Федеральные государственные стандарты общего образования пересматривают приоритеты в определении образовательных результатов и включают в состав основных образовательных программ формирование универсальных учебных действий.
Введение стандарта нового поколения в практику работы начальной школы позволяет педагогам формировать универсальные учебные действия не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобрела новую окраску и актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации и включение в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. На современном этапе внеурочная деятельность – прекрасное расширение инфраструктуры школы. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.
В начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности, так как в это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. И наша задача, дать возможность ребенку попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности, научиться учиться — познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителями.
Исходя из вышеназванного, определилась тема итогового реферата «Развитие УУД младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель данной работы, Задачи данной работы:
1. Дать характеристику УУД, рассмотреть их виды и функции;
2. Рассмотреть внеурочную деятельность младших школьников как средство формирования универсальных учебных действий.
Профилактика как вид деятельности социальной работы
... подход к данной деятельности в социальной работе Рассмотреть различные категории, как критерий системности, и методы работы в данных группах В данной курсовой работе рассмотрены основные подходы к профилактике в социальной работе, актуальность этого вопроса, ...
Объект исследования
Предмет исследования : средства формирования УУД во внеурочной деятельности.
Метод исследования:, Глава 1. Общая характеристика универсальных учебных действий и внеурочной деятельности.
-
-
Общая характеристика универсальных учебных действий.
-
Под универсальными учебными действиями в Концепции федеральных государственных стандартов общего образования понимается «…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:
— обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
— обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальность характера учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер: обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, в современной деятельности идет формирование всех четырех видов универсальных действий: личностных ( обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях), регулятивных ( обеспечивают организацию учебной деятельности) , познавательных ( включают общеучебные, логические и направленные на постановку и решение проблемы навыки), коммуникативных (обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей) .
-
-
Общая характеристика внеурочной деятельности.
-
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной. Она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ...
... проблема формирования индивидуального стиля педагогической деятельности. Объект исследования – структура личности и педагогическая деятельность учителя. Предмет исследования - особенности проявления и процесса формирования индивидуального стиля педагогической деятельности учителя. Цель нашей работы – охарактеризовать особенности проявления индивидуального стиля педагогической деятельности учителя ...
Цель организации внеурочной деятельности, Задачи внеурочной деятельности:
-
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
-
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
-
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
-
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд культура);
-
Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учебы время;
-
Организация информационной поддержки учащихся;
-
Совершенствование материально-технической базы.
Направления внеурочной деятельности:
-
Спортивно-оздоровительное;
-
Духовно-нравственное;
-
Общеинтеллектуальное;
-
Общекультурное;
-
Социальное.
Глава 2. Развитие универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности
2 .1. Организация внеурочной деятельности младших школьников.
Создание комфортной образовательной среды способствует становлению личностных характеристик младшего школьника, описанных в стандарте как «Портрет выпускника начальной школы», в основе которых лежит результат: формирование универсальных учебных действий (УУД) и духовно-нравственного воспитания и развития.
Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов, а также во внеурочной деятельности.
Особое место в формировании УУД всех видов занимает внеурочная деятельность, т.к. здесь происходит дальнейшее развитие таких способов деятельности, которые способствуют самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Внеурочная деятельность ставит своей целью, прежде всего, развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное ).
Внеурочная деятельность как средство развития познавательного ...
... особенности развитие познавательного интереса младших школьников к внеурочной деятельности. В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи : отобрать и изучить литературу по развитию познавательного интереса у младших школьников; выявить влияние внеурочной деятельности на развитие познавательного ...
Модель организации внеурочной деятельности представлена в приложении 1.
2.2. Развитие универсальных учебных действий младших школьников на занятиях внеурочной деятельностью « Моя первая экология» .
В основную образовательную программу начального общего образования входит программа « Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни», направленная на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия. Поэтому я хотела остановиться на внеурочной деятельности, которая повышает экологическую грамотность.
Я веду занятия внеурочной деятельности «Моя первая экология».
деятельностного подхода.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам).
Обучение и воспитание в процессе изучения курса способствуют развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
При изучении темы: «Первые шаги по тропинке открытий», одно из занятий посвящено тренировке наблюдательности. Применяю следующие приемы: « Найди отличия», « В гармонии с природой». При организации приема « Найди отличия»- ребятам предлагаю сравнить два растения или два животных, также очень нравится ученикам находить изменения у своих одноклассников. Один из учеников внимательно смотрит на группу учеников, и выходит за дверь. В это время ученики, оставшиеся в классе, меняют свою внешность ( кто-то снимает кофту, кто-то меняется обувью, кто-то берет в руки дополнительный предмет), ученик заходит в класс и должен как можно больше найти изменений. А ребята не должны подсказывать. Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения — это формирование познавательных действий. А также воспитывают такие качества как терпение, выдержку развивают наблюдательность – это формирование личностных действий.
«Формирования коммуникативных универсальных учебных действий ...
... работе мы использовали следующие методы: изучения и анализ научной литературы; изучения и обобщение опыта педагогов-практиков. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 . Сущность «понятий универсальные учебные действия», «коммуникативные универсальные учебные действия» Универсальные учебные действия ...
При организации приема «В гармонии с природой» детям предлагаю выбрать для себя название любого живого объекта (например, заяц, ромашка, медведь, береза, рябчик и др.), даю им клубок ниток, ребята по очереди протягивают нить между собой и образуют круг. Затем предлагаю всем подойти к центру круга. Что происходит с нитью? (Она ослабевает), а теперь отойдите от центра. Что происходит с нитью? (она сильно натянулась).
Дети сами делают вывод о том, что все в природе взаимосвязано. Задания такого типа стимулируют вырабатывать в себе личностные качества, такие как доброта, сострадание.
На одном из занятий, тема которого «Природа и ее обитатели. Животные» (Приложение 2), на разных этапах формируются следующие универсальные учебные действия:
- познавательные – умение решать проблемы и задачи. В начале занятия через загадки, эвристическую беседу выясняем, расширяем знания детей о животных,
- определяем тему занятия, ставим цели, учимся работать по алгоритму, осуществляем контроль и самоконтроль – это формирование регулятивных УУД,
- умение работать в группе, в команде, умение договариваться, слышать и понимать партнера – это формирование коммуникативных УУД,
2.3. Развитие универсальных учебных действий младших школьников на занятиях внеурочной деятельностью « Дорогой добра».
В основную образовательную программу начального общего образования также входит программа
-
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
-
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
Для достижения этих целей я веду программу внеурочной деятельности « Дорогой добра».
-
коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;
-
коллективное творчество – проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;
-
ситуации – образцы, своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;
-
общественная направленность деятельности, которая предусматривает деятельность, приносящую пользу и радость людям.
8 стр., 3961 словВнеурочная деятельность в условиях ФГОС
... образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную. Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися ... развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Внеурочная деятельность -неотъемлемая часть образовательного процесса в ...
Особенностью программы
Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Программа позволяет индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная инструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется.
(«Добрый мальчик» В. Брэйэр
Так же на этом занятии предлагаю провести параллель между понятиями «добро» и «зло», для этого ребятам выдаются карточки с личными качествами человека. Учащимся необходимо распределить эти качества на две группы: качества «помощники» добра и качества «помощники» зла. Необходимо обсудить в группе и прикрепить данное качество на доске к надписи «Добро» или к надписи « Зло». Приемы сравнения – это развитие познавательных действий, а работа в группах –коммуникативные действия.
В рамках этого курса провожу социальные акции: « Обелиск», « Письмо солдату», «Ты не одинок» ( помощь одиноким людям).
В результате этих акций у детей формируются почтительное отношения к родителям, осознанное, заботливое отношения к старшим и младшим.
Итак, на занятиях данного курса формируются все виды универсальных учебных действий:
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД : осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
мотивационная установка на занятие и позитивное общение.
Познавательные УУД:
Личностные УУД : ценить и принимать базовые ценности «дружба», «доброта»; умение соотносить события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения и ориентацию в межличностных отношениях;
Заключение.
В данной работе были решены следующие задачи:
1. Дана характеристика УУД, рассмотрены их виды и функции:
универсальные учебные действия были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. В содержательный раздел основной образовательной программы каждой ступени общего образования в школе должна быть включена программа развития универсальных учебных действий. Выделяется 4 вида универсальных учебных действий: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
-
Рассмотрены программы внеурочной деятельности младших школьников: «Моя первая экология» и « Дорогой добра» как средство формирования универсальных учебных действий.
-
Представлена модель внеурочной деятельность школы.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
Эстетическое воспитание в урочной деятельности
... воспитания. Эстетическое воспитание в школе начинается еще с начальной школы в процессе изучения родного языка, подходящих возрасту литературных произведений, а также на уроках музыки, рисования, природоведения. На уроках ... наук, поэтому важно эстетическому воспитанию уделять больше времени на внеурочных занятиях. Одним из эффективных средств эстетического воспитания, в котором тесно переплетается ...
Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, дополнительного образования детей.
Концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания. Они выражаются в терминах универсальных учебных действий. На основании этого можно сказать, что УУД —это не только формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности. . Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено и во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива — сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика. Как говорил когда-то В.А Сухомлинский: «Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков….».
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/razvitie-uud-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti/
1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
2. Колосова, М.В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности / М.В. Колосова // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2015. № 2. – С. 70
3. Кутьев В. О. Внеурочная деятельность школьников. — М., 2003. -152
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373.
Приложение 1
Модель внеурочной деятельности
МБОУ СОШ Селихинского с.п.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать — это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Особенности профессиональной деятельности педагога дошкольного ...
... ученые и практики проверяют свои теоретические изыскания. Поэтому профессиональная деятельность педагога дошкольного образования и воспитания связана с особыми трудностями в выборе взрослым ... позитивные отношения с ним. Поэтому профессиональная деятельность педагога дошкольного образования, наряду с общими для педагогической деятельности чертами, обладает рядом особенностей. Попытаемся выделить, ...
Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, работников детских учреждений дополнительного образования, различных предприятий, культурных и спортивных учреждений.
Внеурочная работа в нашей школе складывается в основном из трех компонентов: внеурочной деятельности обучающихся, внеурочной работы учителей с обучающимися и системы управления внеурочной деятельностью.
Цель внеурочной деятельности:, Задачи внеурочной деятельности:
-
изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;
-
определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных классов;
-
отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;
-
определить стратегию реализации внеурочной деятельности в школе;
-
теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
-
определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
-
разработать и апробировать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;
-
овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;
-
эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.
Ресурсное обеспечение
-
Педагогическое обеспечение
директор ОУ
зам.директора по УМР
зам.директора по ВВВР
Консультативно-методическая
Обеспечивает: предоставление всех необходимых для апробации содержательных материалов изучение всеми участниками апробации документов ФГОС второго поколения, проведение семинаров и совещаний с участниками апробации в рамках инструктивно-методической работы на опережение, распространение опыта участников апробации на районном уровне, оказание консультативной и методической помощи учителям, апробирующим ФГОС второго поколения.
Анализ внеурочной и внеклассной работы с учениками при изучении животных
... значение. Цель курсовой работы: провести анализ внеурочной и внеклассной с учениками при изучении животных. Задачи курсовой работы: Изучить систему внеурочной работы с учениками по охране природы при изучении животных. Рассмотреть внеклассная деятельность учителя по охране природы. ...
зам.директора по УМР
Профессиональные сообщества
Выносят решения по результатам апробации ФГОС нового поколения
Педагогический совет, школьное методическое объединение учителей начальных классов, межшкольная Проблемная группа по введению ФГОС нового поколения
Педагоги школы
Изучают документы ФГОС нового поколения, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты обозначенные в стандарте нового поколения, организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями
МО учителей начальной школы
Задействованные педагоги
Организация внеурочной деятельности по направлениям:
учителя физической культуры
Спортивно-оздоровительное, Общекультурное
учитель музыки, учитель ИЗО
Общеинтеллектуальное
учитель информатики, учителя начальных классов
Духовно-нравственное
Учителя начальных классов, педагог-психолог
Общественно-полезная деятельность
Учителя начальных классов, педагог психолог, зам. Директора по ВВВР.
Педагогические ресурсы:
Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность осуществляется через посещение кружков школы, дополнительного образования, занятий музыкальной школы.
2) Научно-методическое обеспечение проекта
Научно-методическую поддержку при реализации проекта оказывает Управление образования Комсомольского муниципального района.
3) Материально-техническое обеспечение
Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО в школе имеются следующие условия: занятия в школе проводятся в одну смену, имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание, спортивный зал, игровая комната, библиотека, стадион, игровые площадки; аудио и видеоаппаратура, музыкальная техника; спортивный инвентарь, сенсорная комната.
Начальная школа располагает 4-мя кабинетами, оборудованными компьютерной техникой (3 проектора, интерактивная приставка, 4 экрана, телевизор, фотоаппарат). DVD -проигрыватель — в библиотеке, подключенной к локальной сети Интернет. Используются материальные возможности различных кабинетов школы: информатики, естествознания, биологии.
4) Информационное обеспечение
Имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний – всего 63шт., библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу.
Содержание внеурочной деятельности на ступени начального общего образования.
Внеурочная деятельность (направления)
1
класс
2
класс
3
класс
4
класс
руководитель
место проведения
Спортивно-оздоровительное
Подвижные игры
1
1
Е.М. Лавриенко
спортзал, стадион
Азбука мяча
1
1
Общекультурное
Хоровая студия
1
1
1
1
Ю.Н. Каморникова
кабинет музыки, актовый зал
Смотрю на мир глазами художника (кружок)
1
1
1
М.В. Еронина
Кабинет ИЗО
Экология и творчество
1
Общеинтеллек
туальное
Мой друг-компьютер
1
М.Ю. Жилкина
кабинет информатики
В мире книг
1
Н.В. Шадрина
библиотека
Школа оптимального чтения
1
О.Г. Шатовкина
библиотека
Я – исследователь
1
1
1
М.Ю. Жилкина
М.В.Мочалина
кабинет, физики, информатики
Занимательная математика
1
1
1
1
Н.В. Шадрина
М. А. Коколевская О.Г. Шатовкина
М.В. Мочалина
кабинет математики
Математическое конструирование
1
О.А. Бессмертная
Кабинет информатики
Эрудит
1
1
1
М.В. Мочалина
М. А. Коколевская О.Г. Шатовкина
кабинеты начальной школы
Компенсация пробелов в знаниях
1
1
1
1
Н.В. Шадрина
М. А. Коколевская О.Г. Шатовкина
М.В. Мочалина
Духовно-нравственное
Я – Ученик
1
М.А. Шадрина Н.В.
кабинет обществознания
Уроки нравственности
1
1
Т.А. Кабанова
кабинет психолога
Введение в профессию
1
Социальное
Кем быть?
1
Моя первая экология
1
О.А. Бессмертная
Кабинет биологии
Дорогой добра
1
О.А. Бессмертная
Комната друзей
Юный пожарный
1
М.В. Мочалина
Территория школы
Экскурсионная деятельность
1
Н.В. Шадрина
Достопримечательности и предприятия села
ИТОГО
10
10
10
9
Планируемые результаты воспитательной деятельности
Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов, Второй уровень результатов, Третий уровень результатов
(В случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы).
Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
образовательных эффектов
— формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
— формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Формы достижения результата:
Деловая игра «Шанс»
Социально-моделирующая игра
Познавательная
Викторина «Веселая семейка» (по произведениям Н.Носова)
Познавательные игры «Умники и умницы».
Познавательные беседы «Если хочешь быть здоров»
Общественный смотр знаний «История Отечества»
Детские исследовательские проекты «Вырастим цветы и подарим маме», «Новое лицо школьного двора». Внешкольные акции познавательной направленности: олимпиады «Русский медвежонок», «Кенгуру», конференции учащихся «Мои первые шаги в науку», Интеллектуальные марафоны: 2кл. «Конкурс кроссвордистов», 3 кл. «Знатоки природы»
Проблемно-ценностное общение
Этическая беседа
о правилах поведения в школе «Мы пришли в школу»,
«Не стесняйся доброты своей»
Тематический диспут 4кл. «Для кого написана Конвенция о правах ребенка»
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
Культпоходы в театр «Театр со сцены и за кулисами», музей славянской культуры, концертные залы по праздничным датам, выставка «Во что играли наши бабушки»
Концерт «Пусть всегда будет мама», инсценировка С. Маршак «Про козла», праздники на уровне класса «Зимние именинники» и школы «Новогодний огонек».
Школьный благотворительный концерт «Сделаем шаг к миру» Выставки «Краски осени», «Наши руки не знают скуки»
Фестиваль военно-патриотической песни.
Художественное творчество
Кружок «Смотрю на мир глазами художника»
Художественные выставки «Мир природы и фантазии»
Фестиваль искусств «Ярмарка талантов», спектакль в начальной школе Г.С. Андерсен «Огниво».
Социальные проекты на основе художественной деятельности «Подарок родному району»
Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)
Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми): «Письмо солдату», «Помощь детскому дому», «Забота прежде всего».
КТД (коллективно-творческое дело) «Наши защитники».
Социальный проект «Я -гражданин России».
Трудовая (производственная) деятельность
кружки технического творчества «Левша». Кружки домашних ремесел «Росток», «Культура труда».
Трудовой десант.
Сюжетно-ролевая игра «Твори, выдумывай, пробуй» «Почта».
Субботник «Праздник нашей улицы».
Спортивно-оздоровительная
деятельность
Занятия спортивных секций «ОФП», «Лыжные гонки»
Беседы о ЗОЖ «Болезни грязных рук» и др. Участие в оздоровительных процедурах «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу».
Школьные спортивные турниры «Богатырские потешки», «Саночные баталии», «Шашечный турнир».
Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты «Компьютер – «за» и «против».
Туристско-краеведческая деятельность
Образовательная экскурсия (
Туристический поход «По лесной тропе»
Краеведческая экспедиция «Знай и люби свой край»
Ожидаемые черты личности школьника
- Сформировано положительное отношение к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- Создана широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- Сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
Сформирована способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- Развиты основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
Развиты этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Сформировано чувство эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Существует установка на здоровый образ жизни;
- Сформированы основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- Создано чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Риски, трудности и проблемы в реализации модели
Среди основных факторов, способных повлиять на организацию введения Проекта ФГОС можно выделить следующие:
Диагностика эффективности внеурочной деятельности
Цель диагностики
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
Личность самого воспитанника
Детский коллектив
Профессиональная позиция педагога
Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива
Сформированность детского коллектива (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т.п.)
- Сформированность мотивации воспитанников к участию в общественно полезной деятельности коллектива
Сформированность коммуникативной культуры учащихся
- Методика выявления организаторских и коммуникативных склонностей (по В.В. Синявскому и Б. А. Федоришину)
Методика-тест «Тактика взаимодействия» (по А. Криулиной)
Методика «Мы — коллектив? Мы — коллектив… Мы — коллектив!» (стадии развития коллектива)
Методика «Какой у нас коллектив?» (по А.Н. Лутошкину)
Методика «Наши отношения»
Методика «Творческие задания»
Игра «Лидер»
Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общественного коллективов»
. Социометрия
Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»
Методика «Сочинения учащихся»
Игровая методика «Мишень»
Методика определения лидера
Методики: «Психологический климат коллектива», «Индекс групповой сплоченности»
Методика «Эмоционально-психологический климат»
Характеристика психологического климата коллектива
. Методика изучения мотивации межличностных выборов
Методика «Лесенка»
Методика диагностики организованности коллектива
Игровая методика «Лидер»
Методика «Творческий коллектив»
Методика определения уровня развития самоуправления
Цветопись (по А.Н. Лутошкину)
Методика «Определение уровня развития классной группы» (по А.Н. Лутошкину)
Приложение 2.
Занятие внеурочной деятельности : «Эти удивительные животные». 2-й класс
ЦЕЛИ:
-
обобщить знания о животных;
-
расширить знания об окружающей природе и ее охране;
-
углублять понимания взаимосвязей;
-
развивать чуткость, доброту, логическое мышление, творческое воображение;
-
учить обобщать, сравнивать, наблюдать;
-
расширить представление о зверях;
-
воспитывать у детей потребность ответственного поведения в окружающей среде.
Универсальные учебные действия:
-
Личностные УУД : учебно — познавательный интерес к учебному материалу, способность к самооценке, воспитание бережного отношения к животным.
-
Регулятивные УУД: умение понимать и принимать учебную задачу, умение планировать свои действия в соответствии с этой задачей, умение осуществлять рефлексию.
-
Познавательные УУД : умение строить логические рассуждения, находить необходимую информацию из различных
-
Коммуникативные УУД: умение строить устный диалог, формирования умения слушать и вступать в диалог.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-
карточки с цифрами 1, 2, 3;
-
конверты с буквами;
-
кроссворд;
-
эмблемы;
-
лампочки;
-
экран телевизора;
-
иллюстрации с изображением животных;
-
призы.
ХОД ЗАНЯТИЙ
Учитель
Начинаем наше очередное занятие, а чтобы определить тему, нужно отгадать загадки и заполнить кроссворд.
1.
Он высокий и пятнистый,
с длинной-длинной шеей,
и питается он листьями,
листьями деревьев. (Жираф)
2.
– Вот так лошадка!
воскликнул Андрейка, –
словно большая –
тетрадка в линейку! (Зебра)
3.
Всю жизнь я ношу два горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб – не горб,
амбар
Еды в них – на семь суток! (Верблюд)
4.
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает? (Лиса)
5.