость:, База исследования:, Структура курсовой работы Глава 1. Теоретические основы реализации творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 1.1 Творческие способности: сущность, ...

1.3 Индивидуализация обучения творческих способностей младших школьников

Под творческими способностями учащихся понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. Придерживаясь позиции ученых, определяющих творческие способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих способностей младших школьников [10, c. 2-18]:

— творческое мышление,

— творческое воображение,

— применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения [12, c. 65]:

— классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

— рассматривать систему в развитии;

— делать предположения прогнозного характера;

— выделять противоположные признаки объекта;

— выявлять и формулировать противоречия;

— разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

— представлять пространственные объекты;

— использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

— представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

— преодоление психологической инерции мышления;

— оценивание оригинальности решения;

— сужение поля поиска решения;

— фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

— мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Названные умения составляют основу способности системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения. Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся [2, c. 35].

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Д.Б.

7 стр., 3101 слов

Игровые приемы обучения изобразительной деятельности детей

... игровых приемов при обучении изобразительной деятельности характерен для Т.Н. Дороновой. Разработанные ею игровые приемы имеют обязательное продолжение в играх. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности. Цель обучения изобразительной деятельности Развитие умений в ...

Эльконина является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает [11, c. 823]:

— перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,

— самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,

— комбинирование ранее усвоенных способов.

Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности возрастного периода младших школьников, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности [5, c. 55].

Познание — образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания.

Преобразование — творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний.

Создание — творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях.

Творческое применение знаний — деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников» как продуктивную форму деятельности учащихся начальной школы, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Выводы по 1 главе

Начальное школьное образование служит базой для дальнейшего непрерывного обучения и самообразования в современных условиях. Поэтому наряду с решением типовых задач школа призвана вооружить учащихся начальных классов знанием методов творческого подхода к выполнению действий, когда исходные данные начала решений не определены.

Определение индивидуализации обучения интеллектуального развития учащихся начальной щколы является в настоящее время одним из основных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.

Выделяют следующие формы и методы индивидуализации обучения: фронтальный; групповой; работа в паре; индивидуальная самостоятельная работа. Таким образом, дифференциация выступает как средство индивидуализации обучения. В контексте индивидуализации обучения понятие «дифференциация» исходит из особенностей индивида, его личных качеств. Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия «внутренней дифференциации» и «индивидуализации» по существу тождественны.

16 стр., 7511 слов

«Технологии развивающего обучения во внеурочной деятельности ...

... технологий развивающего обучения во внеурочной деятельности с обучающимися. Объект курсовой работы: применение образовательного процесс. Предмет: особенности в обучении во внеурочной работы. ... Внеурочная деятельность тесно переплетается с программами учебных предметов, курсов, дисциплин, том числе интегрированных программ, с программой развития универсальных учебных действий, программой воспитания. ...

Творческое применение знаний — деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике. Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников» как продуктивную форму деятельности учащихся начальной школы, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО- ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2.1 Организация исследования

В первой главе курсовой работы теоретически обосновали важность индивидуализация обучения как средство особенности развития творческих способностей в учебном процессе младших школьников.Исходя из этого, было проведено исследование, в ходе которого нужно было выявить творческие способности обучаюшихся, посредством индивидуальной программы.

Экспериментальной базой исследования являлось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пятилецкая НШДС Мамадышского района» Республики Татарстан, выборку исследования сотавило 47 человек: 2 учителя, 27 мальчиков и 18 девочек.

Цель экспериментальной работы: исследовать индивидуализацию обучения как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

1) осуществить диагностику и мониторинг;

2) разработать программу и проверить методы и приемы преподавания, влияющие на развитие творческих способностей;

3) сделать оценку и анализ результатов экспериментальной работы.

Исследование проходило в три этапа:

1 этап – констатирующий: диагностика первоначального уровня сравнительная методик на диагностики способностей ;

5 стр., 2197 слов

Гражданские качества личности учащихся

... активной гражданской позиции представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, ... на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Компоненты активной гражданской позиции: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества. Социальную активность можно определить как сознательное, творческое ...

2 этап — формирующий: развитие статьей креативных гибкость способностей младших видов школьников при помощи системы критериев;

3 этап – контрольный: анализ опытно-эспериментальной работы.

В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования были выбраны методики:

1) методика развития Е. Туник

( 2).

2) методика диагностики Е. (Приложение 1).

3) методика диагностики учителей по Д. (Приложение 5).

Таблица 1

методик на диагностики способностей

Функция

Прогнозирующая

1. диагностика

компонентов

и показатели

Малодостоверный

2. диагностика

по компонентам

, отдельных

Достоверность

3. системная

ситуации, , комплекс , по компонентам

Создание

Определение зон и развития

группа с выполнением .

Иногда на ситуации, по различным выполнить ту или . С этой приёмы . Все учащиеся уровень , навыков, , .

Некоторых из них о том, что «все не получится». К помощи : , конкретизация, вопросов.

применяется, знания или не удерживаются в к моменту их , и в самом может на ход работы.

правильное задания. Она примеры, о уже сформировалось у .

приема заключается в том, что в для случаях , направленные на при проблемной .

2.2 Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога и разработка программы

учащимся творческой активное на этапах заданий , и групповых .

В творческого просматриваются поведения [21, c. :

  • умение проблемы;
  • к новых и способов и проблем;
  • на пути к и обобщениям.

Все это создавать на занятиях, путем в гуманности: не себя, но и как личность (Я = Я).

При с первоклассниками беседу о , в ходе должны к , что свое контролировать в «Я = Я». Продолжить эту во и третьем с помощью заданий на , правил и составления « общения», , содержащие в человека и их на взаимоотношения .

При выполнении на познание с анализаторов органов , его воображения, и к творчеству. учащиеся к выводу, что для деятельности .

При оценивании деятельности обращать на каждого . При с противоречиями , что даже может , учитывать противоположных в , как хорошо и , и неправильно, и и др.

Для опыта и разработана

  • принцип ( творческих );
  • гармоничности обучающегося ( , нравственных, , , мобилизационных, физической и );
  • принцип здоровья ( мышечной и ребенка):
  • накопления активности ( ценностей и культуры);
  • единства и для достижения личности и .
  • свободы .

Чтобы опыт, должен

  • и способность осмысливать и ситуации;
  • новый и ;
  • умения и нестандартные в коллективной и ;
  • умения в межличностных .

Организация собственной предполагает и рефлексию. реализуется в учащимися в тетради и фиксирование учащихся ( , приобретение и практического , личного с предыдущего ).

рефлексия выполнение работ.

Как на , так и на этапе фиксирует, решения применяют , и вывод о об уровне мышления и .

Для точного развития учащихся и оценивать самостоятельно . Педагогическая творческой может с помощью « », разработанной для фантастических и , таким , уровень ( адаптирована к возрасту , ).

Шкала «» пять [31, c. 99]:

— (оценивается по 4- : копирование ( , явления), в исходном ( , явлении), прототипа, нового ( , явления));

( считается , описанная с достоверностью);

( по позитивному , на созидание);

  • (оценивается по выразительных при идеи);
  • (дается без и , на уровне — не ).

    Эту методику показателем метода.

Для творческого использовать С.И. Гин. Во односторонней, креативности применять и методики в . Для оценивания , как творческое и воображение результаты , проведенного, , с методик Э.П. , Е. .

Таблица 2

развития младших

Показатели

мышление

Разработанность

Абстрактность

воображение

работать с в

Управляемость

творчества

и алгоритмических

Для оценки можно три развития : I — низкий, II — , III — . Оценка ученика по критериям: , творческое , творчества, из сопоставлено баллов.

Темой программы является «Использование технологии индивидуализации обучения на уроках математики начальных классов».

В современном начальном образовании происходят глобальные изменения. Начальная школа переходит от педагогики «знаний, умений и навыков» к педагогике «развития личности ребенка». Главной целью начального образования сегодня становится обеспечение целостного развития личности учащегося. И оно призвано обеспечить выполнение следующих основных целей:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Как сохранить и поддержать индивидуальность ученика начальных классов в учебной деятельности? Как повысить познавательный интерес к учебе младшего школьника? Как добиться повышения результативности урока, при разных способностях учеников? Такие и тому подобные вопросы волнуют каждого учителя начальных классов.

Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по всем учебным программам и предполагает умелое сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого школьника.

Основным элементом образовательного процесса в школе является урок. Учитель, проектирующий личностно-ориентированный урок, должен учитывать такие основные цели индивидуализированного обучения:

  • сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его возможностей (способностей);

  • содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся;

  • формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика;

  • улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

  • формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее ярким примером технологии индивидуализации обучения и личностно-ориентированного урока является адаптивная система обучения А.С. Границкой, которая вбирает в себя все передовые технологии, как технологии «полного усвоения знаний», «разноуровневого обучения», «коллективного взаимообучения», «включенного обучения», «модульного обучения», «проектного обучения». Об этой системе обучения, об опыте работы школы по этой системе Московской области г. Мытищи просветила А.С.Границкая в своей книге под названием «Научить думать и действовать».

Концепция А.С. Границкой такова что, в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками.

Конструкция урока: первая часть – обучение всех, вторая часть – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с учениками.

Модель урока АСО

В этой модели учитель часть времени работает со всеми учащимися класса, обучает их. Остальное время, используется для самостоятельной работы учащихся, при которой не только наблюдает за работой, а работает в это время с отдельными учащимися индивидуально. Как видно, главное внимание должно быть уделено полной занятости учащихся на уроке: они работают или совместно с учителем, слушая его объяснения, инструкции, наблюдают, анализируют, одновременно тренируются, или самостоятельно в парах, или обособленно (индивидуально), выполняя задания с адаптацией.

От типологии структура каждого конкретного урока может отличаться по длительности этапов и по их последовательности в зависимости от предмета и возраста учащихся. Однако большая часть урока должна быть посвящена самостоятельной работе учащихся, парной или индивидуальной. Учитель должен все время помнить о том, что каждый учащийся в любую минуту урока должен быть занят активной работой. Если кто- либо отключился по каким-то причинам, учитель должен помочь ему включиться в работу.

Как же научить учащихся работать самостоятельно на уроке? Необходимо регулярно во время совместной работы учителя со всеми учащимися класса обучать их приёмам самостоятельной работы: взаимоконтролю, взаимообучению, взаимооценке, самоконтролю и самооценке. Введение самооценки (рефлексии) обусловлено её важностью с точки зрения построения личностно – ориентированного учебного занятия, поскольку она является одним из важнейших механизмов саморазвития личности.

Согласно общей идеологии стандартов второго поколения реальные учебные достижения каждого отдельного ученика определяются, прежде всего, его собственным выбором , основанным на самооценке своих познавательных возможностей, способностей, интересов и потребностей, а также кадровыми, материально-техническими и другими возможностями образовательного учреждения.

В моей эспериментальной деятельности в одном наборе 35% первоклассников уже умели читать, 23% учеников знали по 10 букв, а 42% – узнавали только 4 буквы. Как видно, ученики с разной степенью подготовленности и способности. Для того чтобы те ученики, которые умели читать, не потеряли интереса к учебе, и с целью дальнейшего их развития начала изучать эту технологию обучения и применять в своей работе.

Как организовать самостоятельную работу всех учащихся? Как проверить её результаты у каждого ученика? Как обеспечить материалами и заданиями постоянно работающий самостоятельно класс? Проблема эта становится основной заботой учителя в АСО.

Для этой цели применятся многоуровневые задания с адаптацией. Объём и трудности заданий увеличиваются от уровня к уровню.

Первый уровень равнозначно с оценкой «3», второй – с оценкой «4», третий – с оценкой «5». Для каждого предмета подбираются свои варианты заданий с адаптацией.

Главным при выполнении заданий с адаптацией является включение механизмов саморегуляции. Учащиеся начинают с 1 уровня, а затем ученик сам решает, по мере своих возможностей, какое задание выполнить.

Время для выполнения заданий у всех одинаковое, но каждый ученик продвигается от уровня к уровню со своей скоростью. Работа завершается по сигналу учителя до звонка, чтобы учащиеся успели выставить себе оценки за выполненный уровень и качество выполнения заданий.

Контроль качества выполнения заданий может осуществляться в разных режимах: в режиме «самоконтроль» или в режиме «взаимоконтроль» осуществляет сам учитель, привлекая в качестве ассистентов тех учащихся, у кого он уже проверил задания.

При изучении темы “Умножение многозначных чисел на однозначное” (4 класс) для самостоятельной работы предлагается детям выбрать посильный для себя уровень и выполнить задание.

1 уровень

201 х 4 =

3104 х 7 =

1009 х 5 =

70105 х 6 =

2 уровень

33782 – (6008 х 5 + 3742) =

3 уровень

309 х 3 + __ = 1000

408 х __ — 512 = 304

209 х __ — 8 = 828

3 х 280 + __ = 958

Тема «Умножение многозначных чисел» (4 класс) задания с адаптацией:

Работа № 1

  • 1 уровень – умножение многозначных чисел на однозначное;

  • 2 уровень – умножение многозначных чисел на числа, оканчивающихся на 0;

  • 3 уровень – умножение многозначных чисел на двузначное.

Работа № 2

  • 1 уровень – умножение многозначных чисел на числа, оканчивающихся на 0;

  • 2 уровень – умножение многозначных чисел на двузначное;

  • 3 уровень – умножение многозначных чисел на трехзначное.

Работа № 3

  • 1 уровень – умножение многозначных чисел на двузначное;

  • 2 уровень – умножение многозначных чисел на трехзначное;

  • 3 уровень – умножение многозначных чисел на многозначное.

В соответствии с программой обучения математики для учащихся 4 классов знание признаков делимости на 2, 3, 5, 9, и 10 – требования 3 уровня. Поэтому на уроках по мере усвоения таблицы умножения и после ознакомления с правилами делимости на эти числа, ученики выполняют вычисления на тетрадях, специально отведенных для этой цели.

Признаки делимости чисел на 2, 3, 4, 5, 6, 9:

  • На 2 делятся все четные числа;

  • На 3 делятся, если сумма цифр многозначных чисел делится на 3 без остатка;

261 : 6 =

сумма цифр 2+6+1=9

  • На 4 делятся, если последние цифры многочисленных чисел делится на 4 без остатков;

216 : 4 =

16 : 4 =

  • На 5 делятся, если делится на 0 и а 5;

170 : 5 = 34

175 : 5 = 35

  • На 6 делятся, если число делится на 2 и на 3 без остатков;

156 : 2 = 78

156 : 3 = 52

156 : 6 = 26

  • На 9 делятся, если сумма цифр многозначных чисел делится на 9;

216 : 9 =

2+1+6=9

Работа проводится так: на доске записываются однозначные числа, например, 8, 6, 7, 5 и ученики, используя эти цифры, составляют всевозможные четырехзначные числа, изменяя разрядные единицы классов, и делают вычисления.

5678 : 2

6578 :2

7568 : 2 : 4

8657

5687

6587

7686 : 2

8567

5867

6875 : 5

7685 : 5

8576 : 2 : 4

5876 : 2

6857

7658 : 2

8756 : 2 : 4

5786 : 2

6785 : 5

7865 : 5

8765 : 5 : 8

5768 : 2

6758 : 2

7856 : 2 : 4

Проверка ведется в парах, ведется учет усвоения, и благодаря такой кропотливой работе у учащихся формируются прочные вычислительные навыки.

Главным достоинством такого обучения является то:

  • что оно позволяет адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям;

  • следить за каждым действием ребенка и операцией при решении конкретных задач;

  • следить за продвижением от незнания к знанию;

  • вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя;

  • приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика.

Экспериментальная часть работы показывает, что, умелая организация самостоятельной работы учащихся может сохранить тот жгучий интерес к учебе, с которым первоклассники приходят в школу. А идеология личностно – ориентированного подхода предполагает изменение роли учителя. Его задача состоит не в передаче своего опыта ребенку, а в организации такой образовательной среды, в которой, взаимодействуя с людьми, предметами и явлениями окружающего мира, ребенок будет приобретать свой собственный опыт, что наиболее важно для его развития. То есть, перед учителем стоит задача не формирования определенных качеств, а создания условия для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому), реализации его потенциала, сохранению его индивидуальности.

2.4 Констатирующий эксперимент развития творческих способностей младших школьников и предложений по ее учету в условиях индивидуализации

В время количество психодиагностики человека. Е. 12 тестов, в , изобразительную и . предназначен для от 5 лет. тест из субтестов. на все даются в и подписей к .17

На каждого 10 мин., но, по мнению , время можно не , так как развития предполагает временного деятельности. исполнения в не .

Тест : вербальную и , а также способности: , , оригинальность , видеть , способность ; прогноз творческих , и выявление , способствующих мышления и потенциала .

Как экспериментальная , информативен и различные , в том и в сфере – творческих . развития Торренса и психологическим в сфере . А основные творческих – , гибкость, и – ярко и в деятельности в развития .

Еще методикой, стала Е. (Приложение 2).

Для исследования и из данных , был проведен .

Корреляционный между :

1. по методике П. и Е. ;

2. Результатов П. и оценок ;

3. Е. Туник и учителей.

проводился при MS Excel коэффициента при Statistica .

результатов творческих младших

соотносимость коэффициент , мы , что корреляция и Туник 0,51, как корреляции с экспертными и Туник с составили 0,47 и 0,10. Это о том, что оценка творческих адекватна по Торренса и , так как они взаимосвязаны , о чем говорит .

В день , представления нас , учителей на парты, подарки – , расслабились и . наше в весёлой, , что увеличило на развития в тестах. , сделать еще , что авторитарный имеет и влияет на и творческого .

, творческое и на мы опирались в следующие: , и оригинальность . включает в два : легкость , то быстрота заданий и задания. процесса — это с идеи на . найти путей и той же задачи. — частота к однородной . результаты по Торренса , что результаты образом ( 3).

В же по методике набрали , что свидетельствует о развития в классе. четверо выше, творческих выше .

тестирования по (Приложение 3).

, набравших выше , более 50%.. по данной 235,24±12,65.

был проведен экспертных с тестирования по и Туник. В можно , что оценок с уровнем способностей от 3 до 5. можно , что и те же учащиеся количество по методикам ( и ), что подтверждает между , отмеченную и .

Можно , что детей с на вопросы с ситуации. То же сказать о на . С этими справились с уровнем способностей. факторов способностей (П 4) отметить, что развития , исследуемых по преобладает (51%).

фактор точности и (10%).

В 3 анализ развития по методике . (П 4)

Как можно из 4 и рисунка 5 развития среди по Туник противоположным. является (50%), фактор беглости и (9%).(П 4)

распределение же по экспертным (см. 4) можно , что у преобладает (4,09±0,13), фактор точности и (3,74±0,13).

, такие , как , гибкость и , в прямой от друга, то пропорциональны. корреляционный ,было выявлено что связь , гибкостью и (П 4).

Таким , , решают , при этом ими оригинальны. Но это не , что будет . То есть , задачу, не уделяют работы.

, были по методике Дж. на (см. Приложение).

И оценки по развития .

Было , что учительница 2 «В» , где отличаются уровнем способностей высокий творческих ( более 34 по Д.Джонсона высокому творческих ).

как учительница 2 «Д» 30 , что соответствует развития , но все-таки он чем у 2 «В». Сверив , оказалось, что чем развития у учителя, тем он у его .

После проведено по поводу творческих в обучения – на :

  • ,

  • частота рук,

  • оригинальных ,

  • на перемене и т. д.,

личное по поводу , поведение на и во деятельности.

В опроса выяснено, что , характеризуются развития по методикам и были как «всегда мнение», «»,« ». При дальнейшем , что «невнимательность» и «» тем, что эти дети задание и своими , окружающих. Чем по методике, тем оценивались как «, пошалить, на рассмешить и нарушить », тем не , в обычной эти оценивались как «, открытые, ». учителя связанные с с высоким творческих и правильную и обучения, то у них шансов личностей. не понимает , не перешагнуть и обусловленность и им как «трудный и », то накладывает на и ребёнок , агрессивным, его творческий не раскрыться.

вывод, что , высоким , будет хорошо , т.е., достаточное . утверждение , т.е. значениям в учёбе не высокие развития , они могут и низкими, что о том, что для успешности в не наличие . Т.е. нет двусторонней , а только , да и, то только в значений творческих . вывод со данными и подтверждает тестов при отборе , так как творческое не синонимом в .

Выводы по 2 главе

Экспериментальной базой исследования являлось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пятилецкая НШДС Мамадышского района» Республики Татарстан, выборку исследования сотавило 47 человек: 2 учителя, 27 мальчиков и 18 девочек.

Цель экспериментальной работы: исследовать индивидуализацию обучения как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

1) осуществить диагностику и мониторинг;

2) разработать программу и проверить методы и приемы преподавания, влияющие на развитие творческих способностей;

3) сделать оценку и анализ результатов экспериментальной работы.

Исходя из эксперимента можно вывод, что , высоким , будет хорошо , т.е., достаточное . утверждение , т.е. значениям в учёбе не высокие развития , они могут и низкими, что о том, что для успешности в не наличие . Т.е. нет двусторонней , а только , да и, то только в значений творческих . вывод со данными и подтверждает тестов при отборе , так как творческое не синонимом в .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие способностей школы в определяется его и организации. задания, на творческой начального , учащимся на полученных , в ситуации . Предложенные и обучения у учащихся , а значит , индивидуальность , которая в их будущей .

В время с и гуманитаризацией получили для воплощения . Особое созданию для творческого в ребенка, у положительной к труду.

Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность, создание условий для развития творческих способностей учащихся. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение – это обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих умений и знаний, как в аналогичные, так и в измененные условия. Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

— познавательные задачи должны строится на междисциплинарной, интегративной основе, способствовать развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, воображения;

— задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, затем к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;

— система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Принято считать, что творчество проявляется в создании некоторого продукта (материального или мыслительного — например, решение задачи), если этот продукт является новым, оригинальным, то есть творческим. Существуют технологии в основе которых лежит новый подход к пониманию творчества. Творчество — это реализация человеком собственной индивидуальности; при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта.

В самом понятии «индивидуализация» заключено несколько смыслов.

Во-первых, индивидуализация указывает на факт существования индивида; индивидуализация — это некоторая живая целостность. Именно так она понимается в биологических науках. Во-вторых, понятие индивидуализация указывает на то, что один индивид не похож на другого; эти различия между индивидами изучаются в психологии как индивидуальные. В-третьих, понятие индивидуализация указывает на то, что каждый человек уникален и неповторим.

Таким образом, индивидуализация уникальна и неповторима, ее осознание человеком и предъявление другим людям уже является творческим актом. В этом случае систематическое обращение к эмоциональной сфере является основным условием развития творческой одаренности начального звена школьников. Для того чтобы способствовать реализации творческого потенциала ребенка и развитию его одаренности, взрослый должен способствовать его эмоциональному самовыражению. Для этого необходимо создавать такие условия, в которых ребенок проживает, осознает и выражает различные эмоциональные состояния. Эмоции должны не анализироваться, а проживаться учениками.

Выбор той или иной технологии, заданий остается за учителем, который компонует задания в зависимости от возраста детей и уровня их подготовки. Важно учитывать, что при выполнении заданий оценивается только стремление к работе, задания носят не оценочный, а развивающий характер.

Таким образом, наиболее существенным фактором личностного развития школьника выступают способности – как база развития и гармонически развитой личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/realizatsiya-individualizatsii/

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. — 2-е изд., доп. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 2012.-812 с.

  2. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2013.- 35 с.

  3. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М., 2014.- 46 с.

  4. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2015.- 82 с.

  5. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения учения школьников Ростов-на-Дону, 2013.- 55 с.

  6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. — М.: Академия, 2015.- 102 с.

  7. Бухаркина М.Ю., Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии», 2014.- 77 с.

  8. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М.: Аст-Пресс, 2013.- 98 с.

  9. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Просвещение, 2012.- 178 с.

  10. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. — Фрунзе, 2010. — С. 2-18.

  11. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2008.- 823 с .

  12. Гин С.И. Мир Фантазии: Метод. пособие для учителей нач. кл. / Система проф. разработчиков, консультантов и преподавателей ТРИЗ. — Гомель, 2013.- 65 с.

  13. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М.: Просвещение, 2014.- 45 с.

  14. Интерактивные методы обучения: Учитель – 2014, №5.-187 с.

  15. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2015, № 7, с. 66-71.

  16. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2012.- 454 с.

  17. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 2015. — 185 с.

  18. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2016.- 145 с.

  19. Лук А.Н. Психология творчества. — М.: Наука, 2011. – 234 с.

  20. Лук А.Н. Учить мыслить. М.: Знание, 2009. – 44 с.

  21. Манина О.В. Уроки логики как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2008, № 4, с. 63-65.

  22. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 2004. — 168 с.

  23. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 2014.- 266 с.

  24. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. — М.: Просвещение, 2014. – 77 с.

  25. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М., 2014. – 87 с.

  26. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником…: Методика для развития творч. воображения детей дошк. возраста / Пед. центр «Эксперимент». — Рига, 2014. – 123 с.

  27. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа. – 2013, № 10 с. 34-37.

  28. Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка. Экспресс-учеб. пособие для спецкурса. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 2016.- 243 с.

  29. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Пед. о-во России, 2004.- 77 с.

  30. Пичугин С.С. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников на уроках математики. // Начальная школа. – 2006, № 5, с. 41-48.

  31. Программы общеобразовательных учреждений: Нач. кл. (1 — 4).- М.: Просвещение, 2005. — Ч. 2.- 99 с.

  32. Ситявина И.А. Современный урок в начальной школе. // Начальная школа. – 2006, № 5, с. 53-55.

  33. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. — М.: Изд. дом «Восток», 2007. – 67 с.

  34. Туник Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности: Метод. руководство. — СПб.: ГП «ИМАТОН», 2009. – 458 с.

  35. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. — Магнитогорск, 2015. – 55 с.

  36. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Изд-во «Совершенство», 2008.- 95 с.

  37. Хуторской А.В. Современная дидактика. — СПб.: Питер, 2005. – 734 с.

  38. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2005.- 251 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тесты Торренса

1) Вербальные тесты.

Вербальные тесты включают семь заданий по 5 — 10 мин. каждое и занимают в целом 20 мин.

1. Задание «Спросить и угадать» — это одна из наиболее ясных моделей творческого мышления, направленная на выявление любознательности, чувствительности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию. При его выполнении требуется задать вопросы к картинке с изображением какой-то ситуации, попробовать угадать, что предшествовало этой ситуации (ее причины) и что произойдет в дальнейшем (последствия).

Любознательность выражается в количестве и качестве вопросов, отражающих способность испытуемого выйти за пределы изображенной на картинке ситуации, а выдвижение гипотез о причинах и последствиях событий моделирует научное творчество.

2. Задание «Усовершенствование игрушки» — одно из наиболее сложных и показательных наблюдений. Оно вызывает большой интерес у детей и обладает высокой степенью валидности.

3. Задание «Необычное использование» — модификация широко известного теста Гилфорда. В этом задании испытуемым бывает трудно преодолеть ригидность — уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что испытуемый фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как емкости, в которые можно складывать предметы.

4. Задание «Необычные вопросы» — представляет вариант первого задания, но с более сильным акцентом на необычности вопросов.

5. Задание «Невероятные ситуации» требует воображения и фантазии. Испытуемый сталкивается с невероятной ситуацией и должен представить себе возможные выходы из нее. Хотя это задание — одно из наиболее эффектных, многие дети находят его невыполнимым.

2) Фигурные тесты

Фигурные тесты состоят из двух заданий, на выполнение каждого из которых отводится по 10 минут, т. е. 20 мин. в общей сложности.

1. Задание «Нарисуй картинку» ~ оригинальный тест на использование определенного элемента в качестве отправной точки для создания картинки. Этот элемент представляет собой цветное пятно, форма которого напоминает довольно обычные предметы. Художественный уровень рисунков в тестах не оценивается, самое важное, — идея.

2. Задание «Незавершенные фигуры, « сконструировано автором из нескольких других тестов. Из гештальтпсихологии известно, что незаконченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим способом. Поэтому, чтобы создать оригинальный ответ необходимо противодействовать этому стремлению. Все десять фигур различаются между собой, но навязывают определенные устойчивые образы.

Интерпретация результатов тестирования

1. Беглость или продуктивность. Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен, прежде всего, тем, что позволяет понять другие показатели. Данные показывают, что большинство детей 1-8 классов выполняют от семи до десяти заданий, а старшеклассники — от восьми до десяти заданий. Минимальное количество выполненных заданий (менее 5-ти) встречается чаше всего у подростков (5-8 классы).

2. Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100%. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.

3. Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.

Те, кто получают высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов.

4. Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие показатели — для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.

Приложение 2

Батарея тестов «Творческое мышление» Е.Е. Туник

Большинство тестов является модификацией тестов Гилфорда или Торренса.

Время проведения тестов 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет, проводятся в индивидуальной или групповой форме.

Субтест 1.Использование предметов (варианты употребления)

Задача: Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающиеся от обычного употребления.

Инструкция испытуемому: Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из неё можно сделать? Как её можно использовать?

Инструкция зачитывается устно. Время выполнения теста 3 минуты. Ответы записывают испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

Оценивание: результаты выполнения теста оцениваются в баллах.

Имеются три показателя:

Беглость (беглость воспроизведения идей) – суммарное число ответов. За каждый ответ даётся 1 балл, все баллы суммируются.

Б=1* n

n = число уместных ответов; Б = беглость

2) Гибкость – число классов (категорий) ответов.

Все ответы можно отнести к различным классам. Например, ответы типа: сделать из газеты – шапку, корабль, игрушку и так далее, можно отнести к одному классу – Создание поделок и игрушек.

Следует приписать каждому ответу номер категории из списка приведённого в методики Е.Е. Туник, затем, если несколько ответов будут относиться к одной категории, то учитывать первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз. Затем следует подсчитать число использованных ребёнком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесённых к новой категории, которой нет в списке категорий).

Кто-то может дать много ответов, то есть иметь высокий показатель по фактору беглость, но все ответы могут относиться к одной категории, например к категории №12 – Создание поделок, игрушек.

За одну категорию даём 3 балла.

Г=3 *m

Г – показатель гибкости, m – число использованных категорий.

Ответам ни подходящим ни к одной категории присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведённым списком категорий.

Оригинальность – число ответов с необычным употреблением понятия, в данном случае оригинальным считается ответ, данный 1 раз на выборке объёмом 30 – 40 человек. 1 оригинальный ответ – 5 баллов.

Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

Op= 5 *k,

Op – показатель оригинальности, k – число оригинальных ответов.

Строгий подсчёт суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае предлагается проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчёт в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.

T1=Б1+Г1=Op1=n+3*m+5*k

Где Т1 – суммарный балл по 1 субтесту, Б1 – беглость по 1 субтесту, Г1 гибкость по 1 субтесту, Op1 – оригинальность по 1 субтесту, n – общее число уместных ответов, m – число категорий, k – число оригинальных ответов

Следует обратить особое внимание на термин уместные, адекватные ответы. Первое – следует исключать из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции – очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и так далее, помимо специально оговорённых в категории 1. Но в этом случае надо исключать только самые очевидные способы использования газеты, по сути только вышеприведённые. Второе – следует исключать повторяющиеся (полностью) дублирующие друг друга ответы.

Субтест 2. Заключения

Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция испытуемому: Вообрази, что случиться, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Время выполнения субтеста 3 минуты.

Оценивание: результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах:

Имеются два показателя:

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) – общее число приведённых следствий. 1 ответ (1 следствие) – 1 балл.

2) Оригинальность – число оригинальных ответов, число отдалённых следствий. Здесь оригинальным считается ответ приведенный только 1 раз (на выборке 30 – 40 человек).

1 оригинальный ответ – 5 баллов

Op=5*k

Op – показатель оригинальности, k – число оригинальных ответов

Т2=n+5*k

Т2 – Суммарный показатель 2 субтеста.

Как и в первом субтесте следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов; а именно: повторяющихся ответов и ответов не имеющих отношение к поставленной задаче.

Субтест 3. Слова

Задача: Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определённым слогом.

Инструкция испытуемому: 1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог – «По», например «Полка».

Время 2 минуты.

Часть 2. Придумай слова, которые оканчиваются на слог «Ка», например «Сумка».

Время 2 минуты.

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.

Имеются два показателя:

1) Беглость – общее число приведённых слов. 1 слово – 1 балл.

Б=n

n – общее число слов.

Как и раннее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитываются неадекватные слова – в данном случае слова, которые не начинаются или не оканчиваются на заданный в инструкции слог.

2) Оригинальность. Число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30 – 40 человек – k.

Op=5*k

k – число оригинальных слов. Op – показатель оригинальности.

T3=n+ 5*k

T3 – суммарный показатель третьего субтеста.

Субтест 3. Словесная ассоциация

Задача: привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Инструкция испытуемому: Приведи как можно больше определений для слова – книга. Например – красивая книга – какая ещё бывает книга?

Время выполнения субтеста – 3 минуты.

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по 3 показателям:

1) Беглость – суммарное число приведённых определений – n. 1 определение – 1 балл.

Б=n

Б – показатель беглости.

2) Гибкость – число приведённых классов – категорий ответов. 1 категория – 3 балла

Г=3*m

Г — показатель гибкости, m – число категорий ответов (в методике Е.Е. Туник приводится 12 категорий).

Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются 1 раз и получают – 3 балла. В принципе, максимально возможный балл – 12х3=36 баллов (в случае, когда в ответах присутствуют все 12 категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория).

Как и в субтесте 1 ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимально полученное число баллов может увеличиваться.

3) Оригинальность – число оригинальных определений – в нашем случае – k.

Оригинальное определение – приведённое всего 1 раз на выборке из 30 40 человек. 1 оригинальное определение – 5 баллов

Op=5 *k

Op – показатель оригинальности, k – число оригинальных определений.

Т4=n + 3* m +5 *k

где Т4 – суммарный показатель 4 Субтест

Субтест 4. Составление изображений

Задача: Нарисовать заданные объекты, пользуясь определённым набором фигур.

Инструкция испытуемому: Нарисуй определённые объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры и положения в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

В первом квадрате нарисуй лицо, во втором – дом, в третьем – клоуна, а в четвёртом – то, что ты хочешь. Подпиши четвёртый рисунок.

Испытуемому предъявляется набор фигур (изображённый в методике на рисунке 1) и образец выполнения задания.

Время выполнения всех рисунков – 8 минут.

Длина стороны квадрата = 8 сантиметров (для тестового бланка).

Оценивание: Оценивание производится по двум показателям.

1) беглость – гибкость. В данном показателе учитываются:

n1 – число изображённых элементов (деталей), 1 деталь – 0.1 балла; n2 число использованных классов фигур (из четырёх заданных, a, b, c, d), 1 класс фигур – 1 балл; n2 – изменяется от 0 до 4; n3 – число ошибок, ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, 1 ошибка 0.1 балла

Б=Σ (0.1n1i + n2i – 0.1* n3i)

i — номер рисунка.

Затем баллы Б (беглость) суммируются по 4-м рисункам.

2) Оригинальность. k1 – число оригинальных элементов рисунка.

Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга. 1 оригинальный элемент – 3 балла.

В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.

k – оригинальность четвёртого рисунка (по теме и содержанию) может встречаться 1 раз на выборку 30 – 40 человек.. k может принимать значения 0 или 1.

За оригинальный сюжет = 5 баллов (относится только к рисунку 4)

Op = 5 *k + Σ3 *k1i

Op – оригинальность, i – номер рисунка (от 1 до 4)

Т4 = Б + Op

Б – беглость, Op – оригинальность, Т5 – суммарный показатель 5 Субтест.

Субтест 5. Эскизы

Задача: в квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов); каждую из фигур надо превратить в различные изображения.

Инструкция испытуемому: добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга. Подпиши название каждого рисунка.

Время выполнения задания – 10 минут.

Тестовый бланк состоит из листа стандартной бумаги (формат А-4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры кватрата 5х5 см, диаметр каждого круга ~1.5 см.

Оценивание: оценивание проводится по 3 показателям:

1) Беглость – число адекватных задаче рисунков.

n – Число рисунков (изменяется от 0 до 20).

За 1 рисунок – 1 балл

Б=n

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликат), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал – круги.

2) Гибкость – число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображение различных лиц относится к одной категории, изображения различных животных так же составляет одну категорию.

m – число категорий, за одну категорию – 3 балла.

Г= 3*m

3) Оригинальность . k – число оригинальных рисунков; оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке 30-40 человек) 1 оригинальный рисунок – 5 баллов.

Ор=5*k

Ор – показатель оригинальности.

Т5=n+3*m+5*k

Где Т6 – суммарный показатель 6 Субтест.

При подсчете баллов по 6 Субтест следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись.

Субтест 6 Спрятанная форма

Задача: Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.

Инструкция испытуемому: Найти как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?

Время выполнения Субтеста 3 мин.

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по 2 показателям:

1) Беглость – суммарное число ответов – n. 1 ответ – 1 балл.

Б=n

2) Оригинальность – число оригинальных, редких ответов – k. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке 30-40 человек. 1 оригинальный ответ – 5 баллов

Ор=5*k

Где Ор – оригинальность.

Т6=n+5*k

Где Т6 – суммарный показатель шестого субтеста.

Приложение 3

Диаграмма 1.

Распределение результатов тестирования по методике Е.П. Торренса

Диаграмма 2.

Распределение результатов тестирования по методике Е.П. Торренса

Таблица 1.

Результаты математической обработки

Методика П. Торренса

Методика Е.Туник

Экспертная оценка учителя

Данила Б.

241

351,91

5

Игорь Д.

88

167,21

3,5

Олег З.

64

162,01

4

Дима И.

83

105,76

2,2

Настя Н.

137

332,7

3,4

Мария П.

185

256,3

3,9

Софья П.

166

231,51

4,9

Слава Р.

160

244,03

3,46

Петр Р.

116

155,72

3,8

Андрей С.

149

199,95

3,6

Кирилл С.

165

247,2

4

Ефим С.

106

167,25

3,4

Дима С.

139

167,56

4,4

Костя С.

93

140,45

4,2

Юния Ч.

98

133,3

2,75

Михаил В.

373

395,6

4,8

Алиса А.

157

180,28

4,8

Антон А.

64

213,68

3,9

Никита Д.

145

236,69

4,7

Алишер Ж.

183

361,24

4,8

Игорь В.

145

207,9

3,64

Роман И.

117

248,83

3,76

Даша К.

248

324,17

4,9

Аркадий Л.

146

243,5

3,78

Ева Н.

176

295,62

3,96

Алексей Н.

142

213,02

4,7

Настя П.

177

314,88

4,2

Андрей Р.

182

286,6

3,16

Евгения С.

126

179,01

4,1

Павел С.

193

276,58

4,1

Юрий С.

248

245,7

5

Анна Ф.

113

241,64

3,06

Приложение 4

Результаты исследования креативности учащихся младших классов по методике Е. Торренса

Рис. 1.Распределение факторов развития творческих способностей по методике Торренса среди учащихся 3-х классов

Табдица 2.

Распределение факторов развития творческих способностей при исследовании развития творческих способностей учащихся по методике Торренса

Ф.И.О.

Сумма

беглость

оригинальность

гибкость

точность

1

2

3

4

5

Данила Б.

40

145

21

35

Игорь Д.

18

41

10

19

Олег З.

14

27

6

17

Дима И.

19

41

9

14

Настя Н.

27

69

17

24

Мария П.

31

106

19

29

Софья П.

29

92

18

27

Слава Р.

32

84

13

31

Петр Р.

28

55

14

19

Андрей С.

35

86

12

16

Кирилл С.

36

97

13

19

Ефим С.

19

64

8

15

Дима С.

38

69

14

18

Костя С.

22

44

13

14

Юния Ч.

16

39

10

33

Михаил В.

68

252

28

25

Алиса А.

26

82

16

33

Антон А.

12

29

12

11

Никита Д.

32

73

18

22

Алишер Ж.

44

78

37

24

Игорь В.

29

67

15

34

Роман И.

21

56

16

24

Даша К.

66

115

31

36

Аркадий Л.

30

75

13

28

Ева Н.

37

87

14

38

Алексей Н.

27

76

15

24

Настя П.

31

110

17

19

Андрей Р.

41

102

13

26

Евгения С.

26

60

19

21

Павел С.

36

116

11

30

Юрий С.

66

138

29

15

Анна Ф.

20

58

15

20

Итого

1016

2633

516

760

Таблица 3.

Распределения факторов развития творческих способностей по методике Е. Туник

Ф.И.О.

сумма

беглость

оригинальность

гибкость

точность

1

2

3

4

5

Данила Б.

96,91

213,00

42,00

351,91

Игорь Д.

56,21

78,00

33,00

167,21

Олег З.

50,01

91,00

21,00

162,01

Дима И.

38,76

43,00

24,00

105,76

Настя Н.

93,70

182,00

57,00

332,70

Мария П.

75,30

139,00

42,00

256,30

Софья П.

82,51

113,00

36,00

231,51

Слава Р.

88,03

132,00

24,00

244,03

Петр Р.

54,72

71,00

30,00

155,72

Андрей С.

58,95

99,00

42,00

199,95

Кирилл С.

72,20

151,00

24,00

247,20

Ефим С.

64,25

67,00

36,00

167,25

Дима С.

52,56

76,00

39,00

167,56

Костя С.

52,45

61,00

27,00

140,45

Юния Ч.

40,30

63,00

30,00

133,30

Михаил В.

89,60

252,00

54,00

395,60

Алиса А.

51,28

99,00

30,00

180,28

Антон А.

59,68

109,00

45,00

213,68

Никита Д.

75,69

119,00

42,00

236,69

Алишер Ж.

89,24

203,00

69,00

361,24

Игорь В.

62,90

94,00

51,00

207,90

Роман И.

72,83

134,00

42,00

248,83

Даша К.

100,17

164,00

60,00

324,17

Аркадий Л.

72,50

117,00

54,00

243,50

Ева Н.

68,62

179,00

48,00

295,62

Алексей Н.

66,02

102,00

45,00

213,02

Настя П.

69,88

182,00

63,00

314,88

Андрей Р.

85,60

159,00

42,00

286,60

Евгения С.

73,01

58,00

48,00

179,01

Павел С.

82,58

146,00

48,00

276,58

Юрий С.

74,70

117,00

54,00

245,70

Анна Ф.

78,64

109,00

54,00

241,64

Итого

2249,8

3922

1356

7527,8

Рис. 2 Распределение фактов развития творческих способностей по методике Туник среди учащихся 3-х классов

Таблица 4.

Распределение факторов развития творческих способностей по методу экспертных оценок

Ф.И.О.

сумма

беглость

оригинальность

гибкость

точность

1

2

3

4

5

Данила Б.

5

5

5

5

Игорь Д.

4

4

3

3

Олег З.

4

4

4

4

Дима И.

2

2

2

2

Настя Н.

4

3

3

3

Мария П.

4

3

4

4

Софья П.

5

5

5

5

Ф.И.О.

сумма

беглость

оригинальность

гибкость

точность

1

2

3

4

5

Петр Р.

4

3

4

4

Андрей С.

4

3

4

3

Кирилл С.

4

4

4

4

Ефим С.

4

3

3

3

Дима С.

5

4

4

4

Костя С.

5

4

4

4

Юния Ч.

3

2

3

3

Михаил В.

4,5

4,5

5

5

Алиса А.

4,5

4,5

5

5

Антон А.

4

3

4

4

Никита Д.

5

4

4,5

5

Алишер Ж.

5

4,5

4,5

5

Игорь В.

3,4

3,4

4

4

Роман И.

4

4

3,4

3,4

Даша К.

5

5

5

5

Аркадий Л.

3

3,4

4

4

Ева Н.

4

4

3,4

3,4

Алексей Н.

4,5

4,5

5

4,5

Настя П.

4

4

4,5

4

Андрей Р.

3

3

3,4

3

Евгения С.

4

4

4

4

Павел С.

4

4

4

4

Юрий С.

5

5

5

5

Анна Ф.

3

3

4

3

Итого

4,09

3,74

3,99

3,92

Рис.3 Распределение факторов развития творческих способностей по методу экспертных оценок

Таблица 5.

Зависимость между факторами развития творческих способностей

Факторы

беглость

оригинальность

гибкость

точность

1

2

3

4

5

беглость

1

оригинальность

0,83

1

гибкость

0,76

0,57

1

точность

0,28

0,31

0,24

1

Приложение 5

Исследование творческих способностей учителей по методике Д. Джонсона

Оцените, используя пятибалльную систему, в какой мере Вы обладаете нижеописанными творческими характеристиками. Возможные оценочные баллы: 5 – постоянно; 4 – часто; 3 – иногда; 2 – редко; 1 – никогда.

Таблица 6.

Исследование творческих способностей учителей по методике Д. Джонсона

Вопрос

Е.А. 2 «Д»

Т.И. 2 «В»

1

Ощущаете неопределенные, сложные особенности окружающего мира

5

4

2

Выдвигаете и выражаете большое количество различных идей в данных условиях

3

4

3

Предлагаете разные виды, типы, категории идей

3

4

4

Предлагаете дополнительные детали, идеи, версии или решения

3

4

5

Проявляете воображение, чувство юмора и развиваете ли Вы гипотетические возможности

4

5

6

Демонстрируете поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы

4

5

7

Воздерживаетесь от принятия первой пришедшей в голову типичной, общепринятой идеи, выдвигаете различные варианты и выбираете лучший.

4

5

8

Проявляете уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы.

4

5

Общий балл

30

36

Размещено на Allbest.ru